ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД АРТИКУЛЯЦИОННЫМ АППАРАТОМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
М. В. Пикунова,
Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения (Республика Беларусь)
Аннотация. В статье обозначены недостатки в работе артикуляционного аппарата у детей с нарушениями зрения. По причине отсутствия специальных методик обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся в классе вокального ансамбля автор предлагает использовать педагогический опыт из области вокальной педагогики и логопедии. В своей практике основными этапами работы над артикуляционным аппаратом автор определяет: снятие психологических зажимов, артикуляционную гимнастику и вокальные упражнения с элементами метода био-энергопластики. Акцентируется внимание на необходимости обучения детей с нарушениями зрения индивидуально или в небольших группах, организованных с учётом дефекта зрения и возраста. Автор пишет о коррекции средствами музыки недостаточности психических процессов и эмоциональной сферы.
148
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, вокальный ансамбль, артикуляционная гимнастика, метод биоэнергопластики, коррекция.
Abstract. The article points out the shortcomings of the articulation apparatus of the children with visual impairments. Just because of the absence of special methods of teaching music to the blind and visually impaired students, the author proposes to use in class of vocal ensembe the best teaching experience in the field of vocal pedagogy and speech therapy. In the author's practice the main stages of work on the articulatory apparatus are: the removal of psychological clamps, articulation and vocal exercises with the elements of the method of bioenergoplastics. The artice emphasizes the need to teach children with visual impairments individually or in small groups, organized according to the deviation and age. The author writes about the correction of inadequacies of mental processes and emotional sphere by means of music.
Keywords: children with visual impairments, vocal ensemble, articulation exercises, the method of bioenergoplastics, correction.
С помощью зрительного анализатора человек получает более 80% информации об окружающем мире. Достаточно представить себя с закрытыми глазами и делающими несколько шагов вперёд, чтобы почувствовать неуверенность, страх... А как живут люди без зрения?
Сам факт рождения ребёнка с серьёзным дефектом зрения становится неожиданностью и тяжким испытанием для всей семьи: ведь малыш не такой, каким его ждали, и теперь нужно выстраивать свою жизнь по-новому.
Тем не менее рождение ребёнка с глубокими нарушениями зрения - не приговор и не повод ставить крест на его судьбе. Как правило, это означает нестандартный, индивидуальный путь его развития и обучения. А вот каким будет этот путь, зависит от врачей, близких и педагогов.
Обучение музыке детей с нарушениями зрения, в том числе и на занятиях вокалом, как и обучение школьным предметам, носит дифференцированный характер, строится на основе их потенциальных возможностей с учётом диагноза, личностных качеств, возраста и способностей.
Свою работу в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» в классе вокального ансамбля я выстраиваю в зависимости от степени зрительных нарушений у детей и способов восприятия ими учебного материала. Так, на начальном этапе обучения музыке, как правило, выделяются три группы учащихся:
а) тотально слепые дети - ничего не видят, пользуются тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля;
б) дети с незначительным остаточным зрением - пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля; если же позволяет зрение, овладевают зрительным способом чтения и письма;
в) слабовидящие дети - при наличии определённых условий читают и пишут с помощью зрения [1, с. 153-155].
Работа с незрячими детьми и детьми с незначительным остаточным зрением представляет для педагога особую сложность. Один из главных недостатков многих из этих детей во время пения - малоподвижный артикуляционный аппарат, в результате чего исполнение получается невнятным и невыразительным. Кроме того, некоторые звуки образуются искажённо, другими, чем у зрячих детей, зву-копроизводящими органами (например, образование звука губами, высовывание языка между зубами при произнесении звуков д, т, с, з, вибрация язычка или мягкого нёба при произнесении звука р) [2, с. 123].
На трудности усвоения слепыми детьми артикуляции звуков речи указывал ещё в начале XIX века И. Клейн, писавший, что «отдельные звуки вызываются благодаря различным положениям и направлениям речевых органов (то есть артикуляции), причём некоторые из этих звуков становятся ясными при помощи зрения; зрячий ребёнок очень часто перенимает в буквальном смысле ото рта (то есть от артикуляции) звуки и слова, произносимые другими, и, следовательно, усваивает в этом отношении путём чисто механического подражания то, чему слепого можно научить лишь теоретическим способом, путём объяснения и сопоставления», а также
149
150
посредством специальных упражнений [3, с. 161].
Необходимо отметить, что все исследования по устранению недостатков артикуляции у незрячих детей проводились логопедами. В педагогике музыкального образования данная проблема пока не рассматривалась, что свидетельствует о необходимости изучения в обозначенном аспекте лучшего педагогического опыта в области вокала, логопедии и адаптации его в собственной педагогической практике.
В вокальной работе процесс овладения певческой артикуляцией один из самых длительных и трудоёмких, поэтому занятия должны быть целенаправленными и систематическими, идти от простого к сложному. Форма работы с детьми с нарушениями зрения предполагает тесный контакт с обучающимися, заключающийся в прикосновениях, показе на руках, на лице как детей, так и на собственном.
Прикосновение - сильнейший по своей энергетике способ воздействия. Но не каждый ребёнок сразу откликнется на такую форму работы положительно. Необходимо учитывать, что у незрячего человека тактильные ощущения обострены. У некоторых детей прикосновения могут вызвать дискомфорт, скованность, неприязнь. Из этого следует ещё одно необходимое условие - создание благоприятной и дружеской атмосферы во время занятий. С одними учащимися достаточно побеседовать на отвлечённые темы перед занятием, другие требуют особого подхода. Известно, что снижение зрения отрицательно влияет не только на физическое, но и на психическое и эмоцио-
нальное развитие, а это выражается в пониженном настроении, склонности к замкнутости, погружении в себя.
В вокальной практике, как известно, используются упражнения на раскрепощение. Например, Н. Б. Гонта-ренко в своей книге пишет о снятии мышечных зажимов и барьерах, приёмах релаксации [4, с. 32-42]. Для снятия психологических зажимов рекомендуются упражнения на расслабление. В своей работе я применяю элементы логопедического самомассажа. Лёгкие, поглаживающие движения помогают детям расслабиться, а энергичные - необходимы для укрепления мышечного тонуса. Чаще всего неуверенность, страх, скованность возникают во время начального этапа обучения детей 6-8 лет. В связи с этим предлагаемые им упражнения должны отличаться яркой образностью. Например, детям нравятся упражнения: «Я хороший», «Рисуем брови», «Наденем очки», «Нарисуем усы», «Паровозики». Процедура логопедического самомассажа проводится, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка [5, с. 84-91].
Следующим этапом занятий в этом направлении является артикуляционная гимнастика, которая становится логическим продолжением самомассажа. У детей незрячих и с незначительным остаточным зрением вся работа основывается в основном на слухе, потом уже на осязании и далее на кинестетическом чувстве (ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела) [6, с. 198]. Описание заданных движений артикуляционной гимнастики нужно делать не спеша, детально. Если ребёнок не понимает
поставленной перед ним задачи, используется осязание. Для незрячих детей очень важно ощупывать движение на других, затем проделывать его самим, а в целях самоконтроля -ощупывать на себе. В качестве пособий можно использовать муляжи, объёмные модели положений губ при артикуляции.
В своей работе я использую также показ рукой - это элемент метода биоэнергопластики, широко применяемого при коррекции работы артикуляционного аппарата. Действенным средством в работе с детьми с нарушениями зрения является и артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, предложенная О. И. Лазаренко и А. В. Ястребовой. [7, с. 6-24]. При выполнении упражнений движения рук ребёнка имитируют движения губ, языка и нижней челюсти. При этом необходимо следить за синхронностью движений. Обязательно контролируется не только правильность движений, но и раскрепощённость рук. Такая гимнастика способствует формированию и артикуляционной, и пальчиковой моторики, направлена на улучшение координации движений, развивает мышление, внимание, память. Движения выполняются чётко, на счёт, а следовательно, развивается и чувство ритма. Данный метод очень эффективен и незаменим в работе с детьми с нарушениями зрения, однако овладение всем комплексом подобных движений - довольно долгий и сложный процесс, и он не является самоцелью в классе вокального ансамбля. Но созданные на его основе упражнения, в том числе и вокальные с использованием несколько видоизменённых движений, чрезвы-
чайно полезны в работе с такими детьми.
Эффективную тренировку голосового аппарата с решением и речевых, и певческих задач даёт фонопе-дический метод развития голоса В. В. Емельянова [8, с. 156-187]. Использование элементов фонопедического метода в сочетании с биоэнергопласти-кой даёт положительный результат. Артикуляционная гимнастика, применяемая в практике логопедами, часто несёт в себе элементы занимательности и очень нравится детям младшего школьного возраста. Таковы, к примеру, игровые упражнения: «Часики», «Футбол», «Язычок сердится», «Прятки», «Качели» и т. д. Для учащихся средней и старшей возрастной категории комплексы упражнений подбираются индивидуально. Это упражнения для развития мышц языка, подвижности губ, мышц щёк, освобождения нижней челюсти. Также это скороговорки на разные звуки, подбираемые в зависимости от дефектов звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является важным этапом на занятиях 151 с детьми с нарушениями зрения. Она помогает:
• устранить напряжение мышц артикуляционного аппарата;
• разогреть мышцы языка, губ, челюсти, щёк, подготовить детей к пению;
• корректировать правильное зву-копроизношение;
• развивать фонематический слух;
• в сочетании с методом биоэнер-гопластики развивать мелкую моторику рук;
• развивать мимику;
• развивать выразительную дикцию.
152
Следующий этап занятия - вокальные упражнения. Главная задача, которая решается на данном этапе, - это подготовка голосового аппарата к работе. Кроме того, во время распева-ния формируются певческие навыки. Поскольку все вокальные навыки взаимосвязаны, работа над ними проводится параллельно. Конечно, каждое вокальное упражнение ставит определённую задачу, формирует определённые навыки, но при его выполнении нельзя упускать из виду и остальные задачи. На этом этапе также возможно использование элементов метода биоэнергопластики.
Во время пения многократно активизируется работа артикуляционного аппарата. Согласные в речи и в пении образуются почти одинаково, но в пении произносятся намного чётче, максимально сокращаются. Гласные здесь играют доминирующую роль, работу над их правильным формированием целесообразно вести постоянно. Для контроля и коррекции правильного исполнения гласных звуков мною разработана система сигналов, заключающаяся в прорисовывании на лице учащегося движений лицевой мускулатуры при произнесении того или иного звука. Это своеобразные мимические подсказки во время пения, которые я делаю без помощи голоса. Ребёнок должен сам догадаться об ошибке, если она возникает, и исправить её.
Присутствие аккомпаниатора на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения, на мой взгляд, необходимо, поскольку за маленькими исполнителями по причине недоразвития их двигательно-кинестетического анализатора требуется постоянный зрительный контроль педагога и своевременная коррекция ошибок.
Учащиеся с нарушениями зрения не в состоянии полноценно и качественно овладевать материалом на занятиях со всем классом. Наблюдаются не только проблемы в работе артикуляционного аппарата, но и нарушения таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие. Поэтому целесообразно осуществлять обучение индивидуально или в малых группах, организованных, как это уже отмечалось ранее, с учётом не только имеющегося дефекта зрения, но и возраста.
При проведении занятий очень важно создать оптимальные условия для зрительного восприятия. Следует учитывать и тот факт, что дети с нарушениями зрения лучше воспринимают цветные изображения, чем чёрно-белые. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительную функцию. Наглядные пособия должны иметь лёгкую для восприятия цветовую гамму (жёлтую, зелёную, коричневую, оранжевую), а сочетания цветов быть контрастными:
• красный - зелёный;
• красный - жёлтый - синий;
• красный - жёлтый (оранжевый) - зелёно-синий (фиолетовый).
Оптимальный размер карточек для индивидуальной работы - 10 х 10 и 20x30 см.
Для успешной демонстрации наглядных пособий и обучения в целом необходимо также знать диагнозы зрительных заболеваний детей, чтобы иметь представление об остроте и поле зрения ребёнка, его способности к цветоразличению, о возможной длительности зрительной нагрузки, допустимых физических нагрузках. Все эти данные должны быть прописаны в индивидуальных планах учащихся.
Специфика работы учителя с детьми с нарушениями зрения заключается в её коррекционной направленности, что требует знаний не только в области вокальной педагогики, но и в офтальмологии, тифлопедагогике, логопедии. Такой комплекс учебных дисциплин не встретишь ни на одном факультете. Учителей по классу вокала для детей с нарушениями зрения специально не готовит ни одно учебное заведение. Это индивидуальный путь самообразования педагога.
В этом отношении хотелось бы обратить внимание на значимость изучения уже имеющегося в педагогической практике опыта работы с детьми со значительной потерей зрения, который, хотя и крайне мало, но всё же освещается в специальной литературе. Так, например, наряду с проблемами в работе артикуляционного аппарата, описанными в данной статье, у этих детей ещё имеется и такой серьёзный недостаток, как «мёртвая», иногда неадекватная мимика. Смазанность, упрощённость мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева, проявляются при нарушениях зрения весьма в ослабленном виде [9, с. 2930]. Преодоление таких недостатков требует кропотливой системной работы и взаимодействия целой команды педагогов разных специальностей и родителей. Примером тому служит опыт работы педагогического коллектива специального образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» № 1697 г. Москвы.
В творческую лабораторию были вовлечены тифлопедагоги, логопеды, музыкальный работник, учитель ритмики, инструктор по физическому воспитанию, учителя по обучению детей изобразительной деятельности, воспитатели и психолог. Результатом их совместной деятельности стала разработка системы формирования неречевых средств общения [Там же, с. 30-37]. Изучение данной системы и её адаптация применительно к работе педагога с вокальным ансамблем является перспективным направлением в дальнейшей разработке рассматриваемой в этой статье проблемы. Проблемы, решение которой позволит задействовать в образовании детей со значительной потерей зрения ещё не используемые в должной мере ресурсы, которыми обладает музыкальное искусство. Как свидетельствует мой опыт работы, музыка играет уникальную роль в становлении личности учащихся с нарушениями зрения. Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков, она является средством коррекции отклонений эмоциональной сферы, коррекции недостатков таких психических процессов, как мышление, воображение, внимание, память, воображение. Чем раньше будут использованы специальные музыкальные занятия с целью коррекции, тем быстрее и легче будут преодолеваться эмоциональные и психические расстройства детей. Таким образом, занятия музыкой позволяют не только раскрыть потенциальные возможности учащихся с нарушениями зрения в музыкальной деятельности, но и эффективнее вести их реабилитацию.
153
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга пе-дагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева ; ред. Т. О. Епифанцев. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 486 с.
2. Литвак, А. Г. Тифлопсихология [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Литвак. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
3. Бюрклен, К. Психология слепых [Текст] / К. Бюрклен ; ред. В. А. Гандер. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. - 264 с.
4. Гонтаренко, Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика [Текст] / Н. Б. Гонта-ренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. -189 с.
5. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж [Текст] / Е. А. Дьякова. - 2-е изд., испр. -М. : Академия, 2003. - 103 с.
6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. -Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
7. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-паль-чиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / О. И. Лазаренко. - М. : Айрис-Пресс, 2011. - 32 с. - (Популярная логопедия).
8. Емельянов, В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. Емельянов. -СПб. : Лань, 2003. - 194 с.
154 9. Машкова, Т. Н., Денискина, В. З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т. Н. Машкова,
B. З. Денискина // Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодёжи с нарушениями зрения: сб. статей / ред. В. З. Дени-скина. - М. : ИПТК «Логосвос», 2001. -
C. 29-37.
REFERENCES
1. Epifantseva T. B. Nastol'naya knigapedago-ga-defektologa. Red. T. O. Epifantsev. 2-e izd. Rostov na Donu: Feniks, 2007. 486 p. (in Russian)
2. Litvak A. G. Tiflopsihologiya: ucheb. poso-bie. St. Petersburg: Izd-vo RGPU, 1998. 271 p. (in Russian)
3. Byurklen K. Psihologiya slepyh. Red. V. A. Gander. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1934. 264 p. (in Russian)
4. Gontarenko N. B. Uroki sol'nogo peniya: vokal'naya praktika. Izd. 2-e. Rostov na Donu: Feniks, 2015. 189 p. (in Russian)
5. D'yakova E. A. Logopedicheskij massazh. 2-e izd., ispr. Moscow: Akademiya, 2003. 103 p. (in Russian)
6. Golovin S. Yu. Slovar' prakticheskogo psi-hologa. Minsk: Harvest, 1998. 800 p. (in Russian)
7. Lazarenko O. I. Artikulyatsionno-pal'chiko-vaya gimnastika. Kompleks uprazhnenij. Moscow: Ajris-Press, 2011. 32 p. Seria "Populyarnaya logopediya". (in Russian)
8. Emel'yanov V. Razvitie golosa. Koordinatsi-ya i trening. St. Petersburg: Lan', 2003. 194 p. (in Russian)
9. Mashkova T. N., Deniskina V. Z. Sistema raboty po formirovaniyu nerechevyh sredstv obshcheniya u doshkol'nikov s narusheniem zreniya. In: Nauchno-prakticheskie problemy esteticheskogo i eticheskogo vospitaniya detej i molodyozhi s narusheniyami zreniya: sb. statej. Red. V. Z. Deniskina. Moscow: IPTK "Logosvos", 2001, pp. 29-37. (in Russian)