и педагогического коллектива ДОУ как фактор формирования физической культуры детей раннего возраста // Тезисы докладов XXXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа, посвященной
40-летнему юбилею КГУФКСТ (январь-март 2009 года, г. Краснодар). - Ч.1. - Краснодар, 2009. - С. 72-73.
8. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
INTERACTION OF PARENTS AND TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE LEARNING-EDUCATIONAL PROCESS wITH NURSERY AGED CHILDREN
I. Menyailova,
K. Chernishenco, Post-Graduate Student, T. Efendiev, Post-Graduate Student
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Main problems of interaction of educational institutions and a family are presented in the paper. There are also detailed examples of experimental and psychical development of nursery aged children by means of physical education. All this is based on the well-grounded
didactical and motivational interaction of preschool institutions specialists and preschool children's parents.
Key words: methods, interaction, parents, teachers, physical and psychical development of nursery aged children.
особенности психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости
Старший преподаватель кафедры психологических и педагогических наук В.В. Крамская Институт экономики, международного права и гуманитарных наук им. К.В. Россинского, г. Краснодар Доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
В статье представлено обоснование актуальности проблемы предупреждения развития хронической усталости у школьников средствами физического воспитания, а также проведен анализ материалов, отражающих особенности психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети младшего школьного возраста, легкая форма хронической усталости, вни-
мание, память, психомоторный темп, мышление, тревожность, агрессия, эмоциональная устойчивость, самооценка.
Детский и подростковый возраст относится к наиболее чувствительным периодам человеческой жизни, когда функциональное состояние систем растущего организма как никогда зависит от качества жизни, средовых, социальных и других воздействий (Н.А. Агаджа-нян, 2000 и др.).
Важной особенностью конца 20-го века было стремительное
увеличение числа факторов, негативно влияющих на физиологические показатели, рост и развитие детей.
Исследования целого ряда специалистов указывают на то, что образовательный процесс и высокая учебная нагрузка в современных средних общеобразовательных учреждениях, сопровождающиеся сокращением объема двигательной активности школьников, приводят не только к достаточно сильному умственному утомлению, но и к снижению функциональных возможностей учащихся (Л.А. Лифанова, 2002; Н.В. Зайцева и др., 2003; Н.С. Жигарева, 2008).
В связи с этим закономерно возрастает роль профилактики умственного утомления и гиподинамии, оказывающих отрицательное воздействие на функциональное состояние систем организма детей и подростков, что в конечном итоге может привести к хроническому утомлению, а затем и к переутомлению (Н.И. Аверьянова и др., 2003, 2004, 2005 и др.).
В настоящее время в зависимости от степени выраженности различают три формы хронического утомления: скрытую (идиопатическую), пролонгированную и непосредственно синдром хронической усталости (D. Bushwal, P.R. Cheney, 1992; D.S. Bell, 1992; G.P. Holmes, 1988; K. Fukuda, S. Straus, I. Hickie et al., 1994). По симптоматике, особенностям проявления и степени воздействия на организм идиопатическую хроническую усталость можно отнести к легкой форме, а пролонгированную и хроническую - соответственно к средней и тяжелой (Н.Г. Арцимович, Т.С. Галушина, 2002).
Известно, что необходимым условием нормального развития организма, положительно влияющим на формирование психофизиологического статуса ученика, является достаточная по объему, интенсивности и разносторонности двигательная активность (В.А. Белоус, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин, 2005). Поэтому, вполне естественно, что одним из действенных средств решения проблемы борьбы с гиподинамией и предупреждения развития хронической усталости у детей и подростков специалисты считают адекватную физическую активность (Н.А. Дидковский, 2000; Н.Г. Арцимович, Т.С. Галушкина, 2002; Н.И. Аверьянова и др., 2005).
Вместе с тем динамика показателей функционального состояния систем организма, физического развития, двигательной и физической подготовленности современных школьников указывает на то, что разработанные до настоящего времени программы по физической культуре и педагогические методики не позволяют эффективно предупреждать развитие хронической усталости у детей и подростков средствами физического воспитания.
Отсюда становится очевидным, что одной из актуальных социальных проблем, требующей в настоящее время научного обоснования и последовательного решения, является необходимость инновационного обновления содержания, организации и методики занятий физическими упражнениями с целью оптимизации двигательной активности учащихся средних общеобразовательных учреждений (В.А. Белоус, В.А. Щеголев,
Ю.Н. Щедрин, 2005 и др.), которые бы способствовали эффективному предупреждению развития хронической усталости у школьников.
В этом аспекте представлялось необходимым, прежде всего, установить особенности психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста, имеющих симптомы легкой формы хронической усталости.
Группу школьников с легкой формой хронической усталости составили 65 учащихся младших классов (35 мальчиков, 30 девочек) общеобразовательной школы. В группу практически здоровых школьников, у которых не выявлены симптомы даже легкой формы хронической усталости, вошло 30 учащихся этого же возраста.
В результате исследования были обнаружены существенные различия между сравниваемыми группами школьников. Так, при тестировании когнитивных функций (табл. 1) у школьников с легкой формой хронической усталости было обнаружено отставание в развитии основных показателей внимания, памяти и психомоторного темпа, а на занятиях у них отмечалась низкая работоспособность.
Таблица 1
Уровень развития когнитивных функций у детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости (M±m)
Функции Дети с ЛФХУ Дети без ЛФХУ Норма Патология Р
1. Внимание: - концентрация - устойчивость - объем - переключение - распределение 87,5±1,8 1,9±,3 2,5±1,4 90,1±1,8 91,0±1,2 95,2±0,7 1,1±0,1 6,3±0,3 99,0±0,3 95,4±0,9 >-92 <-1,5 >-5 >-95 >-95 <90 >3 <4 <92 <92 0,00 0,02 0,04 0,01 0,05
2. Память - оперативная кратковременная - долговременная -слухоречевая - зрительная - тормозимость слуховых следов 3,5±0,3 3,6±0,7 3,4±1,5 4,8±1,2 2,1±0,9 4,7±1,4 6,0±0,0 6,0±0,0 9,9±0,1 10,0±0,0 5,0±0,0 9,8±0,2 6 6 10 10 5 10 <5 <5 <5 <5 <4 <7 оооооо 0 0 0 0 0 0 О О О О —1 —1
3. Психомоторный темп 26,3±1,6 35,6±1,8 >-28 <22 0,00
Примечание: при p<0,05 различия достоверны.
ЛФХУ - легкая форма хронической усталости.
Измеряемые показатели оценивались в баллах. Достоверных различий между мальчиками и девочками, выявляемых на основе дисперсионного анализа, не обнаружено (у детей с легкой формой хронической усталости р=0,91, а у здоровых сверстников р=0,87).
Анализ результатов исследования также показал, что в группе детей с легкой формой хронической усталости уровень развития когнитивных функций не соответствовал возрастной норме, а концентрация и объем внимания находились на очень низком уровне.
При этом выраженный дефицит внимания наблюдался у всех детей с легкой формой хронической усталости, который проявлялся у них в отвлечении от
учебных занятий, беседах с соседями, выполнении посторонних дел, нарушении осанки. Все это приводило к тому, что ученики с легкой формой хронической усталости были не в состоянии до конца и без ошибок выполнять сложные и относительно большие по времени выполнения задания. Следует также отметить, что рассеянность у них увеличивалась к концу учебного дня, а при оценке уровня внимания возрастало число ошибок, что свидетельствовало о повышенной утомляемости.
Анализ показателей, характеризующих память, позволил установить, что она у таких школьников достоверно ниже, чем у практически здоровых сверстников (р<0,05). Оперативная, кратковременная и зрительная память у младших школьников с легкой формой хронической усталости находятся на низком уровне. При этом такие учащиеся могли удерживать в уме и оперировать только лишь ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывалась. Так, если сразу после предъявления ряда стимулов у школьников с легкой формой хронической усталости воспроизводилось 48% информации, то через 30-40 минут - только 27% (р<0,05). Особенно сильно влияла на запоминание интерференция, т. е. отвлекающая деятельность между запоминанием и воспроизведением, а ее влияние указывает на повышенную тормозимость слуховых следов. У детей с легкой формой хронической усталости она фиксировалась на очень низком уровне.
Изучение психомоторного темпа у обследованных детей показало его более низкий уровень по сравнению с практически здоровыми учащимися. В целом поведение школьников с легкой формой хронической усталости отличалось некоторой замедленностью и заторможенностью. Они с трудом понимали длинную сложную словесную конструкцию, медленно включались в работу. Сложное многоэтапное задание ими выполнялось с трудом из-за недостаточного распределения и объема внимания. Наблюдения показали, что, выполнив первые один - два этапа задания, они забывали, что им необходимо было делать дальше, а из-за слабой переключаемости и концентрации внимания эти дети не успевали за объяснением учителя и, как следствие, прекращали работать на уроке вообще.
Словесно-логическое мышление у детей с легкой формой хронической усталости также слабо развито по сравнению со здоровыми сверстниками. А вот по уровню развития теоретического мышления достоверных различий между этими группами школьников не обнаружено (табл. 2).
Исследования показали, что школьники с легкой формой хронической усталости начинали читать значительно позже, а скорость чтения у них на момент обследования была в 1,7 раза ниже, чем в группе практически здоровых школьников.
Из материалов исследования видно, что уровень развития когнитивных функций в группе детей с легкой формой хронической усталости не соответствует возрастной норме, а концентрация, устойчивость и распределение внимания зафиксированы на достаточно
низком уровне. В свою очередь низкие показатели концентрации и устойчивости внимания свидетельствуют о слабом развитии произвольного внимания у детей с легкой формой хронической усталости.
Таблица 2
Уровень развития мышления и словарного запаса у детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости (M±m)
Функции Дети с ЛФХУ Дети без ЛФХУ Норма Патология Р
Мышление: - словесно-логическое 8,7±0,5 9.2±0,2 >-9 <5 0,00
- теоретическое 4,2±0,6 4,5±0,2 >-4 <2 0,35
Словарный запас 4,0±2,5 7,2±0,4 >-8 <2 0,00
Примечание: при р<0,05 различия достоверны.
Таким образом, из-за слабой произвольной регуляции внимания, недостаточного эмоционального контроля эти дети не в состоянии хорошо выполнять задания, а повышенная умственная утомляемость не позволяет их выполнить полностью.
У школьников с легкой формой хронической усталости общая продуктивность работы на уроке была ниже, чем в группе практически здоровых детей того же возраста. Последнее свидетельствует о том, что развитие хронического утомления у школьников вызывает изменения в когнитивной сфере, выраженность которых зависит, в том числе, и от глубины изменений психомоторных процессов. Поэтому целесообразно было изучить состояние эмоциональной и двигательной сферы у школьников с легкой формой хронической усталости.
У школьников с симптомами легкой формы хронической усталости и у их практически здоровых сверстников эмоциональный статус исследовался путем оценки уровня тревожности и скрытой агрессии. Кроме того, по показателям выполнения корректурного теста Тулуз-Пьерона проводилось определение точности самооценки и эмоциональной устойчивости (табл. 3).
Результаты исследования показывают, что у детей с легкой формой хронической усталости уровень тревожности значительно повышен и достоверно отличается от соответствующих показателей у практически здоровых школьников.
В процессе опроса было установлено, что как окружающие, так и сами дети отмечали проявления плохого настроения и подавленности. Они легко расстраивались из-за неудач. В то же время уровень агрессивности не был повышен и не отличался от такового в группе практически здоровых школьников того же возраста и пола.
Последнее подтверждали и низкие значения показателя колебаний скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона во времени, что указывает на их нормальную эмоциональную устойчивость.
Таблица 3
Эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости (M±m)
Таблица 4
Параметры сна у детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости (M±m)
Признаки Дети с ЛФХУ Дети без ЛФХУ Норма Патология Р
Тревожность 8,2±0,4 6,0±0,4 3-6 >8 0,00
Агрессия 1, 8±0,6 1,3±0,4 <10 >16 0,79
Эмоциональная устойчивость 4,8±0,3 2,3±0,4 <5 >9 0,00
Самооценка 0,4±0,3 0,3±0,3 0 -1 и +1 0,04
Параметры сна Дети с ЛФХУ Дети без ЛФХУ Р
Длительность сна меньше нормы (7-8 ч.) 23,0 % 74,1 % 0,00
Низкая продуктивность сна 12,8 % 4,3 % 0,80
Беспокойный сон 64,1 % 10,3 % 0,00
Сноговорение 30,8 % 6,0 % 0,00
Недостаточный сон 64,1 % 29,3 % 0,00
Примечание: при р<0,05 различия достоверны.
Примечание: для количественного определения самооценки приняты следующие обозначения: «0» - нормальная, «+1» - завышенная, «-1» - заниженная.
При р<0,05 различия достоверны.
В то же время исследование оценочной позиции показало, что низкая успеваемость по основным предметам существенно влияла на самооценку детей с легкой формой хронической усталости.
Уровень же самооценки у детей с легкой формой хронической усталости практически не отличался от аналогичных показателей здоровых школьников. Это же характерно и для показателей развития динамического и пространственного праксиса у детей с легкой формой хронической усталости.
Оценка пробы Хэда на зрительно-пространственную организацию движений показала, что право-левая ориентация у детей с легкой формой хронической усталости была сформирована не до полной физиологической нормы.
При исследовании же произвольных движений у детей с легкой формой хронической усталости не было отмечено значительного отставания в развитии реци-прокной координации, динамического и пространственного праксиса (р>0,05).
Наряду с этим у 13% школьников с легкой формой хронической усталости были обнаружены нарушения тонкой моторики.
Дальнейшие исследования показали, что 47% детей с легкой формой хронической усталости жаловались на ночные кошмары и бессонницу. В группе же практически здоровых сверстников такие жалобы отсутствовали.
Изучение параметров сна у школьников с легкой формой хронической усталости (табл. 4) позволяет говорить о том, что:
- продолжительность сна у детей с легкой формой хронической усталости больше 8 часов (77,0 % случаев против 25,9 % у практически здоровых школьников);
- дети с легкой формой хронической усталости чаще жалуются на недостаточный сон (64,1 % случаев против 29,3 % у практически здоровых школьников), несмотря на его большую продолжительность;
- дети с легкой формой хронической усталости более беспокойны во время сна (64,1 % случаев против 10,3 % у практически здоровых школьников).
Интересные данные были получены при сравнении результатов наблюдений в разных возрастных группах младших школьников. Так, в возрастной группе 7-8 лет не высыпается 46,0 % детей как в группе с легкой формой хронической усталости, так и в группе практически здоровых детей. Среди детей 9-10 лет эта цифра составляла 20,0%.
Анализ общего времени сна детей и сравнение его с возрастной нормой позволили выяснить причину недостаточного сна. Действительно, сон детей 7-8 лет меньше физиологической нормы (12-13 часов), т. к. в первом классе они лишены дневного сна. Высыпаются лишь те дети младшего школьного возраста, которые учатся во вторую смену. Остальные нарушения сна (беспокойный сон, кошмары, снохождение) в группе здоровых детей связаны с тем, что они мало времени проводят на свежем воздухе, а вечером долго смотрят телевизор. Такое время препровождения сильно влияет на сон детей в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования также было отмечено, что плохой сон достоверно связан с симптомами легкой формы хронической усталости. Так, у всех детей с легкой формой хронической усталости отмечалось нарушение сна. Поэтому нарушение сна целесообразно включить в список диагностических критериев легкой формы хронической усталости. Наши исследования подтвердили, что этот симптом можно считать одним из диагностических критериев легкой формы хронической усталости у детей младшего школьного возраста.
В целом, психологическое обследование детей с легкой формой хронической усталости показало, что они достоверно отстают от своих практически здоровых сверстников в развитии целого ряда когнитивных функций, прежде всего со стороны формирования внимания и памяти.
Последующие исследования показали, что на фоне нормального интеллекта школьники с проявлениями легкой формы хронической усталости имели трудности в обучении, главными причинами которых были низкие показатели внимания, памяти и мышления. Слабое развитие психомоторики, повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов препятствовали своевременному развитию школьных навыков. Это
подтвердили результаты оценки успеваемости, которые показали, что 66,7 % школьников с легкой формой хронической усталости, обучающиеся в общеобразовательной школе, имели слабую успеваемость.
Таким образом, результаты данного этапа исследования позволяют сформулировать следующие предварительные выводы:
1. В младшем школьном возрасте не исключено возникновение и развитие хронического утомления.
2. Распространенность основных форм хронической усталости обнаруживает устойчивую положительную динамику по мере взросления школьников.
3. Учащиеся младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости статистически достоверно отстают от своих здоровых сверстников в развитии когнитивных функций. Причем уровень развития у них концентрации, объема, устойчивости и распределения внимания, оперативной, кратковременной и зрительной памяти, а также психомоторного темпа ниже возрастных норм.
4. Детям младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости характерен повышенный уровень тревожности на фоне практически одинаковых показателей агрессивности, эмоциональной устойчивости и самооценки, а также развития реци-прокной координации, динамического и пространственного праксиса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аверьянова, Н.И., Криворучко, В.И., Санакоева, С.К., Гусева, С.В. Проблема хронической усталости у школьников // Материалы научной сессии ПГМА. - Пермь-Ижевск, 2003. - С. 105-107.
2. Аверьянова, Н.И., Криворучко, В.И., Крамская, В.В., Санакоева, С.К., Гусева, С.В. Проблемы хронической усталости
у школьников // Материалы научной сессии ПГМА. - Пермь-Ижевск, 2004. - С. 114-116.
3. Аверьянова, Н.И., Криворучко, В.И., Крамская, В.В., Санакоева, С.К., Гусева, С.В. Идиопатическая хроническая усталость у школьников // Материалы научной сессии ПГМА. -Пермь-Ижевск, 2005. - С. 67-70.
4. Агаджанян, Н.А., Баевский, Р.М. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие. - М., 2000. - 252 с.
5. Арцимович, Н.Г., Галушина, Т.С. Синдром хронической усталости. - М.: Научный мир, 2002. - 195 с.
6. Белоус, В.А., Щеголев, В.А., Щедрин, Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - 72 с.
7. Давиденко, Д.Н., Щедрин, Ю.Н., Щеголев, В.А. Здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - 12 с.
8. Дидковский, Н.А. Синдром хронической усталости // Эфферентная терапия. - Том 6. - № 3. - М., 2000. - С. 54-61.
9. Жигарева, Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008. - 24 с.
10. Зайцева, Н.В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2003. - 48 с.
11. Лифанова, И. В. Туристско-краеведческая деятельность в работе с детьми с ограниченными жизненными возможностями в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 24 с.
12. Bell D.S. // The CFIDS Chronicle. J. of the Chronic fatigue and Immune Dysfunction Syndrome Association.Sept., 1992, P. 2-5.
13. Buchwald D., Cheney P.R., Peterson D.L. et al. A chronic illness characterized by fatigue, neurologic and immunologic disorders and active human herpesvirus type 6 infection // Ann. Intern. Med. - 1992. - Vol. 116, № 2. - P. 103-113.
14. Fukuda K., Straus S., Hickie I. et al. The chronic fatigue syndrome; a comprehensive approach to its definition and study // Ann. Intern. Med. - 1994. - Vol. 121, № 12. - P. 953-959.
15. Holmes G.P., Kaplan J.E., Gants N.M. et al. Chronic fatigue syndrome: a working case definition // Ann. Intern. Med. - 1988. - Vol. 108. - P. 387-389.
SPECIAL FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF EMOTIONAL AND MOVING SPHERE OF JUNIOR SCHOOL AGED CHILDREN HAVING A LIGHT FORM OF CHRONIC TIREDNESS
V. Kramskaya, Senior Teacher of the Psychology and Pedagogics Department
The Institute of Economics, International Law and Humanitarian Sciences named after K. Rossinsky,
Krasnodar
M. Shestakov, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Basic features of the actual problem how to prevent schoolchildren from the development of chronic tiredness by means of physical education are presented in the paper. The analysis of materials reflecting special features of the psychological status, of emotional and moving sphere of junior school-aged children with a light form of chronic
tiredness has been done.
Key words: physical education, junior school-aged children, light form of chronic tiredness attention, memory, psychomotor tempo, thinking, anxiety, aggression, emotional stability, self - appraisal.