Научная статья на тему 'Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе'

Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СCOMPONENTS OF INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE LIBRARIAN STRUCTURE OF INFORMATION COMPETENCE / LEVEL OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова М. С.

В статье рассмотрено содержание термина «информационная компетентность», структура информационной компетентности библиотечного специалиста. Представлены индикаторы измерения уровня развития информационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION COMPETENCE OF THE LIBRARIAN AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

The article considers the meaning of the term "information competence" and the structure of information competence of the librarian and levels of its development.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе»

УДК 023

М. С.Мамонтова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассмотрено содержание термина «информационная компетентность», структура информационной компетентности библиотечного специалиста. Представлены индикаторы измерения уровня развития информационной компетентности.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная компетентность библиотекаря, структура информационной компетентности, компоненты информационной компетентности, уровни информационной компетентности.

M.Mamontova the information competence of the librarian as an urgent problem of modern society.

The article considers the meaning of the term "information competence " and the structure of information competence of the librarian and levels of its development.

Keywords: Information competence, Information competence librarian Structure of information competence, œomponents of information competence, level of competence

Сегодня библиотеке требуется специалист нового типа, способный использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности, свободно ориентирующийся в информационных источниках, рассеянных в киберпространстве.

Актуализация информационной

компетентности специалистов библиотечноинформационной сферы привлекла к ней закономерный интерес ученых. В последние годы значительно выросло количество международных и всероссийских конференций, круглых столов, посвященных данной тематике. Изданы монографии, статьи посвященные исследованию различных аспектов информационной

компетентности.

Среди работ, дающих общую характеристику компетентностного подхода, можно отметить В.И.Байденко, Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, Ю.ГТатура, С.В.Тришину, В.В.Хуторского и др.

Проблемы компетентностного подхода в подготовке и повышении квалификации библиотечных специалистов изучены С.И.Головко, Л.В. Грековой, С.А.Езовой, Б.С.Елеповым, О.А.Кале-гиной, С.Д.Колегаевой, Г.Б.Паршуковой, И.С. Пилко, Р.А.Чучукаловой и др.

Вопросы развития медиа-и компьютерной компетентности библиотечного специалиста исследованы О.Л.Кутькиной, С.Б.Николаевой, И.Н. Чуриковой и др.

Анализ работ показал, что нет единого мнения в трактовке понятия «информационная компетентность». С точки зрения ACRL (The Association of College and Research Libraries) -американской Ассоциации библиотек

образовательных и научных учреждений -информационная компетентность это «набор

способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию». По определению исследователей из Университета Огайо, информационная компетентность - это способность эффективно реализовывать собственные информационные потребности -находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений [1].

В отечественной науке существует несколько подходов к трактовке термина: профессор М.А. Холодная понимает информационную

компетентность как особый тип организации предметно-специфи-ческих знаний, позволяющих принимать эффективные решения и преуспевать в профессиональной деятельности [5].

Академик А.В.Хуторской и С.В.Тришина определяют информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности»[4].

Профессор Г.Б.Паршукова понимает содержание и степень удовлетворения информационных потребностей личности; знание способов и закономерностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации в пространстве и во времени; умение их использовать в различных сферах своей деятельности [2].

Мы рассматриваем информационную компетентность библиотечного специалиста как профессионально значимое качество личности,

проявляющееся в умении оптимально решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), совершенствовать свои знания и умения в области ИКТ, принимать

принципиально новые решения в меняющихся условиях информационного общества.

В научных публикациях активно обсуждается структура информационной компетентности, проводятся исследования способов и условий ее формирования, изучается влияние уровня информационной компетентности на

профессиональное развитие.

Существует несколько точек зрения на компонентный состав информационной

компетентности. А.В.Хуторской и С.В.Тришина выделяют в структуре информационной

компетентности четыре элемента: знания об

объектах изучения и способах деятельности; практический опыт осуществления известных способов профессиональной деятельности, воплощенных в умениях и навыках; опыт

творческой деятельности; опыт эмоциональной воспитанности.

Профессор А.А.Темербекова представляет модель информационной компетентности как совокупность информационной мотивации, информационной деятельности, информационной коммуникации, соединяющей ценностно-мотивацион-ный, профессионально-

деятельностный и рефлексивно-коммуникативный компоненты [3].

И.Н.Чурикова в своем диссертационном исследовании рассматривает суть элементной модели компьютерной компетентности

библиотечного специалиста. В ее структуре она выделяет подсистемы «компетентность в области аппаратного обеспечения» и «компетентность в области программного обеспечения» [6].

Общий анализ научных точек зрения понятия «информационная компетентность» и его структуры позволил нам представить

компонентную модель информационной компетентности. Мы выделяем элементы: когнитивный, деятельностно-творческий и эмоционально-ценностный.

Когнитивный компонент содержит в себе: комплекс профессиональных знаний; управление профессиональными знаниями; знание основ информатики, современных информационных технологий; знание информационного и авторского права; совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества и др.

Деятельностно-творческий компонент: владение основными информационными процессами (поиск, сбор, обработка, исследование, хранение, накопление, распространение информации); разработка информационных продуктов и услуг; применение прикладных информационных программ; применение технологий Интернет в профессиональной деятельности; управление информацией; создание информационных массивов и фондов; принятие решений в условиях неполной информации; способность осуществлять разносторонний подход к анализу ситуации в зависимости от целей и условий; способность к групповой деятельности и сотрудничеству и др.

Ценностно-мотивационный компонент

включает в себя информационное мировоззрение и ценностные установки; соблюдение этических норм при работе с информационными технологиями; способность к рефлексии; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий; мотивация профессионального успеха; мотивация потребности в профессиональном общении; открытость для инноваций; эмоциональная и психическая уравновешенность и др.

Существует большое разнообразие шкал измерения компетенций, начиная от бинарных, когда фиксируется наличие положительного или отрицательного индикатора и, заканчивая многоуровневыми шкалами, количество делений в которых может быть любым. Наиболее распространенным является деление на низкий, средний и высокий уровни. Для более полной характеристики целесообразно добавить еще один уровень ее освоения: нулевой, низкий, средний, высокий.

При высоком уровне сотрудник способен применять компетенцию в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности. Сотрудник выступает со стратегическими инициативами, относящимися к сфере применения данной компетенции. На среднем уровне сотрудник полностью освоил данную компетенцию. Он эффективно ее применяет с профессиональной деятельности. Низкий -сотрудник находится в процессе освоения данной компетенции. Он понимает ее важность, но не всегда эффективно проявляет ее в практической работе. При нулевом уровне сотрудник не владеет компетенцией.

Подводя итоги, можно отметить, что в современных условиях информационная компетентность библиотекаря приобретает

ключевое значение в профессиональном развитии. Четкое представление о значении термина, о его структуре и уровнях ее развития поможет точнее диагностировать существующий уровень компетентности специалиста и поможет развить ее в дальнейшем.

Литература

1. Ахаян, А.А. Зарубежный опыт развития информационной компететности учащегося / А. А. Ахаян, О. А. Кизик//Электронный научно-педагогический журнал.- 2007. - №12. - Режим доступа: http://www. Emissia.org. - Загл. с экрана.

2. Паршукова, Г.В. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование / Г. В. Паршукова. - Новосибирск, 2006. -250 с.

3. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования / А. А. Темербекова. - М., 2009. - 281 с.

4. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного

профессионального образования [Электронный ресурс]/ С. В. Тришина, А. В. Хуторской //Интернет—журнал « Эйдос». — 2004. —22 июня. — Режим доступа: http://www.eidos.ru . — Загл. с экрана.

5. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. - Спб., 2002. - 340 с.

6. Чурикова, И.Н. Формирование компьютерных навыков современного библиотечного специалиста / И. Н.

Чурикова // Информационный бюллетень РБА. - 2004. - № 32. - Ч. II. - С. 24-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.