Научная статья на тему 'Реализация адресности государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ'

Реализация адресности государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АДРЕСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / СУБЪЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Наталия Игоревна

В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы реализации адресной стратегии государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ. Структурированы приоритетные цели стратегии устойчивого развития субъектов РФ в контексте адресной государственной экономической политики в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация адресности государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

3. Тяпкина М.Ф., Ильина Е.А. Государственно-частное партнерство как способ повышения инвестиционной привлекательности предприятий// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - №7 (55). - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/2245-2013-07-13-08-15-21

4. Тяпкина М.Ф., Монгуш Ю.Д., Акимова И.О. Исследование показателей цикличности экономического развития страны// Российское предпринимательство. - 2014. - № 24 (270).- С. 4-14.

© Кудак А.А., Мухин А.В., 2016

УДК 338.2

Лаврикова Наталия Игоревна

преподаватель, Академия ФСО России, г.Орел, РФ E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ АДРЕСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация

В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы реализации адресной стратегии государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ. Структурированы приоритетные цели стратегии устойчивого развития субъектов РФ в контексте адресной государственной экономической политики в социальной сфере.

Ключевые слова

Государственная политика, адресность, социально-экономическая сфера, субъекты, стратегия

Основным отличием государств с федеративной формой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов Федерации. «Субъект Федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические и юридические различия между ними». [2, с. 144]

Субъект Российской Федерации - территориальная единица верхнего уровня в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день Российская Федерация состоит из 85 субъектов. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны». [1, с. 105] Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Процессу планирования адресной государственной экономической политики в социальной сфере на общефедеральном и отраслевом уровне в Российской Федерации придается достаточно большое значение. Разработчиками стратегии выступают политики, специалисты, эксперты, высшие должностные лица, государственные органы власти и управления. Разрабатываются программы совершенствования процесса планирования, повышения уровня социальной защищенности населения, внедряются новые технологии и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

механизмы, укрепляется механизм управления политикой.

Планирование тесно связано с другими элементами госполитики - разработкой государственного бюджета и реализацией мероприятий политики. Этот процесс осуществляется на уровне правительства или отдельного ведомства и основан на общей системе планирования, подотчетности, управления, оценки и контроля. Характер решаемых проблем заставляет правительство России активно использовать технологии стратегического планирования.

Приоритетной целью адресной государственной экономической политики в социальной сфере РФ (на долгосрочную перспективу) являются [3, с. 26]: планомерное улучшение качества жизни населения, снижение социального диспаритета, сохранение культурных ценностей, повышение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Поэтому безусловными стратегическими целями адресной государственной экономической политики в социальной сфере должны стать:

1) создание благоприятной среды для реализации гражданами своих прав на образование;

2) улучшение состояния здоровья населения на основе доступности медицинской помощи и повышения ее качества, развития физической культуры и спорта;

3) сохранение и доступность культурного наследия страны, которое обеспечивает единство культурного пространства;

4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;

5) узкая направленность социально-экономической поддержки населения;

6) финансовая устойчивость пенсионной системы;

7) действие условий осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса;

8) снижение уровня инфляции;

9) повышение доходов населения;

10) экономическая справедливость предпринимательской деятельности;

11) соразмерный экономической рост;

12) создание условий для здоровой конкуренции;

13) стабильность уровня цен;

14) обеспечение сбалансированности внешнеторговых операций.

С целью оптимизации развития в РФ рыночной экономики социальной направленности, а также создания наиболее эффективного защитного социально-экономического механизма целесообразно выделить такие шаги:

1) принятие и обязательное исполнение нормативно-правовых актов в сфере обеспечения государством социальной поддержки граждан и повышение занятости;

2) государственная помощь института биржи труда, рынка рабочей силы, центров занятости и повышения квалификации;

3) регулирование приемлемого уровня инфляции, ВВП.

Вопросы реализации адресной государственной экономической политики в социальной сфере, на наш взгляд, более рационально рассматривать в рамках определенных территориальных образований, в силу того, что именно такой подход позволяет максимально учесть специфику экономической и социальной жизни, культурные и демографические особенности населения и административно-управленческий потенциал.

Существует весомое количество градаций основных направлений программ развития, предназначенных для реализации комплекса мер по управлению качеством, а также внедрения конкретных мероприятий, призванных решить наиболее острые проблемы для повышения благосостояния населения и качества жизни. Последовательность работ по подготовке такой программы для субъектов РФ в силу их административно-территориальных особенностей должна, по нашему мнению, включать следующие компоненты:

1) проведение анализа социально-экономического положения субъектов РФ;

2) выделение приоритетных целей и задач программы;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

3) разработка концепции программы, базирующейся на принципе рационализации использования возможностей всех сфер общества;

4) обоснование эффективности принятых направлений и проектов, позволяющее установить социально-значимые варианты социально-экономической стратегии;

5) оценка эффективности привлеченных ресурсов, а также контроль за ходом реализации программы.

Наличие стратегии проектно-программных мероприятий адресной государственной экономической

политики в социальной сфере, по нашему мнению, обеспечит субъектам РФ дополнительные конкурентные преимущества, позволит концентрировать ресурсы, объединит деятельность органов власти, бизнеса и различных групп населения на решении первостепенных задач.

Особенно в реализации описанной выше стратегии проектно-программных мероприятий адресной государственной экономической политики в социальной сфере нуждаются разноориентированные субъекты РФ. Устойчивое развитие, решение социально-экономических проблем - одно из значимых условий благополучия и потому должно быть приоритетом в направлении развития государственной политики.

В связи с этим необходима целевая (таблица) подготовка стратегии развития на основе приоритетных направлений, что позволит устранить негативные факторы и тенденции социально-экономического развития и приведет к повышению качества жизни населения и создаст основы для повышения его общего благосостояния.

Таблица

Цели стратегии устойчивого развития субъектов РФ в контексте адресной государственной

экономической политики в социальной сфере

Ранг целей Функция целей Постановка целей

Главная Интегральная - повышение уровня и качества жизни населения на основе постиндустриальной экономики; - благополучие физическое и духовное здоровье людей

и п Социальная Социальная и территориальная справедливость, цивилизованный образ жизни

« ер | о Демографическая Расширенное воспроизводство здоровых людей

И о U и Экономическая Переход всех субъектов РФ на постиндустриальный уровень

э ° чд и о ср Экологическая Экологическое равновесие, благоприятная для жизни природная среда

^ ё <и и Политическая Целостность федерального государства

Культурная Расцвет национальной и региональной культуры, искусства, науки, образования

На основе стратегии модернизации, а также комплексной реализации стратегии адресной государственной экономической политики в социальной сфере необходимо принять и реализовать ряд федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию и, в частности, программы повышения занятости и доходов населения, развития регионального самоуправления, стимулирования развития бизнеса.

Для этого необходимы такие условия, как:

- координация работы федеральных, региональных и местных органов власти, общественных и коммерческих организаций, а также представителей власти, бизнеса и населения;

- создание межведомственных комиссий по развитию территорий на разных уровнях управления;

- оптимизация межбюджетных отношений: федерального центра, субъектов РФ, муниципальных образований с целью синхронизации их полномочий, ответственности и бюджетных возможностей;

- использование методов стратегического и интерактивного планирования.

Таким образом, адресная государственная экономическая политика в социальной сфере выступает приоритетом, без которого невозможно достичь благополучия во всех сферах общества, а также создать гармонично развивающуюся рыночную экономику.

Список использованной литературы: 1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Кушлина В.И.,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО Экономика», 2005

2. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». - М.: ЮНИТИ, 2006. - 157 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р

© Лаврикова Н.И., 2016

УДК 338

В.А. Лапшов, д.с.н, профессор Ю.С.Епхиева, В.В. Реброва

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается общая характеристика безработицы в России. Проводится анализ влияния различных факторов, которые на первый взгляд совершенно не имеют с безработицей ничего общего, а также описывается её влияние на другие стороны жизни человека.

Ключевые слова

Снижение уровня безработицы, критический уровень, социальное развитие, динамика, макроэкономическая проблема, рынок труда, проблемы занятости.

В течение последних лет всё чаще и чаще можно услышать обсуждения, которые касаются критического уровня такого ключевого показателя как безработицы. Для того чтобы действительно понять ситуацию в сфере безработицы или оценить результаты работы государственных программ, надо провести эффективную политику, необходимо осуществлять ежегодный мониторинг ситуации. Кроме этого нужен анализ собранных данных, установление взаимосвязей и нахождение факторов, которые влияют на те или другие показатели.

Большое количество ученых изучали понятие безработицы. Исследование динамики показателя Портнова описала в своей статье Никольская М.П. Для определения тренда и тенденции был использован метод Фостера-Стюарта. Анализом динамики времени поиска работы и факторов, которые влияют на неё, занималась Сарычева Т.В..

Анализом математических оценок влияния уровней безработицы для различных возрастных групп населения занимались Л.Ю Уразаева и И.А. Галимов.

Вопрос занятости является одним из основных социально-экономических проблем, которые неразрывно связанная с социумом и их производственной деятельностью.

Рассмотрим динамику уровня безработицы в России с 2000 по 2014 г. (рис.2.1.)

По графику видим, что самый больший пик безработицы был в 2000 году, где его значение достигало 10,6%. Скорее всего это было связано с имеющимся кризисом в стране. Затем наблюдался спад до конца 2002 года (показатель на уровне 8,2%), после чего был незначительный скачек вверх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.