Научная статья на тему 'Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников'

Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3002
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ЭСТЕТИКА / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭНЕРГИЯ МЫШЛЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семячкина Галина Алексеевна

В статье рассматривается актуальность и значимость необходимости выявления музыкальных способностей, влияние их на общее развитие, а также комплекс педагогических условий для развития музыкальности младших школьников на основе обучения пению, включающий рисование под музыку и музыкотерапию, методы и приемы развития певческих навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the topicality and importance of revealing musical abilities, their influence on the general development and also the complex of pedagogical conditions for musical development of junior schoolchildren on the basis of teaching of singing, including drawing to music and musical therapy, methods and ways of singing skills development.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников»

Г. А. Семячкина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева

В статье рассматривается актуальность и значимость необходимости выявления музыкальных способностей, влияние их на общее развитие, а также комплекс педагогических условий для развития музыкальности младших школьников на основе обучения пению, включающий рисование под музыку и музыкотерапию, методы и приемы развития певческих навыков.

Ключевые слова: певческая культура, музыкальные способности, формы работы, педагогические условия, художественный вкус, эстетика, развитие, формирование, энергия мышления, учебная деятельность, диагностика.

G. Semyachkina PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MUSICAL ABILITIES DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article considers the topicality and importance of revealing musical abilities, their influence on the general development and also the complex of pedagogical conditions for musical development ofjunior schoolchildren on the basis of teaching ofsinging, including drawing to music and musical therapy, methods and ways of singing skills development.

Key words: singing culture, musical abilities, form of work, pedagogical conditions, artistic taste, aesthetics, development, forming, energy of thinking, diagnostics.

Певческая культура — важнейшая составная Формирование певческих навыков может

часть общей музыкальной культуры школьни- стать эффективным методом профилактики

ков (Т. М. Орлова, Е. И. Алмазов, В. П. Моро- школьных неврозов, которые сегодня все боль-

зов) [1; 2; 3]. ше поражают учащихся в связи с перегрузка-

ми, растущими в процессе образования. Постоянно усложняющая перегрузка ведет к ухудшению их здоровья. Мы живем в условиях Крайнего Севера, где частые простудные заболевания приводят к хрипу, сиплости голоса, а низкое содержание кислорода вызывает головокружение. В зимние короткие дни дети, особенно младшие школьники, быстро утомляются. Школа должна всеми доступными средствами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности дополнительных занятий по вокалу как средства профилактики здоровья школьников и развития музыкальных способностей.

Актуальность и значимость выявления музыкальных способностей обусловлена и тем, что развитие музыкальных способностей оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются, как указывал В. А. Сухомлинский, «творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей» [4, с. 94].

Исторический опыт, а также новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы со школьниками свидетельствуют, что и развитие певческих навыков оказывает влияние не только на эстетическое развитие ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.

Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся музыкой, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Уроки вокала формируют интеллект ребенка, логику, формируют навыки учебной деятельности. Правильно поставленное пение укрепляет здоровье детей, организует деятельность голосового аппарата, развивает приятный тембр голоса, укрепляет голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат. Музыка и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, утомляемость, угловатость, замкнутость.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Самовыражение через вокальную интонацию — еще одна важнейшая сфера активной деятельности школьника.

Из всего сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса — показатель этого здоровья, а сами занятия певческой деятельностью способствуют росту культуры, духовно-нравственному и даже физическому совершенствованию детей. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем вокальном ансамбле, главной целью которого является развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Воспитание интереса к вокальной музыке.

2. Расширение знаний об искусстве, певческой культуре.

3. Привитие основ музыкального, художественного и эстетического вкуса, повышение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку.

4. Обучение практическим приемам исполнения вокальных произведений, навыков в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

5. Развитие певческого голоса, обогащение его тембрового звучания, звуковысотного и динамического слуха.

6. Приобретение опыта ансамблевого и сольного пения.

7. Формирование сценической культуры учащихся.

Реализация задач осуществляется посредством педагогических условий как совокупности необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит развитие музы-

кальных способностей школьников. Учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, мы включили в организацию процесса певческой деятельности:

• накопление музыкально-интонационного опыта вокальной культуры учащихся за счет разработки специальных упражнений для всех компонентов музыкальных способностей, по Б. М. Теплову [5] (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), а также качеств, необходимых для эмоционально-осознанного вокального интонирования (дыхания, звукообразования, дикции);

• использование музыкотерапии как средства снятия психических и мышечных зажимов организма (включая голосовой аппарат); повышения самооценки учащихся, развития эмоциональной сферы, произвольности и самоконтроля, средства профилактики и развития правильного дыхания;

• организацию музыкально-творческой деятельности, осуществляемой на интегрировании разнообразных форм общения с искусством (пластическое интонирование, рисование музыки), активную концертную деятельность;

• диагностические методики для определения уровней музыкальных способностей и сформированности певческих навыков младших школьников.

Занятия вокалом состоят из тематических блоков, которые раскрывают их содержание (теоретическую и практическую части).

Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, жанров вокальной музыки, манеры исполнения произведений, истории музыки, фольклора, творчества русских и зарубежных исполнителей, великих вокалистов прошлого и т. д.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального интонирования и музыкальных произведений, рисованию под музыку, а также включает занятия с элементами музыкотерапии.

Основу музыкального репертуара составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно

обновленный репертуар композиторов-песен-ников. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения, вокальными возможностями детей и играет самоценную роль в воспитательном значении. В репертуар входят песни, различные по тематике и настроению. Используются и народные песни как одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.

Изучая теорию музыки, мы знакомимся с голосовым аппаратом, различной манерой пения, в том числе народного песнопения русского и якутского народа, знакомимся с великими вокалистами прошлого и настоящего. На протяжении всего обучения говорим о бережном отношении к своему голосу, правильной певческой позиции.

Развитие детского голоса идет без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Применяем только тот звук, который не вызывает напряжения голосовых связок. Ни одного повторения певческого материала не проводится без точно сформулированной задачи. Большое внимание уделяется дикции, орфоэпии. Дикция и артикуляция тесно связаны с дыханием и звукообразованием. Для правильного звукообразования большая работа проводится над постановкой гласных звуков. Дети учатся придавать правильное положение губам, языку, речевому аппарату, диафрагме, чтобы звукообразование было правильным, природосообразным, а ученик испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом всей работы постановки певческого голоса. Чувство ритма развивается в движении под музыку, игровых музыкально-ритмических импровизациях, а также специальными упражнениями и играми. Критерием является не количество, а качество выученного материала.

На занятиях обращается внимание на выразительность исполнения. Стараемся доводить музыкальный образ так, чтобы дети сами чувствовали музыку и передавали ее характер мимикой и эмоциями. Эмоциональное исполнение песни — залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Кроме того,

без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. Особое внимание уделяется выстраиванию унисона, слитности звучания голосов.

Музыкотерапия помогает развивать певческое дыхание с использованием методов и приемов дыхательной терапии, певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с развитием творческого воображения, а также создает музыкально-эмоциональную среду развития чувств, а в некоторой степени и коррекцию настроения.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н. Петрушина [6] повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения для повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям. Применяем упражнения на релаксацию, совершенствование психических процессов, повышение самооценки учащихся, музыкально-психологический массаж, тренировку профилактики и развития правильного певческого дыхания. Формирование музыкально-релаксационной культуры — освоение элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения.

Среди ребят, соприкасающихся с музыкой, есть дети со «скрытыми» музыкальными способностями, хорошо чувствующие музыку, но по каким-то причинам, например неуверенность, застенчивость, не проявляющие их. Та-

кие дети могут «раскрыться», изображая музыку в рисунках. С этой целью проводятся и занимательные игровые ситуации для развития музыкальных способностей с использованием изобразительной деятельности. Это графические диктанты, перенос своих впечатлений от музыки в рисунок, что способствует приобретению навыков художественного восприятия, развитию воображения, пониманию выразительных средств цвета, формы, композиции. Рисунки помогают почувствовать особенности музыки, глубже проникнуть в ее содержание, почувствовать темп, характер, настроение, высоту.

Учитывая, что дети младшего школьного возраста еще любят игровые моменты, подбираем упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух.

Важным в исследовательской деятельности должно стать изучение индивидуальных особенностей детей, качественного своеобразия их музыкального развития и разработка на этой основе индивидуального подхода к детям.

У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает условия для выдвижения ярких талантов, для развития всей музыкальной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. М., 1963. С. 18—27.

2. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6—7 лет. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения // Музыка в школе. 2003. № 2. С. 30—34.

4. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Наука, 1985. 216 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: Избр. труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 330 с.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и преподав. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.