2. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах / А.А. Маслак ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2006. -333 с.
3. Романов, Д.А. Научно-методологические основы математизации педагогической науки и практики / Д.А. Романов // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. -С. 83-88.
4. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.
5. Профессиональная самоорганизация студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, Т.В. Тихомирова, В.В. Вязанкова, Д.А. Романов. - Краснодар : ООО “Издательский Дом - Юг”, 2009. - 100 с.
Контактная информация: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТАЭКВОНДИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Михайлович Симаков, старший преподаватель, заслуженный тренер РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрено развитие физической подготовленности юных тхэеванидистов на этапе начальной подготовки. Предложена обобщенная качественная модель физических способностей избранного вида спорта. На основе этой модели разработана авторская методика на основе модифицированных подвижных игр. Проеденный годичный формирующий эксперимент показал ее эффективность.
Ключевые слова: таэквондо, начальная подготовка, развитие физических способностей, модифицированные подвижные игры.
CONTENT OF PHYSICAL CONDITION OF YOUNG TAE KHWON DO FIGHTERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION
Alexander Mihajlovich Simakov, the senior teacher, deserved trainer of the
Russian Federation,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article analyzes the level of physical condition of young tae kwon do fighters at the stage of initial preparation. The generalized qualitative model of physical abilities of the selected kind of sports is offered. On the basis of this model the author's technique has been developed on the basis of modified outdoor games. The carried out year - round forming experiment has shown its efficiency.
Keywords: tae kwon do, initial preparation, development of physical abilities, modified outdoor games.
В современном спорте ограниченное время, отводимое на тренировку и подготовку к соревнованиям требует решения проблемы повышения работоспособности и минимизации энергетических затрат для формирования необходимого уровня физической подготовленности.
Очевидно, что на этапе начальной подготовки этого можно добиться, в большей степени, в рамках физической подготовки. Это предположение подтверждается общеизвестным правилом - начальное разучивание технических приемов не должно происходить на фоне утомления. То есть, при решении задач технической подготовки, величина нагрузки будет недостаточной для возникновения ближайшего, и, соответственно, отставленного эффекта.
9З
Значительный интерес представляет специальная физическая подготовка юных таэквондистов, которая направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта.
В связи с тем, что на этапе начальной подготовки уровень технической подготовленности сравнительно невысок, это затрудняет использование специальноподготовительных и соревновательных упражнений, которые являются основными средствами становления специальной физической подготовленности.
Для преодоления этого затруднения нами разработана методика применения модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность таэквондистов. В этом случае будут проявляться, а, следовательно, при достаточной нагрузке, и развиваться, физические способности, составляющие модель физической подготовленности таэквондистов. В связи со спецификой соревновательной деятельности в таэквондо, использовались индивидуальные подвижные игры. Предметом модификации являлись игровые установки и критерии выигрыша.
Определяющим фактором при определении продолжительности подвижной игры был уровень физической подготовленности. Это обусловлено необходимостью дозирования получаемой во время тренировки физической нагрузки в соответствии с принципами, выражающими специфические закономерности занятий физическими упражнениями и со специфическими принципами развития физических способностей. В результате такого подхода появляется возможность определять рациональное соотношение объема и интенсивность нагрузки, а также рациональную последовательность, т.е. место подвижной игры в макроструктуре тренировочного занятия. Подвижные игры, преимущественно влияющие на уровень развития силовых, координационных и скоростных способностей планировались в первой и второй части тренировочного занятия. Игры, преимущественно влияющие на уровень развития гибкости, также планировались в конце первой части или во второй, по возможности, до возникновения утомления. Это обусловлено тем, что для эффективного выполнения технических приемов таэквондистам требуется высокий уровень развития активной гибкости. А чем сильнее утомление, возникшее во время тренировки, тем ниже уровень активной гибкости, и выше - пассивной, которая не оказывает существенного влияния на результативность соревновательной деятельности таэквондиста. Игры, преимущественно влияющие на уровень развития выносливости, планировались во второй части тренировки, так как возникшее, в результате решения задач первой части, утомление, позволяет рациональнее использовать тренировочное время, т.е. подвижная игра «на выносливость» длилась меньше времени, чем, если бы давалась до возникшего утомления.
На основании изучения специальной литературы и собственных исследований в ходе естественного педагогического эксперимента (2004-2010) нами разработана обобщенная качественная модель физической подготовленности юного таэквондиста. Под обобщенной качественной моделью физической подготовленности юного таэквондиста нами понимается перечень физических способностей, обусловливающих успешность дальнейшей соревновательной деятельности. (Рис.1)
Для проверки разработанной методики включения модифицированных подвижных игр в тренировочный процесс, нами в течение 2008-2009 г.г. был проведен формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие спортсмены групп начальной подготовки, второго года обучения (n = 30- экспериментальная группа и n = 30- контрольная группа). В течение первого года обучения эти спортсмены занимались под руководством автора исследования. Тренировочный процесс носил оздоровительную и общеукрепляющую направленность. Тренировки проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Соотношение общеподготовительных упражнений и подвижных игр (традиционно применяемых в этом возрасте) было 1:1.
Испытуемые контрольной и экспериментальной групп аналогичны по возрасту. Значимых различий в показателях физической подготовленности до проведения экс-
перимента не обнаружено.
Юные тхэквондисты контрольной группы занимались по общепринятой методике, включающей общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, выполняемые в режиме методов строго регламентированного упражнения; индивидуальные и командные подвижные игры. В общеподготовительном периоде общеподготовительные упражнения, специально-подготовительные упражнения, выполняемые в режиме методов строго регламентированного упражнения; индивидуальные и командные подвижные игры применялись в соотношении: 45% - 45% - 10%, в специально-подготовительном периоде в соотношении: 35% - 50% - 15%, в соревновательном периоде в соотношении: 20% - 60% - 20%.
силовые способности
• максимальная сила мышц туловища;
• амортизаиионная сила мышц ног;
• взрывная сила мышц рук и ног: реактивная сила мышц рук, ног и туловища;
скоростные способности
•способность к быстрому реагированию на сигнал (сложная реакции);
• способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скорос'ыо;
• способность к быстрому началу движения;
координационные способности
• способности к воспроизведению, отмериванию, дифференцированию и оцениванию параметров движений;
сенсорные способности
• способность к реагированию на ускорение, на влияние центробежной и центростремительной силы, на изменение направления силь тяжести, на воздействиестатической и динамической силы;
• способность к кинестетическом анализу, к регуляции мышечного тонуса, к определению положения тела и его частей в пространстве;
• способность к различению звуков по высоте, силе, тембру, направлению и расстоянию до их источника;
• способность к различению оормы, размера, цвета предмета, к определению расположения объектов в пространстве,
• способность к дифференцированию раздражителей по месту, силе, частоте и направлению воздействия;
гибкость
•способность к достижению максимальной амплитуды в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
Рис. 1. Обобщенная качественная модель физической подготовленности
Контроль осуществлялся по комплексу тестов, предложенных рядом авторов, большая часть которых широко распространена в таэквондо и достаточно часто используется тренерами и спортсменами. Тесты подбирались с учетом их соответствия измерению определенного физического качества, программно-нормативным документам и возрасту испытуемых. Результаты тестирования вначале и в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная динамика развития физических способностей в контрольной и
экспериментальной группах
№№ тесты груп- пы Статистические параметры Абсолютная величина Относительная величина
До После
1 Бег 30 м (сек) Э 6,07±0,03 5,62±0,03 0,45 7,4
К 6,13±0,04 5,68±0,03 0,45 7,4
2 Бег 3х10 м (сек) Э 9,96±0,07 9,53±0,06 0,43 4,3
К 10,15±0,04 9,72±0,05 0,43 4,3
2 Метание малого мяча на точность (см) Э 83,80±0,46 38,80±0,04 45,0 53,0
К 90,90±0,44 45, 9±0,44 45,0 53,0
4 Метание малого мяча на дальность (м) Э 4,77±0,04 7,97±0,04 3,2 67,0
К 4,76±0,03 7,96±0,03 3,2 67,0
В целом за время эксперимента обнаружен значительный, статистически достоверный по всем показателям прирост результатов (р<0,05 - 0,01), что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на ход естественного развития физических способностей. Наибольший прирост наблюдался в метании набивного мяча. Небольшая прибавка в результатах бега указывает на невысокий уровень развития способности к быстрому началу движения. Представляет интерес динамика изменения физической подготовленности. Изменения в уровне развития физических способностей по данным средних, худших и лучших результатов, а также темпов их прироста на протяжении периода воздействия в определенной мере однонаправлены -(Таблица 2). Имеют место периодические колебания с тенденцией к улучшению результатов от начала к концу эксперимента.
Динамика имеет неравномерный, скачкообразный характер. Наименьшая амплитуда колебаний по средним результатам группы в метаниях (12,8%), В челночном беге она равна 13,0%. Следовательно, наименьшим изменениям в течение макроцикла подвержены силовые способности (в частности, взрывная сила мышц рук, ног, туловища).
Улучшение результатов в течение макроцикла по большинству показателей более выражено во второй половине. При этом в беговых упражнениях, оно отчетливо проявляется и к концу макроцикла. В метаниях, обнаружено значительное недостоверное снижение результатов (р>0,05) в первой половине макроцикла, что, скорее всего, связано с отрицательным влиянием общеобразовательных уроков в школе, уменьшающих двигательную активность по сравнению с летним периодом. В связи с этим, возникает необходимость в большем, по сравнению со второй половиной макроцикла, использовании физических упражнений, направленных на развитие взрывной силы мышц и подвижности в суставах.
Максимальные средние и индивидуальные результаты в большинстве случаев выявлены в апреле-мае - условно соревновательном периоде. Мы моделировали условно соревновательный период за счет изменения тренировочной нагрузки. В связи с тем, что соревновательная деятельность в таэквондо имеет высокоинтенсивный характер, нагрузка в апреле-мае по показателям интенсивности стремилась к максимальным величинам, объем неспецифической тренировочной работы к минимуму. Максимальная педагогическая плотность тренировочных занятий сохранялась за счет увеличения
количества упражнений на растягивание, которые выполнялись в паузах отдыха между высокоинтенсивными заданиями.
Таблица 2
Изменение максимальных (лучших) и минимальных (худших) результатов тестирования физической подготовленности юных тхэквондистов экспериментальной группы по микроциклам в течение макроцикла тренировочного процесса
№ измерения п 1 1 3 о
Челночный бег 3х10 м (сек) Метание набивного мяча (м)
тах тах тіп тіп
1 8,8 3,51 1,96 11,3
2 8,7 3,67 2,26 11,0
3 8,2 3,43 2,01 10,4
4 8,7 3,33 1,61 10,2
5 8,5 3,25 2,12 9,9
6 8,6 3,96 1,96 10,9
7 8,1 3,88 1,92 10,4
8 7,9 3,55 1,88 10,3
9 9,0 3,44 2,22 10,7
10 8,4 3,88 2,25 10,7
11 8,4 3,43 2,00 10,8
12 8,4 3,98 2,11 10,0
13 7,9 3,66 2,11 9,8
14 8,3 3,51 2,11 9,9
15 8,1 3,53 2,11 9,7
16 8,1 3,69 2,04 9,6
17 8,4 3,76 2,12 10,4
18 7,9 3,95 2,31 9,7
19 8,1 3,55 2,16 9,9
20 7,8 3,68 2,41 9,8
21 8,3 3,89 2,53 10,1
ВЫВОД
Анализ результатов 21 тестирования уровня развития физических способностей свидетельствует о том, что распределение вариаций на протяжении эксперимента (годичный макроцикл) в большинстве изучаемых признаков стабильно и находится в пределах нормы (от 4,21 до 20,89%). В целом за время эксперимента обнаружен значительный, статистически достоверный по всем показателям прирост результатов (р<0,05 - 0,001), что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на ход развития физических способностей.
Контактная информация: [email protected]
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ И МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ
ПЛОВЦОВ
Виктор Радиевич Соломатин, кандидат педагогических наук, профессор,
Нина Жановна Булгакова, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО,
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РГУФКСиТ) г. Москва
Аннотация
К выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине необходим диффе-