Ввиду обоснованности использования коммуникативного метода в подготовке переводчиков для сферы юриспруденции (судебных переводчиков), видится необходимость моделирования учебных упражнений с опорой на модифицированный технологический квадрат, дополненный таким видом речевой деятельности, как перевод, и включающий в себя правовой аспект иноязычной культуры.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Направление подготовки дипломированного специалиста 022900 «Перевод и переводоведение». -М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.
2. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -240 с.
3. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Мн.: Лексис, 2003. - С. 75-107.
4. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. - М.: Академия, 2006. - С. 278.
УДК 78
Горбунова Ирина Евгеньевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
В данной статье раскрывается сущность понятия «социальное партнерство», сложившегося в области социально-экономической науки. Освещается роль социального партнерства в профессиональном образовании. Исследуется его специфика в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова: партнерство, социальное партнерство, творческое партнерство, концепция модернизации российского образования, социальное взаимодействие, общение, совместная деятельность.
В современной науке достаточно широкое употребление получило понятие «социальное партнёрство». Это относится к таким областям наук, социальная экономика, юриспруденция, психология и др. В сфере музыкального образования анализ сущности понятия «социальное партнёрство» предполагает обращение к истокам его возникновения.
Понятие «социальное партнёрство» появилось после Первой мировой войны. Оно означает учёт эффективных особенностей регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения с целью достижения их позитивности. Ещё в прошлом веке работодатель, чтобы избежать забастовок и не снижать массу прибыли, шел на договорённость с рабочими и создание привилегий для них. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая заработная плата, развитость социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
На активизацию разработок теории и практики социального партнёрства в России оказала
влияние Октябрьская революция 1917 года. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был перенять стратегию отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создать специальные организации - профсоюзы и их объединения. Одним из таких объединений стала в 1919 году Международная организация труда. Но это внешний фактор.
Главным фактором возникновения социального партнёрства является внутренний фактор, отражающий реальные изменения в сфере производства. На Западе этим фактором стала научно-техническая революция (НТР). В результате общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, что определило потребность в подготовке высокообразованных профессионалов. Появилась необходимость в гуманизации отношений между ними в социальном диалоге. Как отмечают исследователи, социальное партнёрство - специфический тип отношений, присущих цивилизованному обществу с рыноч-
ной экономикой. Это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, который содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию [4, с. 3].
Следует отметить, что последовательно и целенаправленно система социального партнёрства в России начала формироваться с 1992 года. Основные принципы социального партнёрства и механизма его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Создана Российская трёхсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учётом интересов трёх действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере сторон: государства, наёмных рабочих и работодателей. В современном обществе социальное партнёрство - это необходимый элемент становления правового государства без конфронтации [4, с. 4].
Проблема социального партнёрства значима не только для области социально-экономических отношений в государстве, но актуальна и для решения проблем в области образования. Возникновение новой социально-экономической ситуации в России вызывало необходимость качественной перестройки всех институтов общества, в том числе и сферы образования. Одной из основных задач модернизации российского образования является формирование новой системы отношений сферы образования с социумом. Как указывает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями [1, с. 60].
Тема «Социальное партнёрство» входит в учебные программы по специальности «Социальный менеджмент». В силу того, что профессиональное обучение и подготовка работников включается в предмет соглашений социальных партнёров о взаимодействии на рынке труда, в отношения социального партнёрства стала втягиваться и система профессионального образования.
Социальное партнёрство - новое понятие для профессиональной педагогики. В традиционном подходе к разработке теории и практики педагогической науки явление социального партнёрства как взаимодействие трёх сил общества - государства, объединений работодателей и профсоюзов (трипартизм) не находит отражения.
Принято систему профессионального образования рассматривать как государственную структуру, и поэтому она не признаётся полноправным социальным партнёром. Однако в современном отечественном профессиональном образовании проблема социального партнёрства вызывает интерес в практической реализации и научных исследованиях.
Понятие «социальное партнёрство» получило своё обоснование в сфере профессионального образования в странах Европейского союза. К началу 90-х годов сформировались основные модели социального партнёрства в сфере профессионального образования и обучения.
В построении моделей были выделены и учтены четыре основных направления:
- непрерывное обучение - начальное и дальнейшее обучение;
- профессиональная ориентация молодёжи и взрослого населения;
- профессиональные квалификации, включая прогнозирование и анализ спроса;
- ресурсы и финансирование [3, с. 46].
В 1992 году был создан Комитет по социальному диалогу, который играет очень важную роль в политических процессах Европейского союза. Реализация социального диалога в сфере профессионального образования и обучения (ПОО) в большей степени зависит от реализуемых в рамках национальных государств моделей производственных отношений. Ключевая роль в развитии социального партнёрства в сфере ПОО принадлежит работодателям и их организациям. По степени распределения ролей государства, компаний и профсоюзов в развитии профессионального образования особо выделяются три основные модели социального партнёрства.
В частности, в Великобритании действует либеральная модель, когда доминирует роль предприятий (работодателей). Они устанавливают объём и качество начального и непрерывного профессионального обучения, а государство только определяет уровни квалифицированных стандартов для выпускников и предоставляет средства обучения.
В Дании, Нидерландах, Германии действует некооперативная модель, в рамках которой активны ассоциации работодателей и профсоюзы, а государство лишь придаёт законность решениям, принятым на основе группового консенсуса.
Во Франции реализуется модель государственного вмешательства, в рамках которой государство регулирует систему профессионального образования в сотрудничестве с социальными партнёрами.
В последние десятилетия в Европе наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнёров в профессиональном образовании, что является важнейшим условием обеспечения устойчивого и качественного ПОО.
В России, согласно точке зрения ряда исследователей (О. Олейникова, А. Муравьёва) для развития социального партнёрства в сфере профессионального образования было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных консультативных отраслевых советах по социальному партнёрству с участием представителей органов управления образованием, организаций работодателей, профсоюзов, отраслевых министерств и предприятий, департаментов Федеральной службы занятости [3, с. 71]. Социальное партнёрство в сфере профессионального образования предполагает реализацию следующих направлений: разработка политики в области профессионального образования на профессиональном и региональном уровнях; разработка стандартов профессионального образования; анализ рынка труда; прогноз спроса и предложения на рынке образовательных услуг; определение вектора развития профессиональных квалификаций и базовых умений, разработки требований к оценке компетенций выпускников; развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий; развитие обучения на предприятиях, включая производственную практику студентов.
Важно отметить, что социальное партнёрство - составляющая часть любого вида профессиональной деятельности, как индивидуальной, так и совместной. Обращаясь к исследуемому вопросу с позиции анализа профессиональной педагогической деятельности педагога-музыкан-та, следует подчеркнуть, что его социальное партнёрство имеет специфические аспекты проявления. В частности, как педагог и музыкант-про-
фессионал, он включён в полной мере в реализацию социальных отношений, имеющих место в профессионально-педагогической деятельности: взаимодействие с коллегами, администрацией, учениками.
Следует иметь в виду, что в формировании социального партнёрства у будущих педагогов-музыкантов партнёрство как социальное взаимодействие личности будущего специалиста и преподавателя вуза осуществляется в процессе совместной деятельности. Передача опыта деятельности и информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей. В образовательном учреждении идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями. Социальное взаимодействие включает и педагогическое взаимодействие. Ведущая цель взаимодействия всех участников образовательного процесса - развитие их взаимоотношений. Чем лучше партнёры знают и понимают друг друга, тем больше у них возможности для формирования положительных личных и деловых отношений для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, в результате чего усиливается их влияние друг на друга.
Взаимное сотрудничество студента (будущего педагога-музыканта) и преподавателя, являющихся участниками образовательного процесса, - это определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника. Это совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они должны решаться на основе общего стремления к достижению цели, без ущемления интересов взаимодействующих сторон. В данных ситуациях у студентов формируется позитивное отношение к себе и другим людям - участникам образовательного процесса как творцам общего дела.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалогическое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнёров, уважительные, положительные отношения участников партнерского взаимодействия. Такое взаимодействие помогает лучше узнать, понять партнёра, прийти к согласию. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в резуль-
тате сходные взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. В данной ипостаси педагог-музыкант -социальный партнёр.
В области освоения музыкального искусства социальное партнёрство опосредовано процессом освоения художественного содержания музыкальной деятельности, и поэтому сфера социальных отношений в данном случае носит скрытый характер, приобретая новое своё качество -творческую устремлённость. Творческое содержание деятельности педагога-музыканта определяет и специфический вид партнёрства - творческого. Так, в индивидуальном характере деятельности будущего педагога-музыканта творческое партнёрство присутствует как определяющая черта по отношению к процессу интерпретации творческих намерений композитора и его художественного замысла. В совместной деятельности, направленной на решение музыкально-профессиональных и педагогических задач, творческое партнёрство является целью и непременным условием реализации процесса совместной деятельности, включая и общение в ней.
В деятельности педагога-музыканта можно определить две содержательные стороны творческого партнёрства:
- во-первых, партнёрство как общение, имеющее вербальную основу;
- во-вторых, партнёрство как деятельность, в совместной ансамблевой деятельности - это процесс совместной интерпретации художественно-образного содержания музыкального произведения.
Рассмотрим партнёрство, как общение, характеризующее возникающие профессиональные отношения между будущим учителем, его коллегами и школьниками. Общение есть необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу, это, прежде всего, взаимодействие людей как членов общества [2, с. 10]. В этой связи позитивность общения выступает непременным условием подлинно партнёрских отношений, поскольку партнёрство - особый тип общения, направленный на решение одной общей задачи партнёров. Общение играет огромную роль в жизни и деятельности будущих специалистов. Сам процесс социализации личности, процесс становления отдельного человека, как представителя социума, невозможен без общения.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людь-
ми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнёров. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включённых в него индивидов. В этом процессе происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнёров [6, с. 23]. В освоении художественного содержания музыкального произведения вербальное общение в совместной работе музыкантов над поиском средств его музыкальной выразительности тоже приобретает творческие черты, становится творческим.
Важным является распределение функций в совместной творческой деятельности как в творческом партнёрстве, которое выступает характеристикой и общения, и деятельностной реализации совместных целей в направлении получения оптимальных результатов совместного творчества. Музыкальная и педагогическая деятельность в профессии педагога-музыканта выступают в единстве, поэтому творческое партнёрство - необходимый компонент решения профессиональных задач. В условиях овладения педагогом-му-зыкантом содержанием профессионально-педагогической деятельности стремление к достижению её творческой направленности и результативности является непременным условием получения успешных результатов как в решении поставленных целей, так и в личностном саморазвитии, и в самореализации в профессии. В этой связи постижение творческой природы процесса освоения музыкального искусства и педагогической деятельности выступает неотъемлемой стороной реализации творческого партнёрства в различных ситуациях решения музыкально-исполнительских и педагогических задач.
Библиографический список
1. Выборнов В.Ю. Становление социального партнёрства в начальном профессиональном образовании региона: Дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2003. - 178 с.
2. ЛеонтьевА.А. Психология общения. - Изд. 3-е. - М.: Смысл, 1999. - 368 с.
3. Олейникова О.Н., МуравьёваА.А. Социальное партнёрство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Офи-
циальные документы в образовании. Информационный бюллетень. - 2006. - №17. - Июнь. -96 с.
4. Социальное партнёрство. Реферат по социальному менеджменту. Казанский государствен-
ный технологический университет, кафедра Государственного управления, истории и социологии. - Казань, 2000. - 9 с.
5. Социальное партнёрство. - М.: Экономика, 1999. - 236 с.
УДК 304.3
Жиляева Марианна Сергеевна
Читинский государственный университет [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ
В статье актуализированы вопросы подготовки специалистов социальной сферы к социально-психологическому консультированию в многонациональном регионе, представлены результаты пилотажного исследования по проблеме развития этнокультурной компетентности. Основное внимание автор уделяет необходимости развития этнокультурной компетентности будущего специалиста социальной сферы.
Ключевые слова: специалист социальной сферы, социально-психологическое консультирование, этнокультурная компетентность, культурная эмпатия, социальная среда, этносреда, клиент.
Социально-экономические реформы конца двадцатого века, политика государства, направленная на повышение уровня жизни населения Российской Федерации, в том числе путем реализации национальных проектов в области образования и здравоохранения, в начале двадцать первого века привели к формированию спроса на специалистов социальной сферы: в образовании, здравоохранении, политике, социальной защите и поддержке населения. Возросло число социально-психологических консультаций, социально-психологических служб в системе социального обеспечения населения, фирм, занимающихся отбором и аттестацией кадров. В школах Российской Федерации введены штатные должности психологов и социальных педагогов, а на многих предприятиях и в организациях работают другие специалисты социальной сферы, для которых подготовка, в частности, в области психологии остается сущностью квалификационного уровня. Рынок платных образовательных, психологических и медицинских услуг также потребовал привлечения специалистов социальной сферы. Сегодня большинство студентов специальности «Социальная работа» в институте социально-политических систем Читинского государственного университета связывает свою карьеру с практической работой, а специализация приобретает конкретно-прикладную направленность: социальная работа с разными группами населения, консультативная работа (по дан-
ным опроса студентов ИСПС ЧитГУ, проводившегося в октябре 2004 - мае 2006 гг. - первый этап, октябре 2007 - апреле 2009 гг. - второй этап исследования, Независимой научно-аналитической социальной службой (ННАСС).
Основная тенденция современного развития как социальной политики, так и практической социальной психологии состоит в развитии сферы её компетенции, в появлении всё новых специальностей, в расширении сферы деятельности профессионалов, в том числе социальных работников, социальных педагогов, в расширении круга клиентов служб социально-психологической помощи.
Квалифицированный специалист социальной сферы, социальный работник должны знать, как построить плодотворную, творческую беседу, как использовать знание техник и приемов социально-психологической помощи, применять методы позитивного роста и развития. Общая компетентность специалиста социальной сферы, социального работника проявляется, в частности, в осознании своего собственного мировоззрения, личностных особенностей, а также индивидуальной и культурной эмпатии. Культурная эмпатия понимается как способность вырабатывать различные варианты общения с разными культурными группами, готовность к работе с людьми, кардинально отличающимися от психолога по национальности, религии, культурному уровню (Б.Д. Карвасарский, Р Кочюнас, Н. Пезешкиан, А.В. Сухарев).