туризм уцелел на этом фундаменте, в организации системы турист-ско-краеведческой работы со школьниками необходимо применять и стратегические расчеты, и тактические ухищрения. И еще нужно очень много работать. Чем хуже становятся времена, тем больше нужно работать. А когда времена неплохие, необходимо больше работать для того, чтобы они оставались хорошими. Работники Станции юных туристов Санкт-Петербурга и вчера и сегодня представляли собой коллектив трудоголиков. Этот коллектив и должен оставаться таким, потому что по-другому ему просто не выжить. В каких-то городах и в каких-то районах станции закрываются, в каких-то - продолжают существовать. Разница между закрывшимися и уцелевшими станциями заключается в степени трудоголизма сотрудников и в ясности их понимания того, чем они действительно хотят заниматься, а чем - не хотят. Если все это присутствует, Станция выживет во все времена. Трудоголизм - обязательно, ясный ум - по возможности, любовь к путешествиям - всенепременно. Вот Вам, коллеги, и все резюме. Вот и главный технологический принцип. Кадры решают все, поэтому нужно заниматься не угадыванием мыслей высокого руководства, не строительством и развитием материальной базы учреждения, а, в первую очередь, кадрами. Технология на этом заканчивается. Далее начинается психология.
УДК 37.012; 371.8.061; 371.844
Л. В. Алиева
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются роль и содержание педагогической диагностики в выявлении и реализации образовательной специфики детского туристско-крае-ведческого объединения учреждения дополнительного образования в личностном росте обучающихся - подростков.
There is shown the role and content of pedagogical diagnostics in the identification and realization of educational specifics of children tourism and local lore institution of additional education in the personal growth of the trained teenagers.
Ключевые слова: воспитание, туристско-краеведческая образовательная деятельность, учреждение дополнительного образования детей, детское объединение дополнительного образования, личностный рост подростка, педагогическая диагностика.
Keywords: education, tourism and local lore educational activity, establishment of additional education for children, children's association of additional education, teenager personal growth, pedagogical diagnostics.
В модернизации системы образования детей актуальной является проблема эффективной реализации потенциала воспитания как приоритета функционирования всех ее субъектов, ценностного блока повышения качества образования.
В отечественном образовании и общественном воспитании накоплен значительный научно обоснованный и подкрепленный практикой позитивный воспитательный опыт детского туризма, представленный специфической туристско-краеведческой образовательной деятельностью [1].
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - особая педагогически организованная социальная среда индивидуального личностного роста ребенка и взрослого; фактор передачи опыта поколений, сохранения культурно-исторической их преемственности; это среда, позволяющая предупреждать антисоциальные, безнравственные поступки детей; снятия с детей психологических нагрузок от современных средств информации, напряженного основного учебного труда в общении с природой, культурой, людьми разных профессий и званий.
Туристско-краеведческая деятельность в сложных современных условиях кризиса идеалов, жизненных человеческих ценностей становится действенным, гуманистическим средством формирования общечеловеческих социально-ценностных ориентиров, потребностей, интересов, стремлений духовной направленности; средством развития индивидуальности, уникальности Личности [2].
Многофакторность, комплексность, целостное воздействие на личность - специфическая социально-педагогическая, психологическая характеристика туристско-краеведческой деятельности.
Комплексным средством выступает реальная действительность во всем ее многообразии, противоречиях, которую познает ребенок в туристско-краеведческой деятельности и которая позво-
ляет ребенку осознать себя частицей этой «реалии» и определить личное отношение к людям, событиям, фактам, культуре, природе.
Содержание ТКД многогранно и многообразно (туризм, краеведение, деятельность познавательная, физическая, экологическая, художественная, культурологическая, общественно полезная и т. д.), что дает возможность учитывать личностные возможности и способности конкретного ребенка в определении для него «ведущих» видов деятельности. Ценностную основу составляет идея формирования основ здорового образа жизни в туристско-краевед-ческой деятельности, которая учитывает естественные стремления детей, потребности общения с природой.
Действенным средством реализации уникального воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности является детское первичное объединение, создаваемое в системе внешкольного образования, как блок внеучебной деятельности школ, учреждение дополнительного образования, детские общественные объединения, движения. Детское туристско-краеведческое объединение (группа, отряд, патруль, клуб, кружок; постоянные и временно действующие; одновозрастные и разновозрастные) - государственно-общественная учебно-воспитательная структура, субъект реализации образовательной деятельности [3].
В данной статье представляем многолетний инновационный опыт организации и качественной оценки образовательной деятельности детских туристско-краеведческих объединений одного из первых московских учреждений дополнительного образования детей - Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (первоначальное название - Экспериментальный центр ДЮТЭ «Родина»), организатором, руководителем которого был А. А. Ос-тапец - доктор педагогических наук, профессор, один из первых исследователей проблем педагогики детского туризма, педагог-практик, заслуженный турист России.
Целевая установка образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина» - воспитание личности-гражданина-индивидуальности в педагогически грамотно организованной среде активного познания самим ребенком окружающей среды и природы, освоения общечеловеческой и национальной культуры, основ здорового образа жизни. В основе воспитательного процесса лежат Концепция и Программа «Школа жизни - окружающий мир» (автор А. А. Оста-пец); «Кодекс юного туриста-краеведа» - свод законов, правил,
99
норм, традиций, которые осваивают дети в туристско-краеведчес-кой деятельности и следуют им в жизни [4].
Одним из качественных показателей реализации ценностно-целевого назначения ТКД является личностный рост обучающегося в деятельности первичного детского туристско-краеведческо-го объединения - основной структуры учреждения дополнительного образования. Ориентируясь на этот важнейший качественный показатель в опыте УДО ДДЮТЭ «Родина», разрабатывалась и совершенствовалась система диагностики результатов деятельности детских объединений.
Диагностика - педагогический механизм, технология отслеживания и качественного оценивания результатов образовательной деятельности учреждения; процесс получения информации о состоянии, изменениях интересующего объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов.
Сложившуюся систему диагностики представляем как часть педагогически организованного процесса взаимодействия детей и взрослых в совместной социально и личностно значимой образовательной деятельности УДО и вводим понятие «педагогическая диагностика», отличное от психологической, социологической диагностики, имеющих свой специфический объект, цели исследования и диагностирования развития человека-личности-индивида.
Цель и назначение педагогической диагностики - выявление комплекса качественных показателей образовательной деятельности учреждения (в частности, творческого роста педагога и личностного роста воспитанника); проблем, типичных рисков, негативных сторон; и на основе обобщенных данных (позитивных и негативных, выявленных ресурсов) определение перспектив совершенствования педагогической деятельности учреждения по современной подготовке новых граждан, личностей-профессионалов.
Педагогическая диагностика представлена как органичный, динамичный блок системы образовательной деятельности учреждения в многообразии методик, приемов, средств; подсистема, пронизывающая все ее структуры и элементы, интегрирующая их результативность (а не набор случайных, разовых диагностических приемов). Это система диагностирования реальных видов, форм туристско-краеведческой деятельности педагога и обучающегося, включения каждого участника в эту систему (с учетом возраста, опыта, специфики содержания деятельности), это коллективный и 100
индивидуальный анализ количественных показателей и рефлексии - оценки качественных результатов.
Педагогическую диагностику рассматриваем как неформальную, динамичную систему, ориентированную на творческую личность педагога, его опыт, профессиональную специализацию, возрастной и индивидуальный состав детского объединения, его специфику (содержательную, ступень развития). В отличие от психологической, социологической она ориентирована на выявление качественных результатов воспитания и обучения в специфической туристско-краеведческой образовательной деятельности; педагогически организованном процессе; на личностный рост обучающихся в реальной образовательной среде - детском объединении с учетом возраста, опыта, особенностей осваиваемой ими деятельности в конкретном времени и пространстве; на эффективную реализацию педагогической профессиональной деятельности педагога - руководителя детского объединения.
Специфика педагогической диагностики - в наборе средств, методов, приемов диагностики качественных результатов деятельности образовательного учреждения, органично связанных с особенностями направленностью его образовательной деятельности. Она направлена на максимальное и эффективное выявление потенциала ТКД: основной программы и программ деятельности объединений, программ общественной значимости, организации ТКД через цикловую систему образовательной деятельности объединения, систему туристско-краеведческих должностей, систему «спирали» изучения окружающего мира, творческих отчетов, «защит» программ походов и т. д.).
Педагогическая диагностика качественной результативности детского объединения, личностного роста каждого его члена -важнейший органичный блок Концепции и Программы «Школа жизни - окружающий мир» и системы диагностирования в образовательной деятельности учреждения.
Важный объект педагогической диагностики - первичное детское объединение, создаваемое педагогом дополнительного образование на добровольных началах, на основе проявляемых подростками возрастных потребностей, интереса к туристско-краевед-ческой деятельности. Детское объединение дополнительного образования рассматриваем как социально-культурную, образовательную среду, субъект личностного роста ребенка (ближайшую зону
101
развития подростка, формирования новой позиции); средство преобразования окружающей жизни в совместной деятельности педагога и воспитанника.
Личностный рост воспитанника в деятельности детского объединения - цель и главный качественный показатель результативности воспитания и обучения в учреждении.
Личностный рост выступает качественным показателем позитивного развития ребенка в реальных условиях реального времени, в конкретной деятельности (а не общих параметров развития личности подростка) и критерием качества воспитания, интегрирующим позитивные влияния детского объединения, личности педагога дополнительного образования [5].
Личностный рост воспитанника - критерий и комплексный показатель качества образовательной деятельности объединения; динамики развития и формирования возрастных и индивидуальных качеств в педагогически организуемой деятельности.
В научно-методической деятельности Дома разработаны качественные показатели личностного роста воспитанника, которые являются основой системы педагогического диагностирования [6].
1. Приоритетно положительное отношение к знаниям - человеческой ценности.
2. Конкретные формы проявления индивидуальной познавательной активности, инициативности, потребности творческого освоения и познания окружающего мира (авторские и коллективные проекты, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, природоохранных акциях и т. д.).
3. Позитивное отношение к природе, Человеку (источникам жизни на земле), проявление актов помощи, заботы.
4. Сформированность отношения труду - как потребности Человека и развития общества; овладение практическими трудовыми умениями, навыками в различных видах туристско-краевед-ческой образовательной деятельности.
5. Освоение социальных, правовых норм человеческих отношений, общения, опыта совместной деятельности общественно и личностно значимой.
6. Развитие важных человеческих качеств: воли, характера, чести, человеческого достоинства, самостоятельности, ответственности в реальных делах, поступках.
7. Личностное освоение гуманистических традиций учреждения, общности, опыта, форм организации творческой жизнедеятельности.
8. Выявленные индивидуальные способности, возможности, черты характера как важный ориентир раннего профессионального самоопределения - показателя личностного роста.
9. Осознание индивидуальной успешности в коллективе педагогов и сверстников и наличие реального поля успешности (творческого дела, действий, поступков).
В обобщенном виде личностный рост воспитанника характеризуем как новую позицию ребенка - члена детского турист-ско-краеведческого объединения. Формирование этой позиции -процесс индивидуальный. В опыте учреждения определены следующие ступени роста и развития ребенка в ТКД: начальная ступень - введение ребенка в окружающий мир (дошкольники и младшие школьники - «туристята»); 1-я ступень - начальная туристс-ко-краеведческая подготовка - «Юный турист-краевед»; 2-я ступень - освоение видов туризма и краеведения, комплекс туристс-ко-краеведческих должностей - «Турист-краевед-эколог»; 3-я ступень - «Путь к туристско-краеведческому мастерству» (юные инструкторы, помощники судей, проводники, организаторы слетов, соревнований - «Турист-организатор-мастер»).
Результаты диагностики индивидуального освоения новой позиции воспитанника в деятельности объединения (в реализации основной программы, в общественно значимой деятельности, по результатам участия в соревнованиях, смотрах, слетах) фиксируются записями в «Личных книжках члена объединения», «Паспорте юного туриста-краеведа», поощряются отличительными значками, грамотами, дипломами.
Обратим внимание на основные подходы к созданию действенной системы педагогического диагностирования влияния деятельности детского туристско-краеведческого объединения на личность воспитанника.
В опыте ДДЮТЭ «Родина» сложился набор взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических частных диагностических средств применительно к детским объединениям учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности основной образовательной деятельности; система их реализации непосредственно в многообразной деятельности объедине-
103
ния: по итогам программы-цикла, похода, экспедиции, смотра, слета. Включенность каждого воспитанника - члена группы-объединения в систему диагностики личных достижений и своих товарищей - существенная ее характеристика [7] .
Результативность деятельности туристско-краеведческого объединения диагностируются на основании разработанного «Положения об аттестации туристско-краеведческого объединения», «Кодекса юного туриста-краеведа» (свод законов, правил, норм, традиций, которые осваивают дети в туристско-краеведческой деятельности и следуют им в жизни).
В основе диагностики реальная деятельность объединения (личностно и общественно значимая); система туристско-краевед-ческих должностей, индивидуально осваиваемых воспитанниками в этой деятельности по цикловой усложняющейся системе.
Планы-циклы - средство реализации программы «Школа жизни - окружающий мир»: этап и метод организации и жизнедеятельности туристско-краеведческих объединений. Работа по «циклам» - это определение «ближних», «средних» и «дальних» перспектив («зон») развития детского объединения туристско-краевед-ческой направленности; «ступеньки» роста туристско-краеведчес-кого мастерства каждого его члена, формирования гармоничной личности, физически и духовно здоровой, в постепенно усложняющемся содержании, формах туристско-краеведческой работы (маршруты походов, объекты экскурсий, физические и интеллектуально-эмоциональные нагрузки; объем получаемых конкретных знаний, умений, навыков); путем освоения каждым членом группы чередующихся туристских и краеведческих должностей, общения, отношений с природой, миром, самим собой.
Цикл как этап жизни детского коллектива включает в себя разные виды деятельности (познавательную, трудовую, спортивную, игровую, самоуправленческую, общественно полезную, общение и т. д.), освоение которых позволяет ребенку всесторонне познать окружающий мир, людей и самого себя. В основе плана-цикла личностно значимая и «близкая», привлекательная для ребенка перспектива (комплексное стержневое дело), достижение которой результат практической деятельности каждого члена группы. Планы-циклы - действенное средство активизации каждого члена туристско-краеведческой группы, развития его субъект-
но-объектной позиции в добровольно выбранной, привлекательной, личностно значимой деятельности.
«Цикл» выступает деятельностной реальной базой комплексного метода педагогического диагностирования и прогнозирования развития личности ребенка в туристско-краеведческом объединении, который становится органичной составной при подведении итогов цикла и включает: а) коллективную диагностику - анализ деятельности объединения и каждого его участника (позитивные, негативные результаты, перспективы объединения и каждого члена) и б) саморефлексию подростка (самооценку своих достижений, открытий новых качеств, способностей) и педагогическую рефлексию (анализ педагогом своей профессиональной деятельности, ее результативного влияния на воспитанника).
Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка, в которой он - субъект диагностирования личностного роста и качественного роста объединения.
Система разработанных туристско-краеведческих должностей в ДДЮТЭ «Родина» - комплексный метод активизации воспитанника, повышения его позитивной мотивации к ТКД, эффективное средство индивидуального освоения специфических знаний, умений, навыков и на их основе - развитие личности ребенка. Освоение этих должностей в объединения - показатель личностного роста обучающегося. Освоение воспитанниками системы турист-ско-краеведческих должностей - важный объект педагогической диагностики, которая осуществляется педагогом и воспитанниками по итогам циклов, похода, смотра, конкурса в многообразных ее формах (анкетирование, мониторинг по итогам циклов, смотр-конкурс, творческие задания и т. д.) и фиксируется как качественный показатель в «Личной книжке члена объединения» или «Портфо-лио», «Паспорте юного туриста», личных грамотах.
Важным объектом диагностики личностного роста воспитанника в объединении является опыт участия в многодневных, кате-горийных, сложных походах, экспедициях исследовательского целевого характера, в туристских и краеведческих первенствах разного уровня и достигнутые показатели. Оценка достижений воспитанника происходит главным образом в объединении - педагогом и членами объединения.
В диагностике ценными являются педагогическая рефлексия готовности воспитанника к походу, экскурсии и оценки реализации
105
этой готовности. Педагогическая рефлексия и самооценки воспитанников осуществляются в опыте Дома традиционно при проведении «смотров готовности группы к походу» и творческих устных и письменных отчетов воспитанников по итогам похода, экспедиции. Разработаны методические рекомендации: «Памятка смотра-готовности группы к походу», «Положение о творческом отчете группы».
Проведение «защиты-готовности» участников к походу, экспедиции, многодневной экскурсии - важный момент системы педагогической диагностики. Каждый воспитанник представляет индивидуальную базу знаний, умений (знание маршрута, истории района, умение ориентироваться по компасу), четко определяет круг своих обязанностей, должностей, что при подведении итогов служит отправной точкой для диагностирования индивидуального влияния похода, экспедиции на личность каждого (качество использования знаний, освоение новых знаний, оценка выполнения должностей и т. д.).
Педагогическая цель диагностики результативности похода, экспедиции - выявление влияния конкретной туристско-краевед-ческой деятельности на личностный рост подростка.
Творческие отчеты групп - показатель образовательной, воспитательной и оздоровительной эффективности путешествия; показ роли и места каждого участника в организации, проведении похода, экспедиции (выполнение туристско-краеведческих должностей, участие в самоуправлении, проявление инициатив и т. д.); характера отношений членов группы к конкретным видам турист-ско-краеведческой деятельности, друг к другу, взрослым руководителям; наиболее сильных эмоциональных впечатлений; «новых открытий в себе». В творческих отчетах - отражение круга новых знаний, умений, приобретенных участниками в данном походе, экспедиции, их личной практической значимости. Форма отчета -свободная, творческая. Участие каждого участника - саморефлексия успехов, неудач (форма диагностики). Формой педагогической диагностики становится личный письменный творческий отчет члена объединения - участника похода, экспедиции, в котором каждый представляет оценку своего участия, свои достижения, трудности. Для педагога это бесценный материал для диагностики реальных результатов своей педагогической деятельности и оценки роли объединения в личностном росте воспитанника. Проведение 106
творческих отчетов по итогам летних, осенних, зимних, весенних походов, экспедиций позволяет системно осуществлять педагогическую диагностику, сравнивать, анализировать действенные качественные показатели личностного роста воспитанника на основе годового мониторинга и других методов диагностирования. Так, например, успешно используется в опыте педагогов анкета «Ходили мы походами» для членов группы-объединения». Цели проведения такой анкеты: выявление личностной динамики детей - участников групп; индивидуальных интересов и запросов членов группы; корректировка программы групп с учетом результатов анкетирования.
Анкета
Год, месяц похода. Маршрут__________
1. Фамилия, имя участника, класс, школа_______
2. Твои должности в походе_
3. Как ты оцениваешь выполнение этих должностей в походе:
• не справился
• справился
• выполнил формально
• выполнил самостоятельно, заинтересованно
• выполнил с помощью товарищей
• выполнил с помощью взрослых
4. Что дало тебе лично выполнение должностей и участие в экспедиции (походе):
новые знания, какие?_
новые умения, навыки, какие?_
«открыл» в себе новые черты характера, способности, интересы
5. Как оценивают твое участие в походе твои товарищи, руководители (нужное подчеркнуть):
• отлично
• хорошо
• творчески
• увлеченно
• ответственно
• безответственно
6. Что нового ты открыл в своих товарищах по группе?__
7. Что ты узнал о себе за время похода?
8. Каковы, на твой взгляд, особенности взаимоотношений в группе:
• ровные, уважительные • дружеские
• переменчивые (то хорошие, то плохие) • напряженные
9. Твое самое сильное впечатление от данного похода (путешествия)_________________
10. С какими трудностями ты встретился в походе? Удалось ли тебе их преодолеть? Если да, то как?_
11. Кого и за что ты хотел бы поблагодарить?
В деятельности каждого педагога присутствует набор различных методов, приемов оценивания влияния объединения на личностный рост ребенка: а) участие воспитанника в организации и проведении краеведческих конкурсов, игр, конференций, праздников и соревнований; б) организация конкурсов после изучения определенных тем в программе и личные результаты воспитанников; в) проведение тестовых заданий, викторин; г) беседы с детьми и их родителями; е) педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, при проведении выездных мероприятий.
Комплексный анализ результатов диагностики личностного роста обучающегося (за определенный временной период, в конкретной деятельности объединения) позволяет выявить реальные качественные показатели деятельности учреждения (традиционные и инновационные); проблемы, трудности, перспективы его развития.
Педагогическая эффективность диагностики во многом определяется готовностью педагога-руководителя. Готовность включает:
- овладение руководителем практикой туристско-краеведчес-кой деятельности; специальными знаниями;
- ознакомление с детьми - членами создаваемого объединения (их физические возможности, состояние здоровья, уровень знаний, умений; круг интересов, потребностей, опыт коллективной деятельности и т. д.);
- знакомство со спецификой, традициями образовательного учреждения, в котором учится ребенок; ближайшим природным, социально-культурным, экономическим окружением, семьей;
- наличие педагогической и психологической подготовки к работе с детьми, коммуникативных навыков; опыта практической организаторской работы в первую очередь с детьми (часто опытный турист, краевед оказывается неспособным организовать детей).
Опытные педагоги ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» разрабатывают на основе общих авторские методики оценивания влияния специфической деятельности детского объединения на личность воспитанника.
Диагностика не одноразовое мероприятие, по которому можно судить о качественных результатах деятельности учреждения, его субъектов. Это систематическая научно-аналитическая педагогическая деятельность, органичная часть образовательной деятельности учреждения.
Данные педагогической диагностики (мониторингов, анкетирования, рефлексии, устных опросов и т. д.) анализируются и обобщаются педагогами дополнительного образования, советом методистов, на педагогических советах, круглых столах, конференциях, мастер-классах и являются основаниями:
а) для повышения квалификации педагогов, стимулирования их деятельности (моральной и материальной), изменения их статуса в учреждении;
б) корректировки основной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир», программы ДО;
в) определения актуальных проблем и перспектив развития учреждения - среды личностного роста подростка, его начального профессионального самоопределения
Результаты педагогической диагностики - перспективы развития учреждения, повышения его эффективности в воспитании, социализации детей.
Примечания
1. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
2. Алиева Л. В. Роль туристско-краеведческой деятельности в модернизации российского образования // Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми. Дополнительные образовательные программы. М.: ООО «Новое образование», 2012. С. 2-6.
3. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка: учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.
4. Остапец А. А. «Школа жизни - окружающий мир» // Сборник программно-методических материалов / под ред. Л. В. Алиевой. М.: Департамент образования г. Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004. 157 с.
5. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.
6. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования: сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М.: ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свешнико-ва, 2013. 71 с.
7. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: сб. из опыта работы. М.: Изд. ООО «Ритм», 2008. 124 с.
УДК 371.84; 351.855.6; 371.383.2
Е. Г. Хотько
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается использование этнографического компонента в туризме на примере анимационной программы «Масленица». Использование этнографических анимационных программ содействует не только сохранению традиционной русской культуры, но и развивает туризм в регионе, помогает туристу ярко и зримо принять замысел такого тура.
This article discusses the use of ethnographic component in tourism for example animation program «Maslenitsa». The use of ethnographic animated programs contributes not only to the conservation of traditional Russian culture, but also promotes tourism in the region, and helps the tourists clearly and visibly to plan a tour.
Ключевые слова: туризм, этнотуризм, традиционные гулянья, анимационная программа.
Keywords: tourism, paragliding, traditional festivals, animation program. В стремительно развивающемся современном обществе туризм занимает одно из важных мест в экономическом развитии