Научная статья на тему 'Снижение негативного воздействия теневой экономики как фактор устойчивого развития региона'

Снижение негативного воздействия теневой экономики как фактор устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ЮФО / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ВРП / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / SHADOW ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGION / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / REPUBLIC OF DAGESTAN / GRP / INDUSTRIAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимов Альберт Казимович

В статье рассматриваются проблемы влияния теневой экономики, которая рассматривается с позиций обеспечения устойчивого развития экономики России и Республики Дагестан. Раскрыты косвенные факторы, определяющие высокийуровенъ теневой экономики вреспубликеДагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF THE NEGATIVE IMPACT OF THE SHADOW ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article considers the problem of the impact of the shadow economy, which is considered in terms of ensuring sustainable development of economy of Russia and the Republic of Dagestan. Disclosed indirect factors which determine the high level of the shadow economy in the republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Снижение негативного воздействия теневой экономики как фактор устойчивого развития региона»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

_КАЗИМОВ А.К.

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье рассматриваются проблемы влияния теневой экономики, которая рассматривается с позиций обеспечения устойчивого развития экономики России и Республики Дагестан. Раскрыты косвенные факторы, определяющие высокийуровенъ теневой экономики вреспубликеДагестан.

KAZMOV A.K.

REDUCTION OF THE NEGATIVE IMPACT OF THE SHADOW ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF THE REGION

The article considers the problem of the impact of the shadow economy, which is considered in terms of ensuring sustainable development of economy of Russia and the Republic of Dagestan. Disclosed indirect factors which determine the high level of the shadow economy in the republic of Dagestan.

Ключевые слова: теневая экономика, устойчивое развитие, регион, ЮФО, Республика Дагестан, ВРП, промышленное производство.

Keywords: the shadow economy, sustainable development, region, southern federal district, Republic of Dagestan, GRP, industrial production

Теневая экономика является составным элементом хозяйственной системы. В условиях поиска путей ускорения экономического роста страны и выхода на устойчивые темпы развития, необходимо комплексное научное исследование теневой экономики как компоненты экономического развития.

Разбалансированность российской экономической системы и региональных подсистем, недостаток инвестиций, административные барьеры, отсутствие добросовестной конкурентной среды, ценовые диспропорции, помноженные на нестабильность мировой экономики в целом, формируют почву для многочисленных злоупотреблений и противоправного поведения субъектов экономической деятельности, являются питательной средой теневых экономических процессов, которые, в свою очередь, оказывают деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие. Влияние теневой экономики затрагивает все стадии процесса производства и распределения ресурсов, нарушает хозяйственную целостность региона, снижает доходы бюджетов всех уровней. Теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности,

снижением транспарентности в целом по экономике России. В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать крупным резервом для обеспечения экономического роста.

Теневая экономика является одной из стратегических проблем для российского общества, государства, экономики страны. Её воздействие имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям. В Российской Федерации, по расчетам Росстата, доля теневой экономики составляет примерно 25% ВВП, без учета криминальной деятельности, а с её учетом - примерно 48,7% [5]. В таких масштабах теневая экономическая деятельность становится серьезной угрозой национальной безопасности России.

По международным оценкам и данным Института изучения рынка (Бонн), в государствах с развитой рыночной экономикой теневой сектор составляет около 8% ВВП, в странах с переходной экономикой - около 40% ВВП. Так, в США сегодня на теневую экономику приходится 8,4%, в Германии - 16,8%, в Италии - 25,7% ВВП. Самая высокая доля теневой экономики наблюдается в странах СНГ: в Белоруссии - 50,4%, в Украине -54,7%, в Грузии - 68% ВВП [5, с.8].

По данным Госкомстата РФ, за первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП РФ составляла 9 - 10%, в 1995 г. - 20%, в 1996г. - 23%[3, с.59], а в 2000-х гг. - 31%. В теневой экономике было занято около 30 млн. человек [9, с.13]. По данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике РФ производилось 10-11% ВВП [3, с.61]. В 1993г. - 25-30%, в 1994г. - 39%, в 1995г. - 45%, в 1996г. - 46%, а в 2000-х гг. - более 55% ВВП. При этом стоит отметить, что теневой и легальный виды экономической деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их практически невозможно отличить друг от друга.

Теневые экономические отношения присущи всем регионам России, но они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. В условиях дифференциации теневой экономики, разработка программы системных мер по противодействию этому явлению представляется крайне актуальной научной задачей.

Влияние теневой экономики на устойчивое социально-экономическое развитие региона проявляется, с одной стороны, из-за того, что происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп населения, с другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают ложное ощущение благополучия; теневая занятость приводит к тому, что усилия правительства по созданию новых рабочих мест ведут не к снижению мнимой безработицы, а к увлечению инфляции и т.д.

Все формы проявления теневой экономики в регионе ведут к подрыву хозяйственной этики и росту правового нигилизма, не позволяют реализовы-ваться стратегиям социально-экономического развития регионов. Если эти тенденции получат дальнейшее развитие, то легальные правила игры вытесняются неформальными криминальными «понятиями», многие начинают

жить по принципу «все дозволено», в результате чего общество постепенно деградирует и постепенно движется к нестабильности и хаосу.

Отношения федеральных и региональных властей к проблемам борьбы с теневой экономикой менялись, и они прошли различные этапы эволюции. Первый этап заключался в радикально-либеральном подходе, реализуемом с конца 1991 - начала 1992 года и был связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

В конце 1990-х годов репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального подхода.

Но все усилия, предпринимаемые органами государственной власти, были и остаются обращенными на преследование физических или юридических лиц, совершивших правонарушение, а не на устранение условий, способствующих превращению «теневой» деятельности в легальную.

Очевидно, экономика России, сидящая на «нефтяной игле», и регионы -на бюджетных трансфертах, для будущего развития бесперспективны. Прослеживается зависимость: чем выше дотации, тем выше объем «теневого ВВП». Становится очевидным, что «теневая экономика» - это экономика, фактически вышедшая из состава правового поля государства. В этом смысле решение проблемы минимизации «теневой экономики», над которой возвышается коррупционная надстройка параллельного государства, весьма акту-альноа.

Экономическая ситуация в Республике Дагестан, такова, что объем «теневой экономики» колеблется в районе 70% ВВП, а дотирование бюджета доходит до 75% [6]. Следует отметить, что при таких объемах финансирования, это является новым видом ренты - политической, источником которой является сам факт наличия республиканского статуса. Такое положение вещей, кроме экономических, имеет и политические последствия. Дотации не могут поступать вечно, а их прекращение, например, из-за объективного снижения возможностей федерального бюджета, может вызвать непредсказуемые последствия.

В настоящее время в экономике Республики Дагестан как и Российской Федерации, сложилась ситуация, при которой значительная часть производства и товарооборота скрывается от налогообложения и официального учета. По оценкам экономистов, в Дагестане теневой сектор экономики достигает 40% ВРП, а по отдельным отраслям производства продукции и услуг - две трети ВРП.

Высокий уровень теневой экономики Дагестана подтверждают отдельные косвенные факторы:

❖ сопоставление темпов роста использованных ресурсов и всех поступлений в отраслях экономики показывает, что в большинстве отраслей увеличение численности занятых, сырья и оборудования не сопровождается соответствующим ростом налогов;

❖ о том же свидетельствует существенная разница в официальных данных производства и потребления электроэнергии в республике;

❖ высокая доля наличных денег в обращении;

❖ большие объемы оборота иностранной валюты.

Существование огромного теневого сектора сдерживает экономическое развитие республики, деформирует рынок, снижает налоговый потенциал, затрудняет решение многих социальных задач. Следствием существования значительного теневого сектора в экономике республики являются низкая платежная и налоговая дисциплина субъектов хозяйствования, высокая доля наличных денег в платежном обороте, высокая степень коррупции и низкая эффективность деятельности государственных контрольных органов. Прямой ущерб от теневой экономики - сужение доходной базы бюджетов всех уровней.

Именно поэтому максимально возможная легализация теневой экономики является одной из самых острых проблем совершенствования государственного регулирования и ускорения социально-экономического развития республики. Но в «Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2025» года не выработаны ни методы исследования объемов, масштабов теневой экономики в регионе, ни способы, ни механизм её сокращения и легализации.

При анализе теневой экономики в Республике Дагестан, можно выделить два её типа.

Один тип связан с крупным бизнесом. Это представители не большой, но влиятельной части общества, получившие доступ к власти, разделу, распределению и присвоению материальных и финансовых ресурсов. Данный тип экономики легализован, предприятия и организации являются юридическими лицами. Но для них характерно сокрытие хозяйственных операций, объемов производства и реализации, найма трудовых ресурсов, теневые финансовые балансы и т.д.

Второй тип теневой экономики определяется давними традициями дагестанцев - склонностью к предпринимательству, торговле, отходническим промыслам для содержания большой семьи, стремлением к накопительству, приобретению имущества, повышению благосостояния.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» упоминания о теневой экономике отмечаются в отрасли легкой промышленности. Данные при этом отсутствуют, и насколько высока доля присутствия теневой экономики в легкой промышленности РД остается загадкой.

В целом разработчики «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» уделяли недостаточное внимание вопросам, касающимся проблеме теневой экономики и всем ее проявлениям, но при этом в реализации конкретных преимуществ наряду с решением таких задач, как повышение уровня безопасности (до среднероссийского уровня), снижение уровня коррупции (до среднеевропейского уровня), развитие человеческого потенциала (до уровня ведущих российских регионов), снижение напряженности на рынке труда, рост благосостояния населения, повышение качества социального обслуживания, снижение миграционного оттока населения, особенно молодежи, за пределы республики в поисках

работы и комфортных условий проживания, улучшение системы здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, осуществление сбалансированной молодежной политики, развитие высококачественной системы образования, стимулирование системы разработки, коммерциализации и внедрения инноваций, развитие современной информационно-коммуникационной системы и обеспечение институционального развития, отмечается и то, что необходимо проводить меры легализация бизнеса, значительное сокращение «теневой экономики» (до среднеевропейского уровня)[8, с.105].

Теневую экономику в Республике Дагестан, по мнению других исследователей [1, с. 103], можно объяснить следующими причинами:

❖ присутствие тесного переплетения государственной и негосударственной теневой хозяйственной деятельности, активность государственного сектора в неофициальной деятельности. Скрытое перемещение государственных активов в частные руки - что приводит к сращиванию объектов государственной собственности с теневой экономикой;

❖ сложность определения форм и объемов теневой экономики. Неофициальные действия в Республике Дагестан широко распространены и имеют общественный резонанс. Но физическая видимость подобных негативных явлений, к сожалению, не гарантирует признания их неофициального происхождения. Это происходит потому, что множество нелегальных действий совершаются на государственных предприятиях, где часть деятельности официальна, а часть -неофициальна. При этом выявление незаконной деятельности затрудняется использованием «двойной бухгалтерии» (многие предприятия имеют три набора документации: один - для собственного пользования, второй - для потенциальных инвесторов и третий -для налоговых органов);

❖ неофициальность, слабо связанная с криминальностью. Теневая экономика в республике в основном не связана с насильственными или преступными действиями. Неофициальные действия в республике имеют целью уклонение от бремени административных инструкций и обложения высокими налогами, а не производство запрещенных товаров.

По данным мониторинга органов статистики и контролирующих структур федеральных органов исполнительной власти, минимум 45-60% оборота товаров и услуг в республике приходится на теневой сектор экономики. Это существенно выше аналогичных показателей по Южному федеральному округу (26%) и Российской Федерации (17%) [2]. Следует также отметить, что создание Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО) указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года [10] может несколько изменить представление о теневой экономике в данных регионах, а сравнение с данными по ЮФО дает, по нашему мнению, более полное представление по данной проблематике.

0 Оплата труда

□ Доходы от предпринимательской деятельности

□ Социальные выплаты

□ Доходы от собственности

§ Другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.)

Рис. 1. Структура денежных доходов населения [7, с.246] (в процентах от общего объема денежных доходов населения)

По мнению главы государства, причиной создания нового федерального округа стала необходимость незамедлительного решения серьезных проблем республик Северного Кавказа.

«Мы научились за последние годы решать там целую совокупность правоохранительных задач, научились бороться с бандитами, хотя, к сожалению, они там еще есть. Но у нас пока очень тяжело идут экономические проекты. Отсюда массовая безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество. Все это подлежит искоренению», - отметил президент России [4].

При этом Д. Медведев особо подчеркнул, что исправлять ситуацию на Кавказе нужно не только с помощью правоохранительных органов, но, прежде всего, экономическими методами.

Проводить сравнительный анализ по СКФО, по нашему мнению, еще рано, поэтому для сравнительного анализа были определены сопоставимые параметры теневой экономики по РД и в целом по России за 1990-2009 гг.

Население ЮФО в 2010г. составило 15,6 % населения России [7], СКФО - 6,5%. Но произведенный ВРП на душу населения существенно ниже, чем в среднем по России. Под параметрами понимаются характеристики основных показателей теневой экономики.

Таблица 1.

Основные показатели социально-экономического положения _Республики Дагестан на начало 2008г._

Показатель един. измерения Абсолютные

РД ЮФО РФ Доля РД в % к

ЮФО РФ

Территория тыс. км2 50,3 591,3 17098,2 8,5 0,3

Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) тыс.чел. 2650,7 22783,6 142487,5 11,6 1,9

Валовой региональный продукт млрд.руб. 149,0 1690,6 26781,0 8,8 0,6

Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости на начало 2006 года млрд.руб. 312,3 3806,1 41493,5 8,2 0,8

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами млрд.руб. 19,3 968,2 15758,4 2,0 0,1

Продукция сельского хозяйства млрд.руб. 29,6 356,3 1617,2 8,3 1,8

Объем работ, выполненных по виду деятельности - «Строительство» млрд.руб. 22,4 212,2 2246,8 10,6 1,0

Инвестиции в основной капитал млрд.руб. 39,4 426,2 4580,5 9,2 0,9

Внешнеторговый оборот млн. долл. США 264,8 11762,1 339850 2,3 0,1

Оборот розничной торговли млрд.руб. 101,6 1006,3 8690,3 10,1 1,2

Платные услуги населению млрд.руб. 26,2 303,5 2803,0 8,6 0,9

Ввод общей площади жилых домов 2 тыс.м 715,2 7438,9 50600,00 9,6 1,4

Доходы консолидированного бюджета млрд.руб. 30,9 10642,8 0,3

Расходы консолидированного бюджета млрд.руб. 30,3 8384,8 0,4

Численность безработных, по методологии МОТ тыс. чел. 269,1 2190,3 5306,7 12,3 5,1

Численность безработных зарегистрированных в органах службы занятости тыс. чел. 55,5 612,1 1741,9 9,1 3,2

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (2005 г.) тыс. чел. 581,5 6234,2 31609,5 9,3 1,8

С 1996 по 2010 гг. наблюдался некоторый рост численности экономически активного населения. Росла и численность занятых в экономике в целом по РФ, ЮФО и РД. Причем в Дагестане численность занятых увеличилась и абсолютно, и относительно общего числа занятых в экономике России.

В этот же период возросла стоимость основных фондов РФ. Основные фонды ЮФО в 1990г. составляли 10,54 % от основных фондов РФ, а РД -0,51% от РФ. К 2008г. доля ЮФО снизилась до 8,85 %, а РД - возросла до 0,67%. Таким образом доля РД в основных фондах РФ возросла. Причем темпы роста основных фондов в РД значительно выше, чем в ЮФО. В результате - рост факторов производства - труда (занятые в экономике) и капитала (основные фонды) и занятых в экономике по Российской Федерации.

Однако в Дагестане при увеличении основных фондов в сравнении с общероссийскими произошло снижение доли республиканского ВРП к ВВП РФ. Как показывает анализ соотношение ВРП регионов к ВВП РФ, в 1995г. ВРП ЮФО к ВВП РФ - составило 5,79%, в 2000г. - 5,06%, в 2008г. - 4,51%. Соотношение ВРП РД к ВВП РФ в 1995г. составило - 0,26%, в 2000г. - 0,20%, в 2008г. - 0,23%1_

Таблица 2.

2

Стоимость основных фондов_

(на конец года; по полной учетной стоимости; миллионов рублей; _1990, 1995 гг. - млрд. руб.)_

1990 1995 2000 2005 2007 2010

РФ 1925 5306409 17464172 41493568 60473316 82538862

ЮФО 203 536091 1794832 3806157 5355645 82538862

Республика Адыгея 8237 49258 51313 74408 101212

Республика Дагестан 10 33598 176853 312331 405732 609909

Кабардино- Балкарская Республика 6 13327 51765 85088 105499 135976

Республика Калмыкия 4 8114 24220 58485 98472 114142

Карачаево-Черкесская Республика 10372 33788 64592 91481 112083

Северная Осетия -Алания 5 13584 46347 96529 113037 151730

Краснодарский край 46 135580 516894 1079840 1385585 1870428

Чеченская Республика - - - - 185769 207603

Ставропольский край 30 69430 224177 470489 606306 799315

Астраханская область 12 31874 110982 275408 367910 529736

Волгоградская область 35 87497 227818 540678 879288 1115884

Ростовская область 46 122130 326991 746866 1007353 1331221

Для дополнения картины, необходимо эти данные сопоставить с тенденциями роста численности населения в Российской Федерации и в Дагестане. Республика Дагестан является одним из немногих субъектов Федерации, где сохранился естественный прирост населения.

Учитывая темпы роста населения и тенденции развития теневой экономики, можно предположить, что все большая численность экономически активного населения будет в РД вовлекаться в теневой бизнес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая численность безработных в республике в 2007г. составила 248 тыс. человек или около 28% экономически активной части населения республики, ав 2010г. - 168 тыс. чел. [7].

1 Расчет проведен по [11]

2 Составлено по [7]

Таблица 3.

Численность населения республики Дагестан, занятых и безработных1.

1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2010

Среднегодовая числен -ность занятых в эконо- 701,3 759,6 816,2 820,6 826,5 873,4 882,0 906,4 942,0

мике, тыс. человек

Численность работни-

ков, занятых в органах гос. власти и мест. само- 15,3 16,3 18,6 19,1 20,9 20,4 20,4 22,6

упр., тыс. человек

Численность безработных, тыс. чел. 204,5 255,1 212,0 296,6 261,5 269,1 248,6 168

По оценкам Правительства Республики Дагестан подавляющее большинство этих людей занято в теневой экономике, хотя в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные. Эта безработица, в основном, молодежная - до 70% молодые люди в возрасте до 30 лет с активно формирующимися навыками трудовой деятельности. В случае непринятия мер по вовлечению их в легальную экономику, в ближайшем будущем в нашей республике может возникнуть социальное напряжение, которое будет сопровождаться соответствующим обострением криминальной обстановки.

Одним из секторов экономики республики, скрывающим большую часть своей деятельности в тень, является промышленность стройматериалов. С 1990 по 2010 гг. по официальной статистике производство пиломатериалов уменьшилось почти на 80% - с 12,5 тыс. м3 до 1,2 тыс. м3.

Таблица 4.

Производство пиломатериалов (тыс. кубических метров )

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2007 2008 2010

Российская Федерация, млн. м3 75,0 26,5 20,0 19,0 18,6 20,2 21,2 22,1 24,3 25,1 39,0

ЮФО 2462,2 433,6 262,6 261,1 221,7 214,6 220,5 263,0 317,3 345,2 367,2

Республика Дагестан 12,5 2,9 0,5 0,8 - 0,6 0,9 0,9 1,1 1,2 1,7

За этот же период производство стеновых материалов сократилось с 141 млн. условных кирпичей до 38,9 млн.

Таблица 5.

Производство строительного кирпича (миллионов условных кирпичей)

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2008 2010

Российская Федерация 24477 13893 10696 10770 11020 11010 11384 11648 18790 128354

ЮФО 3927 2392 1776 1716 1734 1719 1730 1773 2105 2304

Республика Дагестан 141 49,8 7,3 9,8 17,6 11,8 9,5 22,1 32,2 38,9

Однако ввод в эксплуатацию жилых домов возрос за этот же период с 22 399 тыс. м до 1066 тыс. м .

1 Составлено по [12]

2 Составлено по [14]

3 Составлено по [13]

Таблица 6.

Строительство в Республике Дагестан1_

1995 2000 2001 2004 2006 2007 2008 2010

Число действующих строительных организаций 2183 995 1083 1213 1287 1226 1254 3306

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», (в фактически действовавших ценах) млн. руб. 2276, 3 4063, 2 8987 ,4 2236 5,4 33091, 9 41211 ,4 53644 ,9

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади 399 433 568 578 715 800 840 1066

Удельный вес жилых домов, построенных населением за счет соб -ственных и заемных средств, в общем вводе жилья, процентов 82,7 91,5 87,5 80,4 85,7 84,7 87,1 83,0

Строительство во всем мире традиционно считается одним из теневых секторов экономики, скрывающим значительную часть своей финансовой деятельности [15].

Из приведенных данных очевидно, что охват теневой экономики Дагестана по своим размерам достаточно велик. По самым осторожным оценкам, базирующимся на использовании изложенных выше методов, масштабы теневой экономики в республике приближаются к масштабам легальной хозяйственной деятельности. Теневая экономика в Республике Дагестан обуславливает для себя объективные причины для своего существования. Только сбалансированный комплекс научно обоснованных экономических и административных мер с учетом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и на этой основе дать позитивный импульс устойчивому развитию экономики.

_Литература_

1. Алхлаев М.М. Теневая экономика как угроза экономической безопасности РД., Автореф дис. - М. 2003.

2. Козак Д. Справка об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе // Черновик №28, 22 июля 2005г.

3. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. // Вопросы экономики 1998, №10.

4. Медведев создал новый Северо-Кавказский Федеральный округ [Электронный ресурс] http://www.yuga.ru/news/177695/

5. Мелентьев А. Затмение в экономике / Аргументы и факты №14, 2006г.

6. Парламент Дагестана принял бюджет - 2009. [Электронный ресурс] http://www.regnum.ru/news/928809.html.

1 Составлено по [7, С. 245]

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2010. [Электронный ресурс] http://www.rbp.ru/regions/

8. Стратегия социально-экономического развития республики Дагестан до 2025года. [Электронный ресурс] http://www.dginh.ru/menu/news/razvs.pdf

9. Теневая экономика в России. - М.: Фонд социально-экономических исследований «Перспективные технологии», 1997. - С. 13.

10.Указом Президента образован новый федеральный округ. [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/6666

11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b08 14p/IssWWW.exe/Stg/d2/11-02.htm

12.Федеральная служба государственнойстатистики. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_14p/Main.htm

13.Федеральная служба государственнойстатистики. [Электронный ресурс] http://www. gks.ru/bgd/regl/b08 14p/IssWWW.exe/Stg/d2/14-42.htm

14.Федеральная служба государственнойстатистики. [Электронный ресурс] http://www. gks.ru/bgd/regl/b09 14p/IssWWW.exe/Stg/d2/14-32.htm

15.Wiles P. The Second Economy, its Definitional Problems // Ed. By Alessan-drini and B. Dallago. Gower, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.