УДК 159.922.8 © Турсунов В.В., 2016
ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗ-НЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
©Tursunov V.V., 2016
LIFE-SENSE ORIENTATIONS AND PERSONALITY'S AGGRESSIVENESS INTERRELATION IN YOUNG ADULTHOOD
Аннотация. Статья посвящена итогам исследовательской работы по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций с различными видами агрессивного поведения в юношеском возрасте. В результате подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между агрессивностью личности и смысложизненными ориентациями.
Ключевые слова: смысложиз-ненные ориентации, агрессия, самоагрессия.
Abstract. This article is dedicated to the results of a research project under the problem of the correlation between life-sense orientations and different types of aggressive behavior in youth. In result, the hypothesis on having the correlation between personality's aggressiveness and life-sense orientations has been confirmed.
Key words: Life-sense orientations, personality's aggressiveness, autoaggressive.
Термин смысложизненные ориентации не имеет четкого определения. Безусловно, основное понимание этой сферы исходит из работ В. Франкла и его последователей. Каунова Н.Г. обозначает смысложизненные ориентации как «целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающую направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход» [4, ^12].
Исследованием смысловой сферы личности за рубежом занимались К.Юнг [14] , А.Адлер [1], Дж. Келли, В. Франкл [10;11;12] и др. Особое разви-
тие эта тема получила в рамках учения В. Франкла и его последователей. В центре теории Франкла лежит понятия поиска смысла жизни, свободы, ответственности.
В смысле жизни по Адлеру должны быть заложены три базовые потребности - это профессиональное самоопределение, дружба и любовь. Критерий истинности смысла жизни по Адлеру - это возможность его принятия другими людьми, возможность принять его другими, как слово может существовать только во взаимодействии с другими людьми, быть понятным для других.
Современные исследования ценностных ориентаций различных социальных групп, отчасти, подтверждают теории Адлера. Например, любовь как высшая нравственная ценность человека, лежащая в основе счастливой семейной жизни, оказывается совсем незначимой для осужденных девушек. Ставя любовь на одно из первых мест в группе терминальных ценностей, осужденные поверхностно понимают ее содержание. Незначимым для осужденных является и наличие в жизни хороших и верных друзей [4, с.8].
Франкл считал, что ставить вопрос о смысле жизни в общем смысле не правильно, имеет значение конкретный смысл личности в данный момент, смысл каждой ситуации, которая несет в себе разный смысл для каждого человека.
В отечественной психологии исследованием смысловой сферы личности в разное время занимались Бодалев А.А., Братусь Б.С., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Б.С. Братусь, вводит понятие «смысловая сфера личности» в 1981 [3]. А.Г. Асмоловым вводит понятие «динамической смысловой системы» [2], дальнейшее же развитие идеи отечественной психологии касательно смысловой сферы, получают в работах Д.А.Леонтьева [6;7].
В настоящее время, основное количество научных работ по изучению смысложизненных ориентаций, направлено на описательные характеристики
различных социальных групп, а так же исследование взаимосвязи смысложиз-ненных ориентаций с различными структурами личности.
Понятие агрессивности так же как и понятие описанное выше, не имеет четкого определения в психологической науке. Исследованием агрессивности в разное время занимались З.Фрейд [13] , К.Лоренц, А.Бандура [15] , Э. Фромм, Дж. Доллард, А.А. Реан [9], С.Медник, Л.Г. Почебут [8].
Ряд ученых понимают агрессивность как врожденную человеческую черту, которая присуща человеку от рождения, другие же понимают агрессивность как социально приобретенный феномен, обусловленный социальным влиянием или научением.
Выделяют различные виды агрессии, в зависимости от способа её проявление, объекта, на которого она направлена и цели агрессивных действий.
В настоящее время изучение агрессивности направлено на выявление взаимосвязей с различными структурами личности, изучение динамики уровня агрессивности в процессе онтогенеза, а так же степени её выраженности у различных групп населения, а так же способы её коррекции за счет развития различных структур личности.
С учетом тех аспектов проблемы изложенных выше, актуальность работы трактуется недостаточной изученностью взаимосвязи смысложизненных ори-ентаций и агрессивности, а так же малыми теоретическими данными о средних показателях осмысленности жизни у современных юношей.
Гипотеза исследования основана на предположении о существовании взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и агрессивностью личности в юношеском возрасте.
Выборка для эмпирического исследования формировалась на базе Липецкого государственного технического университета, Рязанского государственного медицинского университета, Рязанского государственного радиотехнического университета. Для исследования были выбраны юноши и девушки в возрасте
18-20 лет. В исследовании не принимали участие студенты психологи, так как по данным полученным в исследованиях отечественных специалистов, уровень смысложизненных ориентаций у студентов-психологов выше, чем у других групп студентов. Общее число выборки составило 60 человек, из них 30 юношей и 30 девушек.
Изучение особенностей агрессивности и смысложизненных ориентаций проводилось с помощью методик «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева и «Виды агрессивности» Почебут Л.Г.
В ходе анализа результатов можно сделать следующие выводы.
По всей выборке низкие показатели по шкале «Общая шкала агрессивности» имеют 13% (8), 82% (49) имеют средний уровень выраженности агрессивности, 5% (3) имеют высокие показатели, что говорит о средней выраженности агрессивности по выборке.
По шкале «Вербальная агрессия» 30% (18) имеют низкие значения признака, 42% (25) имеют средние значения и 28% (17) высокие значения. Можно сделать вывод, что в процентном соотношение уровень вербальной агрессии является одним из предпочитаемых способов выражения агрессии в юношеском возрасте.
По шкале «Физическая агрессия» 53% (32) имеют низкую выраженность признака, 32% (19) средние значения и 15% (9) высокую выраженность признака. Таким образом, по данной шкале в выборке преобладают низкие значения (53%), что может свидетельствовать о том, что физическая агрессия наименее приемлемый способ агрессии в юношеском возрасте.
По шкале «Предметная агрессия» 45% (27) испытуемых имеют низкие показатели по шкале, 35% (21) средние показатели и 20% (12) высокие показатели. Таким образом, можно сделать вывод, что предметная агрессия так же не является наиболее предпочтительным видом агрессии в юношеском возрасте.
По шкале «Эмоциональная агрессия» 43% (26) испытуемых имеют низкий уровень, 43% (26) имеют средний уровень и 14% (8) имеют высокий уровень. Можно сделать вывод о том, что данный вид агрессии так же не преобладает в юношеском возрасте.
По шкале «Самоагрессия» 23% (14) испытуемых имеют низкий уровень, 35% (21) имеют средний уровень выраженности и 42% (25) имеют высокий уровень самоагрессии. Можно сделать вывод о том, что самоагрессия является одним из преобладающих видов агрессии у юношей.
Таким образом, наиболее преобладающими видами агрессивности являются «Вербальная агрессия» и «Самоагрессия».
Анализ результатов по методике «Тест смысложизненных ориентаций» показал.
По шкале «Общий показатель осмысленности жизни» 30% (18) имеют низкий уровень осмысленности жизни, 53% (32) средний и 17% (9) высокий уровень. Можно сделать вывод о том, что примерно одна треть испытуемых имеет низкий уровень осмысленности жизни, что является важным диагностическим показателем в данной работе.
По шкале «Цели в жизни» по всей выборке 22% (13) имеют низкие показатели по шкале, 54% (33) средние и 24% (14) высокие показатели. В данной выборке эти показатели находятся на среднем уровне.
По шкале «Процесс жизни» по всей выборке 33% (20) имеют низкие показатели, 48% (29) средние и 19% (11) высокие показатели. Можно сделать вывод о том, что ровно треть опрошенных имеет низкие уровень по данной шкале, что говорит о слабом ощущении ими своей жизни как интересной и осмысленной. В целом по шкале преобладает средний уровень.
По шкале «Результат жизни» по всей выборке 23% (14) имеют низкие показатели, 72% (43) средний уровень и 5% (3) высокий уровень. Показатели по данной шкале в юношеском возрасте редко имеют высокие значение, так как в
силу нахождения юношей в самом начале своей жизни, вся прошлая жизнь не воспринимается ими как осмысленная или продуктивная. В целом по данной шкале выражен средний уровень.
По шкале «Локус-контроля-Я» по всей выборке 18% (11) имеют низкий уровень, 62% (37) средний уровень и 20% (12) высокий уровень. Можно сделать вывод, что по данной шкале так же преобладает средняя выраженность качества личности.
По шкале «Локус-контроля-Жизнь» по всей выборке 18% (11) имеют низкий уровень по шкале, 50% (30) средний уровень и 32% (19) высокий уровень. Можно сделать вывод, что по данной шкале преобладают высокие и средние результаты, что говорит о том, что большинство испытуемых ощущают то, что они способны контролировать свою жизнь.
По данной методике можно сделать вывод, что низкие показатели по всем шкалам наиболее выражены у юношей, чем у девушек.
Выявлены статистически значимые различая между юношами и девушками по шкалам «Общая осмысленность жизни» и «Локус-контроля-Жизнь» (табл.1). Данные можно интерпретировать тем, что большинство юношей ощущают жизнь как пустую, неинтересную и апатичную. Причиной этому может быть как современные социальные условия жизни, где приоритет ставится на утоление инстинктивных желаний, а поиск смысла не является важным в жизни современного молодого человека. Так же причиной этому может быть выраженный фатализм и отсутствие ощущения свободы выбора. Различая по шкале «Локус-контроля-Жизнь» подтверждают тот факт, что большинство юношей, относительно девушек, воспринимают свою жизнь как неподконтрольную и являются фаталистами.
Таблица 1
Оценка достоверности различий СЖО и агрессивности U- критерием
Манна-Уитни, при р< 0,05 (Ю - юноши, Д - девушки)
и критерий Манна-Уитни Ю Д
Сумма рангов Сумма рангов U
Общая шкала агрессивности 936 894 429
Вербальная агрессия 910,5 919,5 445,5
Физическая агрессия 1028 802 337
Предметная агрессия 839,5 990,5 374,5
Эмоциональная агрессия 899,5 930,5 434,5
Самоагрессия 903 927 438
Общий показатель осмысленности жизни 771,5 1058,5 306,5
Цели в жизни 804 1026 339
Процесс жизни 784,5 1045,5 319,5
Результат жизни 844 986 379
Локус-контроля-я 811 1019 346
Локус-контроля-жизнь 739 1091 274
Данные результаты опровергают гипотезу исследования. Существует ста-
тистически значимые различия в уровне смысложизненных ориентаций у юношей и у девушек.
Изучение взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и агрессивностью выявил статистически значимые взаимосвязи (табл.2).
«Общая шкала агрессивности» отрицательно коррелирует со шкалами «Общий показатель осмысленности жизни» (-0,267) , «Локус-контроля-Я» (0,304).
Шкала «Эмоциональная агрессия» отрицательно коррелирует со шкалами «Процесс жизни» (-0,332) и «Результат жизни» (-0,288).
Шкала «Самоагрессия» отрицательно коррелирует со шкалами «Общий показатель осмысленности жизни» (-0,441), «Цели в жизни» (-0,387), «Процесс
жизни» (-0,384) , «Локус-контроля-Я» (-0, 531) , «Локус-контроля-Жизнь» (0,371).
Таблица 2
Уровень корреляции показателей по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена (цветом выделена статистически значимая корреляция при р< 0,05)
\ Тест СЖО Общий Цели в Про- Резуль- Локус- Локус-
показа- жизни цесс тат контро- контро-
тель ос- жизни жизни ля-я ля-жизнь
мыслен-
«Виды ности
Агрессивности»^ жизни
Общая шкала агрессивности -0,267 -0,202 -0,180 -0,085 -0,304 -0,202
Вербальная агрессия -0,078 -0,169 0,045 0,044 -0,190 -0,048
Физическая агрессия 0,057 0,067 0,072 0,079 0,120 0,002
Предметная агрессия 0,001 -0,009 0,036 0,100 -0,059 0,002
Эмоциональная агрессия -0,207 -0,098 -0,332 -0,288 -0,190 -0,180
Самоагрессия -0,441 -0,387 -0,384 -0,213 -0,531 -0,371
Данные результаты подтверждают наличие взаимосвязи между смысло-жизненными ориентациями и агрессивностью, что подтверждает гипотезу исследования.
Таким образом, полученные результаты отчасти подтвердили данные проводимых ранее исследований, а также внесли свой вклад в массив данных по проблеме изучения смысложизненных ориентаций. Однако, исследование вопросов связанных с взаимосвязью смысложизненных ориентаций с другими чертами личности, а так же уровень развития смысложизненных ориентаций в различные периоды жизни и у различных социальных групп остаются актуаль-
ными и открытыми. Таким образом, данная работа отчасти несет в себе научную новизну и позволяет осознать важность дальнейших научных изысканий в обозначенном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адлер А. Наука жить / Адлер А. - пер с англ. и нем.Е.О. Любченко. -К.: Port-Royal, 1997. -287с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / Асмолов А.Г. — М., 2002, 416 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности / Братусь Б.С. - М .: Мысль, 1988. -
301 с.
4. Калашникова Т.В. Сравнение ценностных ориентаций правопослуш-ных девочек-подростков и несовершеннолетних осужденных женского пола [Электронный ресурс] / Т.В. Калашникова, М.М. Калашникова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2 (5). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=79 (дата обращения: 29.08.2016).
5. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы) : автореферат дис. .. .канд. психол. наук. - М., 2006.
6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Леонтьев Д.А. - М.: Смысл, 1993.
7. Леонтьев Д.А., «Психология смысла» : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. - М., 1999.
8. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология / Почебут Л.Г. - Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
9. Реан.А. А. Агрессия и агрессивность личности / Реан А. А. - Спб., 1996. - 489 с.
10. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / Франкл В. - пер. с нем.- СПб.: Речь, 2000.
11. Франкл В. Психотерапия на практике / Франкл. - пер. с нем. - СПб.: «Ювента», 1999. -256 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Франкл. В. - пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
13. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. -«Клуб семейного досуга». - Белгород, 2015, 480 с.
14. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г.Юнг. -пер. с нем. В.М. Бакусева, А.В. Кричевского. - М.: Канон, 1994. - 320с.
15. Bandura A. Aggression: A social learning analysis. N.Y., 1973
16. Viktor E. Frankl Psychotherapie für den Alltag. Rundfunkvorgrägeüber-Seelenheilkunde - GmdH: KREUZ VERLAG, 2015 - S.191