вуза // Инновации в образовании. - 2004. - №-4. - С. 111-118.
11. Федоров И. А. Содержательные и процессуальные аспекты интеграции информационных технологий в системе многоуровневой подготовки специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 4 (28). - С. 86-95.
12. Кузьмин К. А. Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий (для группы специальностей информатика и вычислительная техника). Автореф. ... канд. пед. наук / К. А. Кузьмин. - М., 2003. - 19 с.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. -С. 55-61.
14. Тришина С. В. К вопросу проектирования баз
знаний электронного учебника. Шр://^^^и1о.зи/тат.рИр?р1ё= 26&йё=5759&мё=23
15. Худякова М. А. Повышение компетентности
курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели. Автореф. ... дисс.канд. пед. наук - Пермь, 2000. - 23 с.
16. Белянина Е. Ю. Технологический подход к
развитию математической компетентности студентов
экономических специальностей. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск. - 2007. - 22 с.
17. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
УДК 796.5.071.43:371.134(470)
В. К. Шеманаев
К ВОПРОСУ ОБОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-ПРОВОДНИКОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Приведено обоснование профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма в связи с введением в 2007 г. в Закон РФ «О туристской деятельности» понятия «инструктор-проводник» - лица отвечающего за безопасность туристов на маршруте, проводимом в природной среде. Сформулированы основные положения научного исследования профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма.
Ключевые слова: Закон РФ «О туристской деятельности», квалификационные характеристики, травматизм участников, инструктор-проводник, локальные препятствия туристского маршрута, возрастная категория, квалификационный уровень, туристско-спортивный союз.
ШЕМАНАЕВ Владимир Кириллович - к. п. н., доцент, профессор кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
E-mail: kirilych@bk.ru
V. K. Shemanaev
To the issue of substantiation of professional-pedagogical system of multilevel training of instructors-conductors of sport health-giving tourism
Due to the fact that in 2007 year in the Law of the Russian Federation «About touristic activity» the concept «instructor-conductor» - a person responsible for the security of tourists on a tour itinerary conducted in an environment was added the substantiation of professional-pedagogical system of multilevel training of instructors-conductors of sport health-giving tourism is given. General theses of the scientific research of professional-pedagogical system of multilevel training of instructors-conductors of sport health-giving tourism are formulated.
Key words: the Law of the Russian Federation «About touristic activity», qualified characteristics, injury rate of participants, instructor-conductor, local balks of tour itinerary, age category, qualification level, touristic-sport union.
Научно-практическая актуальность настоящего исследования обусловлена внесением изменений в 2007 г. в Федеральный закон РФ от 24.10.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В числе других изменений в статью 1 Федерального закона впервые вводится понятие об инструкторе-проводнике, под которым понимается «...профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов».
Однако если для коммерческо-индустриальных направлений и форм основной туристской деятельности в РФ разработана профессионально-квалификационная структура кадров специалистов, содержащая квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, то для деятельности, связанной с сопровождением туриста или группы туристов, совершающих путешествие в природных условиях, такие стандарты не разработаны. В имеющихся же профессиональных стандартах не учитываются особенности всего многообразия видов и форм туризма, сложностей и опасностей преодоления локальных естественных препятствий на туристских маршрутах и других опасностей путешествий, связанных с человеческими, природными либо техническими факторами.
Спортивно-оздоровительный туризм в настоящее время в целом - это часть динамично развивающегося активного туризма в условиях природной среды, а в частности - это группа различных типов, видов и форм туризма, объединённых спортивно-оздоровительными мотивами занятий, характером маршрута и организационными формами проведения туристских мероприятий [1].
Поскольку туристские маршруты отличаются друг от друга своей сложностью и экстремальностью, то они должны быть обеспечены сопровождающими
- квалифицированными инструкторами-проводниками, обеспечивающими безопасность туристов. Инструктора-проводники к маршруту любой сложности
должны быть профессионально подготовлены и аттестованы правомочной организацией по спортивным и экстремальным видам туризма. В настоящее время туристские фирмы - операторы по «активному туризму» (активный туризм - это все виды туристских походов и путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, то есть с затратой собственных физических усилий туриста), решают вопросы обеспечения групп туристов инструкторами-проводниками самостоятельно, при отсутствии их профессиональнопедагогической подготовки в системе образования РФ и квалификационных характеристик Минтруда РФ по данной категории работников.
Такая организация походов и путешествий активного туризма в нашей стране закономерно и неизбежно приводит не только к травматизму ее участников, но и нередко к смертельным случаям. Так, по данным информационной базы Российского союза туриндустрии, которая собирает по открытым источникам все происшествия, так или иначе имеющие отношение к туристам, ежегодно в России в путешествиях гибнет, по тем или иным причинам, порядка 100-130 человек. Еще около 300-400 человек получают травмы различной степени тяжести [2].
Анализ же несчастных случаев в активном туризме свидетельствует, что более 70 % всех трагедий с туристами в природной среде происходят по субъективным причинам - из-за плохой подготовленности как руководителей-инструкторов, сопровождающих на маршруте туристские группы, так и самих участников туристских походов.
В связи с этим разработка структуры и содержания системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводников по различным видам спортивнооздоровительного туризма является актуальной и служит основанием для решения проблемы подготовки инструкторов-проводников туризма в нашей стране.
Научно-теоретическая актуальность настоящего исследования связана с тем, что современные тенденции роста популярности спортивно-оздоровительного
туризма как средства оздоровления человека и его спортивного совершенствования требуют поиска новых научно-обоснованных путей совершенствования системы подготовки лиц, сопровождающих туристов на маршрутах в естественной среде обитания и отвечающих за их безопасность. Однако сегодня экскурсоводы-руководители туристских групп (инструкторы-проводники), осуществляющие туристско-оздоровительную работу, в большинстве своем недостаточно полно представляют себе все особенности походной жизни, все опасности туристского путешествия в природных условиях. Принимая во внимание тот факт, что в активных туристских мероприятиях различной сложности в нашей стране ежегодно участвуют порядка 30 тысяч туристских групп (нередко с детьми) и, как показывает статистика, каждый второй руководитель не имеет нормативного представления об элементарных правилах проведения туристских походов и методиках обеспечения безопасности, можно понять, что происходит в «туристических походах». Система общественных маршрутно-квалификационных комиссий, в советское время ответственных за выпуск туристских групп на маршруты различной категории сложности, в новой экономической ситуации в нашей стране свернута и практически не работает. Поэтому контроль за деятельностью таких групп, обучение их руководителей и помощь им в вопросах подготовки и проведения спортивных походов и путешествий в настоящее время сведены к нулю. Ещё хуже обстоит дело с руководящими кадрами туристско-спортивных организаций. Среди них сейчас практически нет квалифицированных специалистов по активному, а тем более по спортивно-оздоровительному туризму.
Спортивно-оздоровительный туризм в России традиционно является национальным видом спорта и активного отдыха, включающим в себя, помимо спортивной составляющей, особый национальный менталитет России, духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий.
В России вопросами теории и практики спортивнооздоровительного туризма в природных условиях, в той или иной степени занимались специалисты: Ю. Н. Федотов, Ю. А. Штюрмер, В. Д. Шимановский, Ю. С. Константинов, В. И. Востоков, В. И. Гано-польский, Ю. И. Евсеев, А. В. Иванов, Л. Г. Рубис и др., совмещавшие профессионализм ученых-исследователей и квалификацию высококлассных туристов-спортсменов. Однако в их работах не затрагивались проблемы подготовки руководителей спортивных походов и инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма. Это еще раз подтверждает наш тезис о недостаточной изученности данных проблем подготовки кадров сопровождения на активных маршрутах спортивно-оздоровительного
туризма. Кроме этого, на сегодняшний день вопросы профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста в области активного туризма (в частности, инструктора-проводника спортивнооздоровительного туризма) - как педагога по физической культуре, спорту и туризму - в специальной литературе не рассматривались, и даже подходы к формированию их квалификационных требований на различных этапах туристской деятельности исследованию не подвергались. Анализ же существующей общественной системы подготовки кадров спортивного туризма показывает значительные расхождения программ и методик обучения по названным направлениям. Программы подготовки общественных туристских кадров ориентированы в основном на спортивную подготовку и недостаточно адаптированы к профессиональной деятельности названных специалистов, а, кроме того, не имеют Государственного образовательного статуса, необходимого в условиях профессиональной деятельности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму
[3].
Все это указывает на необходимость и своевременность изучения и совершенствования структуры и содержания системы подготовки инструкторов-проводников по различным видам спортивнооздоровительного туризма. Вместе с тем необходимо решать вопросы обоснования (на Государственном уровне) программ подготовки инструкторов-про-водников активного туризма с учетом новых экономических условий на современном этапе развития общества и особенностей профессиональной деятельности тренеров по туризму, инструкторов, гидов-переводчиков, организаторов и руководителей туристских походов, экскурсий и путешествий спортивно-оздоровительного плана.
Таким образом, создание совершенной профессионально-педагогической системы эффективного управления процессами организации и проведения многоуровневой подготовки инструкторов-проводни-ков спортивно-оздоровительного туризма представляет собой важную научную проблему, нуждающуюся в теоретико-методологической разработке и обосновании.
Основное противоречие в имеющихся научных знаниях по исследуемой проблеме заключается в том, что в условиях роста популярности спортивнооздоровительного туризма как средства оздоровления человека и его спортивного совершенствования в настоящее время в РФ отсутствует единая государственная профессионально-педагогическая система подготовки инструкторов-проводников, гидов-проводников и инструкторов по туризму. Это резко повышает риски юридической ответственности, предусмотренной законодательством РФ за безопас-
ность туристов, туристских фирм, организующих активные спортивно-оздоровительные туры.
Кроме того:
- статистические данные о неблагополучном
развитии нации (рост наркомании, алкоголизма, антисоциальных форм поведения особенно в молодежной среде, низкая физическая подготовленность молодежи к службе в армии, геронтологические проблемы в обществе) свидетельствуют о снижении нравственно-этических норм поведения в обществе, об отсутствии у большинства его членов направленности на здоровый образ жизни. В то же самое время только на 5-10 % удовлетворяются потребности
социума в активном туризме;
- существующая система подготовки и аттестации кадров сопровождения туристских групп и руководящих кадров спортивно-оздоровительного туризма на территории РФ является общественной и не может быть признана официальным работодателем, что мешает развитию спортивно-оздоровительного туризма в стране в целом;
- имеющаяся научно-теоретическая база спортивнооздоровительного туризма рассматривает, в основном, проблемы спортивно-туристской подготовки спортсменов-разрядников различных возрастных категорий и квалификационных уровней. Вместе с тем, в научных исследованиях по проблематике активного туризма практически полностью отсутствуют работы, посвященные подготовке руководителей туристских походов и инструкторов-проводников различных видов туризма.
Таким образом, предпосылкой нашей работы послужило противоречие между возрастающей потребностью общества к занятиям активным туризмом и совершении различных походов и путешествий спортивно-оздоровительной направленности и недос-таточным научно-методическим обеспечением процесса подготовки лиц сопровождения - руководителей походов и инструкторов-проводников. Необходимость преодоления этого противоречия, в свою очередь, предопределило цель настоящего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности профессионально-педагогической системы многоуровневой подготовки инструкторов-проводни-ков спортивно-оздоровительного туризма.
Объект исследования - система разнопрофильной многоуровневой подготовки и повышения квалификации специалистов по спортивно-оздоровительному туризму.
Предмет исследования - структура и содержание профессионально-педагогической многоуровневой подготовки инструкторов-проводников базовых видов спортивно-оздоровительного туризма.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования.
1. На основе анализа теоретических положений, отраженных в специальной литературе, и эмпирических исследований выявить специфику профессионально-педагогических проблем подготовки специалистов в области активного туризма в нашей стране и за рубежом.
2. Провести корреляционный анализ и выявить основные факторы профессиональной и спортивной деятельности инструкторов-проводников базовых видов активного туризма в условиях подготовки и сопровождения участников туристских спортивных, рекреационных походов, путешествий и коммерческих туров и по его результатам определить приоритеты разнопрофильной профессионально-педагогической подготовки инструкторов-проводников как основы стратегии формирования образовательных программ их обучения.
3. Разработать и научно обосновать концепцию многоуровневой профессионально-педагогической подготовки инструкторов-проводников базовых видов спортивно-оздоровительного туризма как основу их профессионального образования и определить интегральные оценочные характеристики их подготовленности на различных квалификационных уровнях туристской деятельности.
4. Определить пути интенсификации и оптимизации процесса обучения инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма с учетом особенностей структуры и содержания системы подготовки инструкторов-проводников и введения новых государственных образовательных стандартов.
5. Разработать схемы типовых учебно-тренировочных полигонов и методику их использования для решения профессионально-прикладных задач подготовки инструкторов-проводников базовых видов спортивно-оздоровительного туризма.
6. Проверить на практике эффективность разработанной системы многоуровневой профессионально-педагогической подготовки инструк-торов-проводников базовых видов спортивнооздоровительного туризма.
Основная гипотеза: предполагается, что разработанная нами профессионально-педагогическая система многоуровневой подготовки инструкторов-проводников базовых видов спортивно-оздоровительного туризма, направленная на формирование специализированных качеств, знаний, умений и навыков, будет способствовать интенсификации и оптимизации процесса их профессионального обучения в новых экономических условиях и в условиях введения новых государственных образовательных стандартов третьего поколения в нашей стране.
Частные гипотезы: 1. Разработка профессио-
нальных квалификационных требований (профессиональных стандартов) деятельности, связанной с сопровождением туристов, совершающих активные путешествия в природных условиях, снизит травматизм ее участников и повысит безопасность
спортивно-оздоровительного туризма.
2. Проектирование и разработка методики
использования учебных туристских полигонов для решения профессионально-прикладных задач подготовки инструкторов-проводников будет способствовать лучшему усвоению ими техники базовых видов спортивно-оздоровительного туризма.
3. Создание интегральной оценочной систе-
мы профессионально-педагогических характеристик инструкторов-проводников базовых видов спортивнооздоровительного туризма позволит определять
степень их готовности к профессиональной деятельности на различных квалификационных уровнях подготовки.
Информационной базой настоящего исследования явились официальные документы Министерства образования и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, постановления Правительства Российской Федерации от 1996, 2002 и 2011 гг. по вопросам развития рекреационного и спортивно-оздоровительного туризма в стране, а также нормативные документы по подготовке и аттестации общественных туристских кадров Туристско-спортивного союза России [4].
Функционирование индустрии активного туризма в новых экономических условиях, создавшихся в Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого века, также выявило ряд проблем юридического характера, решение которых повлекло за собой включение в «Закон о туристской деятельности в РФ» в 2007г. изменений, связанных с необходимостью наличия на активном туристском маршруте сопровождающего лица - профессионально подготовленного инструктора-проводника, обеспечивающего безопасность туристов при прохождении маршрута путешествия. При этом в данном «Законе...» и в приложениях к нему, официальный статус инструкторов-проводников в профессионально-квалификационной структуре кадров отрасли туризма отсутствует, также как и содержание их квалификационных требований (профессиональных стандартов), а также требований к их профессиональной подготовке и личностных оценочных характеристик готовности данной категории работников к их трудовой деятельности.
Действующая в настоящее время структура кадров специалистов по направлениям спортивнооздоровительного туризма (в т. ч. по данным Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
[5, 6, 7] не включает в себя такой профессиональной категории работников, как инструктор-проводник спортивно-оздоровительного туризма. Включенные же в перечень общероссийского классификатора должности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму (тренер-преподаватель, инструктор по туризму, инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, организатор путешествий (экскурсий), инструктор по организационно-массовой работе, инструктор учебно-тренировочного пункта) в основном направлены на кадровое обеспечение системы образовательных учреждений детско-юношеского туризма и в какой-то мере обеспечение кадрами немногих оставшихся со времен развала СССР альпинистских и туристских баз. Причем действующие еще со времен советов по туризму и экскурсий при ВЦСПС общественные комиссии кадров при территориальных федерациях туризма, курирующие в настоящее время процесс подготовки и аттестации инструкторов-проводников активного туризма, не могут сегодня в полной мере удовлетворять возрастающий спрос туристского рынка услуг на последних ни по профессионально-педагогической, ни по юридической, ни по спортивной составляющим их рабочих характеристик. Это связано, во-первых, с отсутствием в общественных обучающих структурах разработок новых программ обучения, ориентированных на коммерческую направленность основных форм туристской деятельности в РФ, а во-вторых, с одноплановостью предлагаемого процесса обучения, включающего в себя только спортивно-туристскую составляющую.
Вместе с тем Федеральная программа развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации на 2011-18 гг., утвержденная Правительством РФ в августе 2011 г., обращает особое внимание на вопросы профессиональной подготовки кадров рекреационного и спортивно-оздоровительного туризма. Причем, в «Постановлении...» предусматривается, что подготовка кадров для туристской отрасли должна осуществляться как с учетом ведущего мирового опыта обучения данной категории работников, так и с учетом новых государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Выводы:
- Выявление ряда проблем юридического характера на этапе функционирования индустрии активного туризма в новых экономических условиях повлекло за собой включение в «Закон о туристской деятельности в РФ» в 2007 г. изменений, связанных с необходимостью наличия на активном туристском маршруте сопровождающего лица - профессионально подготовленного инструктора-проводника, обеспечивающего безопасность туристов при прохождении маршрута путешествия.
- Официальный государственный статус инструкторов-проводников в профессионально-квалификационной структуре кадров отрасли туризма в данном «Законе...» отсутствует, также как и содержание их квалификационных требований (профессиональных стандартов), а также требований к их профессиональной подготовке и личностных оценочных характеристик готовности данной категории работников к их трудовой деятельности [8].
- Действующая в настоящее время система подготовки общественных кадров по спортивнооздоровительному туризму не включает в себя такой профессиональной категории работников, как инструктор-проводник спортивно-оздоровительного туризма.
- Анализ существующей общественной системы подготовки кадров спортивного туризма показывает значительные расхождения программ и методик обучения по названным направлениям. Программы подготовки общественных туристских кадров ориентированы в основном на спортивную подготовку и недостаточно адаптированы к профессиональной деятельности названных специалистов.
- Принимая во внимание все вышеизложенное, мы считаем обоснованным и необходимым выстраивать процесс подготовки инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма, сопровождающих туристов по активному маршруту в природных условиях, как часть систематизированного многоуровнего обучающего процесса подготовки специалистов педагогического профиля в области физической культуры, спорта и туризма.
Л и т е р а т у р а
1. Власова Т. И., Иванов А. В., Таймазов В. А., Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм
в России: основные понятия и проблемы развития /
Спортивно-оздоровительный туризм: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры спортивного туризма и физвоспитания Балтийской академии туризма и предпринимательства. 29 сентября 2007 г. // Под общей редакцией д. п. н., проф. Власовой Т. И., к. м. н., проф. Иванова А. В.- СПб.: Д.А.Р.К., 2008. - С. 14-23.
2. Тюрина И. Российские туристы гибнут в результате несчастных случаев. [Электронный ресурс] / Тюрина И., ЦКЬ http://www.ratanews.ru/news/news_11012010_19.stm.
3. Шеманаев В. К., Голиков В. И. К вопросу подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в вузах России / Туризм и рекреация. Фундаментальные и прикладные исследования: Труды VI Международной научнопрактической конференции. Балтийская академия туризма и предпринимательства. 27-28 апреля 2011 г. // Под общей ред. д. п. н., проф. Власовой Т. И., - СПб.: Д.А.Р.К., 2011. -
С. 64-68.
4. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России // Русский турист - 2001 г. - Выпуск № 7.
5. Постановления Минтруда России с дополнениями № 5, № 9, № 51 от 2004 г. и № 37 1998 г. в ред. от 29.04.2008 г.
6. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367 в ред. 18.07.2007 г. «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94 (вместе с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядах» дата введения 01.01.1996 г.).
7. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М., Омега - Л., 2004. - 390 с.
8. Закон РФ «О туристской деятельности» [Электронный ресурс]: в ред. 2007 года / иКЬ http://ozpp.ru/zknd/turi.