/fr СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Вертакова Ю.В., Лаврикова Н.И.
СОДЕРЖАНИЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Авторами уточнено понятие социальной сферы, раскрыто содержание, задачи и основные направления региональной политики в социальной сфере, показано, что во многом они обусловлены спецификой социальной сферы как объекта управления, структурой государственной экономической политики в социальной сфере, а также характером взаимосвязей между субъектом и объектом публичного управления в социальной сфере. В статье систематизированы принципы разработки и реализации социальной политики региона.
Ключевые слова. Социальная сфера, региональная политика, уровень жизни населения, принцип адресности.
Vertakova Yu.V., Lavrikova N.I.
THE CONTENT AND THE KEY FEATURES OF REGIONAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE
Abstract. The authors clarified the concept of the social sphere, reveals the content, objectives and main directions of the regional policy in the social sphere. The article shows that the content of the policy due to the nature of the social sphere as a control object, as well as the nature of the relationship between subject and object ofpublic administration in the social sphere. In the article the principles of design and implementation of social policy in the region.
Keywords. Social protection, regional policy, the standard of living of the population, geting principle.
Многие авторы определяют социальную сферу как систему социальных отношений между группами людей, занимающими различное положение в структуре общества [1-3, 8-12, 15-16]. Соглашаясь с такой позицией, отметим, что структуру социальной сферы, по нашему мнению, во многом определяет воспроизводственная структура экономики, социальная структура общества, исторически сложившиеся общественные отношения и социальная политика государства (рис. 1).
Социальная сфера, в рамках разработки и реализации государственной политики, по нашему мнению, представляет собой самостоятельный объект управления. При этом данный объект управления обладает ярко выраженной территориальной спецификой, что определяет индивидуальный
ГРНТИ 04.51.00
© Вертакова Ю.В., Лаврикова Н.И., 2016
Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Наталия Игоревна Лаврикова - соискатель кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Контактные данные для связи с авторами (Вертакова Ю.В.): 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). E-mail: [email protected].
Исследование выполнено по гранту Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».
характер региональной политики, осуществляемой в социальной сфере. Эта специфика подчеркивается следующими обстоятельствами:
• социальная сфера как система предоставляет услуги населению, проживающему на определенной территории, а это приводит к необходимости учета в региональной политике местных особенностей (преобладающие стили жизни, уровень бедности, этноконфессиональный состав населения и мн. др.);
• социальная сфера, ее объекты, являются составной частью единого экономического комплекса, ее функционирование связано с организациями других видов экономической деятельности, расположенными на этой же территории;
• как объект управления социальная сфера должна в максимальной степени учитывать местную специфику, определяемую историческими, экономическими, географическими, демографическими, этническими, религиозными и другими условиями ввиду разнообразия географических, экологических и природно-климатических факторов, потребностей развития культуры, а также трансформацией социальных и бытовых потребностей (в образовании, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в конкретных условиях и др.).
Воспроизводственная структура экономики
Социальная структура общества
Социальная сфера
Социальные институты
Социальные группы (субъекты)
ч
Институт семьи
Государство
Общественные организации
Институт религии
Институты социальной инфраструктуры
_и_Р^
территориальные
профессионально-образовательные
неформальные организационные структуры _:_р
стратификационные
профсоюзы
Социальная политика государства
Сложившаяся система органов публичного управления социальной сферой (органы социальной защиты, образо-вательно-воспитатель-ные и медицинские учреждения и др. _^
Адресные меры, предпринимаемые государством для регулирования социальной сферы
Население, реализующее свои гражданские права и инициативы, направленные на корректировку мер государственной политики
Общественные отношения, урегулированные правовыми нормами
Рис. 1. Факторы, определяющие структуру социальной сферы.
Итак, социальная политика должна учитывать региональные аспекты, присущие социальной сфере. Что же представляет собой эта политика? Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Эта государственная политика исходит из общественных и экономических отношений индивидуу-
мов, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, воспроизводстве социальных гарантий для людей в части формирования экономических стимулов с целью расширения участия их в общественном производстве.
Помимо отмеченного термина, можно выделить и другие, обозначающие деятельность государства по регулированию социальной сферы. В частности, под государственной политикой в социальной сфере (см. рис. 2) мы предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами публичного управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны для решения социальных проблем, стабилизации социальной сферы на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты населения и т.д.
Разработано Лавриковой Н.И.
Рис. 2. Трактовка понятия «государственная политика в социальной сфере».
По нашему мнению, использование термина «государственная политика в социальной сфере» является более корректным и обоснованным в условиях расширения такого её свойства, как «адресность», поскольку интересы и направления развития госполитики в социально-экономической сфере более размыты и рассредоточены, наблюдается разброс ресурсов одновременно по двум направлениям - экономическому и социальному, в то время как меры государственной адресной политики направлены на решение конкретных социальных проблем посредством экономических инструментов, что является более эффективным.
Региональная социальная политика состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния населения, проживающему на определенной территории, воспроизводстве социальных гарантий в части формирования экономических стимулов с целью участия их в общественном производстве на этой же территории. Отметим, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определяет приоритетные социально-экономические задачи, в числе которых: повышение человеческого потенциала и составление на их основе системы программ совершенствования социального обеспечения и социальной защиты населения; развития здравоохранения, образования, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства,
физкультуры и спорта и т.д. Все это - направления для реализации социальной политики, прежде всего, на региональном уровне.
В структурном отношении социальная политика проявляется через регулирование деятельности социальных субъектов (индивиды, семьи, трудовые коллективы, территориальные общности, различные слои и группы населения), социальных организаций (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), социальных институтов (законодательные, нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений). Социальная политика государства ориентирована, главным образом, на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения и гармонизации первостепенных жизненных потребностей личности и социальных групп, поддержание необходимых условий жизни.
Генеральной целью региональной политики в рассматриваемой сфере является обеспечение социального развития субъекта РФ с учетом современных тенденций функционирования экономики и социальной сферы и его специфики для достижения высокого уровня здоровья, качества жизни и благополучия населения. Эта цель декомпозируется на следующие цели:
• регулирование демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, продолжительности жизни, естественного прироста населения и др.);
• обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
• предотвращение обнищания населения, сдерживание процесса расслоения населения (поляризации) на бедных и богатых, поддержание достойного уровня жизни населения, особенно в слаборазвитых регионах;
• социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
• сокращение безработицы и минимизация ее последствий, сохранение стабильности в сфере занятости;
• развитие и совершенствование системы образования и подготовки кадров;
• художественно-эстетическое образование и обслуживание, развитие духовности населения;
• обеспечение участия органов местного самоуправления в развитии муниципальной социальной сферы.
Эти целевые установки определяют систему задач региональной социальной политики. Первоочередными из них являются следующие:
• создание условий для роста благосостояния и повышения уровня жизни людей [13];
• повышение уровня занятости населения;
• обеспечение социальной защиты населения;
• формирование региональных социально-инфраструктурных комплексов;
• обеспечение общественной безопасности и правопорядка;
• совершенствование социального развития регионов.
Деятельность федеральных, региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования государства как социально-территориальной общности. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:
• регулирование демографической ситуации (увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах), противодействие острым проявлениям депопуляции населения;
• предотвращение безработицы и ликвидация её отрицательных последствий;
• противодействие имущественной дифференциации в регионах;
• регулирование миграционных процессов в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
• развитие и совершенствование системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования.
На федеральном уровне создана государственная система минимальных социальных гарантий, включающая минимальную зарплату, пенсию, стипендию, пособия по социальному страхованию и
т.д. Однако большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры решаются на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В регионах определяется прожиточный минимум, исходящий из среднедушевого дохода населения, по показателям которого определяется степень обеспеченности людей. Группе малообеспеченных людей должна быть оказана адресная социальная помощь, материальную часть которой индексируется с учётом инфляционных процессов.
Проведенный нами анализ позволил выделить основные направления региональной социальной политики:
• в области доходов: обеспечение стабильных условий для выплаты заработных плат, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан; повышение уровня жизни; создание благоприятных экономических условий для роста доходов населения;
• в сфере занятости: создание стабильных условий в трудовой сфере: обеспечение высвобождаемых работников рабочими местами, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, защита трудовых прав;
• в сфере образования [5, 14]: реализация региональных программ развития образования и дополнительного образования; квалифицированная подготовка кадров с последующим трудоустройством; создание новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест;
• в сфере здравоохранения [4, 6, 7]: формирование эффективной трехуровневой системы медицинской помощи, повышение её качества и доступности для населения регионов.
• в духовной и культурной сфере: создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; поддержка и развитие национально-культурной автономии; сохранение исторического наследия русской культуры. На рисунке 3 представлены выделенные нами особенности региональной социальной политики, которые обусловлены спецификой социальной сферы как объекта управления и спецификой прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления в социальной сфере. Этот рисунок по своей сути отражает содержание, направления и принципы государственной политики в социальной сфере с учетом авторских разработок.
Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и систему социальных услуг. Важнейшей частью региональной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.
Региональная социальная политика обеспечения занятости людей включает обеспечение профессиональной мобильности трудящихся, улучшение структуры занятости во всех сферах жизнедеятельности людей, оказание помощи безработным и т.д. К мероприятиям по регулированию рынка труда относятся: диагностика спроса на рабочую силу, перераспределение трудовых ресурсов, переподготовка кадров.
Важным направлением региональной социальной политики является развитие сферы социальных услуг. Основной задачей в этой сфере является обеспечение доступности бесплатных (образование, здравоохранение, культура и др.) и платных (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, питание и т.д.) услуг. Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
На территории региона функционируют объекты федеральной собственности и подчинения (полиция, пожарная охрана, ВУЗы и др.), региональной собственности и подчинения (музеи, библиотеки, театры и др.), муниципальной собственности и подчинения (школы, больницы и др.), а также частные. Специфика форм собственности должна быть учтена в региональной социальной политике и рационально сбалансирована в территориальном разрезе.
Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий,
их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Реализация направлений социальной политики региона осуществляется специфическими методами, которые условно можно разделить на 3 группы.
1. Организационно-правовые методы - это разработка нормативных документов, законодательных актов, положений. Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами РФ.
Рис. 3. Ключевые особенности региональной политики в социальной сфере.
2. Экономические:
• системный, комплексный подход в процессе подготовки и принятия управленческих решений. Он предполагает: теоретико-познавательную работу (то есть анализ текущей ситуации, идентификацию проблем в региональном масштабе), постановку конкретных целей (задач), организационно-исполнительскую деятельность и т.д.;
• прогнозирование - предполагает тщательный анализ прошлого опыта, изучение данных экономической, социальной, медицинской статистики, учет общественного мнения, экспертных оценок, сопоставление альтернативных вариантов возможного общественного развития;
• программирование - разработка комплексных целевых отраслевых программ, направленных на социальную защиту населения.
Среди форм реализации региональной политики особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Прогнозирование и программирование позволяет определить количественные параметры социально-экономического развития, определить место в межрегиональном разделении труда, скорректировать в прогнозируемой динамике регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы в регионах.
3. Социальные: изучение общественного мнения и интересов различных социально-демографических групп населения; экспертные оценки проводимых мероприятий в социальной сфере. Основные принципы социальной политики приведены в таблице.
Таблица
Принципы разработки и реализации социальной политики региона_
Принципы Сущность
Социальной справедливости Реализуется в форме координации и распределения труда и его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. Предполагает, что нижний уровень благосостояния удовлетворяет потребности индивида, а образование раскрывает его способности
Научной обоснованности Предполагает использование достижений научных исследований и обобщение практического опыта в сфере экономики и управления социальным развитием, научное предвидение и прогнозирование.
Системности Предполагает обеспечение единства всех элементов социально-экономической политики: последовательность этапов ее разработки и реализации, комплексность проводимых мероприятий, взаимосвязь и согласованность действий субъектов политики.
Стратегической ориентации Социальная политика включает долгосрочные целевые ориентиры и мероприятия стратегического характера, формируемые на основе учета преимуществ стратегического потенциала региона, имеющихся резервов.
Рационального использования ресурсов Подразумевает эффективное использование ресурсного потенциала с целью достижения максимальной социальной результативности.
Ориентации на интересы населения Выбор направлений реализации политики должен быть обусловлен специфическими интересами отдельных групп населения.
Партнерства власти и бизнеса Предусматривает активное взаимодействие органов государственной власти и бизнеса в сфере определения целей и стратегических ориентиров политики, оптимизации ресурсного обеспечения реализуемых мероприятий, направленных на достижение социально значимых эффектов.
Согласованности интересов субъектов политики Формирование конгломерата целевых установок, интересов различных субъектов политики, а также механизма их взаимоувязки и реализации
Демократизации Предполагает участие населения в решении вопросов социальной сферы.
Реализация социальной политики является более эффективной и обоснованной в условиях адресности, поскольку интересы и направления развития традиционной социальной политики размыты и рассредоточены, наблюдается разброс ресурсов. Меры региональной социальной политики должны быть направлены на решение конкретных социальных проблем посредством экономических инструментов, что является более эффективным.
Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбразумцов А.А. Экономическая теория Economics в вопросах и ответах. М.: ИНФРА, 2010.
2. Строева О.А., Лаврикова Н.И. Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 190-195.
3. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2008. 128 с.
4. Барлукова О.М. Социальное значение экономических реформ в системе здравоохранения // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 8. C. 9-12.
5. Бурменко Т.Д., Тарханова Е.Г. Социально-экономическое развитие и образование // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 5. С. 113-115.
6. Вертакова Ю.В., Власова О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала здравоохранения региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 6. С. 4251.
7. Власова О.В. Основы формирования социально-экономической политики развития здравоохранения региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 136-143.
8. Доренко К.С. Социальная политика США, стран ЕС и России и на современном этапе: приоритеты, принципы, правовое обеспечение // Право и управление. XXI век. 2012. № 4 (25). С. 74-79.
9. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. М.: Наука, 2007.
10. МаргулянЯ.А. Социальная политика. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2011. 236 с.
11. Плотников В.А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2006. № 1. С. 147-150.
12. Плотников В.А. Социальные закономерности и модель экономического развития России: монография. СПб.: Лема, 2011.
13. Потапов И.М. О региональной промышленной политике // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2007. № 1. С. 40-43.
14. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.
15. СкворцовИ.П. Социальная политика региона. Теория и практика. М.: Кнорус, 2010. 448 с.
16. Социальная политика в муниципальных образованиях. М.: Альфа-Пресс, 2006. 568 с.