УДК 373.37.1 ББК 74.267 К 51
В.В. Крамская
Аспирант кафедры теории, истории и методики физической культуры Кубанского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail:
vikavikylay@mail. ru
СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, функционального состояния, физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости, а также обоснованию содержания компонентов методики использования средств физического воспитания в условиях регламентированных занятий физической культурой с целью предупреждения развития у них хронической усталости.
Ключевые слова: школьники младших классов, хроническая усталость, легкая форма, физическое воспитание, методика.
V.V. Kramskaya
Post-graduate student of Department of Theory, History and Techniques of Physical Training at
Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]
THE CONTENT OF COMPONENTS OF THE PHYSICAL TRAINING TECHNIQUE FOR CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH THE EASY FORM OF CHRONIC WEARINESS
Abstract. The paper provides an analysis of features of informative processes, emotional sphere, a functional condition, physical development and physical readiness of children of younger school age with the easy form of chronic weariness. The author substantiates the content of components of a technique of using means of physical training in the conditions of the regulated engagement in physical training for the purpose of the prevention of development of chronic weariness.
Keywords: pupils of elementary grades, chronic weariness, the easy form, physical training, a technique.
В настоящее время существует целый ряд вполне обоснованных подходов к методике физического воспитания детей младшего школьного возраста, которые достаточно подробно представлены в нескольких программах по физической культуре для учащихся I-XI классов средних общеобразовательных школ, в специальной литературе и в научных исследованиях [1, 2, 3].
В этих работах методика физического воспитания для конкретного контингента школьников опирается на учет не только возрастных, но и специфических особенностей состояния, возможностей и подготовленности детей.
В настоящее время возрастные особенности здоровых детей младшего школьного возраста достаточно хорошо изучены специалистами. Но о детях младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости (ЛФХУ) подобные данные представлены лишь фрагментарно. В связи с этим были проведены исследования с целью определения особенностей познавательных процессов, состояния эмоциональной и двигательной сфер, функционального состояния, физического развития и физической
подготовленности детей младшего школьного возраста с ЛФХУ, которые необходимо учитывать при подборе средств и методов физического воспитания.
В результате установлено, что у данной категории школьников, по сравнению с их здоровыми сверстниками, познавательные процессы не соответствуют возрастной норме; на низком уровне находится концентрация, устойчивость и распределение внимания; слабо развито произвольное внимание; отстают в своем развитии основные показатели оперативной, кратковременной и зрительной памяти, а также психомоторный темп; внимание у них неустойчивое; слабо развито словесно-логическое мышление; меньше словарный запас; меньше скорость чтения, а умственная утомляемость повышена.
Исследование состояния эмоциональной и двигательной сфер выявило у этих школьников повышенный уровень тревожности и наличие нарушений речи. Следствием этого являются сниженные параметры сна и успеваемости по основным предметам в школе (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития познавательных процессов и эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с различным состоянием здоровья (М±т).
Функции Дети с ЛФХУ Здоровые дети Достоверность
(п=65) © = 3 различии
1. Внимание:
- концентрация 87,5±0,8 95,2±0,7 <0,01
- устойчивость 1,9±0,3 1,1±0,1 <0,01
- объем 2,5±0,4 6,3±0,3 <0,05
- переключение 90,1±1,8 99,0±1,3 <0,01
- распределение 91,0±1,2 95,4±0,9 <0,05
2. Память
- оперативная 3,5±0,3 6,0±0,6 <0,01
- кратковременная 3,6±0,7 6,0±0,8 <0,01
- долговременная 3,4±0,5 9,9±0,1 <0,01
-слухоречевая 4,8±1,2 10,0±0,9 <0,01
- зрительная 2,1±0,9 5,0±0,9 <0,01
- тормозимость слуховых
- следов 4,7±0,4 9,8±0,2 <0,01
3. Психомоторный темп 26,3±0,6 35,6±0,8 <0,01
4. Мышление:
- словесно-логическое 8,7±0,5 9.2±0,2 <0,01
- теоретическое 4,2±0,6 4,5±0,2 >0,05
5. Тревожность 8,2±0,4 6,0±0,4 <0,01
6. Агрессия 1, 8±0,6 1,3±0,4 >0,05
7. Эмоциональная устойчивость 4,8±0,3 2,3±0,4 <0,01
8. Самооценка 0,4±0,3 0,3±0,3 >0,05
Изучение анамнестического статуса позволило установить повышенную заболеваемость этих детей, частые случаи болезни костно-мышечной системы -27,9%, органов пищеварения -18,8%, органов зрения -25,7%, аллергического характера -13,2%, ЛОР-органов -17,6% и нервной системы -10,2%.
В функциональном состоянии у младших школьников с ЛФХУ отмечается повышенная ЧСС в покое и после дозированной физической нагрузки, величина систолического артериального давления в покое и Индекс Руфье.
Также установлено, что некоторые показатели физического развития (ОГК, динамометрия правой кисти, PWCl7o, масса тела) и физической подготовленности (время бега на 10м, дальность прыжка в длину с места, метание мяча на дальность, глубина наклона вперед сидя, количество подъемов туловища за 30 секунд) этих детей ниже, чем у здоровых сверстников (табл. 2).
Имеющиеся в настоящее время в литературе данные, а также результаты собственного исследования позволили сформировать состав основных компонентов и
сформулировать содержание отдельных фрагментов специфической части методики физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих ЛФХУ.
Прежде всего, основной целью данной методики является предупреждение развития хронической усталости у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания.
Таблица 2
Показатели функционального состояния, физического развития и физической подготовленности школьников младших классов с различным состоянием здоровья (М±т)
№ п/п Показатели Дети с ЛФХУ (п=65) Здоровые дети (п=30) Достовер- ность различий
1. ЧСС в покое, уд/мин 7-8 лет 88,60±1,05 85,04±1,03 <0,05
9-10 лет 82,52±1,72 80,20±1,52 >0,05
2. ЧССтах после нагрузки, уд/мин 7-8 лет 155,8±1,31 143,0±1,62 <0,01
9-10 лет 145,7±1,60 138,0±1,34 <0,01
3. САД,мм.рт.ст 7-8 лет 91,4±1,23 96,6±1,22 <0,05
9-10 лет 102,2±1,25 103,5±1,23 >0,05
5. Индекс Руфье, баллы 7-8 лет 15,23±0,35 14,26±0,28 >0,05
9-10 лет 12,88±0,44 11,54±0,32 <0,05
7. Масса тела, кг 7-8 лет 25,7±0,82 25,9±1,06 >0,05
9-10 лет 30,4±0,73 32,7±0,64 <0,05
8. ОГК, см 7-8 лет 60,0±1,06 61,5±0,80 >0,05
9-10 лет 61,9±0.74 64,4±0,61 <0,05
10. Сила правой кисти, кг 7-8 лет 12,42±0,48 13,42±0,41 >0,05
9-10 лет 14,7±0,27 15,86±0,36 <0,05
11. Сила левой кисти, кг 7-8 лет 7,90±0,31 8,60±0,28 >0,05
9-10 лет 9,22±0,27 11,33±0,24 <0,01
12. PWCl70, кгм/мин 7-8 лет 292,8±10,2 330,6±11,5 <0,05
9-10 лет 442,2±9,2 472,1±8,6 <0,05
13 PWCl70, кгм/мин/кг 7-8 лет 10,4±0,28 11,8±0,25 <0,05
9-10 лет 12,5±0,30 13,7±0,23 <0,05
14. Челночный бег 3х10м (с) 7-8 лет 11,6±0,31 10,8±0,36 >0,05
9-10 лет 10,9±0,33 9,8±0,30 <0,05
15. Прыжок в длину с места (см) 7-8 лет 117,8±2,18 122,9±1,99 >0,05
9-10 лет 130,6±2,69 139,2±2,27 <0,05
16. Подъем туловища за 30 сек (кол-во раз) 7-8 лет 14,7±0,85 15,8±0,79 >0,05
9-10 лет 18,7±0,56 21,4±0,63 <0,01
Основным средством предупреждения и коррекции ЛФХУ у младших школьников обоснованно считается физическое упражнение [4, 5]. Их состав, используемый в процессе занятий с детьми, имеющими признаки ЛФХУ, должен быть довольно многообразен и обеспечивать достаточную гибкость выбора педагогом средств в зависимости от стоящих перед ним задач и общего уровня развития конкретного ребенка. Кроме традиционных физических упражнений и упражнений из базовых видов спорта, методика физического воспитания для детей с ЛФХУ должна включать и специфические для данного контингента учащихся средства: комплекс аэробики, простые подвижные игры, фитбол-гимнастику, упражнения на расслабление, дыхательную гимнастику, несложные элементы гимнастики, несложные элементы акробатики, простые элементы легкой атлетики и ходьбу в рамках кроссовой подготовки.
Причем при выполнении физических упражнений необходимо создание условий для развития самостоятельности и концентрации внимания учащихся на выполняемых заданиях, что позволит ослабить воздействие стресса. Кроме того, индивидуальный подбор заданий путем рационального распределения нагрузки должен обеспечить не только поддержание физической формы, но и исключить усиление усталости занимающихся [6].
Целевая направленность используемых в рамках этой методики средств физического воспитания должна быть ориентирована как традиционно на развитие всех физических качеств, координационных способностей, свойств личности, на все группы мышц, на овладение новыми двигательными действиями, на восстановление физической работоспособности, так и на концентрацию внимания, на основные группы мышц, на одно конкретное физическое качество, на улучшение мозгового кровообращения, на восстановление умственной работоспособности.
Исследования показали, что из всего состава методов физического воспитания адекватными для развития физических качеств и обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста с ЛФХУ являются равномерный, повторный, игровой и целостный.
Причем эти методы должны обеспечивать выполнение упражнений преимущественно в аэробном или аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения. А комбинированные или активные паузы отдыха должны быть предусмотрены не только после выполнения непрерывного упражнения и между повторениями, но и в процессе игры, обеспечивая при этом как полное восстановление, так и сверхвосстановление физической работоспособности. Кроме того, сниженные объемы умеренной или большой по интенсивности нагрузки должны обеспечивать соответственно малую или среднюю ее величину.
При решении задач физического воспитания, исходя из конкретной педагогической ситуации, необходимо использовать такие методические приемы, которые бы обеспечивали исключение статического напряжения, а также выраженного эмоционального и соревновательного компонентов.
Система оценки эффективности процесса физического воспитания по составу тестов должна, с одной стороны, соответствовать программе для средних общеобразовательных школ, с другой, - обеспечивать оценку состояния познавательных процессов, эмоциональной и двигательной сфер, функционального состояния, физического развития и физической подготовленности по специально рассчитанным индивидуально-дифференцированным нормативам.
Примечания:
1. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Д. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. М.: Просвещение, 1996. 101 с.
2. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Киев: Олимпийская литература, 2003. 424 с.
3. Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 24с.
4. Kelly D.P. Attention deficits in school-aged children and adolescents // Pediatrics Clinics jf North America. 1992. Vol. 39, № 3. P. 487-513.
5. Чухно П.В. Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами баскетбола // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта: электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2008. № 6.
6. Арцимович Н.Г., Галушина Т.С. Синдром хронической усталости. М.: Научный мир, 2002. 159 с.
1. Lyakh V.I. The complex program of physical training pupils of 1-11th classes / V.I.Lyakh, L.B.Kofman, G.D.Meikson - M.: Prosveshchenie, 1996. - 101 p.
2. Krutsevich T.Yu. Theory and a physical training technique: Studies. Textbook for students of higher schools of physical training and sports /T.Yu. Krutsevich — Kiev: the Olympic literature, 2003. — 424 p.
3. Ivanova N.G. Differentiation of motor modes of 10-12 year-old children taking into account features of the physical and psychophysiological status: Author’s summary of Dissertation of Candidate of Pedagogy / N.G. Ivanova. - Krasnodar, 2006. - 24 p.
4. Kelly D.P. Attention deficits in school-aged children and adolescents./Kelly D.P.//Pediatrics Clinics of North America. - 1992.-Vol.39, №3.-P.487-513.
5. Chukhno P.V. Correction of physical readiness of younger pupils with infringements of speech by means of basketball. / P.V.Chukhno // Pedagogical-psychological problems of physical training and sports. Electronic journal of Kamsky State Institute of Physical Training. No.6 (1/2008).
6. Artsimovich N.G. A syndrome of chronic weariness / N.G. Artsimovich, T.S.Galushina. - M.: The Scientific World, 2002. - 159 p.