СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
© 2010 В. В. Брежнев
аспирант каф. непрерывного профессионального образования e-mail: vasiliy@dobrorodnov. ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается содержание и структура информационной компетентности старшеклассников. Выделено четыре её компонента: ценностномотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно -
коммуникативный.
Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность
старшеклассников, структура информационной компетентности старшеклассников.
Термин «информационная компетентность» появился в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где получил трактовку как владение компьютерной техникой, готовность к ее применению, способность поиска и анализа информации.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. информационная компетентность включена в систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Рассмотрению феномена информационной компетентности специалиста и различных аспектов ее формирования посвящен целый ряд научных работ [Акуленко 2004; Гетманская 2006; Базаева 2005]. Ученые отмечают, что информационная компетентность характеризует не только уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, но и опыт поиска, оценки, использования и хранения информации, полученной с помощью средств вычислительной техники, а также готовность решения учебных и практических задач.
Анализ литературы [Акуленко 2004; Базаева 2005; Пахарев 2004; Пьяных 2007; Сергеева 2005; Сенкевич 2005; Таирова 2001; Темербекова 2009; Тришина 2004] показал, что информационная компетентность - это качественная личностная характеристика, которая понимается как новая грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, а также технические навыки использования компьютеров, оперирование визуальным представлением информационных процессов и моделей.
В научных работах [Акуленко 2004; Базаева 2005; Пахарев 2004; Пьяных 2007; Сергеева 2005; Сенкевич 2005; Таирова 2001; Темербекова 2009; Тришина 2004] определяются два ориентира использования и понимания информационной компетентности. Первый связан с формированием понятия «информационная компетентность» в контексте использования компьютерных технологий. Здесь приоритет отдается технической составляющей, в частности использованию технических средств (компьютера, банка данных, электронных носителей и др.). В этом случае процесс формирования информационной компетентности сводится к простому формированию умения использовать технические средства для сбора, хранения,
обработки и передачи информации [Акуленко 2004, Базаева 2005, Пахарев 2004, Пьяных 2007, Сергеева 2005, Сенкевич 2005, Таирова 2001, Темербекова 2009, Тришина 2004].
Анализ вышеназванных работ показал, что информационная компетентность состоит из совокупности компетенций - базовых качеств человека, которые являются причиной эффективного и наилучшего выполнения работы, определенного на основе некоторых критериев. Мы выделяем следующие основания для определения содержания и структуры компетенций:
- мотивы - то, о чем человек думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие; например, желание получить важную информацию для профессиональной деятельности;
- целеполагание - способность ставить цель и организовывать её достижение, умение обосновать свою цель;
- планирование - способность организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- психофизиологические особенности (свойства) - физические характеристики и соответствующие реакции на педагогическую ситуацию или профессионально важную информацию; например, самоконтроль;
- установки и ценности - личностные характеристики, представления старшеклассника о самом себе; например, вера в то, что он может освоить информационные технологии и эффективно использовать их в учебной работе;
- знания, которыми обладает учащийся о том, что такое информация, каковы ее виды, формы, средства развития, методы и приемы работы с ней;
- умения - способность выполнять определенную задачу; например, поиск информации, ее систематизация и др., умение организовать самообучение посредством дистанционных образовательных технологий;
- навыки - умения, доведенные до автоматизма; например, навыки использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.
Опираясь на вышеизложенное, информационную компетентность старшеклассника мы рассматриваем как эмоционально-ценностные отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнению её различных видов на основе освоения системных знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности в целях решения развивающих образовательных задач и подготовки к непрерывному профессиональному образованию.
На основе личностно ориентированного, деятельностного, контекстного, технологического и компетентностного подходов мы выделяем в структуре информационной компетентности старшеклассников четыре компонента: ценностномотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивнокоммуникативный (рис 1.).
Названные компоненты связаны с такими группами компетенций, как аксиологические, мотивационные, целеполагающие, познавательные, аналитические, планирования, когнитивные, операционные, технологические, процессуальные, рефлексивные, коммуникативные, креативные (рис. 2). В совокупности они составляют обобщенную качественную характеристику учащегося, его многоуровневое личностное образование, эффективность формирования которого определяется специальным педагогическим воздействием на этот процесс. Кратко охарактеризуем выделенные компоненты с учётом составляющих их групп компетенций.
Рис. 1. Компоненты информационной компетентности старшеклассника
Ценностно-мотивационный компонент - установка и запрос на информацию -включает в себя осознание старшеклассником ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, ориентацию в информационной среде, готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний.
Ценностно-мотивационный компонент связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания старшеклассника, его психологической готовности работать в информационной среде. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности учащегося в использовании различных видов информации в своей профессиональной деятельности. Потребность обучающегося заниматься самообразованием в процессе информационной деятельности должна приносить удовлетворение, не вызывать больших усилий по организации занятий в активной информационной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент способствует вхождению старшеклассника в информационно-образовательное пространство, осознанию ценности информации; характеризует степень мотивационных побуждений учащегося; выделяет ценностно-смысловые аспекты информационной деятельности старшеклассника.
Мотив - интегральный, целостный способ организации активности человека. Мотивация как стержень личности должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент способствует развитию социального успеха, он фиксирует интерес старшеклассника и его мотивацию на овладение информационной деятельностью, её использование при решении образовательных задач, а также установку на развитие своей информационной компетентности.
Рис. 2. Структура информационной компетентности старшеклассников
Когнитивный компонент - знания об информации - включает в себя знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, знание поисковых информационных систем, умение представлять (презентовать) информацию.
Операционно-деятельностный компонент - работа с информацией - включает в себя сбор и обработку образовательной информации, разработку творческих проектов, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умения технологизировать работу с информацией, выбирать оптимальное решение.
Когнитивный и операционно-деятельностный компоненты задают формирование субъектной позиции в образовательной практике, осознание собственной роли в педагогической системе, освоение способов управления информационной деятельностью для достижения поставленных целей; овладение комплексом знаний об информационных процессах в природе и обществе, позволяющих создать внутреннюю информационную картину мира и определить свое место в этом мире; формирование способности управлять образовательной деятельностью, использовать универсальные средства получения, преобразования и использования информации, овладение способами действий, приемами поиска, преобразования и использования информации различного характера; рассмотрение фактов и примеров собственной деятельности в совокупности её элементов. Операционно-деятельностный компонент способствует формированию и развитию у старшеклассника разнообразных способов информационной деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности.
Рефлексивно-коммуникативный компонент - творческое применение информации - включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность информационной деятельностью, рефлексию результатов процесса работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коммуникацию и совместную деятельность, способность к соорганизации, коррекцию профессиональной информации, осознание и критический анализ информационной деятельности, создание собственных творческих проектов. Рефлексивнокоммуникативный компонент способствует развитию творчества учащегося, саморазвитию, освоению способов общения с партнерами по учебной деятельности, формированию умений работать автономно и в коллективе, реализации системы связей: межличностного взаимодействия субъектов, связей с учебным предметом и компьютерной средой.
Опираясь на теорию коммуникации, в рамках исследования мы рассматриваем коммуникацию как необходимость делового взаимодействия, которое представляет собой совместную деятельность на основе самоанализа. Рефлексивнокоммуникативная составляющая проявляется в личностных качествах субъекта, в рефлексии на социальный заказ быть информационно компетентной личностью, способной к информационному общению и диалогу, в осознании собственного уровня саморегуляции личности, а также в самоуправлении поведением личности старшеклассника, его самосознании и самореализации. Рефлексивнокоммуникативный компонент отражает умение учащегося работать в группе, решая учебные задачи, умение слышать и понимать друг друга, спрашивать, договариваться, распределять работу в группе, предъявлять результаты работы в группе, умение выражать собственные мысли, позиции, суждения, впечатления и переживания (в устной и письменной форме), умение работать с разными текстами как пространством общения (учебным, справочным, научно-познавательным), то есть задавать вопросы к тексту (или его автору), понимать информацию, воспроизводить ее, а также создавать на его основе собственные обобщения.
Выделяя рефлексивно-коммуникативный компонент, мы опираемся на то, что формирование рефлексивных умений имеет большое значение для развития обучающихся, так как, во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности; во-
вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; в-третьих, делает человека субъектом своей активности.
Таким образом, рассмотрение содержания и структуры информационной компетентности служит определению ведущих задач и содержания процесса ее формирования, который должен характеризоваться направленностью на создание условий для самореализации обучающихся, их саморазвития, для становления самобытной личности, готовой к решению жизненно важных проблем.
Библиографический список
Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы междунар. конф. 29-30 июня 2004 г. Троицк: Тровант, 2004. С. 344-346.
Базаева А. П. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 192 с.
Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и метод. вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
Гетманская И. А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (на примере профессионального лицея): автореф дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 26 с.
Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 23-30.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад
А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс]. Ц^: Центр
«Эйдос»,www.eidos.m/news^ompet.htm (дата обращения: 11.08.2010).
Пахарев В. МРазвитие коммуникативной компетентности субъектов профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 24 с.
Сергеева Л. В. Формирование информационно-технологической компетентности учащихся гимназии: дис. . канд. пед. наук. Самара, 2005. 191 с.
Сенкевич Л Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2005.
Таирова Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калинград, 2001. 19 с.
Темербекова А. А. формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... док. пед. наук. Москва, 2009. 51 с.
Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. Ц^: http://www.eidos.ru/joumal/2004/ 0622-09.htm (дата обращения: 14.04.2010).