Научная статья на тему 'Снижение затрат как фактор конкурентоспособности'

Снижение затрат как фактор конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Паймушкина Наталья Владимировна

Рассмотрены аспекты конкурентоспособности продукции. Показано, что актуальной проблемой в настоящее время является снижение затрат на всех этапах жизненного цикла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение затрат как фактор конкурентоспособности»

ния собственности, то в настоящее время они являются тормозом рыночной системы и препятствием для дальнейших структурных изменений в экономике страны, развития кредита и построения в России общества потребления западного типа. Положительным фактором может также стать открытие при вступлении России в ВТО внутреннего финансового рынка для зарубежных банков с их дешёвыми кредитными ресурсами, что приведёт к увеличению предложения, усилению конкуренции на кредитном рынке и снижению процентных ставок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Butler, Е. R. The Enemy Within the Empire. A short history of the Bank of England. - Melbourne, 1940.

2. The Bank of England: Money, Power and Influence. 1694-1994. Ed. by R. Roberts a. D. Kinas-ton. - Oxford, Clarendon Press, 1995.

3. Банк Англии. http://www.bankofengland.co.uk

4. Бюллетень банковской статистики. 1994, №1; 1996, №1; 1997, №2.

5. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. http://www.bestpravo.ru/ussr/data04/texl7278.htm

6. Каракозов, С. Г. Основы финансовой математики. - Ульяновск : УлГТУ, 2007.

7. Конституция ИР .Иран.

http://www. iranonl ine. с от/irán/i ran-mfo/Government/constitution-4.html

8. Мигунов, Д. Уценённый доллар. ЦБ больше не будет поддерживать американскую валюту // Новые известия. 3 апреля 2007 г. http://www.newizv.ru/news/2007-04-03/66960.htm

9. Поланьи, К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. - СПб. : Алетейя, 2002.

10. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. /Росстат. — М., 2004.

11. Россия и страны мира. 2004 : Стат. сб. / Росстат. - М., 2004.

12. Центральный банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru

Каракозов Сергей Геннадьевич, кандидат экономических наук, докторант МГУ имени М. В. Ломоносова, область научных интересов -регионально-демографические исследования.

УДК 338

В. В. ЕФИМОВ, Н. В. ПАИМУШКИНА

СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рассмотрены аспекты конкурентоспособности продукции. Показано, что актуальной проблемой в настоящее время является снижение затрат на всех этапах жизненного цикла.

Ключевые слова: затраты, конкурентноспособность.

Все обостряющаяся конкурентная борьба за отечественные и мировые рынки требует от российских предприятий непрерывного совершенствования продукции, как со стороны улучшения качества, так и со стороны снижения цены. Конечно, наиболее быстрым путём повышения качества продукции является массированное обновление технологического оборудования и оснастки предприятий, как это сделали в начале 1980-х гг. в США, когда поняли, что дальнейшее отставание качества американского автомобилестроения от качества японских автомобильных корпораций грозит потерей мирового рынка.

В. В. Ефимов, Н. В. Паймушкина, 2007

Можно сослаться на работу Э. Деминга «Выход из кризиса», который отмечал: «Неспособность менеджмента планировать на будущее и предвидеть проблемы породила рост трудоёмкости, потери материалов и машинного времени, всё это увеличило затраты производства и цену, которую должен платить потребитель». Именно в этом состоянии сегодня находятся наши предприятия, и не только в отрасли автомобилестроения. Но наше государство, к сожалению, не может единовременно влить в экономику миллиардные (в долларах) инвестиции, что и определяет сегодняшний уровень качества продукции во многих отраслях промышленности.

Уровень экономики и платёжеспособность населения России и других развивающихся

стран (пока это определение годится для нашей промышленности) не может кардинально измениться, так что следует ожидать, что в ближайшие 5-10 лет уровень качества российских товаров стабилизируется. Так же стабилизирован уровень качества продукции и в европейских странах, Японии и США, но на своем уровне, который определяется объёмом ВВП на душу населения. Отечественный потребитель уже давно чётко различает качество покупаемой продукции в зависимости от места изготовления.

Приобретая, например, автомобиль, европеец не интересуется его качеством, так он уверен, что получит продукт, не уступающий по этому показателю другим автомобилям, выпускаемым в Европе. Сегодня европейского покупателя интересует не «совокупность собственных характеристик» продукции, а такие её свойства как мода, стиль, престиж, оригинальность, имидж фирмы или марки изготовителя. Именно эти свойства определяют удовлетворение потребителя. А мода требует затрат и немалых.

Чем выше уровень качества продукции ведущих фирм той или иной страны, тем меньше потребитель смотрит на цену, если эта продукция его удовлетворяет. Немаловажным фактором является и то, что многие фирмы, выпуская новую продукцию, не увеличивают её стоимость по сравнению с предыдущим, аналогичной по назначению, товаром. При этом фирмы не несут потерь, так как непрерывно совершенствуют методы снижения затрат на всех этапах жизненного цикла продукции. Примером этому является деятельность японских компаний по внедрению концепций «Бережливого производства», «Пять Б», «20 ключей успеха», «БМЕА», «(^Б» и т. д.

Несколько другой подход российских предприятий к ценообразованию своей продукции с заведомо невысоким, по мировым уровням, качеством. Как правило, выпуск ими любой новой продукции сопровождается увеличением цены по сравнению с ценой их предшествующих аналогов. Это связано с тем, что уровень производства и уровень знаний персонала этих предприятий не способен успевать за рынком, который настроен на овладения прогрессивными методами снижения затрат. В то же время российский потребитель, не обременённый деньгами, очень придирчив к цене, что, в конечном счёте, не позволяет предприятиям рассчитывать на большой спрос и требуемую прибыль.

Таким образом, можно сказать, что на российском рынке российский потребитель представляет для себя сложившийся уровень качества российских товаров и «бьётся» в основном за цену товара. Следовательно, повышение конку-

рентоспособности прсщукции можно достичь практически только за счёт снижения её цены по отношению к цене аналогичного (по назначению) продукта конкурентов. Конечно, и отечественный потребитель выделит новизну и моду российского товара, но, к сожалению, как раз этих свойств и не достаёт продукции наших производителей.

Если автомобильные и электронные фирмы такой страны, как Япония, весьма благополучные и известные на весь мир, не «брезгуют» непрерывно заниматься поиском источников потерь и их искоренением, то почему бы российским предприятиям не взять с них пример, тем более, что именно цена сегодня является более значимым фактором, чем качество? Как ни странно, не отсутствие прогрессивного оборудования влияет на снижение затрат, а нехватка знаний и не использование современных инструментов качества, позволяющих не только снизить затраты и непроизводительные потери предприятия, но и обеспечить проектирование таких товаров, в которые заведомо заинтересован потребитель.

Следует отметить, что современные методы улучшения качества и сокращения затрат в вузах преподают только на кафедрах «Управление качеством» или «Стандартизация и сертификация», выпускники которых составляют ничтожную долю от контингента выпускников в России. А- повышению квалификации персонала предприятий в области качества в системе внутрифирменного образования во многом препятствует отсутствие или невыделение средств на обучение. Если в ведущих фирмах мира затраты на обучение персонала*составляют, как правило, 3-5% от доходов фирмы, то на российских предприятиях в редких случаях они превышают 0,05%, что, естественно, с каждым годом увеличивает разницу между уровнем знаний персонала и требований рынка.

Где же российские предприятия должны искать источники снижения затрат на производство продукции? Анализируя статьи затрат себестоимости продукции, можно отметить, что основную долю затрат в структуре плановой себестоимости составляют нормативные затраты на основные составляющие себестоимости (затраты на материалы, на оплату работников основного производства, общецеховые затраты, общехозяйственные затраты, в том числе на управление, затраты на продажу продукции). Эти нормативные затраты определяются в результате опыта изготовления аналогичной продукции как среднестатистические затраты предшествующего периода.

Как правило, руководители предприятий заранее считают, что новая продукция должна стоить больше (не считая инфляции), чем аналогичная по назначению предшествующая продукция, потому что она новая, даже в том случае, когда элементы новизны новой продукции не требуют больших затрат, чем при изготовлении предшествующей.

Таким образом главная задача производст-венных служб предприятий заключается не в том, чтобы снизить нормативные затраты на изготовление продукции, а в том, чтобы не увеличить затраты выше нормативных, то есть не допустить добавочной стоимости. Но нельзя никак избежать на практике как отклонений от документации, так и инфляции. А ведь ещё надо получить и прибыль для развития предприятия, да и «навар» руководству. Вот и думай, какую цену установить на продукцию, когда над тобой ещё «висят» и требования рынка.

Тем не менее, ориентируясь только на затраты предшествующих периодов, а не на применение мер по сокращению сегодняшних нормативных (среднестатистических) затрат, нельзя удержаться в рынке, даже в том случае, если дефектность продукции будет нулевой.

Можно предложить три основных направления снижения затрат на продукт:

- снижение затрат на качество, то есть затрат, связанных с контролем и с отклонениями от документации на этапах проектирования и производства,

- снижение постоянных нормативных затрат, связанных в основном с управленческими затратами и затратами на операции логистического цикла (транспортировка, складирование, хранение, сбыт, упаковка),

- снижение переменных нормативных затрат, связанных с качеством, то есть затрат, связанным только с процессами, добавляющими ценность продукции.

Что касается первого направления, то столбовая дорога по уменьшению затрат на качество яежит через снижение вариабельности процессов. Применение концепции «Шесть сигм» на практике может кардинально снизить потери, но потребует значительных интеллектуальных усилий и материальных средств. Экономический выигрыш от применения этой концепции заключается в снижении числа отклонений (то есть затрат на их исправление) и в повышении имиджа предприятия за счёт резкого снижения дефект-ности его продукции (что продемонстрировала фирма «Моторола» при первом использовании этой концепции). Идти сегодня по пути внедре-

ния метода «Шесть сигм» могут только успевающие российские предприятия.

На практике же основными методами сокращения затрат на качество в российских предприятиях являются «Семь простых статистических методов». Нет такого * предприятия, в котором они бы не использовались. Важнейшую роль в них занимает метод «Контрольные карты» или «Карты Шухарта». Но он-то как раз применяется не на каждом предприятии.

Если перейти на экономический «язык», то следует отметить, что потери российских предприятий от несоответствия изготавливаемой продукции требованиям документации составляют не так уже много по отношению к стоимости продукта (например, в автомобилестроении это около 1-2% от производственной себестоимости). . Эти потери в сотни раз меньше накладных расходов предприятия и можно было бы не обращать на них внимание, но именно эти потери и определяют удовлетворение потребителя, так как видимый дефект продукции в глазах покупателя имеет значительно большее значение, чем невидимые постоянные затраты, которые удвоили или утроили цену покупки.

Сегодня российские предприятия основные усилия сосредоточили на анализе, выявлении и искоренении отклонений от документации и практически не уделяют внимание снижению нормативных затрат.

От реализации второго направления - сокращения постоянных затрат - предприятие может получить значительный выигрыш в снижении непроизводительных потерь. Для этого надо повысить уровень ответственности управленческих служб, и особенно финансовых, ошибки которых обходятся предприятию во много дороже, чем производственный брак. Так, например, фирма ШМ проводит контроль качества не только производственных процессов, но и деловых, таких как бухгалтерские, финансовые, плановые, программные, управленческие, хозяйственные и др. Контроль работы главной бухгалтерии фирмы проводится по следующим показателям: процент просроченных платежей; сроки удовлетворения заявок потребителей на получение информации; ошибки в счетах-фактурах; ошибки в платежных ведомостях; неверные бухгалтерские записи и т. д., а в компьютерном центре - количество ошибок на строку программы; количество переработанных программ; количество ошибок, обнаруженных после принятия программ потребителем и др.

Вот когда на российских предприятиях службы качества начнут контролировать бухгалтерию, тогда возможно удастся снизить затраты

административных служб и тем самым постоянные затраты, громадным грузом висящим на себестоимости продукции. И не имеет значения, каким методом учёта осуществляется калькуляция себестоимости: учёт по полной себестоимости или учёт по усечённой себестоимости (ди-рект-костинг). И в том, и в другом случае одни и те же постоянные затраты будут определять конкурентоспособность продукции. Но бухгалтерия для российских предприятий является святая святых. К ней допускаются только директор и его заместитель по финансам. Чем более открыты финансовые показатели и отношения на предприятии, тем легче и быстрее выявлять причины непроизводительных затрат.

Недостаточно внимания российские предприятия уделяют и уменьшению постоянных расходов за счёт перевода их в переменных затраты, снижение которых требует меньше средств. Можно отметить следующие методы перевода постоянных затрат в переменные: метод повторного распределения, метод совместного использования уравнений, метод прямого распределения затрат, метод пошагового распределения затрат, метод ABC. Среди этих методов на практике приоритет имеет метод ABC, на который обратили внимание и российские предприятия.

Значительную долю постоянных затрат составляют затраты логистических процессов. Именно этим процессам в последние десятилетия уделяют особое внимание иностранные фирмы, так как от них во многом зависит производственный цикл продукции. Так, например, японская фирма «Тойота» за счёт применения логистической системы «Канбан» снизила производственный цикл автомобиля с шести месяцев до одного. Повышенное внимание к логистике ведущих мировых компаний привело к созданию целого ряда прогрессивных логистических концепций, таких как «MRP» (планирование потребностей в материалах), «DRP» (планирование распределением продукции), «Lean production» (рачительное производство, как разновидность бережливого производства), «Just in time» (точно в срок), «Реагирование на спрос» и др.[1].

Несмотря на достаточное количество методов снижения постоянных расходов, их сокращение на российских предприятиях идёт с большим «скрипом», в основном за счёт сокращения административного персонала. К сожалению, до административных служб не доводятся современные методы улучшения качества, с трудом внедряются методы автоматизированного управления предприятием, почти забыты и редко применяются принципы научного организации труда, которые применимы и в случаях снижения

постоянных затрат. Таким образом, ждать в ближайшее время значительного уменьшения доли постоянных затрат не приходится.

А задуматься над этой проблемой надо, так как отношение величины полной себестоимости и производственной на большинстве российских предприятиях составляет не менее (4-6), что в. несколько раз выше, чем на зарубежных фирмах. Очень тяжело в этих условиях выжать из рыночной цены продукции так необходимую для развития предприятия прибыль.

Остаётся надежда на третье направление -сокращение переменных затрат. Это значит снижение нормативов, лежащих в основе производственной себестоимости - на материалы, на оплату труда, на общецеховые расходы. Используя анализ отклонений затрат, можно выделить параметры статей затрат, которые определяют их объём [2]:

1. М - норма расхода материала на единицу продукции.

2. Ц - цена материала на нормативную единицу затрат.

3. С - тарифная (часовая) ставка труда работника.

4. Т - нормативная трудоёмкость единицы продукции.

5. Р - ставка переменных расходов на ре-

4

монгг и амортизацию оборудования.

6. <3 - плановый объёма выпуска продукции.

Снижение этих параметров (исключая объём выпуска, так как расчёт идёт на единицу продукции) на практике можно добиться как за счёт повышения технического уровня производства, так и за счёт повышения организационного уровня управления производством и методов улучшения качества.

Для того чтобы использовать методы качества для снижения переменных затрат, необходимо найти зависимости «качество - статьи затрат», то есть найти связь между показателями качества и затратами. К сожалению, таких аналитических зависимостей нет. Но можно найти зависимости «качество - параметры статей затрат», которые можно получйть с помощью корреляционно-регрессионного анализа.

Рассмотрим пути выявление такой связи на примере отклонений по нормам расхода материалов.

Как известно, материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре производственной себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, топлива, энергии, материалов при производстве каждой единицы продукции в целом (при серийном

или крупносерийном производстве) даёт крупный эффект.

• Цена продукции очень сильно зависит от конъюнктуры рынка. Для того чтобы не потерять долю рынка, предприятию надо иметь запасные варианты снижения себестоимости продукции, чтобы компенсировать потери, связанные со снижением рыночной цены (иначе, надо терять в прибыли). Необходимо знать, какими возможностями можно снизить ту или нормативную статью затрат, в частности, статью «За-траты на материал».

Воспользуемся уравнениями анализа отклонений по нормам расхода материалов [2]:

АН2 = Щфг (Мн - Мф), (1)

где АН2 - отклонение затрат от плановых,

Цн - цена за нормативную единицу продукции, Он - плановый объём выпускаемой продукции, Мн - норма расхода материала на единицу продукции,

Мф - требуемая норма расхода материала на единицу продукции.

Отклонение затрат на материалы АН2 является именно тем отклонением, которое необходимо достичь для компенсации снижения себестоимости продукции (под продукцией понимается деталь или другой элемент изделия). Тогда АН2 = Д£

Очевидно, что новая норма материала на единицу продукции может быть достигнута только в результате применение новых прогрессивных методов снижения затрат. Как правило, исходные затраты материала определяются весом заготовки, а вес заготовки зависит от точности заготовительного технологического оборудования.

• Для изготовления заготовки можно использовать несколько технологий: литьё, прокат, ковка, штамповка. Выбор технологии во многом зависит от конфигурации детали. Допустим, что нами выбрана технология изготовления заготовки литьём, причём исходная технология получения заготовки производится путём литья в песчаные формы. Очевидно, что более прогрессивные методы литья - литьё в кокиль, литьё в оболочко-вые формы, литьё по выплавляемым моделям, литьё под давлением, центробежное литьё и др. -позволяют изготовить заготовку с меньшим припуском на механическую обработку, так как всякая заготовка, предназначенная для дальнейшей механической обработки, изготавливается с припуском на размер готовой детали.

Таким образом, чтобы выбрать новый рациональный метод литья, необходимо найти зависимость между весом заготовки и точностью

литейного оборудования. А от точности оборудования зависит величина припуска.

Введём в рассмотрение коэффициент качества по точности оборудования:

КТ = Лф /Ли,

где 1Гф - квалитет точности нового оборудования,

Лн - квалитет точности существующего оборудования.

Для того чтобы перейти от коэффициента снижения материала (Км = Мф / Мн) к коэффициенту качества КТ\ необходимо найти регрессионную связь между точностью оборудования и весом заготовки. Учитывая, что каждый припуск соответствует определённому квалитету точности, а его величина легко пересчитывается на объём и вес заготовки, то можно построить регрессионную зависимость между весом заготовки и квалитетом точности М =/(Л) (см. рис. 1). Чем меньше поле рассеяния со параметров, тем теснее корреляция.

Лф

ЛГ, квалитет

Рис. 1. Зависимость веса материала М от точности литейного оборудования ЛГ, со - поле рассеяния

Тогда на основании этой зависимости можно записать

Мф - Мн = tga (Ли -Лф) =

- 1ёаЛн (1- КТI (2)

где tga - постоянная величина.

Подставляя в формулу (1) значение Мф - Мн из формулы (2), получим

А5 = Цн^н^а-Лн (1 - КТ). (3)

Определим из формулы (3) величину коэффициента качества КТ.

КТ=1-АБ/^а-Цн- Лн). (4)

Подставляя в формулу (4) значение параметров А5, Цн, Лн, можно определить величину коэффициента КТ, и из него найти требуемую точность литейного оборудования Лф, которая обеспечит необходимое отклонение затрат Д5:

Лф = КТЛн.

Коэффициент качества КТ в этом расчёте выполняет функции связи «качество - затраты), что позволяет его назвать коэффициентом связи.

Аналогичный подход к сокращению нормативных затрат можно применить по статье отклонений по производительности труда, где в качестве коэффициента связи выступает коэффициента качества Кр :

Кр = Рф/ Рн,

где Рп - средний действующий тарифный разряд работников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рф - средний разряд работников после повышения квалификации.

Расчёты показывают, что снижение нормативной трудоёмкости на единицу продукции, обеспечивающее уменьшения затрат по фонду оплаты труда ДБ, можно добиться при условии повышения квалификации работников до среднего разряда Рф. При этом величина коэффициента связи составляет:

Кр = 1- $/(Сн-Рн)9 где - постоянный коэффициент регрессионной связи,

Си - тарифная (часовая) ставка работ.

. Громадный шаг в снижении трудоёмкости производства продукции малыми сериями сделан фирмой «Тойота», создавшей систему «Бережливого производства». Особо в этой системе можно выделить организацию потока ценности с применением быстро переналаживаемого гибкого оборудования. Приятно сознавать, что и российские предприятия начали постепенно применять элементы этой системы. Это наиболее эффективный путь к снижению затрат.

Для более эффективного применения прогрессивных направлений по снижению производственной себестоимости продукции в качестве коэффициентов связи можно использовать следующие показатели качества:

1. Точность технологического оборудования.

2. Долговечность оборудования.

. 3. Стойкость режущего инструмента.

4. Автоматизация и механизация труда.

5. Квалификация персонала.

6. Доля САПР в разработке документации.

7. Доля процессов с применением РМЕА.

8. Доля работ с применением метода «СОТ)» в проектировании.

9. Доля статистических методов в регулировании и контроле процессов.

10. Доля информационных технологий в управлении производством.

Значительную долю в величине производственной себестоимости составляют цеховые расходы. Снижение этих затрат в основном реали-

зуется за счёт организационных мероприятий и методов повышения качества.

Наибольшей популярностью в улучшении качества на рабочем месте в последние годы за рубежом и на отдельных российских предприятиях используются методы ТРМ, «Пять Б», «20 ключей успеха». Особенно актуален для российских предприятий, учитывая сложности с приобретением нового прогрессивного оборудования, метод ТРМ, позволяющий увеличить долговечность технологического оборудования в 1,5-2 раза и тем самым снизить амортизационные отчисления на единицу продукции.

Японский метод «Пять Б» и его российская модификация - метод «Упорядочение» - применяются в российской практике достаточно часто, но соблюдение регламентов этих методов ежедневно и непрерывно - не в духе российского менталитета. Поэтому внедрение этого метода идёт «рывками», то есть с приходом к руководству цеха нового начальника начинается сначала вся эпопея улучшение качества на рабочем месте. Такое же отношение, кстати, и к работе «Кружков качества».

Метод «Пять Б» входит в большую группу «12 простых методов улучшения качества». Из них наибольшее распространение получили следующие:

«Пять почему?»,

«Рока-уока»,

«Семь видов потерь»,

«Мгновенная смена модели»,

«Движение по одному»,

«Упорядочение рабочих действий».

Эти методы не требуют высокой квалификации труда, выполняются с малыми средствами на подготовку, легко усвояемы.

К методу «20 ключей успеха» на российских предприятиях пока присматриваются. Его критерии («ключи») достаточно объёмны и выполнение их представляет серьёзную трудность. На сегодняшний день у него есть перспективы применения на успевающих предприятиях, принимающих участие в конкурсах на премию Правительства РФ в области качества или «Модель делового совершенства».

Подводя итоги, можно отметить, что резервы снижения затрат на российских предприятиях, особенно с применением современных инструментов качества, весьма обширны. На этом пути

есть следующие барьеры:

- уровень руководства предприятий не соответствует требованиям рынка,

- мизерные затраты на повышение и переподготовку специалистов,

- малая доля применения статистических методов,

л

- отсутствие мотивации к овладению методами качества,

- непонимание опасности и, как следствие, полная неготовность к вступлению России в ВТО.

Преодоление этих барьеров во многом, если не полностью, зависит от желания (и умения) руководителя предприятия обратить на них внимание и начать действовать, а не осуществлять общее руководство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасов. - М. : ИНФРА-М, 2000.- 212 с.

2. Карпова, Т. П. Управленческий учёт : учебник для вузов / Т. П. Карпова. - М. : ЮНИТИ, 2000.-350 с.

Ефимов Владимир Васильевичу доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством» УлГТУ.

Паймушкипа Наталья Владимировна, аспирант кафедры «Управление качеством».

УДК 65.0(075)

А. Н. ТУМАНОВА, И. В. ХРАМОВА

• I

ПРАКТИКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

Приведены результаты тренинга по решению проблем в команде с применением современных методов, таких как: методов направленного поиска (диаграмма сродства, дерево связей, матричная диаграмма, причинно-следственная диаграмма), так и методов, основанных на «мозговом штурме» (разрушение стереотипов, прямая мозговая атака, метод «Бритва Оккама»). Данные методы могут быть использованы руководителями различных уровней при коллективном решении проблем, постановке задач, принятии решений

Ключевые слова: методы направленного поиска, тренинг, «мозговой штурм», проблема.

Сегодня для развития компании, повышения её конкурентоспособного статуса важно правильно выбрать стратегию. Неправильно принятые решения ведут не только к финансовым потерям, но могут привести к снижению своей доли на рынке. Удачные новые идеи и решения способны не только привлечь инвестиции, но и нарастить конкурентные преимущества фирмы, завоевать новых потребителей, добиться лидирующего положения компании в соответствующей нише рынка.

Чтобы активизировать творческую деятельность сотрудников компании и использовать та-к-ие методы, которые станут основополагающими при постановке задач, решении проблем и принятии решений, необходимо создать условия для раскрытия творческого потенциала персонала, отобрать и обучить наиболее способных из специалистов, обеспечивающих инновационный подход к развитию компании.

© А. Н. Туманова, И. В. Храмова, 2007

Массовое применение методов решения проблем в командах, особенно на принципах «мозгового штурма», в настоящее время являются главным фактором интенсификации и активизации умственного труда с целью создания интеллектуальной собственности. К сожалению, многие российские компании и предприятия не только не используют этот интеллектуальный ресурс, но имеют весьма слабое понятие о возможностях и практике применения методов поиска новых идей и решений (направленный поиск, систематизированный поиск, психологически активированный поиск).

Следует отметить, .что в настоящее время обучение таким методам ведётся в считанных вузах, а. подготовка специалистов по их проведению и развитию, как правило, проводится в порядке энтузиазма отдельных преподавателей. Вместе с тем эвристическими методами решения проблем серьёзно занимались еще в начале 40-х годов прошлого века, как зарубежные (А. Осборн), так и российские учёные (П. Эн-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.