Научная статья на тему 'Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях вузов нефизкультурного профиля'

Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях вузов нефизкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / PHYSICAL UPBRINGING / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / PHYSICAL RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Светлана Владимировна

Содержание современной системы физического воспитания в вузах требует существенной модернизации. Одним из направлений этой модернизации может стать использование формы оздоровительной физической культуры физическая рекреация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE FEMALE STUDENTS SPORTS RECREATION IN TERMS OF HIGH SCHOOLS WITHOUT SPORTS PROFILE

The content of modern system of physical training in high schools demands the essential modernization, use of the form of improving physical training a physical recreation can become one of directions of this modernization.

Текст научной работы на тему «Содержание физкультурной рекреации студенток в условиях вузов нефизкультурного профиля»

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РЕКРЕАЦИИ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ ВУЗОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

С. В. СЫРОВА

Содержание современной системы физического воспитания в вузах требует существенной модернизации. Одним из направлений этой модернизации может стать использование формы оздоровительной физической культуры - физическая рекреация.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурное образование студентов, физическая рекреация.

В результате экономических и социальных реформ последнего времени изменились различные жизненные приоритеты, и в качестве одного из негативных последствий явилось снижение эффективности физкультурно-оздоровительной работы со студентами, недоступность для них многих форм занятий двигательной активностью, которые практикуются в современной системе физического воспитания. Следствием этого явилось ухудшение состояния здоровья и особенно учащейся молодежи, особенно в вузах.

Государственные образовательные стандарты ставят перед физическим воспитанием задачу -сформировать здоровый стиль жизни студента, что может быть достигнуто только в процессе его саморазвития и самоорганизации. Сегодня идет поиск форм занятий, отвечающих характеру реально существующих потребностей. Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания, отраженные в концепции физкультурного образования студентов, предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания [2].

Весь опыт работы в высшей школе приводит к рассмотрению вопросов массового, рекреационнооздоровительного спорта, его развитию в студенческой сфере вузов нефизкультурного профиля.

Как известно, все виды физической культуры решают проблемы сохранения, укрепления здоровья человека - главной базы его преобразовательной деятельности, а также решают проблемы реализации его природной «данности», физических и интеллектуальных качеств, раскрывая биологические резервы и адаптационные возможности на более высоком уровне. Все эти проблемы решает и физическая рекреация с помощью своих средств и методов [5].

Физическая рекреация - это одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.

В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе образовательной деятельности и профессионального труда. Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:

- основывается на двигательной активности;

- в качестве главных средств использует физические упражнения;

- осуществляется в свободное или специально выделенное время;

- включает культурно-ценностные аспекты физической культуры;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

- осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные компоненты;

- носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- осуществляется преимущественно в природных условиях;

- имеет определенную научно-методическую базу [3; 5].

Являясь одним из компонентов физической культуры и участвуя в решении всех ее проблем, физическая рекреация, однако, имеет перед ними ряд несомненных преимуществ: она доступна людям любого возраста от детей до людей пожилого возраста; она не имеет жесткой регламентации по времени (можно заниматься в любое время суток, начиная с раннего утра и до позднего вечера), по продолжительности (можно заниматься в течение 5-10 минут и до нескольких часов), по месту занятий (в квартире, в зале, на площадке, в лесу и т. п.), по составу занимающихся (индивидуально, вдвоем, группами, командами и т. п.). Физическая рекреация, представляя собой важный вариативный, не регламентированный вид физической активности, тем не менее, предполагает необходимость соблюдения ряда жестких правил и требований к проведению занятий (педагогический и медицинский контроль, самоконтроль, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающихся, консультации со специалистами и т. п.) [4].

Оздоровительно-рекреационные занятия, проводимые на природе, дают радость общения с ней, наслаждения, формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, а также широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта. Таким образом, занятия рекреативной направленности повышают уровень физической культуры личности и культуры личности в целом.

Большое значение физической рекреации заключается в постоянном формировании осознанной потребности в занятиях двигательной активностью, которая нередко снижается с возрастом. Парадокс ситуации заключается в том, что современная молодежь не знает, не осознает роль движения в физическом и интеллектуальном развитии. Взрослые, напротив, понимают роль движений в сохранении и укреплении здоровья, но не двигаются. Важно отметить, что физическая рекреация является мощным и пока еще недостаточно оцененным средством сдерживания процессов инволюции (старения) [2].

Именно осознанная потребность в двигательной активности молодежи может рассматриваться «истинным мерилом богатства общества», потому что позволяет заниматься культурным самосовершенствованием, любимым делом индивидуально, в интересах собственного интеллектуального и физического развития, общения с людьми,

литературой, музыкой, искусством и т. п. Самоорганизация времени досуга, борьба за эффективное его использование в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей человека.

В процессе физической рекреации также решаются различные задачи: формирование фигуры, объемов частей тела, коррекция веса. Они являются важными задачами людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания «идеалу», образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения.

Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, «убрать» живот и т. п., женщины -быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, легкую непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые рекреационные занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как «подручных» средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т. п.), так и специальных тренажеров

[2; 5].

Таким образом, физическая рекреация является важной частью физической культуры и оптимальным на сегодняшний день видом двигательной активности для студенческой молодежи, обеспечивающим ее гармоничное физическое развитие, повышающим потребность в физических упражнениях и обладая здоровьесберегающей функцией.

Весьма интересным является подход реализации идей интеграции и целостного освоения ценностей физической культуры в процессе данного вида деятельности.

Новая концепция физкультурного воспитания (В. К. Бальсевич, 2007) выражена на четырех основаниях. Философские основания концепции связаны с утверждением единого общего подхода в проблеме изучения человека, понимание взаимосвязи его биологический и социальной сущности. Теоретическими основаниями служат основные положения и принципы гуманизма, демократии, либерализма, гармонизации физкультурноспортивной деятельности. Непосредственно основополагающим принципом физкультурного воспитания являются единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. В плане технологических оснований должен выступать деятельный подход, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха [1].

В качестве одной из актуальных проблем формирования здорового образа жизни студентов является повышение роли общего физкультурного образования данной категории молодежи. К ним относится: рассмотрение физкультурного образования как социального института культурной преемственности высшей школы и расширение его гуманитарной сущности; изучение его функций; исследование субординационных и координационных связей; оценка сформированной потребности студентов в здоровом образе жизни; повышение эффективности физкультурно-образовательных технологий.

Современная система физического воспитания в вузах заключается в противоречии между уровнем социальных требований и эффективностью физического воспитания. Наряду с улучшением материальной базы и повышением профессиональной подготовленности педагогических кадров, в качестве одного из эффективных путей решения данной проблемы, предлагается создание качественно нового состояния физического воспитания на основе укрепления внутрисистемных связей и отношений в системе образования.

Существующие представления ученых и специалистов по физическому воспитанию позволили не только обосновать необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили основные ее направления. Это, прежде всего, реализация гуманистической концепции, способствующей существенной переориентации целей вузовского образования, поиску новых путей подготовки студентов.

Рассматривая систему социокультурных отношений, где человек подвергается воздействию многих детерминант: перенапряжение, переутомление, стресс и др., современное производство и бизнес предъявляют более высокие, чем раньше, требования к здоровью и уровню обшей физической подготовленности молодых специалистов.

Современному молодому человеку чтобы достичь успеха в профессиональном и карьерном росте, требуются огромные затраты физической и психологической энергии, что часто приводит к дисбалансу биологических и социальных сторон в жизни выпускника вуза [3].

Одновременно на молодых людей влияют и противоречивые процессы урбанизации, приводящие к снижению потребностей в двигательных и физических усилиях, детренированности, дефектам осанки и ослаблению здоровья девушек, соответственно на первый план выдвигается одна из важнейших ценностей человека - его личное здоровье и жизнь. Одной из главных задач физи-

ческого воспитания студенток вузов становится формирование их физической культуры и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

Современные работы специалистов-практи-ков показывают, что идет поиск новых организационных и методических форм занятий и внедрение их в повседневную жизнь. На основе проведенных теоретических исследований, обобщения практического опыта все более и более осознается важнейшее значение и огромные возможности физкультурно-спортивной деятельности для социальной адаптации в современных условиях, укрепления здоровья различных групп населения, в том числе и для учащейся молодежи [1; 4].

Однако, современные представления о физической культуре индивида уже не ограничиваются понятиями физического развития и развития двигательных качеств. Наряду с ними важными составляющими данного вида культуры личности молодого человека становится мировоззрение, система ценностей, мотивационная потребностная сфера, широта и глубина знаний в области физической культуры.

Физкультурно-спортивная активность студенток играет и важную воспитательную роль, позитивно влияет на личность женщины, формирует новые интересы. Она позволяет поверить в свои силы, находить общий язык со сверстниками, заслужить признание и авторитет. Поэтому актуальна необходимость подхода к физической культуре не только как к системе оздоровления организма и развитию двигательного аппарата, но и как явлению культуры, в котором через соотношение с идеалами и устремлениями происходит самораскрытие и самореализация личности. Физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни, выступая в виде определенной структуры поведенческих образов, сопряженных с пониманием человеческого тела как ценности [5].

Нормативно-ценностное отношение девушки к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития ее жизни. В период детства, учебы в школе и в вузе физическая культура выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоения знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и культуры должно быть соотнесено с физическим развитием. Основу мотивации на данном этапе составляет стремление формированием эстетики тела и культуры движений и осознания себя как личности [2; 4].

Вместе с тем многочисленные современные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время в разных странах, показывают, что для значительной части молодежи характерно пассивное отношение к занятиям физической культурой, что огромный гуманистический потенциал этих занятий используется недостаточно полно и эффективно.

Из чего мы полагаем, что традиционное, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены на новые, более эффективные.

Литература

1. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-7.

2. Бондаревский Е. Я. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой // Физическая культура и здоровый образ жизни: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 15-18.

3. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 2-7.

4. Виленский М. Я. Пути компенсации дефицита двигательной активности и повышение уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 54-57.

5. Кобяков Ю. П. Двигательная активность студентов: структуры, нормы, содержание // Теория и практика физической культуры. 2004. № 5. С. 44-46.

* * *

THE CONTENT OF THE FEMALE STUDENTS’ SPORTS RECREATION IN TERMS OF HIGH SCHOOLS WITHOUT SPORTS PROFILE

S. V. Syrova

The content of modern system of physical training in high schools demands the essential modernization, use of the form of improving physical training - a physical recreation - can become one of directions of this modernization.

Key words: physical upbringing, physical education of students, physical recreation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.