УДК 336.143.2, 343.9 ББК 65.261.3, 67.52
БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ТАРОВИК,
доцент кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат экономических наук E-mail: [email protected]; ВЯЧЕСЛАВ ОЛЕГОВИЧ ЛАПИН, кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрена актуальная как для науки, так и для правоприменительной практики проблема - обеспечение бюджетной безопасности государства. Дан краткий анализ уровня обеспечения бюджетной безопасности в современных условиях. Раскрыты место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения бюджетной безопасности.
Ключевые слова: финансовая безопасность, бюджетная безопасность, органы внутренних дел, хищение бюджетных средств, государственный заказ, государственная программа, коррупция.
Annotation. Considered to a problem actual for law-enforcement practice - provision of budgetary safety of the state. Analyzed the level provision of budgetary safety in modern conditions. Discovered the place and role of bodies of internal affairs in mechanism to ensure budget safety.
Keywords: financial safety, budgetary safety, bodies of internal affairs, theft of budget funds, government order, government program, corruption.
Обеспечение финансовой безопасности государства является приоритетным направлением деятельности органов государственной власти. Особый интерес к вопросам финансовой безопасности вызван значением финансов и финансовой системы государства, а также тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны.
В соответствии с Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1], в качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу, в частности, отмечены: низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
В период со второй половины 2014 г. и по настоящее время, в России складывается сложная как внешнеполитическая, так и экономическая ситуация, которая негативно влияет на масштабы и опасность отмеченных выше рисков и угроз.
Одним из последствий такой ситуации является дестабилизация бюджетной системы Российской Фе-
дерации, проявляющаяся как в увеличении расходов, так и одновременном сокращении доходов бюджетов всех уровней. В тоже время, не смотря на вышеуказанные обстоятельства, целью бюджетной политики является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом [2]. При этом бюджет Российской Федерации на 2015 г. и плановые 2016 и 2017 гг. [3], утвержден с ежегодным дефицитом в размере около 0,5 трлн. руб.
Отмеченные выше вызовы создают угрозу стабильности функционирования бюджетной системы Российской Федерации и требуют адекватных мер реагирования со стороны руководства государства и скоординированных действий всех органов государственной власти, в том числе и правоохранительных органов. На это обратил внимание Президент России В.В. Путин, выступая на заседание коллегии Счётной палаты Российской Федерации: «Текущая ситуация требует активного участия и тесного взаимодействия всех органов власти» [4].
Так, в целях немедленной реализации антикризисных мер и создания условий для выполнения всех
взятых государством на себя социальных обязательств перед гражданами Правительством Российской Федерации принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [5], однако, его реализация требует существенного сокращения расходов бюджетной системы Российской Федерации в текущем году как минимум на 10%.
Таким образом, России еще предстоит дополнительно выработать и реализовать ответные меры на те вызовы, которые создают угрозу обеспечения как финансовой безопасности государства в целом, так и ее бюджетной безопасности в частности.
Разработка контрмер невозможна без глубокого научного исследования рассматриваемой проблемы с учетом новых вызовов и угроз, а также определения места и роли каждого государственного органа в механизме обеспечения финансовой безопасности. Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных вопросам экономической [6] и финансовой безопасности [7], вопросы бюджетной безопасности, а также роль и место органов внутренних дел [8] в механизме ее обеспечения исследованы еще недостаточно.
Сформулируем наиболее подходящие для целей настоящей статьи определение «бюджетной безопасности», которая является одним из основных элементов системы финансовой безопасности, от которой зависит устойчивость всей финансовой системы страны.
Под бюджетной безопасностью следует понимать такое состояние всех сегментов бюджета и его институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное, социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в стране, связанных с формированием бюджета, готовность и способность институтов бюджетной системы в рамках проведения бюджетной политики создавать механизмы реализации, защиты интересов и развития национальной экономики и финансов, осуществления стратегических установок структурной перестройки экономики и поддержания социально-политической стабильности, а также формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противодействия внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности [9].
В качестве основных условий обеспечения стабильности бюджетной системы Российской Федерации можно выделить такие как: недопущение дефицитности бюджетов федерального, регионального, муниципального уровней сверх предельно допустимого уровня; соблюдение принципов бюджетного федерализма; бюджетное обеспечение государственных расходов на поддержание и развитие производственной и социальной сферы, целевых государственных программ и инвестиционных проектов, финансируемых из государ-
ственного бюджета; бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств государства; соблюдение бюджетной дисциплины, а также защита бюджетных средств от преступных посягательств и др.
В сложившейся экономической ситуации в России объективно возникает необходимость усиления контроля за своевременным и полным выполнением финансовых обязательств (бюджетная дисциплина), соблюдением адресности и целевого характера бюджетного финансирования, а также повышением эффективности расходования бюджетных средств, при непременном обеспечении максимальной защиты государственных средств и имущества от преступных посягательств.
Так, выступая на расширенном заседании Коллегии Счётной палаты Российской Федерации, по-свящённом 20-летию со дня образования ведомства, Президент России В.В. Путин отметил [10]: «...что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учёт текущей экономической ситуации. ... Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьёзно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».
В этой связи, более детально рассмотрим уровень защищенности бюджетных средств от преступных посягательств, а также определим место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения бюджетной безопасности.
При обеспечении бюджетной безопасности страны, в рамках реализации государством контрольно-надзорных и правоохранительных функций, на первое место выходят: контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета, оперативное выявление фактов нецелевого расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с освоением бюджетных средств.
В целом, оперативная обстановка, складывающаяся в бюджетной сфере в последние годы, характеризуется высоким уровнем ее криминализации.
Так, по данным Счетной палаты Российской Федерации, общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью составила в 2011 г. -718,5 млрд руб.; в 2012 г. - 781,4 млрд руб.; в 2013 г.
- 722,9 млрд руб. [11].
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании в 2011 г. - 522,2 млрд руб.; в 2012 г.
- 749,6 млрд. руб., в 2013 г. - 1,4 трлн. руб. [12].
По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» [13] органами внутренних дел в 2012 г. выявлено 11 768 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в
2013 г. - 13 364, в 2014 г. - 8 837. Размер причиненного материального ущерба в 2012 г. составил 4 млрд руб., в 2013 г. - 9,7 млрд руб., в 2014 г. - 15,7 млрд руб.. Причем отмечается ежегодное сокращение доли обеспечения возмещения материального ущерба с 75,5% в 2012 г. до 40% в 2014 г.
Таким образом, на протяжении последних трех-четырех лет отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества выявляемых нарушений бюджетно-финансовой дисциплины и фактов нецелевого расходования и хищения бюджетных средств. При этом за период 2012-2014 гг. размер материального ущерба, причиненного в результате совершения хищений бюджетных средств, увеличился в три раза, а объем его возмещения сократился в два раза.
Указанные обстоятельства не могли остаться незамеченными руководством МВД России. Так, на совещании, посвященном подведению итогов работы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - ГУ-ЭБиПК МВД России) в 2014 г. [14], в качестве одного из основных направлений работы на 2015 г. определено повышение эффективности мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений при распределении и расходовании бюджетных средств, что особенно актуально с учетом действующих правительственных программ господдержки производителей импортозамещающей продукции, а также предоставлением им налоговых и иных преференций.
Органы внутренних дел Российской Федерации являются ключевым правоохранительным звеном в системе обеспечения финансовой безопасности государства, в том числе и бюджетной безопасности. Они обладают широкими полномочиями по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям, имеют наработанный положительный опыт борьбы с ними, располагают самой масштабной структурой территориальных органов МВД России.
В системе органов внутренних дел Российской Федерации функции по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с хищениями и нецелевым использованием бюджетных средств, а также коррупционных проявлений при их выделении, распределении и освоении в рамках государственных программ и крупнейших инвестиционных проектов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, возложены на ГУЭБиПК МВД России.
Приоритетными направлениями деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по обеспечению бюджетной безопасности являются:
1) организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам защиты бюджетных средств от преступных посягательств, а также обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в
сфере освоения бюджетных средств. Одним из важнейших условий декриминализации бюджетной сферы является своевременное выявление несовершенства нормативных правовых норм, регламентирующих механизмы и процедуры расходования бюджетных средств, а также устанавливающих уголовную ответственность за преступления, связанные с освоением бюджетных средств.
В рамках указанного направления деятельности ГУЭБиПК МВД России, как головное подразделение, реализующее задачи по выявлению и пресечению хищений бюджетных средств, активно принимает участие в выявлении таких пробелов и оперативно предлагает необходимые меры по их устранению.
Так, в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается квалифицировать мошеннические действия, заключающиеся в преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, по статье 1594 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) даже в тех случаях, если объектом хищения стали бюджетные средства и государству причинен весьма существенный ущерб. Санкции по данной статье существенно ниже предусмотренных аналогичными составами за мошеннические действия в иных сферах экономической деятельности (максимальный размер наказания в виде лишения свободы составляет 5 лет; по смежным составам - 10 лет).
МВД России неоднократно обращало внимание на то, что в сложившейся ситуации, в нарушении принципа неотвратимости уголовной ответственности, виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности, а ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации, остается невозмещенным. В течение 2013-2014 гг. как МВД России, так и отдельные депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (И.А. Яровая, И.Е. Костунов, А.А. Ищенко, И.К. Сухарев, М.В. Дегтяревым, В.В. Гутеневым, А.Е. Хинштейном), выходили с инициативой введения специальных норм, предусматривающих ответственность за мошеннические действия с бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом. Однако, до настоящего времени такие изменения в действующее законодательство внесены не были.
Вместе с тем, в декабре 2014 г. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о неконституционности положений ст. 1594 УК Российской Федерации, постановил отдельные положения указанной статьи признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 19 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 3), и в течение шести месяцев устранить выявленные неконституционные аспекты правового регулирования ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности [15].
Надеемся, что в результате устранения выявленных нарушений будет исключена возможность избежания наказания лиц, виновных в совершении хищений бюджетных средств, а также созданы условия для полного возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации.
2) проведение комплексного мониторинга оперативной обстановки в рассматриваемой сфере, выявление угроз бюджетной безопасности и выработка эффективных мер по их нейтрализации.
В рамках рассматриваемого направления деятельность органов внутренних дел строится с учетом программно-целевого метода формирования бюджета Российской Федерации. Так, система мониторинга строится исходя из перечня государственных программ, которые реализуются в соответствующем регионе, объемов их финансирования, круга министерств и ведомств, ответственных за освоение бюджетных средств, а также с учетом степени потенциальных рисков и угроз, существующих в различных сферах экономической деятельности.
Важным условием эффективности мониторинга выступает наличие выстроенной системы взаимного обмена информацией с соответствующими министерствами и ведомствами, отвечающими за реализацию программных мероприятий и освоение бюджетных средств.
В целях недопущения малоэффективного расходования сил и средств органов внутренних дел, мониторинг оперативной ситуации осуществляется только там, где действительно есть риски или признаки преступлений.
3) определение приоритетных направлений защиты бюджетных средств. В настоящее время в качестве таковых следует выделить:
• выявление и раскрытие преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
• выявление коррумпированных связей должностных лиц государственных органов и их вовлеченность в преступную деятельность, реализуемую в бюджетной сфере;
• защита бюджетных средств от преступных посягательств, выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации (в том числе приоритетные национальные проекты, федеральные, региональные и муниципальные целевые программы);
• защита бюджетных средств при реализации федеральной контрактной системы [16], т.е. размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
• защита бюджетных средств от преступных посягательств, выделяемых на реализацию непрограммных мероприятий, прежде всего, социального характера;
• защита бюджетных средств от преступных пося-
гательств, связанных с неправомерным возмещением НДС;
• защита бюджетных средств от преступных посягательств, выделяемых на реализацию и сопровождение крупнейших инвестиционных проектов (Саммит АТЭС, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи 2014 г., Чемпионат мира по Футболу 2018 г., развитие инфраструктуры Республики Крым и т.п.).
• взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами в целях выявления преступлений (Счетная палата Российской Федерации [17], Росфиннадзор [18], ФАС России [19] и д.р.); организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам защиты бюджетных средств от преступных посягательств.
Предметом подобных соглашений выступает организация взаимодействия сторон, в том числе путем информационного обмена в электронном виде, по вопросам осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
За период с 2011 по 2013 гг. в результате такого взаимодействия по материалам Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора правоохранительными органами возбуждено около 450 уголовных дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере [11, 12].
5) организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, в том числе выявление, обобщение и распространение передового опыта противодействия бюджетной преступности, внедрение перспективных форм и методов противодействия преступности в указанной сфере.
Таким образом, в целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, в части реализации перечисленных направлений обеспечения бюджетной безопасности, предлагаем следующее:
1. С учетом складывающейся экономической ситуации и возрастания угроз бюджетной безопасности, необходимо введение повышенной уголовной ответственности за хищения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, в том числе и для должностных лиц органов государственной власти.
2. Увеличить источники информации о готовящихся и совершенных преступлениях в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, возможно за счет выстраивания на системной основе взаимоотношений между правоохранительными органами и руководителями коммерческих организаций (потенциальных заявителей), которые без
законных оснований не допущены к участию в торгах (аукционах), которых вынудили отказаться от участия в торгах (аукционах), либо отказаться от исполнения уже заключенного государственного (муниципального) контракта в пользу подконтрольных преступникам коммерческих организаций. Такая категория заявителей потенциально может оказать содействие в разоблачении коррумпированных должностных лиц государственных органов, отвечающих за проведение соответствующих торгов (аукционов), а также доказывании аффилированности тех или иных организаций с должностными лицами организации-заказчика.
3. Более широкое использование возможностей отмеченного способа ограничено тем, что несмотря на имеющиеся возможности применения мер государственной защиты как к самим заявителя, так и их близким, отсутствуют реальные правовые гарантии обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций, возглавляемых заявителями. Преодоление указанной проблемы видится нам в создании реального механизма защиты экономических интересов заявителя, свидетеля, потерпевшего, обладающих значимой информацией о совершении тяжких и особо тяжких экономических и коррупционных преступлений в бюджетной сфере.
4. Обратить пристальное внимание контрольно-надзорных и правоохранительных органов на проблему «коротких контрактов», которые в силу различных обстоятельств, прежде всего, коррупционного характера, заключаются в последние месяцы текущего года (ноябрь, декабрь) с последующей их приемкой в обязательном порядке до 31 декабря текущего года. В большинстве случаев существует высокая вероятность того, что такие контракты либо остаются частично не выполненными, либо проведение работ продолжается уже после их официальной приемки, либо сам контракт носит полностью фиктивных характер и заключен только в целях хищения и обналичивания бюджетных средств.
В завершение отметим, что решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, по обеспечению бюджетной безопасности государства, должно строиться на поиске новых подходов, позволяющих оперативно выявлять правонарушения и преступления в бюджетной сфере, тщательно формировать доказательственную базу и предпринимать исчерпывающие меры по обеспечению возмещения ущерба, причиняемого бюджетной системе Российской Федерации. Поиск таких подходов должен выстраиваться при тесном взаимодействии науки и практики.
Литература
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444.
2. Основные направления бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Офи-
циальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.ru/common/upload/li-brary/2014/07/ (дата обращения 3 февраля 2015 г.)
3. О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ / СЗ РФ, 8. Декабря 2014 г., № 49 (ч. I), ст. 6893.
4. Заседание Коллегии Счётной палаты. Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin. ru/news/47532 (дата обращения 3 февраля 2015 г.).
5. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р/ СПС Консультант Плюс.
6. Вопросы экономической безопасности отражены в научных трудах Л.И. Абалкина, И.Я. Богданова, А.В. Возженикова, В.Ф. Гапоненко, С.Ю. Глазьева, А.Е. Городецкого, Р.В. Илюхиной, М.Я. Корнилова, Е.И. Кузнецовой, Н.П. Купрещенко, М.М. Максимце-ва, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, С.В. Степашина, А.И. Татаркина, И.В. Фирсова и других ученых.
7. Каурова Н.Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики: (теоретико-методологический аспект). Авто-реф. дис. ... докт. эконом. наук. М, 2013; Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография. М., 2013; Петросян О.Ш. Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения финансовой безопасности государства: монография. М., 2012.
8. Галкин Д.В. Органы внутренних дел в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации (административно-правовой аспект). Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М, 2010; БеликовА.П. Органы внутренних дел в системе государственного финансового контроля (финансово-правовой аспект). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М, 2009.
9. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. С. 203-204.
10. Заседание Коллегии Счётной палаты. Официальный сайт Президента России. URL: http://news. kremlin.ru/news/47532 (дата обращения 3 февраля 2015 г.)
11. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011-2013 гг.. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/764/ (дата обращения: 3 февраля 2015 г.).
12. Основные результаты деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за 20112013 г. Официальный сайт ФСФБН России. URL: http://www.rosfinnadzor.ru/work/pokazateli_deyatelnosti (дата обращения: 3 февраля 2015 г.).
13. Статистические сведения по Форме «5-БЭП» // Сайт ФКУ «ГИАЦ МВД России» в ведомственной сети ЕИТКС URL: http://10.50.16 (дата обращения: 3 февраля 2015 г.).
14. Подведение итогов работы ГУЭБиПК МВД России в 2014 г. Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/news/item/3057225 (дата обращения: 3 февраля 2015 г.).
15. По делу о проверке конституционности положений ст. 159.4 УК РФ в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П // СПС Гарант.
16. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013 г. № 14. Ст. 1652.
17. Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и МВД России от 28 января 2014 г. № С-02-3/1/912 // СПС Консультант Плюс.
18. Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора от 28 августа 2014 г. №1/8059, 01-08-31/4451 // СПС Консультант Плюс.
19. Об утверждении положения о порядке взаимодействия МВД России и ФАС России: Приказ МВД России и ФАС России от 30 декабря 2004 г. № 215/878 // СПС Консультант Плюс.
References
1. O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537 // SZ RF ot 18 maya 2009. № 20 st. 2444.
2. Osnovnye napravleniya byudzhetnoy politiki na 2015 god i na planovyy period 2016 i 2017 godov. Ofit-sial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/07/ (data obrashcheniya 03.02.2015).
3. O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovyy period 2016 i 2017 godov: Federal'nyy zakon ot 01.12.2014 № 384-FZ / SZ RF, 08.12.2014, № 49 (chast' I), st. 6893.
4. Zasedanie Kollegii Schetnoy palaty. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii. URL: http://news.kremlin.ru/ news/47532 (data obrashcheniya 03.02.2015).
5. Plan pervoocherednykh meropriyatiy po obespech-eniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i sotsial'noy sta-bil'nosti v 2015 godu: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27 yanvarya 2015 g. № 98-r // SPS Konsul'tant Plyus.
6. Voprosy ekonomicheskoy bezopasnosti otrazheny v nauchnykh trudakh L.I. Abalkina, I.Ya. Bogdanova, A.V Vozzhenikova, VF. Gaponenko, S.Yu. Glaz'eva, A.E. Gorodetskogo, R.V. Ilyukhinoy, M.Ya. Kornilova, E.I. Kuznetsovoy, N.P. Kupreshchenko, M.M. Maksimtseva, E.A. Oleynikova, V.K. Senchagova, S.V. Stepashina, A.I. Tatarkina, I.V. Firsova i drugikh uchenykh.
7. Kaurova N.N. Finansovo-ekonomicheskaya bezo-pasnost' v usloviyakh otkrytosti natsional'noy ekonomi-
ki: (teoretiko-metodologicheskiy aspekt). Avtoref. dis. ... dokt. ekonom. nauk. M, 2013; Saradzheva O.V Finanso-vaya bezopasnost': monografiya. M., 2013; Petrosyan O.Sh. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspek-ty obespecheniya finansovoy bezopasnosti gosudarstva: monografiya. M., 2012.
8. Galkin D.V. Organy vnutrennikh del v sisteme obespecheniya finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (administrativno-pravovoy aspekt). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M, 2010; Belikov A.P. Organy vnutren-nikh del v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontro-lya (finansovo-pravovoy aspekt). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M, 2009.
9. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': Uchebnik/ Pod red. E.A. Oleynikova. - M.: Ekzamen, 2004. 3. 203-204.
10. Zasedanie Kollegii Schetnoy palaty. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossii. URL: http://news.kremlin.ru/ news/47532 (data obrashcheniya 03.02.2015).
11. Otchet o rabote Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii in 2011-2013. Ofitsial'nyy sayt Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.ach.gov. ru/activities/annual_report/764/ (data obrashcheniya: 03.02.2015).
12. Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti Federal'noy sluzhby finansovo-byudzhetnogo nadzora za 2011-2013. Ofitsial'nyy sayt FSFBN Rossii. URL: http://www.ros-finnadzor.ru/work/pokazateli_deyatelnosti (data obrashcheniya: 03.02.2015).
13. Ctatisticheskie svedeniya po Forme «5-BEP» // FKU «GIATs MVD Rossii» v vedomstvennoy seti EITKS URL: http://10.5.0.16 (data obrashcheniya: 03.02.2015).
14. Podvedenie itogov raboty GUEBiPK MVD Rossii in 2014. Ofitsial'nyy sayt MVD Rossii. URL: https://mvd.ru/news/item/3057225 (data obrashcheniya: 03.02.2015).
15. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozheniy stat'i 159.4 UK RF v svyazi s zaprosom Salekhardsko-go gorodskogo suda Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga: Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 11 dekabrya 2014 № 32-P // SPS Garant.
16. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh nuzhd: Federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2013 № 44-FZ // SZ RF. 2013 g. № 14. St. 1652.
17. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Schetnoy palatoy Rossiyskoy Federatsii i MVD Rossii ot 28.01.2014 № S-02-3/1/912 // SPS Konsul'tant Plyus.
18. Soglashenie o vzaimodeystvii mezhdu Ministerst-vom vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i Federal'noy sluzhboy finansovo-byudzhetnogo nadzora ot 28.08.2014 №1/8059, 01-08-31/4451 // SPS Konsul'tant Plyus.
19. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke vzaimod-eystviya MVD Rossii i FAS Rossii: Prikaz MVD Rossii i FAS Rossii ot 30.12.2004 № 215/878 // SPS Konsul'tant Plyus.