Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).
Право. Вып. 44. С. 46-52.
УДК 342.7
ББК 67.300
К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН
НА ЖИЛИЩЕ
Л. В. Сотникова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Рассматривается содержание понятия «улучшение жилищных условий» в российском законодательстве с учетом правоприменительной практики. Анализируется уровень признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в зависимости от территории проживания. Формулируются предложения по совершенствованию федерального жилищного законодательства в части установления критериев нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий.
Ключевые слова: жилище, право на жилище, нуждаемость в улучшении жилищных условий, учетная норма, выселение.
Конституция Российской Федерации в ст. 40 провозгласила право каждого на жилище, возложив на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность содействовать реализации этого права и поощрять жилищное строительство [1].
Содержание отраслевого законодательства: Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее по тексту: ГК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации [3] (далее по тексту: ЖК РФ), положения Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» [4], программ «Жилище» на 2011— 2015 гг. [5] — ориентирует на улучшение россиянами своих жилищных условий.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [6] и принятая для его исполнения государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2013—2020 гг. [7] прямо называют цели реализации жилищной политики государства: улучшение жилищных условий жителей России.
Термин «улучшение жилищных условий», активно применяемый в актах различного уровня, тем не менее не имеет легального определения ни в гражданском, ни в жилищном законодательстве.
Обычно в научной литературе говорится о возможности улучшения жилищных условий. Как
правило, под улучшением понимается увеличение площади занимаемого жилища, предоставление отдельного жилого помещения, оснащение жилья коммуникациями жилищно-коммунальной инфраструктурой и т. п.
Легальное определение понятия «улучшение жилищных условий» представлено в законодательстве о социальном обеспечении. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [8] (далее по тексту: Закон о материнском капитале) предусматривает возможность направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семьи (п. 3 ст. 7), под которым понимают:
- приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
- строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения ор-
ганизации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (п. 1 ст. 10 Закона о материнском капитале), а также компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» [9]).
Учитывая особенности законодательства о социальном обеспечении, представляется, что было бы некорректно применять вышеприведенное определение во всех случаях, когда необходимо оценить действия участников жилищных отношений. Тем более что жилищное законодательство предусматривает такую возможность решения жилищной проблемы, как предоставление лицу, признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а также предоставление земельного участка (ст. 56 ЖК РФ).
Таким образом, вопрос об улучшении жилищных условий формулируется государством прежде всего для категорий граждан, у которых нет жилища или его количественные и качественные характеристики не соответствуют требованиям нормативных правовых актов.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение проблематики переселения граждан из ветхого жилья.
Судебная практика не трактует данный вид изменения жилищных отношений как улучшение жилищных условий, о чем прямо указывается в судебных решениях [9]. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2007 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 37) подчеркивает, что суду при принятии решения о выселении в порядке ст. 89 ЖК РФ следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых граждан. Общепризнанной по данной проблеме стала позиция, согласно которой предоставление гражданам другого жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер, так как такое выселение об -условлено, как правило, обстоятельствами, не зависящими от граждан (например, изъятие земель-
ного участка, на котором находится дом, для государственных или муниципальных нужд либо невозможность проживания в связи с ветхостью). Такой подход позволяет государству переселять из сносимого жилья в одну квартиру родителей и взрослых детей: отец и сын выселены в однокомнатную квартиру [10]; совершеннолетние брат и сестра, имеющие сыновей, признаны членами одной семьи, так как не представили доказательства обратного [11]; бывший муж, бывшая жена, ее дочь и внучка также при переселении получили жилье как члены одной семьи [12].
Очевидно, что подобная позиция власти обусловлена прежде всего финансовыми причинами, но в свете реализации конституционного права на жилище такой подход при решении жилищной проблемы представляется не вполне логичным, так как неизбежно влечет судебные тяжбы, а значит, увеличение государственных расходов, конфликтные ситуации, которые могут вызвать дестабилизацию в обществе и увеличение числа семей, считающих свои жилищные условия неприемлемыми, что абсолютно не соответствует целям национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Вместе с тем следует согласиться с точкой зрения З. Вешкурцевой, изложенной в комментарии к статье Д. Келехсаевой «Переселение в связи со сносом — не улучшение жилищных условий!» [13], что целью законодателя при таком выселении является не улучшение жилищных условий граждан по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, достаточно спорными выглядят нормы ЖК РФ, предоставляющие право муниципалитетам принимать нормативные акты в части установления нормы предоставления жилья и признания гражданина малоимущим.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Норма предоставления жилого помещения, безусловно, является нормой жилищного законодательства, а следовательно, она должна быть установлена либо федеральным актом, либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перевод этой обязанности на органы местного самоуправления не оправдан, тем более что ЖК РФ позволяет устанавливать эту норму
исходя из достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). ЖК РФ также вводит понятие «учетной нормы», под которой понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из чего принимается решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении (п. 4 ст. 50 ЖК РФ). Учитывая уровень развития муниципальных образований в Российской Федерации, объективно приведенные показатели будут значительно отличаться в зависимости от региона страны. Например, учетная норма в Аше Челябинской области — 12 кв. м общей площади на одного человека, причем норма предоставления жилого помещения варьируется в размере не менее 12 и не более 18 кв. м; таким образом, норма нуждаемости в жилище и норма предоставления жилого помещения — 12 кв. м — фактически совпадают [14]. В Москве учетная норма — 10 кв. м, в Челябинске — 10 [15], в Самаре — 11 [16], в Перми — 12 [17], во Владивостоке — 13 [18], в Астрахани — 11 [19], в Тюмени — 15 кв. м [20].
Нормы предоставления жилого помещения также существенно различаются. Нередко разница между критерием нуждаемости и нормой предоставления или отсутствует (Аша), или не превышает 1 кв. м (например, учетная норма в Находке — 12,5, а норма предоставления — 13,5 кв. м [21]). В отдельных муниципальных образованиях (как городских, так и сельских) решения представительных органов местного самоуправления об установлении учетной нормы жилого помещения, по данным справочных систем, вообще не опубликованы (например, в Черниговском сельском поселении Агаповского района Челябинской области, Ашинском городском поселении Ашинского муниципального района Челябинской области). Современные технологии не позволяют выяснить источник опубликования и при помощи сети Интернет. Данные факты вообще ставят под сомнение легитимность устанавливаемых на местном уровне норм и правил.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости установления на законодательном уровне стандарта обеспеченности жильем, при недостижении которого человек считается нуждающимся.
Следует отметить, что в части оплаты жилых помещений такая норма установлена: она равна 18 кв. м общей площади жилого помещения на од-
ного человека [22]. Кроме того, Федеральная программа «Жилище» на 2011—2015 гг. в ожидаемых результатах реализации имеет достижение такого уровня обеспеченности жильем, когда одна семья из трех человек за четыре года сможет приобрести квартиру площадью 54 кв. м, то есть вновь получаем критерий 18 кв. м на человека. Однако представляется, что данная цифра должна быть выше 18 кв. м, так как, согласно указанной программе, на 2011 г. цифра обеспеченности россиян жильем уже достигла 22,4 кв. м.
Установление на федеральном уровне единой нормы обеспеченности жильем станет в том числе и реализацией принципа равенства правового статуса жителей России. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания [23]. Изложенное косвенно подтверждается и в постановлениях высших органов государства. Так, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 16 марта 2007 г. № 92-СФ «О Докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2006 года "О состоянии законодательства в РФ"» [24] отмечает, что в ЖК РФ не раскрыто понятие «малоимущий», которое является юридически значимым, поскольку связано с правом на получение «льготного» социального жилья. В рамках разграничения предметов ведения в сфере жилищной политики предполагалось, что это определение должно быть разъяснено на уровне законодательства субъектов РФ, однако высока вероятность существенных различий между регионами в этом вопросе, что вызывает сомнения в соблюдении принципа равенства граждан вне зависимости от места их проживания.
Унификация на федеральном уровне критерия «нуждаемости в жилье» сведет к минимуму судебные решения, формально соответствующие букве закона, но с трудом понимаемые с позиции здравого смысла. Так, например, в Челябинской области по делу № 33-632/2010 областной суд оставил в силе решение районного суда, согласно которому был снят с учета нуждающихся гражданин, проживающий в однокомнатной квартире жилой площадью 18,4 кв. м, общей площадью 40,5 кв. м с взрослой дочерью и зятем. Суд
посчитал, что замужняя дочь является членом семьи истца, но ее муж в их число не входит. Совместное проживание троих взрослых в однокомнатной квартире является состоянием, не позволяющим признать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В другом случае суд посчитал законным отказ ветерану Великой Отечественной войны в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в федеральную программу по обеспечению жильем ветеранов в связи с тем, что сын, с которым проживает истец, имеет в собственности две квартиры общей площадью 116,2 кв. м на семь человек.
В контексте рассматриваемого вопроса видится необоснованным осуществление муниципального нормотворчества в жилищной сфере. Как отмечает В. Н. Литовкин, введение
третьего правотворческого уровня, регулирующего общественные жилищные отношения, кроме Российской Федерации и ее субъектов, — это нарушение ст. 72 Конституции Российской Федерации, отсюда «жилищное законодательство может быть только федеральным или субъектов РФ» [25. С. 5].
В заключение необходимо отметить, что, согласно жилищным программам, произошло изменение политики государства в части качественной характеристики жилья в РФ. Если реализация Программы 2002—2010 гг. должна была обеспечить россиян доступным и комфортным жильем, то Программа 2011—2015 гг. определяет необходимость создать условия для развития массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 // Рос. газ. - 2005. - 12 янв.
4. Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009—2012 гг. [Электронный ресурс] // Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике : офиц. сайт. -URL: http:www.rost.ru (дата обращения: 20.05.2015).
5. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011—2015 гг.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 5. - Ст. 739.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Рос. газ. - 2012. - 9 мая.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 (ч. III). - Ст. 2169.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Рос. газ. - 2006. - 31 дек.
9. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (с изм. и доп. от 24.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 51. - Ст. 6374.
10. Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2010 № 69-В10-8 [Электронный ресурс]. - URL: http:www.vsrf.ru (дата обращения: 25.10.2015).
11. Определение Московского городского суда от 18.04.2011 по делу № 33-11306 [Электронный ресурс]. - URL: www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 25.10.2015).
12. Определение Московского городского суда от 18.05.2011. по делу № 33-14585 [Электронный ресурс]. - URL: www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 25.10.2015).
13. Келехсаева, Д. Переселение в связи со сносом — не улучшение жилищных условий! / Д. Келехса-ева // Жилищ. право. - 2011. - № 11. - С. 73-82.
14. Постановление Совета депутатов Ашинского городского поселения, Ашинского муниципального района от 15.07.2010 № 33 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений в Ашинском городском поселении» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asha-gr. ru (дата обращения: 25.10.2015).
15. Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 25.10.2005 № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Челябинск» // Сб. норматив. правовых актов Челяб. гор. Думы. - 2005. - № 6. - С. 57.
16. Решение Думы городского округа Самара от 19.07.2006 № 298 «О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 27 октября 2006 года "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещении и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара"» // Самар. изв. - 2006. - 22 июля.
17. Решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» // Рос. газ. -2006. - 8 июня.
18. Решение Думы города Владивостока от 29.09.2005 № 94 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Владивостоке» // Владивосток. - 2005. - 12 окт.
19. Решение Совета муниципального образования «город Астрахань» от 30.05.2006 № 61 «Об учетной норме площади и норме предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории города Астрахани» [Электронный ресурс]. - URL: http://astrakhan.new-city.info (дата обращения: 25.10.2015).
20. Решение Тюменской городской Думы от 30.06.2005 № 225 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» // Тюмен. курьер. - 2005. - 14 июля.
21. Решение Думы Находкинского городского округа Приморского края от 20.09.2005 № 487 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» // Находкин. рабочий. - 2005. - 13 окт.
22. Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Рос. газ. - 2005. - 6 сент.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации и жалобой граждан М. Ш. Орлова, Х. Ф. Орлова и З. Х. Орловой» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 26. - Ст. 2876.
24. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 16.03.2007 № 92-СФ «О Докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2006 года "О состоянии законодательства в РФ"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 13. - Ст. 1474.
25. Литовкин, В. Н. Национальный проект, способный вывести людей на улицу, или Дефектная ведомость Жилищного кодекса РФ / В. Н. Литовкин // Жилищ. право. - 2006. - № 4. - С. 5.
Сведения об авторе
Сотникова Лилия Владимировна — преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 46-52.
TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF LIVING CONDITIONS AS ONE OF COMPONENTS OF REALIZATION OF THE RIGHT OF CITIZENS FOR THE DWELLING
L. V. Sotnikova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The content of the concept "improvement of living conditions" of the Russian legislation taking into account law-enforcement practice is considered. Level of recognition of the citizen needing improvement of living conditions depending on the territory of accommodation is analyzed. Suggestions for improvement of the federal housing legislation of part of establishment of criteria of needs of citizens in improvement of living conditions are formulated.
Keywords: dwelling, right to housing, needs in improvement of living conditions, registration norm, eviction.
References
1. [Constitution of the Russian Federation: accepted by national vote on Dec. 12, 1993]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.).
2. [Civil code of the Russian Federation: part second: The federal law of Jan. 26, 1996, no. 14-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1996, no. 5, no. 410. (In Russ.).
3. [The housing code of the Russian Federation of December 29, 2004]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], 2005, January 12. (In Russ.).
4. Programma realizatsii prioritetnogo natsional'nogo proekta «Dostupnoe i komfortnoe zhil'ye — grazh-danam Rossii» na 2009—2012 gg. [The program of implementation of the priority national project "Affordable and Comfortable Housing — to Citizens of Russia" for 2009—2012]. Ofitsial'nyy sayt Sovetapri Prezidente Rossii po realizatsii prioritetnyh natsional'nyh proektov i demograficheskoy politike [The official site of Council at the President of Russia for implementation of priority national projects and population policy]. Available at: http://iam.duma.gov.ru/node/874450/14615, accessed 20.05.2015. (In Russ.).
5. [About the federal target Dwelling program for 2011—2015: The resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 17, 2010, no. 1050]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2011, no. 5, art. 739. (In Russ.).
6. [About measures for providing citizens of the Russian Federation with affordable and comfortable housing and improvement of quality of housing-and-municipal services: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012, no. 600]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2012, May 9. (In Russ.).
7. [Providing with affordable and comfortable housing and utilities of citizens of the Russian Federation: The state program approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014, no. 323]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 18 (pt. III), art. 2169. (In Russ.).
8. [About additional measures of the state support of the families having children: The Federal law of December 29, 2006, no. 256-FZ]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2006, December 31. (In Russ.).
9. [About rules of the direction of funds (part of means) of the maternity (family) capital for improvement of living conditions: The resolution of the Government of the Russian Federation of December 12, 2007, no. 862 (with amendment and additional of December 24, 2011)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2007, no. 51, art. 6374. (In Russ.).
10. [Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of June 22, 2010, no. 69-B10-8]. Available at: http:www. vsrf.ru, accessed 25.10.2015. (In Russ.).
52
N. B. ComHUKOBa
11. [Definition of the Moscow city court of April 18, 2011 in the matter of No. 33-11306]. Available at: http:www.mos-gorsud.ru, accessed 25.10.2015. (In Russ.).
12. [Definition of the Moscow city court of May 18, 2011 in the matter of No. 33-14585]. Available at: http:www.mos-gorsud.ru, accessed 25.10.2015. (In Russ.).
13. Pereselenie v svyazi so snosom — ne uluchshenie zhilishchnyh usloviy! [Resettlement in connection with demolition is not improvement of living conditions!]. Zhilishchnoepravo [Housing law], 2011, no. 11, pp. 73-82. (In Russ.).
14. [About the statement of norm of granting and registration norm of the area of premises in the Ashinskiy city settlement: The resolution of Council of deputies of the Ashinskiy city settlement, Ashinskiy municipal area of July 15, 2010, no. 33]. Available at: http://www.asha-gr.ru, accessed 25.10.2015. (In Russ.).
15. [About establishment of norm of granting and registration norm of the area of premises in the territory of municipality Chelyabinsk: The decision of Chelyabinsk City Council of the third convocation of October 25,
2005, no. 7/9]. Sbornik normativnyhpravovyh aktov Chelyabinskoy gorodskoy Dumy [Collection of regulations of Chelyabinsk City Council], 2005, no. 6, p. 57. (In Russ.).
16. [About modification of the Resolution of the Samara City Council of October 27, 2006. "About establishment of norm of granting the area inhabited the room and registration norm of the area of premises in the city district Samara: The decision of the Duma of the city district Samara of July 19, 2006, no. 298]. Samarskie izvestiya [Samara news], 2006, July 22. (In Russ.).
17. [About the statement of registration norm and norm of granting premises to the area on the contract of social hiring: The decision of the Perm City Council of May 30, 2006, no. 103]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2006, June 8. (In Russ.).
18. [About establishment of norm of granting and registration norm of the area of premises in the city of Vladivostok: The decision of the Duma of Vladivostok of September 29, 2005, no. 94]. Vladivostok, 2005, October 12. (In Russ.).
19. [About registration norm of the area and norm of granting premises on contracts of social hiring for territories of the city of Astrakhan: The decision of Council of municipality "the city of Astrakhan" of May 30,
2006, no. 61]. Available at: http://astrakhan.new-city.info, accessed 25.10.2015. (In Russ.).
20. [About establishment of registration norm of the area of premises, the size of the income and cost of property for recognition of citizens needy, and also granting premises to the area under the contract of social hiring: The decision of the Tyumen City Council of June 30, 2005, no. 225]. Tyumenskiykur'er [Tyumen courier], 2005, July 14. (In Russ.).
21. [About the statement of registration norm and norm of granting premises to total area on the contract of social hiring: The decision of the Duma of the Nakhodka city district of Primorsky Kray of September 20, 2005, no. 487]. Nakhodkinskiy rabochiy [Nakhodka worker], 2005, October 13. (In Russ.).
22. [About federal standards of payment of premises and utilities: The resolution of the Government of the Russian Federation of August 29, 2005, no. 541]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2005, September 6. (In Russ.).
23. [On the case of check of constitutionality of provisions of subparagraph 1 of point 2 of article 2 of the Federal law "About introduction of the Housing code of the Russian Federation" and part one of article 4 of the Law of the Russian Federation "About privatization of housing stock in the Russian Federation" (in edition of article 12 of the Federal law "About introduction of the Housing code of the Russian Federation") in connection with inquiry of the Supreme Court of the Russian Federation and the complaint of citizens M. Sh. Orlov, H. F. Orlov, and Z. H. Orlova: The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 15, 2006, no. 6-P]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2006, no. 26, art. 2876. (In Russ.).
24. [About the Report of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation of 2006 "About a condition of the legislation in the Russian Federation": The resolution of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation of March 16, 2007, no. 92-SF]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2007, no. 13, art. 1474. (In Russ.).
25. Litovkin V.N. Natsional'nyy proekt, sposobnyy vyvesti lyudey na ulitsu, ili Defektnaya vedomost' Zhilishchnogo kodeksa RF [The national project capable to bring people to the street, or the Repair list of the Housing code of the Russian Federation]. Zhilishchnoyepravo [Housing law], 2006, no. 4, p. 5. (In Russ.).