ББК Ч518.14 DOI 10.14526/01_1111_68
УДК 796.5:61
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Третьякова Т. Н. - д.п.н., профессор Котлярова О. В. - к.п.н., доцент Институт спорта, туризма и сервиса ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ),
г. Челябинск, Россия
QUASIPROFESSIONAL APPROACH TO PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION AMONG BACHELORS OF "RECREATION AND SPORTS-HEALTH-IMPROVING TOURISM"
TRAINING PROFILE
Tretyakova T. N. - doctor of pedagogics, professor Kotlyarova O. V. - candidate of pedagogics, associate professor Institute of Sport, Tourism and Service of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education of South-Ural State
University (National Research University) Chelyabinsk, Russia
e-mail: ttn1@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, рекреация, спортивный туризм, учебная практика, производственная практика, интерактивные выездные занятия.
Аннотация. Среди наиболее важных проблем, возникающих при создании спортивно-оздоровительных комплексов в регионе, является организация и проведение подготовки специализированных высококвалифицированных кадров для
его функционирования. С этой задачей успешно справляются бакалавры, обучающиеся
по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», осваивающие профессиональные компетенции в рамках квазипрофессионального подхода в реальных условиях организации туристско-рекреационной деятельности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. В статье обозначены проблемы профессиональной подготовки бакалавров по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму при переходе на многоуровневую европейскую систему образования и пути их решения через квазипрофессиональный подход. При подготовке бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализацию форм
квазипрофессиональной деятельности предлагается решать в рамках учебных и производственных практик, а также через систему интерактивных практических занятий, где происходит моделирование целостного предметного содержания профессиональной деятельности.
Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта педагогов в сфере туристского-рекреационного образования, материалы собственных исследований свидетельствуют о необходимости внедрения в вузах такой модели образовательного процесса, которая позволит организовать образовательный процесс для бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно -оздоровительный туризм» в рамках квазипрофессионального подхода. Мы предлагаем определить перспективные направления решения проблемы организации туристского образования бакалавров по данному направлению подготовки через систему учебных и производственных практик, а также через интерактивные практические занятия, которые позволяют перенести теоретические знания и умения в практическую деятельность.
Квазипрофессиональная деятельность включает в себя следующую совокупность организационно-содержательных компонентов: формы (учебная и производственная практика, система интерактивных практических занятий); методы (деловая учебная игра, проблемный, частично-поисковый); средства (учебные программы по дисциплинам, методические рекомендации по интерактивным практическим занятиям); принципы (имитационное моделирование ситуации, проблемности, совместной деятельности, диалогического общения и взаимодействия партнеров).
Заключение. Квазипрофессиональный подход к формированию профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно -оздоровительный туризм» реализуется через систему учебных и производственных практик, а также через интерактивные практические занятия, которые позволяют перенести теоретические знания и умения в практическую деятельность.
Keywords: professional training, professional competencies, recreation, sport tourism, internship, practical training, interactive away lessons.
Annotation. Among the most important problems, appearing during sports-health-improving complexes creation in a region, is the problem of specialized highly-qualified staff training for their functioning. This problem is successfully solved by the bachelors, specializing in the direction 49.03.03 "Recreation and sports-health-improving tourism ", who master professional competencies in terms of quasiprofessional approach in real conditions of touristic-recreational activity organization.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. The article is about the problems of professional training of recreation and sports-health-improving tourism bachelors during the transfer to multilevel European system of education and the ways of their solution by means of quasiprofessional approach. During bachelors training according to the direction of training 49.03.03 "Recreation and sports -health-improving tourism ", it is offered to realize the forms of quasiprofessional activity in terms of educational and practical lessons, where there happens modeling of an integral subjective content of professional activity.
Results. Scientific and scientific-methodical literature analysis, experience study of the teachers in the sphere of touristic-recreational education, materials of own research works prove the necessity to introduce the model of educational process at higher educational establishments, which will help to organize educational process for bachelors of the direction 49.03.03 "Recreation and sports-health-improving tourism" in terms of quasiprofessional approach. We offer to determine prospective directions of bachelors' touristic education organization problem solution according to this direction of training through the system of internship and practical training and
through interactive practical lessons, which help to transfer theoretical knowledge and skills into practical activity.
Quasiprofessional activity includes the following range of organizational-content components: forms (internship and practical training, the system of interactive practical lessons), methods (business educational game, problem, partially- searching); means (curriculums according to the disciplines, methodical recommendations concerning interactive practical lessons); principles (imitating modeling of a situation, problem based, mutual activity, dialogic communication and interaction of partners).
Conclusion. Quasiprofessional approach to professional competencies formation among the bachelors of the direction 49.03.03 "Recreation and sports-health-improving tourism " is realized through the system of internship and practical trainings and through interactive practical lessons, which help to transfer theoretical knowledge into practical activity.
Введение. Профессиональное
туристское образование в новых социально-экономических условиях
определяется общими рамками реформы образования, в ходе которых высшим образовательным учреждениям
предоставляется свобода формирования содержания профессионального
образования с учетом специфики
туристского региона. Рекреация и спортивно-оздоровительное направление в регионе становятся одним из наиболее значимых направлений в системе
внутригосударственного туризма. В настоящее время на его долю приходится более 20% всех туристов, а в перспективе за счет создания туристско-рекреационных комплексов спортивно-оздоровительного типа в республике Крым, на Камчатке, Алтае роль этого вида туризма, естественно, будет возрастать [5].
Наиболее важными проблемами, возникающими при создании спортивно-оздоровительных комплексов в регионе, являются организация и проведение подготовки
специализированных высококвалифицированных кадров для
успешного его функционирования. При
этом специфика подготовки кадров состоит в том, что имеет место пересечение задач, целей и потребностей инфраструктуры коммерческого туризма (подготовка инструкторов-проводников, в том числе для экстремальных и приключенческих туров), системы поисково-спасательной работы
(подготовка спасателей по линии МЧС), системы образования (подготовка специалистов спортивного туризма в образовательных учреждениях),
управленческой туристской
инфраструктуры (подготовка
руководителей туристских клубов, национальных и природных парков, работников туристских региональных госаппаратов), муниципальной власти (подготовка туристских организаторов). Все это требует по-новому подойти к решению кадровой политики.
В Российской Федерации в настоящее время централизованная и узкоспециализированная подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для спортивно-оздоровительных туристских
комплексов ведется в основном в вузах спортивной направленности.
Необходимость выстраивания
профессиональной подготовки бакалавров по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму (РиСОТ) при переходе на многоуровневую европейскую систему образования обусловлена в том числе и крайне неблагополучной ситуацией, связанной с организацией туристско-экскурсионной деятельности, осуществляемой образовательными
организациями, в том числе школами, колледжами, организациями
дополнительного образования,
образовательными учреждениями детско-юношеского туризма и другими организациями, занимающимися активным туризмом. Данные противоречия обусловили актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске и обосновании подходов к формированию профессиональных компетенций у бакалавров по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.
Цель исследования - разработать и обосновать модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров профиля подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в условиях
квазипрофессионального подхода.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи
исследования:
1) выявить сущностные характеристики профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»;
2) определить перспективные направления решения проблемы организации туристского образования бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в рамках квазипрофессионального подхода;
3) разработать методику организации туристского образования бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в рамках квазипрофессионального подхода.
Методы и организация
исследования. Теоретико-
методологической основой исследования являются философские положения о целенаправленном, сознательном
характере человеческой деятельности, о формировании и проявлении личностной компетентности через организационную самостоятельную деятельность будущего специалиста. В исследовании мы опирались на известные педагогические теории, ценность которых обеспечивает базисное основание педагогических исследований: теоретические аспекты подготовки компетентного специалиста (Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская,
И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев,
В.В. Сериков и др.), проблемы качества туристского образования (В.И. Байденко, И.Г. Галямина, С.В. Коршунов); теории и методики туристского образования (В.А. Кальней); учебно-методическое
обеспечение туристского образования М.А. Морозов, Е.В. Субботина, Н.С. Морозова).
Развитием личности студентов в процессе обучения по спортивно-оздоровительному туризму занимались такие ученые, как Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов, А.А.Власов, И.Е. Востоков, В.И. Ганапольский, И.А. Дрогов, В.И. Жолдак, Е.Н. Ильина, А. Ляпунов, В.Д. Чепик, Б.А. Михайлов, В.А. Квартальнов,
И.Д. Солодухин, В.А. Щербакова, А.А. Федотова, Ю.Н. Федотов и др. Авторы отмечали, что туризм способствует становлению гармонической и всесторонне развитой личности и выработке жизненной позиции.
В условиях рынка образовательных услуг конкурентоспособность вузов, осуществляющих подготовку
профессионалов для туристической индустрии, может быть обеспечена только при определенных условиях, таких как целенаправленное проектирование
образовательной среды вуза с учетом специфики и динамики развития туризма; индивидуальные образовательные
потребности обучаемых; вариативность образовательных маршрутов,
обеспечивающих преемственность и непрерывность в системе подготовки специалистов; широкое внедрение в образовательный процесс технологий развивающего и личностно-
ориентированного обучения и воспитания, что обеспечивает оптимальные условия для личностного и профессионального развития обучаемых [1].
Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основными единицами обновления содержания образования. Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Согласно позиции Фролова Ю.В. и Махотина Д.А., «компетенция» -предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности [4]. В отличие от термина «компетенция», «компетентность» - это сформированная способность выпускника действовать в различных сферах жизнедеятельности и на профессиональном поприще. Эти понятия значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации) и ее способность проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность,
целеустремленность, волевые качества.
Основной проблемой
формирования профессиональных
компетенций является переход от учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной. Отрыв теоретического обучения от предстоящей деятельности в реальных условиях, с одной стороны, и невозможность перенести формирование практических навыков в стены учебного заведения, с другой, привели к выводу о необходимости звена-посредника между учебной и собственно профессиональной деятельностью. В известных нам психологических источниках такая деятельность-посредник получила
название «квазипрофессиональной». Это деятельность студента, учебная по форме и
профессиональная по содержанию, представляющая собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные содержание и формы профессиональной деятельности.
Бакалавры по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» готовятся к нескольким видам деятельности, в том числе и к организационно-управленческой. В рамках квазипрофессионального подхода к основным организационно-
управленческим функциям, выполнение которых должно быть отнесено к компетенции выпускника вуза со стороны спортивно-оздоровительного туризма, можно отнести следующие виды деятельности:
- организация спортивно-оздоровительной деятельности предприятия;
- управление региональными спортивно-оздоровительными комплексами их подразделениями;
- разработка стратегии региональных спортивно-оздоровительных комплексов, составление текущих перспективных планов;
- управление финансово-экономической деятельностью региональных спортивно-оздоровительных комплексов; осуществление научных исследований в сфере технологии и организационно-управленческой деятельности.
А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева выделяют три базовые формы студенческой деятельности и некоторое множество промежуточных между ними. Базовыми выступают учебная,
квазипрофессиональная, учебно-
профессиональная деятельности.
Промежуточными служат любые формы -традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретного содержания обучения на соответствующем этапе обучения [2].
С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной информации в функции средства осуществления указанных деятельностей, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию. С помощью системы адекватных форм, методов, приемов обучения задается движение деятельности студента от собственно
учебной к профессиональной вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов образования.
При подготовке бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализацию форм
квазипрофессиональной деятельности предлагается решать в рамках учебных и производственных практик, а также через систему интерактивных практических занятий, где происходит моделирование целостного предметного содержания профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Сквозная программа практик по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Время и курсы Профиль практики Место проведения практики
1 курс (первый семестр) учебная, выездная Основы гостеприимства Пермский край
1 курс (второй семестр) учебная, выездная Туристские центры региона Свердловская область
1 курс (второй семестр) учебная, ознакомительная Основы сервиса Предприятия туристско-рекреационного комплекса в регионе
2 курс (третий семестр) выездная Менеджер оздоровительного туризма Рекреационно-оздоровительные учреждения республики Башкортостан
2 курс (четвертый семестр) производственная Инструктор зимних видов туризма Горнолыжные центры региона
3 курс (пятый семестр) выездная Менеджер экологического туризма Горнозаводская зона Челябинской области: национальные парки, пещеры
3 курс (шестой семестр) выездная Менеджер познавательного туризма Тюменская область
3 курс (шестой семестр) производственная Инструктор летних видов туризма Сплав или пеший поход по территории Уральского региона
4 курс (седьмой семестр) выездная Менеджер по рекреации и туризму Предприятия туристско-рекреационного комплекса Челябинской области и других регионов
4 курс (восьмой семестр) преддипломная Организатор интерактивного практического занятия Кафедра туризма и социально-культурного сервиса ИСТиС
Практика является важным видом обучения и воспитания студентов, при котором осуществляется непосредственная подготовка бакалавров к
профессиональной деятельности путем самостоятельного решения студентами реальных технологических,
организационно-управленческих и
производственных задач.
Учебная практика позволяет дать студенту общее представление о предприятиях рекреации и спортивно-оздоровительных комплексах, туристских ресурсах региона, характере
взаимодействия с потребителем услуг, а также показывает место и роль студента в структуре объекта практики. Учебная практика состоит в овладении знаниями по ознакомлению со структурой предприятия туристско-спортивной направленности, технологическими процессами
организаций и предприятий рекреации и туризма, изучение учредительных документов, основных направлений деятельности, организации рабочих мест, нормативной документации (в том числе внутренней), регламентирующей их деятельность.
Задачи ознакомительной практики:
- ознакомление с документами и нормативными материалами, регламентирующими деятельность предприятий и организаций туризма;
- ознакомление с работой основных категорий работников предприятий рекреации и спортивно-оздоровительных комплексов+- и получение начальных навыков и представлений об их работе, включая изучение их должностных инструкций;
- закрепление и углубление полученных студентом в университете теоретических знаний по курсам: «Основы спортивно-оздоровительного туризма», «География рекреационных систем и туризма», «Экскурсоведение», «Иностранный язык» и другим дисциплинам программы.
Производственная практика
позволяет познакомить студента с должностными обязанностями,
предусмотренными «Квалификационными требованиями (профессиональными
стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии» для специалистов второго квалификационного уровня. В рамках различных видов производственных практик бакалавры овладевают производственными
(технологическими) навыками создания (разработки) туристского продукта (в зависимости от разрабатываемого вида туристского продукта).
Выездные (интерактивные)
практические занятия (ИПЗ) - это активная форма практических занятий,
позволяющая реализовать
профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов, должностных инструкциях и т.д. Они представляют собой учебный тур, разработанный и реализуемый по принципу самодеятельного туризма [3].
Интерактивные практические
занятия позволяют привить студентам ценности профессионально-практической подготовки с первого года обучения, постепенно увеличивая арсенал практических умений, которые во время профессиональной практики реализуются комплексно и становятся
профессиональными навыками.
По сути, интерактивное
практическое занятие является
усложненной формой дидактической игры, которая представляет собой
целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий студентов в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности бакалавра туризма. Учебная дидактическая игра - вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом
руководстве со стороны преподавателя [3].
Суть интерактивного практического занятия состоит в том, что менеджмент
туроперейтинга осуществляется
студентами четвертого курса в рамках написания выпускной квалификационной работы или студентами третьего курса в рамках производственной практики, где студент самостоятельно выбирает географический регион спортивно-оздоровительного тура, изучает спрос на данное направление и занимается непосредственно разработкой,
организацией и реализацией
интерактивного занятия. Студенты второго курса являются «помощниками» менеджера виртуальной турфирмы, т.е. дипломника, где в рамках дисциплин «География рекреационных систем и туризма» и «Основы спортивно-оздоровительного туризма» изучают туристско-рекреационный потенциал региона, составляют «нитку» маршрута, участвуют в технологическом процессе создания тура и т.д. Студенты первого курса являются потенциальными потребителями обучающих программ, т.е. «клиентами» «турфирмы», где знакомятся с сервисными основами будущей профессии, а также изучают туристско-рекреационный потенциал Уральского региона.
В период подготовки и проведения интерактивного практического занятия (похода) участниками образовательного путешествия осуществляется
квазипрофессиональная деятельность. Она объединяет в себе учебную туристско-образовательную деятельность студентов и организационную, учебно-методическую деятельность организатора-преподавателя (рисунок 1). Деятельность нацелена на формирование у студентов социально-личностных и общекультурных,
общенаучных, системных и
инструментальных (профессиональных) компетенций.
Формирование профессиональных компетенций бакалавра лежит в основе разработки технологии выездного практического занятия. Технология разработки выездного практического занятия для студентов-бакалавров туризма определяется как совокупность методико-организационных действий педагога и студента, реализующая туристский проект и обладающая высокой результативностью благодаря использованию комплекса методов, приемов и средств обучения, применяемых в процессе организации интерактивных занятий. Таким образом, в учебном цикле осуществляется
многофункциональная деятельность
своеобразной виртуальной турфирмы и все действия студентов - это определенные роли в деловой игре «учебный тур».
При этом в действие вовлекаются одновременно студенты всех курсов. Получается, что выполняется важнейшее условие формирования любого умения как ведущего компонента компетентности, в том числе и в туристско-рекреационной деятельности - это включение его в практически значимую деятельность, т.е. в процесс моделирования целостной профессиональной деятельности бакалавра рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.
Качественное применение такого подхода позволит, на наш взгляд, решить такую серьезную проблему методической подготовки студентов, как перенос теоретических знаний в практическую деятельность, что должно начинать осуществляться задолго до выхода студентов на производственную практику.
Квазипрофессиональная деятельность
Цель-формирование профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Туристско-образовательная деятельность бакалавров по направлению подготовки 49.03.ф3 I «Рекюеаиия и спортивно-оздоровительный торизм»
S.03
Учебная и производственная практики
Основы сервиса
Инструктор зимних видов туризма
Инструктор летних видов туризма
Менеджер
по
рекреации и туризму
Виды деятельности:
Интеллектуально-познавательная
ценностно-ориентационная
коммуникативная
технико-технологическая
Формируемые компетенции:
способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК- 4);
способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК- 8);
способность самостоятельно определять цели и задачи процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реа бил ига ционной деятельности (ПК-1);
способность отбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально-демографических факторов (ПК-2);
способность определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям ицдивцда в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий имероприяткй по циклам различной продолжительности (ПК-4);
способность на практике внедрять инновационные технологии рекреационно-оздоровительных услуг во все типы туристско-
Интерактивное практическое занятие
Направления ИПЗ:
Пермский край
Свердловская область
Рекреационно-
оздоровительные
учреждения
республики
Башкортостан
Принципы ИПЗ:
принцип имитационного моделирования ситуации,
принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
принцип совместной
Рисунок 1. Модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
В основу разработки
интерактивного практического занятия мы вкладываем квазипрофессиональный
подход на основе системы принципов:
1) принципа имитационного моделирования ситуации, который предполагает разработку: а) имитационной модели производства; б) игровой модели профессиональной деятельности;
2) принципа проблемности содержания игры и ее развертывания, который означает, что в предметный материал игры закладываются учебные программы, встроенные в виде системы заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе деятельности, что приводит к выходу из проблемной ситуации;
3) принципа совместной деятельности, который основывается на имитации производственных функций специалиста через их взаимодействие. Выездное практическое занятие предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях в туристском бизнесе, при которых развиваются психологические процессы, присущие мышлению специалистов;
4) принципа диалогического общения и взаимодействия партнеров как необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры по-разному реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.
Немаловажен и тот факт, что квазипрофессиональную деятельность в интерактивных практических занятиях можно считать опосредованно
управляемой формой деятельности. Средствами управления, с помощью которых педагог направляет, регулирует и контролирует данную деятельность студентов, являются способы и приемы проектирования интерактивных
практических занятий.
Результаты и их обсуждение. Условиями успешного применения
квазипрофессионального подхода в образовательном процессе подготовки бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в условиях деятельности виртуальной турфирмы являются: предварительное
проектирование учебного тура на стадиях подготовки, проведения и подведения итогов тура; осуществление на всех этапах объективного контроля достижения поставленных дидактических задач; структурная и содержательная целостность технологии обучения; выбор и применение оптимальных для данной формы организации учебного процесса методов, приемов и средств; организационная и методическая мобильность, позволяющая своевременно и оперативно
корректировать процесс обучения в изменяющихся обстоятельствах.
Данный подход к проведению интерактивных выездных занятий, учебных и производственных практик бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
характеризуется: высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной
активностью» - принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося; повышенной
эмоциональной включенностью
бакалавров и творческим характером занятий; обязательностью
непосредственного взаимодействия
обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным
форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения. Высокий уровень развития такого профессионально-практического мышления можно рассматривать как одну из предпосылок успешности выполнения
профессиональной практической
деятельности, так же как развитие теоретического мышления влияет на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной
(теоретической) деятельности.
Заключение. Таким образом, учебная и производственные практики, интерактивные практические занятия отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать
профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых на отчетных конференциях после
интерактивного практического занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению
профессиональной деятельности.
Необходимость внедрения в
образовательный процесс
квазипрофессиональной технологии для бакалавров по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» обусловлена не только современными требованиями, но и тем фактом, что, как показал опыт наблюдения за студентами в период учебных и производственных практик, они испытывают значительные затруднения при планировании и проведении рекреационной и туристско-экскурсионной деятельности, осуществляемой
образовательными организациями.
Литература
1. Алексеева, О. В. Становление и самореализация студента в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма / О. В. Алексеева // Вестник БГУ. - 2014. - №1-2. - URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-i-samorealizatsiya-studenta-v-regionalnoy-sfere-sportivno-ozdorovitelnogo-turizma (дата обращения: 23.07.2015).
2. Вербицкий, А. А. Контекстно -компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России . - 2010. - №5. - URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/kontekstno -kompetentno s tnyy -podhod -k-mo dernizat sii-obrazovaniya-1 (дата обращения: 23.07.2015). Научная библиотека КиберЛенинка: http ://cyberleninka.ru/article/n/kontek
stno-kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-obrazovaniya-1#ixzz3gjbT8JxH
3. Котлярова, О. В. Практико-ориентированный подход к формированию профессионально значимых качеств личности бакалавра туризма / О. В. Котлярова // Профессионализм учителя в информационном обществе: проблемы формирования и совершенствования : материалы международн. науч.-практич. конф. 3-4 ноября 2013 года. - Прага : Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. - 90 с. - 40-44 с.
4. Третьякова Т.Н. Проектирование образовательных туров в контексте комптетентностного подхода в туристском образовании /Т.Н. Третьякова, Ю.А. Сыромятникова// Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 3 (36). - С. 179-191. DOI 10.14526/01_1111_44
5. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки студентов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.
6. Цветков Д. С., Черных А. Н., Шестак Г. Я. Методические основы совершенствования системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для туристско-рекреационных спортивно-оздоровительных комплексов республики Крым / Д. С. Цветков, А. Н. Черных, Г. Я. Шестак // Ученые записки университета им. П.Ф. ЛЕСГАФТА. - 2015. - №. 4 (122).
7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
References
1. Alekseeva O. V. Vestnik BGU, 2014, No.1-2, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-samorealizatsiya-studenta-v-regionalnoy-sfere-sportivno-ozdorovitelnogo-turizma (access date: 23.07.2015).
2. Verbitskiy A. A. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, No. 5. - URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/kontekstno -kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-obrazovaniya-1 (access date: 23.07.2015). Scientific library
KiberLeninka : http ://cyberleninka.ru/article/n/kontekst
no-kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii-
obrazovaniya-1#ixzz3gjbT8JxH
3. Kotlyarova O. V. Praktiko-orientirovannyi podkhod k formirovaniyu professional'no znachimykh kachestv lichnosti bakalavra turizma [Practice oriented approach to professionally important qualities formation of a tourism bachelor's personality], A teacher's professionalism in information society: the problems of formation and development : materials of international
scientific-practical conference November, 3-4, 2013, Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013, 90 p, pp. 40-44.
4. Tretyakova T. N. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 3(36), pp. 179191. DOI 10.14526/01_1111_44
5. Frolov Y. V. Vysshee obrazovanie segodnya, 2004, No. 8, pp. 34-41.
6. Tsvetkov D. S., Chernykh A. N., Shestak G. Y. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. LESGAFTA, 2015, No. 4 (122).
7. Chernilevskiy D. V. Didakticheskie tekhnologii v vysshei shkole [Didactic technologies in high school], Moscow : UNITY-DANA, 2002, 437 p.
Статья поступила в редакцию: 25.11.2015 г.