Научная статья на тему 'Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний'

Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / СОБИРАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ / ФОРМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ / EVIDENCE / LAW ENFORCEMENT / CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / SPECIAL PURPOSE DIVISIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE / COLLECTION OF EVIDENCE / THE SUBJECT AND LIMITS OF EVIDENCE / FORMS OF EVIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Поникаров Сергей Владимирович, Смолев Сергей Михайлович, Строилов Сергей Валерьевич

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. Научно сформулированы многие аспекты совершенствования процесса доказывания. Исследование позволило решить такую научную проблему, как определение конкретных компонентов содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. К компонентам доказывания в рассматриваемой деятельности относятся: собирание доказательств; понятие цели доказывания; задачи доказывания; предмет и пределы доказывания; формы доказывания. Определены конкретные способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях непосредственно в рассматриваемой сфере деятельности: 1) способы собирания доказательств, которые закреплены материальными нормами (досмотр, обыск, проверка документов); 2) способы собирания доказательств, которые закреплены процессуальными нормами (протокол, объяснения физических лиц, заключение эксперта). Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний имеет свою материальную и процессуальную форму, которая является совокупностью нормативно установленных элементов, образующих процесс установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в учреждениях и органах правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Поникаров Сергей Владимирович, Смолев Сергей Михайлович, Строилов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF EVIDENCE IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN LAW ENFORCEMENT OF OFFICERS OF SPECIAL PURPOSE DIVISIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

The article is devoted to theoretical and practical aspects of the Institute of evidence in cases of administrative offenses in law enforcement activities of employees of special purpose divisions of the Federal penitentiary service. Many aspects of improving the process of evidence are scientifically formulated. The research allowed to solve such a scientific problem as the definition of specific components of the content of evidence in cases of administrative offenses in law enforcement directly by the employees of the special purpose divisions of the Federal penitentiary service. The components of evidence in the activity in question include: the collection of evidence; the concept of the purpose of evidence; the problem of evidence; the subject and limits of evidence; forms of evidence. The specific methods of collecting evidence in cases of administrative offenses directly in the field of activity are determined as follows: 1) methods of collecting evidence, which are fixed by material norms (inspection, search, verification of documents); 2) methods of collecting evidence, which are fixed by procedural rules (Protocol, explanations of individuals, expert opinion)... The article is devoted to theoretical and practical aspects of the Institute of evidence in cases of administrative offenses in law enforcement activities of employees of special purpose divisions of the Federal penitentiary service. Many aspects of improving the process of evidence are scientifically formulated. The research allowed to solve such a scientific problem as the definition of specific components of the content of evidence in cases of administrative offenses in law enforcement directly by the employees of the special purpose divisions of the Federal penitentiary service. The components of evidence in the activity in question include: the collection of evidence; the concept of the purpose of evidence; the problem of evidence; the subject and limits of evidence; forms of evidence. The specific methods of collecting evidence in cases of administrative offenses directly in the field of activity are determined as follows: 1) methods of collecting evidence, which are fixed by material norms (inspection, search, verification of documents); 2) methods of collecting evidence, which are fixed by procedural rules (Protocol, explanations of individuals, expert opinion). The contents of evidence in cases of administrative offences in the law enforcement activities of employees of special divisions of the Federal service of execution of punishments has its own substantive and procedural form, which is a collection of established normative elements that form the process of establishing objective truth on Affairs about administrative offences in the institutions and bodies of the law enforcement activities of the Federal service for execution of punishments. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 342.92

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ, оперуполномоченный штурмового отделения специального назначения (базового), УФСИН России по Рязанской области, г. Рязань, Российская Федерация,

e-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЕВ, начальник кафедры огневой подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТРОИЛОВ, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Для цитирования

Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний / В. А. Поникаров и др. // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 4. - С. 446-454.

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. Научно сформулированы многие аспекты совершенствования процесса доказывания. Исследование позволило решить такую научную проблему, как определение конкретных компонентов содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний. К компо-

© Поникаров В. А., Поникаров С. В., Смолев С. М., Строилов С. В., 2018

нентам доказывания в рассматриваемой деятельности относятся: собирание доказательств; понятие цели доказывания; задачи доказывания; предмет и пределы доказывания; формы доказывания. Определены конкретные способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях непосредственно в рассматриваемой сфере деятельности: 1) способы собирания доказательств, которые закреплены материальными нормами (досмотр, обыск, проверка документов); 2) способы собирания доказательств, которые закреплены процессуальными нормами (протокол, объяснения физических лиц, заключение эксперта). Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний имеет свою материальную и процессуальную форму, которая является совокупностью нормативно установленных элементов, образующих процесс установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в учреждениях и органах правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: доказательства, правоохранительная деятельность, дела об административных правонарушениях, подразделения специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний, собирание доказательств, предмет и пределы доказывания, формы доказывания.

Введение

В научной литературе по административно-правовой тематике проблемы, связанные с содержанием доказательств, остаются предметом научной дискуссии и до сих пор не нашли своего окончательного разрешения. Быстрота нормативных преобразований в правоохранительной сфере, обусловленная проведением административной реформы, со временем снижает актуальность и потенциальную значимость имеющихся научных результатов [1].

Доказывание играет ключевую роль в производстве по делам об административных правонарушениях, поскольку является средством установления объективной истины по делу. Исследование правового регулирования доказывания в различных процессуальных производствах всегда привлекало внимание ученых. Более того, дела об административных правонарушениях имеют свою специфику и диктуют свои требования к процессу доказывания.

Компоненты содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения (спецназа) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в научной литературе по административно-правовой тематике фактически не подвергались анализу. До сих пор в арьергарде остаются и вопросы совершенствования собирания доказывания собственно сотрудниками подразделений спецназа. В связи с недостаточной разработанностью теоретических аспектов доказывания применительно к производству по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа требуется решение ряда вопросов, связанных со спецификой доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции рассматриваемой категории лиц. Вследствие этого в статье впервые исследуются теоретические, практические основы института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа.

В статье научно сформулированы многие аспекты совершенствования процесса доказывания сотрудниками подразделений спецназа ФСИН России. Статистические исследования, представленные в статье, являются первыми научными исследованиями в анализируемой области общественных отношений.

Объектом исследования выступают собственно компоненты (элементы) содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений спецназа ФСИН России.

Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих процесс доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа ФСИН России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При определении компонентов содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений спецназа ФСИН России применялся дедуктивный метод. Использованы методы индукции, анализа и синтеза, способствовавшие получению большинства сформулированных выводов при разработке понятийного аппарата, связанного с тематикой исследования.

В целях изучения содержания доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений спецназа уголовно-исполнительной системы (УИС) были применены методы сравнительного анализа, организационного моделирования, которые также позволили классифицировать содержание доказательств в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Для рассмотрения перспектив развития доказательств в деятельности оперативных сотрудников указанных подразделений были использованы методы сравнительно-правового и структурно-системного анализа, конкретно-прикладного познания. Перечисленные методы позволили выявить пробелы в законодательстве, регулирующем доказательства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа.

При анализе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, опрос, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Указанные методы использовались фактически во всем содержании научной статьи. Они способствовали выявлению отдельных проблем, связанных с практикой реализации доказательств сотрудниками рассматриваемых подразделений УИС.

Обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждается анкетированием около 130 сотрудников подразделений специального назначения Республики Башкортостан, Краснодарского края, Московской, Рязанской областей. Указанные регионы были выбраны исходя из большого количества расположенных в них исправительных учреждений.

Исследование административного законодательства позволяет заявить, что в зависимости от видов доказательств и содержания административно-правовых норм способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России могут быть закреплены материальными и процессуальными нормами.

1. Способы собирания доказательств, которые закреплены материальными нормами, сосредоточены в большей степени в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в КоАП РФ. К ним следует отнести: 1) досмотр и обыск осужденных (п. 6 ст. 14 указанного Закона); 2) фотографирование, звукозапись, видеозапись, дактилоскопирование (п. 7 ст. 14); 3) досмотр транспортных средств, проверку документов (п. 8 ст. 14); 4) проверку документов граждан и иных лиц (п. 6 ст. 14.1 указанного Закона); 5) предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения (ст. 26.6 КоАП РФ).

2. Способы собирания доказательств, которые закреплены процессуальными нормами. К ним относятся: 1) протоколы об административных правонарушениях, а также иные протоколы, например, доставления, административного задержания (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ); 2) объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3); 3) проведение экспертизы по делу (ст. 26.4); 4) взятие проб и образцов (ст. 26.5); 5) различного рода документы (ст. 26.7); 6) показания специальных технических средств (ст. 26.8); 7) поручения и запросы по делу об административном правонарушении (ст. 26.8); 8) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Итак, доказывание по делам об административных правонарушениях в исследуемой сфере деятельности имеет свою материальную и процессуальную форму, которая является совокупностью нормативно установленных элементов, образующих процесс установления объективной истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России.

Сотрудник подразделения спецназа оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,я полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Отметим, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Таким образом, в целях совершенствования процесса доказывания нами зафиксированы конкретные субъекты доказывания (из числа оперативных подразделений), а также отмечены конкретные способы собирания доказательств по делам об административных правонарушениях непосредственно в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России.

Рассмотрим конкретный понятийный аппарат, а также задачи и цели доказывания. Напомним, что данные компоненты входят в содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России.

Как нам представляется, доказывание по делам об административных правонарушениях есть разновидность правоохранительной деятельности. Доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России преимущественно является внесудебным.

Содержание доказывания, в том числе по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности, трактуется по-разному в научном мире и до настоящего времени остается предметом дискуссий.

На наш взгляд, доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России необходимо рассматривать с позиции:

- прикладных основ практики реализации доказывания сотрудниками подразделений спецназа УИС в исследуемой области общественных отношений;

- особенностей, связанных с привлечением субъектов к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции оперативного состава подразделений спецназа ФСИН России.

Таким образом, доказывание по административным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является прикладной основой, с учетом которой субъекта правонарушения привлекают к административной ответственности, отнесенной непосредственно к компетенции должностных лиц оперативного состава подразделений спецназа УИС.

Согласно общепринятому выделению научного, специального познания доказывание по делам об административных правонарушениях является специальным видом познания. В рамках производства по делу об административном правонарушении познающим является лицо, наделенное полномочиями по доказыванию. Им может быть, например, должностное лицо подразделений спецназа, которое обладает полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении. Такая компетенция регламентирована приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание» (далее - приказ ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780).

Так, в данном ведомственном нормативном правовом акте говорится, что сотрудники пенитенциарного спецназа имеют право составлять соответствующие протоколы (возбуждать дела), а значит, и собирать доказательства по соответствующему делу.

Орудием познания является само доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Объект познания включает в себя различного рода нарушения в деятельности учреждений и органов УИС, производство по которым отнесено к компетенции рассматриваемых должностных лиц уголовно-исполнительной системы.

В связи с тем что познание направлено на установление истины, целью доказывания по указанным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является установление истины по делам об административных правонарушениях с помощью сведений об обстоятельствах и о фактах совершенного проступка.

Процесс установления истины по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России включает в себя также обнаружение и собирание, процессуальное оформление и исследование доказательств.

В отличие от предмета доказывания, собственно пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России нормативно не регламентированы, поскольку каждая категория дел об административных правонарушениях имеет свои пределы доказывания, а единые критерии для их обобщения отсутствуют.

Пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой деятельности спецназа УИС характеризуют степень достаточности собранных доказательств. Если предмет доказывания является системой фактов и обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения административного дела, то пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности подразделений спецназа ФСИН России представляют собой их материально-процессуальное выражение, которое позволяет сделать достоверные выводы о них.

Следует отметить, что доказательства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России не существуют в чистом виде.

Согласно теории отображения доказательства по делам об административных правонарушениях формируются должностными лицами УИС в результате восприятия следов правонарушения и их закрепления в процессуальных документах. Информация, которая объективно содержится в следах противоправного деяния, становится доказательством лишь в итоге познавательно-удостоверительной деятельности субъектов доказывания (например, должностных лиц подразделений спецназа ФСИН России), в результате которой информация получает статус доказательств в соответствии с определенной процессуальной формой. Следовательно, сведения, полученные в ходе производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России, обладающие доказательственным значением, изначально как будто не являются доказательствами, а становятся ими лишь после надлежащего процессуального оформления.

Анализ теоретических и практических аспектов доказывания производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС позволяет сделать вывод о его сложной структуре.

Вопрос о структуре доказывания по делам об административных правонарушениях вызывает споры среди ученых. Недостаточно полно исследовано само понятие «доказывание» применительно к производству по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. В теории доказывания отсутствует единый подход к определению его содержания. Так, в действующем законодательстве об административных правонарушениях до сих пор нет юридического определения данного понятия.

Законодатель ограничился указанием на предмет доказывания, перечислив в ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Юридическим доказательством является название самой гл. 26 КоАП РФ, в которую входит указанная статья, - «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств».

Доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников УИС (в том числе и сотрудников подразделений спецназа) возложено на должностных лиц, указанных в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

Кроме того, субъекты доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности учреждений и органов УИС зафиксированы в приказе ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица УИС возбуждают дела об административных правонарушениях.

Перечисленные правовые нормы корреспондируются со ст. 26.1 («Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении») КоАП РФ.

Доказывание по делам об административных правонарушениях осуществляется в деятельности подразделений спецназа в несколько этапов в соответствии с основными стадиями производства, которые юридически зафиксированы в КоАП РФ.

На этапе возбуждения дела доказывание производится должностными лицами УИС, указанными в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях осуществляется в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России на стадии возбуждения производства, после чего дело подлежит передаче на рассмотрение в суд.

Исследование сущности доказывания по делам об административных правонарушениях в области правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России требует определения отраслевой принадлежности, связанной с нарушениями порядка управления.

Большое значение для доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС имеют сроки составления протокола и рассмотрения дела. Данные сроки зафиксированы в ст. 28.5 и 29.6 КоАП РФ. Именно в указанные сроки должностным лицам УИС надлежит собрать все доказательства по делу об административном правонарушении.

Следует отметить, что особенностью доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности ФСИН России является разнообразие различных способов обнаружения, собирания и процессуального оформления доказательств.

Фактические данные об обстоятельствах совершения административных правонарушений в сфере деятельности учреждений и органов УИС носят материальный характер. Эти обстоятельства необходимо зафиксировать в протоколе, например, об административном правонарушении. Как только любые фактические данные об обстоятельствах совершения правонарушения будут внесены в протокол, они сразу приобретают процессуальную форму.

Осуществление любого вида деятельности преследует определенные цели и задачи. Доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является специальным видом познания. Следовательно, целью доказывания по административным делам в сфере учреждений и органов УИС является установление объективной истины.

Кроме того, достижение цели доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России невозможно без выполнения задач производства, закрепленных в ст. 24.1 КоАП РФ, одновременно являющихся задачами доказывания по делам об административных правонарушениях в деятельности указанных подразделений УИС.

Для полноты и объективности информации понятийного аппарата доказывания выделим характерные признаки доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России. Данные признаки определяют сущность доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС. Такими признаками являются:

1) специфика административной деятельности должностных лиц УИС по сбору доказательств;

2) специальное административно-правовое законодательство, связанное с собиранием доказательств;

3) юридический факт, подтверждающий наличие доказательств;

4) элемент реализации доказательств, применяемый должностными лицами УИС;

5) процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических данных, осуществляемый субъектами доказывания;

6) материальные и процессуальные формы закрепления доказательств.

Интеграция характерных признаков позволяет сформулировать определение доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России, под которым следует понимать процесс, связанный с собиранием, проверкой, оценкой любых фактических данных, осуществляемый сотрудниками подразделений спецназа и направленный на правильное и своевременное установление фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, совершаемом в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

Результат исследования

При реализации данного научного исследования были получены следующие основные результаты:

- рассмотрена сущность научно-теоретического содержания института доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России;

- исследована практика реализации доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России;

- предложена теоретическая модель совершенствования доказывания по административным делам в правоохранительной деятельности подразделений спецназа УИС.

Обсуждение результата исследования

На практике должностным лицам спецназа бывает непонятно, а можно ли им выступать в роли эксперта или специалиста. При опросе около 78 % практических работников заявили, что они должны осуществлять экспертизу по делу, а также выступать в качестве специалиста. Напомним, что обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждается анкетированием около 130 сотрудников подразделений спецназа Республики Башкортостан, Краснодарского края, Московской, Рязанской областей.

Кроме того, результаты опроса показали, что необходим отдельный нормативный акт, устанавливающий перечень косвенных доказательств (например, служебная характеристика, различные справки). Об этом высказались 66 % респондентов. Многие сотрудники (около 90 %) подразделений спецназа ФСИН России заявили, что необходимо законодательно закрепить новый вид доказательств, например, в виде отдельной статьи и назвать ее «Доказательства, полученные с использованием фото- и видеосъемки».

Ответы на вопрос анкеты: «Являются ли поручения и запросы доказательством по делам об административных правонарушениях?» - распределились следующим образом: 70 % сотрудников считают, что являются доказательством, 25 % - не являются. Более того, по мнению 56 % сотрудников, перечисленные доказательства (различные запросы, ответы на них) реальны и их необходимо осуществлять на практике.

Ответы на вопрос анкеты: «Нужно ли закреплять в законодательстве положение о том, что данные, полученные в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности, являются доказательством по делу?» - распределились следующим образом: нет -80 %; да - около 15 % опрошенных.

Отметим, что представленные статистические исследования являются первыми научными исследованиями в анализируемой области общественных отношений.

Учитывая изложенное, целесообразно сделать следующие выводы:

1) доказывание по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России является нормативно урегулированным видом участников производства, наделенных правами по доказыванию с целью установления объективной истины по административным делам, отнесенным к компетенции учреждений и органов УИС;

2) основным и обязательным субъектом доказывания являются должностные лица (сотрудники подразделений спецназа) учреждений и органов УИС;

3) перечень административных правонарушений, по которым подразделения спецназа ведут производство и осуществляют доказывание, закреплен в п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ;

4) при собирании доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности спецназа ФСИН России применяются разнообразные процессуальные средства и способы обнаружения, собирания и процессуального оформления доказательств;

5) собирание доказательств по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности подразделений спецназа ФСИН России рассматривается нами как вид правоохранительной деятельности в учреждениях и органах УИС;

6) единого федерального закона, устанавливающего перечень доказательств, не существует;

7) соответствующие доказательства (материальные, вещи, предметы, орудия) фиксируются не только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но и другими нормативными актами;

8) доказывание по делам об административных правонарушениях в деятельности подразделений спецназа ФСИН России преимущественно является внесудебным;

9) необходимо совершенствовать нормативную базу, которая закрепляет доказательства по делу (например, следовало бы в законодательстве закрепить формулировку, что в качестве доказательств допускаются результаты оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).

Библиографический список

1. Поникаров В. А., Павлова Л. В., Сенатова Е. В. Институт доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : монография. М., 2017. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.