ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
УДК 37.062.3
Е. А. МАГАЗЕВА Т. В. МАЛЮТИНА
Омская государственная медицинская академия
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ВЫБОРА ВРАЧЕБНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКАМИ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА___________________________
В статье обсуждаются критерии выбора специализации выпускниками медицинского вуза: смысловые, субъектные, объектные и ситуативные. Выдвигается предположение, что специфика аргументации при выборе профессиональных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована характеристиками самоактуализации. В результате исследования выделено четыре группы испытуемых, опирающихся на различный тип аргументации при выборе врачебной специализации в ситуации выбора, и описаны особенности характеристик самоактуализация.
Ключевые слова: личностный выбор, тип аргументации, самоактуализация, компетентность во времени, спонтанность, гибкость поведения.
Любой человек обладает возможностями выбора в своей жизни, ведь каждая минута представляет нам десятки вариантов: мелких и крупных, незначительных и самых важных, между которыми мы постоянно выбираем. Альтернативы, которые предлагаются нам обстоятельствами, нередко заключают в себе неизвестное и риск, что порождает неопределенность и тревогу, связанную с нею. Неопределенность изначально не заключает в себе ни положительной, ни отрицательной окраски. Наши мысли, интерпретации, смыслы порождают восприятие этой неопределенности и во многом определяют наш выбор.
Многие известные психологи пытались ответить на вопрос, на каких личностных предпосылках основывается выбор человека. Например, в теориях принятия решения человека рассматривали как мыслящую систему, рецепиирующую, кодирующую, декодирующую и передающую информацию. При осуществлении выбора большое значение приписывалось особенностям восприятия, рефлексии, памяти, эмоций, мышления. Эти взгляды представляют когнитивно-эвристический подход и теория перспективы Д. Канемана и А.Тверски, психологическая теория принятия решений Ю. Козелецкого и теория удовлетворенности Г. Саймона [1—3]. В рассматриваемых исследованиях ученые обращаются к изучению причин индивидуально-психологического характера, нарушающих рациональность выбора, то есть предпринимают попытки учесть психологические факторы, обусловливающие специфику принятия решений.
В рамках когнитивно-мотивационных теорий выбор исследуется как возникающий при взаимодействии субъекта и окружения, происходит выделение его когнитивных, ситуационных и личностных детерминант [4].
Но особый интерес, с нашей точки зрения, пред-сталяют теории, в которых понятие «личностный выбор» занимает одну из ключевых позиций и составляет их проблемное поле (К. Роджерс, А. Маслоу,
R. May, В. Франкл, И. Ялом, А. Лэнгле, Дж. Бьюд-женталь). Умение совершать выбор определяется в качестве главного критерия психического здоровья личности и ее способности к развитию [5 — 7]. На наш взгляд, важно обратиться к теории самоактуализации, разработанной в США в середине ХХ века, которая является основной составляющей для «гуманистической» психологии, объявившей себя «третьей ветвью» психологии в противовес бихевиоризму и психоанализу. Эта теория была направлена на описание перспективы личностного развития и роста, достижение успеха в реальной действительности.
А. Маслоу определяет самоактуализацию как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от проблем жизни. Процесс самоактуализации, с его точки зрения, включает определенный и сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. Он предполагает, что каждый человек, сталкиваясь с последовательностью проблемных эпизодов, ситуаций, может принять вызов и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствоваться, развиваться, сознательно выбирая для себя еще более трудные реалистические проблемы. Или же человек может выбрать путь деградации, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям. В этом случае, человек неизбежно приходит к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» характера, решение которых будет вынужденным, сузит возможности самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора [5, 6].
В концепции центрированности на личности К. Роджерса категория личностного выбора также раскрывается как механизм реализации тенденции
к самоактуализации. Сила личности, по его мнению, определяется как мера способности совершать выбор. Способность личности совершать выбор тем больше проявляется, чем ближе Я человека к локусу силы принятия решений, что зависит от развития у человека конгруэнтности, то есть способности осознавать себя в контексте конкретной ситуации: распознавать свои чувства, максимально точно выражать их в процессе общения и адекватно принимать и понимать ответную реакцию. Таким образом, в рассматриваемых теориях подчеркивается значимость осмысления жизненных альтернатив и приводится спектр личностных особенностей гипотетически связанных с особенностями поведения личности в неопределенных значимых ситуациях выбора.
Для эмпирической проверки в качестве детерминант личностного выбора нами были выбраны характеристики самоактуализации личности. Мы обосновываем это тем, что понятие самоактуализации включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем. В соответствии с этим характеристики самоактуализации могут во многом определять специфику личностного выбора.
При планировании эмпирического исследования достаточно важным является вопрос исследования личностного выбора в реальной ситуации жизнедеятельности, обстоятельства которой инициируют необходимость преобразования этой ситуации субъектом для увеличения ее определенности.
Одной из типичных ситуаций личностного выбора, на наш взгляд, является ситуация выбора специализации выпускниками медицинского вуза. Профессиональная деятельность медицинских работников и, прежде всего врачей, обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому устойчивость их профессионального выбора и его соответствие притязаниям, возможностям личности и индивидуально-психологическим особенностям существенно обуславливают успешность будущей профессиональной деятельности.
Специфика ситуации выбора специализации выпускниками медицинского вуза состоит в необходимости выявления и определения профессиональных альтернатив, в выработке критериев их оценки и в конкретизации профессиональной цели. Данная ситуация для многих выпускников обладает высокой степенью неопределенности, значимости и сложности.
При изучении содержательных особенностей личностного выбора мы должны учитывать, что неопределенность ситуации и необходимость ее преобразования в сторону большей определенности и однозначности, инициируют процесс «конструирования» субъектом возможных альтернатив и выработку критериев оценки альтернатив. Затем на основе критериев субъект отбирает наиболее подходящую альтернативу и конкретизирует ее в качестве будущей цели. В момент осуществления личностного выбора индивидуальная стратегия выстраивается скорее в мысленном плане, на уровне конструирования возможных вариантов будущего. Поэтому адекватным инструментом в нашем исследовании может являться прием вербализации [7].
Наше предположение состояло в том, что специфика аргументации при выборе профессиональ-
ных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована характеристиками самоактуализации.
Отбор испытуемых для исследования проводился на основании показателей неопределенности и значимости ситуации выбора специализации выпускниками медицинского вуза. Всего в исследовании приняли участие 152 человека в возрасте от 20 до 27 лет.
С каждым участником исследования проводилась консультационная процедура, цель которой состояла в выявлении степени неопределенности и значимости для участников ситуации выбора, в формулировке основных «проблемных зон», в определении целей и последовательности дальнейшей работы над этими проблемами. Схема первой консультации основывалась на методике Н. С. Пряжникова «Профконсуль-тационные перечни» [8]. Результаты стандартизированного интервью анализировались с точки зрения недостаточности, фрагментарности и неструктури-рованности информации об альтернативах, а также наличия противоречий между потребностями субъекта и представляемыми возможностями их реализовать в жизненных обстоятельствах. Значимость ситуации личностного выбора для испытуемого оценивалась по желанию испытуемого принять участие в дальнейших консультациях, цель которых объявлялась в снижении уровня неопределенности ситуации для испытуемого и выработке способов ее разрешения.
Для получения диагностических данных на следующем этапе применялись методики: методический прием выделения и анализа аргументов при осуществлении выбора, предложенный Д. А. Леонтьевым и Н. В. Пилипко, самоатуализационный тест (САТ). С целью статистической обработки данных применялись: кластерный анализ, дисперсионный анализ и критерий 1;-Стьюдента для независимых выборок. Для обработки результатов исследования использовался пакет программ статистической обработки данных ЗРЗБ.
Задача нашего исследования на первом этапе состояла в определении специфики аргументации испытуемых при выборе врачебной специализации. Эта задача решалась с помощью кластерного анализа и состояла в разбиении выборки испытуемых на группы, методом классификации являлся иерархический кластерный анализ, а используемым методом — метод единичных связей. В результате кластерного анализа выделено четыре кластера, которые различаются степенью преобладания одного из типов аргументации при выборе альтернатив: смысловой, субъектный, объектный или ситуативный тип аргументации.
Первый кластер составили 32 человека, и преобладающее количество испытуемых при обосновании своего выбора опирались на субъектную аргументацию. То есть при выборе врачебной специализации они, в первую очередь, оценивали соответствие своим возможностям и способностям тех альтернатив, на которые притязали.
Второй кластер составили испытуемые (38 человек), которые при выборе альтернатив опирались на объектную аргументацию. При выборе они ориентировались на престижность альтернативы, на достижение посредством ее реализации статусных преимуществ и на материальное благополучие. При этом они не заинтересованы в саморазвитии, а опираются на актуальный уровень способностей и возможностей.
Третий кластер составили 28 испытуемых, большинство из которых при выборе альтернатив опи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
%
Характеристика самоактуализации Аргументация при выборе N Сред. знач. Стандартное отклонение 1 Уровень значимости
Компетентность во времени субъектная 32 6,6 2,2 -2,7 р£0,05
объектная 38 8,1 2,2
Гибкость поведения объектная 38 11,1 2,4 - 1,7 р£0,01
смысловая 54 12,9 2,9
Спонтанность субъектная 32 6,7 1,7 -2,2 р£0,05
объектная 38 7,8 2,1
ситуативная 28 6,1 2,8 - 2,7 р£0,05
смысловая 54 7,3 2,3 - 1,2 р£0,01
Самоуважение субъектная 32 7,9 2,1 -2,2 р£0,05
объектная 38 10,6 3,8
ситуативная 28 9,8 3,2 -2,7 р£0,05
смысловая 54 8,7 3,3 - 1,2 р£0,01
Самопринятие субъектная 32 8,7 2,6 -3,1 р£0,05
объектная 38 10,8 2,9 р£0,05
смысловая 54 10,1 3,4 -2,1 р£0,05
Креативность объектная 38 6,5 1,4 -2,7 р£0,05
ситуативная 28 5,2 2,8
смысловая 54 6,7 1,9 - 1,7 р£0,01
рались на ситуативные признаки. Они практически не прогнозируют профессиональные задачи, и преимущественно ориентируются на помощь других людей.
Четвертый кластер составили 54 испытуемых, большинство из которых при выборе опираются на смысловую аргументацию. Они ставят перед собой задачи, личностно значимые и интересные для них. Выражена ориентация на достижение высокой продуктивности и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
Далее мы выясняли, определяют ли характеристики самоактуализации испытуемых то, что у них преобладает качественно различная аргументация при выборе врачебной специализации.
Эта задача решалась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Согласно его результатам, на специфику аргументации испытуемых при выборе врачебной специализации оказывают влияние следующие характеристики самоактуализации: «компетентность во времени» (Р = 2,49, при р<0,05), «гибкость поведения» (Б = 3,12, при р<0,05), «спонтанность» (Р = 3,34, при р<0,05), «самоуважение» (Б = 5,02, при р <0,01), «самопринятие» (Б = 2,64, при р<0,05), «креативность» (Б = 3,43, при р <0,01).
Далее с помощью критерия Стьюдента мы сравнивали средние значения характеристик самоактуализации по группам испытуемых. Значимые результаты мы обобщили и представили в табл. 1.
У испытуемых с объектной аргументацией высокие значения выявлены по показателям «компетентность во времени» (1= —2,7 при р<0,05), «спонтанность» (1= —2,2 при р <0,05), «самоуважение» (1= —2,2 при р<0,05) и «самопринятие» (1= —3,1 при р<0,05), а низкие значения — по показателю «гибкость поведения» (1= — 1,7 при р<0,01).
У испытуемых с субъектной аргументацией при совершении выбора выявлены низкие значения по показателям: «компетентность во времени» (1= —2,7
при р<0,05), «самоуважение» (1= —2,2 при р<0,05), «самопринятие» (1= —3,1 при р < 0,05).
У лиц с преобладающей смысловой аргументацией при выборе медицинской специализации выявлены высокие значения по показателям «креативность» и «гибкость поведения» (1= — 1,7 при р<0,01).
У лиц, которые при совершении выбора опирались преимущественно на ситуативную аргументацию, выявлены низкие значения по показателям «спонтанность» и «креативность» (1=—2,7 при р<0,05).
Компетентность во времени как характеристика самоактуализации детерминирует личностный выбор и определяет способность жить настоящим, в котором представлены прошлое и будущее. Как мы видим из результатов исследования, для лиц с объектной аргументацией при совершении выбора настоящее представляет собой единственную реальность и постоянный ориентир, а прошлое и будущее принимаются в расчет только при соотношении с настоящим. Испытуемые с объектной аргументацией, можно сказать, обладают способностью оптимального использования объективного времени, а высокие значения показателей «самоуважение» и «само-принятие» отражают их способность быть адекватными и действовать своевременно.
Умение действовать своевременно, как способность разрешать противоречия между социальным и личностным и приводить в соответствие внешние и внутренние условия жизни, важная предпосылка оптимального личностного выбора. Ведь соотнесение различных этапов жизни, установление оптимальной последовательности жизненных событий должно осуществляться личностью в срок (своевременно). Своевременность выступает в качестве временной способности личности согласовывать решающий момент своей активности, ее пик с тем временем, моментом события, ситуации, задачи, за пределами которого ее активность бессмысленна и без-
результатна. По результатам исследования лица с объектной аргументацией проявляют способность к адекватному восприятию реальности, к принятию себя, к спонтанности, что предполагает умение четко осознавать свои собственные импульсы, желания, предпочтения, цели и оптимально совершать личностный выбор.
Тогда как лица с субъектной аргументацией характеризуются недостаточным контактом с реальностью «здесь и теперь», что может привести к бегству в прошлое или будущее. К тому же несогласованность временной перспективы испытуемых с субъектной аргументацией может выступать как фактор дезадаптации личности.
Лиц с объектной аргументацией при совершении выбора можно охарактеризовать как достаточно спонтанных в своем поведении и в своей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Тогда как лицам с ситуативной аргументацией сложно вести себя естественно. Они более импульсивны, чем спонтанны.
У лиц со смысловой аргументацией выявлены высокие показатели гибкости поведения, что предполагает способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, оптимально разрешать противоречие между желаемым, возможным и социальными требованиями. А наиболее высокие значения по показателю «креативность» отражают способность лиц со смысловой аргументацией порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность как характеристика самоактуализации понимается как потенциал личностного выбора или скорее как особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью.
Таким образом, анализ результатов подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что специфика аргументации при выборе профессиональных альтернатив выпускниками медицинских вузов детерминирована характеристиками самоактуализации и позволил сделать следующие выводы:
1. Существуют значимые различия в показателях самоактуализации испытуемых с различной аргументацией при выборе врачебной специализации.
2. Лица с объектной аргументацией имеют более высокие значения по показателям «компетентность во времени», «спонтанность», «самоуважение» и «самопринятие», что говорит о способности к адекватному восприятию реальности и согласованности временной перспективы при совершении личностного выбора.
3. Лица с субъектной аргументацией при выборе врачебной специализации имеют наиболее низкие значения по показателям «компетентность во времени», «самоуважение», «самопринятие», что отражает несогласованность их временной перспективы и неадекватное восприятие своих возможностей при совершении личностного выбора.
4. Лица со смысловой аргументацией в ситуации личностного выбора способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию и оптимально разрешать противоречие между желаемым, возможным и социальными требованиями.
5. Лица с ситуативной аргументацией имеют наиболее низкие значения по показателям «спонтанность» и «креативность», что отражает их неспособность к творческому восприятию реальности и выражению своих предпочтений.
Библиографический список
1. Канеман, Д. Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики / Д. Канеман // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 2. — С. 5 — 23.
2. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий. — М. : Прогресс, 1979. — 504 с.
3. Саймон, Г. Рациональное принятие решения в деловых организациях / Г. Саймон // Психологический журнал. — 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 42-52.
4. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. - М. : Смысл, 2001. - 572 с.
5. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. -СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
6. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй // Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя. -М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 1-10.
7. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 97-110.
8. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - М. : Институт практической психологии. - Воронеж : МОДЭК, 1996. - 256 с.
МАГАЗЕВА Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
МАЛЮТИНА Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2012 г.
© Е. А. Магазева, Т. В. Малютина
Книжная полка
Гусев, А. Н. Психологические измерения: Теория. Методы : учеб. пособие для вузов по специальностям ВПО 030301 «Психология», 030302 «Клиническая психология» и направления подгот. ВПО 030300 «Психология» / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 318 с. -ISBN 978-5-7567-0611-6.
В учебном пособии по дисциплине «Общепсихологический практикум» представлены базовые методы психологических измерений. Описание каждого метода сопровождается теоретическим материалом, практическими учебными заданиями, методическими рекомендациями по их выполнению и обработке результатов. Для выполнения учебных заданий подготовлены свободно распространяемые компьютерные методики. Книгу также можно использовать при освоении дисциплин «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», а также для подготовки и проведения практикумов для студентов старших курсов и аспирантов. Пособие может быть полезно не только студентам, обучающимся по направлению «Психология», а также преподавателям и научным сотрудникам.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ