УДК 338.242.42
Механизмы реализации социальной политики в современной России (на примере Московской области)
Кривошеева Т.М., канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Статья посвящена изучению вопросов формирования социальной политики в РФ, которая может формироваться и реализовываться в регионах лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта федерации. Рассмотрены факторы, под воздействием которых развивается региональная социальная сфера как объекта социальной политики.
Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социальная
сфера.
The research examines social policy in contemporary Russia, which should be developed and implemented in the regions using a coherent socio-economic policy of the state and federal subject. The study reveals features and factors that influence the development of the regional social sphere.
Key Words: welfare state, social policy, social sphere.
Исходя из общего определения социального государства55, можно сделать вывод, что государство должно стремиться исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Согласно статье 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого вытекают конституционные обязанности российского государства:
1) охранять труд и здоровье людей;
2) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
3) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
4) развивать систему социальных служб;
5) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
55 Социальное государство - это конституционно-правовой статус государства, предполагающий конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.
124
В соответствии с определенными обязанностями основными принципами социальной политики государства можно считать:
- обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных конституцией;
- создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами;
- адресность социальной помощи - предоставление такой помощи гражданам (семьям), которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход;
- согласование интересов поколений.
Социальная политика осуществляется в следующих основных сферах социальных отношений:
- оплаты труда, трудовых отношений, обеспечения занятости и помощи безработным;
- регулирования доходов и потребления товаров массового спроса;
- пенсионного обеспечения;
- социального обслуживания;
- социального вспомоществования и предоставления адресной социальной помощи;
- обязательного социального страхования;
- обеспечения жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
- образования и профессиональной подготовки;
- науки;
- здравоохранения;
- культуры;
- физической культуры, спорта и туризма;
- демографии, семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи;
- обеспечения экологической безопасности;
- защиты социальных прав граждан.
Формирование социально ориентированного рыночного хозяйства требует проведения взаимоувязанной активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и региональном уровнях. Заслугой многих региональных администраций явилось то, что они в меру своих возможностей и в силу особой близости к населению и предприятиям пытались снизить негативные социальные последствия кризисных явлений в экономике.
В условиях спровоцированных мировым финансовым кризисом выявилась неодинаковая степень адаптации регионов к данным изменениям экономической системы. Возросли различия между субъектами РФ по размеру финансирования
социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что увеличило территориальные диспропорции в обеспечении доступности населения услуг образования, здравоохранения, культуры и др. В целом, можно отметить различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.
На общенациональном уровне социальная политика является одним из важнейших направлений внутренней политики государства, связанным с воспроизводством социальных ресурсов и обеспечением, как стабильности социальной системы, так и динамичности её развития. Социальная политика реализуется посредством социальных мероприятий и осуществления программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами, а также частными корпорациям, общественными организациями. Одна из ее задач -разрешать возникающие противоречия между интересами различных субъектов общества, между текущими и стратегическими его интересами.
Управление социальным развитием на каждом общественном уровне представляет собой комплекс мер по выявлению и разрешению существующих социальных проблем, определению конкретного варианта социальной политики и ее реализации. Поэтому социальную политику можно определить и как деятельность субъектов власти различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества.
Концепция социальной политики должна рассматриваться в аспекте теории «социального государства», основного института определения и реализации политики. Социальная политика «социального государства» путем сбалансированного регулирования социально-экономических отношений призвана создать необходимые условия для стабильности, обеспечить относительный баланс интересов между различными социальными стратами, создать эффективную систему социальной защиты социально наиболее уязвимых слоев обществ.
Как при формировании, так и при реализации социальной политики необходимо осуществлять следующие действия:
- исследовать и оценивать качество жизни социальных групп населения, а также качество жизни общества в конкретные временные периоды;
- прогнозировать возможные изменения положения социальных групп под воздействием внешних и внутренних факторов;
- разрабатывать, а при необходимости и корректировать программу действий по социальному развитию общества, его социальных сегментов с учетом имеющихся ресурсов, возможностей, условий.
Анализ современного экономического развития показал, что существуют сферы общественных услуг, где рынок не справляется с удовлетворением потребностей общества, а, следовательно, обостряет социальные проблемы - это провалы рынка. В подобных ситуациях участие государства в процессе воспроизводства становится необходимым, однако принимать оно может разные формы - от полного огосударствления до партнёрства с частным предпринимательством. К таким сферам относятся:
1) производство «общественных благ», главная особенность которых -совместное потребление (оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.);
2) защита общества от внешних эффектов рыночной деятельности, прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды;
3) регулирование производства в отраслях, где возникают условия естественной монополии, таких как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь;
4) корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, способствующих порождению или закреплению социального неравенства, безработицы, бедности.
Государство, дополняя рыночные механизмы, а иногда и ограничивая их действие, регулирует действие рыночных сил, структурирует рынок, выправляя отдельные его «провалы». Взаимодействие рынка и государства обеспечивает ограничение монополизации экономики, социальную корректировку рынка, рост массового спроса и стимулирование научно-технического прогресса.
На этапах формирования и реализации социальной политики особое значение имеет также создание и совершенствование системы социальных показателей, норм, критериев, в соответствии с которыми будут производиться необходимые оценки социального положения, приоритетных направлений деятельности, способов реализации. Причем начинать делать это следует ещё на этапе формирования социальной политики, продолжая этот процесс на последующих этапах. Социальные показатели необходимы и для того, чтобы оценить последствия реализации намеченных целей. Здесь применяются главным образом методов статистического анализа, построения динамических рядов с последующей экстраполяцией, экспертных оценок, математического моделирования. Использование новых технологий обеспечивающих разработку и реализацию социальной политики в
российских регионах способствует повышению ее эффективности. В настоящее время такие технологии начали применять в Московской области.
В настоящее время характерной является тенденция социальной ориентации экономики, предполагающая учёт и согласование интересов социальных групп населения при реализации, как государственной макроэкономической политики, так и механизмов хозяйствования на уровне регионов, корпоративных объединений и предприятий всех форм собственности. Это связанно с поддержанием стандартов качества жизни населения на должном уровне, и с насущной необходимостью обеспечения высокого качества и должной мотивации рабочей силы как важного фактора экономического роста и перехода к инновационному типу экономики, основанному на высоком потенциале человеческого капитала, а также обеспечения социальной стабильности в обществе, как фактора привлечения внешних инвестиций в национальную экономику.
Социальные критерии формирующейся социально-экономической модели нашей страны изменяются в зависимости от конкретных условий, от того, какие приоритеты определяются - социальные (занятость, более уравнительное распределение национального дохода, снижение социальной дифференциации населения) или производственно-экономические (эффективность,
конкурентоспособность, экономический рост). Не менее значимым является важнейший принцип социального государства - принцип участия граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. В европейских государствах принципы и нормы участия граждан в управлении отражены в Социальной Хартии. Зарубежный опыт подтверждает вывод о том, что современные концепции человеческого капитала основаны на признании экономической целесообразности вложения средств в человека и в социальную сферу как самую прибыльную и перспективную для развития общества. Реализация концепции социального государства предполагает определение целей единой социальной политики в рамках Европейского Союза. Анализ мирового опыта развития социальной ориентации национальных экономик свидетельствует о наличии общих методологических подходов развитых государств к учёту социальных факторов и воздействию на них в рамках принятой модели макроэкономического регулирования на принципах развития рыночных отношений.
Социально-экономическое развитие Московской области осуществлялось в
соответствии с Концепцией социально-экономического развития Московской
области. Механизм реализации Концепции включает в себя ежегодно
128
разрабатываемые прогнозы социально-экономического развития Московской области, в которых Концепция находит свою конкретизацию, как в объёмных, так и в динамических параметрах.
Основными ориентирами для стратегического и текущего планирования социального развития региона, а соответственно принятия научно обоснованной социальной политики, является система индикаторов, стандартов, принципов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения Московской области. В целом в Московской области вопросы, связанные с социальноэкономической стандартизацией, возникли в контексте перехода на нормативную основу формирования и распределения бюджетов всех уровней. Нормирование в этой области призвано сформировать систему нормативов бюджетной обеспеченности, что позволило бы вывести финансирование сферы государственных услуг на объективно необходимый уровень. Появляется возможность перевода основной части муниципальных образований на самофинансирование так, чтобы они заинтересованы в расширении собственной налоговой базы и развитии реального сектора экономики на своих территориях.
Качество жизни во многом зависит от доходов населения региона, прежде всего уровня заработной платы. В Московской области в феврале 2009 года денежные доходы на душу населения составили 18288 руб., денежные расходы на душу населения - 17720,4 руб.
В условиях кризиса реальные денежные доходы на душу населения в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года уменьшились на 3,9%, реальные денежные расходы на душу населения - на 5,7%. Реальные денежные доходы на душу населения в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года увеличились на 15,7%, реальные денежные расходы на душу населения - на 2,1% (табл. 1).
Таблица 1
Динамика реальных располагаемых денежных доходов 56
В процентах к:
соответствующему месяцу прошлого года предыдущему месяцу
2009 год
Январь 107,8 57,4
Февраль 95,1 112,3
Источник: Мособлстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области. Сборник: "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЦИФРАХ" М.: 2009
В условиях кризисных ситуаций значимым показателем социальноэкономического состояния области является уровень безработицы, который изменился в 2009 году в сторону увеличения (рис. 1).
Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2020 год ориентирован на решение проблем функционирования отраслей социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения потребностей всех групп населения Московской области в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платных и бесплатных услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
57
Рис 1. Динамика численности экономически активного населения
Московская область стала одним из инициаторов создания региональных подходов к разработке государственных минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения. В Московской области объёмы медицинской помощи определяются ежегодно исходя из следующих нормативов: показатель объёма скорой медицинской помощи выраженных в количестве вызовов в расчёте на одного человека в год; показатель объёма амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчёте на одного человека в год, показатель объёма медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчёте на одного человека в год;
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Информационные статистические материалы о социально-экономическом положении регионов - 2008 г. http://www.gks.ru/bgd/free/B08_29/Main.htm.
показатель объёма стационарной помощи определен в количестве койко-дней в расчёте на одного человека в год.
Одной из задач первостепенной важности в современном российском обществе является максимальное вовлечение «регионального фактора» в процесс формирования социальной политики и управления социальной сферой.
Литература
1. Битуева Д.В. Формирование региональной социальной политики в
условиях дифференциации российского пространства / Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет
[Электронный ресурс]. Киров: ООО «Международный центр научно-
исследовательских проектов», 2007. № 2 (10). № гос регистрации статьи 0420700035/0017.
2. Панов М.М. Формирование и реализация социальной политики в
регионе. - М.: ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2009
3. Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Колесник И.Ю. и др. Россия: путь к
социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008.