РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ, ОТРАСЛЕВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ
С.Г. Тяглов, Е.В. Сетракова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Аннотация
Представлен институт социального партнёрства. Описаны этапы эффективной оценки функционирования системы социального партнёрства. Представлена схема информационного обмена образовательного учреждения в рамках системы социального партнёрства. Представлена эффективная оценка функционирования системы социального партнёрства.
Ключевые слова
Институт социального партнёрства, социальное партнёрство в образовании, оценка функционирования системы социального партнёрства
Annotation
The model of social partnership. Stages of effective evaluation of the system of social partnership. The scheme of networking information exchange educational institutions within the system of social partnership. An effective evaluation of the functioning of the system of social partnership.
Keywords
Institute of social partnership, social partnership in education, evaluation of the system of social partnership.
Приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации являются фундаментальной составляющей прогрессивного развития любого региона и страны в целом. Каждый регион заинтересован в социально-экономическом развитии всех своих отраслей. На качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и
безопасности людей, должна выйти система социального партнёрства.
В традиционном смысле социальное партнёрство используется в сфере социально - трудовых отношений. В этой сфере рассматриваются вопросы взаимоотношений между работодателем, работниками и государством. Однако система социального партнёрства уже вышла за эти рамки и стала применяться в различных сферах, социальных группах общества, в том числе и в образовании. В образовании социальное партнёрство рассматривается как система взаимодействия образовательных учреждений с различными субъектами, институтами, органами управления. Целью этого взаимодействия является со-
гласование и реализация интересов всех субъектов системы.
Системой социального партнерства считается совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, которые формируются работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти. Эта система создаётся для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров.
Решению проблемы повышения уровня благосостояния населения регионов и страны в целом и улучшению качества жизни отводится особое значение при разработке стратегий экономического развития регионов. Эффективность регионального управления во многом будет определяться тем, насколько соответствуют обозначенные стратегические цели социально-экономического развития интересам и потребностям всех слоев населения региона, какими механизмами, способами и насколько своевременно они будут достигнуты исходя из программных установок. Это определяет необходимость координации действий и интересов региональных властей с другими субъектами регионального хозяйства, согласования действий органов власти и предприятий приоритетных сфер хозяйственной деятельности региона в процессе самостоятельной разработки последними их стратегических производственных программ. В такой ситуации главным условием разработки и реализации эффективной экономической стратегии региона является её социальная ориен-
тация, основанная на свободном сосуществовании различных форм собственности в региональном хозяйстве, а также сильной социальной функции региональных властей, направленной на развитие систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и культуры.
Удовлетворению потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и формировании системы непрерывного профессионального образования большое внимание уделяют как федеральные, так и региональные власти. Формирование системы непрерывного профессионального образования, создание регионального сегмента системы сертификации квалификаций, разработка и реализация модульных программ позволят максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. 1В этих целях необходимо:
1)внедрять модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования; (на рисунке 1 представлена схема развития социального партнёрства в образовательном учреждении);
2)создавать и развивать региональные отраслевые ресурсные центры подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;
3)организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере профессионального образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений; (на рисунке 2 представлено сетевое
1 Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 годаhttp://www.donland.ru/Defaultaspx?pageid=112331
взаимодействие образовательного уч- реподготовки, повышения квалифика-
реждения информационного обмена); ции рабочих кадров и специалистов,
2)обеспечить развитие социально- востребованных на региональном рынке
го партнерства в сфере подготовки, пе- труда;
Рис 1. Система социального партнёрства на примере образовательного учреждения2.
2 Тяглов С.Г., Пономарёва М. А., Сетракова Е.В. Магистр в интеграционном международном пространстве как субъект повышения компетенций в сфере экономических знаний //Фундаментальные исследования. - 2013. -№1. С.830-834.
1) внедрять модели непрерывного профессионального образования, обеспечивающие каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
Правительство РФ,
Министерство образования и науки РФ,
Министерство общего и профессионального образования области,
Администрация области, города, района
Соглашение о
социальном
партнёрстве
2) развивать государственно-общественное управление образовательными учреждениями в целях повышения открытости и инвестиционной привлекательности профессионального образования.
Координационный совет по развитию социального партнёрства
ОУ ВПО
Союз работодателей
Изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в конкурентоспособных специалистах
Профсоюз работников ОУ ВПО
Студенческий профсоюз
Центр занятости
■Л- -►
и к о т о
а
л
н н о и Я а
м р
о
•е
н Ин
Рис. 2. Сетевое взаимодействие информационного обмена образовательного учреждения
Образование является фундаментом социально-экономического развития общества, одним из элементов его стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут. Образовательная отрасль реагирует на это увеличением сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования: формы управления, методические и исследовательские службы; формируется кадровый потенциал, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся.
Образование предполагает формирование в общественном сознании понимания, что от состояния образования зависит качество жизни. Следовательно, качество образования, его доступность, объединения различных социальных групп и вовлечение их в процесс развития образования в качестве партнеров должны быть полезны не только самому образовательному учреждению, но и обществу в целом.
В плане мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», представлены и основные изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесённые с этапами перехода к эффективному контракту.3 Ожидаемые результаты согласно «Дорожной карте»: «Будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифициро-
3 Справка к распоряжению №2620-р от 30 декабря 2012 года Шр://правительство.рфМос8/22263/
ванных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.»
Анализ взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, независимо от их типа и вида. Социальное партнёрство привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Система социального партнерства позволяет эффективно действовать, когда все участники социального партнёрства видят перспективу, общую для всех партнеров, и понимают свою ответственность.
В современном обществе значительно возрастает роль интеграционных процессов, системного взаимодействия организаций, социальных групп, индивидов, осуществляющих разные виды деятельности ради достижения общей цели, что требует объединения их усилий. Все нововведения в системе образования начнут действовать только тогда, когда научатся взаимодействовать друг с другом эти субъекты. Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, способствующих развитию социального партнерства вуза:
- как социального ресурса образовательного заведения;
- как фактора стабилизации регионального рынка труда;
- как способа интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических
~ 4
изменений.
Функционирование системы оценки воздействия социального партнёрст-
4 Тяглов С.Г., Пономарёва М.А., Сетракова Е.В. Магистр в интеграционном международном пространстве как субъект повышения компетенций в сфере экономических знаний //Фундаментальные исследования. - 2013. -№1. С.830-834.
ва на развитие предприятия возможно, если предприятие практикует мониторинг социально-экономического и ин-ституциального развития. Методической основой может стать система пока-
зателей устойчивого развития предприятия.
Построение эффективной оценки функционирования системы социального партнёрства представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Оценка эффективности функционирования системы социального партнёрства
Оценка воздействия программ социального партнёрства на развитие учреждения должна быть ориентирована на выработку необходимых практических выводов и использование в практике управления развитием предприятия. Построение причинно - следственных связей между целями, задачами
и результативностью программы социального партнёрства позволит оценить эффект, влияние, оказываемое выполнением программы на направление развития предприятия.
Круг проблем, которые предстоит решить, для того чтобы процесс формирования системы социального партнёр-
ства на отраслевом уровне завершился и система начала функционировать с максимальной эффективностью, нельзя назвать специфическим. Эти проблемы характерны для всех уровней социального партнёрства - наиболее остро стоит именно вопрос о формировании со стороны работодателей переговорного процесса с представителями учебных учреждений (то есть проблемы полноты представительства одной из сторон социального диалога). Формирование полноценной стороны работодателей (то есть включение в созданные отраслевые объединения работодателей во всех отраслях) и приведение этого института системы социального партнёрства в соответствии с новым законодательством становятся задачей «номер один» для достижения общей стратегической цели развития системы образовательного учреждения на принципах социального партнёрства. Цель может быть сформирована следующим образом: создание устойчивой автономной системы, позволяющей сторонам социального диалога (в том числе на отраслевом уровне) достигать на основе равноправного сотрудничества оптимального баланса и реализации их основных интересов, в полном объёме решать вопросы, связанные с формированием социально-экономической политики.
Библиографический список
1.Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года - режим доступа:
http://www.donland.ru/Default.aspx7pagei d=112331
2. Справка к распоряжению №2620-р от 30 декабря 2012 года - режим доступа http://правительство.рф/docs/22263/
3.Тяглов С.Г., Пономарёва М.А., Сетра-кова Е.В. Магистр в интеграционном международном пространстве как субъект повышения компетенций в сфере экономических знаний //Фундаментальные исследования. -2013. -№1. С.830-834.
4.Сетракова Е.В. Практика применения отраслевых соглашений в системе социального партнёрства//Проблемы современной экономики: сб.м.1х Международной конф. - Новосибирск, 2012.-52
Bibliographic list
1.The concept of development of the Rostov region for the period 2020 - Mode of access:
http://www.don1and.ru/Defau1t.aspx7pagei d=112331
2. A reference to the order number 2620-r dated December 30, 2012 - access mode http://pravite1stvo.rf/docs/22263/
3. Tyaglov S.G., Ponоmareva M.A., Se-trakova E.V. Master of Arts in international integration space as a subject of increasing competence in the field of economic knowledge / / Basic research. - 2013. - № 1. S.830-834.
4.Setrakova E.V. The practice of sectoral agreements in the social partnership / / Problems of the modern economy: sb.m.lx international conference. - Novosibirsk, 2012.-52