УДК 070.16+070.18
СМИ КАК СРЕДСТВО КОНСТУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Басалай София Сергеевна,
студентка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена роли средств массовой информации в конструировании реальности. В ней рассматриваются особенности и факторы этого явления, а также приемы, которые способствуют созданию мнимой действительности.
Ключевые слова: средства массовой информации, реальность, конструирование, симулякр, роль.
Annоtation. The article is devoted to the role of mass media in the construction of reality. It examines the features and factors of this phenomenon, as well as techniques that contribute to the design of imaginary reality.
Key words: mass media, reality, construction, simulacrum, role.
Постановка проблемы. Сегодня, когда Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни, а средства массовой информации активно сражаются в борьбе за первенство в виртуальном пространстве, тема конструирования реальности особенно актуальна. Изо дня в день мы наблюдаем за миром через призму новостей, которые отбираются по принципу: «чем неожиданнее и интереснее материал - тем лучше», и тем самым позволяем СМИ создавать нашу реальность. И это действительно так.
Исследованию вопросов конструирования действительности, ее особенностям и факторам посвятили свои работы многие ученные, такие как Жан Бодрийяр, Маршал Маклюэн, Курт Левин, Э. Э. Казаков и др.
Цель статьи - на основе анализа научной литературы выявить механизмы конструирования медиарельности.
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез и обобщение теоретического и эмпирического материала по данной теме.
Изложение основного материала. По утверждению немецкого социолога Никласа Лумана мы живем в мире, где все, что нам известно об обществе и его окружении приходит из средств массовой информации [7]. Понятие реальности давно укрепилось в нашем сознании. Каждый человек так или иначе, своими словами, сможет дать расшифровку этого термина и звучать она будет примерно так: «это действительность, которая существует вокруг нас на самом деле». Он употребляется в разных значениях и смыслах: как что-то что уже существует в целом; как объективный мир; часть универсума, который имеет в своем понятии этот термин; явления и факты, которые объективно существуют.
В обычной речи, например, в разговоре двух людей, понятие реальности будет трактоваться как «мировоззрение и свои взгляды в отношении к действительности», иными словами это можно назвать: «моя реальность отличается от вашей, потому что в моем понимании она другая». Человек сам создает себе действительность, на которую после опирается. Люди с разным окружением, другими интересами могут иметь две совершенно отличные друг от друга реальности. Одного будет полностью устраивать то, что производит вокруг, а другой найдет множество минусов, потому что действительность в его мечтах не соответствует той, с которой он сталкивается. При встрече в шутку они скажут: «Ваша реальность слишком мрачная, в моей все хорошо», то есть в обыденной речи это понимается как: «мы живем в одном мире, но в разных реальностях».
На основе рассуждений о разнообразии действительностей, философами было выделено два основных вида реальности: та, что существует вокруг нас - объективная, и та, которая сопровождает нас в мыслях - субъектив-
Объективная реальность характеризуется тем, что человек контактирует с другими людьми. Его окружают друзья и близкие, которые дают свои комментарии, обсуждают происходящее вокруг и делятся своими эмоциями, однако на этом объективная действительность не заканчивается. Она не ограничивается только домом, работой, людьми. Каждому человеку также интересно, что происходит в его городе, стране и мире. Об этом он
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.
This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.
не может узнать только через взаимодействие. В такие моменты на помощь и приходят средства массовой информации. Важно понимать, какую именно реальность для людей они создают и какую роль играют в конструировании мира.
По мнению Е.Л. Вартановой, массмедиа являются важным социально-политическим институтом. В разных контекстах они могут подразумеваться как институт демократии, который способствует «свободному избирательному процессу», как институт общественного мнения или как продуктивный инструмент манипулирования им [3].
Ежедневно СМИ проецируют бесчисленное множество фактов и информацию на самые разнообразные темы: политика, экономика, секреты успеха популярных личностей, тенденции моды, и тем самым укрепляют в сознании «стандарты» и «необходимости», которые возникают у читателя после прочтения. Зачастую происходит так, что вещь ему вовсе не нужна, внешность имеет свою особенность, а стиль индивидуальность, но человек все равно меняет и приобретает, потому что это соответствует статусу, модно и добавит престижа.
Реальность, которая проецируется средствами массовой информации - искусственная, потому что среди тысячи новостей отбираются в первую очередь самые невероятные, те, которыми можно удивить и вызвать интерес читателя. Об этом процессе впервые заговорил Курт Левин в работе «Forces Behind Food Habits and Methods of Change» [1]. Привратник - это человек, который занимается «отсеиванием» информации. Например, в его роли может выступать главный редактор, который решает какие новости пойдут в выпуск, какие надо дополнить, а какие урезать или полностью убрать. В этом случае конструирование реальности заключается в подборе нужного, а иногда и «удобного», материала. Тем не менее, такая работа воспринимается большинством как часть реальной повседневной жизни. Находясь в мире, конструируемом массмедиа, люди находятся в естественной среде и не задумываются существует это на самом деле или нет.
«Человеческая субъективность активно вторгается в объективную реальность, способна порождать нечто иное: представления, смыслы, ценности, нормы, идеалы, которыми пытается жить тот или иной субъект. Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном случае мы сталкиваемся с тем, что называется интернализация - восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей реальности. Понимание им окружающей действительности в известной мере отличается от понимания реальности другими» [5]. Иными словами, мы воспринимаем только ту реальность, которую хотим видеть вокруг себя. И, если средства массовой информации упустят какую-то деталь, мало кто пойдет разбираться - большинство додумают сами.
О конструировании медиареальности в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» писал Вальтер Беньямин: «Изо дня в день проявляется неодолимая потребность овладения предметом в непосредственной близости через его образ, точнее - отображение, репродукцию. При этом репродукция в том виде, в каком ее можно встретить в иллюстрированном журнале или кинохронике, совершенно очевидно отличается от картины». Он считал, что подобраться к массам - это означает скрыть от глаз свою социальную функцию. В пример Вальтер Беньямин привел современного художника, который изображает известного доктора во время завтрака. По его словам, нет гарантий, что этот портретист конкретнее отобразит общественную функцию врача, нежели живописец шестнадцатого столетия, который представит его в профессиональной ситуации. «Ориентация реальности на массы и масс на реальность - процесс, влияние которого и на мышление, и на восприятие безгранично» [2].
О предпосылках проектирования медиареальности говорил также и Маршалл Маклюэн в работе «Галактика Гутенберга». Он писал о том, что медиа - это сообщение и его содержание определяется коммуникационным средством. Иными словами, «канал связи» активно изменяет реальность, а событие, которое освещается средствами массовой информации, становится «новостью не само по себе, а в связи с переданными о нем сообщениями, характер которых и взаимодействие их с публикой целиком определяются коммуникационным средством, опосредующим, воспроизводящим это событие» [8]. В своей работе Маршалл Маклюэн рассказывает о том, что взгляд человека на окружающий мир меняется в зависимости от ресурса, с которого он черпает информацию. Восприятие сильно менялось во время перехода от рукописных газет к печатной культуре, благодаря изобретению книгопечатного станка, после в процессе появления цифровых и электронных средств передачи информации. Человек смотрит на мир «глазами» СМИ, из-за чего реальность приобретает другие формы.
Общество само выбирает посредством кого конструировать свою реальность. У каждого человека, кто хоть раз открывал новости или газету, уже есть свой список «проверенных источников», слепое доверие к которым позволяет строить для них картину мира. Как правило, уверенность вызывают те издания, тематика и тезисы которых совпадают с мыслями читателя или слушателя.
Традиционно мы привыкли понимать, что СМИ отражают реальность и показывают своей аудитории истинную картину мира. Даже в профессиональном этическом кодексе журналиста прописано, что он должен быть объективным и беспристрастным. Это восприятие средств массовой информации породило такое понятие, как «метафора зеркала», то есть отражение реальности через массмедиа точное и без «искажения», как зеркало.
Эта теория является полностью противоположной модели «привратника» Курта Левина. Вопрос о конструировании реальности СМИ поднимался в работах американских исследователей после Первой мировой войны. Наглядно о разнице восприятия информации, которую нам преподносят, мы можем увидеть в экспериментальном исследовании супругов Лэнг в книге «День МакАртура в Чикаго». В 50-х годах XX века они провели эксперимент на восприятие одной и той же информации разными людьми. Два телезрителя и тридцать один свидетель реагировали на одно и то же событие - приезд генерала Мак Артура в Чикаго. По окончании эксперимента, выяснилась сильная разница в восприятии материала. Исследователи назвали это «техническими способностями телевидения к драматизации повседневности». Они считают, что электронная пресса, такая как телевидение, обладает возможностью манипулировать зрителями и конструировать их реальность. Это и доказывает, что СМИ есть безграничные возможности в проектировании действительности, потому что большая часть информации находится вне зоны нашей доступности, а это означает, что некоторые факты не проверить.
Самыми популярными языковыми приемами манипуляцией информацией являются искажение, селекция, т.е. осознанный отбор нужной и важной информации, и умолчание. Посредством этих средств создается симулякр - отображения картины того, что не существует на самом деле. Образ, который вытесняет реальность. Этот термин раскрывается в книге «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра [4]. Зачастую, именно ему приписывают создание понятия «симулякр» в области социальной реальности. Он писал: «Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина». Исключительность его работы заключается в том, что Бодрийяр пытался рассказать про симулякры как результат процесса симуляции, и трактовал он это как «порождение гиперреального», «при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности».
Попытку создать новую реальность мы можем увидеть на примере проекта «Крым.Реалии», который с 2017 года внесен в реестр иностранных средств массовой информации. Он был создан в марте 2014 года после референдума о статусе Крыма и с этого дня публиковал материалы, которые не раз привлекались за публичные призывы к антиконституционной деятельности и нарушению территориальной целостности РФ.
Интернет-ресурс позиционирует себя как альтернативное крымское СМИ и освещает события «в странах, где свободная пресса запрещена властями или еще не укоренилась» [6]. Проект является частью службы НКО «Радио Свобода», зарегистрированной в Киеве и городе Прага, а также финансируется из зарубежных некоммерческих организаций. Его основная аудитория - жители Украины, следящие за новостями Крыма, а также представители русскоязычного населения, разделяющие подобную идеологию.
Корреспонденты «Крым.Реалии» в своих статьях прибегают к искажению информации, громким высказываниям, селекции и умолчанию, а также кликбейтным заголовкам. Во многих публикациях присутствует заявление, что Крымский полуостров «аннексирован» и «захвачен российскими войсками», обвиняют Россию в оккупации Крыма, в то время как по официальным документам и референдуму от 16 марта 2014 года «О статусе Крыма» можно сказать, что полуостров вернулся в состав Российской федерации на законных основаниях.
Интернет-ресурс создает симулякр: «оккупированный» Крым, который подвергся влиянию России-«захватчи-ка». Авторы статей смело и эмоционально описывают «трудности», с которыми столкнулся полуостров после референдума, которые не соответствуют реальности. Например: «шесть лет назад Россия оккупировала Крымский полуостров», «Путин ввел в действие план военного вторжения», «борются с российскими захватчиками». В цикле работ «Дневник оккупации Крыма», аудитория может ознакомиться с архивом публикаций, которые посвящены событиям весны 2014 года и последующим случаям на эту тему.
Выводы. Таким образом, в современном мире благодаря цифровой доступности и средствам массовой информации мы получаем новости с разных концов света, имеем возможность оперативно узнать ситуацию в стране. «Дальний» внешний мир становится для нас доступным только с объектива камеры, с красивого текста или информационного звукового ряда. При этом читатель часто лишен возможности проверить достоверность предоставляемой информации, чем зачастую и пользуются СМИ. Необходимо понимать, что в условиях информационной войны разоблачение фейковой информации является приоритетным занятием.
Список литературы:
1. Lewin K. Forces behind food habits and methods of change [Электронный ресурс] // Bulletin of the National Research Council. 1943. № 108 (1043). - Р.35-65. URL: https://www.nap.edu/read/9566/chapter/8#37 (дата обращения 23.05.2022)
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе - Москва : Медиум, 1996. - 239 с.
3. Вартанова Е.Л. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 7-19.
4. Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляции / [пер. с фр. А. Качалова]. - Москва: Постум, 2015. - 238 с.
5. Казаков Евгений Эдуардович Проблемы конструирования социальной реальности и социализация // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/problemy-konstruirovaniya-sotsialnoy-realnosti-i-sotsializatsiya (дата обращения: 23.05.2022).
6. Крым.Реалии : [сайт]. URL: https://ru.krymr.eom/p/5612.html (дата обращения: 23.05.2022).
7. Луман Н. Реальность массмедиа/ пер. с нем. А. Антоновского. М.; Праксис, 2005. - 253 с.
8. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. - М. : Акад. Проект : Фонд «Мир», 2005. - 495 с.
УДК 004.9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Бойченко Олег Валериевич,
доктор технических наук, профессор Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Иванюта Дмитрий Викторович,
аспирант
Институт экономики и управления федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассмотрены группы для определения понятия «информационные войны». Проведено исследование компонентов информационных войн с учетом региональной политики, включая современные технологии воздействия в киберпространстве, пропаганду и хакерские атаки.
Проведен анализ феномена информационных войн, исследована концепция «мягкой силы» и возможности ее применения в качестве альтернативного инструмента при решении внешнеполитических и региональных задач, как более предпочтительного, нежели экономические и военные методы.
Исследована деятельность негосударственных структур, осуществивших похищение конфиденциальной или эксклюзивной информации, связанную с военной тайной.
Ключевые слова: информационная война, технологии, киберпространство, компьютерные системы, хакер-ские атаки.
Annоtation. The article considers groups for defining the concept of «information wars». A study of the components of information wars, taking into account regional policy, including modern technologies of influence in cyberspace, propaganda and hacker attacks, has been conducted.
The analysis of the phenomenon of information wars is carried out, the concept of «soft power» and the possibility of its use as an alternative tool in solving foreign policy and regional problems, as preferable to economic and military methods, are investigated.
The activities of non-state structures that carried out the theft of confidential or exclusive information related to military secrets are investigated.
Key words: information warfare, technology, cyberspace, computer systems, hacker attacks.
Постановка проблемы. Понятие информационная война введено в научный оборот в 1976 году ученым-физиком Томасом Рона, который в своем докладе «Системы оружия и информационная война» применил впервые понятие «информационная война» и обратил особое внимание на такой ключевой аспект американской экономики, как информационная инфраструктура, которая представляет собой уязвимую цель в военное и мирное время.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.
This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.