МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
3. Тяпкина М.Ф., Ильина Е.А. Государственно-частное партнерство как способ повышения инвестиционной привлекательности предприятий// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - №7 (55). - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/2245-2013-07-13-08-15-21
4. Тяпкина М.Ф., Монгуш Ю.Д., Акимова И.О. Исследование показателей цикличности экономического развития страны// Российское предпринимательство. - 2014. - № 24 (270).- С. 4-14.
© Кудак А.А., Мухин А.В., 2016
УДК 338.2
Лаврикова Наталия Игоревна
преподаватель, Академия ФСО России, г.Орел, РФ E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ АДРЕСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ
Аннотация
В данной статье рассматриваются приоритетные проблемы реализации адресной стратегии государственной политики в социально-экономической сфере субъектов РФ. Структурированы приоритетные цели стратегии устойчивого развития субъектов РФ в контексте адресной государственной экономической политики в социальной сфере.
Ключевые слова
Государственная политика, адресность, социально-экономическая сфера, субъекты, стратегия
Основным отличием государств с федеративной формой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов Федерации. «Субъект Федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические и юридические различия между ними». [2, с. 144]
Субъект Российской Федерации - территориальная единица верхнего уровня в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день Российская Федерация состоит из 85 субъектов. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны». [1, с. 105] Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.
Процессу планирования адресной государственной экономической политики в социальной сфере на общефедеральном и отраслевом уровне в Российской Федерации придается достаточно большое значение. Разработчиками стратегии выступают политики, специалисты, эксперты, высшие должностные лица, государственные органы власти и управления. Разрабатываются программы совершенствования процесса планирования, повышения уровня социальной защищенности населения, внедряются новые технологии и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
механизмы, укрепляется механизм управления политикой.
Планирование тесно связано с другими элементами госполитики - разработкой государственного бюджета и реализацией мероприятий политики. Этот процесс осуществляется на уровне правительства или отдельного ведомства и основан на общей системе планирования, подотчетности, управления, оценки и контроля. Характер решаемых проблем заставляет правительство России активно использовать технологии стратегического планирования.
Приоритетной целью адресной государственной экономической политики в социальной сфере РФ (на долгосрочную перспективу) являются [3, с. 26]: планомерное улучшение качества жизни населения, снижение социального диспаритета, сохранение культурных ценностей, повышение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Поэтому безусловными стратегическими целями адресной государственной экономической политики в социальной сфере должны стать:
1) создание благоприятной среды для реализации гражданами своих прав на образование;
2) улучшение состояния здоровья населения на основе доступности медицинской помощи и повышения ее качества, развития физической культуры и спорта;
3) сохранение и доступность культурного наследия страны, которое обеспечивает единство культурного пространства;
4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;
5) узкая направленность социально-экономической поддержки населения;
6) финансовая устойчивость пенсионной системы;
7) действие условий осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса;
8) снижение уровня инфляции;
9) повышение доходов населения;
10) экономическая справедливость предпринимательской деятельности;
11) соразмерный экономической рост;
12) создание условий для здоровой конкуренции;
13) стабильность уровня цен;
14) обеспечение сбалансированности внешнеторговых операций.
С целью оптимизации развития в РФ рыночной экономики социальной направленности, а также создания наиболее эффективного защитного социально-экономического механизма целесообразно выделить такие шаги:
1) принятие и обязательное исполнение нормативно-правовых актов в сфере обеспечения государством социальной поддержки граждан и повышение занятости;
2) государственная помощь института биржи труда, рынка рабочей силы, центров занятости и повышения квалификации;
3) регулирование приемлемого уровня инфляции, ВВП.
Вопросы реализации адресной государственной экономической политики в социальной сфере, на наш взгляд, более рационально рассматривать в рамках определенных территориальных образований, в силу того, что именно такой подход позволяет максимально учесть специфику экономической и социальной жизни, культурные и демографические особенности населения и административно-управленческий потенциал.
Существует весомое количество градаций основных направлений программ развития, предназначенных для реализации комплекса мер по управлению качеством, а также внедрения конкретных мероприятий, призванных решить наиболее острые проблемы для повышения благосостояния населения и качества жизни. Последовательность работ по подготовке такой программы для субъектов РФ в силу их административно-территориальных особенностей должна, по нашему мнению, включать следующие компоненты:
1) проведение анализа социально-экономического положения субъектов РФ;
2) выделение приоритетных целей и задач программы;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
3) разработка концепции программы, базирующейся на принципе рационализации использования возможностей всех сфер общества;
4) обоснование эффективности принятых направлений и проектов, позволяющее установить социально-значимые варианты социально-экономической стратегии;
5) оценка эффективности привлеченных ресурсов, а также контроль за ходом реализации программы.
Наличие стратегии проектно-программных мероприятий адресной государственной экономической
политики в социальной сфере, по нашему мнению, обеспечит субъектам РФ дополнительные конкурентные преимущества, позволит концентрировать ресурсы, объединит деятельность органов власти, бизнеса и различных групп населения на решении первостепенных задач.
Особенно в реализации описанной выше стратегии проектно-программных мероприятий адресной государственной экономической политики в социальной сфере нуждаются разноориентированные субъекты РФ. Устойчивое развитие, решение социально-экономических проблем - одно из значимых условий благополучия и потому должно быть приоритетом в направлении развития государственной политики.
В связи с этим необходима целевая (таблица) подготовка стратегии развития на основе приоритетных направлений, что позволит устранить негативные факторы и тенденции социально-экономического развития и приведет к повышению качества жизни населения и создаст основы для повышения его общего благосостояния.
Таблица
Цели стратегии устойчивого развития субъектов РФ в контексте адресной государственной
экономической политики в социальной сфере
Ранг целей Функция целей Постановка целей
Главная Интегральная - повышение уровня и качества жизни населения на основе постиндустриальной экономики; - благополучие физическое и духовное здоровье людей
и п Социальная Социальная и территориальная справедливость, цивилизованный образ жизни
« ер | о Демографическая Расширенное воспроизводство здоровых людей
И о U и Экономическая Переход всех субъектов РФ на постиндустриальный уровень
э ° чд и о ср Экологическая Экологическое равновесие, благоприятная для жизни природная среда
^ ё <и и Политическая Целостность федерального государства
Культурная Расцвет национальной и региональной культуры, искусства, науки, образования
На основе стратегии модернизации, а также комплексной реализации стратегии адресной государственной экономической политики в социальной сфере необходимо принять и реализовать ряд федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию и, в частности, программы повышения занятости и доходов населения, развития регионального самоуправления, стимулирования развития бизнеса.
Для этого необходимы такие условия, как:
- координация работы федеральных, региональных и местных органов власти, общественных и коммерческих организаций, а также представителей власти, бизнеса и населения;
- создание межведомственных комиссий по развитию территорий на разных уровнях управления;
- оптимизация межбюджетных отношений: федерального центра, субъектов РФ, муниципальных образований с целью синхронизации их полномочий, ответственности и бюджетных возможностей;
- использование методов стратегического и интерактивного планирования.
Таким образом, адресная государственная экономическая политика в социальной сфере выступает приоритетом, без которого невозможно достичь благополучия во всех сферах общества, а также создать гармонично развивающуюся рыночную экономику.
Список использованной литературы: 1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Кушлина В.И.,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО Экономика», 2005
2. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». - М.: ЮНИТИ, 2006. - 157 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р
© Лаврикова Н.И., 2016
УДК 338
В.А. Лапшов, д.с.н, профессор Ю.С.Епхиева, В.В. Реброва
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается общая характеристика безработицы в России. Проводится анализ влияния различных факторов, которые на первый взгляд совершенно не имеют с безработицей ничего общего, а также описывается её влияние на другие стороны жизни человека.
Ключевые слова
Снижение уровня безработицы, критический уровень, социальное развитие, динамика, макроэкономическая проблема, рынок труда, проблемы занятости.
В течение последних лет всё чаще и чаще можно услышать обсуждения, которые касаются критического уровня такого ключевого показателя как безработицы. Для того чтобы действительно понять ситуацию в сфере безработицы или оценить результаты работы государственных программ, надо провести эффективную политику, необходимо осуществлять ежегодный мониторинг ситуации. Кроме этого нужен анализ собранных данных, установление взаимосвязей и нахождение факторов, которые влияют на те или другие показатели.
Большое количество ученых изучали понятие безработицы. Исследование динамики показателя Портнова описала в своей статье Никольская М.П. Для определения тренда и тенденции был использован метод Фостера-Стюарта. Анализом динамики времени поиска работы и факторов, которые влияют на неё, занималась Сарычева Т.В..
Анализом математических оценок влияния уровней безработицы для различных возрастных групп населения занимались Л.Ю Уразаева и И.А. Галимов.
Вопрос занятости является одним из основных социально-экономических проблем, которые неразрывно связанная с социумом и их производственной деятельностью.
Рассмотрим динамику уровня безработицы в России с 2000 по 2014 г. (рис.2.1.)
По графику видим, что самый больший пик безработицы был в 2000 году, где его значение достигало 10,6%. Скорее всего это было связано с имеющимся кризисом в стране. Затем наблюдался спад до конца 2002 года (показатель на уровне 8,2%), после чего был незначительный скачек вверх.