ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
%
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 15*.«э.2 Е. А. МАГАЗЕВА
Омская государственная медицинская академия
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА ВРАЧЕБНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА_________________________________________________
В статье обсуждаются критерии выбора специализации выпускниками медицинского вуза: смысловые, субъектные, объектные и ситуативные. Выдвигается предположение, что специфика аргументации при выборе профессиональных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована ценностно-смысловыми структурами: ценностями и смысложизненными ориентациями. В результате исследования выделено четыре группы испытуемых, опирающихся на различный тип аргументации при выборе врачебной специализации, и описаны особенности их ценностно-смысловых структур. Ключевые слова: личностный выбор, тип аргументации, ценности, смысложизненные ориентации.
Любой человек обладает возможностями выбора деленности и во многом определяют выбор личности.
в своей жизни, ведь каждая минута представляет нам Выбор в значимых жизненных ситуациях может
десятки вариантов — мелких и крупных, незначи- оказаться судьбоносным и определить жизнедеятель-
тельных и самых важных, между которыми мы пос- ность на длительный период.
тоянно выбираем. Альтернативы, которые предлага- Одной из сложных и неопределенных ситуаций
ются человеку обстоятельствами, нередко заключа- в жизни любого человека является ситуация выбора
ют в себе неизвестное и риск, что порождает неопре- профессиональной специализации, поскольку этот
деленность и тревогу. Неопределенность изначально выбор влияет в дальнейшем не только на материаль-
не заключает в себе ни положительной, ни отрица- ное, но и, самое главное, на психологическое состоятельной окраски, поскольку лишь мысли, интерпре- ние человека. От того, как человек будет осуществ-
тации, смыслы порождают восприятие этой неопре- лять этот выбор, к каким стратегиям прибегнет, как
соотнесет данный выбор со своими индивидуальнопсихологическими характеристиками, во многом будет зависеть и его успех в выбранной профессии, и удовлетворенность жизнью в целом.
Данную ситуацию можно причислить к ситуациям личностного выбора, поскольку она включает в себя множество элементов неопределенности. Эти моменты касаются прежде всего исходов выбора и обусловлены тем, что у субъекта отсутствуют готовые варианты действий по преобразованию этой ситуации в сторону определенности и ясности.
Ситуация выбора специализации выпускниками медицинского вуза заключает в себе их попытки решить задачу выбора или уклониться от требований проблемной ситуации. Каждая форма психологического преодоления данной ситуации специфична и определяется субъективным значением переживаемой ситуации и направлена либо на решение реальной проблемы, либо на ее эмоциональное переживание.
Специфика данной ситуации состоит в необходимости выявления и определения профессиональных альтернатив, в выработке критериев их оценки и в конкретизации профессиональной цели. Данная ситуация для многих выпускников обладает высокой степенью неопределенности, значимости и сложности.
Понятие «выбор» используется в русле разных методологических и теоретических подходов. В отечественной психологии рассматриваются два основных аспекта проблемы личностного выбора. С одной стороны, личностный выбор исследуется в контексте жизнедеятельности, обозначается понятие «ситуация выбора», которая определяется как неопределенная, сложная, противоречивая, непонятная, двусмысленная [1, 2]. С другой стороны, личностный выбор определяется как индивидуальная стратегия субъекта, направленная на преобразование неопределенной значимой ситуации и состоящая в «конструировании» или определении альтернатив, критериев их оценки и предпочтении одной из них и ее конкретизации в качестве будущей цели жизнедеятельности [3, 4].
Ситуация личностного выбора, в частности ситуация выбора врачебной специализации, заключает в себе множество элементов неопределенности, которые касаются в первую очередь исходов выбора. И поскольку профессиональная деятельность медицинских работников направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, устойчивость их профессионального выбора и его соответствие притязаниям, возможностям личности и индивидуально-психологическим особенностям существенно обуславливают успешность будущей профессиональной деятельности [5, 6].
В качестве факторов, определяющих выбор, могут выступать смысложизненные ориентации личности, которые являются основными регуляторами направленной деятельности человека как субъекта. Они представляют собой обобщенную структурноиерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом в ходе социализации и социальной адаптации [7].
Несмотря на исключительную значимость смысложизненных ориентаций в структуре личности, их взаимосвязь со спецификой осуществления выбора исследована недостаточно.
Также внутриличностный конфликт играет в жизни личности неоднозначную роль: он может выступать и как источник развития личности, и как причина развития невротических реакций [8]. При анализе различных взглядов можно отметить, что внут-риличностный конфликт представляет собой внутреннее противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, которая, требуя своего разрешения, вызывает внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление этого противоречия.
Исходя из возможных личностных особенностей, способных определять выбор специализации, наше предположение конкретизировалось в следующем: специфика аргументации при выборе профессиональных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована ценностно-смысловыми структурами — ценностями, смысложизненными ориентациями, наличием или отсутствием у выпускников внутриличностного конфликта.
На предварительном этапе исследования, задачей которого являлся отбор испытуемых на основании показателей неопределенности и значимости ситуации выбора врачебной специализации, проводилось интервью. Его результаты анализировались с точки зрения недостаточности, фрагментарности и нестру-ктурированности информации об альтернативах. Значимость для испытуемого ситуации выбора врачебной специализации оценивалась по желанию испытуемого принять участие в дальнейших консультациях, цель которых объявлялась в снижении уровня неопределенности ситуации для испытуемого и выработке способов ее разрешения. Для получения диагностических данных на следующем этапе применялись методический прием выделения и анализа аргументов при осуществлении выбора, предложенный Д. А. Леонтьевым и Н. В. Пилипко, и методика Е. Б. Фан-таловой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», тест смысложизненных ориентаций (в адаптации Д. А. Леонтьева).
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью кластерного и дисперсионного анализов и критерия ^Стьюдента для независимых выборок. Для обработки результатов исследования использовался пакет программ статистической обработки данных SPSS.
Всего в исследовании приняли участие 168 человек. Для участия в исследовании были отобраны испытуемые, для которых ситуация выбора врачебной специализации являлась ситуацией личностного выбора, то есть неопределенной, значимой и, по мнению испытуемых, определяющей их поведение на длительный период. Испытуемым предлагалась индивидуальная консультация, цель которой заключалась в уменьшении степени проблемности ситуации. Тем самым в исследовании соблюдалась экологическая валидность.
Задача исследования на первом этапе состояла в определении специфики аргументации испытуемых при выборе врачебной специализации. Эта задача решалась с помощью кластерного анализа и состояла в разбиении выборки испытуемых на группы. Методом классификации являлся иерархический кластерный анализ, а используемым методом — метод единичных связей. В результате кластерного анализа было выделено четыре кластера, которые различаются степенью преобладания одного из типов аргументации при выборе альтернатив: смыслового, субъектного, объектного или ситуативного.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Первый кластер составили 43 человека, причем преобладающее количество испытуемых при обосновании своего выбора опиралось на субъектную аргументацию. Иными словами, при выборе врачебной специализации они в первую очередь оценивали соответствие своим возможностям и способностям тех альтернатив, на которые притязали. Испытуемые, пытаясь оценить свой потенциал, при формулировании будущих целей учитывали препятствия, зависящие от их личного отношения к ситуации или отсутствия у них желательных качеств.
Второй кластер составили 47 человек, которые при выборе альтернатив опирались на объектную аргументацию. При выборе они ориентировались на престижность альтернативы, на достижение посредством ее реализации статусных преимуществ и на материальное благополучие. При этом они не были заинтересованы в саморазвитии, а опирались на актуальный уровень способностей и возможностей. Испытуемые этой группы пытались оценить, насколько достижение желаемой цели способствует получению всевозможных социальных и материальных преимуществ.
Третий кластер составили 45 испытуемых, большинство из которых при выборе альтернатив опирались на ситуативные признаки. Они практически не прогнозировали профессиональные задачи и преимущественно ориентировались на помощь других людей. Чаще всего данная группа вообще не пыталась решить задачу выбора, объясняя нежелание это делать тем, что никогда не получается так, как запланируешь, поэтому что-либо прогнозировать не имеет смысла.
Четвертый кластер составили 33 испытуемых, большинство из которых при выборе опирались на смысловую аргументацию. Они ставили перед собой задачи, личностно значимые и интересные для себя. У этой группы явно была выражена ориентация на достижение высокой продуктивности и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
Далее мы выясняли, определяют ли ценности, смысложизненные ориентации и наличие либо отсутствие внутриличностного конфликта у испытуемых то, что у них преобладает качественно различная аргументация при выборе врачебной специализации.
Эта задача решалась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Согласно его результатам на специфику аргументации испытуемых при выборе врачебной специализации оказывают влияние следующие показатели ценностно-смысловых структур: «внутренний вакуум» ^ = 2,36 при р< 0,05), «цели в жизни» ^ = 2,36 при р < 0,05), «локус контроля — жизнь, или управляемость жизни» ^ = 2,7 при р < 0,05), «осмысленность жизни» ^ = 2,86 при р <0,05).
Затем с помощью критерия Стьюдента мы сравнивали средние значения показателей ценностносмысловых структур по всем группам.
Показатель «внутренний вакуум» выше у испытуемых, опирающихся на смысловую аргументацию при выборе врачебной специализации, по сравнению с испытуемыми, сделавшими объектный выбор ^ = 2,53 при р < 0,01). Показатель «цели в жизни» значимо различен у трех групп. Более высокий показатель выявлен у испытуемых с преобладающей объектной аргументацией при выборе альтернатив, а низкий — у испытуемых с субъектной аргументацией.
По показателям «локус контроля — жизнь, или управляемость жизни» и «осмысленность жизни» более высокие баллы выявлены у испытуемых, осуществивших объектный выбор, тогда как более низкие — у испытуемых с субъектной аргументацией.
Таким образом, показатель «внутренний вакуум» отражает некоторую внутреннюю опустошенность, когда личность ощущает свое пространство возможностей и способна реализовать многие из них, но не испытывает потребности в этом. Иными словами, лица, опирающиеся на смысловую аргументацию при выборе альтернатив, способны реализовать многие из ценностей, но не испытывают интереса к их реализации. Возможно, это объяснимо отсутствием целей в долгосрочной перспективе, и именно поэтому достижение ценностей не является личностно значимым. Данный факт подтверждается также баллами по показателю «цели в жизни», которые у лиц со смысловой аргументацией более низкие, чем у лиц с объектной аргументацией. Низкие значения по показателю «цели в жизни» не отражают полное отсутствие целей. Но, возможно, испытуемые следуют целям, навязанным им внешним окружением и лично-стно для них незначимым, поэтому прогнозируется, что достижение этих целей не принесет удовлетворения.
Необходимо отметить, что при устном опросе лица со смысловой аргументацией, выдвигая критерии оценки альтернатив, не совсем способны сформулировать, что в их понимании заключают в себе интересная работа или интересная специализация. Таким образом, у этих лиц отсутствуют значимые цели, поставленные в долговременной перспективе. А это может повлечь за собой пассивность и бездеятельность, поскольку, для того чтобы активно действовать, человек должен представлять свою цель и верить в смысл ее достижения.
Лица с субъектной аргументацией при выборе врачебной специализации имеют низкие значения по показателям «осмысленность жизни», «локус контроля — жизнь, или управляемость жизни» и «цели в жизни». Осуществляя выбор, они опираются на альтернативы, которые соответствуют их способностям и возможностям, но не учитывают собственные интересы.
Разрешая противоречие между «хочу», «могу» и «надо», они принимают в расчет только способности, не учитывая социальные требования и личные интересы, и именно поэтому жизнь может казаться им неуправляемой. Показатель «осмысленность жизни» сигнализирует о низком уровне творческих и жизненных сил и отсутствии направленности на осмысленное содержание, что может привести в конечном счете к фрустрации, поскольку стремление к ощущению смысла остается нереализованным.
Лица с объектной аргументацией, имея более высокие баллы по показателям «цели в жизни», «локус контроля — жизнь» и «осмысленность жизни», вполне способны разрешить противоречие между «хочу», «могу» и «надо» и ответить на вопрос о том, какие требования предъявляет социальная действительность. Исходя из низких значений по показателю «внутренний вакуум» мы предполагаем, что они воспринимают свои ценности как достаточно реализуемые, хорошо представляют свои цели и способы их достижения. Испытуемые испытывают интерес к результатам планируемой деятельности, так как ее выполнение предполагает множество преимуществ, пытаются оценить свои возможности по достижению цели. У них четко проявляется направленность на достижение результата. По нашему мнению, для этих лиц очень велико влияние и значение внешнего мира, поэтому их направленность на реализацию будущих целей и высокая субъективная значимость внешней реальности может быть связана
с негативным отношением к ее настоящему состоянию.
Таким образом, результаты анализа подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что специфика аргументации при выборе профессиональных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована ценностно-смысловыми структурами — ценностями и смысложизненными ориентациями, и позволили сделать следующие выводы:
1. Существуют значимые различия в показателях ценностно-смысловых структур испытуемых с различной аргументацией при выборе врачебной специализации.
2. Лица с объектной аргументацией имеют более высокие значения по показателям ценностно-смысловых структур, что говорит о высоком уровне осмысленности жизни, отсутствии внутриличностных конфликтов и восприятии этими лицами жизни как вполне управляемой.
3. Лица с субъектной аргументацией при выборе врачебной специализации имеют наиболее низкие значения по показателям ценностно-смысловых структур и практически не прогнозируют свои цели в долговременной перспективе, воспринимая жизнь как неуправляемую.
4. Лица со смысловой аргументацией недостаточно четко представляют свои профессиональные цели и испытывают внутреннюю опустошенность, связанную с нежеланием их реализовывать.
Библиографический список
1. Первушина, О. Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы / О. Н. Первушина // Вестник
НГУ. Сер. Психология. — 2007. — № 1. — С. 11-19.
2. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности /
B. Ф. Сафин. — Свердловск : Свердловский педагогический институт, 1986. — 142 с.
3. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. —
C. 97-110.
4. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова. — М.: Наука, 1988. — 200 с.
5. Сапогова, Е. Е. Психологическое развитие человека / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006. — 240 с.
7. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
8. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. — Самара : Бахрах-М, 2001. — 128 с.
МАГАЗЕВА Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© Е. А. Магазева
УДК 159.922.8 т. в. МАЛЮТИНА
Омская государственная медицинская академия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ (СТУДЕНЧЕСКОМ) ВОЗРАСТЕ
Статья посвящена всестороннему анализу психологических и психофизиологических особенностей очень интересного и важного возрастного этапа развития человека, периода юношеского или так называемого студенческого возраста. Анализируются общие тенденции в различных возрастных периодизациях, а также обозначена близость некоторых подходов между собой.
Ключевые слова: юношеский (студенческий) возраст, развитие личности, возрастная категория, возрастная периодизация, психологические, психофизиологические особенности.
Студенческий возраст представляет собой осо- ти, а в зарубежной психологии ранней взрослости.
бый период жизни и развития личности. Заслуга са- В отечественной психологии период юношества хамой постановки проблемы студенчества как особой рактеризуется достижением нового уровня развития
социально-психологической и возрастной категории внутренней позиции, самосознания и самоуважения,
принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. в этом возрасте происходит активное становление
Если рассматривать студенческий возраст, учиты- личности, построение образа мира, прогнозирование
вая лишь биологический возраст, то его следует от- своего места в этом мире, планирование своего буду-
нести к юношескому возрасту или ранней молодос- щего и способов самоосуществления.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ