УДК 34 ББК 67
СНЯТИЕ ГРАЖДАН С УЧЕТА В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ КАК МЕРА ЖИЛИЩНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЕГОРОВА,
Председатель Московского городского суда, профессор кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрено снятие граждан с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в качестве меры жи-лищно-правовой ответственности; утверждается, что не все основания снятия гражданина с учета несут неблагоприятные последствия. Жилищно-правовая ответственность возникает в случае выявления после постановки на учет в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности, о праве состоять на учете; неправомерных действий должностных лиц органов, осуществляющих принятие на учет.
Ключевые слова: меры жилищно-правовой ответственности, основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, признание граждан малоимущими и нуждающимися.
Annotation. In the scientific article removal from the register of citizens as in need of accommodation is considered as a measure of housing and legal liability. The author considers that not all grounds removal from the register shall be a citizen of the adverse effects. Housing liability arises in the case of detection upon the registration of information in the submitted documents do not correspond to reality, the right to be registered; illegal actions of officials of carrying out decision.
Keywords: measures of housing and legal liability, removing the base from the register of citizens in need of a dwelling, the recognition of citizens' poor and needy.
Одной из мер жилищно-правовой ответственности является снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане, нуждающиеся в жилом помещении, могут быть сняты с учета в случае выявления после постановки на учет в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности, о праве состоять на учете; неправомерных действий должностных лиц органов, осуществляющих принятие на учет.
Согласно ЖК РФ для того, чтобы гражданин имел право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, он должен быть: признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении и проживать по месту подачи заявления о предоставлении жилого помещения (ст. 51 ЖК РФ).
Отметим, что данная норма представляет общее правило для постановки на учет в качестве нуждаю-
щегося в жилом помещении. Решение о предоставлении жилого помещения принимается органами местного самоуправления, а такое помещение выделяется из муниципального жилищного фонда.
Конституционный Суд РФ в определении от 12 апреля 2011 г. № 551-О-О отметил, что признание гражданина малоимущим и нуждающимся необходимо для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуж-
дающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации)1.
В частности, гражданин может претендовать на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ в случае наступления чрезвычайных обстоятельств. Согласно, закону Краснодарского края № 2542-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года» правом на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 6 июля 2012 г.2.
К лицам, которые подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, относятся ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны3. Выделение жилья в данном случае происходит на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»4.
К категориям лиц, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, также относятся сотрудники органов внутренних дел5, органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации6 и др.
Таким образом, для предоставления жилищного помещения из фонда государственной собственности или из фонда субъекта РФ необходимо наличие специального законодательного регулирования, устанавливающего права определенной категории граждан на обеспечение жильем и признание гражданина нуждающимся. В данном случае имущественное положение лица не учитывается.
Гражданин признается малоимущим на основании решения органа местного самоуправления и в порядке, установленным субъектом РФ. При вынесении решения о признании гражданина малоимущим, орган местного самоуправления должен учитывать следующие факторы: доход, приходящийся на каждого члена семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогооблажению.
Нуждающимися в жилом помещении признаются граждане: не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений; обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требования.
Также признаются нуждающимися лица, в семье которых имеется больной тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно.
Таким образом, гражданин может быть снят с учета, если после постановки на учет в предоставленных документах сведения о признании гражданина малоимущим и нуждающимся не соответствуют действительности.
Намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий также является основанием для снятия с учета. Сфальсифицированные основания для признания гражданина малоимущим и нуждающимся позволяют снять гражданина с учета.
Для обоснованности вывода о намеренном ухудшении жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении необходимо установить прямой умысел на приобретение права и конкретное действие, создающее основания для приобретения права.
Согласно судебной практике к таким действиям можно отнести: расторжение брака без фактического его прекращения; фиктивный брак; отчуждение
жилой площади; сознательное уничтожение, порча жилого помещения; умышленное ухудшение состояния здоровья и другие.
Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О7, применение ст. 53 ЖК РФ и принятых на ее основе подзаконных нормативных актах должно осуществляться с учетом положений ст. 10 ГК РФ, в соответствии с которой, если закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следует отметить, что в большинстве случаев весьма затруднительно судам установить намерение в действиях граждан, так как данная категория является оценочной и субъективной. Законодателю следовало бы конкретизировать данное понятие. Справедливо замечает Е.В. Шаповалова, что «лаконичность положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации порождает социальные и юридические проблемы, обусловливает возможность злоупотребления как со стороны органов местного самоуправления, создавая неограниченные возможности для усмотрения должностных лиц и возникновения коррупционных правоотношений, так и со стороны заявителей»8.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, если документы, предоставленные в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствуют действительности. Полагаем, что данная норма тесно связана со снятием с учета по причине утраты основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как вместе с заявлением о постановке на учет гражданин представляет документы, подтверждающие его право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 октября 2014 г.) справедливо указал, что «в ситуации, когда Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице уполномоченного органа не являлись участником договора передачи жилого помещения в
собственность гражданина (далее — договор передачи), однако право собственности на это жилое помещение было зарегистрировано за другим лицом (например, в результате предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фиктивных документов или на основании впоследствии отмененного решения суда), которое в дальнейшем произвело его отчуждение, суды принимают решение об истребовании жилого помещения, в том числе от добросовестного приобретателя, поскольку в указанном случае выбытие имущества из владения собственника происходило помимо его воли»9.
В п. 23 постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ также придерживается позиции, что недействительность сделки не влечет ее юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения10.
Основаниям для снятия с учета являются неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Норма призвана, прежде всего, исключить коррупционную составляющую в принятии решении о заключении договора социального найма по предварительному сговору с заявителем. Следует отметить, что ответственность в данном случае возникает не только у заявителя, но и у должностного лица.
В случае если, при вынесении решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, орган местного самоуправления не проявил должной осмотрительности при проверке предоставленных документов, такое помещение считается переданным по воле собственника жилого помещения. Поддерживая данную позицию, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики также отметил, что недействительность сделки по отчуждению жилого помещения сама по себе не свидетельствует о выбытии недвижимого имущества из владения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования помимо воли собственника11.
Однако, в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что суд может признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если были совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения.
Полагаем, что при разрешении споров о признании акта о предоставлении жилого помещения недействительным, суды должны подробно исследовать основания принятия решения. В случае, если судом будет установлено, что уполномоченным органом вынесено решение в результате не полного анализа представленных гражданином документов, такое решение будет считаться не действительным.
Отметим, что течение срока давности по искам об истребовании недвижимого имущества (жилых помещений) из чужого незаконного владения начинается со дня, когда уполномоченный собственником жилищного фонда орган узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что не все основания, указанные в ст. 56 ЖК РФ, влекут неблагоприятные последствия для заявителя. Наступление жилищно-правовой ответственности у гражданина возникает, если: документы, представленные им в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствуют действительности либо совершены неправомерные действия должностными лицами органа по сговору с заявителем.
Литература
1. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О ветеранах» // «Российская газета». 1995, 25 января. № 19.
2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г., с изм. от 6 апреля 2015 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2015 г.) // «Российская газета». 2011, 21 июля. № 157.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 (ред. от 4 ноября 2014 г., с изм. от 26 мая 2015 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной
власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета». 2013, 11 января. № 3.
4. «Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 октября 2014 г.) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 2, февраль, 2015.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации».
6. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 и 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 6, 2011.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // «Российская газета». 2009, 8 июля. № 123.
8. Письмо Минрегиона РФ от 18 января 2010 г № 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» // «Нормирование в строительстве и ЖКХ», 2011, № 1.
9. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2014. С. 224.
10. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный научно-практический) / отв. ред. О.А. Егорова. Москва: Проспект, 2014. С. 704.
11. Шаповалова Е.В. Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2011. № 5. С. 28—32.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Federal law of 12 January 1995 No. 5-FZ (as amended on June 29, 2015) «On veterans» // «Rossiyskaya Gazeta». 1995, January 25. No. 19.
2. Federal law of July 19, 2011 № 247-FZ (as amended on November 4, 2014, with Rev. from 6 April 2015) «About social guarantees to employees of bodies of internal Affairs of the Russian Federation and introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (as amended. and EXT., Preface. effective from 1 January 2015) // Rossiyskaya Gazeta. 2011, July 21. No. 157.
3. Federal law of 30 December 2012 № 283-FZ (as amended on November 4, 2014, with Rev. from 26 may 2015) «About social guarantees to employees of some Federal Executive bodies and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2013, January 11. No. 3.
4. «A court practice overview on civil cases related to recovery of residential premises from good faith purchasers, claims of state bodies and bodies of local self-government» (app. The Presidium of the Supreme Court on October 1, 2014) // «Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation», No. 2, February, 2015.
5. The definition of the constitutional Court of the Russian Federation of 19 April 2007 No. 258-About-About «About refusal in admission for consideration of the complaint of the citizen Kuznetsov Alexander Vladimirovich on infringement of its constitutional rights by article 53 of the Housing code of the Russian Federation».
6. The definition of the constitutional Court of the Russian Federation of 12 April 2011, № 551-Oh «On the complaint of the citizen Kudryashov Yury Aleksandrovicha on infringement of its constitutional rights by the provisions of clause par. 2 and 3 p. 1 of art. 14, p. 2 and 3 of art. 49, par. 4 of p. 1 of art. 51, p. 2 of art. 52, par. 3 of p. 2 of art. 57 of the Housing code of the Russian Federation and art. 17 of the Federal law «About social protection of invalids in the Russian Federation» // «Bulletin of the constitutional Court of the Russian Federation», No. 6, 2011.
7. The resolution of the Plenum of the Supreme Court dated 2 July 2009 № 14 «About some questions arising in judiciary practice at application of the Housing code of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. 2009, 8 July. No. 123.
8. Letter of RF Ministry for regional development dated 18 January 2010, No. 809-SC/07 «for clarification
of issues related to the provision of housing to veterans of the great Patriotic war, families of killed (deceased) invalids and participants of great Patriotic war» // «Rationing in the construction and housing and communal services», 2011, № 1.
9. Egorova O.A., Bespalov Yu.F. Handbook of judges in housing cases: a training manual. Moscow: Prospect, 2014. P. 224.
10. Commentary on Housing code of the Russian Federation (article-by-article scientific and practical) / resp. edited by O.A. Egorova. Moscow: Prospect, 2014. P. 704.
11. ShapovalovE.V. Intentional worsening of housing conditions Housing code of the Russian Federation // Family and housing law. 2011. No. 5. P. 28—32.
1 Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 и 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 6, 2011.
2 Архив правительства Краснодарского края.
3 Письмо Минрегиона РФ от 18 января 2010 г. № 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» // «Нормирование в строительстве и ЖКХ», 2011, № 1.
4 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О ветеранах» // «Российская газета». 1995, 21 января. № 19.
5 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г., с изм. от 6 апреля 2015 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2015 г.) // «Российская газета». 2011, 21 июля. № 157.
6 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г., с изм. от 26 мая 2015 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета». 2013, 11 января. № 3.
7 Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации».
8 Шаповалова Е.В. Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2011. № 5. С. 28—32.
9 «Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 октября 2014 г.) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 2, февраль, 2015.
10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // «Российская газета». 2009, 8 июля. № 123.
11 «Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 октября 2014 г.) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 2, февраль, 2015.