Научная статья на тему 'Содержание и роль образовательных компетенций в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития'

Содержание и роль образовательных компетенций в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / SOCIAL INTEGRATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / SPECIAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Е. Н.

Краткое сообщение (тезисы), подготовленные на конференцию «500 лет использования понятия "психология" в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic». Обсуждаются вопросы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and role of educational competencies in the process of social integration of children with disabilities

A brief report (thesis) prepared for the conference "500 years of the use of the term "psychology" in literature, art, science and practice in fact the first mention of this concept in the bibliography of the works of Marko Marulic". Discusses issues of social integration of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Содержание и роль образовательных компетенций в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития»

УДК 376

СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ *

Е. Н. Шутенко. Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия), e-mail: [email protected]

Резюме. Краткое сообщение (тезисы), подготовленные на конференцию «500 лет использования понятия "психология" в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic». Обсуждаются вопросы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития.

Ключевые слова, психология, социальная интеграция, дети с ограниченными возможностями развития, специальная психология.

Известно, что дети с ограниченными возможностями развития (ОВР)18 имеют свои специфические образовательные потребности и для их успешного обучения в интеграционной системе необходимо исходить из тех изменений, которые возникают в образовательном процессе и пространстве с приходом этих детей в общеобразовательный класс [6]. При этом необходимо ориентироваться не столько на самих детей (типичных или нетипичных), сколько на их взаимодействия в педагогической ситуации и в общем интеграционном образовательном процессе. И эта новая образовательная ситуация должна находить непосредственное преломление в обучения детей с ОВР [7].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-06-00318

18 - здесь и далее по тексту вместо словосочетания «ограниченные возможности развития» используется аббревиатура ОВР.

Ориентация на развитие компетенций детей с ОВР должна исходить из того, что в процессе образования необходимо не просто «снабжать» их какими-то знаниями и развивать какие-то способности и качества, а целенаправленно готовить их практически применять и прилагать эти качества к жизненным обстоятельствам [1]. В этой связи образовательные компетенции представляют собой «опорные механизмы» развития личности ребенка с ОВР, представляя в его жизненном пути некий «мост в будущее», прокладываемый на долгую перспективу. В отличие от других компетенций образовательные компетенции носят более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если, например, технологические компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то образовательные компетенции ребенок с ОВР может пронести через всю жизнь, имея возможность каждый раз на их основе совершенствовать самого себя, отвечая на новые требования жизни [3].

В схематическом виде структура образовательных компетенций детей с ОВР отражена на рисунке 1. Она складывается из двух последовательно формирующихся уровней - базового и надстроечного.

надстроечный уровень компетенции

Информационные Социально- Общекультур- Компетенции

компетенции трудовые ные компетенции самосовершен-

компетенции ствования

базовый уровень компетенции

Учебно-познавательные Компетенции Коммуникативные

компетенции здоровьесбережения компетенции

Совокупность образовательных компетенций детей с ОВР

Рис. 1. Структура образовательных компетенций в развитии детей с ограниченными возможностями

Базовый уровень представлен такими компетенциями как: учебно-познавательные компетенции, компетенции здоровьесбережения и

коммуникативные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции подразумевают владение ребенком обобщенными способами умственной деятельности, умением самостоятельно выстраивать познавательные действия, владение собственно процедурой построения и реализации учебной деятельности [2].

Компетенции здоровьесбережения означают овладение детьми необходимыми знаниями и процедурами ведения здорового образа жизни, поддержания своей функциональной и психофизиологической дееспособности [4].

Коммуникативные компетенции заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми [5]. Суть коммуникативных компетенций для ребенка с ОВР заключается в том, что на их основе он овладевает развернутой процедурой диалога.

Надстроечный уровень складывается из следующих составляющих: информационных, социально-трудовых, общекультурных компетенций, а также компетенций самосовершенствования.

Информационные компетенции хорошо зарекомендовали себя в практике дистанционного, надомного обучения детей с ОВР, обеспечивая возможность их полноценного включения образовательную деятельность. Формирование информационной компетентности ребенка с ОВР основывается на двух компонентах - развитие системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности.

Социально-трудовые компетенции отражают умения и навыки предметно-практической деятельности с конкретными результатами, навыки самообслуживания и организации бытовой среды своего существования [7].

Общекультурные компетенции отражают владение основами национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственными нормами жизни человека и человечества, культурными ценностями семейных, социальных, общественных отношений и пр.

Компетенции самосовершенствования детей с ОВР заключаются в их способности к физическому, духовному и интеллектуальному саморазвитию, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,

способности к саморегуляции и творчеству.

На практике возможность формирования образовательной среды развития детей с ОВР достигается посредством гуманистически ориентированных педагогических действий. Приведенная выше структура образовательных компетенций детей с ОВР может представляться как определенная система базовых воспитательных стандартов в построении процесса обучения. Основанием для такого продвижения данных компетенций служит их важные психолого-педагогические функции, которые в своей совокупности обеспечивают полноценную жизнедеятельность ребенка с ОВР в окружающем мире.

В общем виде нами выделяется десять таких функций, которые в схематическом виде отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Функции образовательных компетенций в развитии нетипичных детей

Интегрирующая функция заключается в том, что обладая образовательными компетенциями ребенок с нарушениями здоровья может успешно и безболезненно интегрироваться в социальную среду, в референтную среду своих сверстников, при этом быть с ними на равных, на одном уровне образовательной подготовки, не чувствовать своей

неполноценности и некомпетентности [3].

Реабилитационно-развивающая функция состоит в том, что в процессе формирования всего комплекса образовательных компетенций у детей с ОВР восстанавливаются нарушенный социальным клеймом дефекта психоэмоциональный статус. У ребенка появляется шанс преодолеть свою несамостоятельность и зависимость, появляется вера в свои силы [1].

Интерпретационно-конструирующая функция образовательных компетенций означает, что в ходе их освоения у ребенка с ОВР раздвигается культурный горизонт познания и общения. Образовательная компетентность подразумевает овладение знанием-пониманием, т.е. развернутой процедурой познавательной деятельности на постижение смысла.

Интерактивная функция образовательных компетенций означает возможность для детей с ОВР осуществлять полноценный спектр контактов и взаимодействий, интенсивно общаться со своими сверстниками и взрослыми в ситуации единого неразделимого образовательного процесса. Тем самым он становится полноценным участником социальных коммуникаций.

Нормативно-регулирующая функция отражает конституирующую роль образовательных компетенций, на основе которых у детей с ОВР развивается способность к самоконтролю, внутренней регуляции поведения и деятельности в процессе обучения, в быту, обществе. У ребенка формируются уверенность в знании того, как надо действовать, вести себя в той или иной ситуации, развивается чувство правомерности и уместности своего поведения.

Социализирующая функция образовательных компетенций безусловно связана со всеми остальными и заключается в том, что обладая ими ребенок с ОВР получает реальную возможность пройти социализацию с наименьшими сложностями, препятствиями и потерями, избегая отклонений и возможные зигзаги личностной траектории своего жизненного пути [1].

Идентификационная функция образовательных компетенций состоит в том, что на их основе у ребенка с ОВР формируется чувство идентичности со своими сверстниками, а также чувство общности,

принадлежности к одной нации, народу, культуре и т.д. Тем самым преодолевается его изоляция и оторванность от мира других людей, живущих рядом, но другой, параллельной жизнью.

Ценностно-смысловая функция образовательных компетенций означает, что они способствуют формированию более точной и более богатой системы жизненных ориентиров детей с ОВР. У них значительно расширяется поле жизненных ценностей, раздвигается пространство смыслового поиска, ребенок получает возможность обогатить свою жизнедеятельность, сделать ее более насыщенной, интересной, осмысленной.

Функция самосознания вытекает из предыдущих функций и означает, что овладевая образовательными компетенциями ребенок с ОВР обретает возможность лучше понять себя, постичь свои особенности, увидеть сильные и слабые стороны своей личности, понять над чем надо работать. Развивая в обучении способность к целостной рефлексии, ребенок получает возможность раздвинуть рамки самосознания, глубже проникнуть в суть происходящих с ним явлений.

Функция самореализации означает, что наличие образовательных компетенций позволяет ребенку с ОВР эффективнее реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности и общения. Известно, что самореализация - это осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.

Одно из главных условий овладения образовательными компетенциями на личностном уровне заключается в том, что ребенок как их носитель начинает выступать в качестве активного субъекта деятельности, изначально учебно-познавательной, а затем и других постепенно осваиваемых им деятельностей. Этот опыт быть субъектом перестраивает и преобразует весь личностный строй и активность ребенка с ОВР. Он начинает играть непривычную для себя прежде роль, переходит из зависимой беспомощной позиции в позицию субъекта разнообразных видов деятельностей и отношений, становится творцом своего учебного успеха и самого себя в учебно-познавательной деятельности.

Литература.

1. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / А.В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005. - 320 с.

2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: «ИНЭК», 2007. - 327 с.

4. Нагавкина, Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности / Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. - СПб.: КАРО, 2005. -272 с.

5. Петровская, Л. А. Воспитание как общение-диалог / Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 85-89.

6. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 175 с.

7. Шутенко, А. И. Интегрированное обучение как форма продуктивной социализации детей с ограниченными возможностями развития (монография) / С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 256 с.

— • —

Shutenko Е. N. Soderzhanie i гоГ obrazovatel'nyh kompetencij v Щг social'noj integracii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami razvitija / E. N.

Shutenko II PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4.

— • —

Abstract. A brief report (thesis) prepared for the conference "500 years of the use of the term "psychology" in literature, art, science and practice in fact

the first mention of this concept in the bibliography of the works of Marko Marulic". Discusses issues of social integration of children with disabilities.

Keywords: psychology, social integration, children with disabilities, special psychology.

— • —

Сведения об авторе

Елена Николаевна Шутенко, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Национального исследовательского университета «Белгородский Государственный Университет», (Белгород, Россия).

© Е. Н. Шутенко, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.

Подписано в печать 08.12.2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.