УДК 159.9
ПРЕДИСЛОВИЕ К МАТЕРИАЛАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Резюме: Вступительная статья к материалам научно-практической конференции. Авторы вводят читателей в круг проблем, рассматриваемых в рамках состоявшегося мероприятия по случаю юбилея названию «психология».
Ключевые слова: психология, юбилей, научно-практическая конференция.
V международная заочная научно-практическая конференция «500 лет использования понятия "психология" в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic» состоялась.
В процессе подготовки конференции [23] и сборника материалов оргкомитет старался максимально расширить географию участников, поставив задачу объединить под событием 500-летия понятия психологии большее количество историков науки и психологии, а также всех, кто занимается отдельными вопросами, связанными с историей психологической науки. Результатом такой деятельности стало участие авторов из 10 стран (Беларусь, Болгария, Великобритания, Канада, Кипр, Сербия, США, Россия, Узбекистан, Украина), и это не может не радовать.
Есть возможность ознакомиться с историко-психологической проблематикой, которой занимаются ученые в разных странах, узнать особенности проведения историко-психологических исследований, их методологию и тематику.
Мы сохранили традиционные направления конференции: «К истории понятий», «К истории проблем», «К истории методов», «Психология в рецензиях», «Научный архив».
По тематике материалы были сосредоточены вокруг следующих проблем:
- Собственно понятие «психология» (Кроник А.А., Ахмеров Р.А. [11]; Зеличенко А.И. [4]; Smith R. [28]; Мазилов В.А. [13]; Ахметова Л.В. [2]),
- История российской психологии (Стоюхина Н.Ю [20].; Костригин А.А. [9]; Ясницкий А. [27]; Зуева Е.Ю., Зуев К.Б. [5]),
- История развития психологических направлений и категорий (Кононенко О.И. [8]; Карицкий И.Н. [6]).
- Междисциплинарные проблемы психологии и других наук (Шутенко Е.Н.; Вержибок Г.В.; Мантикова А.В. [14]; Сыркина А.Н.; Кецко Т.В. [7]; Мантикова А.В., Тен Ю.В. [16]; Чупров Л.Ф., Мантикова А.В., Гребекова О.Ю. [15]).
- Проблемы практической психологии (Родина Н.В.; Щукин А.С.) и психодиагностики (Гулиева Х.Б., Белобрыкина О.А. [3]; Андреева Е.Г. [1]; Шмелев А.Г. [25]; Чупров Л.Ф., Сабанин П.В.).
- Источниковедческий анализ (Шолак З., Чузович Д.) [29], история психологии на монетах и банкнотах (Хусяинов Т.М.) [22].
Большого внимания заслуживает организованная дискуссия между несколькими специалистами по статье одного автора, касающаяся проблематики социальной истории советской психологии (Костригин А.А., Мироненко И.А., Ясницкий А., Чупров Л.Ф.) [10].
Почему нам хочется привлечь внимание к этой дате - 500-летие понятия «Психология»?
Представляется, здесь можно обнаружить несколько оснований.
Первое. Историческая справедливость. Все-таки М. Марулич был первым. Воздадим ему должное. В психологии это очень важно. Поясним. В истории психологии, на наш взгляд, очень много несправедливых оценок. Здесь не место углубляться в анализ причин, отметим лишь, что это проистекает главным образом из-за сложности, многомерности самого историко-психологического материала: при превращении в "клише" (именно в таком виде исторический материал попадает в учебник) происходит упрощение, которое очень часто является неоправданным и служит причиной историко-психологических аберраций [12]. Предстоит большая работа по "восстановлению" исторической справедливости: многие имена незаслуженно забыты, некоторые имеют широкую известность потому, что пользуются забвением вклада подлинных первооткрывателей.
Второе. Конечно, важна не сама по себе круглая дата. Важно то, что восприятие "круглой даты" настраивает на особый, "рубежный" лад:
масштаб уменьшается, психологи начинают мыслить более исторично и методологически. Представляется, что в обычной жизни нам этого не хватает. К тому же достижение той или иной "вехи" включает механизм мечты, стимулирует размышления о будущем. В этом несомненная ценность юбилея. Не будем также забывать о феномене самоисполняющегося пророчества Р.Мертона, согласно которому предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания [18].
Третье. Не все получается сразу, не все происходит быстро. Внедрив в сознание психологов идею о первенстве Марко Марулича, научимся правильно произносить его фамилию1.
Четвертое. Может быть, самое главное. Очень хочется, чтобы мы научились лучше слышать друг друга, лучше понимать. Может быть, тогда мы научимся лучше договариваться. Приведем пример. Недавно, когда один из авторов настоящего собрался изложить свои соображения в качестве предисловия к материалам настоящей конференции, пришло письмо из Казахстана с поздравлениями по поводу дня психолога. Признаться, он удивился, поскольку день психолога, как помнилось, был совсем недавно - 22 ноября. Оказалось, что все правильно: "25 декабря это день психолога в Казахстане. В Казахстане День психолога отмечают 25 декабря в честь открытия первой лаборатории Вундом (В 1879 г. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии.). Такое решение было принято на встрече Ассоциации психологов Казахстана." В России День психолога, отмечаемый ежегодно 22 ноября, — профессиональный праздник всех отечественных специалистов, работающих в сфере психологии. И хотя он пока не утверждён
1 Марко Марулич (хорв. Marko Marulic, 18 августа 1450, Сплит, Венецианская республика, ныне Хорватия — 5 января 1524, Сплит) — хорватский средневековый поэт и гуманист, известный как «отец хорватского ренессанса» и «отец хорватской литературы». Подписывал свои произведения как «Марко Марулич Сплитянин» (Marko Marulic Splicanin), «Марко Печенич» (Marko PeceniC), Marcus Marulus (или de Marulis) Spalatensis. Согласно ряду источников Марулич первым дал определение и использовал понятие «психология» в значении, в котором этот термин используются в наше время [2]
официально, но работа данных специалистов очень важна в нашей современной, полной переживаний и стрессов, жизни. День российского психолога, хоть он и не установлен на государственном уровне, берет свое начало с 2000 года. В основу неофициального празднования этого мероприятия легла дата проведения Учредительного Съезда Российского психологического общества, состоявшегося 22.11.1994 года в столице России. Задумка празднования принадлежит Московскому государственному университету. Еще одной причиной выбора данной даты стало открытие в этот день кафедр и факультетов по психологии во многих ведущих учебных заведениях страны. Все они с удовольствием до сих пор поддерживают традицию проведения 22 ноября различных семинаров, практикумов, совещаний в День психолога в России.- (См. подробнее: [30]). (Между тем, Всеукраинский день психолога отмечается в Украине 23 апреля).
Представляется, что научившись договариваться по относительно мелким вопросам, постепенно можно будет перейти и к более существенным.
2015 год в российской психологии ознаменовался (под самое его завершение) тремя дискуссиями. Две из них представлены в этом сборнике статей, а третья продолжается в настоящее время.
В заключение, оргкомитет надеется, что материалы конференции будут актуальными как для специалистов, так и для широкого круга читателей, и будут способствовать дальнейшему развитию историко-психологических исследований.
Библиографический список:
1. Андреева Е.Г. От инструмента к личности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 139-148.
2. Ахметова Л.В Концепт «психология» в многозначном поле зрения // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 348361.
3. Гулиева Х.Б., Белобрыкина О.А. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 149-167.
4. Зеличенко А.И. Размышления о будущем (неакадемический текст на академические темы) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 362-397.
5. Зуева Е.Ю., Зуев К.Б. Учение о доминанте А. Ухтомского. На стыке естествознания, религии, философии, психологии и литературы // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 78-88.
6. Карицкий И.Н. История «субъекта» в ее некоторых ключевых моментах // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 89116.
7. Кецко Т.В. Сущность и понимание профессиональной деструкции личности педагога // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 251-259.
8. Кононенко О.И. Категория диверсификации в контексте психологии перфекционизма личности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 117-121.
9. Костригин А.А. «История души» П.С. Авсенева как психологическая дисциплина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 20-29.
10. Костригин А.А., Мироненко И.А., Чупров Л.Ф. Дискуссия по статье А. Ясницкого «Сталинская модель науки: история и современность российской психологии» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. -№ 3-4. - С. 430-439.
11. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 30-52.
12. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной отечественной истории психологии // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал, № 2, том 2 (психолого-педагогические науки), 2014. С. 202-210.
13. Мазилов В.А. Фундаментальная наука о психике: 500 лет под именем психология // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 34. - С. 53-70.
14. Мантикова А.В. По ту сторону закона: особенности волевой саморегуляции мужчин зрелого возраста как индикаторы риска незаконных действий // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 260-
282.
15. Мантикова А.В., Гребекова О.Ю., Чупров Л.Ф. «Escape» -централизованный алгоритм работы с молодежью республики Хакасия в трудной жизненной ситуации // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 168-188.
16. Мантикова А.В., Тен Ю.В. Структурные особенности личности осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 283-312.
17. Марко Марулич // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Марулич,_Марко (дата обращения 25.12.2015)
18. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.
19. Родина Н.В. Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 313-327.
20. Стоюхина Н.Ю. Из истории становления психологии в Нижнем Новгороде // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 122-138.
21. Сыркина А.Н. Психологические факторы потребительского поведения // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 328-333.
22. Хусяинов Т.М. Известные психологи на монетах и банкнотах мира: приступая к поиску // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. -№ 3-4. - С. 202-218.
23. Хусяинов Т.М. Приглашение к участию в III Международной научно-практической конференции «500 лет использования понятия «ПСИХОЛОГИЯ» в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ MARKOMARULIC» (Нижний Новгород - Черногорск, 8-10 декабря 2015 года) // Наука. Мысль. 2015. №5. С. 45-52. URL: http://wwenews.esrae.ru/10-107
24. Чупров Л.Ф., Сабанин П.В. Обсуждение статьи: Алёхин А. Н. «Методологический диагноз психологической диагностике» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 196-201.
25. Шмелев А.Г. 25 лет Лаборатории «Гуманитарные технологии»
(хронологические воспоминания) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 219-239.
26. Щукин А.С. Схизис практического мышления психолога современности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. -С. 398-406.
27. Ясницкий А. Сталинская модель науки: история и современность российской психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 407-422.
28. Smith R. The Concept of Psychology: Comments for a Correspondence Conference // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. - С. 71-77.
29. Solak Z., Cuzovic B. A fire in a rural area, human behavior and the role of the media // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4. -С. 333-339.
30. URL: http://www.syl.ru/article/167146/new den-psihologa-v-rossii-
kogda-otmechaetsya-istoriya-prazdnika (дата обращения 25.12.2015)
— • —
tri Kostrigin A.A., Mazilov V.A., Chuprov L.F. Predislovie k materialam
Щг nauchno-prakticheskoj konferencii / A.A. Kostrigin, V.A. Mazilov, L.F. Chuprov//
PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4.
— • —
Abstract. introduction to materials science and practical conference. The authors introduce readers to the range of issues dealt with in the organized activities on the occasion of the anniversary of the name "psychology".
Keywords: psychology, anniversary scientific-practical conference.
— • —
© А.А. Костригин, 2015. © В.А. Мазилов, 2015. © Л.Ф. Чупров, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.
Подписано в печать 08.12.2015.