УДК 159.9.072.43
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Тарасова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета; ул. Татищева, 20, Астрахань, Россия; 414056; e-mail: tarasova1278@mail.ru
Введение
В современном обществе большое внимание уделяется как процессу образования, так и субъектам этого процесса. Реформируется не только среднее общее, но и высшее профессиональное образование. Поэтому важен и своевременен вопрос об акторах процесса обучения в вузе — преподавателях.
В психолого-педагогических исследованиях внимание направлено на профессиональную деятельность преподавателей вузов и её отдельных качеств или форм — педагогического мастерства, общения и профессиональной компетентности — в различных аспектах современного социума [1; 2; 4; 7; 8-11; 15-18; 25-28].
Большое внимание традиционно уделяется личности преподавателя и её качествам, к которым относятся: саморазвитие [3], самопонимание [5], профессиональное самосознание [14], профессиональная самореализация [13], профессиональная культура [20], профессиональная позиция [19], профессиональное самовыражение [21-24]), профессиональные деформации [6].
Особое место в приведённых выше исследованиях занимают проблемы самости и профессионального самосознания преподавателей вуза и их руководителей. С другой стороны, самопрезентацией своего личностно-профессионального самосознания на этапе актуального са-
моосознания у личности выступает профессиональное самовыражение [14; 23]. Отметим, что профессиональное самовыражение преподавателя вуза не совпадает по своему содержанию с понятиями «самопредъявление личности в общении» и «самораскрытие», оно намного объёмнее и важнее для эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза. Поэтому компонентами профессионального самовыражения преподавателя вуза выступают: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации [21].
Содержание концепта профессионального самовыражения преподавателя вуза включает в себя когнитивные признаки, среди которых наиболее важными являются: представление определённого уровня самосознания человека, в том числе и профессионального; изображение способа, с помощью которого личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; выступление когнитивной моделью, посредством которой осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; многозначное выражение определённого уровня знаний и опыта человека, при этом демонстрирующий компоненты; эмоциональность, личностно определяющее, субъективно и личност-но осмысленно и эмоционально-личнос-тно окрашено, вербальный и невербальный способ выражения через имидж, поведение, реакции. Данный концепт имеет различные уровни: внешне-имиджевый, социально-профессиональный,
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на выявление психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным опытом работы. Рассмотрены подходы к исследованию различных аспектов деятельности преподавателей, особенностей их личности. Применены следующие методы исследования: логический анализ; сравнительный анализ; самооценочный опросник и опросник для экспертной оценки профессионального самовыражения преподавателя; беседы; анализ заданий-ситуаций. Для обработки результатов исследования применялся X критерий Колмогорова — Смирнова.
Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателя вуза: «устойчиво искажённая» у преподавателей, имеющих стаж работы более 10 лет («опытные»), и «неустойчиво-тревожная» у преподавателей, имеющих стаж работы до 5 лет («недостаточно опытные»).
Выявленные тенденции позволяют изучить и скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему повышения его квалификации.
Полученные результаты исследования важны как для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности преподавателей и студентов, так и для психологии развития и акмеологии в целом.
Ключевые слова: вуз, профессиональное самовыражение, преподаватель, опыт работы, «устойчиво искажённая» и «неустойчиво-тревожная» тенденции.
творчески-преобразующий; зависимость как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов — преподавательской, исследовательской, этно-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности [22].
Перечисленные когнитивные признаки определяют цель исследования — выявить психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза по основанию их дифференциации — стаж работы в вузе.
Гипотеза исследования: у преподавателей вуза с разным стажем работы в вузе различаются психологические тенденции их профессионального самовыражения.
При этом решаются следующие задачи: разработать опросники и задания-ситуации по проблеме профессионального самовыражения преподавателя вуза для самих преподавателей и студентов, описать результаты опросов как ведущие психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза.
Выборка и методы исследования
В исследовании приняли участие 68 преподавателей вузов, имеющих стаж работы более 10 лет («опытные»), и 67 преподавателей вузов, имеющих стаж работы до 5 лет («недостаточно опытные»). Данные группы выборки не уравнивались по возрасту, полу, направленности (профилю) образования, наличию учёной степени и учёного звания. В качестве экспертов были выбраны 135 студентов 3-4-х курсов бакалавриата и специалитета, магистрантов и аспирантов. Все участники исследования работали или учились в российских вузах — Астраханском государственном университете, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Российском государственном университете правосудия, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
В качестве инструментария были использованы: самооценочный опросник профессионального самовыражения преподавателя вуза; опросник для экспертной оценки профессионального самовыражения преподавателей вуза (для студентов); беседы; анализ заданий-ситуаций для оценки уровня профессионального самовыражения преподавателей вузов.
Опросники были направлены на выявление психологических тенденций
профессионального самовыражения преподавателей вуза.
Результаты опросов были подсчитаны с помощью X критерия Колмогорова — Смирнова.
Организация исследования заключалась в проведении опросов, бесед и занятий при реализации программы повышения квалификации преподавателей высшей школы в 2016-2017 гг., обучении аспирантов в рамках курсов программы «Преподаватель-исследователь» в 2015-2017 гг., при обучении студентов и магистрантов по программе дополнительного образования «Преподаватель высшей школы» в 2014-2016 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Главным результатом нашего исследования стало выявление различных психологических тенденций профессионального самовыражения у «опытных» и «недостаточно опытных» преподавателей вуза, их различия между двумя распределениями достоверны (судя по точке максимального накопления расхождения между ними) по X критерию Колмогорова — Смирнова (X = 2, 45, уровень значимости р = 0,00015).
Опросник для студентов, магистрантов и аспирантов и самооценочный опросник для преподавателей содержал показатели, которые были продифференцированы как личностные, профессионально-педагогические качества преподавателя вуза и профессионально-педагогические умения и навыки как показатели профессионализма преподавателя вуза (см. таблицу).
По упорядоченным перечням приведённых в таблице показателей были составлены групповые профили для двух эмпирических распределений в группе «опытных» и «недостаточно опытных» преподавателей, которые и выступили психологическими тенденциями профессионального самовыражения преподавателей вуза в зависимости от стажа работы в вузе.
Психологическая тенденция «опытных» преподавателей вуза была определена как «устойчиво искаженная», так как в основе её лежали: более значительная педантичность преподавателя в своей деятельности, более существенная технологичность в преподавании, высокая требовательность при соблюдении правил и требований к учебному процессу в вузе. При этом была отмечена чрезмерная увлечённость отдельными аспектами учебной дисциплины
или вопросами, косвенно относящимися к ним. «Опытные» преподаватели самостоятельно решали, что более важно в рамках изучаемой дисциплины и что нужно преподавать студентам, брали на себя больше полномочий («я — главный здесь», «я знаю, что надо делать»). У этих преподавателей преобладала личностная тревожность над ситуативной, при этом личностная тревожность была достаточна высокой и устойчивой. Этим объясняются повышенная конфликтность и низкая стрес-соустойчивость у многих «опытных» преподавателей.
Тенденция «недостаточно опытных» преподавателей вуза была определена как «неустойчиво-тревожная». Эти преподаватели менее педантичны в своей деятельности, менее технологичны, не всегда соблюдают правила и требования, предъявляемые к учебному процессу в вузе. Часто им присуща чрезмерная скорость прохождения учебного материала (поэтому они раньше заканчивают лекции и семинары, чем предусмотрено расписанием, при этом не разбираясь, поняли или нет студенты данный материал). Им присущ перегиб в сторону критичности, поэтому могут быть неадекватные требования и противоречивые оценки (их завышение или занижение). Несамостоятельность, неопытность этих преподавателей ведут к неустойчивости и тревожности («правильно ли я преподаю?», «хорошо ли понимают меня студенты»?). Поэтому у «недостаточно опытных» преподавателей ситуативная тревожность преобладает над личностной тревожностью, ситуативная тревожность неустойчива, но высока. Личностная тревожность занижена в силу возрастных особенностей.
Выводы
Главные итоги исследования — разработка и реализация опросника для студентов, магистрантов и аспирантов, самооценочного опросника для преподавателей, заданий-ситуаций по проблеме профессионального самовыражения преподавателя вуза. для преподавателей и студентов, а также описание результатов опросов как ведущих психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза.
Важнейший вывод исследования: выявленные результаты разработанных и реализованных опросников преподавателей и студентов, магистрантов, аспирантов отражают зафиксированные
Личностно-профессиональные показатели преподавателей вузов и их деятельности
Личностные и профессионально-педагогические качества преподавателя вуза Профессионально-педагогические умения и навыки как показатели профессионализма преподавателя вуза
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Внимательность. Адекватно воспринимать критику.
Воспитанность. Быстро понимать намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение.
Выдержка. Быть профессионалом.
Гибкость, в том числе гибкий ум. Владение приёмами воздействия.
Дисциплинированность. Внедрение инноваций.
Доброжелательность. Доносить информацию до слушателей, вызывая интерес к предмету.
Добросовестное отношение Групповые формы обучения.
к своей деятельности. Иметь чёткую и прозрачную систему оценивания студента.
Дружелюбность. Индивидуальный подход к каждому студенту.
Душевная чуткость. Использование мультимедиа, работа с компьютером.
Идейность (должен стремиться Направить студента в нужное русло.
к определённой цели познания). Обучать, но без принуждения.
Коммуникабельность. Организовать процесс обучения.
Настойчивость. Отстаивать свою позицию.
Организованность. Быстро перенимать опыт коллег и делиться с ними лучшими практиками.
Ответственность. Поддерживать дисциплину.
Отзывчивость. Разговаривать со студентами (а не только читать лекции), прислушиваться к студентам.
Порядочность. Прививать интерес к преподаваемой дисциплине.
Пунктуальность. Признавать свои ошибки.
Самокритичность. Простыми словами объяснять сложные вещи.
Самообладание. Разбираться во взаимоотношениях людей.
Современность. Развивать инновационное мышление студентов.
Справедливость. Решать конфликты (между самим преподавателем и студентами и между студентами).
Стрессоустойчивость. Слушать студентов (давать возможность им сказать, если что-то неверно, поправить их,
Строгость. но не давить на них).
Требовательность. Соблюдение ГОСТа.
Трудолюбие. Совершенствование стиля педагогической деятельности.
Уверенность в себе. Стремление дать весь материал.
Чувство юмора. Структурировать и систематизировать материалы обучения.
Эрудированность. Творчески подходить к процессу обучения.
Профессионально-педагогические Уходить от стереотипов и шаблонов.
качества Авторитетность (в научном сооб- ЧАСТНОДИДАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
ществе и среди студентов). Абстрагироваться от внешней ситуации, полностью посвящать себя занятию и студентам.
Вера в студентов и возможность Выделять активных студентов и, поощряя их, создавать стимулы для остальных.
повлиять словом на их будущее. Вызывать аудиторию на активную работу (живое общение) с помощью соответствующих
Грамотная речь. вопросов.
Деловой стиль одежды. Готовиться к каждому занятию, используя современные достижения науки и техники
Должен получать удовлетворение Демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности.
от выполняемой работы. Использовать материалы из практики.
Критическое мышление (не прини- Использовать неординарные подходы в проведении занятий.
мать все на веру). На каждый теоретический материал приводить практические примеры из жизни и быть
Лидерство (в области научных готовым отвечать на последующие после этого вопросы.
интересов). Наполнять занятие реальными примерами, показывая практическую важность предмета.
Любовь к своей работе. Не вестись на провокации со стороны студента, достойно выходить из конфликтной ситуации.
Обучаемость. Отходить от программы.
Самоуважение и уважение Помочь студентам определить цели и применение в жизни.
к студентам. Проводить живой диалог преподаватель — студент.
Стремление к саморазвитию. Разграничивать теоретическую и практическую составляющие.
Хорошее знание учебной дисцип- Решать задачи, используя имеющиеся теоретические знания.
лины С пониманием относиться к возможному непониманию со стороны студентов.
Следить за собой.
Структурировать знания.
Успокаивать агрессивно настроенных студентов
психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза — у «опытных» преподавателей, то есть имеющих стаж работы более 10 лет, выявлена «устойчиво искажённая» тенденция, у «недостаточно опытных» преподавателей, то есть имеющих стаж работы до 5 лет, — «неустойчиво-тревожная». Эти тенденции
описаны с — дидактических психологических позиций, а также с психологических позиций конфликтности, эмоциональности.
Заключение
Резюмируя итоги исследования психологических тенденций профессионального самовыражения преподава-
телей вуза с различным стажем работы в вузе, можно прийти к выводу о важности для вузовской практики современного общества изучения вопроса выявления психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза. Это важно, во-первых, для самих преподавателей в качестве коррекции профессиональных де-
формаций и повышения эффективности своей профессиональной деятельности, а также для личностно-профессиональ-ного развития преподавателей вуза. Во-вторых, решение этого вопроса позволит улучшить подготовку студентов, магистрантов и аспирантов и повысить их конкурентоспособность в современном социуме. В-третьих, практическое значение решения этого вопроса способствует улучшению эффективности профессионализации.
Практические рекомендации могут быть предложены как каждой группе преподавателей, выделенных по опыту работу в вузе, так и индивидуально для каждого преподавателя в плане индивидуальных и коллективных консультаций в рамках повышения уже имеющейся квалификации и получения новой квалификации. Практические рекомендации могут быть построены и по нескольким сферам психической деятельности личности, в том числе — когнитивной, мо-тивационно-целевой, творческой и эмоциональной.
В качестве перспектив исследования представляется важным изучить более «тонкую» и разветвлённую систему психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза и разработать для решения этой задачи новый диагностический инструментарий, возможные психокор-рекционные мероприятия для каждой из психологических тенденций профессионального самовыражения преподавателей вуза и каждой выделенной группы в зависимости от стажа работы в вузе.
ССЫЛКИ
[1]. Амирасланова Р.А. Профессиональная деятельность преподавателя вуза // Мат-лы VII междунар. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум 2015». URL: http://www. scienceforum.ru/2015/1210/12513 (дата обращения 18.04.2017).
[2]. Анохина С.Ю. Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза: Дис.... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2005. — 145 с.
[3]. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 2-11. — С. 326-330.
[4]. Волошина Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности
преподавателя вуза: Дис.... канд. пед. наук. — СПб., 1999. — 237 с.
[5]. Дахина Т.В. Психологические особенности развития самопонимания преподавателя вуза в период адаптации к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. — Астрахань, 2007. — 186 с.
[6]. Жалагина Т.А. Значимость различных проявлений профессиональных деформаций личности преподавателя вуза (статистический аспект) / Отв. ред. Б.С. Тетерин. — М.: РАО, МПСИ,
2006. — 130 с.
[7]. Закотнова П.В. Подготовка преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: Дис.... канд. пед. наук. — Омск, 2004. — 211 с.
[8]. Ким И.Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен // Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 39-47.
[9]. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы: Дис.... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2008. — 187 с.
[10]. Масаев В.Н. Управление профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вузов ГПС МЧС России: Дис.... канд. пед. наук. — СПб., 2011. — 181 с.
[11]. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Академия, 2004. — 320 с.
[12]. Митракова Е.В. Организационно-педагогические условия формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации: Дис.... канд. пед. наук. — Великий Новгород,
2007. — 197 с.
[13]. Москаленко О.В., Коняхи-на И.Б. Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов // Акменология. — 2010. — № 3. — С. 44.
[14]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеоло-гия. — 2012. — № 2. — С. 109.
[15]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Ак-меология. — 2014. — № 3. — С. 65.
[16]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных техноло-
гий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С.163.
[17]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный анализ со своими студентами // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 121-122.
[18]. Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения: Мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17 апреля 2009 г.) / Отв. ред. П.А. Рябцев. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 2009. — 459 с.
[19]. Руденко О.С. Профессиональная позиция преподавателя вуза как условие обеспечения качества его деятельности в образовательном процессе: Дис.... канд. пед. наук. — СПб., 2006. — 243 с.
[20]. Скворцова О.Г. Профессиональная культура преподавателя вуза: управленческий аспект: Дис.... канд. социол. наук. — Новосибирск, 2003. — 220 с.
[21]. ТарасоваИ.В. Критерии и показатели профессионального самовыражения преподавателя вуза // Акмеология. — 2017. — С. 78-82.
[22]. Тарасова И.В. Содержание концепта «Профессиональное самовыражение преподавателя вуза» // Акмеология. — 2016. — № 4(60). — С. 72-78.
[23]. Тарасова И.В. Психологическая культура профессионального самовыражения преподавателей высшей школы // Акмеология. — 2016. — № (57). — С. 98.
[24]. Тарасова И.В. Профессиональное самовыражение преподавателей и студентов как актуальная проблема высшей школы // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.К. Раицкой, С.Н. Курбако-вой, Н.М. Мекеко. — М.: Изд-во МГИ-МО, 2015. — С. 296-306.
[25]. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-11. — С. 24832487.
[26]. Тсенова Д.Е. Профессиональная деятельность преподавателя // Вестник КАСУ. — 2006. — № 1. иИЬ: Шр:// vestnik-kafu.info/journal/5/165/ (дата обращения 18.04.2017).
[27]. Тришина О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: Дис.... канд. пед. наук. — Кемерово, 2006. — 185 с.
[28]. Фоменко Н.А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты. URL: https://superinf. ru/view_helpstud.php?id=2360 (дата обращения 18.04.2017).
REFERENCES
[1]. AmiraslanovaR.A. Professional'naja dejatel'nost' prepodavatelja vuza [Professional Activity of University Teacher] // Materials of 7th international student electronic science conference. "Student science forum 2015". URL:http://www.sci-enceforum.ru/2015/1210/12513 (accessed date18.04.2017)
[2]. Anohina S.Y. Organizacionno-ped-agogicheskaja sistema ocenivanija peda-gogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelej vuza [Organisational and Pedagogical As-sesment System of Pedagogical Activity Of Teachers in University: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — N.Novgorod, 2005. — 145 p.
[3]. Vekovceva T.A. Osnovnye naprav-lenija samorazvitija prepodavatelja vuza v professional'noj dejatel'nosti [Main Directions of University Teacher's Self-development in Professional Activity] // Fundamental'nye issledovanija [Fundamental explorations]. — 2012. — № 2-11. — P. 326-330.
[4]. Voloshina T.Y. Metodika ispol'zovanija mul'timedijnyh tehnologij v uchebno-metodicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vuza [Methods of Media Technologies Use in Learning and Teaching Activity of University Teacher: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — SPb., 1999. — 237 p.
[5]. Dahina T.V. Psihologicheskie os-obennosti razvitija samoponimanija prepodavatelja vuza v period adaptacii k professional'noj dejatel'nosti [Psychological Peculiarities of Development of Self-comprehension of University Teacher during Adaptation to Professional Activity: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — Astrakhan, 2007. — 186 p.
[6]. Zhalagina T.A. Znachimost' razlich-nyh projavlenij professional'nyh defor-macij lichnosti prepodavatelja vuza (statis-ticheskij aspekt) [Significance of Various Demonstrations of Occupational Hazard of Personality of University Teacher] / Executive editor B.S. Teterin. — M.: RAO, MPSI, 2006. — 130 p.
[7]. Zakotnova P. V Podgotovka prepodavatelej vuza k dejatel'nosti v sisteme distancionnogo obuchenija [Preparation of University Teachers for Performing in
distance learning system: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — Omsk, 2004. — 211 p.
[8]. Kim I.N. Professional'naja dejatel'nost' prepodavatelja rossijskogo vuza: slozhivshiesja stereotipy i neobhodi-most' peremen. [Professional Actrivity of Russian University Teacher: Set Patterns and Neccesity for Changes] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. — 2014. — № 4. — P. 39-47.
[9]. Lazarenko L.A. Psihologicheska-ja kompetentnost' kak determinanta professional'noj uspeshnosti prepodavatelja vysshej shkoly [Psychological Competency as Determinant of Professional Successful-ness of University Teacher: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — Stavropol, 2008. — 187 p.
[10]. Masaev V.N. Upravlenie professional'noj dejatel'nost'ju professor-sko-prepodavatel'skogo sostava v filialah vuzov GPS MChS Rossii [Management of Professional Activity of Professors and Teachers in branches Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — SPb., 2011. — 181 p.
[11]. Mitina L.M. Psihologija professional'nogo razvitija uchitelja [Psychology of Teacher's Professional Development]. — M.: Akademija [Academy], 2004. — 320 p.
[12]. Mitrakova E.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija pedagogicheskogo masterstva prepodavatelej tehnicheskih vuzov v processe pov-yshenija ih kvalifikacii [Organisational and Pedagogical Conditions for Creation of Pedagogical Mastery of Technical University Teachers during Advanced Training: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — Velikiy Novgorod, 2007. — 197 p.
[13]. Moskalenko O.V., Konjahina I.B. Model' akmeologicheskogo proekta professional'noj samorealizacii v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazo-vanija specialistov [Model of Acmeologi-cal Project of Professional Self- fulfillment under Conditions of Specialists' Additional Professional Education] // Akmeologija [Acmeology]. — 2010. — № 3. — P. 44.
[14]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategori-ja lichnostno-professional'nogo razvitija specialista [Professional Self-consciousness as General Category of Specialist's Personal and Professional Development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109.
[15]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka.[Role of Knowledge in Building Career of Person] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3. — P. 65.
[16]. Moskalenko O.V. Rol' novyh kom-munikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza. [Role of Modern Communicative and Informational Technologies in University Teacher's Activity] // Akmeologija [Acmeology]. —
2014. — № 1-2. — P. 163.
[17]. Moskalenko O.V. Prepodavatel' vysshej shkoly: sravnitel'nyj analiz so svoimi studentami [University Teacher: Comparative Analysis with His/Her Own Students] // Akmeologija [Acmeology]. —
2015. — № 3 (55). — P. 121-122.
[18]. Psihologo-pedagogicheskie prob-lemy professional'noj dejatel'nosti i obsh-henija: mat-ly I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Grodno, 17 aprelja 2009 g.). / Otv. red. P.A. Rjabcev; red. kol.: K.V. Karpin-skij, B.P. Kovalev, L.M. Dauksha. Grodno: GrGU [Psychological Pedagogical Problems of Professional Activity and Communication: materials of first international scientific practical conference] Grodno, 17 April 2009 y. / Executive editor P.A.Ryabcev, editorial group K.V. Karpinskij, B.P. Kovalev, L.M. Dauksha]. — Grodno: GrGU, 2009. — 459 p.
[19]. Rudenko O.S. Professional'naja pozicija prepodavatelja vuza kak uslovie obespechenija kachestva ego dejatel'nosti v obrazovatel'nom processe [Professional position of University Teacher as Condition for Quality Supply of His\Her Activity in Educational Process: thesis research in support of candidature for Pedagogical Science]. — SPb., 2006. — 243 p.
[20]. Skvorcova O.G. Professional'naja kul'tura prepodavatelja vuza: uprav-lencheskij aspekt: dis.... sociolog. p.n. [University Teacher's Professional Culture: Management Aspect: thesis research in support of candidature for Sociological Science]. — Novosibirsk, 2003. — 220 p.
[21]. Tarasova I.V. Kriterii i pokazateli professional'nogo samovyrazhenija prepodavatelja vuza [Criteria and Indicators of Professional Self-actualization of University Teacher] // Akmeologija [Acmeology]. — 2017. — P. 78-82.
[22]. Tarasova I.V. Soderzhanie kon-cepta "Professional'noe samovyrazhe-nie prepodavatelja vuza" [Content of "Professional Self-expression of University Teacher" Concept] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 4 (60). — P. 72-78.
[23]. Tarasova I.V. Psihologicheskaja kul'tura professional'nogo samovyrazheni-ja prepodavatelej vysshej shkoly [Psychological Culture of University Teachers' Professional Self-expression] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № S1 (57). — P. 98.
[24]. Tarasova I.V. Professional'noe sam-ovyrazhenie prepodavatelej i studentov kak aktual'naja problema vysshej shkoly. / Mirovoe kul'turno-jazykovoe i polit-icheskoe prostranstvo: innovacii v kom-munikacii. Sb. nauch. tr. / Pod obshh. red. L.K. Raickoj, S.N. Kurbakovoj, N.M. Me-keko. M.: MGIMO [Professional Self-expression of Teachers and Students as Actual Problem of University/ Worldwide cultural linguistic and political area: innovations in communication] Collection of research papers / Under the general editorship of L.K. Raickoj, S.N. Kurbakovoj, N.M. Mekeko]. — M.: MGIMO, 2015. — P. 296-306.
[25]. Tolstouhova I.V., Fugelova T.A. K voprosu o specifike professional'noj dejatel'nosti prepodavatelja vuza v us-lovijah innovacionnyh preobrazovanij [To Question about Specific Features of University Teacher's Professional Activity under Conditions of Innovative Transformations] // Fundamental'nye issledovanija [Fundamental Research]. — 2015. — № 2-11. — P. 2483-2487.
[26]. Tsenova D.E. Professional'naja dejatel'nost' prepodavatelja [Teacher's Professional Activity] // Vestnik KASU. — 2006. — № 1. URL: http://vestnik-ka-fu.info/journal/5/165/ (accessed date 18.04.2017).
[27]. Trishina O.Ju. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj dejatel'nosti prepodavatelja tehnicheskogo vuza: dis.... k.p.n. Kemerovo [Psychological pedagogical support for Technical University Teacher's Professional Activity: thesis research in support of candidature for Pedagog-
ical Science]. — Kemerovo, 2006. — 185 p.
[28]. Fomenko N.A. Professional'naja kompetentnost' prepodavatelja vuza: os-novnye komponenty [Professional Competence of University Teacher: Basic Components]. URL:https://superinf.ru/ view_helpstud. php?id=2360(accessed date 18.04.2017).
PSYCHOLOGICAL TENDENCIES OF PROFESSIONAL SELF-EXPRESSION OF THE UNIVERSITY TEACHERS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE
Irina V. Tarasova — Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University; Tatischeva Street, 20, Astrakhan, 414056, Russia; e-mail: tasasova_1278@mail.ru
ABSTRACT
This article is devoted to the results of the research aimed at the exposure of psychological tendencies of the professional self-expression of university teachers with different working experience. The author considered approaches to the exploration of different aspects of teachers' activity and peculiarities of their personalities. The following methods were applied: logical analysis; comparative analysis; self-assessment questionnaire and a questionnaire for experts' estimation of teacher's professional self-expression; conversations; case analysis.
The À criterion of A.N Kolmogorov and N.V. Smirnov was used for processing the research results.
Such psychological tendencies of university teacher's professional self-expression as "consistently distorted" tendency of teachers having more than ten-year professional experience ("experienced") and "unstably anxious" tendency of teachers having less than 5-year working experience ("not enough experienced") were theoretically substantiated and empirically justified.
The exposed tendencies give an opportunity to create the skills improvement system of a university teacher, as well as to explore and correct a university teacher's professional self-expression.
The research results are important both for the increase of teachers' and students' efficiency and competitiveness, and for psychology of development and acmeology as a whole.
Keywords: university, professional self-expression, teacher, professional experience, "consistently distorted" and "unstably anxious" tendencies.