Научная статья на тему 'Особенности воспитания скоростной выносливости гандболисток 18-20 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса'

Особенности воспитания скоростной выносливости гандболисток 18-20 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
702
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СКОРОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / СРЕДСТВА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ / GENERAL ENDURANCE / SPEED ENDURANCE / POWER SUPPLY MECHANISMS / FUNCTIONAL STABILITY / PREPARATORY PHASE / ATHLETICS FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Скивко Анжелла Владимировна, Крикунова Ольга Федоровна

Рассматривается вопрос физической подготовки гандболисток 18-20 лет на этапе обучения в университете. Особое внимание уделяется воспитанию скоростной выносливости в подготовительном периоде тренировки. Обосновывается, что многочисленные средства и методы легкой атлетики позволяют качественно повысить уровень развития скоростной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Скивко Анжелла Владимировна, Крикунова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания скоростной выносливости гандболисток 18-20 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The specifics of the assessment of distance competitions of instrumentalists

The article considers the principles of functioning of face-to-face and distance competitions among performers-instrumentalists. The authors explore the similarities and differences between the competition jury and expert jury, as well as the characteristic features of their work. The specificity of the assessment of the contestants' recorded musical performances is revealed. The evaluation criteria that help to identify the emotional, semantic and technical merits of a musical performance are substantiated.

Key words: musical performance, online competition, assessment, expertise, expert jury.

(Статья поступила в редакцию 29.04.2019)

а.м. карагодина, А.в. скивко, о.ф. крикунова

(волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГАНДБОЛИСТОК 18-20 ЛЕт

в подготовительном периоде тренировочного процесса

Рассматривается вопрос физической подготовки гандболисток 18-20 лет на этапе обучения в университете. Особое внимание уделяется воспитанию скоростной выносливости в подготовительном периоде тренировки. Обосновывается, что многочисленные средства и методы легкой атлетики позволяют качественно повысить уровень развития скоростной выносливости.

Ключевые слова: общая выносливость, скоростная выносливость, механизмы энергообеспечения, функциональная устойчивость, подготовительный период, средства легкой атлетики.

Среди признанных дисциплин в системе физического воспитания высшего учебного заведения находятся спортивные игры. Гандбол - не исключение.

О Карагодина А.М., Скивко A.B., Крикунова О.Ф., 2019

Одной из глобальных проблем студенческого гандбола оказывается несоответствие методов тренировочного процесса запросам соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность гандболистов предъявляет высокие требования к системе развития и совершенствования всех физических качеств, обеспечивающих надежность и результативность технико-тактических действий. Характеристикой соревновательной деятельности гандболисток высокой квалификации занимался ряд авторов. В частности, В.Я. Игнатьевой, А.Я. Овчинниковой и Ю.Н. Котовым было установлено, что как в нападении, так и в защите гандболистки перемещаются рывками по 20-40 м. Большая часть рывков (60-65%) выполняется с максимальной скоростью бега. Преодолеваемая дистанция в среднем за игру составляет 4-5 км [1].

приводя данные игровой деятельности сильнейших женских сборных команд по гандболу, участниц XXIII Чемпионата мира, В.И. Тхорев, С.П. Аршинник и Е.К. Кашкаров отмечают большее на 36,4% число атак «быстрым прорывом» и на 15,2% количество заброшенных после них мячей [6]. Эти сведения позволяют считать, что двигательные качества, быстрота и выносливость являются приоритетными в соревновательной деятельности гандболистов.

Базовой для воспитания скоростной выносливости является общая выносливость. В своем исследовании С.Н. Кучкин общую выносливость определяет как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процессы становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические [2].

Для развития скоростной выносливости необходимы прежде всего соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность фосфагенной системы энергообеспечения [3]. Скоростная выносливость проявляется в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам в течение длительного времени в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работы. Зона субмаксимальных нагрузок обеспечивается за

счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершенствуется в аэробно-анаэробном режиме при ЧСС 180-190 уд/мин. Продолжительность не превышает 2,5-3 минут, а скоростная выносливость в максимальной зоне определена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. предельная продолжительность работы в ней не превышает 15-20 секунд при ЧСС 190 и выше уд/мин [5].

Таким образом, установлено, что такое физическое качество, как выносливость, и все его разновидности будут определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза [9].

Структура подготовки студенток-гандбо-листок в подготовительном периоде тренировочного процесса обусловлена главными стартами соревнований (универсиада вузов) и необходимостью выполнения учебной программы университета. Тренировочный процесс должен строится таким образом, чтобы наилучшая спортивная форма набиралась игроками перед каждым игровым туром. Годовой макроцикл подготовки гандболистов принято делить на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. С подготовительного периода начинается каждый новый цикл подготовки гандболистов. Завершается подготовительный период к началу календарных игр. Данный период делят на общеподготовительный и специально-подготовительный [8]. Наиболее значимым периодом для повышения уровня развития скоростной выносливости у гандболистов высокой квалификации специалисты считают общеподготовительный этап подготовки, проводимый на стадионе с применением средств легкой атлетики [4].

Таким образом, все исследования направлены на изучение деятельности квалифицированных спортсменов, а специальных работ, посвященных вопросу подготовки студенческой женской команды университета по гандболу, не выявлено. Поэтому считаем данную работу актуальной.

В ходе проведенного исследования выявлено, что используемые ранее методы воспитания и оценки скоростной выносливости высококвалифицированных гандболистов могут быть применены у студенческой команды ганд-

болисток с учетом физической и функциональной подготовленности, а также особенностей специфики учебной деятельности в годовом цикле подготовки.

Цель исследования - повышение показателей скоростной выносливости гандболисток университета средствами легкой атлетики в подготовительном периоде спортивной тренировки для успешных выступлений на соревнованиях.

Задачи:

1) разработать, научно обосновать и применить методику воспитания скоростной выносливости гандболисток средствами легкой атлетики в подготовительном периоде тренировочного процесса;

2) определить динамику показателей скоростной выносливости в процессе проведения общеподготовительного этапа спортивной тренировки;

3) выявить влияние данной методики на функциональные возможности спортсменок;

4) подобрать и экспериментально апробировать средства контроля за развитием скоростной выносливости гандболисток вуза.

Организация исследования членов женской сборной команды университета по гандболу. Для исследования были привлечены девушки сборной команды Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) по гандболу в количестве 12 чел. Средний возраст их составил 19,3 ± 1,3 года, средняя длина тела 172,4 ± 1,8 см, а масса тела 63 ± 2,3 кг. В качестве контрольной группы были организованы девушки второй сборной команды по гандболу (ВолгГТУ - 2) в количестве 12 чел.

Общеподготовительный этап в макроцикле подготовки спортивной команды студенток составляет 8 недель тренировочных занятий (сентябрь-октябрь). Режим занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа (52 ч.).

Тренировочный процесс подготовки экспериментальной группы был организован с использованием средств и методов разработанной нами методики для совершенствования скоростной выносливости. Контрольная группа занималась по общепринятой методике в спортивном зале. До начала и по окончании педагогического эксперимента было проведено тестирование основных физических качеств, скоростной выносливости и функциональных возможностей спортсменок. Методика состояла из применения средств легкой атлетики в условиях легкоатлетического стади-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ -

Таблица 1

Содержание мезоцикла тренировки гандболисток средствами легкой атлетики на общеподготовительном этапе подготовки

Структурная часть УТЗ на 90 мин. Сроки мезоцикла тренировки

1-11 неделя (втягивающий) Ш-ГУ неделя (нагрузочный-1) V—VI неделя (ударный) VП-VШ неделя (нагрузочный-2)

Подготовительная 15-30 мин Бег в медленном темпе от 5 до 20 мин в чередовании с ходьбой (ЧП = 110— 130 уд/мин); общеразвивающие упражнения на месте; СБУ 2 серии 5х30/30 м Кросс -15-20 мин (ЧП = 110-140 уд/мин); общеразвивающие упражнения на развитие гибкости; СБУ 2 серии 5х50 м Кросс -20-30 мин (ЧП = 120150 уд/мин); общеразвивающие упражнения в движении; СБУ 2 серии 5х50/50 м Кросс - 15-20 мин (ЧП = 120150 уд/мин); общеразвивающие упражнения на развитие гибкости и силы; СБУ 1 серия 5х50/50 м

Основная 30-50 мин Повторный бег 100200 м 4-6 раз; ускорения 30-80 м 5-10 раз. Эстафеты с рывками, прыжками, метаниями, преодолением препятствий СПУ, прыжки на скакалке 200300 отталкиваний; повторный бег 100200 м 4-6 раз; интервальный бег 200/200 4-6 раз (ЧП=160-180 уд/мин); бег с переменной скоростью 100/200+200/200 +300/400+ 200/200+100 м «Фартлек» -20 мин. (ЧП = 130-180 уд/мин); повторный бег 150200 м 5-6 раз; СПУ, прыжки на скакалке 300500 отталкиваний; интервальный бег 400/200 м 3 раза (ЧП = 170190 уд/мин) «Фартлек» - 15 мин; повторный бег 100-200 м 5-6 раз; «челночный» бег 10х10м; эстафеты; переменный бег 200/200 4-5 раз

Заключительная 5-10 мин Медленный бег -5 мин; миорелаксация Упражнения в парах с набивными мячами массой 2 кг Метания предметов или толкание ядра 3 кг; подвижные игры Медленный бег; упражнения на гибкость; подвижные игры с элементами гандбольных приемов

Основные методы Равномерный, повторный равномерный, повторный, переменный, интервальный равномерный, повторный, переменный, интервальный равномерный, повторный, переменный

она. Использовались отрезки длиной от 20 до 400 м в диапазоне пульсовых нагрузок от 120 до 190 уд/мин.

На начальном этапе (втягивающий микроцикл) наше внимание было направлено на развитие аэробных возможностей организма одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а также на укрепление опорно-двигательного аппарата. Применялся бег медленный при ЧСС 120-130 уд/мин и кроссовый с ЧСС = 140-160 уд/мин.

Во втором этапе (нагрузочный - 1) увеличивался объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения. Для этого применяли непрерывную равномерную

работу в форме темпового бега в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно.

Третий этап (ударный микроцикл) предполагал увеличение объема тренировочных нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений. Использовались методы интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах на ЧП = 170-190 уд/мин.

Заключительный этап включал упражнения, сходные по своей биомеханической структуре с деятельностью гандболисток. необходимо было создать предпосылки для дальнейшего развития специальной выносливости в условиях спортивного зала (табл. 1).

Таблица 2

Динамика скоростной выносливости гандболисток в беге на 400 м

n ЧП пок T1 P1 P2 P3 T2 P1 P2 P3 T3 P1 P2 P3 Т4

1 12 27 22 20 29 24 22 1,29 32 26 23 14

13 2 13 26 22 21 30 24 21 1,28 31 24 22 14

s я 3 15 29 24 22 31 26 22 1,32 32 26 23 14

с 4 14 У fr 29 23 21 У fr 30 25 21 1,33 32 27 25 15

и m 5 13 30 25 22 32 27 24 — ОТКАЗ

о ч 6 12 о ю 30 24 21 о t 32 26 23 1,37 34 28 26 16

я ц 7 13 я ь 29 24 22 CS н 32 26 25 1,38 33 27 25 16

Й 3 и о 8 14 30 25 23 ' 31 25 24 1,35 32 27 26 17

9 13 § 31 24 21 S 32 27 23 1,36 34 28 25 16

с 10 17 29 25 23 33 27 23 1,36 34 30 27 17

11 15 30 26 22 34 27 22 --- ОТКАЗ

12 14 31 27 25 33 25 24 --- ОТКАЗ

Хср 13,8 29,2 24,2 21,9 31,5 25,7 22,8 1,34 32,6 27,1 24,6 15,4

1 11 24 21 19 28 23 20 1,26 29 23 21 11

н я S 2 12 26 20 17 27 22 19 1,25 30 23 20 11

3 12 27 24 20 30 24 22 1,29 32 25 22 11

& 4 13 У 28 22 18 У 29 23 20 1,28 32 25 23 12

я 5 13 к 30 25 21 к 31 26 23 1,34 33 26 25 14

Л (J п о о G к ц 4J ¡з 6 12 о ю 26 20 18 о t 29 24 20 1,30 32 25 22 13

7 12 я ь 27 24 20 CS н 30 24 22 1,31 32 27 24 13

8 13 28 25 20 31 24 21 1,32 32 23 21 15

9 12 S 27 24 21 S 30 25 23 1,30 31 24 22 13

! 10 13 26 22 19 30 23 20 1,32 31 26 24 13

о С 11 13 28 24 20 30 24 22 1,35 33 26 23 13

12 14 29 22 20 31 25 22 1,34 34 28 25 14

Хср 12,5 27,2 22,8 19,4 29,7 23,8 21,8 1,30 31,8 25,0 22,7 12,7

Примечание. Т1 - время бега первого забега; Т2 - время бега второго забега; Т3 - время третьего забега с максимальной скоростью; Р1 - частота пульса (за 10 с) сразу после бега (уд/мин); Р2 - частота пульса (за 10 с) после 1 мин восстановления; Р3 - частота пульса (за 10 с) после 3 мин восстановления; Т4 - время восстановления (мин) до ЧП покоя (уд/мин).

В качестве контроля за показателями скоростной выносливости и функциональной подготовленности мы предлагаем использовать тест со ступенчато-повышающейся интенсивностью физической нагрузки под контролем частоты пульса (ЧП) по H.A. Фатьянову [7].

Тестирование было проведено в начале сентября с целью определения исходных показателей реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Перед тестом проводилась разминка, которая состояла из медленного бега (15 мин) и выполнения обще-развивающих и специально-беговых упражнений (СБУ).

Тест проводился в виде неоднократно повторяющейся физической нагрузки (бег 400 м), через определенные промежутки времени от-

дыха после каждого забега. Время пробега-ния дистанции строго дозировано: 1-й забег - 4 мин 50 с; 2-й забег - 4 мин 40 с; 3-й -1 мин 30 с и 4-й - с максимальной скоростью. После преодоления каждого отрезка у всех испытуемых фиксировалась частота пульса за 10 с: первый раз (Р1) - сразу после бега, второй (Р2) - после 1 мин восстановления; третий (Р3) - после 3 мин восстановления.

Физическая нагрузка достаточно велика, происходит ступенчатое повышение нагрузки в диапазоне от 130,8 до 195,6 уд/мин, что соответствует соревновательным нагрузкам ганд-болисток (табл. 2).

результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного тестирования до начала эксперимента было выявлено, что физическая подготовленность гандболисток

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 3

Показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента (X ± а)

Физическое качество Быстрота Сила Скоростно- силовые способности Общая выносливость Гибкость

Тесты Бег 100 м (с) Отжимания в упоре лежа (количество раз) Тройной прыжок в длину (м) Бег 2000 м (мин, с) Наклон вперед сидя на полу (см)

Показатели до эксперимента

КГ (п=12) 15,5 ± 0,1 12,9 ± 4,3 5,68 ± 0,1 10.34,00 ± 0,03 +7,7 ± 2,1

ЭГ (п =12) 15,6 ± 0,2 12,7 ± 4,2 5,70 ± 0,1 10.33,00 ± 0,03 +7,9 ± 2,7

р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Показатели после эксперимента

КГ (п=12) 15,3 ± 0,2 14,5 ± 4,4 5,72 ± 0,1 10.20,00 ± 0,04 +10,4 ± 2,6

ЭГ (п =12) 14,6 ± 0,3 15,9 ± 3,7 5,78 ± 0,1 10.10,00 ± 0,02 +12,2 ± 1,6

р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; р - достоверность значений для независимых выборок по ^критерию Стьюдента.

экспериментальной и контрольной групп примерно на одинаковом уровне. Применив экспериментальную методику воспитания скоростной выносливости средствами легкой атлетики, мы провели контрольное тестирование, которое выявило существенные различия в физической подготовленности спортсменов. Наблюдается улучшение параметров физической подготовленности гандболисток экспериментальной группы (табл. 3):

- быстроты - на 6,4%;

- силы - на 20,1%;

- скоростно-силовых способностей - на 1,6%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общей выносливости - на 2,3%;

- гибкости - на 35,2%.

При использовании теста со ступенчатым повышением нагрузки в начале года чувствуется напряженная работа сердечно-сосудистой системы спортсменок, что проявляется в недостаточно хорошем восстановлении после нагрузки (15,9 мин), а некоторые студентки просто отказывались от выполнения последующих забегов.

В конце подготовительного периода подготовки происходят положительные изменения функциональных параметров организмов спортсменок. Всего минутный отдых снижает показатели ЧП до 136-140 уд/мин, через 3 мин частота пульса ниже 120 уд/мин, а после 12 мин отдыха происходит полное восстановление частоты пульса (табл. 2).

достоверность значений определялась по ^критерию Стьюдента между двумя независимыми выборками. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными при р < 0,05, а значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что наша методика эффективно воздействует на воспитание скоростной выносливости гандболисток (табл. 3).

Выводы. Подведем итоги.

1. Воспитывать скоростную выносливость целесообразно в начале подготовительного периода в условиях стадиона средствами легкой атлетики. Базовая подготовка приведет к укреплению опорно-двигательного аппарата гандболисток с целью профилактики травматизма, улучшению физической и функциональной подготовленности для дальнейшего развития специальной выносливости.

2. Наша методика приводит к положительной динамике развития скоростной выносливости в среднем на 13,1%.

3. Параллельно происходит улучшение показателей функциональных возможностей организмов спортсменок, что проявляется в показателях «функциональной устойчивости» частоты пульса и улучшении показателей времени восстановления после физической нагрузки.

4. Используемый тест со ступенчатым повышением нагрузки показал улучшение времени преодоления дистанции на 400 м в сред-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

нем на 3% и времени восстановления работы сердечно-сосудистой системы на 17,5%.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами-преподавателями учебных заведений:

- для повышения уровня физической подготовленности учащихся 18-20 лет, занимающихся гандболом;

- для улучшения показателей скоростной выносливости в условиях учебно-тренировочных занятий спортивной секции по гандболу без отрыва от учебной деятельности;

- для повышения функциональных возможностей и физической работоспособности организма спортсменок-гандболисток в подготовительном периоде тренировочного процесса.

Список литературы

1. Игнатьева В.Я., Овчинникова А.Я., Котов Ю.Н. Анализ соревновательной деятельности женских команд высокой квалификации в гандболе: метод. пособие для тренеров, спортсменов и студентов учеб. заведений по физ. культуре. М., 2008.

2. Кучкин С.Н., Бакулин С.А. Аэробная производительность и методы ее повышения: учеб. пособие. Волгоград, 1985.

3. Кучкин С.Н. Механизмы совершенствования функциональной системы кислородного обеспечения организма на различных этапах адаптации к напряженной мышечной деятельности // Системная организация движения спортсменов. Волгоград, 1978. С. 56-73.

4. Сахарова М.В., Сидорчук С.А. Методики совершенствования скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации в подготовительном периоде // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгаф-та. 2011. № 7(77). С. 141-144.

5. Суслина И.В. Физиологические аспекты выносливости в спорте: учеб. пособие. Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012.

6. Тхорев В.И., Аршинник С.П., Кашкаров Е.К. Женский гандбол: некоторые аспекты современного состояния // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2(156). С. 248-252.

7. Фатьянов и.А. Выносливость и методика ее развития: учеб. пособие. Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010.

8. Федоров А.В. Построение годичного цикла подготовки гандболистов высшей квалификации // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2(108). С. 182-184.

9. Шамардин А.А., Солопов И.Н. Функциональные аспекты тренировки спортсменов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 29963000.

* * *

1. Ignat'eva V.Ya., Ovchinnikova A.Ya., Ko-tov Yu.N. Analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti zhen-skih komand vysokoj kvalifikacii v gandbole: metod. posobie dlya trenerov, sportsmenov i studentov ucheb. zavedenij po fiz. kul'ture. M., 2008.

2. Kuchkin S.N., Bakulin S.A. Aerobnaya pro-izvoditel'nost' i metody ee povysheniya: ucheb. posobie. Volgograd, 1985.

3. Kuchkin S.N. Mekhanizmy sovershenstvova-niya funkcional'noj sistemy kislorodnogo obespeche-niya organizma na razlichnyh etapah adaptacii k napryazhennoj myshechnoj deyatel'nosti // Sistemnaya organizaciya dvizheniya sportsmenov. Volgograd, 1978. S. 56-73.

4. Saharova M.V., Sidorchuk S.A. Metodiki so-vershenstvovaniya skorostnoj vynoslivosti gand-bolistov vysokoj kvalifikacii v podgotovitel'nom periode // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2011. № 7(77). S. 141-144.

5. Suslina I.V. Fiziologicheskie aspekty vynosli-vosti v sporte: ucheb. posobie. Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2012.

6. Thorev V.I., Arshinnik S.P., Kashkarov E.K. Zhenskij gandbol: nekotorye aspekty sovremennogo sostoyaniya // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2018. № 2(156). S. 248-252.

7. Fat'yanov I.A. Vynoslivost' i metodika ee razvitiya: ucheb. posobie. Volgograd: FGOU VPO «VGAFK», 2010.

8. Fedorov A.V. Postroenie godichnogo cikla podgotovki gandbolistov vysshej kvalifikacii // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2014. № 2(108). S. 182184.

9. Shamardin A.A., Solopov I.N. Funkcional'nye aspekty trenirovki sportsmenov // Fundamental'nye is-sledovaniya. 2013. № 10-13. S. 2996-3000.

Specificirties of training speed endurance in 18-20-year-old handballers in the preparatory phase of the training process

The article considers the issue of training handball players aged 18-20 at the university stage. The authors pay particular attention to training speed endurance in the preparatory phase of training. It is substantiated that numerous means and methods of athletics make it possible to qualitatively increase the level of development of speed endurance.

Key words: general endurance, speed endurance, power supply mechanisms, functional stability, preparatory phase, athletics facilities.

(Статья поступила в редакцию 18.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.