Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании*
А. Е. Митин, С. О. Филиппова (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург)
В статье на базе проведенного исследования определена целесообразность и возможность применения гуманитарных технологий в образовании, выделены основные положения для их разработки и использования в деятельности педагогов.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, образование, инновационное развитие.
Существующая социально-экономическая технологий в учебно-воспитательном процес-
ситуация в обществе наметила тенденцию се. В этой связи научно-педагогическая об-
к позитивным изменениям стратегии образо- щественность проявляет все больший интерес
вания, тактики реализации прогрессивных к разработке и использованию в образовании
* Статья подготовлена на основе результатов разработки Инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере (2007-2008 гг.)».
гуманитарных технологий. Подобный интерес, по нашему мнению, дает надежду, что в ближайшем будущем гуманитарные технологии будут рассматриваться как область знаний, позволяющих структурировать и научно обосновать рекомендации педагогам по повышению эффективности решения различных педагогических задач, способствующих максимальной реализации способностей их учеников и воспитанников.
Исследователи в нашей стране и за рубежом все чаще акцентируют внимание на том, что XXI в. можно назвать веком «человека». Поэтому устойчивой тенденцией является повышение внимания к специалистам, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек — человек».
По мнению В. П. Соломина, «гуманитарные технологии определяют сегодня перспективный вектор инновационного развития образования, потому что позволяют педагогу реализовывать профессиональные компетентности, востребованные современным обществом» (Соломин, 2011: 126). В этой связи необходимо сделать опыт разработки и использования гуманитарных технологий, накопленный в различных областях, доступным для освоения педагогов.
Следует отметить, что в 90-х годах XX в. гуманитарные технологии создавались для использования в политике. В. Грановский,
В. Осипов, М. Карижский в своей работе акцентировали внимание на том, что гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния. Причем влияния мягкого и человечного, в отличие от грубых средств принуждения и насилия (Грановский, Осипов, Карижский, 1998).
Хотя гуманитарные технологии были созданы для решения политических проблем, они постепенно начали использоваться и в других сферах. Для решения задач нашего исследования необходимо было понять, почему сегодня они становятся так популярны в образовании. Проведенный анализ позволил определить следующее.
Длительное время в образовании доминировал авторитарно-командный стиль управления, у педагогов не возникало необходимости
в применении гуманитарных технологий. В условиях реализации личностно ориентированного подхода методы принуждения стали не только не эффективны, но и осуждаемы. Педагогам потребовались новые средства регулирования поведения воспитанников и обучающихся, обеспечивающие построение позитивной перспективы в образовательном процессе и делающие союзниками всех его участников, т. е. пришло время гуманитарных технологий.
Так как воспитание и обучение, по сути, являются управлением педагогом поведением ребенка, можно сказать, что элементы гуманитарных технологий всегда присутствовали в педагогической деятельности, однако они носили стихийный и интуитивный характер. В современных условиях этот процесс начал технологизироваться.
Гуманитарные технологии в образовании появились там, где результат, полученный при помощи других (традиционных для этой деятельности) средств, не устраивал педагога, а улучшение результата за счет модификации применяемых технологий было уже невозможно. Единственным путем повышения результативности становилось в этом случае изменение отношения учеников и воспитанников к выполняемой деятельности, рациональное регулирование их поведения. Именно акцентом на привлечение дополнительного «человеческого» ресурса можно объяснить эффект применения гуманитарных технологий.
Такая позиция позволила в наших предыдущих исследованиях (Митин, Филиппова, Митин, 2009) выдвинуть следующую идею: гуманитарные технологии являются, по сути, технологиями повышения эффективности деятельности, к которой они применяются, за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (интересы, потребности, мотивы).
Анализ публикаций, рассматривающих применение гуманитарных технологий в различных областях, показал неоднозначность мнений авторов об их сущности, что потребовало систематизации выдвигаемых исследователями идей. Наиболее важными для понима-
ния механизма действия гуманитарных технологий, по нашему мнению, являются следующие тезисы.
— Человечество начало испытывать совершенно новые потребности — «виртуальные»; знакотканые, «виртуальные» сущности являются не менее реальными, чем продукты физической реальности (Островский, Щедровиц-кий, 1999: Электр. ресурс).
— Оперирование знаковыми структурами и условиями дает возможность так выстраивать знаковые среды, что человек будет вести себя определенным образом (Генисаретский, 1998: Электр. ресурс).
— Основой влияния на поведение является выявление идентификатора, который для личности важнее всего на свете (Переслегин, 2005: Электр. ресурс).
— Регулирование поведения осуществляется тем легче, чем более человек ощущает перспективность такого поведения и приносимые им выгоды и преимущества (Грановский, Осипов, Карижский, 1998: Электр. ресурс).
— Гуманное и гуманитарное — два принципиально разных качества, два разных содержания, иногда ошибочно отождествляемые (Грановский, Дацюк, 1999: Электр. ресурс).
Характерные особенности гуманитарных технологий иллюстрируют следующие положения:
— гуманитарные технологии эксклюзивны, т. е. разрабатываются под конкретный проект (Курочкин, 2001);
— разработка каждой технологии нуждается в огромном объеме информации (Горшкова, 1999);
— гуманитарные технологии используются для конструирования событий, которые специально создаются человеком в общении с другими людьми (Сморгунов, 2001);
— если человек владеет гуманитарными технологиями, то они будут одинаково эффективны в работе с людьми, в какой бы отрасли он их ни применял (Гуманитарные технологии..., 2006: Электр. ресурс).
Необходимо отметить, что гуманитарные технологии могут быть использованы для достижения целей, далеких от понятия гуманности. В этой связи актуализируется вопрос
о гуманизации гуманитарных технологий. Некоторые исследователи говорят об опасности применения гуманитарных технологий, так как они являются средством манипуляции сознанием и поведением людей. Такой подход, по нашему мнению, является принципиально неверным, так как в нем смешиваются понятия «средства» и «цель». Как отмечает Б. Г. Юдин, «гуманитарные технологии — это всего лишь средства, пусть и весьма мощные, человеческой деятельности» (Юдин, 2005: 110). И нельзя разделить технологии на «хорошие» и «плохие». «Хорошей» или «плохой» может быть только цель, для достижения которой эти технологии используются.
Гуманитарные технологии становятся все более востребованными в различных областях. Однако их развитие осложняется отсутствием общепринятого определения. Встречающиеся в научных работах, популярных статьях и интервью определения или настолько общие, что невозможно идентифицировать сущность этого явления, или, наоборот, слишком узкие, представляющие гуманитарные технологии как набор методов обучения, приемов политических выступлений или рекламу. Эта проблема не раз выделялась исследователями (Public relations..., 2006: Электр. ресурс; Беляева, 2008; и др.).
Нами был проведен анализ более чем 50 научно-методических работ разных авторов. Все определения гуманитарных технологий были разделены на пять групп, в каждой выделены главные положения, препятствующие принятию их за основу концепции применения гуманитарных технологий в образовании.
1. Размытость понятия. Некоторые исследователи определяют гуманитарные технологии настолько широко, что они из средства решения конкретных задач превращаются в обозначение большой группы технологий. Например, гуманитарные технологии определяются как «способы развития интеллектуального потенциала» (И. Минтусов) (см.: Public relations., 2006: Электр. ресурс), «совокупность методов, применяемых в гуманитарных науках» (Беляева, 2008), «конкретизация „рациональных процедур" в гуманитарной деятельности» (Роботова, 2008).
2. Десемантизация. Большое количество авторов (особенно исследующих гуманитарные технологии в образовании) в основу определений берут понятие «гуманитарный» в смысле «относящийся к человеку». Например, технологии считаются гуманитарными потому, что они «имеют дело с человеческим материалом» (Крупник, 2001), ориентированы на развитие человеческой личности (Кузнецова, 2006: Электр. ресурс), направлены на человека (Конева, 2009).
3. Отсутствие аргументов. Достаточно часто в исследованиях различные виды деятельности определяются как гуманитарные технологии. При этом авторами не приводится аргументация того, что позволяет считать этот вид деятельности гуманитарной технологией. Даже сложив все примеры, представленные как гуманитарные технологии, трудно понять, что их отличает от других «негуманитарных» технологий. Например, в качестве гуманитарных технологий предлагаются «презентация художниками своих произведений, участие в конкурсах творческих работ, выставочная деятельность» (Васильева, 2008), «информационные технологии» (Беляева, 2008).
4. Декларирование. Гуманитарным технологиям приписываются функции, которые не конкретизируются и соответственно не могут быть реализованы. Например, задачей гуманитарных технологий, по мнению исследователей, является «внедрение в образовательный процесс новых технологий» (Трушкова,
2006), «стимулирование выпускников к постоянному самосовершенствованию» (Машкина,
2007).
5. Подмена гуманизацией. Достаточно часто исследователи понятие «гуманитарные технологии» сравнивают с понятием «манипуляция», сознательно или интуитивно находя в них много общего. Но в понятие «гуманитарные технологии» они вкладывают гуманное содержание. Таким образом, технология теряет свой начальный смысл — она превращается из средства в цель. Например, авторами акцентируется внимание на том, что гуманитарным технологиям свойственны отсутствие манипулятивности (Чупрасова, 2000), открытость целей работы с человеком (Горшко-
ва, 1999), создание условий для свободного и всестороннего развития личности (Семенов, 2007).
Таким образом, сегодня существует необходимость аргументированного определения гуманитарных технологий вообще и в образовании в частности. В своих рассуждениях мы основывались на принципиальном отличии традиционных и гуманитарных технологий: цель традиционных технологий — результат деятельности (обучающие технологии ставят своей целью — обучение, воспитательные — воспитание и т. п.), в то время как целью гуманитарных является повышение эффективности деятельности, т. е. гуманитарные технологии «накладываются» на другие «деятельностные» технологии.
Образовательные, воспитательные, развивающие и другие технологии, если они успешно решают свои задачи, могут использоваться и без гуманитарных технологий. Но если педагог понимает, что применяемая технология не дает желаемого результата, он может повысить ее эффективность, используя ресурсы личности самих обучающихся. Для этого педагог должен на основе анализа всех имеющихся факторов построить (в рамках осуществляемой деятельности) систему рационального регулирования поведения обучающихся, основанную на учете их интересов и потребностей. Эта система и будет гуманитарной технологией. Таким образом, можно сформулировать следующее определение гуманитарных технологий в образовании: гуманитарные технологии в образовании — это последовательность действий педагога, специально организованных для конкретной педагогической ситуации и обеспечивающих такое взаимодействие с учащимися или воспитанниками, которое оказывает целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой в данный момент педагогической задачи (обучения, воспитания, развития и т. п.).
Гуманитарные технологии — это мощные инструменты влияния на поведение человека. В этой связи особое место в их освоении
педагогами должны занимать вопросы морали (Бордовский, 2007; Никифорова, 2008). С. А. Гончаров акцентирует внимание на том, что профессиональная этика педагога, который выступает в роли гуманитарного технолога, «должна основываться не на абстрактном лозунге “не навреди!”, а на конкретном и адекватном современности понимании человека как ценностного сознания, которое формируется в системе многомерных коммуникаций с постоянно изменяющейся жизненной средой» (Гончаров, 2008: 13).
Так как реализация гуманитарных технологий может быть связана с риском, сегодня разработаны специальные средства оценки их адекватности поставленным задачам и эффективности полученного результата — гуманитарная экспертиза (Тульчинский, 2008). Рассматривая проблему гуманитарной экспертизы, Б. Г. Юдин обращает внимание на то, что при оценке возможных последствий применения технологии необходимо соблюдение принципа предосторожности. Он справедливо указывает на то, что доказательство безопасности технологии должно лежать на ее защитниках, а не на оппонентах (Юдин, 2005). К сожалению, это требование, которое обязательно и для введения новых педагогических технологий, не всегда выполняется как в методических, так и в научных работах.
Как указывалось ранее, многие авторы, рассуждая о гуманитарных технологиях, обращают внимание на латинское слово huma-nitas — человеческая природа, которое используется в их обозначении. В этой связи возникает необходимость разграничения гуманитарных технологий и других технологий, относящихся к человеку (педагогических, психологических и т. п.). Мы поддерживаем мнение П. Малиновского, считающего, что «собственно» гуманитарные технологии призваны решать задачи, связанные с использованием человеческого потенциала, в отличие от традиционных и новых технологий, имеющих гуманитарную составляющую и выдвигающихся на передний план в эпоху гуманизации (Малиновский, 2002: Электр. ресурс).
Следует отметить, что концепция проекта «Наша новая школа» в качестве одного из ос-
новополагающих принципов выдвигает тезис гуманитарной ориентации, предполагающий смещение акцентов с процесса обучения на личность обучающегося. В этой связи, по нашему мнению, группу технологий, которые нацелены на «очеловечивание» образования, т. е. имеющие гуманитарную составляющую, можно определить как гуманитарно ориентированные технологии.
Вышесказанное позволяет выделить основные положения, которые можно принять за основу построения концепции применения гуманитарных технологий в образовании.
1. Гуманитарные технологии в своей основе предполагают использование гуманитарных знаний о человеке с целью регулирования его поведения.
2. Гуманитарные технологии могут применяться в любой области, предполагающей взаимодействие в системе «человек — человек».
3. Основой гуманитарных технологий является конструирование такой ситуации, которая показывает адресату воздействия позитивную перспективу предлагаемого педагогом поведения.
4. Выбор адресатом желаемого для педагога поведения должен осуществляться самостоятельно.
5. Гуманитарные технологии эксклюзивны, так как разрабатываются для решения конкретной педагогической задачи.
6. Оценка гуманитарных технологий не может быть универсальной: он должна проводиться для каждой гуманитарной технологии.
7. Разработка и реализация гуманитарных технологий требует в большинстве случаев привлечения информационных ресурсов.
8. Успешное овладение гуманитарными технологиями требует от педагога не только усвоения знаний, но и развития определенных личностных качеств.
9. С целью гуманизации гуманитарных технологий требуется формирование личности будущих педагогов, их мотивов, потребностей, целевых установок.
10. В педагогической деятельности следует разделять гуманитарные технологии (технологии, использующие гуманитарную составляющую личности) и гуманитарно ориентиро-
ванные технологии (технологии, направленные на формирование гуманитарной составляющей личности).
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что необходима дальнейшая разработка теории гуманитарных технологий в образовании. Данное направление можно считать исключительно перспективным, так как грамотное построение и корректное использование гуманитарных технологий позволит педагогу значительно повысить эффективность процессов обучения и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беляева, Л. Н. (2008) Гуманитарные технологии vs гуманитарные науки в аспекте подготовки современного специалиста // Вестник Герценов-ского ун-та. № 1. С. 3-8.
Бордовский, Г. А. (2007) Гуманитарный технолог: от идеи к воплощению // Вестник Герценов-ского ун-та. № 10. С. 3-5.
Васильева, А. А. (2008) Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского унта. №1. С. 13-21.
Генисаретский, О. И. (1998) Лекция на «семейке» ШКП 1998 года [Электр. ресурс] // Magister Ludi. URL: http://magister.konvent.ru/ lib/ELIB/genis000/index.htm (дата обращения:
18.07.2011).
Гончаров, С. А. (2008) Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестник Герценовского ун-та. № 5. С. 9-15.
Горшкова, В. В. (1999) Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. Владивосток : б/и.
Грановский, В., Дацюк, С. (1999) Гуманитарные технологии (проблемное пространство) [Электр. ресурс] // Сетевой проектный журнал XYZ. URL: http://www.xyz.org.ua/discussion/hu-manitarity.html (дата обращения: 18.07.2011).
Грановский, В., Осипов, В., Карижский, М. (1998) Инструменты влияния [Электр. ресурс] // Сетевой проектный журнал XYZ. URL: http:// www.uis.kiev.ua/discussion/impact.html (дата обращения: 18.07.2011).
Гуманитарные технологии: универсальный ключ. Анатолий Левенчук и Михаил Гринфельд (2006) [Электр. ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/labo-ratory/ expertize/ 2006/127 (дата обращения:
18.07.2011).
Конева, А. В. (2009) Парадигма современности и феномен гуманитарных технологий // Вестник Герценовского ун-та № 1. С. 9-13.
Крупник, С. А. (2001) Гуманитарные технологии // Всемирная энциклопедия. Философия. М. : АСТ ; Минск : Харвест, Современный литератор. С. 257-259.
Кузнецова, Н. А. (2006) Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностно-го подхода [Электр. ресурс] // Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm (дата обращения: 18.07.2011).
Курочкин, А. В. (2001) Гуманитарные технологии: проблема выбора методологических оснований // Гуманитарные технологии и политический процесс в России : сб. ст. СПб. : Изд-во СПбГУ. С. 11-20.
Малиновский, П. (2002) Оружейность гуманитарного: полиинтерьвью на «семейной» игре — 2001 [Электр. ресурс] // Кентавр. № 29. URL: http://www.circleplus.rU/circle/kentavr/n/29/8 (дата обращения: 18.07.2011).
Машкина, Т. М. (2007) Гуманитарные образовательные технологии (опыт технического вуза малого города) [Электр. ресурс] // Интернет-конференция. Детский сад настоящего: 100 резервов. URL: http://pik100.ucoz.ru/forum/5-336-1 (дата обращения: 18.07.2011).
Митин, А. Е., Филиппова, С. О., Митин, Е. А. (2009) Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы // Теория и практика физической культуры. № 2. С. 47-53.
Никифорова, Л. В. (2008) Гуманитарные технологии в системе понятий инновационной образовательной программы // Вестник Герценовско-го ун-та. № 11. С. 17-24.
Островский, Е., Щедровицкий, П. (1999) Россия: страна, которой не было [Электр. ресурс] // Русский Архипелаг. URL: http://www.archipel-ag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/ (дата обращения: 18.07.2011).
Переслегин, С. (2005) Гуманитарное вмешательство : интервью [Электр. ресурс] // Компьютерра. № 35. URL: http://old.computerra.ru/2005/ 607/230345/ (дата обращения: 18.07.2011).
Роботова, А. С. (2008) Гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского ун-та. № 5. С. 15-20.
Семенов, Ю. Г. (2007) Гуманитарные технологии в контексте организационной культуры // Научный вестник Уральской академии гос. службы. №1. С. 51-53.
Сморгунов, Л. В. (2001) Гуманитарные технологии и формирование политического события //
Гуманитарные технологии и политический процесс в России : сб. ст. СПб. : Изд-во СПбГУ.
С. 35-40.
Соломин, В. П. (2011) Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского гос. пед. ун-та. № 4. С. 124-127.
Трушкова, И. (2006) Гуманитарные технологии в образовании // Высшее образование в России. № 3. С. 70-74.
Тульчинский, Г. Л. (2008) Гуманитарная экспертиза как социальная технология // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. Т. 16. №4. С. 38-53.
Чупрасова, В. И. (2000) Современные технологии в образовании : курс лекций. Владивосток : Изд-во ТИДОТ ДВГУ.
Юдин, Б. Г. (2005) От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 104-110.
Public relations и гуманитарные технологии — иллюзия противостояния? Точка зрения экспертов (2006) [Электр. ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/labora-tory/expertize/gtmarket/2006/126 (дата обращения: 18.07.2011).
Дата поступления: 17.11.2011 г.
HUMANITARIAN TECHNOLOGIES:
A RATIONALE OF THE FUNDAMENTALS OF APPLICATION IN EDUCATION A. E. Mitin, S. O. Filippova (The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg)
On the basis of a conducted study, the article determines the practicability and possibility of application of humanitarian technologies in education. The authors highlight the conceptual issues of their development and use in teachers’ activity.
Keywords: humanitarian technologies, education, innovation development.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Beliaeva, L. N. (2008) Gumanitarnye tekhnologii vs gumanitarnye nauki v aspekte podgotovki sovre-mennogo spetsialista // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. № 1. S. 3-8.
Bordovskii, G. A. (2007) Gumanitarnyi tekhno-log: ot idei k voploshcheniiu // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. № 10. S. 3-5.
Vasil’eva, A. A. (2008) Traditsii akademicheskogo khudozhestvennogo obrazovaniia i gumanitarnye tekhnologii // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. № 1. S. 13-21.
Genisaretskii, O. I. (1998) Lektsiia na «semeike» ShKP 1998 goda [Elektr. resurs] // Magister Ludi. URL: http://magister.konvent.ru/lib/ELIB/genis 000/index.htm (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Goncharov, S. A. (2008) Gumanitarnye tekhnologii v obrazovanii i sotsial’noi sfere // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. № 5. S. 9-15.
Gorshkova, V. V. (1999) Gumanitarnaia priroda obrazovatel’nykh tekhnologii v mezhsub’ektnoi pe-dagogicheskoi real’nosti. Vladivostok : b/i.
Granovskii, V., Datsiuk, S. (1999) Gumanitarnye tekhnologii (problemnoe prostranstvo) [Elektr. resurs] // Setevoi proektnyi zhurnal XYZ. URL: http://www.xyz.org.ua/discussion/humanitarity.ht ml (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Granovskii, V., Osipov, V., Karizhskii, M. (1998) Instrumenty vliianiia [Elektr. resurs] // Setevoi proektnyi zhurnal XYZ. URL: http://www.uis.kiev. ua/discussion/impact.html (data obrashcheniia:
18.07.2011).
Gumanitarnye tekhnologii: universal’nyi kliuch. Anatolii Levenchuk i Mikhail Grinfel’d (2006) [Elektr. resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhno-logii. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/exper-tize/2006/127 (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Koneva, A. V. (2009) Paradigma sovremennosti i fenomen gumanitarnykh tekhnologii // Vestnik Gertsenovskogo un-ta № 1. S. 9-13.
Krupnik, S. A. (2001) Gumanitarnye tekhnolo-gii // Vsemirnaia entsiklopediia. Filosofiia. M. : AST ; Minsk : Kharvest, Sovremennyi literator. S. 257-259.
Kuznetsova, N. A. (2006) Rasshirenie gumani-tarnykh tekhnologii na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Elektr. resurs] // Tsentr distantsionnogo obrazovaniia «Eidos». URL: http://www.eidos. ru/journal/2006/0901-3.htm (data obrashcheniia:
18.07.2011).
Kurochkin, A. V. (2001) Gumanitarnye tekhno-logii: problema vybora metodologicheskikh os-novanii // Gumanitarnye tekhnologii i politiche-skii protsess v Rossii : sb. st. SPb. : Izd-vo SPbGU. S. 11-20.
Malinovskii, P. (2002) Oruzheinost’ gumani-tarnogo: poliinter’v’iu na «semeinoi» igre — 2001 [Elektr. resurs] // Kentavr. № 29. URL: http:// www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/29/8 (data ob-rashcheniia: 18.07.2011).
Mashkina, T. M. (2007) Gumanitarnye obrazo-vatel’nye tekhnologii (opyt tekhnicheskogo vuza malogo goroda) [Elektr. resurs] // Internet-konfer-entsiia. Detskii sad nastoiashchego: 100 rezervov. URL: http://pik100.ucoz.ru/forum/5-336-1 (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Mitin, A. E., Filippova, S. O., Mitin, E. A. (2009) Gumanitarnye tekhnologii v fizicheskoi kul’ture:
kontseptual’nye osnovy // Teoriia i praktika fizich-eskoi kul’tury. № 2. S. 47-53.
Nikiforova, L. V. (2008) Gumanitarnye tekhno-logii v sisteme poniatii innovatsionnoi obrazova-tel’noi programmy // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. №11. S. 17-24.
Ostrovskii, E., Shchedrovitskii, P. (1999) Rossiia: strana, kotoroi ne bylo [Elektr. resurs] // Russkii Arkhipelag. URL: http://www.archipelag.ru/ru_ mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/ (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Pereslegin, S. (2005) Gumanitarnoe vmeshatel’st-vo : interv’iu [Elektr. resurs] // Komp’iuterra. № 35. URL: http://old.computerra.ru/2005/607/230345/ (data obrashcheniia: 18.07.2011).
Robotova, A. S. (2008) Gumanitarnost’ i gumani-tarnye tekhnologii // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. № 5. S. 15-20.
Semenov, Iu. G. (2007) Gumanitarnye tekhno-logii v kontekste organizatsionnoi kul’tury // Na-uchnyi vestnik Ural’skoi akademii gos. sluzhby. № 1. S. 51-53.
Smorgunov, L. V. (2001) Gumanitarnye tekhno-logii i formirovanie politicheskogo sobytiia //
Gumanitarnye tekhnologii i politicheskii protsess v Rossii : sb. st. SPb. : Izd-vo SPbGU. S. 35-40.
Solomin, V. P. (2011) Gumanitarnye tekhnologii kak innovatsiia v obrazovanii // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. № 4. S. 124-127.
Trushkova, I. (2006) Gumanitarnye tekhnologii v obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. № 3.
S. 70-74.
Tul’chinskii, G. L. (2008) Gumanitarnaia eksper-tiza kak sotsial’naia tekhnologiia // Vestnik Chelia-binskoi gos. akademii kul’tury i iskusstv. T. 16. № 4.
S. 38-53.
Chuprasova, V. I. (2000) Sovremennye tekhno-logii v obrazovanii : kurs lektsii. Vladivostok : Izd-vo TIDOT DVGU.
Iudin, B. G. (2005) Ot gumanitarnogo znaniia k gumanitarnym tekhnologiiam (okonchanie) // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 104-110.
Public relations i gumanitarnye tekhnologii — illiuziia protivostoianiia? Tochka zreniia ekspertov (2006) [Elektr. resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologii. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/gtmarket/2006/126 (data obrashcheniia:
18.07.2011).