Научная статья на тему 'Со школьной скамьи готовить каждого к спасению человечества'

Со школьной скамьи готовить каждого к спасению человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А А. Кононов

За последние два десятилетия в астрономии и физике был получен большой массив открытий, который позволяет сделать вывод о существовании планеты Земля, а, следовательно, и человеческой цивилизации, в катастрофически нестабильных средах. Главный вывод состоит в том, что цивилизация не может позволить себе, хотя бы по этическим соображениям, продолжение столь же беспечного и безответственного существования как прежде, тем более, что итоги и перспективы такого существования отнюдь не безоблачны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From a school everyone must be prepared to the rescue of humanity

For the last two decades in astronomy and physics it has been obtained a large array of discoveries, which allows to draw the conclusion about the existence of the planet Earth, and, consequently, of human civilization, in a disastrously unstable environments. The main conclusion is that civilization can not afford, at least for ethical reasons, the continuation of such an untroubled and irresponsible existence as before, especially as the results and prospects of such an existence is by no means serene.

Текст научной работы на тему «Со школьной скамьи готовить каждого к спасению человечества»

Глава 11.

со школьной скамьи готовить каждого к спасению человечества

A.A. Кононов

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт системного анализа Российской академии наук г. Москва, Россия

За последние два десятилетия в астрономии и физике был получен большой массив открытий, который позволяет сделать вывод о существовании планеты Земля, а, следовательно, и человеческой цивилизации, в катастрофически ® нестабильных средах. Главный вывод состоит в том, что цивилизация не может позволить себе, хотя бы по этическим соображениям, продолжение столь же беспечного и безответственного существования как прежде, тем более, что итоги и перспективы такого существования отнюдь не безоблачны.

За последние два десятилетия в астрономии и физике был получен большой массив открытий, который позволяет сделать вывод о существовании планеты Земля, а, следовательно, и человеческой цивилизации, в катастрофически нестабильных средах55. В настоящее время опубликовано множество научных книг, описывающих сценарии возможных глобальных катастроф56. Ни о какой стабильности, гарантирующей безопасность человеческой цивилизации на Земле, в Солнечной системе, в Галактике Млечный путь, и в целом во Вселенной мечтать не приходится. Тысячелетия относительного спокойного суще-

55 Проблемы спасения человечества [Электронный ресурс] // Досье на Мироздание: [сайт]. [2004]. URL: http://www.mirozdanie.narod.ru/ProbSpas.html (дата обращения: 24.03.2012).

56 Глобальные риски // Сборник статей / Под ред. А.В. Турчина - Москва: Проект РТД, 2011, 615 стр.

ствования Земли, позволившие возникнуть и развиться нашей цивилизации до сегодняшнего уровня - это лишь благоприятное стечение обстоятельств. И как долго оно будет продолжаться, не может сказать никто.

Какие выводы должны быть из этого сделаны? Сразу следует исключить эсхатологические подходы, как мифологические, тупиковые, деструктивные и деморализующие с точки зрения перспектив цивилизации.

Главный вывод состоит в том, что цивилизация не может позволить себе, хотя бы по этическим соображениям, продолжение столь же беспечного и безответственного существования как прежде, тем более, что итоги и перспективы такого существования отнюдь не безоблачны. Так, человечество по-прежнему не избавилось от самоистребительных эксцессов (криминала, революций, войн), и нередко оказывается на грани самоуничтожения. Ежегодно более миллиона человек кончают жизнь самоубийством.

Осознание факта существования цивилизации в катастрофически нестабильных средах ставит, при конструктивном подходе, сверхзадачу ее неуничтожимости57. Очевидно, что сверхзадача неуничтожимости требует транспоколенческих усилий и повсеместного культивирования цивилизационной ответственности, начиная со школьной скамьи. Однако краткость человеческой жизни всегда ставила вопрос о разумности транспоколенческой ответственности. Поэтому столь важно отслеживание прагматических смыслов сверхзадачи неуничтожимости, а их не мало.

И прежде всего - это новый уровень безопасности для каждого человека, поскольку в новом мировоззрении, строящемся на признании факта существования человечества в катастрофически нестабильных средах, и необходимости в этой связи решать задачу неуничтожимости человеческой цивилизации, становится очевиден общий для человечества враг - катастрофическая не-

57 Кононов А.А. Задача неуничтожимости цивилизации в катастрофически нестабильной среде // Проблемы управления рисками и безопасностью: Труды Института системного анализа Российской академии наук. Т. 31 - М.: Издательство ЛКИ, 2007, стр. 272 - 284.

стабильность сред, в которых человечество существует, шансы не погибнуть в противостоянии с которым, зависят буквально от каждого.

Со школьной скамьи должно разъясняться, что нанося ущерб ближнему своему, ты подрываешь его способности выполнять спасительные функции, а значит и общие шансы на спасение, и, в конечном счете, наносишь ущерб и своей способности не стать жертвой катастрофических обстоятельств.

Для иллюстрации этой мысли я часто привожу такой пример. Моя тетя, Веснина Валентина Артемьевна, была дважды спасена маленькой девочкой совершенно незнакомыми людьми. Один раз она почти утонула. Дети купались в реке, плавая между бревен, и одно из них ударило девочку так, что она тут же потеряла сознание и ушла под воду, но этого из никто не заметил кроме одного случайно оказавшегося рядом прохожего, и он полез в воду и спас девочку. А во второй раз она почти умерла от болезни. Жили они тогда в глухой башкирской деревне. Бедная крестьянская семья. Уже и гробик для нее присмотрели, и религиозные обряды начали, но вдруг находится фельдшер, советует какое-то снадобье и она выживает. Потом она выросла, стала врачом, лечила людей от заболеваний мозга. Спасла тысячи людей, в том числе, мою маму от арахноидита, воспаления сосудов коры головного мозга. Сейчас ее сын, мой двоюродный брат, Веснин Сергей Георгиевич, разработал устройство для ранней диагностики рака, которое продается и спасает людей по всему миру (см., например, http://www.resltd.ru/rus/company/ partners.php#mogy). А теперь, кто может сказать, сколько в результате людей было спасено, теми двумя случайными людьми, что спасли мою тетю? Бессчетное число людей! Особенно с учетом того, что те, кто был спасен моей тетей и с помощью приборов ее сына, наверняка, в своей жизни тоже кого-то спасли, Вот это и есть спасительный потенциал, который несет каждый из нас и который формирует спасительный потенциал нации и всего человечества.

Понятно, что даже такие примеры не дадут гарантии, что их знание остановит всех, у кого появятся злонамеренные корыстные установки, и, тем не менее, умножение спасительных смыслов умножает шансы на спасение и будет способствовать, с одной стороны, снижению градуса агрессивности, а с другой, прогрессу гуманизации и безопасности общества.

Так же и транспоколенческая цивилизационная ответственность, культивируемая с детства, должна стать важнейшей составляющей общей культуры и способствовать преодолению саморазрушительных эгоцентрических и варварских рудиментов в человеческой цивилизации.

Наиболее полно транспоколенческая ответственность может найти свое выражение в формулировании и реализации критериальных основ, целевых установок и общих задач развития цивилизации, что, в свою очередь, могло бы способствовать сплочению человечества, в решении задач его спасения, а значит и его безопасности.

К сожалению, в настоящей время отсутствует общепризнанное понятие для определения способности не стать жертвой угроз, рисков, катастрофических обстоятельств. Можно было бы использовать такие термины, как «выживаемость», «жизнеспособность» или «жизнестойкость», но эти термины слишком «биологичны» и не несут достаточной конструктивности и социальной «заряженности», потому предлагается пойти иным путем. При определенном компромиссе, для определения этой ключевой, базовой, основополагающей способности подойдут и термин «безопасность» и термин «конкурентоспособность».

Так, под «безопасностью» предлагается понимать не СОСТОЯНИЕ защищенности, как это принято, а СПОСОБНОСТЬ избежать потерь и жертв. А традиционную трактовку понятия «конкурентоспособности» предлагается считать относящейся лишь к сфере экономических отношений, то есть в узком смысле рассматривать «конкурентоспособность» как экономическую категорию, а в широком общесистемном смысле рассматривать термин «конкурентоспособность» как способность конкурировать с обстоятельствами, опасностями, рисками и угрозами лю-

бой природы58. При принятии этого определения можно было бы сформулировать базовый критерий позитивного развития цивилизации, как прогресс ее конкурентоспособности и конкурентоспособности всех ее составляющих, вплоть до каждого человека, то есть прогресс всеобщей цивилизационной способности не стать жертвой любых катастрофических обстоятельств, чем бы они ни были вызваны - угрозами самоуничтожения или угрозами проявлений нестабильности сред, в которых цивилизация и все ее составляющие, существуют.

Главный магистральный путь повышения конкурентоспособности человечества был предложен русскими космистами -космическая экспансия и, посредством нее, преодоление зависимости судьбы человечества от судьбы мест его обитания. К сожалению, к середине 1970-х годов были утрачены многие смыслы колонизации Луны и планет Солнечной системы. Осознание существования человечества в катастрофически нестабильных средах эти смыслы возвращает и умножает.

На сегодняшний день нами разработаны, в основных конструкциях, теоретические основы, которые, на наш взгляд, могут быть, в частности, положены в основу школьного курса «Обеспечение цивилизационной безопасности».

Это - «Общая теория неуничтожимости человечества» (ОТН) и объединяемые ею 20 специальных теорий:

1.Теория катастрофически нестабильных сред;

2.Теория конкурентоспособности человечества;

3.Теория цивилизационных сверхзадач;

4.Теория конкурентоспособности наций;

5.Теория супернаций;

б.Общая теория безопасности, как конкурентоспособности;

7.Теория безопасности развития;

58 Кононов А.А. Конкурентоспособность как безопасность: о необходимости придания старому термину нового значения и о новой парадигме безопасности // Четвертый московский международный форум InterSecurityForum. 22-23 сентября 2009 г. Сборник материалов научно-практической конференции «Общественная и государственная безопасность в условиях мирового экономического кризиса». М.: «Интерполитекс», 2009, стр. 43-47.

8.Общая теория виктимности;

9.Теория уязвимостей человеческой природы;

10.Теория пределов возможностей;

11.Теория идеологической безопасности;

12.Теория критериальных рисков;

13.Теория деструктивных смыслов;

14.Теория спасительности;

15.Теория множественности путей спасения;

16.Теория спасительных смыслов;

17.Теория спасительности созидательности;

18.Теория спасительных ролей;

19.Резурекционная теория;

20.Теория этического фильтра.

Такая форма представления предмета в виде отдельных теорий предлагается с целью обеспечения лучшей структуризации и более глубокого усвоения обучаемыми изучаемой проблематики.

На рисунке показаны структурные взаимосвязи перечисленных теорий. Теории, находящиеся на более низких структурных уровнях, призваны обеспечить более глубокое и тщательное изучение наиболее важных аспектов тех теорий, которые их включают в себя.

Представим вкратце каждую из перечисленных теорий.

В Теории катастрофически нестабильных сред вводится понятие такого рода сред, обобщаются и систематизируются факты, доказывающие именно такой характер сред, в которых существует человечество и каждый человек, показывается почему так актуальны задачи спасения.

Под катастрофически нестабильными средами понимаются среды, в которых люди обитают, и в которых могут происходить, возможно, непредсказуемые, неподконтрольные зависящим от них людям, изменения, которые, в свою очередь, могут иметь для этих людей катастрофические последствия.

В качестве примера катастрофически нестабильных сред могут быть приведены: мозг и тело человека, как носители человеческого сознания и человеческой личности; природная и социальная среды существования людей; планета Земля; Солнечная

Основные структурные составляющие Общей теории неуничтожимое™ человечества

система; Галактика Млечный путь; Вселенная. Обзоры катастрофической природы сред обитания человека можно найти, например, в работах А.В. Турчина59.

59 А. В. Турчин. О возможных причинах недооценки рисков гибели человеческой цивилизации // Проблемы управления рисками и безопасностью: Труды Института системного анализа Российской академии наук. Т. 31 - М.: Издательство ЛКИ, 2007, стр. 266 - 306.

Конечно, развитие науки и цивилизации может способствовать способности людей постигать и брать под свой контроль какие-то явления, расценивавшиеся как проявления катастрофической нестабильности сред, но в любом случае решение всех задач контроля над всеми средами, в которых существует каждый из нас, представляется маловероятным даже в самой отдаленной перспективе. Именно поэтому определено множество задач, которые, предлагается называть задачами конкурентоспособности, понимаемой как способность не стать жертвой катастрофических изменений и обстоятельств. Именно они рассматриваются в рамках Теории конкурентоспособности человечества (ТКСЧ). В ТКСЧ, в качестве базового, вводится понятие «потенциалов конкурентоспособности». Предлагаются алгоритмы их оценки. Рассматривается возможность использования их в качестве критериев успешности и безопасности развития цивилизации. Делается вывод о необходимости постановки перед человечеством сверхзадач, решение которых позволит значительно повысить потенциалы конкурентоспособности человечества.

Нужно сказать, что определенный опыт в постановке обще-цивилизационных сверхзадач уже имеется. В частности сверхзадачи человечества формулировались руководством ООН60, однако, при этом игнорировался факт существования человечества в катастрофически нестабильных средах. Учет этого фактора требует развития Теории цивилизационных сверхзадач61.

Анализ показывает, что во многом конкурентоспособность человечества определяется конкурентоспособностью наций. Изучению этой проблемы посвящена Теория конкурентоспособности наций62.

60 Пан Ги Мун поставил миру пять сверхзадач [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро.т»: [сайт]. [2012]. URL: http://www.utro.ru/ news/2008/10/22/776481.shtml (дата обращения: 24.03.2012).

61 Сверхзадачи человечества [Электронный ресурс] // Досье на мироздание: [сайт]. [2004]. URL http://dosienamirozdanie.narod.ru/SuprTsks/SuprTsks.html (дата обращения: 24.03.2012).

62 Материалы к лекции «Теория конкурентоспособности наций» [Электронный ресурс] // Досье на мироздание: [сайт]. [2004]. URL http://dosienamirozdanie. narod.ru/Lekcii/Konkyr.html (дата обращения: 24.03.2012).

Но среди всех наций можно выделить те, которые должны брать на себя особую ответственность за конкурентоспособность человечества. Это большие, полиэтнические, богатые ресурсами нации, имеющие возможность развивать фундаментальную науку даже по самым ресурсоемким направлениям, и решать высокотехнологические сверхзадачи человечества. Для обозначения таких наций предложен термин «супернации». Изучением их особой роли в обеспечении конкурентоспособности человечества и решением специфических проблем преодоления этими нациями разрушительных для человечества имперских амбиций в пользу решения ими задач спасения цивилизации, занимается Теория супернаций63.

Чрезвычайно важным, с точки зрения обеспечения прогресса конкурентоспособности человечества представляется необходимость переосмысления сути понятия «безопасность» практически во всех сферах применения этого понятия64. Термин «безопасность», должен обозначать не состояние защищенности, но способность обеспечить защищенность. Это должно помочь избавиться от той атмосферы «святой лжи», которая царит во многих областях деятельности с безопасностью связанных, и обуславливающей, в частности, такие явления, как гонка вооружений и войны. Эта задача решается в рамках Общей теории безопасности, как конкурентоспособности65.

Прогресс человечества несет с собой и новые вызовы и угрозы. Разработкой подходов и методов решения этих проблем занимается Теория безопасности развития.

63 Теория супернаций. Материалы к лекциям [Электронный ресурс] // Досье на мироздание: [сайт]. [2004]. URL http://dosienamirozdanie.narod.ru/SN/SuperN. html (дата обращения: 24.03.2012).

64 Кононов А.А., Сичкарук А.В., Стиславский А.Б., Черешкин Д.С.. Уточнение парадигмы обеспечения безопасности // Управление рисками и безопасностью: Труды Института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) / Под ред. Д.С. Черешкина. - М., 2009, стр. 5 - 12

65 Кононов. А.А. Безопасность как конкурентоспособность // Управление рисками и безопасностью: Труды Института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) / Под ред. Д.С. Черешкина. - М., 2009, стр. 154 - 163.

Изучению источников того, что подрывает конкурентоспособность человечества и тем самым способствует тому, что стать жертвой тех или иных обстоятельств может и человечество, и отдельные нации и отдельные люди, посвящена Общая теория виктимности (ОТВ).

В рамках ОТВ Теория уязвимостей человеческой природы рассматривает наиболее сложные проблемы человеческой природы, осмысление которых должно способствовать нейтрализации их деструктивного влияния на конкурентоспособность человечества66.

Теория пределов возможностей призвана помочь осознать ограниченность как времени так и сил, которых может оказаться недостаточно для решения критических проблем, особенно если время и ресурсы растрачивать на конфликты и самоистребление (криминал, войны). Кроме того, теория призвана снизить риски манипулирования общественным сознанием путем спекуляций на неизбежных недостатках человеческой природы и социальных систем, что очень часто играло в истории человечества самую роковую и разрушительную роль.

Теория идеологической безопасности должна обеспечить защиту сознания людей от внедрения в него саморазрушительных идей и идеологий67.

Теория критериальных рисков призвана дать возможность понять и разработать и теоретические, методологические и практические подходы и методы, которые бы обеспечивали контроль качества (адекватности, актуальности, непротиворечивости, неизбыточности) критериальных систем, определяющих нормативную базу безопасного существования и развития социальных систем и контроль рисков связанных с несовершенством, как си-

66 Материалы к лекции «Уязвимости человеческой природы» [Электронный ресурс] // Досье на мироздание: [сайт]. [2004]. URL http://dosienamirozdanie.narod. ru/SN/SuperN.html (дата обращения: 24.03.2012).

67 Кононов А.А. Рефлексивные технологии и идеологическая безопасность нации // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VIII Международного симпозиума 18-19 октября 2011 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского -М.: «Когито-Центр», 2011, стр. 128 - 130.

стем критериев, так и социальных систем, в которых те или иные критерии не выполняются68.

Теория деструктивных смыслов посвящена изучению таких роковых феноменов человеческой цивилизации, как алчность, манипулируемость, догматизм, доктринерство, косность, зависть, страх нового, и выработки путей их преодоления.

Теория спасительности посвящена изучению проблем стимулирования и развития всего того, что может способствовать прогрессу конкурентоспособности человечества.

Теория множественности путей спасения призвана, как систематизировать все те факторы и направления деятельности, которые способствуют конкурентоспособности человечества, так и раскрыть возможности их наиболее полной реализации и стимулирования их развития.

Главное утверждение Теории спасительных смыслов -умножение спасительных смыслов умножает шансы на спасение. И потому именно «умножение спасительных смыслов» является главной задачей этой теории.

Основные задачи Теории спасительности созидательно-сти - раскрыть и усилить мессианские смыслы конструктивной стороны жизни людей и социальных образований, какой бы сферы деятельности это не касалось.

Задача Теории спасительных ролей определить категории ролей, которые, в повышении шансов на спасение цивилизации, своей нации, других лждей, играет каждый человек, проживая свою жизнь, и помочь людям идентифицировать себя в этих категориях, тем самым способствуя индивидуальному росту мессианского самосознания каждой личности, а также и осознанию мессианского значения каждой личности другими людьми.

Резурекционная теория призвана раскрыть смыслы транс-поколенческого гуманизма, цивилизационной ответственности, постановки и решения задач неуничтожимости человечества,

68 Кононов А.А., Поликарпов А.К., Черныш К.В. Концепция оценки критериальных рисков в управлении безопасностью больших кибернетических систем // Труды Института системного анализа Российской академии наук. - М., 2011, стр. 23 - 27.

связанные с предполагаемыми, при прогрессе цивилизации, возможностями создания технологий продления жизни, бессмертия и неуничтожимости личности, возможно применимых даже для людей, живших за долго до появления такого рода технологий69.

Теория этического фильтра строится на предположении об объективности Закона этического фильтра70, утверждающего, что лишь этически развитым цивилизациям удается достичь состояния относительной неуничтожимости, как самой цивилизации, так и, возможно, каждого ее представителя. Все прочие цивилизации либо самоуничтожаются, либо уничтожаются, в виду их неспособности успеть преодолеть свою зависимость от катастрофичности сред в отведенное время между глобальными катастрофами, неизбежными в таких средах. В этой связи рассматриваются проблемы прохождения такого фильтра человечеством.

Материалы, которые могут использоваться в образовательных курсах по осознанию учащимися проблем спасения человечества и вклада, который каждый из них может внести в решение этой задачи, проживая свою жизнь и занимаясь созидательной деятельностью, можно найти на сайте «Досье на Мироздание»71.

69 Кононов А. А. К реабилитации транспоколенческого гуманизма в свете возможных перспектив создания технологий неуничтожимости личности // Философия и космология 2010: Научно-теоретический сборник [Текст] / гл. ред. О. А. Базалук / Международное философско-космологическое общество. - Полтава: Полтавський лператор, 2010, стр. 63-67

70 Кононов А. А. Идеологические начала общей теории неуничтожимости человечества // Глобальные риски. Сборник статей / Под ред. А.В. Турчина - Москва: Проект РТД, 2011, стр. 156-168.

71 А. В. Турчин. О возможных причинах недооценки рисков гибели человеческой цивилизации // Проблемы управления рисками и безопасностью: Труды Института системного анализа Российской академии наук. Т. 31 - М.: Издательство ЛКИ, 2007, стр. 266 - 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.