УДК 343.83
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).2.199-208
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Для цитирования
Поникаров, С. В. Эволюционное становление и развитие правоохранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний / С. В. Поникаров // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 2. - С. 199-208. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).2.199-208.
Аннотация. В статье определяются этапы становления и развития правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения. С учетом новых условий, возникших вследствие проведения административной реформы в сфере государственного управления в пенитенциарной системе России, рассматривается прикладная правоохранительная деятельность сотрудников подразделений специального назначения.
В результате проведения комплексного междисциплинарного исследования выявляются виды правоохранительной деятельности подразделений специального назначения, реализующих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Гипотеза исследования базируется на том, что реализация видов правоохранительной деятельности рассматриваемых подразделений невозможна без раскрытия эволюционного развития подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы. Таким образом, актуальность статьи определяется выявлением и анализом ранее не исследованных основ в сфере правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения пенитенциарной системы.
Ключевые слова: пенитенциарные учреждения и органы, правоохранительная деятельность, подразделения тюремного спецназа, функции, исполнение наказаний.
© Поникаров С. В., 2019
(сс1®@©1 Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
В настоящее время в научной литературе по правовой тематике проблемы, связанные с содержанием эволюционного становления и развития правоохранительной деятельности пенитенциарных подразделений специального назначения (спецназ), остаются предметом научной дискуссии и до сих пор не нашли своего окончательного разрешения. Быстрота нормативных преобразований в правоохранительной сфере, обусловленная проведением административной реформы, со временем снижает актуальность и потенциальную значимость имеющихся научных результатов.
Во все времена тюремные подразделения специального (особого) назначения создавались для обеспечения безопасности физических лиц и тюремных объектов, пресечения беспорядков, борьбы с различными тюремными преступными группировками, проведения розыскных мероприятий и др.
Правоохранительная деятельность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка на объектах пенитенциарной системы России.
Изучение данной деятельности в различных эволюционных аспектах всегда привлекало внимание ученых в области права. Между тем фактически не подвергались анализу классификационные элементы правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения ФСИН России. До сих пор в арьергарде остаются и вопросы совершенствования отбора в кандидаты подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. В связи с недостаточной разработанностью теоретических аспектов, связанных с комплектованием подразделений спецназа учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, требуется решение ряда вопросов, касающихся специфики службы в спецназе в рамках конкретных эволюционно-исторических этапов. Вследствие этого в статье впервые исследуются основы эволюционного развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения. Кроме того, предлагается классификация правоохранительной деятельности с учетом конкретного исторического этапа развития тюремного спецназа; определяются конкретные виды правоохранительной деятельности, отнесенные к компетенции рассматриваемой категории лиц; формулируются научные аспекты, направленные на совершенствование реализации правоохранительной деятельности сотрудниками подразделения специального назначения уголовно-исполнительной системы (УИС). Некоторые репрезентативные исследования, зафиксированные в статье, являются первыми научными исследованиями в анализируемой сфере деятельности. Таким образом, все изложенное выше обусловливает актуальность темы научной статьи.
Объектом исследования выступает эволюционно-историческое содержание правоохранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний
Предметом исследования являются исторические, правовые, организационно-управленческие аспекты, связанные с правоохранительной деятельности сотрудников пенитенциарных подразделений специального назначения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При определении этапов становления и развития правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения применялся метод историко-сравнительного анализа. Использованные методы индукции, дедукции способствовали получению большинства сформулированных выводов при разработке
научной классификации видов правоохранительной деятельности, связанной с тематикой исследования. Для рассмотрения перспектив реализации правоохранительной деятельности подразделений спецназа были использованы методы сравнительно-правового и структурно-системного анализа, конкретно-прикладного познания. Перечисленные методы позволили установить периоды развития и становления особых тюремных подразделений.
В ходе анализа эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, опрос сотрудников, который способствовал выявлению отдельных проблем, связанных с практикой реализации правоохранительной деятельности подразделений специального назначения.
Обоснованность, репрезентативность и достоверность результатов исследования подтверждаются анкетированием около 120 сотрудников подразделений специального назначения Республики Башкирия, Московской и Рязанской областей. Указанные регионы были выбраны исходя из большого количества расположенных в них исправительных учреждений.
Перейдем к исследованию эволюционных этапов формирования и развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения.
1-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения Древней Руси.
Отечественная история правоохранительной деятельности тюремного спецназа берет начало с Русской Правды. Подтверждение этому можно найти в работах Н. М. Карамзина и других ученых [1].
Правоохранительная деятельность в Древней Руси осуществлялась в соответствии с княжескими указами и составляемыми на их основе различными уставными письменными документами (конкретными уставами).
Устав Ярослава Мудрого «О церковных судах» - церковный нормативный (на тот период) документ именно государственного генезиса (происхождения), регулировавший основные церковно-государственные (правовые) отношения, отнесенные к правоохранительным функциям. Он являлся одним из основных письменных источников русского права, закрепляющих основы правоохранительной деятельности, в том числе в тюремной системе.
Основы правоохранительной деятельности остроговых (тюремных) дружинников (прототипы современных сотрудников уголовно-исполнительной системы) были закреплены в различных судебных, главным образом княжеских, грамотах и интернациональных договорах, в которых излагались некоторые виды правоохранительной деятельности, а также меры принуждения и правила их применения. Например, к видам правоохранительной деятельности относились: 1) охрана территории острога (тюрьмы); 2) сыскное занятие; 3) пытки (они были легитимированы и рассматривались в виде правоохранительной функции, связанной с получением доказательств по соответствующему конкретному делу, обстоятельству, происшествию). В качестве меры принуждения тюремные стражники имели право на кандальное задержание правонарушителя.
Древнерусское право не предусматривало четкого определения правоохранительной деятельности, в том числе в остроговой, темничной (тюремной) службе, а также материального и процессуального статуса остроговых, темничных (тюремных) подразделений.
Правоохранительная деятельность остроговых, темничных подразделений особого назначения выполнялась военно-дружинными формированиями. Дружинники
состояли в специальных военизированных формированиях и разделялись на воинов и стражников.
Проведенный нами анализ научной литературы позволил прийти к выводу о том, что непосредственно в остроговых, темничных (тюремных) учреждениях правоохранительную деятельность осуществляли дружинники особого (своеобразного) предназначения стражники, надсмотрщики, палачи [2].
По характеру выполняемых функций именно этих лиц следует отнести к сотрудникам остроговых подразделений особого назначения (не каждый сможет взять на себя функции палача (недельника) или надсмотрщика за осужденными). Так, стражники наделялись специализированным правом охранять внешние периметры остроговой (тюремной) территории. Надсмотрщики надзирали за внутренней составляющей, а также непосредственно за осужденными, палачи - исполняли санкции.
Согласно Русской Правде существовали следующие виды правоохранительной деятельности:
- охрана остроговых объектов;
- надзор и охрана осужденных;
- физические пытки (они были официально юридически разрешены);
- задержание правонарушителей;
- применение холодного оружия.
Во времена действия Русской Правды возник и такой вид правоохранительной деятельности, как осуществление сыскного занятия, результаты которого являлись доказательством по делу. Помимо этого, в соответствии с Судебником 1550 г. вторичное применение пыток, устанавливаемых в отношении правонарушителей, совершивших государственные преступления, рассматривалось в виде законного метода, относящегося к правоохранительной деятельности.
С изменением положений Русской Правды перечень видов правоохранительной деятельности остроговых, темничных (тюремных) подразделений специального назначения пополнился сыскными мероприятиями (наблюдение, тотальный обыск, задержание с поличным, арест под стражу), которые осуществлялись сыскными людьми (они выполняли сыскные функции и проводили допросы).
Реформы, реализованные Иваном Грозным (1535-1584) в отношении учреждений и органов государственного управления, привели к созданию специально-войскового формирования - опричнины. Этот орган представлял собой что-то среднее между полицией и внутренними войсками. Сам опричник имел особый (специальный) статус, по функциональному назначению чем-то похожий на современный статус сотрудника подразделения специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний.
В этот период появились новые виды правоохранительной деятельности тюремно-опричных служб специализированного назначения:
- сыскные мероприятия (слежка, доносительство, лжесвидетельство, задержание с поличным, арест под стражу);
- обеспечение безопасности и охраны тюремных объектов;
- применение изощренных наказаний;
- осуществление личной охраны;
- поисковые мероприятия в случае побега преступника.
2-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения в Российской империи.
Объединение земель привело к созданию Российского государства и возникновению собственной карательной системы в результате проведения административно-полицейской реформы. Главным документом, регулирующим правоохранительную деятельность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, в период правления Петра I стало Соборное уложение (1649 г.), в соответствии с которым также устанавливались виды правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения.
В этот период отмечаются негативные стороны осуществления правоохранительной деятельности. Например, узаконение применения беспощадных пыток к осужденным, нарушившим тюремные правила (например, битье кнутом, выдергивание ногтей из пальцев). Тогда же возникли следующие виды правоохранительной деятельности тюремных служб особого назначения:
- несение службы в карауле;
- обеспечение пожарной безопасности тюремных объектов;
- осуществление личной охраны («корволант») администрации тюрем;
- розыскные мероприятия в случае побега [3].
В результате проведения судебной реформы 1864 г. были определены новые направления деятельности (функции) тюремной стражи. Так, в рамках рассматриваемого эволюционного периода существовали такие виды правоохранительной деятельности, как:
- присмотр за правильным размещением узников при конвоировании;
- надзор за исправностью тюрем;
- конвоирование острожников в тюремные больницы;
- сыскная деятельность;
- осуществление обыска у арестантов;
- применение физической силы.
Кроме того, на тюремные подразделения специального назначения Российской империи, помимо функций по конвоированию, возлагались охрана и безопасность тюремных учреждений, а также надзор за соблюдением арестантами распорядка дня.
Начало XX в. характеризуется резким ростом преступности в тюрьмах. Ввиду отсутствия специальных подразделений по борьбе с массовыми беспорядками, групповыми побегами для их ликвидации выделялись подразделения резервных крепостных войск и флотские команды. Они стали прообразом современного тюремного спецназа. Ими выполнялись функции, связанные с пресечением массовых беспорядков, групповыми побегами, применением огнестрельного оружия.
3-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения в период Временного правительства Российской империи.
Тюремную деятельность этого времени можно охарактеризовать как центристскую, поскольку она строилась, прежде всего, на принципах прежнего режима, без каких-либо колебаний вправо и влево [4]. В деятельности тюремных подразделений специального назначения четко прослеживалась тенденция преемственности. Главное тюремное управление находилось в составе Минюста. Тюремная система России, как и вся страна в целом, переживала глубокий кризис, вызванный Февральской революцией и падением монархии.
Дезорганизация пенитенциарной системы России из-за вмешательства различных общественных учреждений привела к повсеместной волне захвата тюрем. Для предотвращения преступлений были созданы особые подразделения тюремных надзира-
телей, а также отряды милиции Временного правительства, которые по выполнению своих функций были схожи с современным спецназом.
Названные подразделения осуществляли следующие виды правоохранительной деятельности:
1) пресечение хулиганских действий;
2) пресечение захвата тюрем;
3) розыск преступников (осужденных), совершивших побег из тюремных учреждений;
4) вооруженное отражение нападения на тюремные учреждения;
5) пресечение проникновения в тюремные учреждения запрещенных предметов.
4-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной
деятельности уголовно-исполнительных подразделений специального назначения в советское время.
В начале этого периода вся власть была сосредоточена в рамках Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Данный орган контролировал административно-управленческую деятельность Совета народных комиссаров (СНК).
После прихода советской власти ей были подчинены вопросы отправления правосудия с установлением диктатуры пролетариата и передачей власти на местах Советам, отмены частной собственности, а также передачи законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольной функции.
На этапе становления советской власти в связи с отменой царских законов и уложений правовое регулирование тюремных подразделений специального назначения фактически отсутствовало. Начало рассматриваемого исторического периода также ознаменовалось становлением и развитием мест лишения свободы с последующей юридической ликвидацией царских тюрем.
К основным нормативным актам, регулировавшим общий процесс правоохранительной деятельности пенитенциарных подразделений специального назначения (включая надзирателей и сотрудников конвойной службы), относились:
- Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30 ноября 1918 г. «О Народном Суде РСФСР (положение)»;
- постановление НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)»;
- Устав службы военизированной охраны ИТЛК НКВД СССР, введенный приказом НКВД СССР от 20 января 1943 г. № 57.
Перечисленные нормативные акты стали специфической юридической базой, в которой фиксировались виды правоохранительной деятельности (например, обеспечение безопасности осужденных и персонала, применение оружия, физической силы), в том числе для подразделений специального назначения, например служб конвоя.
Несмотря на доскональную юридическую регламентацию должностных обязанностей надзирателя по корпусу, постового надзирателя, а также конвоира, в случае совершения осужденными побегов, групповых неповиновений и иных правонарушений их действия, как правило, носили самопроизвольный характер в связи с отсутствием необходимой правовой и тактико-специальной подготовки. Причинами тому были непрестижность тюремной службы, низкий уровень денежного довольствия и материально-бытового обеспечения работников мест лишения свободы, что создавало немалые трудности с их комплектованием.
В 1930-е гг. отсутствовали специализированные учебные заведения, готовящие специалистов для быстрорастущей пенитенциарной системы СССР. По состоянию на
1938 г. в стране действовала лишь Харьковская школа, осуществлявшая подготовку сотрудников оперативно-чекистских отделов исправительно-трудовых колоний и лагерей. Кроме того, в Москве функционировала Высшая школа НКВД СССР, выпускники которой направлялись на работу в пенитенциарную систему. В целях реализации на практике основ правоохранительной деятельности слушатели вышеуказанной школы изучали всего две основные учебные дисциплины: «Административная работа», «Основы агентурной, оперативной работы».
О таких дисциплинах, как «Уголовное право», «Криминология», «Психология», «Педагогика», «Экономика», «Управление», «Тактико-специальная подготовка», в учебных планах не было даже упоминания. В архивных материалах, юридической литературе, характеризующей деятельность пенитенциарной системы, не встречаются сведения о массовых беспорядках и неповиновениях осужденных с участием больших групп в годы массовых репрессий. На наш взгляд, даже в случае их возникновения ситуация в стране того времени была такова, что они были бы подавлены в самом начале.
В 1970-х гг. стала пересматриваться ведомственная нормативная база, появились новые виды правоохранительной деятельности - административный надзор за осужденными, обеспечение безопасности персонала. В этот период к сотрудникам подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, следовало бы отнести лиц, состоящих на должностях служебно-войсковых (военизированных) подразделений, конвойных служб. На данные службы возлагалось обеспечение безопасности осужденных и персонала (то есть выполнение функций специального назначения). Правоохранительная деятельность по обеспечению безопасности, с точки зрения науки управления, длительное время была разделена (за исключением тюрем, следственных изоляторов и воспитательных колоний) на две постоянно конкурирующие части, подчиняющиеся различным органам: одна - администрации исправительных учреждений, вторая - командованию подразделения внутренних войск МВД СССР. Это создавало проблемы во взаимодействии частей и служб в ходе решения служебно-боевых задач по обеспечению безопасности персонала (или осужденных), пресечению одиночных и групповых нарушений режима отбывания наказания и преступлений, осуществлению розыска и задержания бежавших осужденных, их конвоирования.
Перечисленные виды правоохранительной деятельности осуществляли служебно-войсковые и конвойные подразделения МВД СССР. Последовавшее в дальнейшем объединение указанной деятельности, передача ее в ведение одного субъекта управления - передовое действие на пути совершенствования управления отечественной уголовно-исполнительной системой.
Происходящие во второй половине 1980-х гг. изменения во всех сферах жизни страны не могли не сказаться и на деятельности УИС. Симптомы возрождения среди осужденных воровской идеологии и оживления традиций преступного мира приобрели широкие масштабы и привели к существенному росту среди осужденных к лишению свободы коллективных неповиновений, массовых беспорядков, захватов заложников. Только в 1989 г. было совершено несколько захватов заложников из числа сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов. Зарегистрировано немало случаев действий, посягающих на установленный порядок управления мест лишения свободы, а также множество эпизодов хулиганских действий.
В этот период встал вопрос о коренной перестройке всей системы исполнения уголовных наказаний, одними из главных направлений которой явились совершенствование уго-
ловно-исполнительного законодательства, поиск новых нетрадиционных подходов к осуществлению всего уголовно-исполнительного процесса, организационных структур этой деятельности, финансового и материально-технического обеспечения.
К началу 1990-х гг. обстановка в учреждениях УИС резко обострилась. Возросла агрессивность осужденных, наметилась устойчивая тенденция к росту открытого противостояния администрации, выразившаяся в массовых беспорядках, неповиновении осужденных законным требованиям сотрудников учреждений, исполняющих наказания, увеличилось число нападений на персонал и захватов его в качестве заложников.
Предпринимаемые администрацией исправительных учреждений и конвойными подразделениями внутренних войск МВД СССР меры не приносили желаемых результатов, оперативная обстановка в учреждениях УИС продолжала оставаться сложной, что требовало экстремальных упреждающих мер.
Общественники в то время активно заговорили о гуманизме в отношении осужденных, которые истолковали это по-своему, тут же стали диктовать свои условия: отказывались выходить на работу, учиняли погромы и бунты, захватывали заложников. В связи с этим нужна была реальная сила, которая противостояла бы большой массе разнузданных уголовников.
С целью обеспечения профессионального предотвращения и пресечения групповых противоправных действий осужденных и лиц, заключенных под стражу, приказом МВД СССР от 13 ноября 1990 г. № 421 «О создании отрядов специального назначения» в уголовно-исполнительной системе были созданы подразделения специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Главными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам вновь созданного подразделения, стали:
- отличная профессионально-физическая подготовка (бег, отжимание, подтягивание);
- виртуозное владение табельным и другим (специальным) вооружением (включая стрельбу по-македонски);
- владение приемами борьбы самбо, боксом, карате;
- умение управлять автотранспортом и бронетехникой;
- высокая физиологическая выносливость;
- устойчивые моральные и психологические качества.
Исходя из предъявляемых требований кандидатом на службу в спецназ уголовно-исполнительной системы мог стать не каждый желающий, а только прошедший жесткий конкурсный отбор. Ядро отряда в основном составляли лучшие армейские офицеры, специалисты высокого класса: взрывники, связисты, снайперы, бойцы штурмовых отрядов, разведчики.
Комплектование подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, осуществлялось по контракту лицами, уволенными из рядов Вооруженных сил России (в то время происходило сокращение армии и флота), имеющими хорошую спортивную подготовку и боевую выучку. Предпочтение отдавали тем, кто проходил службу в ВДВ, морской пехоте, спецназе ГРУ, обладателям краповых беретов, офицерам с опытом пребывания в горячих точках.
После собеседования и тестов кандидаты сдавали физическую подготовку, а также проходили «обкатку» (рукопашный бой с двумя или тремя противниками). Даже если соискатель проигрывал рукопашный бой, ценились прежде всего бойцовские качества, стойкость, мужество, отвага, способность действовать в экстремальных ситуациях, не пасовать перед противником.
5-й этап - эволюционно-правовое становление и развитие правоохранительной деятельности подразделений специального назначения в Российской Федерации.
К октябрю 1992 г. в России было организовано 69 отрядов специального назначения со штатной численностью 1735 человек. Вновь образованные структуры положительно повлияли на оздоровление оперативной и режимной обстановки в местах отбывания наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала.
Основными видами правоохранительной деятельности стали:
- предотвращение и пресечение преступлений в пенитенциарных учреждениях;
- участие в обеспечении правопорядка и безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;
- осуществление безопасности осужденных, лиц, заключенных под стражу, персонала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы.
К концу 1993 г. отряды специального назначения, выполняющие функции в сфере исполнения уголовных наказаний, были созданы и функционировали во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики. В целях быстрого и качественного комплектования подразделений специального назначения МВД России (тогда юридически тюремный спецназ входил в состав данного министерства) в указанный период было выделено множество штатных единиц. Личный состав отрядов специального назначения пенитенциарной системы активно участвовал в операциях по борьбе с преступностью, проводимых территориальными органами внутренних дел, в том числе по пресечению террористической и криминальной деятельности незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе (по сути, вели боевые действия против бандитских организаций).
Исходя из такого научного критерия, как организация стратегии и тактики пресечения правонарушений, появились новейшие виды правоохранительной деятельности подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, а именно:
- наведение установленного (законного) правопорядка в период чрезвычайного положения (стратегия);
- борьба с незаконными вооруженными формированиями (тактика).
Выполнение поставленных задач нередко проходило в обстановке реальной опасности с риском для жизни, что требовало от личного состава отрядов специального назначения пенитенциарной системы смелости, ловкости, мужества, отваги, высокой профессиональной выучки, отличного владения приемами рукопашного боя, специальными средствами и табельным оружием.
Подразделения спецназа реализовывали также специфические виды правоохранительной деятельности (в их основу положен научный критерий - характер содержания задач), такие как:
- борьба с преступными проявлениями в местах лишения свободы;
- проведение специальных мероприятий, связанных с освобождением заложников;
- обезвреживание вооруженных преступников.
В настоящее время на пенитенциарный спецназ возлагается еще и собирание конкретных доказательств по административным и уголовным делам [5]. Это позволило в некоторой степени стабилизировать оперативно-розыскную обстановку в отечественных исправительных учреждениях, добиться существенного сокращения количества совершаемых осужденными правонарушений и преступлений, обеспечив тем самым установленный законом порядок по исполнению уголовных наказаний.
Обсуждение (анализ) результатов исследования, связанного с отбором кандидатов.
Опрос проводился в 5 регионах субъектов Российской Федерации, в нем участвовали около 120 спецназовцев, включая конвойные службы. По их мнению, отбор новых сотрудников в подразделения специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний, должен осуществляться по следующим основаниям:
1) наличие высшего образования - 90 % (45 % полагают, что оно должно быть психологическим, 33 - юридическим, 12 % - военным);
2) хорошие физические данные (52 % считают, что важна сила, 36 - выносливость, 12 % - скорость);
3) служебно-боевые навыки (70 % отметили необходимость владения приемами рукопашного боя, 20 - специальными средствами; 10 % - огнестрельным оружием).
В числе дополнительных параметров выделяется служба в армии (45 %). Кроме того, при опросе около 65 % практических работников заявили, что следует изменить законодательство в части, регламентирующей применение мер (специальных средств, оружия) принуждения. Многие отметили, что необходим отдельный (специальный) нормативный акт, устанавливающий порядок применения сил и средств (например, при проведении специальных операций). На вопрос анкеты: «Нужно ли закреплять в законодательстве отдельно статью, которая разрешала бы применять оружие исключительно сотрудниками подразделений специального (особого) назначения?» - ответы распределились следующим образом: нет - 90 %, да - 10 %.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1) выявлено, что эволюция становления и развития правоохранительной деятельности подразделений тюремного спецназа тесно связана с формированием пенитенциарной системы нашего государства;
2) в зависимости от общественно-эволюционной и правовой формации классифицированы периоды эволюционно-правового становления и развития правоохранительной деятельности подразделений специального назначения;
3) ввиду отсутствия в царской России, а также в СССР в чистом виде специальных подразделений зафиксированы подразделения особого назначения (в зависимости от эволюционной эпохи: стражники, корволанты и гренадеры, подразделения резервных крепостных войск и флотские команды, отряды милиции Временного правительства; служебно-войсковые (военизированные) подразделения и др.).
4) разработаны предложения, направленные на совершенствование отбора кандидатов в отряды специального назначения.
Библиографический список
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. 833 с.
2. Галкин-Враской М. Н. Изучение тюремного вопроса. СПб., 1868. 189 с.
3. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного наказания. СПб., 1904. 180 с.
4. Печников А. П. Организационно-правовые основы управления тюремными учреждениями в Российском государстве (1649 - октябрь 1917 г.) : монография. М., 2012. 305 с.
5. Содержание доказывания по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний / В. А. Поникаров [и др.] // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 27(1-4), № 4. С. 446-454.