Содержание и формы работы методиста с педагогами в области здоровьесбережения
Т. Н. Ле-ван (Московский городской педагогический университет)
В статье рассматриваются нормативно-правовые основы методической работы с педагогами по реализации их функций в области охраны и укрепления здоровья ребенка в образовательном процессе. Обозначено содержание самообразования педагога в области здоровьесбережения.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье, функции педагога, методическая работа, саморазвитие.
Современное образование находится уже второе десятилетие в процессе модернизации, изменившей цели и задачи, содержание, парадигмы и подходы к подготовке будущих граждан Российской Федерации. В том числе должна решаться проблема воспитания «свободного, образованного, здорового, активного человека» как «основы конкурентоспособности страны» (Распоряжение..., 2008: Электр. ресурс). Таким образом, одной из задач, поставленных нашим государством перед институтом образования, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, формирование у них здорового образа жизни.
Приоритет формирования здорового и безопасного образа жизни обозначен в ряде важнейших государственных документов: Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения и др. И ключевой фигурой-исполнителем данной задачи в образовательном учреждении, исходя из анализа этих и других документов, является педагог.
По мнению В. М. Гаськова, «общее и профессиональное образование выполняет серьезные социальные функции: оно ведет к сокращению преступности, улучшению здоровья и другим положительным социальным последствиям» (Гаськов, 2001: 9-10). Однако все это возможно лишь в том случае, когда
в системе образования работают грамотные специалисты, компетентно выполняющие свои профессиональные функции.
Каковы же функции педагога в области образования и здоровья? Этот вопрос можно раскрыть в ракурсе понимания педагогической деятельности как процесса управления, ибо такая точка зрения часто представлена в научно-методической литературе (В. П. Ба-ранчеев, Н. Л. Галеева, П. Н. Гапонюк, Т. М. Давыденко, О. Ю. Заславская, Г. И. Маринко, Л. М. Митина, Н. В. Пернай, Г. Н. Сериков, Т. И. Шамова и др.). Исходя из процессного подхода к управлению, где менеджмент понимается как «процесс, состоящий из взаимосвязанных между собой управленческих функций, каждая из которых тоже представляет собой процесс, состоящий из связанных между собой управленческих действий» (Пер-най, 2004: 20), деятельность учителя является реализацией управленческих функций.
Итак, определим функции педагога в области образования и здоровья с позиций менеджмента образовательного процесса:
1) педагог управляет условиями, в которых протекает образовательный процесс, и способен сделать их такими, чтобы стартовый уровень здоровья участников образовательного процесса не ухудшался в процессе ежедневного взаимодействия, — такую функцию мы называем здоровьесберегающей;
2) педагог управляет содержанием образования и способен включать вопросы, связанные с формированием навыков здорового образа жизни и мотивации на созидающее поведение, в образовательный процесс — такую функцию мы определяем как здоровьеформирующую;
3) педагог управляет процессом своего профессионального совершенствования, в том числе повышением своей компетентности в вопросах особенностей здоровья и возрастного и индивидуального развития обучающихся, педагогического инструментария (методов, приемов, средств, форм, техник, технологий) сохранения и развития ресурсов здоровья ребенка в урочной и внеурочной деятельности, а также (что представляется нам особенно важным) управляет саморазвитием в области здоровья и здорового образа жизни (добывает знания о различных способах профилактики нарушений своего здоровья, совершенствует свои навыки оценки и коррекции самочувствия и настроения, развивает свою мотивацию на здоровьеориентированное поведение и мысли и т. д.) — такую функцию можно обозначить как саморазвитие в области здоровья.
Эти три функции тесно связаны между собой и взаимодополняют одна другую, обеспечивая лишь в комплексе успешность деятельности педагога в сфере воспитания здорового поколения, развития гармоничной личности ученика.
В данной статье остановимся подробней на третьей функции педагога, подразумевая, что профессиональному совершенствованию специалиста способствует методическая помощь наставника.
Обратимся к исследованию, проведенному среди методистов-наставников, слушателей курсов повышения квалификации по программе «Организация профессиональной деятельности методиста по работе с молодыми специалистами в условиях модернизации педагогического образования» на базе Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ) в 2011/12 учебном году. Все респонденты отметили, что наставник вне зависимости от специфики предмета должен работать с учителями по вопросам здоровьесбережения. Однако содержание этой работы большинство опрошенных (94%) понимали до прохождения модуля недостаточно полно, их представления не всегда соответствовали современной методологии здоровьесбережения в образовании.
Основным ориентиром в содержании здоровьесберегающей деятельности учителя для
наставника традиционно являются Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Минздрав-соцразвития..., 2010: Электр. ресурс), которые говорят о том, что педагог должен знать возрастную физиологию, школьную гигиену, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним. Также для создания благоприятного психологического климата в процессе обучения учитель должен знать методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями и т. д.
Однако профессиональная компетентность педагога в области охраны и укрепления здоровья обучающихся не ограничивается только этим набором знаний. Анализируя ФГОСы второго поколения начального и среднего общего образования, а также примерные основные образовательные программы образовательных учреждений, мы видим, что стратегической целью здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении является «формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы» (Примерная основная., 2010а: 157). На этапе среднего общего образования в основной образовательной программе перед учителем ставятся такие ориентиры в области охраны и укрепления здоровья: осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (Примерная основная., 2011Ь: 309).
Как мы видим, реализация таких профессиональных задач требует от педагога знания методики формирования здорового образа
жизни, педагогической профилактики зависимого поведения, а главное — принятия значимости здоровья в системе ценностей человека и общества. Последнее положение находит подтверждение в федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки..., 2010: Электр. ресурс), где в качестве требований к инфраструктуре образовательного учреждения обозначена сформированность культуры здоровья педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью.
И наконец, реализация всех вышеперечисленных функций педагога невозможна без понимания сущности здоровья с позиций холистического подхода — единства био-психо-социо-духовного компонентов (Р. И. Айзман, H. М. Амосов, И. И. Брехман, Э. H. Вайнер, В. Е. Давыдович, В. П. Казначеев, В. В. Колба-нов, Ю. П. Лисицин, А. Г. Маджуга, В. А. Пискунов, В. А. Пономаренко, А. H. Разумов, А. Е. Чекалов и др.), где духовное здоровье как система координат, мировоззренческий стержень, определяющий поведение, образ мыслей и стиль жизни человека, является базисом, основой методологии здоровьесбереже-ния в образовании.
Исходя из вышесказанного определим содержание методической работы наставника с педагогами в области здоровьесбережения:
— концепция здоровья и принципы здоровьесберегающей педагогики, целеполагание в области сохранения и укрепления здоровья в образовательном процессе;
— нормативно-правовая база в области здоровьесбережения в образовании, методология и направления здоровьесберегающей деятельности в ОУ, функции учителя в области охраны и укрепления здоровья, основы управления здоровьесберегающей деятельностью в образовательном процессе;
— возрастные и индивидуальные физиологические и психологические особенности
школьника, специфика работы с детьми с особыми потребностями (гиперактивными, медлительными, часто болеющими);
— методические подходы к созданию здоровьесберегающих условий обучения, в том числе психологической безопасности образовательного процесса;
— содержание и методика формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, в том числе профилактика зависимого поведения, социально значимых заболеваний, жестокости и насилия в образовательной среде;
— система здоровьесберегающих педагогических технологий, где «здоровьесберегающий», с одной стороны, есть качественная характеристика любой педагогической технологии (Н. Л. Галеева, Н. К. Смирнов и др.), а с другой — здоровьесберегающие технологии рассматриваются как специфические, частные системы методов, приемов и форм работы, дающие запрограммированный результат — повышение адаптационных ресурсов организма ребенка для более успешного обучения (М. М. Безруких, Г. К. Селевко и др.);
— технология работы с качеством информационного пространства, от которого напрямую зависит здоровье школьника;
— здоровье в имидже современного педагога, профилактика профессиональных заболеваний и деформаций;
— объективная оценка здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьесберегающего качества образовательной среды, удовлетворенности участников образовательного процесса здоровьесберегающей деятельностью ОУ.
Эти содержательные блоки лежат в основе модуля курсов повышения квалификации «Организация здоровьесберегающей деятельности учителя в образовательном процессе», включенного с 2011/12 учебного года в большинство программ повышения квалификации психолого-педагогического цикла на базе МГПИ (ныне — Московского городского педагогического университета).
Организация методической работы с учителями в условиях модернизации образования требует не только обновления содержания до-
полнительного профессионального образования, но и поиска современных методов и форм работы. Так, за 2007-2012 гг. продемонстрировали свою эффективность в процессе повышения квалификации по программам здоровьесберегающей направленности различные формы организации активного обучения (тренинги, деловые игры, дискуссии, проектирование и др.), мастер-классы, педагогические мастерские, супервизия, проблемные семинары и т. п. Эти формы работы мы рекомендуем методистам для работы с педагогами в области здоровьесбережения.
Особую значимость приобретает рефлексия профессиональной деятельности специалиста. В связи с этим наставнику рекомендуется чаще использовать метод проблемного обучения, а список проблемных ситуаций составлять совместно с учителями, используя технику мозгового штурма и работу в минигруппах. Это позволяет объединить, с одной стороны, профессиональный опыт методиста-наставника, а с другой — «свежий взгляд» пе-дагогов-практиков, особенно начинающих специалистов.
Таким образом, перед методистом, работающим с педагогами, стоит непростая задача — принять и освоить современную методологию здоровьесберегающей деятельности в образовании, базирующуюся на концепции «как превратить заботу о ребенке в заботу ребенка о самом себе». Затем необходимо помочь учителю сформировать индивидуальную траекторию его профессионального развития в области реализации здоровьесберегающей, здоровьеформирующей функций и саморазвития в области здоровья. В этом случае институт наставничества по праву будет выступать в роли координационной силы и направлять педа-гогов-практиков на местах, не только грамотно трактуя нормативно-правовые документы во всем их спектре, но и профессионально оперируя понятиями методологии здоровьесберегающей деятельности в образовании с педагогических позиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гаськов, В. М. (2001) Управление системой профессионального образования : учеб. пособие
для руководителей учреждений профобразования, органов управления образованием. М. : ИРПО.
Пернай, Н. В. (2004) Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. М. : Интеллект-Центр.
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». (2010) [Электр. ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.ros-mintrud.ru/docs/mzsr/salary/30 (дата обращения:
22.01.2013).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». (2010) [Электр. ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/ 02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения:
22.01.2013).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010a) / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., пе-рераб. М. : Просвещение.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (2011b) / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение.
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении “Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года”». (2008) [Электр. ресурс] // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http:// правительство.рф/gov/results/1173/ (дата обращения 25.04.2012).
THE CONTENT AND FORMS OF RESOURCE SPECIALIST’S WORK WITH TEACHERS
IN THE FIELD OF HEALTH PROTECTION T. N. Le-van (Moscow City Teachers’ Training University)
The paper presents the legal foundations of methodical work with pedagogues in order to fulfill their functions in the field of children’s health protection and promotion in the educational process. The content of teacher’s professional self-development in the area ofhealth protection is described.
Keywords: health protection, health, teacher’s functions, methodical work, self-development.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Gas’kov, V. M. (2001) Upravlenie sistemoi pro-fessional’nogo obrazovaniia : ucheb. posobie dlia ru-kovoditelei uchrezhdenii profobrazovaniia, organov upravleniia obrazovaniem. M. : IRPO.
Pernai, N. V. (2004) Problemy obrazovatel’nogo menedzhmenta. Tri traktata. M. : Intellekt-Tsentr.
Prikaz Minzdravsotsrazvitiia Rossii № 761n ot 26 avgusta 2010 g. «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifi-katsionnogo spravochnika dolzhnostei rukovo-ditelei, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel “Kvali-fikatsionnye kharakteristiki dolzhnostei rabotnikov obrazovaniia”». (2010) [Elektr. resurs] // Minister-stvo truda i sotsial’noi zashchity RF. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mzsr/salary/30 (data obrashcheniia: 22.01.2013).
Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki Ros-siiskoi Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 28 de-kabria 2010 g. № 2106 «Ob utverzhdenii federal’-nykh trebovanii k obrazovatel’nym uchrezhdeni-
iam v chasti okhrany zdorov’ia obuchaiushchikh-sia, vos-pitannikov». (2010) [Elektr. resurs] // Rossiiskaia gazeta. URL: http://www.rg.ru/201l/ 02/16/obrsdorovje-dok.html (data obrashcheniia:
22.01.2013).
Primernaia osnovnaia obrazovatel’naia programma obrazovatel’nogo uchrezhdeniia. Nachal’naia shkola (2010a) / sost. E. S. Savinov. 2-e izd., pererab. M. : Prosveshchenie.
Primernaia osnovnaia obrazovatel’naia programma obrazovatel’nogo uchrezhdeniia. Osnovnaia shkola (2011b) / sost. E. S. Savinov. M. : Prosve-shchenie.
Rasporiazhenie Pravitel’stva RF ot 17 noiabria 2008 g. № 1663-r «Ob utverzhdenii “Osnovnykh na-pravlenii deiatel’nosti Pravitel’stva Rossiiskoi Fede-ratsii na period do 2012 goda”». (2008) [Elektr. resurs] // Internet-portal Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii. URL: http://pravitel’stvo.rf/gov/results/ 1173/ (data obrashcheniia 25.04.2012).