3. высокое латеральное разрешение при исследовании препаратов, что позволяет более детально рассмотреть изменения в клетках.
Вывод
Для исследования различных процессов, протекающих в клетке, и морфологических изменений, сопровождающих эти процессы, удобнее использовать исследования нефиксированных препаратов в жидкой фазе, а для визуализации детальных подробностей этих изменений (в частности, наличия ядра и цитоплазматических гранул) можно использовать методы фиксации, среди которых предпочтение нужно отдавать фиксации метанолом.
Список использованных источников
1. Миронов В.Л. Основы сканирующей зондовой микроскопии.-М.: Техносфера, 2005,- 143 с.
2. Подосинников И.В., Нилова Л.Г., Бабаченко И.В. Метод определения хемотаксической активности лейкоцитов. // Лабораторное дело. 1981.- №8. -С. 468.
3. Beckmann M., Koib H.-A., Lang F. Atomic force microscopy of peritoneal macrophages after particle phagocytosis. // Membrane Biology. 1994.-V.140. -P.197.
Сочетание индивидуального подхода и коллективных видов деятельности в формировании творческого самовыражения участников вокального ансамбля
Слота Н.В.
Работа преподавателя вокально-хоровых дисциплин, руководителя музыкального коллектива будет тем успешнее, чем точнее он обнаружит индивидуальные особенности каждого ученика с тем, чтобы лучше формировать его профессиональные данные. Каждому педагогу нужно знать, что нет одинаковых учеников, что все они имеют определенные индивидуальные особенности и с уважением относиться к этому. В течение урока нужно обратиться к каждому, заметить выражение лица, резвость или инертность, отметить безразличие или изменение настроения, мимические проявления, и ненавязчиво отреагировать на это.
Индивидуализация учебы необходима не только для обеспечения работы каждого ученика в доступном ему темпе, но прежде всего для поощрения перехода от одного уровня развития ко второму, для стимулирования способностей одним и создание перспективы высокого уровня знаний другим. Уже при подготовке к уроку возникает необходимость учесть неодинаковые возможности детей, их разную подготовку и дифференцировать задание для самостоятельной работы на уроке и дома, как по степени самостоятельности необходимых познавательных действий, так и по сложности заданий.
Таким образом, планируя работу по формированию личности ученика, необходимо знать потребности, интересы, способности, черты характера и индивидуальные особенности его нервной системы. Педагогу важно быть ознакомленным с теорией и практикой индивидуальной деятельности, знать типологические особенности нервной системы детей и свою собственной, чтобы на основе этих знаний эффективно строить учебно-воспитательный процесс.
Потребность воспитывать индивидуальные особенности в процессе воспитания возникла давно, еще во времена Конфуция и Сократа. Но осуществлялась эта потребность по-разному в разные времена. Древнегреческий философ Сократ любил вести беседы, гуляя со своими учениками в саду. Беседовать на равных, но не вместе со всеми, а с каждым отдельно. И, наверно, не случайно его ученики Платон и Ксенофонт стали великими мыслителями.
Советский педагог В. Сухомлинский определяет творчество детей как глубоко своеобразную сферу их духовности жизни, самовыражения и самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.
Психологи М. Акимова и В. Козлова определяют индивидуальный подход как один из основных принципов воспитания. Они понимают его как ориентацию на индивидуально психологические особенности учеников, применения в работу с ними специальных средств и приемов, которые соответствуют их индивидуальным особенностям.
Ученику необходимо осознать, какое поведение, какие средства работы для него желаемы, какими механизмами они обеспечиваются.
Ученикам с сильным типом нервной системы необходимо использовать свою психологическую выносливость, работоспособность, стойкость; а со слабым типом — восприимчивость, организованность, умение планировать и контролировать. Ученику с подвижным типом нервной системы необходимо учитывать на собственные скоростные возможности, а с инертным — на длительное сохранение активности.
Конечно, возможные ситуации, в которых любые индивидуальные особенности могут не совпадать с какими-то требованиями учебной деятельности. Тогда нужно создать компенсаторные механизмы.
Психологи М. Акимова и В. Козлова определяют компенсаторные механизмы как компенсацию недостатков психологических выявлений основных свойств нервной системы. Компенсирование недостающих качеств и нивелирование тех, которые усложняют деятельность, необходимо использовать свои достоинства, приспосабливаясь к разнообразным учебным ситуациям.
Таким образом, одно из обязательных условий успеха содержится в том, что каждый ученик должен осознавать и использовать свои достоинства, исходя из его психофизиологического потенциала, а также понять и компенсировать свои недостатки, то есть сформировать индивидуальный стиль учебной деятельности.
Создание творческой атмосферы в коллективе определяется активностью внешкольных учреждений. Построенные на основе принципа самодеятельности, они имеют важное значение в развитии разносторонней деятельности учащихся, необходимой для полноценного развития каждого.
Суть и значимость коллективной творческой деятельности заключается в том, что осуществляясь совместными усилиями, она полезна всем и приносит удовольствие каждому. Она предполагает активность, как воспитанников, так и воспитателей. Здесь каждый чувствует себя личностью, как в процессе работы, так и в анализе результатов.
Исполнительская деятельность вокального ансамбля — это музыкально-сценическое коллективное творчество детей, которое способствует их музыкальному развитию. В отличие от инструментального исполнительства вокально-ансамблевое пение совмещает в себе разные виды художественно исполнительской деятельности — это сочетание музыки, пения, актерства и элементов хореографии. Вокальный ансамбль — синтез искусств, где исполнители кроме владения вокально-техническими навыками, должны владеть актерским искусством (свободное выразительное владение мимикой и жестами), ораторским, уметь использовать элементы хореографии.
Мы считаем, что на занятиях вокального ансамбля необходимо использовать разные виды деятельности. Например, не только разучивать песни, но и театрализовать их, используя элементы хореографии. Особенности игровых элементов, потенциальные возможности вокальных, ритмических, танцевальных импровизаций целесообразно учитывать в процессе творческой реализации художественных способностей школьников на сцене.
Безусловно, главным заданием вокального коллектива является художественно-эстетическое воспитание каждого его участника, формирования исполнительских навыков каждого певца. И только в том случае, когда каждый участник ансамбля является «актером», который хорошо играет свою роль, возможно полное раскрытие художественного образа. Следовательно, вокально-ансамблевое пение — путь активизации детей, который помогает раскрыть творческие стороны каждого певца. Пение в вокальном ансамбле также развивает в детях ощущение коллектива, трудолюбие, способствует развитию творческих взаимоотношений. Появляется понятие «сотворчество». Ансамблевое пение влияет положительно на духовный мир ребенка. Столкновение с трудностями в процессе учебы развивает в ребенке трудолюбие, умение достигать цели. Кроме моральных аспектов, обучение ансамблевому пению затрагивает, конечно, технические моменты. У детей развиваются вокально-хоровые навыки, музыкальная память, артистизм.
Вокальный ансамбль, как музыкальная организация, представляет собой вокальный коллектив, который объединен одной творческой целью и заданиями. При этом, работая с вокальным ансамблем, педагогу необходимо сформировать систему отношений, в которой, осуществляя творческую деятельность совместными усилиями, каждый чувствует себя личностью и имеет право на творческое самовыражение.
Мы хотим обратить внимание на трудности, которые возникают в процессе работы с вокальным коллективом такие, как: вялость артикуляционного аппарата, малоподвижные мимические мышцы лица, которые участвуют в отражении эмоционально-образной сферы исполняемых произведений. Причем, каждый ребенок индивидуален и, соответсвенно у одних детей некоторые умения развиты в большей степени, некоторые в меньшей. В отличии от сольного выступления, о котором можно сказать, что оно было более выразительным или менее, в выступлении вокального ансамбля, где участвуют несколько детей с разной степенью выражения эмоций, разное выражение лица сразу бросается в глаза, отвлекает от полного восприятия произведения.
Необходимо принять во внимание, что выражение лица влияет на тембр звука, интонацию. Пение в высокой позиции «на улыбке», с подтянутыми мышцами лица формирует светлый, близкий звук, способствует точной интонации. Пение в низкой позиции с малоподвижными мышцами (опущенными вниз) формирует глубокий звук, часто бывает причиной заниженной интонации.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо формировать навыки исполнительской деятельности у участников вокального ансамбля: работать над раскрытием эмоциональной сферы участников ансамбля, формировать умения выражать различные эмоции, развивать подвижность мышц лица, т.е. свободно управлять мимикой, владеть четкой артикуляцией, формировать навыки пения в высокой позиции, умение различать и правильно применять позиции в пении. Таким образом, мы предлагаем комплекс упражнений.
1. Артикуляционная разминка.
Задача: активизировать артикуляционный аппарат.
• языком чистим зубы (рот закрыт, круговыми движениями);
• языком растягиваем щеку;
• натягиваем верхнюю губу на верхние зубы;
• натягиваем нижнюю губу на нижние зубы;
• губы в трубочку, движения вверх-вниз, влево, вправо, по кругу несколько раз;
• язык кусаем зубами слева, справа несколько раз;
• челюсть падает вниз, совершаем движения челюстью влево вправо, вперед-назад.
2. Разминка для мимики.
Задача: активизировать мышцы лица, определить, какое выражение лица подходит для выражения определенного настроения.
• наморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться;
• сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь), расслабиться;
• полностью расслабить брови, закатить глаза (безразличие);
• расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас), расслабиться;
• расширить глаза, рот открыт, сделать дыхание, немного
Педагогические науки
улыбнуться (удивление, восторг);
• расслабить веки, лоб, щеки (лень);
• брови слегка свести к переносице, углы бровей слегка опустить, уголки губ опустить (печаль);
• расширить ноздри, сморщить нос (отвращение), расслабиться;
• сжать губы, зажмурить глаза (презрение), расслабиться;
• улыбнуться, подмигнуть (улыбка - залог успеха).
3. Упражнение «Воплотить настроение».
Задача: научить свободно владеть мимикой, уметь применять определенное выражение лица для воплощения определенного настроения.
Ход упражнения: Дети по очереди дают друг другу задача передать настроение: веселое, грустное, торжественное, злое, удивленное, оскорбительное, тревожное, сердитое и так далее. Затем учащиеся оценивают, удалось передать настроение в достаточной мере или нет, какой мимики не хватило, над какими мышцами лица необходимо работать.
4. Упражнение «Угадай настроение».
Задача: развивать мимику лица; формировать умение управлять своими эмоциями, умение читать эмоции других участников ансамбля.
Ход упражнения: Один из учеников изображает определенное эмоциональное состояние (на его выбор), другие ученики должны отгадать настроение, которое выражает ученик. Далее, другие ученики поочередно изображают эмоциональные состояния.
6. Упражнение на развитие эмоций в процессе пения “Создай фразу”.
Задача: формировать творческую самостоятельность учащихся в проявлении эмоций в процессе пения.
Ход упражнения: Ученикам была предоставлена фраза “Я пойду на концерт” и домашнее задание: придумать мелодию на эту фразу в определенном настроении (с интересом, с радостью, удивлением, со страхом, торжественно, печально). Затем, на уроке все по очереди должны продемонстрировать ее и обратить внимание, как мелодия влияет на настроение. Например: мелодию с грустным настроением ученица создала в минорном строе с нисходящим движением мелодии, в мелодии с удивленным настроением применен скачок вверх на интервал чистая квинта, мелодия с радостным настроением создана в мажорном строе с движением мелодии вверх.
7. Упражнение на развитие умения отличать пение в высоком и низком позиции.
Задача: научить отличать пение в высокой и низкой позиции и применять позиции в пении.
Ход упражнения: Учащимся предоставлены аудиозаписи пения в высокой и низкой позициях. Необходимо определить, в какой позиции поют исполнители, проанализировать какое у них выражение лица и как это влияет на тембр звука, на интонацию. Затем учащимся предложено спеть фразу песни из репертуара ансамбля сначала в низкой, затем в высокой позиции и почувствовать разницу.
8. Упражнение «Пантомима».
Задача: развивать воображение, выразительность движений, умение распознавать и самим воспроизводить различные эмоциональные состояния.
Ход упражнения: Ученики исполняют песню из репертуара ансамбля. Один из учеников выходит на середину и мимикой и жестами воспроизводит содержание произведения, воплощает различные эмоции и настроения, которые хотел передать композитор. Потом кто-то другой из участников ансамбля показывает пантомиму. Далее учащиеся анализируют, какие настроения удалось хорошо воплотить, не очень, на что необходимо обратить внимание.
Использование методических рекомендаций оптимизирует процесс подготовки учащихся к музыкально-сценической деятельности и обеспечивает положительное влияние на формирование творческого самовыражения участников вокального ансамбля.
Результаты работы позволили зафиксировать положительную динамику формирования творческого самовыражения участников вокального ансамбля, что проявлялось в росте положительной мотивации, обогащении теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся в музыкально-сценической деятельности.
Список использованных источников
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1967.
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. -Санкт-Петербург. - 1997.
4. Йоркін В.В. Проблема міжособистісної взаємодії учасників сумісної діяльності в процесі спілкування // Теоретичні та практичні питання культурології: Зб. Наук. статей. Вип. 3. -Запоріжжя: ЗДУ, 2000.
5. Коломоєць О.М. Хорознавство: Навч. посібник. - Київ: Либідь, 2001.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К., Сов. шк., 1974.
7. Шипунов С. Харизматичный оратор. Руководство к курсу «Словесная импровизация». - М., 2010.