УДК 347
ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН МАЛОИМУЩИМИ В ЦЕЛЯХ ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Масленникова Людмила Владимировна к.ю.н., доцент
Косенко Виктория Олеговна студентка юридического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Авторами анализируются критерии признания граждан малоимущими, основания и порядок такого признания. Т акже отражаются замечания, касающиеся недостатков, как в Жилищном кодексе РФ, так и в законе Краснодарского края от 29 декабря 2009 г. № 1890-КЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». На базе проведенного исследования, авторы предлагают самостоятельные выводы и суждения по рассматриваемому вопросу
Ключевые слова: МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ, ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ, НУЖДАЕМОСТЬ В ЖИЛЬЕ
UDC 347
CLAIMING CITIZENS AS POOR FOR THE PURPOSES OF SETTING THEM AS REGISTERED AS IN NEED OF RESIDENTIAL PREMISES BY THE LEGISLATION OF THE KRASNODAR REGION
Maslennikova Lyudmila Vladimirovna Cand.Leg.Sci., associate professor
Kosenko Viktoria Olegovna Law department student Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
The authors analyze the criteria of claiming citizens as poor, the grounds and the procedure of such recognition. Also, the article reflected the observations regarding the deficiencies as the Housing code of the Russian Federation and the law of the Krasnodar region dated 29 December 2009, № 1890-KZ “To the procedure of claiming citizens as poor in order to make them registered as in need of residential premises”. According to the research, the authors propose independent conclusions and judgments on the subject
Keywords: POOR CITIZENS, RIGHT TO HOUSING, NEED FOR HOUSING
Каждый гражданин имеет право на жилище и это право предусмотрено статьей 40 Конституции РФ [1]. Право на жилище входит в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека [2] и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах [3]. Однако, Конституция Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее, ЖК РФ) [4] не раскрывают конкретный порядок реализации данного права.
В отношении малоимущих граждан статьей 40 Конституции РФ установлено правило: «Малоимущим, иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
В статье 40 Конституции РФ речь идет только о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления такого фундаментального права, как право на жилище. Используя положения ЖК РФ, можно сделать вывод, что конституционное право на жилище, в частности, в отношении малоимущих граждан реализуется, в основном, посредством предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях социального найма.
В науке постоянно исследуются критерии признания граждан малоимущими, основания и порядок такого признания. Так, например, П.В. Крашенинников [5] выделяет два критерия, которыми нужно руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим:
1) это граждане, имеющие невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. Предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления;
2) у граждан, имеющих невысокий доход, нет имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости.
В соответствии с законом, решение вопроса о том, кого считать малоимущими гражданами, выглядит следующим образом:
1) ЖК РФ называет два критерия, которыми следует руководствоваться: признание граждан малоимущими и отсутствие либо недостаток площади жилых помещений по сравнению с установленными законодательством субъекта нормами учета;
2) закон субъекта Федерации устанавливает порядок признания граждан малоимущими;
3) орган местного самоуправления фактически признает граждан малоимущими и принимает их на учет нуждающихся в жилье.
Статья 49 ЖК РФ устанавливает: «Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».
По мнению Л.В. Масленниковой, данное определение следует признать не полным, так как используется отсылка к законодательству субъекта РФ, регулирующему порядок признания граждан малоимущими, что способствует возникновению коллизий и противоречий в законодательстве различных субъектов РФ (в составе РФ находятся 83 субъекта (в настоящее время - 85, автор) и, соответственно, 83 нормативных акта, закрепляющих порядок признания граждан малоимущими) [6].
Таким образом, из содержания указанной статьи можно сделать следующие выводы:
1. Малоимущими граждане признаются органами местного самоуправления;
2. Порядок признания граждан малоимущими устанавливается законом субъекта РФ;
3. Любой субъект РФ должен учитывать при установлении порядка признания граждан малоимущими такие критерии как доход на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина, которое подлежит налогообложению.
На наш взгляд, следует согласиться с мнением В.П. Крашенинникова, которое соответствует действующему законодательству, но при этом, необходимо учитывать, что только фактические действия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилье, могут привести к положительному результату: предоставлению им жилого помещения.
Так, в Краснодарском крае принят закон субъекта от 29 декабря 2009 г. № 1890-КЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее, Закон КК о малоимущих) [7], который в статье 1 определяет это понятие: малоимущими признаются граждане и члены их семей (одиноко проживающие граждане), признанные органом местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений малоимущими по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. А одной из предпосылок нуждаемости в жилье является признание гражданина малоимущим. Закон КК о малоимущих содержит определенные требования, при которых граждане могут приобрести статус малоимущих.
Во-первых, необходимо наличие гражданства Российской Федерации. Статья 4 ЖК РФ устанавливает, что участниками жилищных отношений могут быть не только российские, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Однако, в отношении договора социального найма статья 49 ЖК РФ вводит исключение: «жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное». Необходимо отметить, что такая правовая норма имеет цель - обеспечение бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем, прежде всего, российских граждан.
Во-вторых, обеспеченность жильём должна быть не более учетной нормы, которая установлена в Краснодарском крае в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи [8].
В-третьих, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к имущественной обеспеченности для признания граждан малоимущими.
Имущественная обеспеченность включает в себя:
1. сумму стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению (жилищная обеспеченность);
2. суммарный доход гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) за расчетный период (доходная обеспеченность).
Статья 3 Закона КК о малоимущих устанавливает, что имущественная обеспеченность должна быть меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести гражданину и членам его семьи (одиноко проживающему гражданину) для обеспечения их жилыми помещениями по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования. В муниципальном образовании город Краснодар норма предоставления жилого помещения установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - для семьи из двух человек и 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина.
Закон КК о малоимущих, в статье 7, определяет следующие виды имущества, стоимость которых учитывается при рассмотрении вопроса о признании их малоимущими:
- земельные участки и (или) их части (доли в праве общей собственности);
- жилые помещения (жилые дома, квартиры, комнаты), дачные (садовые) домики в дачных кооперативах (садоводческих товариществах) и (или) их части (доли в праве общей собственности);
- гаражи и иные строения, помещения и сооружения и (или) их части (доли в праве общей собственности);
- транспортные средства, за исключением легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), приобретенных в соответствии с медицинскими показаниями, а также транспортных средств, находящихся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Следует обратить внимание, что при расчете имущественной обеспеченности для отнесения граждан к категории малоимущих с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не учитывается стоимость принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи (одиноко проживающему гражданину) на праве собственности земельных участков площадью 600 и менее квадратных метров, предоставленных гражданам для ведения садоводства и огородничества, но не более одного на семью.
Также, статья 5 Закона КК о малоимущих устанавливает виды доходов граждан, полученные в денежной и натуральной форме, которые учитываются при рассмотрении вопроса о признании их малоимущими:
1) все, предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка;
2) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
3) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
4) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
5) различные социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсии, стипендии, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности и т.п.)
6) иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления, организациями;
7) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину и (или) отдельным членам его семьи (одиноко проживающему гражданину), к которым относятся доходы от сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дачных (садовых) домиков в дачных кооперативах (садоводческих товариществах), гаражей, иных объектов нежилой недвижимости и (или) их частей (долей в праве общей собственности), транспортных и иных механических средств;
8) доходы гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина), в которые включаются:
- денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие
постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные
законодательством Российской Федерации;
- единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;
- оплата работ по гражданско-правовым договорам;
- материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам;
- авторские вознаграждения, в том числе по авторским договорам наследования;
- доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства;
- доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;
- алименты, получаемые гражданином и (или) членами его семьи (одиноко проживающим гражданином);
- денежные эквиваленты полученных гражданином и (или) членами его семьи (одиноко проживающим гражданином) мер социальной поддержки, установленных в натуральной форме органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления, организациями;
- проценты по банковским вкладам;
- наследуемые и подаренные денежные средства;
- вознаграждение, причитающееся приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей;
- вознаграждение, причитающееся патронатным воспитателям за оказание услуг по осуществлению патронатного воспитания, социального и постинтернатного патроната;
- субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляемые в соответствии с законодательством Краснодарского края.
Рассматривая данный критерий, при котором граждане могут приобрести статус малоимущих, необходимо учитывать такое понятие как «члены семьи». Однако, ЖК РФ не содержит понятие членов семьи граждан при принятии их на учет.
В данном случае, на наш взгляд, следует применять аналогию закона и признать членами семьи нуждающихся в жилье граждан в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, дающей понятие члена семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Это позволит признавать лиц членами семьи в тех случаях, когда такое понятие отсутствует в законодательстве субъектов РФ.
Некоторые авторы, такие как Тихомиров М.Ю. и Тихомирова Л.В., также считают, что в таком случае создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия «члены семьи» на региональном уровне, так как порядок признания гражданина малоимущим определяется законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 49 ЖК РФ) [9].
Следует обратить внимание на то, что ЖК РФ содержит понятие членов семьи собственника жилого помещения (статья 31 ЖК РФ), членов семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма (статья 69 ЖК РФ). Поэтому, с нашим мнением наиболее созвучна позиция М.Ю. Тихомирова, который считает, что «в данном случае мы имеем дело с очевидным пробелом в правовом регулировании, и поэтому, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии
закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применять правила части 1 статьи 69 ЖК РФ, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма».
В свою очередь, Закон КК о малоимущих в статье 2 устанавливает, что к членам семьи гражданина относятся независимо от места их жительства в пределах территории одного муниципального образования супруг (супруга), их общие несовершеннолетние дети и совершеннолетние нетрудоспособные дети, несовершеннолетние дети и совершеннолетние нетрудоспособные дети гражданина и (или) его супруга (супруги), а также проживающие совместно с гражданином его родители и совершеннолетние дети, родители и совершеннолетние дети супруга (супруги), другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы гражданина, проживающие по месту жительства совместно с ним в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство, иные лица, признанные членами семьи гражданина в судебном порядке.
По нашему мнению, к членам семьи малоимущих граждан следует также отнести совместно с ними проживающих несовершеннолетних детей, родителей (не имеющих иного дохода, помимо пенсионного обеспечения), супругов и иных граждан, в отношении которых малоимущий гражданин является опекуном или попечителем.
Согласно приказу Министерства регионального развития РФ [10], следует учитывать, что при определении критерия имущественной обеспеченности органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления первоначально должны проверять критерий обеспеченности жильем, а только затем - доходы, поскольку процедура оценки доходов и имущества является более трудоемкой как для заявителей, так и для органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные критерии должны учитываться в совокупности для того, чтобы гражданин был признан малоимущим.
По Закону КК о малоимущих, перечень документов, которые необходимо предоставить по месту своего жительства в уполномоченный орган для признания гражданина малоимущим является исчерпывающим и включает в себя: заявление заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и каждого члена его семьи; документы о составе семьи заявителя; документы органов по регистрации прав на имущество и органов технической инвентаризации, подтверждающие правовые основания владения заявителем и (или) членами его семьи (одиноко проживающим гражданином) подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности (оригиналы и копии); выписка из лицевого счета жилого помещения по месту жительства гражданина и членов его семьи по форме, установленной органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства; уведомление гражданина о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований признания его нуждающимся в жилом помещении, выданное в порядке и по форме, которые установлены органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищнокоммунального хозяйства; налоговые декларации и приложения к ним; заверенные индивидуальным предпринимателем копии отдельных листов книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, использующего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) применяющего упрощенную систему налогообложения за определенный период (всего около 10 документов на одного члена семьи).
На наш взгляд, законодатель правильно закрепил исчерпывающий перечень документов, которые могут требовать органы для признания граждан малоимущими. Это позволяет снизить количество обращений граждан в суд по искам о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в признании малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Отказ, как правило, мотивируется тем, что не предоставлены необходимые документы.
После подачи всех необходимых документов заявителю, подавшему заявление, выдается расписка в получении от него этих документов с указанием их перечня и даты их получения уполномоченным органом, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам (статья 11 Закона КК о малоимущих).
Непомерно большой, но необходимый (в рамках действующего ЖК РФ) перечень документов, предоставляемых с целью постановки многодетных семей на учет нуждающихся в жилье, в Краснодарском крае собирается по принципу «одного окна», когда гражданам по их заявлениям документы истребуются работниками созданных «многофункциональных центров».
Уполномоченный орган (в г. Краснодаре - это Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар) самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для признания заявителя и членов его семьи малоимущими, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения); проверяет соответствие оригиналов и копий представленных документов и в случае их идентичности
проставляет отметку о соответствии копии каждого документа оригиналу. Как отмечалось раньше, заявители могут обратиться в «многофункциональные центры» по месту их жительства. Оригиналы документов, в последующем, возвращаются заявителям.
По окончании вышеперечисленных действий в отношении заявителя и членов его семьи формируется регистрационное дело; проверяется достоверность всех предоставленных заявителем документов (сведений). Результаты проверки приобщаются к регистрационному делу.
Если нет оснований для отказа в признании гражданина и членов его семьи малоимущими, то орган местного самоуправления принимает решение (на основании письменного заключения уполномоченного органа о наличии законных оснований для признания заявителя и членов его семьи малоимущими) о признании граждан малоимущими.
Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Если же в отношении заявителя и членов его семьи было принято решение об отказе в признании их малоимущими, то при снижении уровня имущественной обеспеченности и наличии нуждаемости в жилых помещениях они могут повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о признании малоимущими.
Если заявитель считает, что отказ в признании малоимущим незаконный, то он может защитить свои права в судебном порядке.
В целом, законодательством Краснодарского края достаточно полно регламентируются основания, порядок и последствия признания граждан малоимущими. Однако, существует, на наш взгляд, ряд проблем, которые требуют не только решения, но и правового регулирования.
Во-первых, фактическое предоставление жилья не осуществляется или осуществляется, но в очень длительный срок. К сожалению, для того, чтобы получить жилье по договору социального найма малоимущим гражданам необходимо «простоять» в очереди порой более 10 лет и сохранять статус малоимущих, что очень негативно отражается на жизненных целях и самооценке всей семьи.
На наш взгляд, очень существенным недостатком является отсутствие указания на возможность изменения материального состояния семьи и, главное, периода времени роста доходов или их снижения. Совершенно очевидно, что граждане могут за 1-3 года менять свое материальное положение (например, получить более высокую заработную плату), и поэтому, утратить основание для признания их малоимущими. Однако, очевидно и то, что за 1-3 года их семья так и не сможет накопить средства для приобретения жилья и стабильного дохода на случай 15-20летней выплаты средств даже в соответствии с условиями кредитного договора. Поэтому, представляется необходимым, учесть период, когда гражданин, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилье, может утратить статус малоимущего и законодательно установить его в пределах от 3 до 7 лет.
Во-вторых, общая проблема дефицита жилья заключается в отсутствии достаточного по площади жилищного фонда и недостатке средств у органов местного самоуправления, необходимых для приобретения или строительства жилья в более сжатые сроки (до 7 лет).
Так, по данным Краснодарстата, в 2012 году только 3406 семей (включая одиноких), получили жилые помещения и улучшили жилищные условия, что составляет всего лишь 4% от общего числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Краснодарском крае. А общее число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года) составило в
Краснодарском крае 81626 семей, что составляет 4,4% от общего числа семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по России [11].
Решить проблему недостатка средств в местных бюджетах на эти цели, по нашему мнению, позволит такой механизм, когда муниципальное образование предоставит территории для застройки жилыми домами частным строительным организациям, а те, в свою очередь, передадут в собственность муниципальному образованию некоторое количество жилых помещений (например, 7-10%). На наш взгляд, так частично можно решить сложившуюся ситуацию с дефицитом жилья, которое предоставляется по договору социального найма.
Изучив судебную практику, можно отметить, что в делах, связанных с признанием граждан малоимущими существует тенденция частых неправомерных отказов в признании их таковыми. Большое количество судебных решений в резолютивной части определяет судьбу иска такими словами: «Признать незаконным решение об отказе в признании
малоимущим», «обязать уполномоченный орган рассмотреть заявление о признании малоимущим», «признать малоимущим», «признать решение администрации муниципального образования об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным» [12].
Сегодня совершенно очевидными являются те проблемы, с которыми приходится сталкиваться и гражданам и чиновникам в процессе реализации конституционного фундаментального права российских граждан на жилище. Российская Федерация - социальное государство, политика которого, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека, государство обязано создать все необходимые условия для того, чтобы право граждан на жилище действительно реализовывалось, а не просто было закреплено в основном законе государства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67. 5 апреля.
3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации /
Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2010. С. 154.
6. Масленникова Л.В. Право граждан на жилище и конституционные основы его
реализации. // Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды Кубанского государственного аграрного университета. Серия «Право». Выпуск 15. Краснодар. 2012. С. 100.
7. О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях: Закон Краснодарского края от 29
декабря 2009 г. № 1890-КЗ // Кубанские новости. 2009. № 225. 30 декабря.
8. Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма: Решение городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п. 7 // Краснодар. 2005. № 52. 23 декабря.
9. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации с образцами правовых документов (поглавный) / Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. М., 2007. С. 36.
10. Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма: Приказ Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 18 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2005. № 2.
11. www.krsdstat.gks.ru - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
12. Решение по делу № 2-907/2012 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) // www.rospravosudie.com;
Решение по делу № 2-3759/2011 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) // www.rospravosudie.com.
References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // SZ RF. 2014. № 9. St. 851.
2. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka (prinjata General'noj Assambleej OON
10.12.1948) // Rossijskaja gazeta. 1995. № 67. 5 aprelja.
3. Ob jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah: Mezhdunarodnyj pakt ot 16.12.1966 // Bjulleten' Verhovnogo Suda RF. 1994. № 12.
4. Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 № 188-FZ // SZ RF. 2005. № 1. St. 14.
5. Postatejnyj kommentarij k Zhilishhnomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. P.V. Krasheninnikova. M., 2010. S. 154.
6. Maslennikova L.V. Pravo grazhdan na zhilishhe i konstitucionnye osnovy ego realizacii. // Problemy juridicheskoj nauki i pravoprimenitel'noj dejatel'nosti. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Serija «Pravo». Vypusk 15. Krasnodar. 2012. S. 100.
7. O porjadke priznanija grazhdan maloimushhimi v celjah prinjatija ih na uchet v kachestve nuzhdajushhihsja v zhilyh pomeshhenijah: Zakon Krasnodarskogo kraja ot 29 dekabrja 2009 g. № 1890-KZ // Kubanskie novosti. 2009. № 225. 30 dekabrja.
8. Ob ustanovlenii uchetnoj normy i normy predostavlenija ploshhadi zhilogo pomeshhenija municipal'nogo zhilishhnogo fonda, predostavljaemogo grazhdanam po dogovoru social'nogo najma: Reshenie gorodskoj Dumy Krasnodara ot 15.12.2005 № 4 p. 7 // Krasnodar. 2005. № 52. 23 dekabrja.
9. Kommentarij k Zhilishhnomu kodeksu Rossijskoj Federacii s obrazcami pravovyh dokumentov (poglavnyj) / Tihomirov M.Ju., Tihomirova L.V. M., 2007. S. 36.
10. Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij dlja sub#ektov Rossijskoj Federacii i organov mestnogo samoupravlenija po opredeleniju porjadka vedenija organami mestnogo samoupravlenija ucheta grazhdan v kachestve nuzhdajushhihsja v zhilyh pomeshhenijah, predostavljaemyh po dogovoram social'nogo najma, i po predostavleniju takim grazhdanam zhilyh pomeshhenij po dogovoru social'nogo najma: Prikaz Minregiona RF ot 25.02.2005 № 18 // Normirovanie v stroitel'stve i ZhKH. 2005. № 2.
11. www.krsdstat.gks.ru - oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki.
12. Reshenie po delu № 2-907/2012 Frunzenskogo rajonnogo suda g. Jaroslavlja (Jaroslavskaja oblast') // www.rospravosudie.com;
Reshenie po delu № 2-3759/2011 Prikubanskogo rajonnogo suda g. Krasnodara (Krasnodarskij kraj) // www.rospravosudie.com.