также успешная адаптация к нормальным условиям жизнедеятельности и подготовка к повторной командировке.
Литература
1. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни / сост. И. В. Соловьев. - М., 1995.
2. Проведение медико-психологической реабилитации сотрудников ОМОН, принимавших
участие в выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказком регионе и особых условиях: метод. рекомендации / под ред. М.И. Марьина, Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Л.А. Шиловой. М., 2004.
3. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.
Васильева Ирина Александровна, старший психолог отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ УФСИНРоссии по Республике Бурятия (Улан-Удэ). E-mail: pepi09@mail.ru
Vasileva Irina Alexandrovna, senior psychologist, department of psychological provision, Russia FKU UII UFSIN of the Buryat Republic (Ulan-Ude). E-mail: pepi09@mail.ru
УДК159.923:355
© И.В. Приступа СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТИРОВАННОСТИ В УСЛОВИЯХ АРМИИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций военнослужащих по призыву с высокой и низкой адаптированностью в условиях армии. Выявлены различия по факторам смысложизненных ориентаций у исследуемых молодых людей.
Ключевые слова: личность, военнослужащие по призыву, адаптированность, смысложизненные ориентации.
I.V.Pristupa LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF CONSCRIPTS CALLED UP FOR MILITARY SERVICE WITH DIFFERENT LEVEL OF ADAPTABIITY UNDER CONDITIONS OF SERVING IN THE ARMY
In the article the results of the empirical research of life-sense orientations of conscripts called up for military service with high and low adaptability under conditions of serving in the army have been presented. The differences in the factors of life-sense orientations of young people have been revealed.
Keywords: personality, conscripts called up for military service, adaptability, life-sense orientations.
В настоящее время подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. В. Франкл подчеркивал, что стремление к поиску смысла жизни - это «не теоретический вопрос, не предмет праздной умственной игры, это вопрос о самой жизни, это вопрос о хлебе, который напитал бы нас, о воде, которая утолила бы нашу жажду» [6].
Ценностно-смысловую сферу личности мы можем обозначить как функциональную систему, формирующую смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующую способы их достижения. Психологической основой ценностно-смысловой сферы личности является ногообразная структура потребностей, мотивов,
интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. Об этом писали в своих работах многие отечественные психологи (Б. Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. С.Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Ядов и др.).
Умение определять свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости. Одними из факторов изменения жизненных ориентаций являются социальноисторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обще-
стве влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется [1]. По мнению большинства авторов (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Мудрик, К. А. Абульханова-Славская и др.), ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределенность личностных смыслов мешает человеку занять свое место в социальной системе, что, в свою очередь, еще более дезорганизует его. Нарушение развития ценностно-смысловой сферы человека влечет за собой некий субъективный дискомфорт, который В. Франкл называет «экзистенциальной фрустрацией», в ответ на которую должна появляться какая-либо реакция компенсации, защиты [4;6]. Смысл определения «ценностный вакуум» заключается в отсутствии у субъекта четких приоритетов, предпочтений, которые бы стимулировали ту или иную его деятельность. Он проявляется в социальном пессимизме, разочаровании в возможности улучшения жизни, отчуждении от общественной жизни [2; 3]. Все это происходит на фоне резкого ослабления интереса к глобальным проблемам общества или страны, приоритетам, целям их развития, к экономической и политической ситуации. Равнодушие к таким проблемам связано с деполитизацией населения, что вызвано падением авторитета власти, резкими изменениями социальных и правовых норм. Такое положение вещей значительно ослабляет правовые и нравственные барьеры в сознании людей, создает ощущение вседозволенности, поощряет эгоизм и потребительское отношение к жизни. Эта реакция выражается в дисфункции общественного сознания, когда оно все больше ориентируется не на социальную интеграцию и развитие, а, напротив, на социальную дезорганизацию. Стремление изменения в социальной дей-
ствительности ведет к тому, что выработанные прежде навыки и нормы (индивидуальные и групповые) в той или иной мере теряют эффективность. Этот феномен девальвации навыков носит универсальный характер, затрагивает различные виды и уровни деятельности и имеет далеко идущие последствия для обострения всех форм девиантного поведения. Эту проблему необходимо рассматривать, прежде всего, во взаимосвязи с ценностно-смысловыми аспектами становления личности молодого человека.
Знание смысложизненных ориентаций военнослужащих по призыву позволит командирам и специалистам-психологам на практике решать одну из важнейших задач воспитания личности защитника Отечества - формирование ценностно-смыслового отношения к миру.
Для диагностики нами была использована методика «Смысложизненные ориентации» («СЖО») (адаптированная Д.А. Леонтьевым версия теста Дж. Крамбо и Л. Махолика «Цель в жизни»), для определения уровня адаптирован-ности была применена методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (опросник СПА). Экспериментальную выборку исследования составили 148 военнослужащих по призыву в возрасте 1825 лет, мужчины (военнослужащие, призванные в ряды ВС РФ весной 2010 г.). Для оценки различий между двумя выборками был использован критерий U - Вилкоксона - Манна - Уитни, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA и его непараметрический аналог - критерий %2-Фридмана для связных выборок и изучения влияния одного фактора на зависимую переменную. Для обработки результатов исследования использовались программа Microsoft Excel 2007, пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS-19.
Рассмотрим особенности смысложизненных ориентаций у военнослужащих по призыву с разной адаптированностью в условиях армии (рис.1., табл.1).
Полученные нами результаты по шкале «Цели» свидетельствуют о том, что плохо адаптированные юноши живут лишь только прошлым либо «сегодняшним днем», не имея определенных целей на будущее (М=24,60); при этом у них ярко выражена неудовлетворенность прожитой частью своей жизни (М=21,2) и жизнью в настоящий момент (М=22,4), о чем свидетельствуют результаты по шкалам «Результат» и «Процесс». Показатели по шкалам «ЛК-Я», «ЛК-Ж» характеризуют испытуемых с низкой адаптированностью, как личностей, слабо верящих в возможность осуществлять контроль за
событиями собственной жизни (М=16,15). Они не всегда видят связь между своими действиями и значимыми событиями жизни, что делает их зависимыми от окружающих, нерешительными и неуверенными в своих силах; им присущ фа-
Для высоко адаптированных личностей характерно наличие четко сформулированных устойчивых жизненных планов (М=35,98), о чем свидетельствуют результаты по шкале «Цели». Оценка жизненного временного интервала испытуемыми этой группы показывает (результаты по шкалам «Процесс» и «Результат»), что они осмысливают его целостным и логически выстроенным: удовлетворенность самореализацией в прошлом, с одной стороны позволяет оценивать его продуктивным (М=29,84), с другой - обеспечивает эмоционально насыщенную жизнь в настоящем (М=34,07); в то же время интерес к процессу жизни способствует созданию у этих молодых людей временной перспективы, нацеленности на будущее. Они обладают внутренней свободой, независимостью, способностью принимать решения и воплощать их в жизнь: «ЛК-Я» (М=23,81), «ЛК-Ж» (М=33,97), «ОЖ» (М=157,41).
Нами установлены существенные различия между испытуемыми вышеуказанных групп в оценках следующих смысложизненных ориентаций: «Ориентация на жизненные цели» («Цели»), «Ориентация на жизненный результат» («Результат»), «Ориентация на жизненный процесс» («Процесс»), «Локус-контоль-Я - хозяин жизни) («ЛК-Я»)», «Локус-контроль-Жизнь (управляемость жизни)» («ЛК-Ж»), «Общий показатель жизненной ориентации» («ОЖ») (табл.1).
Так, у лиц с высокой адаптированностью по сравнению с низко адаптированными в большей степени определены цели (Шмп.= 128,5 р <
0,01), которые придают их жизни осмыслен-
тализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее (М=22,6).
ность и временную перспективу. Они воспринимают процесс своей жизни как более интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (Шмп.= 97; р < 0,01), считая прожитый жизненный отрезок как результативный (Шмп.= 156; р < 0,01). Им в большей мере характерно стремление к самоактуализации своей личности в ее количественных и качественных проявлениях; считать себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями: ((«ЛК-Я» (Шмп.= 112,5;р < 0,01), «ЛК-Ж» (иэмп.= 143; р < 0,01), «ОЖ» (иэмп.= 99,5; р < 0,01)).
Как заметила И. Г. Малкина-Пых, достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить настоящим актуально в период юности, когда происходит формирование ценностносмысловой сферы, что необходимо на протяжении всей последующей жизни. И, если молодой человек не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (вплоть до ухода в наркотики), либо абсолютное лишение радостей в настоящем (полный уход в учебу или построение карьеры) [5]. Поэтому осмыслению данного феномена следует уделять особое внимание.
Результаты исследования влияния факторов смысложизненных ориентаций низко адаптированных военнослужащих на уровень их адаптации показали, что при увеличении оценок по шкалам методики СЖО происходит улучшение адаптации испытуемых: ориентация на жизненные цели (Бэмп =13,28; р< 0,001); ориентация на процесс жизни
Парам
200
Смысложизненные ориентации
I Испытуемые С ншкои
а д апті і]> о ванное ть ю
• Испытуемые с высокой
ЛДеШТИрОВ пнно с ть ю
Рис.1. Средние значения по шкалам методики СЖО у испытуемых с учетом их адаптированности. Примечание: 1 - Цели 2 - Процесс 3 - Результат 4 - ЛК-Я 5 - ЛК-Ж 6 - Общий показатель (ОЖ)
(Рэмп= 4,04; р< 0,05); ориентация на достигнутые (Рэмп=9,62; р< 0,004); ЛК-Ж (Рэмп. = 4,01; р<0,05);
жизненные результаты (Рэмп=8,25; р< 0,007 ); ЛК-Я ОЖ (Бэмп. = 9,88; р< 0,003).
Таблица 1
Факторы смысложизненных ориентаций военнослужащих по призыву с учетом их адаптированности в условиях армии
Смысложизненные ориентации Группа в/с с низкой адаптированностью Группа в/с с высокой адаптированностью Критерий U Вилкоксона-Манна-Уитни
Ср. знач. (М) Дисперсия Ср. знач. (М) Дисперсия
Ориентация на цели в жизни 24,60 54,78 35,98 36,51 128,50*
Ориентация на жизненный процесс 22,40 76,15 34,07 21,47 97,00*
Ориентация на результат в жизни 21,20 49,85 29,84 18,41 156,00*
ЛК-«Я» 16,15 17,61 23,81 15,60 112,50*
ЛК-«Жизнь» 22,60 48,99 33,97 47,05 143,00*
ОЖ 108,60 802,25 157,41 450,35 99,50*
Примечание: * р < 0,01
Нами определено, что для военнослужащих с высокой адаптированностью при увеличении оценок по шкале «Ориентация на жизненные цели» (Рэмп=5,00;р<0,02) их адаптация возрастает.
Таким образом, мы можем заключить, что зависимость между исследуемыми показателями у военнослужащих с высокой и низкой адаптированно-стью - прямая. При возрастании уровня одного показателя увеличивается уровень другого.
Итак, в ходе нашего исследования выявлено, что факторы смысложизненных ориентаций личности оказывают влияние на адаптацию. Установлены различия в системе жизненных ориентаций у юношей с различным уровнем адаптированности. В связи с этим возникает проблема изучения ценно-стного-смыслового компонента личности военнослужащего в процессе работы по укреплению воинской дисциплины и регулированию взаимоотношений между военнослужащими, индивидуально-воспитательной деятельности. Военнослужащим по призыву с низким уровнем адаптированно-сти необходимо оказывать психологическую помощь и поддержку во время службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, помочь им увидеть перспективы личностного, военно-
профессионального роста, самореализации их личности на данном этапе возрастного психического развития.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
2. Леонтьев Д.А От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология регуляции деятельности // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4.
3. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 6. - С. 13-27.
4. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы междунар. конф. / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005.
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 489.
Приступа Ирина Владимировна, соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). Е- mail: pristupairina@mail.ru
Pristupa Irina Vladimirovna, competitor for candidate degree, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). Е- mail: pristupairina@mail.ru