<<эд1шад1ум-^©1угм&1>>#!ш:ш1]9 / вшшмдса_зз_
УДК 343.3/7
ББК 65 2/4
Коноваленко Сергей Александрович,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
г. Рязань, Российская Федерация, Трофимов Михаил Николаевич кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической безопасности, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
г. Рязань, Российская Федерация, DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10037 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В
БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ»
Konovalenko, Sergey A.,
candidate of economic Sciences, associate Professor, Professor of the Department of economic security, Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot,
Ryazan, Russian Federation, Trofimov Mikhail Nikolaevich
candidate of economic Sciences, lecturer of the Department of economic security, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikot,
Ryazan, Russian Federation,
«ECONOMIC ASPECTS OF FORENSIC ANALYSIS OF CRIMES IN THE BUDGETARY SPHERE»
Аннотация:
Реализация принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства решений обусловливает соответствующие финансовые потоки, формирующие бюджетную сферу государства. Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации, препятствует совершенствованию денежно-кредитной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.
Криминальным процессам подвержены ЖКХ, здравоохранение, образование, объекты социального обеспечения, культуры и искусства, спорта и туризма, система пенсионного обеспечения, а также деятельность общественных объединений и организаций, иных субъектов аффилированных в потоки бюджетных средств. Одним из основных направлений деятельности криминально активных лиц является получение и использование в преступном сговоре бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации государственных программ, с целью финансирования коммерческих организаций, подконтрольных им.
Пристальное внимание контролирующих органов и общественности к сфере бюджетного финансирования зачастую вызвано значительным количеством совершаемых в ней преступлений и правонарушений, а также масштабами ущерба, причиненного бюджетам различного уровня, исчисляемого десятками миллиардов рублей и социальной опасностью данных деяний. Серьезным криминогенным фактором экономической преступности при расходовании бюджетных средств является коррумпированность чиновников государственного аппарата и руководящего управленческого звена организаций бюджетной сферы. В статье рассматриваются экономические аспекты криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере. Анализируются преступления в бюджетной сфере по их видам по данным УМВД по Рязанской области, раскрываются основные причины преступности в бюджетной сфере, даются рекомендации по предупреждению данных преступлений.
Abstract:
The implementation of the decisions taken during the management of economic and socio-political development of the state determines the corresponding financial flows that form the budgetary sphere of the state. The problem in this area does not allow to ensure the necessary level of economic growth, complicates the reform of the economy, has a negative impact on trade and foreign economic activity of the Russian Federation, prevents the improvement of monetary, tax, insurance and other areas of the financial system of the Russian Federation.
Housing and communal services, health care, education, social security, culture and art, sports and tourism, the pension system, as well as the activities of public associations and organizations and other entities affiliated to the flow of budgetfunds are subject to criminal processes. One of the main activities of criminally active persons is the receipt and use in criminal conspiracy of budgetary funds allocated within the framework of state programs for the purpose of financing commercial organizations controlled by them.
The close attention of regulatory authorities and the public to the sphere of budget financing is often caused by a significant number of crimes and offenses committed in it, as well as the scale of damage caused to budgets
34_economics /
of various levels, estimated at tens of billions of rubles, and the social danger of these acts. A serious criminogenic factor of economic crime in the expenditure of budgetary funds is the corruption of officials of the state apparatus and senior management of public sector organizations. The article deals with the economic aspects offorensic analysis of crimes in the public sector. Analyzed crimes in the public sector by their types according to the Ministry of internal Affairs of the Ryazan region, reveals the main causes of crime in the public sector, provides recommendations for the prevention of these crimes.
Ключевые слова: Финансово-бюджетная сфера. Бюджетная система. Бюджетное финансирование. Преступления в области экономической деятельности, причины преступности в бюджетной сфере, ущерб, схемы экономических преступлений в бюджетной сфере. Хищение бюджетных средств. Мошенничества в бюджетной сфере. Злоупотребления должностными полномочиями. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Правоохранительные органы. Вуалирование преступных схем.
Key words: Financial and budgetary sphere. Budget system. Budget financing. Crimes in the field of economic activity, causes of crime in the public sector, damage, schemes of economic crimes in the public sector. Embezzlement of budget funds. Fraud in the public sector. Abuse of office. Illegal participation in business activities. Enforcement authorities. Veiling criminal schemes.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе в бюджетной сфере отмечается увеличение количества противоправных деяний, которые отличаются особой интеллектуальной составляющей и значительной латентно-стью. Усугубляет ситуацию вариативность форм финансовой, экономической и бухгалтерской деятельности, логические несоответствия и противоречия в законодательном регулировании данной сферы, а также несогласованность действий контрольных и правоохранительных органов. Отсутствие единообразной методики действий сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействии коррупции (далее ЭБиПК) при выявлении, документировании и пресечении преступлений в бюджетной сфере, снижает эффективность противодействия преступности. В свою очередь особую актуальность имеют экономические аспекты криминалистического анализа в данной сфере, которые определяются такими составляющими как материальный ущерб, механизмом совершения противоправных действий и причинами возникновения преступлений в бюджетной сфере.
Вышеизложенное предопределяют важность и актуальность данного исследования в сфере финансово-бюджетного контроля.
Новизна и цель научного исследования, рассмотренная нами в статье заключается в изучение теоретических аспектов криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере с позиции экономической науки.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявлены предпосылки для совершения преступлений в бюджетной сфере
2. Проведен криминалистический анализ преступлений в бюджетной сфере с позиции экономической науки.
Объект исследования составили
преступления в бюджетной сфере Российской Федерации.
Предмет исследования составляют криминологические, социально-экономические и уголовно правовые аспекты выявления, документирования и расследования
противоправных деяний с бюджетными средствами субъектами хозяйственной деятельности, влияющие на эффективность их пресечения.
Методологическая основа настоящего исследования базируется на применении метода материалистической диалектики. В процессе исследования осуществлялось использование совокупности общенаучных, специальных и частных методов изучения экономических процессов и явлений в составе сравнительно-правовых, логико-аналитических, формальнологических, системно-ориентированных, статистических и других методов научного познания.
Нормативную базу исследования составляет Конституция РФ, федеральные конституционные законы, правовые нормы уголовного, уголовно -процессуального, финансового, бюджетного, учетного законодательства, а также законодательства иных отраслей права, подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, акты органов исполнительной власти, акты судов судебной системы РФ, имеющие отношение к предмету исследования.
Эмпирическую основу исследования составили аналитические обзоры, отчеты и статистические данные органов внутренних дел и органов государственного финансового контроля и иные материалы, носящие публичный характер.
Научная и практическая значимость результатов исследования, определяется возможностью их использования в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, в образовательном процессе при подготовке специалистов для органов внутренних дел, в профилактической работе с населением подразделениями органов внутренних дел на территориальном уровне.
Приоритетное значение для успешного социально-экономического развития государства имеет рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Сфера бюджетного финансирования занимают особое место в системе экономических отношений, что обусловлено рядом факторов:
- за счет бюджетного финансирования
осуществляется поддержка организаций, обеспечивается их нормальная деятельность и развитие, когда собственных средств недостаточно;
- за счет средств бюджетов финансируется образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, реализуются меры социальной политики государства.
Значительные финансовые ресурсы, выделяемые государством на решение социальных задач, пишет А.М. Даниилов, определяют важность обеспечения защиты бюджетных средств от преступных посягательств [1]. Для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями сфера бюджетного финансирования выступает одним из основных объектов оперативно -розыскной деятельности.
Бюджетная сфера имеет ряд характерных особенностей, которые определяют ее привлекательность для совершения преступлений:
- большой объем финансовых ресурсов, которые постоянно выделятся на финансирование деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений;
- широкая материально-техническая база, находящаяся в распоряжении государственных (муниципальных) учреждений;
- инвестиционная привлекательность;
- высокая численность сотрудников, выполняющих управленческие и распорядительные функции;
- приоритетная роль государственных (муниципальных) учреждений в решении финансово-экономических задач на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;
- несовершенства законодательной базы, регулирующей управленческие и распорядительные функции, которые определяет возможности для продвижения интересов отдельных коммерческих организаций;
- сложные схемы документооборота;
- невысокая заработная плата должностных лиц учреждений бюджетной сферы. [2]
Для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями деятельность учреждений бюджетной сферы всегда являлась объектом пристального внимания. Принимаемые ими меры не могут исключить факты противоправных деяний: хищений и нецелевого расходования бюджетных средств, злоупотребления должностными полномочиями, получения взяток, коммерческого подкупа и иных, - которые создают реальные угрозы экономической безопасности государства. [3]
Общественная опасность преступлений в финансово-бюджетной сфере в целом осознается как руководством страны и правоохранительных органов, так и экспертами. Однако важные характеристики преступлений в финансово-бюджетной сфере учитываются в законодательстве пока не в полной мере.
За нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (статьи
285.1, 285.2), которая в большей степени связана с преступными злоупотреблениями должностных лиц.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (статьи 285.1, 285.2), которая в большей степени связана с преступными злоупотреблениями должностных лиц в финансово-бюджетной сфере. Остальные преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в целом не учитывают посягательств на сферу финансово-бюджетных правоотношений.
Кроме того, преступления в области экономической деятельности также не раскрывают особенностей противоправной деятельности в финансово-бюджетной сфере (глава 22 Уголовного кодекса РФ). Ежегодный ущерб определяемый хищением бюджетных средств по оценкам экспертов имеет тенденцию к росту. Ситуация усложняется еще и тем, что в современных условиях проводимой санк-ционной антироссийской кампании, снижается деловая активность, и, как следствие, возможность зарабатывать на свободном рынке. В результате средства бюджетного финансирования все чаще становятся объектом преступной деятельности.
При этом в бюджетной сфере преступления, как правило, отмечает И. Соловьев, совершаются лицами следующих категорий:
- должностные лица, наделенные функциями управленческого и организационно-распорядительного характера;
- лица, деятельность которых сопряжена с соответствующими должностными лицами, наделенными функциями управленческого и организационно-распорядительного характера, как подрядчика и заказчика в рамках выполнения различного рода работ и оказания услуг [4].
Лица, которые рассматриваются как потенциальные субъекты криминальной деятельности, как правило, обладают следующими характерными полномочиями:
- выполняют функции управленцев;
- имеют полномочия представителя власти;
- наделены функциями по распределения финансовых ресурсов;
- наделены функциями по распределения ресурсов материально-технических характера;
- обладают административно-хозяйственными функциями;
- имеют право подписи финансовых документов;
- являются материально -ответственными. [5]
Наряду с личностными характеристиками
субъектов важным фактором в развитии преступной деятельности являются технологические особенности функционирования финансово-бюджетной системы. Бюджетная система государства выполняет свои функции в рамках отчетных периодов. В соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации отчетными периодами являются квартал, полугодие и год. В течение этих периодов в бюджетной системе происходит:
- формирование (создание) бюджетных фондов денежных средств;
- распределение созданных ранее бюджетных фондов денежных средств;
- расходование распределенных бюджетных фондов денежных средств. [7]
Способы распределения и последующего предоставления бюджетных средств конечному потребителю подлежат нормативному регулированию и включают:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- выделение средств на оплату товаров (работ, услуг), которые приобретаются (выполняются, оказываются) физическими или юридическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам;
- осуществление целевых трансфертов, предоставляемых органам местного самоуправления на обязательные выплаты населению, установленных законодательством;
- ассигнования на покрытие дополнительных расходов, которые связаны с решением органов государственной власти об увеличении бюджетных расходов (уменьшении бюджетных доходов);
- предоставление бюджетных кредитов, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек при уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- выделение субсидий и субвенций;
- инвестирование в уставные капиталы создаваемых и действующих организаций;
- предоставление средств на выплату процентов по долговым обязательствам, в том числе государственных и муниципальных гарантий. [9]
Процесс распределения денежных и материальных ресурсов часто подвержен влиянию криминальных факторов. С одной стороны, распределение бюджетных средств производится в соответствии с конкретными объективными критериями. Однако, в то же самое время, могут возникать причины противоправного характера, нарушающие принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств:
- отстаивание интересов отдельных лиц, которые являются получателями;
- получение вознаграждений должностными лицами, ответственными за распределение бюджетных средств (ресурсов);
- протекционный интерес распределителя бюджетных средств.
На этапе распределения бюджетных средств преступная деятельность строится вокруг объема ресурса, который предоставляется государственному (муниципальному) учреждению. Целевые
фонды, предоставленные с завышением в дальнейшем чаще всего, подлежат расхищению и нецелевому использованию. [10]
Направления использования бюджетных средств строго регулируются на законодательном уровне. Бюджетополучатели вправе использовать получаемые средства на:
- выплату заработной платы в соответствии с заключенными трудовыми договорами, нормативно-правовыми актами, устанавливающими размер заработной платы отдельных категорий работников;
- проведения расчетов (перечисления взносов) с государственными внебюджетными фондами;
- финансирование обязательных выплат населению, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- оплату товаров (работ, услуг) по государственным (муниципальным) контрактам;
- оплату товаров (работ, услуг) без заключения государственных (муниципальных) контрактов по утвержденным сметам. [11]
Криминальные схемы экономических преступлений в бюджетной сфере, имеют ряд характерных признаков:
- строятся с учетом сферы деятельности государственного (муниципального) учреждения, особенности его технологического процесса;
- имеют своей целью получение материальной выгоды, путем хищения активов учреждений бюджетной сферы, или личной выгоды, связанной с лоббированием собственных интересов или интересов отдельных коммерческих организаций;
- часто строятся на основе криминальной взаимосвязи бюджетных и коммерческих организаций;
- детально прорабатываются и в большинстве случаев вуалируются законной деятельностью бюджетной организации (учреждения, предприятия) [3, с. 26].
Статистическое исследование размеров и структуры уголовных деяний в бюджетной сфере на примере Рязанской области (таблица 1) позволило определить следующие характерные виды преступлений:
- мошенничество (статья 159 УК РФ);
- злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ);
- получение взятки (статья 290 УК РФ). [13]
Таблица 1
Преступления в бюджетной сфере в Рязанской области_
Годы Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации
3 09 й 10 Й 4 09 й 10 Й о\ 2 ^ £ <м и 3 ^ £ <м и 8 и >1 * ^ Цр 290, часть6
2013 +
2014 + + + + + +
2015 + + + + +
2016 + + + + +
2017 + + + + + + +
Мошенничества в бюджетной сфере, совершаемые на территории Рязанской области, были связаны, как правило, с незаконной регистрацией земельных участков с участием представителей органов власти муниципальных образований, искажением статистических данные о численности населения, проживающего на территории муниципального образования с целью установления более высокого должностного оклада главе администрации, а также нецелевым использованием бюджетных средств.
Факты злоупотребления должностными полномочиями усматривались в безвозмездной передаче главой муниципального образования и передаче в аренду по заниженной стоимости муниципального имущества, подписании руководителем бюджетного учреждения актов приема приборов уличного освещения города будучи осведомленным о том, что установленные приборы имеют худшие технические характеристики по сравнению с демонтированными.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности было зафиксировано со стороны главы администрации муниципального образования при создании подконтрольного ему юридического лица - коммерческой организации, участии в
ее управлении и покровительстве. Превышением должностных полномочий сопровождались факты изготовления документов, содержащих заведомо ложные сведения. Взяткополучателями стали гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, сотрудники высших образовательных учреждений. [14]
Превышением должностных полномочий сопровождались факты изготовления документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Взяткополучателями стали гражданские и муниципальные служащие органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, сотрудники высших образовательных учреждений.
При этом наиболее распространенными преступлениями за период 2013-2017 гг. явились мошенничества в предпринимательской деятельности, мошенничества, совершаемые с использованием электронных средств платежа, получение взятки в особо крупном размере. [15]
В период с 2014 года материальный ущерб от бюджетной преступности возрос более чем в два раза - с 16,4 млн. руб. до 34 млн. руб. (таблица 2). В настоящее время данные темпы роста выше даже преступности в финансово-кредитной сфере.
Таблица 2
Динамика объема бюджетных преступлений в Рязанской области_
Статьи УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
159, часть 3 9649 0,1 834427,64 4,9 6472680 19,0
159, часть 4 480000 100 9969514 60,9 12207263 71,6 8422177 24,8
285, часть 1 10000000 59,2 0 0
285, часть 2 12708834 37,4
286, часть 1 0 0
286, часть 2 0 0
289 0 0
290, часть 2 30000 0,2 218780 0,6
290, часть 3 29000 0,2
290, часть 5, пункт а 600000 3,5
290, часть 5, пункт б 56000 0,3
290, часть 5, пункт в 2037164 12,4 2393233 14,2 194622 0,6
290, часть 6 4305700 26,3 3380000 19,8 4461613 26,4 5960453 17,5
Итого в бюджетной сфере: 480000 100 16378027 100 17051690,6 100 16883846 100 33977546 100
Исходя из размера экономического ущерба, наибольшую опасность представляют
преступления, квалифицируемые по статьям 159 часть 4, 285 часть 1, 285 часть 2, 290 часть 6 Уголовного
Финансово-бюджетная сфера, как объект деятельности правоохранительных органов, имеет ряд характерных признаков:
Во-первых, данная сфера имеет высокую предрасположенность к коррупционным проявлениям среди секторов экономики.
Во-вторых, условия, и как следствие, схемы совершения преступлений в данной сфере могут существенно отличаться и обладают определенной дифференциацией.
данных преступлений в соответствии с их совокупной материальной составляющей в общем объеме в бюджетной сфере ежегодно составляет около 80-90% (рисунок 1)
В-третьих, преступления в данной сфере сопряжены с организованной преступностью, в результате чего отмечается более высокий уровень маскировки противоправных деяний под непреступные.
При этом необходимо отметить, что на фоне увеличения размера бюджетных преступлений в абсолютном выражении, происходит сокращение их удельного веса в общем объеме экономических преступлений в регионе (рисунок 2).
кодекса Российской Федерации. Доля
Рисунок 1. Структура бюджетных преступлений в Рязанской области (по размеру материальной составляющей)
Рисунок 2. Доля преступлений в бюджетной сфере от общего объема экономических преступлений в Рязанской области
Вуалирование преступных схем в сфере финансово-бюджетных правоотношений под гражданско-правовые значительно затрудняет уголовно-правовую квалификацию представленных деяний. В связи с этим имеется объективная необходимость подготовки комплекса специальных мер предупреждения таких преступлений, реализуемых по следующим направлениям:
1. Усиление взаимодействия правоохранительных и контрольных органов.
2. Усиление государственного контроля в финансово-бюджетной сфере.
3. Определение задачи по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в финансово-бюджетной сфере в качестве приоритетной для правоохранительных и контролирующих органов.
4. Повышение ответственности должностных лиц в финансово-бюджетной сфере, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
5. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность в финансово-бюджетной сфере, в том числе, в области государственных закупок.
В заключении исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:
Во-первых, обобщая результаты проведенного исследования современной криминологической ситуации в свете использования бюджетных средств, выделим основные задачи, возложенные на правоохранительные органы: обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность учреждений; обеспечение эффективного контроля за осуществлением закупочных процедур; обеспечение целевого использования бюджетных средств; контроль за эффективностью использования объектов государственной собственности; предупреждение и пресечение правонарушений с имуществом и всеми видами ресурсов.
Во-вторых, экономико-криминальные схемы, характерные для бюджетной сферы, обладают рядом специфических признаков:
- они напрямую зависят от технологических особенностей процесса и сферы деятельности бюджетных организаций, учреждений и предприятий;
- криминальные схемы ориентированы на извлечение материальной или иной личной выгоды,
связанной с неправомерным изъятием активов бюджетных организаций, учреждений и предприятий, либо с лоббированием своих личных интересов или интересов коммерческих структур;
- большинство криминальных схем отражает связь криминальных предпринимательских структур с бюджетными организациями;
- криминальные схемы отличаются тщательной подготовкой, скрытностью и в большинстве случаев маскируются законной деятельностью по решению задач, стоящих перед бюджетной организацией, учреждением или предприятием.
Библиографический список
1. Данилов А.М. Сфера бюджетного финансирования как объект деятельности подразделений БЭП // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №11. - С. 9396.
2. Белова Я.Б. Сведения о способах нецелевого расходования бюджетных средств // Территория инноваций. - 2018. - № 3. - С. 50-56.
3. Белова Я.Б. Нецелевое расходование бюджетных средств как объект криминалистического исследования // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 8 (16). - С. 75-77.
4. Соловьев И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в бюджетной сфере [Электронный ресурс] // Отрасли права. Аналитический портал. - URL: Ы1р://от-расли-права.рф/агйс1е/15201 (дата обращения: 20.06.2018).
5. Никифорова И.А. Расследование нецелевого расходования бюджетных средств [Текст]: автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. юр. наук. - Калининград, 2016. - 28с.
6. Никифорова И.А., Толстухина Т.В. Использование специальных знаний при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.1. Ч. I. Юридические науки. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. -С. 147 -153.
7. Коноваленко С.А., Ребров А.А., Трофимов М.Н. Бухгалтерский учет как информационная основа выявления преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). с. 26-29.
8. Коноваленко С.А., Харада Г.И. Анализ выявляемых ошибок и нарушений в первичных учетных документах бюджетных и казенных
учреждений // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). с. 1134-1138.
9. Трофимов М.Н., Коноваленко С.А. Содержание и структура аналитических материалов, рекомендуемых для анализа документальной информации, исследуемой на наличие признаков экономических правонарушений // В сборнике: Социально-экономические и правовые меры борьбы с правонарушениями 2016. С. 65-70.
10. Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Вопросы обеспечения экономической безопасности на примере борьбы с экономическими преступлениями в бюджетной сфере // Причины экономической преступности: выявление, обучение противодействие: Материалы межвузовского межведомственного научно -практического круглого стола по обсуждению учебного пособия И.М. Мацкевича / под. ред. В.М. Баранова. - 2017. - С. 49-59.
11. Григорьева И.В. Хищения государственных бюджетных средств как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 5. - С. 204-206.
12. Лукин В.К. Общее принципы расследования преступлений бюджетной направленности // Естественно-гуманитарные исследования. - 2017. - № 12. - С. 11-17.
13. Харашвили Г. Преступления в бюджетной сфере // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 21. - С. 16.
14. Пакина Л.А. Исследование документов по делам о преступлениях в бюджетной сфере // Юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых). Сборник научных трудов. - Нижний Новгород, 2017. - С. 211-214.
15. Коноваленко С.А. Формы и содержание аналитических материалов, рекомендуемые для оценки документальной информации, исследуемой на наличие признаков экономических правонарушений «Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России» //Сборник научных трудов: Под общей редакцией Сигуновой Т.А. Москва, 2016 с. 37-45.
Bibliographic list
1. Danilov A.M., The sphere of budget financing as the object of the units of BEP // Vestnik of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2008. - №11. - P. 93-96.
2. Belova J. B. Information about how the mismanagement of budgetary funds // Territory of innovation. - 2018. - № 3. - P. 50-56.
3. Belova J. B. Misappropriation of budgetary funds as object of criminalistic research // Modern scientific research and development. - 2017. - № 8 (16). - P. 75-77.
4. Soloviev I. Criminological characteristics and prevention of crimes in the public sector [Electronic
resource] // Branches of law. Analytical portal. - URL: http://oTpac^H-npaBa.p$/artide/15201 (date accessed: 20.06.2018).
5. Nikiforova I. A. The Investigation of misuse of budget funds [Text]: the dissertation on competition of a scientific degree. kand degree. Jus. sciences'. -Kaliningrad, 2016. - P. 28.
6. Nikiforova I. A., Tolstukhina T. V. The Use of special knowledge in the investigation of inappropriate spending of budgetary funds. Izvestiya Tulgu. Economic and legal Sciences. Vol.1. Part I. Legal science. -Tula: Publishing house of Tula state University, 2012. - P. 147 -153.
7. Konovalenko, S.A., Rebrov A.A., Trofimov, M.N. Accounting as an information basis for the detection of crimes in the field of agriculture // Economics and entrepreneurship. 2018. № 5 (94). S. 26-29.
8. Konovalenko S. A., Harada G. I. Analysis of errors and violations in primary accounting documents of budget and state institutions / / Economics and entrepreneurship. 2018. № 10 (99). p. 1134-1138.
9. Trofimov M.N., Konovalenko S.A. The content and structure of analytical materials, recommended for the analysis of documentary information, investigated for the presence of signs of economic offenses / / in the collection: Socio-economic and legal measures to combat offenses 2016. Pp. 65-70.
10. Cherniavsky, A. G., Grudtsyna L. Yu., Issues of economic security on the example of fight against economic crimes in the public sector // economic Causes of crime: identification, training opposition: materials of the interuniversity interdepartmental scientific-practical round table discussion teaching AIDS I. M. Matskevich / under. the editorship of V. M. Baranov. - 2017. - P. 49-59.
11. Grigorieva I.V. Theft of state budget funds as a threat to economic security of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. - 2017. - № 5. - Pp. 204206.
12. Lukin V. K. General principles of investigation of crimes of the budgetary orientation / / Natural-humanitarian researches. - 2017. - № 12. - P. 11-17.
13. Harashvili G. Crimes in the public sector / / Ezh-Lawyer. - 2016. - № 21. - P. 16.
14. Pakina L.A. Research of documents on cases of crimes in the budgetary sphere. Legal science and practice (tribune of young scientists). Collection of proceedings. - Nizhny Novgorod, 2017. - P. 211-214.
15. The Forms and content of analytical materials recommended for the assessment of documentary information, investigated for the presence of economic offenses "the Role of accounting, control and audit in ensuring the economic security of Russia". Collection of scientific works: under the General edition of Sigunova, Moscow, 2016.