УДК 343.83 ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ,
ББК 34.409.822 доктор юридических наук, доцент,
П53 профессор кафедры административного и финансового права;
(Академия ФСИН России), СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ, оперуполномоченный отдела специального назначения (базового)
(УФСИН России по Рязанской области), e-mail: [email protected] © Поникаров В. А., Поникаров С. В., 2815
ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Реферат: объектом исследования выступают виды правового статуса сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний при осуществлении ими правоохранительной деятельности непосредственно в пенитенциарной системе Российской Федерации, предметом - правовые отношения, критерии, связанные классификацией правового статуса сотрудников оперативных подразделений при осуществлении ими правоохранительной деятельности. Впервые исследуются виды (основополагающий, административно-служебный, специальный, особый) правового статуса сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний при осуществлении ими правоохранительной деятельности. Научно обосновывается элементный состав (права, обязанности ответственность, гарантии) данного статуса в сфере правоохранительной деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. Дается авторское определение правового статуса сотрудников оперативных подразделений УИС при осуществлении правоохранительной деятельности, а также фиксируются понятия оперативно-розыскной правоспособности и оперативно-розыскной дееспособности.
Ключевые слова: виды правового статуса, элементы правового статуса, критерии классификации юридического статуса, сотрудники оперативных подразделений, оперативно-розыскная правоспособность, оперативно-розыскная дееспособность, уголовно-исполнительная система.
Каждый сотрудник оперативного подразделения ФСИН России обладает общим (конституционным) правовым статусом, который определяет юридические свойства и качества, характерные для других статусов.
Российское законодательство состоит из отраслей права. В связи с этим существует большое разнообразие отраслевых (межотраслевых) правовых статусов индивида, например, гражданско-правовой, уголовно-исполнительный, административно-правовой.
Сотрудник оперативного подразделения ФСИН России, вступая в разнообразные правоотношения с гражданами, организациями, другими сотрудниками ФСИН России в своей правоохранительной деятельности, становится носителем различных прав и обязанностей. Следовательно, сотрудник рассматриваемого оперативного подразделения наделяется разнообразными правовыми статусами конкретной отрасли права.
Следует отметить, что сотрудник оперативного подразделения ФСИН России относится к группе
индивидуальных субъектов. Проведя анализ учебной, научной литературы, мы пришли к выводу о том, что применительно к нашей теме правовой статус сотрудника оперативных подразделений ФСИН России при осуществлении правоохранительной деятельности может быть следующих видов:
1) общий правовой;
2) служебно-правовой статус сотрудника оперативных подразделений (отражает особенности правового положения оперативного работника ФСИН России);
3) индивидуальный (конкретизирует правовое положение персонального субъекта в сфере правоохранительной деятельности).
При этом правовой статус сотрудника оперативного подразделения ФСИН России сочетает одновременно все виды правового статуса (общий, служебный и индивидуальный). Так, гражданину для приобретения правового статуса сотрудника оперативного подразделения ФСИН России необходимо стать носителем статуса гражданина РФ,
утрата которого (выход из гражданства, приобретение гражданства другого государства) повлечет за собой автоматическую потерю статуса сотрудника оперативного подразделения ФСИН России. Это объясняется тем, что одним из оснований прекращения службы в правоохранительной деятельности учреждений и органов УИС является прекращение гражданства данным сотрудником.
Таким образом, сотрудник оперативного подразделения ФСИН России при осуществлении правоохранительной деятельности может одновременно обладать одним или несколькими видами правового статуса.
Важно отметить, что по общему правилу правовой статус сотрудника оперативного подразделения ФСИН России расширяет и дополняет общий (юридический) статус данного работника пенитенциарной системы. Однако между ними есть и обратная взаимосвязь. Например, правовой статус сотрудника оперативного подразделения ФСИН России ограничивает общие права гражданина на работу по совместительству. Право пресекать правонарушения обращается для сотрудника оперативного подразделения УИС в обязанность (ст. 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В то же время каждый конкретный сотрудник оперативного подразделения ФСИН России обладает индивидуальным, присущим только ему правовым статусом, который изменяется в зависимости от его социального и должностного положения.
Не вызывает сомнений, что правовой статус, например, начальника оперативного подразделения и статус оперативного сотрудника ФСИН России обладают общими характерными чертами, присущими всем сотрудникам пенитенциарной системы, и индивидуальными особенностями, характерными для их должностного положения.
Реформирование государственной службы предполагает создание единого правового статуса сотрудника правоохранительной службы (МВД, УИС), который в полной мере будет распространяться и на сотрудника оперативного подразделения ФСИН России. Так, принятие проекта федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» в корне поменяет правовой статус сотрудников оперативных подразделений ФСИН России, так как они станут государственными служащими. Данное положение закрепляет ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в которой указывается, что с момента принятия Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» у работников пра-
воохранительных органов, в том числе у оперативных сотрудников, правовой статус станет в ранге государственных служащих.
Профессиональный статус сотрудника УИС, и в частности сотрудников, состоящих на штатных должностях оперативных аппаратов ФСИН России, характеризуется тем, что установленные правовыми нормами общие права и обязанности обязательны для всех без исключения сотрудников тюремно-правоохранительной службы и являются составной частью правового статуса каждого работника пенитенциарной системы России. Это одна из особенностей их правового статуса.
В качестве особенностей правового статуса сотрудников оперативных подразделений ФСИН России следует также рассматривать правовые нормы ч. 1, 2 ст. 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Так, часть 1 закрепляет положение о том, что сотрудники исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям и органам УИС. Следовательно, права и обязанности закрепленных в качестве юридического лица учреждений, исполняющих наказания, в полном объеме распространяются и на физических лиц, то есть на сотрудников оперативных подразделений ФСИН России. В ч. 2 зафиксировано, что сотрудники пенитенциарной системы независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток в случае непосредственного обнаружения правонарушения обязаны пресечь его. Данная особенность возлагается и на сотрудника оперативных подразделений ФСИН России.
Существование индивидуальных должностных статусов определяется тем обстоятельством, что в нормативных актах в основном регламентируется компетенция служб, отделов и иных структурных частей учреждений и органов ФСИН России, а распределение обязанностей и прав по конкретным должностям осуществляется в соответствии со штатным расписанием, на основании должностных обязанностей. Вследствие этого, занимая одинаковые оперативные должности (например, старшего оперуполномоченного, оперуполномоченного), сотрудники могут выполнять различные обязанности, в том числе по обеспечению законности.
Особый правовой статус сотрудников оперативных подразделений УИС связан с реализацией обязанностей и прав при наступлении особых условий [1], например обязанность принимать неотложные меры по спасению людей, участвовать в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения, проводить оцепление (блокирование) участков местности (ст. 16 Федерального конституцион-
ного закона от 20 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», ст. 87 УИК РФ).
На основе научного анализа правового положения сотрудника и условий прохождения службы в УИС можно выделить следующие виды правового статуса сотрудников оперативных подразделений ФСИН России:
1) основополагающий - регламентирован Конституцией РФ, а также федеральным законодательством для всех государственных служащих;
2) административно-служебный - зафиксирован приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
3) профессионально-специфический - обусловлен конкретным профессиональным законодательством (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также занимаемой должностью сотрудника оперативного подразделения ФСИН России.
Подвидами данного специфического правового статуса сотрудника оперативных подразделений УИС являются: а) профессиональный (наделены все сотрудники, состоящие на оперативных должностях); б) должностной (появляющийся у оперативных сотрудников УИС в связи с замещением определенной должности).
Следует отметить, что юридический статус сотрудника оперативных подразделений определяется прежде всего оперативно-розыскной правосубъектностью. Она состоит из следующих компонентов: оперативно-розыскной правоспособности и дееспособности.
Оперативно-розыскная правоспособность - это способность иметь права и обязанности в сфере оперативно-розыскной деятельности. Она наступает с момента подписания приказа о назначении сотрудника ФСИН России на руководящую штатную должность в учреждении и органа УИС (например, начальник исправительного учреждения, который имеет доступ к оперативной работе), а прекращается с момента увольнения из уголовно-исполнительной системы.
Оперативно-розыскная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять (реализовывать) права, выполнять обязанности в сфере оперативно-розыскной деятельности, а также нести ответственность в данной области общественных отношений. Данная дееспособность наступает:
Список литературы
- частично - с момента подписания приказа о назначении на должность оперативного работника и прерывается с переходом на другую должность, которая не связана с функциями оперативно-розыскной деятельности;
- в полном объеме - с момента оформления соответствующей формы допуска работы с секретными документами.
Укажем характерные признаки, которые выделяют правовой статус среди других, придают ему качественное своеобразие и определенность, а также устанавливают сущность и особенности исследуемого статуса сотрудников оперативных подразделений УИС:
1) имеет обязательное нормативное закрепление как на федеральном, так и на ведомственном уровне. Следовательно, такой статус фиксируется законодателем в соответствующих актах и в силу этого приобретает юридический характер;
2) является правовым устройством, обеспечивающим реализацию полномочий оперативных работников ФСИН России;
3) включает в себя многие элементы (права и обязанности; ограничения по службе; запреты; юридические гарантии; юридическая ответственность), обеспечивающие практическую реализацию данного статуса исследуемых субъектов (то есть сотрудников оперативных подразделений УИС), а также компоненты - оперативно-розыскную правоспособность и дееспособность;
4) представляет собой разновидность государственно-правового статуса, а также статуса сотрудников правоохранительной службы;
5) состоит из правовых гарантий, представляющих собой механизм защиты сотрудников оперативных подразделений УИС при осуществлении ими своего статуса в практической деятельности учреждений и органов ФСИН России.
Интеграция данных признаков позволила сформулировать определение правового статуса сотрудников оперативных подразделений ФСИН России, под которым следует понимать совокупность правовых средств (права и обязанности; ограничения; запреты; юридические гарантии; юридическая ответственность) и компонентов (правоспособность и дееспособность), посредством которых практически осуществляются оперативно-розыскные полномочия и защита сотрудников оперативных подразделений пенитенциарной системы Российской Федерации.
1. Публично-правовой статус юридических лиц учреждений и органов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации / Д. А. Гришин, В. А. Поникаров, С. В. Поникаров : учеб. пособие. Рязань, 2014. 35 с.
VLADIMIR ANATOL'EVICH PONIKAROV,
dsc in law, associate professor, professor of the administrative and financial law department,
(Academy of the FPS of Russia); SERGEJ VLADIMIROVICH PONIKAROV, detective officer of the special purpose department (basic),
(FPS of Russia in Ryazan region), e-mail: [email protected] © Ponikarov V. A., Ponikarov S. V., 2015
TYPES OF LEGAL STATUS OF STAFF OF OPERATIONAL DIVISIONS OF FPS OF RUSSIA AT IMPLEMENTATION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA
Annotation: аn object of research is types of legal status of staff of operational divisions of FPS at implementation of law-enforcement activity in the penal system of the Russian Federation. A subject is the legal relations, criteria connected by classification of legal status of staff of operational divisions at implementation of law-enforcement activity.
Fundamental, administrative, special, specific types of legal status of staff of operational divisions of FPS at implementation of law-enforcement activity are examined for the first time.
The author scientifically justifies the element structure (the rights, duties responsibility, guarantees) of this status in the sphere of law-enforcement activity of staff of operational divisions of the penal system. The author gives a definition of legal status of staff of operational divisions of the penal system at implementation of law-enforcement activity. Besides the author fixes concepts of operational search legal capacity and operational search capacity.
Key words: types of legal status, elements of legal status, criteria of classification of the legal status, staff of operational divisions, operational search legal capacity, operational search capacity, penal system.
References
1. Grishin D. A., Ponikarov V. A., Ponikarov S. V. Publichno-pravovoj status juridicheskih lic uchrezhdenij i organov v ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [The public status of legal entities of establishments and bodies in penal system of the Russian Federation]. Ryazan, 2014. 35 р.