УДК 336.1 Л.Н. Смирнова*
Снижение угроз экономической безопасности государства с помощью системы финансово-бюджетного контроля
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств. Автор указывает, что обеспечение экономической безопасности исполнения бюджета означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на бюджет государства, сохранение экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан.
В статье предлагается усовершенствовать систему финансово-бюджетного контроля, которая выступает в качестве одного из важнейших инструментов построения правового государства. Она позволит снизить потенциальные или реально возможные угрозы по отношению к бюджету.
Ключевые слова: система управления экономикой, экономическая безопасность, угрозы по отношению к бюджету, устойчивость роста экономики страны, эффективное расходование бюджетных средств, средства финансово-бюджетного надзора, контроль в финансово-бюджетной сфере.
Larisa N. Smirnova*. Decreasing threats to the economic security of the state with the help of the system of financial and budgetary control
In the article it is proposed to improve the system of financial and budgetary control which will help to maintain economic and political stability of society and to minimize harmful external and internal influences on the state budget.
Keywords: a control system of economy, economic safety, threats in relation to the budget, stability of growth of a national economy, an effective expenditure of budgetary funds, means of financial-budgetary supervision, the control over financial-budgetary sphere.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.
Одной из наиболее актуальных функций государства является обеспечение управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов, создания условий для их использования. Эта функция в России возложена на бюджетную политику государства, главными задачами которой является повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы.
В условиях финансового кризиса экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, т.к. она дает ориентиры для принятия органам власти социально-экономических решений. Кроме того, безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.
В области обеспечения экономической безопасности, которая является одной из важнейших качественных характеристик экономической системы, особо следует выделить регулирование финансовых отношений. Это обосновывается влиянием финансовых угроз и рисков на стабильность и возможность развития государства, которые формируются в т.ч. на основе противоречий, возникающих между участниками финансовых отношений.
При переходе Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием предотвращения распада общества и государства в целом, т.к. трансформация любой экономической системы всегда чревата возникновением кризиса. Следовательно, в настоящее время, когда в стране остро стоит вопрос финансово-экономического кризиса, необходимо принять серьёзные меры по противодействию ему и минимизировать угрозы экономической безопасности России.
По мнению Е.А. Олейникова, «проблема экономической безопасности имеет как собственный объект исследования, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении с другими сферами деятельности: экономической, социальной, военной, правовой, финансовой, информационной и т.д.»1. Поэтому проблему обеспечения экономической безопасности в части исполнения бюджета необходимо рассматривать в экономической сфере с учетом внешних и внутренних угроз, а также возникающих при этом проблем в областях пересечения экономической и правовой сферы.
* Заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 495-23-11. E-mail: [email protected]
* The deputy chief of faculty of book keeping of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Любая экономическая система не застрахована как от внутренних, так и от внешних угроз, которые связаны между собой. Например, неконкурентоспособный внутренний рынок, который может появиться в следствии нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, что может привести к росту импорта и, как следствие, - к внешней задолженности. Следовательно, большое значение имеет своевременное выявление и предупреждение этих угроз, поскольку без этого выработка и реализация мер, обеспечивающих экономическую безопасность, невозможна. Задача выявления подобных угроз изначально являлась очень сложной. Специалистами отмечается, что весь спектр угроз и рисков в сфере экономики очень широк и охватывает все сферы хозяйства и направления развития российской экономики.
Причины, вызывающие возникновение угроз экономической безопасности государства, требуют особого внимания, поскольку их нейтрализация, несомненно, приведет к повышению эффективности использования бюджетных средств, в т.ч. за счет применения средств финансово-бюджетного надзора, установленных Бюджетным, Административным и Уголовным кодексами РФ.
К наиболее значимым причинам, способствующим формированию угроз экономической безопасности в сфере присвоения бюджетных средств, по мнению В.В. Черникова, относится «отсутствие эффективного контроля со стороны государства за использованием и распоряжением государственной и муниципальной собственностью, а также отсутствие у подавляющего большинства граждан адекватного экономического поведения в условиях рыночных отношений»2.
В диссертационном исследовании И.К. Тимофеевой3 причинам возникновения угроз, влияющих на безопасность бюджетного процесса, уже было уделено большое внимание. Она отмечала, что в настоящее время в России не учитываются такие причины, как:
- отсутствие четких целей и конечных результатов использования бюджетных средств;
- ограниченность полномочий и ответственности получателей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
- отсутствие четкого закрепления доходов бюджетной системы за получателями соответствующих платежей;
- предоставление бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет без учета финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
- формальный характер разработки и реализации федеральных целевых программ;
- состояние бюджетного дефицита;
- отсутствие эффективной системы государственного финансового контроля (далее - ГФК);
- преобладание внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии ГФК бюджетного процесса и результатов использования бюджетных средств;
- отсутствие эффективного внутреннего контроля.
Эти причины влияют на требуемый уровень устойчивости, эффективности и целевой направленности государственных бюджетных средств и могут привести к нарушениям механизмов формирования доходной и расходной частей государственного бюджета.
Финансовые угрозы и риски в силу их присутствия на всех уровнях экономических отношений занимают особое место в экономической безопасности государства. Об этом впервые заговорил В.В. Бурцев, который выделил финансовую безопасность в отдельную тему для исследования и определил её как «основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами»4. В.В. Бурцев считает, что финансовая безопасность государства обусловливается способностью его органов (институтов власти):
- обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
- нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;
- преодолевать разногласия между органами управления на разных уровнях по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;
- предотвращать и пресекать финансовые нарушения.
Следовательно, к одному из важнейших элементов экономической безопасности страны можно отнести безопасность в государственной бюджетной системе и формирование эффективной бюджетной политики, способствующей поддержанию устойчивых темпов экономического развития.
В условиях разнообразных переходных процессов на современном этапе развития России критерием эффективной бюджетной политики может являться минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку, и максимум получаемого результата от использования бюджетных средств. В своих выступлениях председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин неоднократно это подчеркивал: «Вопрос эффективности расходования бюджетных средств бюджета становится все более актуальным»5. Этот вопрос в последнее время встал наиболее остро, т.к. кризисные процессы охватили всю Россию. Характерными чертами кризиса стали следующие факторы: низкий уровень доверия; увеличение рисков денежно-кредитной системы; обвал фондовых рынков, рост инфляции и др.
В сложившихся условиях для преодоления негативных процессов в экономике руководство страны разработало алгоритм и инструментарий, а также утвердило план антикризисных мер. В первую очередь они направлены на спасение денежно-кредитной системы России. Общая сумма денежных средств, которая будет выделена для поддержания банков, ключевых направлений экономики, а также среднего и малого бизнеса, будет составлять 5918 млрд. рублей6. Эти средства позволят сохранить позиции России на должном уровне, т.е поддержат устойчивость социально-экономического развития страны - если будут расходоваться эффективно.
При рассмотрении вопроса эффективности исполнения бюджета, отклонения в оценках параметров бюджета не должны превышать величин, которые по общепринятой концепции аналитической модели существенности в аудите принято считать допустимым в пределах 10-15% в большую или меньшую сторону7.
Для определения (в т.ч. количественного выражения) таких пороговых значений необходимо:
- рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия;
- определить факторы ее дестабилизации, оценить возможности наступления различных по характеру и последствиям критических ситуаций;
- выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.
Решение поставленных задач требует введения ряда показателей, позволяющих описывать и
анализировать базисные тенденции экономической безопасности России и пути ее обеспечения и определения признаков классификации угроз эффективного использования бюджетных средств и исполнения бюджета. Это позволит существенно повысить действенность управления экономическими процессами, в т.ч. и за счет осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере за эффективным использованием бюджетных средств, т.к. контроль является завершающим этапом управленческой деятельности, позволяющим сопоставить достигнутые результаты с запланированными, и обеспечивает наблюдение за течением процессов на уровне объектов управления, за их соответствием заданным программам.
Свою точку зрения на это высказал Ю.А. Данилевский, который определил, что «для точного определения "диагноза" состояния бюджета, выявления и устранения опасных тенденций, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства в целом, необходимо финансовый контроль рассматривать как составную часть общего механизма управления экономикой»8.
E.H. Синаева определила государственный финансовый контроль за расходами бюджета как «функцию управления, которая является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель - повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, - являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации бюджетной реформы. В свою очередь государственный финансовый контроль является элементом бюджетной политики государства, стадией бюджетного процесса, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом отразиться на системе государственного финансового контроля»9.
В настоящее время постоянно выявляются негативные факторы, имеющие место в финансовой сфере, включая неэффективное, нецелевое и незаконное использование государственных средств, недофинансирование целевых программ, отсутствие в организации системы внутреннего контроля и т.д. Об их наличии красноречиво свидетельствуют результаты деятельности Счетной палаты РФ за 2005-2007 гг., приведенные в отчетах10 за указанный период, а именно:
- в 2005 г. проведено 504, в 2006 г. - 587 и в 2007 г. - 552 контрольных мероприятия;
- количество направленных представлений и предписаний в 2005 г. составляло 436, в 2006 г. -392, в 2007 г. - 391;
600 500400300200 100 0
Ffl
S X S
ч
ф
П
1
1
V J
□ пров. Контр. Мероприятий
□ направлено представлений и предписаний
□ направлено материалов в прокуратуру
□ возбуждено уголовных дел
2005 2006 2007
годы
Рис. 1. Показатели работы СП РФ за период 2005-2007 гг.
- в прокуратуру и правоохранительные органы СП РФ было направлено 93, 84, 130 материалов соответственно;
- по представленным материалам возбуждено уголовных дел: 257 в 2005 г., 87 - в 2006 г. и 40 - в 2007 г.
Показатели работы СП РФ приведены на рис. 1.
При проведении этих мероприятий было установлено финансовых нарушений на сумму 2,2 млрд. рублей в 2005 г., 1,2 млрд. рублей в 2006 г. и 58,3 млрд. рублей - в 2007 г., в т.ч. выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1,1 млрд. рублей в 2005 г., 2,7 млрд. рублей в 2006 г., 0,97 млрд. рублей - в 2007 г.
Из данных, приведенных в отчетах СП РФ, очевидно, что объём финансовых нарушений, выявленных за период 2005-2007 гг., значительно возрос, в т.ч. увеличилось количество материалов, передаваемых в органы прокуратуры и правоохранительные органы. Однако количество возбужденных уголовных дел значительно снизилось. Следовательно, чиновники - в т.ч. руководители бюджетных учреждений - стали относиться к использованию бюджетных ассигнований более внимательно. Нарушения в финансово-бюджетной сфере имеют место, но уже не в таких крупных размерах, как ранее. Это и привело к снижению уровня возбужденных уголовных дел.
Данные о выявленных нарушениях говорят о том, что расходование бюджетных средств ведется неэффективно, очень часто не по целевому назначению, с большими нарушениями в финансово-бюджетной сфере. По нашему мнению, их следует рассматривать в ряду других угроз экономической безопасности. В данном случае их губительное воздействие в первую очередь направлено на финансовые интересы общества и государства11. Возникает опасность развала ключевых звеньев экономики, системы ее управления, ущерба национальному богатству, технологического отставания, научного и социального регресса, подрыва финансово-кредитной и валютной систем, дезинтеграции общества, невозможности обеспечения конституционных социальных прав и гарантий личности.
В ряду угроз экономической безопасности следует рассматривать и проблему коррупции. В России и в мире она приобретает все более угрожающий характер и получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест.
На профилактике и выявлении фактов коррупции сосредотачивают свое внимание органы финансово-бюджетного контроля. Одним из таких органов является СП РФ. Её работа является важным элементом общенациональной системы борьбы с коррупцией. Согласно ст. 15 и 23 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации», она передает материалы проверок или ревизий в правоохранительные органы, если были вскрыты факты хищения государственных средств или иные злоупотребления, в т.ч. коррупционные.
Согласно данным, приведенным в докладе Председателя Российского союза налогоплательщиков С.М. Шахрая, «к настоящему времени сложилось эффективное взаимодействие между Счетной палатой и правоохранительными органами по всему "технологическому циклу" борьбы с коррупцией - от профилактики и выявления коррупционных преступлений до суда и наказания виновных. Сотрудничество Счетной палаты с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, ФСБ России и другими правоохранительными органами базируется на основе специальных предметных соглашений с указанными ведомствами. Формы взаимодействия могут быть при этом самыми разнообразными. По чисто коррупционным делам за период с 2000 по 2005 годы на основе материалов Счетной палаты было возбуждено 860 уголовных дел. За период с 2005 года по настоящее время было возбуждено 105 уголовных дел по фактам коррупции. Из них 68 уголовных дел - по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями), 9 уголовных дел - по статье 286 (превышение должностных полномочий) и 28 уголовных дел по статье 290 (получение взятки)12».
Для устранения нарушений в финансово-бюджетной сфере, в т.ч. по выявлению фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, а также профилактики и выявления фактов коррупции, по нашему мнению, необходимо создать механизм противодействия этим угрозам. Одним из инструментов этого механизма должен выступать контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, направленный на выявление экономических правонарушений (в т.ч. преступлений).
Экономические правонарушения могут возникнуть на различных этапах поступления и расходования бюджетных средств. Бюджетное финансирование в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений осуществляется через лицевые счета органов Федерального казначейства РФ, открытых на едином счете по учету средств федерального бюджета в учреждении Центрального Банка России. Расходование бюджетных ассигнований регулируется в соответствии с нормами бюджетного законодательства и должно строго соблюдаться бюджетополучателями.
Экономические правонарушения могут возникнуть при следующих ситуациях:
- незнание нормативной базы либо некомпетентность должностных лиц при осуществлении безналичных расчетов, приобретении или списании основных средств, а также в результате взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками;
- умышленное неисполнение своих обязанностей при выполнении обязательств по договорам;
- пренебрежительное (неумышленное) отношения к своим обязанностям - поиск обходных путей, когда возникают правовые и нравственные компромиссы, неуплата налогов и др.;
- ошибки и злоупотребления, совершаемые должностными лицами, на которые возложены функции управления государственными средствами.
Эти правонарушения в финансово-бюджетной сфере создают угрозу финансовой, а значит, и экономической безопасности государства, - угрозу, которую необходимо устранить, в т.ч. и контролирующими органами.
При нанесении ущерба бюджетополучателями в крупных размерах (свыше 1500 тыс. рублей) правонарушения перерастают в преступления. К основной черте, характерной для бюджетных преступлений, следует отнести стабильность и «живучесть» преступлений, совершаемых в процессе исполнения бюджетов всех уровней13.
Чтобы минимизировать потери бюджетных средств от незаконных посягательств, а также в целях осуществления финансового надзора за сохранностью бюджетных средств, их целевым и эффективным использованием в Российской Федерации, в государстве имеются соответствующие контролирующие органы:
- Счетная палата РФ;
- Федеральная служба федерально-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
- Федеральное казначейство РФ;
- Центральный Банк России.
Счетная палата Российской Федерации является независимым органом внешнего контроля и отслеживает расходование исполнительной властью средств налогоплательщиков по целевому назначению с наибольшей эффективностью.
Подразделения Росфиннадзора и Федерального казначейства РФ, которые непосредственно подчиняются Министерству финансов РФ, отслеживают расходование бюджетных средств конкретными бюджетополучателями.
На счетах Центрального Банка РФ и Федерального казначейства РФ осуществляется движение денежных потоков бюджетополучателей, которые ими контролируются.
Правоохранительные органы (Департамент экономической безопасности РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Генеральная прокуратура РФ) выявляют факты расхищений бюджетных средств и их присвоений по материалам, направленным органами финансово-бюджетного контроля.
Проблема эффективного и целевого использования бюджетных средств не становится менее значимой, поэтому взаимодействие законодательных и исполнительных органов государственной власти на сегодняшний день является одним из важнейших условий повышения эффективности правового строительства государства. В органах МВД России создан Департамент экономической безопасности (далее - ДЭБ МВД России), в основные задачи которого входит работа по предотвращению и снижению угроз экономической безопасности государства.
Согласно данным, приведенным на пресс-конференции ДЭБ МВД России на тему «Пресечение преступлений в кредитно-финансовой сфере»14, в 2008 г. эта служба существенно активизировала свою работу по пресечению преступлений в кредитно-финансовой сфере. В результате проведенных в прошлом году органами внутренних дел мероприятий было выявлено 74 тыс. преступлений в кредитно-финансовой сфере. Сумма установленного ущерба, нанесенного государству и собственникам, превысила 31 млрд. рублей. Ущерб, выявленный контролирующими органами совместно с правоохранительными органами, не только выявляется, но и возмещается государству.
Следовательно, необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных органов и органов государственного финансово-бюджетного контроля, которое реализуется путем информирования по фактам выявленных нарушений, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым контрольным мероприятиям.
Рис. 2. Организация взаимодействия правоохранительных органов МВД России с органами финансово-бюджетного контроля
Деятельность органов, осуществляющих надзор за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, в т.ч. занимающихся выявлением нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, напрямую связана с экономическими правонарушениями и преступлениями, которые могут передаваться на рассмотрение и доследование в правоохранительные органы (МВД, ФСБ, прокуратуру).
На рис. 2 схематично представлена нынешняя схема взаимодействия правоохранительных органов с органами финансово-бюджетного контроля.
Организация совместной и согласованной работы как с органами внутреннего, так и внешнего контроля позволяет осуществить ее с наибольшей эффективностью.
Органы государственного финансового контроля при организации и осуществлении контроля за всеми видами деятельности хозяйственных субъектов, независимо от их форм собственности, осуществляют одну из важнейших функции управления. По результатам проведенных контрольно-ревизионных мероприятий органы контроля дают качественную оценку финансово-экономической и хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с учетом действующего законодательства и в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства.
Кроме этого, они определяют законность и эффективность использования материальных и денежных средств, достоверность отражения объектами контроля результатов своей финансовой и хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности, полноту соблюдения ими действующего законодательства в области налогообложения, а также выявляют факты хищений, расточительства, финансовые и хозяйственные злоупотребления15, вносят руководителям объектов контроля предложения по дальнейшему совершенствованию финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Органы государственной власти должны уделять внимание вопросам совершенствования системы финансово-бюджетного контроля, поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Так, при обсуждении Правительством России антикризисных мер глава правительства В.В. Путин подчеркнул: «Сегодня (в понедельник) правительство утвердило Гособоронзаказ на 2009-2011 годы. Войска получат 70 стратегических ракет, 300 танков, 14 кораблей, десятки самолетов и вертолетов. Объем финансирования - 4 триллиона рублей. Эти средства должны максимально и оперативно доводиться до предприятий и исполнителей, а военно-промышленная комиссия - жестко контролировать своевременность и качество выполняемых работ»16.
В настоящее время уже предпринят ряд шагов, направленных на ее реформирование. Так, в Министерстве финансов РФ активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации. Однако остается еще целый ряд проблем, требующих скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, как сделано в Бюджетном кодексе Российской Федерации, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действий.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функцию контроля, не координируются и осуществляют ее в основном в рамках своих ведомств, что ведет к раздробленности финансовой системы.
Еще одним важным вопросом, на наш взгляд, является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами финансово-бюджетного контроля задач.
Поэтому сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансово-бюджетного контроля, является одним из наиболее значительных.
Для разрешения всех перечисленных вопросов в целях совершенствования системы финансово-бюджетного контроля и снижения угроз экономической безопасности государства нами предлагается:
- устранить незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного контроля;
- обеспечить скоординированность действий органов финансового контроля, устранить возможность дублирования и параллелизма в практике органов контроля;
- законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансово-бюджетного контроля;
- обеспечить полноценную законодательную и правовую базу финансового контроля, в частности, предоставить органам финансово-бюджетного надзора возможность принятия принудительных мер и санкций по устранению выявленных нарушений;
- расширить научные исследования в области финансового контроля, прежде всего по вопросам, связанным с дальнейшим реформированием и совершенствованием финансовой политики.
Надлежащая реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счет предания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредством введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов финансово-бюджетного контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с
мероприятиями исполнительных органов государственной власти по устранению финансовых нарушений и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.
Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, выступая на совещании с руководством Администрации Ярославской области, депутатами региональной Думы, представителями контрольно-счетной палаты региона, руководителями ряда предприятий и организаций, отметил, что успех стратегии развития во многом зависит не столько от бюджетных возможностей, сколько от грамотного распоряжения и управления национальными ресурсами, интеллектуальным капиталом. Это позволит «обеспечить высокую эффективность и результативность использования бюджетных средств»17.
В настоящее время на реализацию стратегических планов и национальных программ выделены беспрецедентные средства. По нашему мнению, очень важно, чтобы они не только были использованы по назначению, но и принесли общественно значимый результат. А этого можно добиться при решении следующих задач:
- укрепление бюджетной дисциплины: перевод всех счетов бюджета на казначейское обслуживание, конкурсный порядок госзаказов и госзакупок, ревизии эффективного, рационального и целевого расходования средств бюджетов всех уровней;
- ужесточение контроля за целевым расходованием бюджетных средств.
При подведении итогов 2008 г. В.В. Путин заключил: «Работа в сложных условиях должна вести не к застою, унынию, она должна поднимать адреналин в крови. Надо показать собственные возможности, эффективность и профессионализм. Если мы будем работать эффективно, то мы прорвемся»18.
Таким образом, система финансово-бюджетного контроля, которая осуществляет надзор за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, является одним из ведущих инструментов реализации финансово-бюджетной политики государства, которая позволит использовать государственные ресурсы с максимальной отдачей.
В то же время с помощью системы финансово-бюджетного контроля может быть решена одна из задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике на 2009-2011 гг.: «Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству РФ необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышения уровня жизни населения на долгосрочную перспективу»19.
Следовательно, система финансово-бюджетного контроля выступает в качестве важнейшего инструмента построения правового государства, в ней осуществляется контроль за всеми видами деятельности хозяйственных субъектов, независимо от их форм собственности. С помощью эффективного контроля демократическое государство старается оградить себя от недобросовестных или нерадивых чиновников, деятельность которых может подорвать его авторитет в глазах общества, т.е. обеспечить экономическую безопасность государства через состояние защищенности экономики. Это не только защита соответствующих национальных интересов, но и готовность, а также способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержание социально-экономической стабильности общества20.
Список литературы
1. Бойков, Д. А. Общественные отношения, складываются на стадии расходования бюджетов как видовой объект нецелевого расходования бюджетных средств / Д. А. Бойков // Российский следователь. - 2005. - № 9.
2. Бурцев, В. В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность / В. В. Бурцев // Аудиторские ведомости. - 2001. - № 9. - С. 14.
3. Бюджетное послание в 2009-2011 годах // Социальный мир. - 2008. - № 26 (7-13 июля).
4. Голубев, А. В. Правонарушения, выявляемые органами финансово-бюджетного контроля / А. В. Голубев // Адвокат. - 2007. - № 11.
5. Данилевский, Ю. А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования / Ю. А. Данилевский. - М., 1989.
6. Кузнецов Л. Оценивать объективно / Л. Кузнецов // Финансовый контроль. - 2007. - № 11 (72).
7. Олейников, Е. А. Экономическая и национальная безопасность / Е. А. Олейников. -М. : Экзамен, 2004.
8. Пресечение преступлений в кредитно-финансовой сфере : Материалы пресс-конференции ДЭБ МВД России. [Электронный ресурс]. - http:/www.mvd.ru/news.
9. Сафонов, О. А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория / О. А. Сафонов // Финансовое право. - 2007. - № 7.
10. Синева, Е. Н. Совершенствование финансового о контроля при бюджетировании, ориентированном на результат / Е. Н. Синева // Финансовый контроль. - 2006. - № 12 (144).
11. Тимофеева, И. К. Теоретические основы государственного финансового контроля как механизма обеспечения экономической безопасности государства: втореф. дис. ... канд. эконом. наук / Синева Е. Н. - СПб., 2005.
12. Трубецкой, В. Правительство России обсудило антикризисные меры / В. Трубецкой [Электронный ресурс]. - http://news.moe-online.ru/view/medvedev_nedovolen_realizatsiej .html.
13. Черников, В. В. Современная государственная система охраны собственности в России / Черников В. В. - М. : Инфра-М, 1995.
14. Шапошников, А. А., Лутов, Д. С. Границы достоверности в аудите / А. А. Шапошников, Д. С. Лутов // Аудиторские ведомости. - 2003. - № 4.
15. Шахрай С. М. Роль и место Счетной палаты Российской Федерации в борьбе с коррупцией / С. М. Шахрай // Доклад 17 июня 2007 г. [Электронный ресурс]. - http://rsn.su/directspeech/ news6.php.
16. Экономика: учебник / Под ред. И. А. Архипова [и др.]. - М., 1999. - С. 11.
Literature
1. Boikov, D. A. Public attitudes, develop at a stage charge budgets as specific object of a no-purpose expenditure of budgetary funds // the Russian inspector. - 2005. - № 9.
2. Burtsev, V. V. State the financial control and financial safety // Auditor sheets. - 2001. - № 9.
3. The budgetary message in 2009-2011 // Social world. - 2008. - № 26.
4. Golubev, A. V. Offence, revealed by bodies of the financial-budgetary control // Lawyer. - 2007. - № 11.
5. Danilevsky, Y. A. Financial the control over the USSR and a way of its perfection. - M., 1989.
6. Oleinikov, E. A. Economic and national safety. - M., 2004.
7. Safonov, O.A. Economic safety as a financial-legal category // Financial right. - 2007. - № 7.
8. Sineva E.N. Perfection's blue financial about the control over the budgeting focused on result // Financial control. - 2006. - № 12 (44).
9. Chernikov, V. V. Modern state system of protection of the property in Russia. - М., 1995.
10. Shaposhnikov, A. A., Lutov, D. S. Confidence limit in audit // Auditor sheets. - 2003. - № 4.
1 Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М., 2004. С. 203.
2 Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. М., 1995. С. 79.
3 См.: Тимофеева И.К.. Теоретические основы государственного финансового контроля как механизма обеспечения экономической безопасности государства: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2005.
4 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. 2001. № 9.
С. 14.
5 Счетная палата РФ создаст систему оценки работы госорганов // РИА-новости. 2008. 20 мая. Электронный документ. - http://www/rian.ru/economy/20080 520/1078323 92.html
6 См.: Трубецкой В. Правительство России обсудило антикризисные меры // Электронный документ. - http://news.moe-online.ru/view/medvedev_nedovolen_realizatsiej.html.
7 См.: Шапошников А.А., Лутов Д.С. Границы достоверности в аудите // Аудиторские ведомости. 2003. № 4.
8 Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. М., 1989. С. 16.
9 См.: Синева Е.Н. Совершенствование финансового о контроля при бюджетировании, ориентированном на результат / / Финансовый контроль. 2006. № 12 (144).
10 См.: Постановление Совета Федерации Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 163-СФ «Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2006 году» // Экономика и жизнь. Официальный сайт. - Электронный документ. - http:/ /www.ach.gov.ru, http://www.eg-online.ru/news/detail.php?ID=28557.
11 См.: Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. № 7.
12 Роль и место Счетной палаты Российской Федерации в борьбе с коррупцией: Доклад научного руководителя ГНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Российского союза налогоплательщиков С.М. Шахрая. 2007. 17 июня. - Электронный документ. - http://rsn.su/directspeech/news6.php.
13 См.: Бойков Д. А. Общественные отношения, складываются на стадии расходования бюджетов как видовой объект нецелевого расходования бюджетных средств // Российский следователь. 2005. № 9. С. 16-18.
14 См.: Пресечение преступлений в кредитно-финансовой сфере: Материалы пресс-конференции ДЭБ МВД России. -Электронный документ. - http:Zwww.mvd.ru/news.
15 См.: Голубев А.В. Правонарушения, выявляемые органами финансово-бюджетного контроля // Адвокат. 2007. № 11.
16 Трубецкой В. Указ. соч.
17 Кузнецов Л. Оценивать объективно // Финансовый контроль. 2007. № 11(72). С. 62-63.
18 Мы прожили год достойно // Российская газета. 2008. 30 декабря. - Электронный документ. - http://www.rg.ru/2008/ 12/30/medvedev-itogi.html .
19 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 23 июня 2008 г. // Цит. по: Бюджетное послание в 2009-2011 годах // Социальный мир. 2008. № 26 (7-13 июля).
20 См.: Экономика: Учебник / Под ред. И.А. Архипова, А.Н. Нестеренко, Л.К. Большаковой. М., 1999. С 11.