УДК 159.923.2:17.036.2
КАТЕГОРИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ
О.И. Кононенко. Одесского национального университета им. И.И. Мечникова (Одесса, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. Краткое сообщение. Продолжение рассуждения о проблеме перфекционизма, начатое на предыдущей сессии научно-практической конференции «500 лет использования понятия "психология" в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic».
Ключевые слова: психология, личность, перфекционизм, категория диверсификации.
Проблема перфекционизма является актуальной и своевременной для современного психологического знания. В психологической науке исследований в этой области становится все больше, однако они все еще немногочисленны.Изучение перфекционизма в психологии осуществлялись в четыре этапа, а именно: на первом этапе становления представлений о перфекционизм он исследовался как одномерный феномен, включал один параметр - тенденцию личности по установлению чрезмерно высоких стандартов и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами; на втором этапе перфекционизм был определен как особую «сеть когниций», включающий ожидания, интерпретации событий, оценки себя и других; на третьем этапе развития научных представлений о пер-фекционизм была осуществлена дальнейшая дифференциация данного конструкта, показано, что перфекционизм является сложным феноменом, связанным как с нормальным адаптивным функционированием, так и с дезадаптацией. На четвертом, современном этапе, перфекционизм представлено как многомерный конструкт, имеет сложную структуру и включает, наряду с высокими личными стандартами, ряд когнитивных и интерперсональных параметров.
Основной методологической препятствием на пути к изучению структуры и генезиса перфекционизма выступает отсутствие теоретической модели, в рамках которой возможно совместить разные грани этого феномена в едином континууме, что дает нам возможность использовать понятие диверсификация для создания авторской концепции перфекцио-низма личности.
Итак, диверсификация - одно из самых заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяет лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.
Термин диверсификация ^LDiversicatio- изменение, разнообразие) первоначально использовался в сфере экономики. На уровне государственной политики диверсификация - это расширение возможностей и направлений регулирования в целях обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке путем создания наиболее благоприятных условий для частного и государственного предпринимательства и развития конкурентной рыночной среды. В зарубежной экономической литературе для характеристики этих процессов используется специальный термин: policidiversiti - разнообразие политики.
В философии понятие «диверсификация» отражает степень разнообразия, означает перераспределение ресурсов, их вложения в новые сферы деятельности, существенно отличаются от первоначальных. Целью диверсификации является достижение устойчивости, уменьшения рисков за счет увеличения разнообразия элементов, создание качественно новых элементов в системе [1].
В социологии процессы диверсификации рассматриваются под углом зрения анализа различных социальных процессов и явлений. Примером могут служить исследования диверсификации современного образа жизни граждан, который характеризуется переходом от унифицированного, советского образа жизни в различных моделям, стратегиям и стилям жизнедеятельности, характеризующий состояние современного общества.
Диверсификация рассматривается как сложное многомерное социально-педагогическое явление, характеризующее современный период развития мировой образовательной системы, связанных с поиском выхода из кризиса образования; с формированием новой образовательной пара-
дигмы, ориентированной не на производство, а на лицо; с повышением степени гибкости образовательной системы, ее способности к быстрой перестройке, учета возросших требований общества к результатам деятельности образовательных систем [4].
Диверсификация как педагогическое явление включает в себя и новые направления в образовательной политике и трансформацию учебных заведений, изменения в содержании образовательных программ, форм и технологий обучения, образовательных услуг [3].
В психологии под диверсификацией можно понимать расширение спектра функций явления и реализацию его путем применения различных механизмов и использования внутренних и внешних возможностей и ресурсов.
Характер феномена перфекционизма личности дает основания нам говорить о его диверсификации. Под диверсификацией перфекционизма мы подразумеваемпротиворечивость и парадоксальность, многомерность и разнообразие данного феномена.
На современном этапе развития научного знания перфекционизм исследуется через анализ различных сторон жизнедеятельности личности: через исследование взаимосвязи перфекционизма со стрессом и стратегиями его преодоления; через изучение мотивационной основы перфек-ционизма; через связь перфекционизма с различными типологическими измерениями личности; через взаимосвязь перфекционизма и проблем в браке; через связи перфекционизма с суицидальной активностью лично-сти;через связи перфекционизма с родительско-детскими отношениями.
Выделенные нами два вида перфекционизма: глобальный и парциальный, которые отражают степень погружения личности в перфекциони-стские установки, подтверждают идею о диверсификации перфекциониз-ма, так как каждый из этих видов перфекционизма является сложным, системно организованным психологическим феноменом, и отражает его состав, структуру и функции.
Таким образом, диверсификация перфекционизма рассматривается как противоречивость и парадоксальность, многомерность и разнообразие данного феномена, поскольку перфекционизм - сложный феномен, связанный как с нормальным, так и с невротическим функционированием личности. Диверсификация дает возможность расширить спектр функций
перфекционизма и реализацию его путем применения различных механизмов и использования внутренних и внешних возможностей и ресурсов.
Литература:
1. Брызгалина Е. В. Диверсификация современного философского образования: специализация «Философия образования» //Философское образование (ВестникАФФО). - 2010. -Вып.5 [Электронный ресурс].- URL: http://affo.philos.msu.ru/index.php?id=1036)
2. Возьмитель А. А. Диверсификация образа жизни (Способы и стили жизни в постсоветском социальном пространстве)//Мир России. -2002. - Т. 11. №1. - С. 97-113.
3. Королева А. Г. Социально-педагогические проблемы диверсификации образования взрослых/ А.Г.Королева// Человек и образование. - №2(35) - 2013 . - с. 113- 116.
4. Кудрина Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.05; 13.00.08. - М., 1999. - 44 с.
5. Рыночная экономика: 200 терминов: сл./ под общ. ред. Г. Я.
Кипермана. - М.: Политиздат, 1991.
— • —
tri Kononenko O.I. Kategorija diversifikacii v kontekste psihologii
Щг perfekcionizma lichnosti / O.I. Kononenko II PEM: Psychology. Educology.
Medicine. -2015. -№3-4
— • —
Abstract. In article Short message. The continuation of the discourse about the problem of perfectionism, which began at the previous session of scientific-practical conference "500 years of the use of the term "psychology" in literature, art, science and practice in fact the first mention of this concept in the bibliography of the works of Marko Marulic".
Keywords: psychology, personality, perfectionism, category diversification.
— • —
Сведения об авторе
Оксана Ивановна Кононенко - кандидат психологических наук, доцент, докторант, доцент кафедры дифференциальной и специальной психологии Одесского национального университета им. И.И. Мечникова (Одесса, Украина).
© О. И. Кононенко, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.
Подписано в печать 08.12.2015.
— • —