Научная статья на тему 'Формирование интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе моделирования соревновательной деятельности средствами подвижных игр'

Формирование интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе моделирования соревновательной деятельности средствами подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / TAE KWON DO / YOUNG ATHLETES / INTEGRATED READINESS / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

В статье разработана программа интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе подвижных игр. Результаты педагогического эксперимента выявили преимущества авторской программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of integrated readiness of young tae kwon do fighters on the basis of modelling of competitive activity in outdoor games

The program of integrated readiness of young Tae Kwon Do fighters on the basis of outdoor games has been developed in the article. The results of pedagogical experiment have revealed the advantages of the author's program

Текст научной работы на тему «Формирование интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе моделирования соревновательной деятельности средствами подвижных игр»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Александр Михайлович Симаков, старший преподаватель, заслуженный тренер РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье разработана программа интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе подвижных игр. Результаты педагогического эксперимента выявили преимущества авторской программы

Ключевые слова: тхэквондо, юные спортсмены, интегральная подготовленность, подвижные игры.

FORMATION OF INTEGRATED READINESS OF YOUNG TAE KWON DO FIGHTERS ON THE BASIS OF MODELLING OF COMPETITIVE ACTIVITY IN

OUTDOOR GAMES

Alexander Mihajlovich Simakov, the senior teacher, honored coach of the

Russian Federation,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The program of integrated readiness of young Tae Kwon Do fighters on the basis of outdoor games has been developed in the article. The results of pedagogical experiment have revealed the advantages of the author's program

Keywords: Tae Kwon Do, young athletes, integrated readiness, outdoor games.

Подвижные игры, используемые для становления интегральной подготовленности, позволяющей создать необходимые предпосылки спортивного совершенствования на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса, модифицировались в соответствии со следующими параметрами соревновательной деятельности: 1) продолжительность соревновательного поединка; 2) характер мышечной деятельности; 3) характер энергообеспечения мышечной деятельности; 4) характер взаимодействия соревнующихся; 5) параметры места проведения соревновательного поединка; 6) характер распределения усилий на протяжении соревновательного поединка. В соответствии с количеством моделируемых параметров соревновательной деятельности, подвижные игры имели комплексную направленность.

Принцип построения экспериментальной программы формирования интегральной подготовленности юных тхэквондистов

Общеизвестно, что когда занимающемуся легко дается выполнение того или иного упражнения, он, как правило, теряет интерес к данному виду деятельности. Вместе с тем, на этапе начальной подготовки необходимо разучивать много физических упражнений. Это существенно снижает интенсивность и эмоциональную окрашенность тренировочных занятий. Использование подвижных игр позволяет преодолеть противоречие.

Для целенаправленного формирования интегральной подготовленности юных тхэквондистов была разработана программа педагогических воздействий, включающая в себя комплекс педагогических задач по физической, технической, психологической, интеллектуальной, тактической подготовке и средства их решения. В качестве средств, наряду с традиционными, использованы подвижные игры. Их подбор и модификация произведены таким образом, чтобы, в результате применения, игры оказы-

вали избирательное или комплексное воздействие на все стороны подготовленности спортсмена. С этой целью модифицировались традиционные подвижные игры. В связи со спецификой соревновательной деятельности в тхэквондо, были выбраны индивидуальные подвижные игры. Предметом модификации являлись игровые установки и критерии выигрыша. Определяющим фактором при модификации являлось содержание физической подготовленности. Это обусловлено необходимостью дозирования получаемой во время тренировки физической нагрузки в соответствии с принципами, выражающими специфические закономерности занятий физическими упражнениями и со специфическими принципами развития физических способностей. В результате такого подхода появилась возможность определять рациональное соотношение объема и интенсивность нагрузки, а также рациональную последовательность, т.е. место подвижной игры в макроструктуре тренировочного занятия. Так, подвижные игры, преимущественно направленные на развитие силовых, координационных и скоростных способностей применялись в первой и второй части тренировочного занятия. Игры, преимущественно направленные на развитие гибкости, также планировались в конце первой части или во второй, по возможности, до возникновения утомления. Это обусловлено тем, что для эффективного выполнения технических приемов тхэквондистам требуется высокий уровень развития активной гибкости. А чем сильнее утомление, возникшее во время тренировки, тем ниже уровень активной гибкости, и выше - пассивной, которая не оказывает существенного влияния на результативность соревновательной деятельности тхэквондиста. Игры, преимущественно направленные на развитие выносливости - во второй части, так как возникшее, в результате решения задач первой части тренировки, утомление, позволяло рациональнее использовать тренировочное время, т.е. подвижная игра «на выносливость» длилась меньше времени, чем, если бы давалась до возникшего утомления. Кроме того, учитывалось то, что в зависимости от продолжительности игры меняется направленность ее воздействия: силовые способности - силовая выносливость, скоростные способности - скоростная выносливость, координационные способности - координационная выносливость.

Для обеспечения эффективности педагогических воздействий соблюдались правила реализации игрового метода, позволяющие совместно решать задачи физической, тактической, технической, интеллектуальной и психологической подготовки. Правила сгруппированы по видам деятельности тренера: 1) разработка содержания игры; 2) формирование мотивов и ориентировочной основы деятельности спортсменов; 3) организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности в процессе игры; 4) контроль, регулирование, корректировка деятельности занимающихся; 5) анализ достигнутых результатов.

Макроцикл тренировочного процесса состоял из 30 микроциклов. Длительность микроциклов в зависимости от направленности тренировочных воздействий варьировалась от 7 до 15 дней (так называемые, сдвоенные микроциклы). Первое тестирование проведено вначале макроцикла, затем - 8 микроциклов втягивающего типа, после -10-ти дневный восстановительный микроцикл (приходящийся на осенние каникулы), завершившийся тестированием. В дальнейшем, вне зависимости от типа микро- и ме-зоцикла, тестирование проводилось в конце каждого микроцикла (за исключением сдвоенных - 16 и 17, 27 и 28).

Поурочный график распределения педагогических воздействий построен в соответствии с логикой тренировочного процесса этапа начальной подготовки: подготовительный период с 1 по 20 микроцикл, соревновательный период - с 21 по 30 микроцикл, затем - переходный период (тренировочный процесс не осуществлялся) - до начала следующего учебного года.

Структура подготовительного периода: общеподготовительный этап - с 1 по 11

- микроциклы втягивающего типа, составляющие втягивающий мезоцикл; специально-подготовительный этап - с 12 по 20 - ударные и восстановительные микроциклы, чередующиеся три к одному, составляющие базовый мезоцикл.

Структура соревновательного периода: с 21 по 25 микроциклы - контрольноподготовительный мезоцикл, состоящий из 2-х ударных, 1-го восстановительного и 2х подводящих микроциклов. С 26 по 28 - подводящие микроциклы по типу предсо-ревновательного мезоцикла. Соревновательный мезоцикл - 29 и 30 микроциклы соревновательного типа.

В качестве средств тренировочного процесса применялись: упражнения из различных видов спорта - общеподготовительные упражнения, упражнения из тхэквондо

- специально-подготовительные упражнения, подвижные игры комплексной и частной направленности (технико-физическая; технико-тактическая; тактико-физическая; пси-холого-физическая и т.п.) - рис. 1- 3.

Рис. 1. Соотношение средств тренировочного процесса в общеподготовительном этапе

подготовительного периода

Рис. 2. Соотношение средств тренировочного процесса в специальноподготовительном этапе подготовительного периода

Это обусловлено тем, что в процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделять и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению результата.

Разработанная программа была апробирована в ходе формирующего педагогического эксперимента. Для этого было сформировано две группы по 25 человек, формирование которых осуществлялось случайным образом.

На начало педагогического эксперимента статистически значимых различий между всеми уровнями подготовки обнаружено не было. Контрольная группа занима-

специально-подготовительные

Средства тренировочного процесса

направленности 20%

комплексной направленности 25%

специально-

подготовительные

Средства тренировочного процесса

частной направленности 12%

комплексной направленности 10%

лась по стандартной программе, а экспериментальная - по авторской.

Рис. 3. Соотношение средств тренировочного процесса в соревновательном периоде

Таблица 1

Соотношение средств тренировочного процесса в течение макроцикла ________________подготовки юных тхэквондистов (в %)_______________________

Структура макроцикла Собственно-тренировочные средства

Подвижные игры Физические упражнения

частной направ- ленности комплексной направленности обше- подготовительные специально- подготовительные

период этап тип микроцикла

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ОБЩЕ- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

втягивающий 12 10 45 33

л 6Ї к га щ Н Е Р о с ударный 20 25 33 22

ударный 20 25 33 22

ударный 20 25 33 22

восстанови- тельный - - 53 47

ударный 20 25 33 22

ударный 20 25 33 22

ударный 20 25 33 22

восстанови- тельный - - 53 47

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ударный 10 35 22 33

ударный 10 35 22 33

восстановительный - - 57 43

подводящий 10 35 22 33

подводящий 10 35 22 33

подводящий 10 35 22 33

подводящий 10 35 22 33

подводящий 10 35 22 33

соревновательный - 80 10 10

соревновательный - 80 10 10

Тестирование итогового уровня других сторон подготовленности (технической, тактической, психологической, интеллектуальной) спортсменов контрольной и экспериментальной групп проводилось в конце эксперимента в стандартных условиях автором исследования с привлечением специально проинструктированных помощников.

Выявление и сравнение уровня интегральной подготовленности осуществлялось в процессе спаррингов между спортсменами контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента в стандартных условиях автором исследования с привлечением специально проинструктированных помощников.

Для оценивания результатов был применен метод парного сравнения, основанный на попарном сравнении всех объектов (в качестве которых рассматривались спортсмены экспериментальной и контрольных групп). В каждой сравниваемой паре устанавливался наиболее весомый объект (согласно действующим правилам соревнований). Второй объект пары оценивался в ноль баллов. Результаты фиксировались экспертами в специальной таблице - матрице парных сравнений, где по горизонтали и вертикали отмечались номера объектов. На пересечении сравниваемых объектов проставлялась оценка (1 или 0), затем рассчитывалась частота предпочтения каждого объекта и его балл.

Несмотря на имеющийся у спортсменов контрольной группы опыт выступления в соревнованиях, результаты свидетельствуют о более высоком уровне интегральной подготовленности в экспериментальной группе.

Вышеизложенное позволило сделать вывод о целесообразности использования подвижных игр для становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов.

Результаты педагогического эксперимента демонстрируют однонаправленные тенденции в динамике роста уровня физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовленности юных тхэквондистов контрольной и экспериментальной групп. Вместе с тем, достигнутый уровень интегральной подготовленности спортсменов экспериментальной группы достоверно выше контрольной.

Полученные результаты подтверждают наличие положительного переноса способностей и навыков, формируемых в процессе игровой деятельности, моделируемой в соответствии с особенностями поединка в тхэквондо, на соревновательную деятельность юных тхэквондистов.

В целом можно констатировать, что применение в интегральной подготовке вместо соревнований, как основного метода интегральной подготовки, модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность в тхэквондо, позволило сформировать максимально возможный уровень интегральной подготовленности юных тхэквондистов без нанесения вреда их физическому и психологическому состоянию.

Контактная информация: [email protected]

ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ

НАГРУЗКАМ

Тамара Михайловна Скрипкина, старший преподаватель Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Варвара Сергеевна Скрипкина, бакалавр,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен характер влияния свойств личности лыжников-гонщиков на компоненты психологической адаптированности к тренировочной нагрузке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.