Научная статья на тему 'Тактика ведения информационной войны во время СВО'

Тактика ведения информационной войны во время СВО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1304
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная война / тактика информационной войны / СМИ / миф / образ врага / этническая виктимность / information warfare / tactics of information warfare / mass media / myth / enemy image / ethnic victimization.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клинцова Мария Николаевна

Статья посвящена проблеме ведения информационной войны в современных условиях. На основе анализа материалов СМИ-иноагента «Крым.Реалии» и Телеграм-каналов экстремистского и террористического содержания «Крымский ветер», «Атеш», «Qirim.News», «Жовта стрiчка», рассчитанных на крымскую аудиторию, выявлены особенности тактики ведения информационной войны на крымском полуострове во время СВО: конструирование реальности в интересах манипулятора на основе мифотворчества, формирования образа России как врага и этнической виктимности. Отмечается, что формирование комплекса жертвы у представителей этнической группы крымских татар является региональной спецификой тактики ведения информационной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Клинцова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactics of information warfare during the special military operation (by the example of Republic of Crimea)

The article is devoted to the problem of information warfare in modern conditions. Based on the analysis of the materials of the media-foreign agent "Crimea.Realities" and Telegram channels of extremist and terrorist content "Crimean Wind", "Atesh", "Qirim.News", "Zhovta Strichka", designed for the Crimean audience, revealed the features of the tactics of information warfare on the Crimean peninsula during the SVO: constructing reality in the interests of the manipulator based on myth-making, the formation of the image of Russia as an enemy and ethnic victimization. It is noted that the formation of a victim complex among representatives of the ethnic group of Crimean Tatars is a regional specificity of the tactics of information warfare.

Текст научной работы на тему «Тактика ведения информационной войны во время СВО»

УДК 355.01+070.15 ББК 60.0+68 ГРНТИ 81.93.29 ВАК 09.00.10

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-29-56-69

Клинцова М. Н.

Симферополь, Россия

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ВО ВРЕМЯ

СВО

Аннотация: Статья посвящена проблеме ведения информационной войны в современных условиях. На основе анализа материалов СМИ-иноагента «Крым.Реалии» и Телеграм-каналов экстремистского и террористического содержания «Крымский ветер», «Атеш», «Qirim.News», «Жовта стрiчка», рассчитанных на крымскую аудиторию, выявлены особенности тактики ведения информационной войны на крымском полуострове во время СВО: конструирование реальности в интересах манипулятора на основе мифотворчества, формирования образа России как врага и этнической виктимности. Отмечается, что формирование комплекса жертвы у представителей этнической группы крымских татар является региональной спецификой тактики ведения информационной войны.

Ключевые слова: информационная война, тактика информационной войны, СМИ, миф, образ врага, этническая виктимность.

Klintsova Mariya N., Simferopol, Russia

TACTICS OF INFORMATION WARFARE DURING THE SPECIAL MILITARY OPERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF

CRIMEA)

Abstract. The article is devoted to the problem of information warfare in modern conditions. Based on the analysis of the materials of the media-foreign agent "Crimea.Realities" and Telegram channels of extremist and terrorist content "Crimean Wind", "Atesh", "Qirim.News", "Zhovta Strichka", designed for the Crimean audience, revealed the features of the tactics of information warfare on the Crimean peninsula during the SVO: constructing reality in the interests of the manipulator based on myth-making, the formation of the image of Russia as an enemy and ethnic victimization. It is noted that the formation of a victim complex among representatives of the ethnic group of Crimean Tatars is a regional specificity of the tactics of information warfare.

Keywords: information warfare, tactics of information warfare, mass media, myth, enemy image, ethnic victimization.

Постановка проблемы

Беспрецедентное современное противоборство России и коллективного Запада во главе с США проявляется на всех уровнях общественной жизни и уже вошло в свою финальную стадию, в которой противником оспаривается право существования суверенной России, России как цивилизации. Гибридная война на территории Украины, спровоцированная США и НАТО, сопровождается мощной информационной войной. В этот период медиасфера становится одним из главных фронтов гибридной войны: она предлагает отдельным группам населения новую медиареальность, конструирование которой во многом связано с мифами, образом врага и виктимизацией (в том числе и этнической). Итог этой финальной борьбы во многом зависит от того, насколько эффективными окажутся приемы информационной войны и удастся ли им противостоять.

История вопроса

Проблема определения понятия информационной войны, а также изучение основных ее приемов в современных российских условиях освещена в трудах А. В. Верещагиной, В. Б. Вепринцева, Г. В. Вирена, О. Е. Вороновой,

С. А. Зелинского, Р. М. Кирилловой, С. А. Комова, А. В. Манойло, И. Н. Панарина, А. И. Петренко, С. П. Расторгуева, С. И. Самыгина, А. С. Трушина, Д. Б. Фролова, В. В. Цыганова, В. И. Цымбал и др. Однако ход СВО требует постоянного уточнения и приращения знаний по обозначенной проблеме, кроме того, недостаточно изученной оказалась региональная, в частности крымская специфика тактики информационной войны.

В настоящее время в отечественных исследованиях, посвященных информационной войне, сложились различные подходы к пониманию этого феномена. Так, И.И. Завадский, С.А. Комов, А.В. Манойло, В.И. Цымбал рассматривают информационную войну как часть военных действий. «Информационная война - это комплекс информационной поддержки, информационных контрмер, мер информационной защиты, предпринимаемых в соответствии с единым планом и нацеленных на достижение и поддержание информационного превосходства над противником во время боевых действий», - отмечает С.А. Комов [Комов, 1996: 76].

В рамках геополитического подхода информационная война понимается как способ достижения внешнеполитических целей государств, не требующий обязательных военных действий (Г.В. Емельянов, Н.Н. Панарин, А.А. Стрельцов): «Информационная война - это особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств» [Емельянов, Стрельцов, 1999: 84].

Информационная война может быть рассмотрена и как вид коммуникации, которая направлена как на долгосрочную, так и на кратковременную манипуляцию массовым сознанием. В рамках этого подхода Г. Г. Почепцов говорит об информационной войне как о коммуникативной технологии «по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями. Целями воздействия является внесение изменений в когнитивную

структуру, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре» [Почепцов, 2000: 20].

На наш взгляд, осмысление современной информационной войны, ведущейся против России во время специальной военной операции, требует объединения указанных подходов. В актуальных условиях информационная война, в которой одним из видов «оружия» выступают СМИ и другие средства массовой коммуникации, можно определить как целенаправленное и систематическое нанесение ущерба России путем манипулятивного воздействия медиа на массовое сознание (в том числе политическое, этническое, религиозное), создание этноидеологических конструктов, опирающихся на мифы, которые изменяют систему ценностей и картину мира реципиента в интересах манипулятора и формируют соответствующие поведенческие паттерны.

В этом случае стратегия ведения информационной войны предполагает знание реального положения дел в социально-экономической, культурной, политической, военной сферах, а также настроений социальных, этнических и конфессиональных групп, на которые направлено воздействие. В связи с этим особое значение приобретает изучение общественного мнения, реакции как элиты, так и населения на информационно-психологическое воздействие, с целью его контроля, коррекции, направления в наиболее уязвимые места. Под тактикой ведения информационной войны мы будем понимать комплекс мер манипулятивного воздействия в информационной среде, которые формируют общую стратегию информационной войны и направлены на разрушение или подмену идеалов и ценностей противника. К таковым можно отнести конструирование реальности с помощью мифов, создания образа врага и формирования этнической виктимности, «которые направлены на изменение картины мира противника, нарушение идеологического единства,

национального консенсуса и поляризацию общества, его раскол на основе различных представлений о реальности. Конструируя определенный тип действительности, средства массовой информации формируют

соответствующую логику событий, за которой следует связанная с ней логика поведения» [Клинцова, 2022].

Воздействие на массовое сознание крымской аудитории с помощью обозначенной тактики можно найти в материалах СМИ-иноагента «Крым.Реалии», Телеграм-каналов экстремистской и террористической направленности (например, «Атеш» («Огонь»), «Жовта стр1чка» («Желтая лента»), «Qirim.News» («Крым.Новости»), «Крымский ветер»), печатном издании на крымско-татарском языке с некоторыми материалами на русском «Къырым». Примечательно, что данные медиа, работающие в интересах противника, в ходе информационной войны с Россией занимают наступательную позицию.

Указанные медиаресурсы составили эмпирическую базу исследования. Особое внимание было уделено публикациям, посвященным специальной военной операции, реакции жителей Крыма на события, связанные с СВО, а также деятельности запрещенной в РФ организации «Меджлис крымскотатарского народа». Мониторинг и контент-анализ данных медиаресурсов проводился с февраля 2022 года по настоящее время. В ходе анализа были получены следующие результаты исследования.

Важным элементом конструирования реальности является миф, который представляет собой «язык описания, оказавшийся, благодаря своей исконной символичности, удобным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и культурно» [Воротникова, Никитин, 2017: 139]. В построении картины мира он «позволяет человеку избежать когнитивного диссонанса, осмыслить мир в соответствии со своими ценностями, убеждениями, опытом и ожиданиями. В связи с этим задачей мифа становится не отражение объективной реальности, а создание картины мира, соответствующей ожиданиям, представлениям, убеждениям человека, т.е., достижение им когнитивного консонанса. При этом миф не требует от человека осознанного и критического отношения к действительности, он ориентирован на бессознательные компоненты психики,

эмоции, устойчив и в некоторой степени социально навязчив. Общие мифы лежат в основе дихотомии “мы - они” и обладают консолидирующей функцией» [Клинцова, 2022]. Во время проведения СВО наиболее тиражируемыми СМИ, работающими в интересах противника, стали мифы о России и русских, о российской армии и российских военных, о мобилизации и о крымчанах.

В качестве примера рассмотрим мифы о крымчанах, конструируемые СМИ-иноагентом «Крым.Реалии» в период СВО. Для создания этих мифов используются различные приемы информационной войны. Так, приемы смещения понятий и представления частного как общего применены в материале об осквернении жительницей села Солнечная Долина могилы солдата-участника СВО. Ее шокирующий поступок представлен как героический, а арест за него - как карательная операция: «... арест сельчанки из Солнечной Долины: она дорисовала фашистские усики на могильном портрете российского бойца, убитого под Мариуполем и захороненного в родном селе. ... «россиефицированы» все-таки не все жители Крыма. А значит, надежда есть» [«Россиефикация» Крыма продолжается, 2022].

Цель создания и тиражирования подобных мифов - с помощью обращения к бессознательному компоненту психики, воздействия на эмоциональную сферу личности, а также фейков, фальсификации и мистификации действительности сформировать ее искаженный образ. Их основная задача -усиление антироссийских настроений в Республике Крым.

Реализации этой задачи способствует активное формирование в материалах СМИ образа России как врага. Как и миф, образ врага представляет собой выражение процесса деградации, то есть регрессии в сторону эмоций, образа восприятия и обработки информации этапа раннего детства и демонстрирует определенное состояние предрассудков, неприятия или ненависти. Образ врага возникает не стихийно, а формируется и поддерживается средствами массовой информации с помощью манипуляции сознанием и пропаганды и представляет собой медиапродукт, созданный для

специфической коммуникативной ситуации, содержащий ценностное представление автора о враге и вызывающий ценностную реакцию адресата. Например, СМИ-инаогент «Крым.Реалии», чьи материалы рассчитаны на крымскую аудиторию, систематически формирует образ России как врага. Одним из приемов формирования этого образа является отождествление России с Германией времен Третьего Рейха: «Из телевизора льется такой агрессивный поток, что мастер пропаганды Йозеф Г еббельс мог бы сказать, что его методика внушения массам нужных установок достигла невиданной высоты» [Севастополь и война, 2022]. В этом приеме нашел выражение механизм проекции, т.е. переноса на Другого собственных установок и бессознательных стремлений и импульсов. Характерно, что они противоречат ранее усвоенным моральным нормам и установкам как группы в целом, так и отдельных ее членов. Среди прочих приемов используются осмеяние, устрашение, запугивание, навешивание ярлыков. Все они призваны не только сконструировать образ России как врага Украины, но и представить Россию как источник мирового зла. При этом материалы СМИ содержат фейковую информацию, воздействуют на эмоциональную сферу личности реципиента, блокируя возможность воспринимать информацию критически и рационально постигать действительность.

В разработке тактики ведения информационной войны для Республики Крым особое значение имеет формирование этнической виктимности у определенной части населения полуострова. Виктимность может быть понята как совокупность объективных и субъективных факторов, которые приводят к поведению жертвы и предполагают переложение ответственности за трагические страницы истории народа на «значимого Другого».

Виктимизация этнической группы осуществляется с помощью использования травмирующего опыта, внедрения в массовое сознание этноисторических мифов, конструирования образа врага. На основе исторических мифов формируются такие этноидеологические конструкции как: компенсация исторической несправедливости и основанное на ней требование

исключительных политических прав и привилегий, а в предельных случаях - и стремление к этнической жертвенности. Они имеют деструктивный характер и выражаются посредством моральных и эмоциональных категорий. Поскольку они иррациональны и относятся к области бессознательного, то сложно поддаются компромиссному урегулированию, с одной стороны, а с другой -оказываются эффективными рычагами воздействия как на группу в целом, так и на отдельных ее представителей.

На основе комплекса жертвы формируется негативная, конфликтная консолидация и мобилизация этнической общности, целью которой становится борьба с врагом. Примечательно, что враг может быть как вполне реальным, так и сконструированным, но по представлению этнической общности это тот, кто виновен в преступлениях по отношению к этническому субъекту, который демонстрирует виктимное поведение.

В современной России несформированность государственной идеологии, способной консолидировать общество, неопределённость социальных процессов, их трансформация, осложненные перманентным и масштабным экономическим кризисом, уже стали неотъемлемыми свойствами повседневности. В этих условиях усилились тенденции радикализации некоторых этнических групп. В Крыму в силу травмирующего исторического опыта и особых политических амбиций наиболее подверженной такого рода воздействию оказалась этническая группа крымских татар, ставшая объектом манипулятивного воздействия, цель которого - сформировать устойчивые антироссийские и протестные настроения, получить силу внутри региона, которую можно быстро мобилизовать и использовать для дестабилизации обстановки на полуострове. Так, например, в материалах СМИ-иноагента «Крым.Реалии» утверждается, что «... большинство крымских татар встанут на защиту Украины, но в нужный момент, и когда будет четкий сигнал со стороны руководства Украины и Меджлиса» [Крымские татары ждут своего часа, 2022]. При этом пророссийские крымско-татарские организации в Крыму именуются «коллаборантами» и делается заявление, что они «не могут говорить

от имени народа» [«Коллаборанты не могут говорить от имени народа», 2022]. Следует отметить, что активное использование западными государствами крымских татар для исключения Крыма из российского геополитического пространства стало реализовываться значительно раньше, чем возвращение Крыма в Россию и начало СВО. С момента возвращения крымских татар на полуостров в 1989 году США, Турция, ряд европейских стран, Украина применяли системные технологии в информационной, политической, экономической, социальной, культурной, научной сферах для формирования этноисторических мифов, комплекса жертвы и связанных с этим антироссийских настроений среди крымских татар. В ходе таких манипуляций с помощью этнической элиты, которая, будучи сама политизированной, осуществляла политизацию этноса, в указанной группе у части ее представителей традиционализм оказался заменен на виктимный этнонационализм, который включает в себя этностатусные притязания.

Основная задача публикаций, направленных на виктимизацию массового сознания этнической общности - формирование виктимного комплекса, стремления взять реванш, а в итоге - запустить дезинтеграционные процессы внутри РФ. Например, в печатном СМИ газете «Къырым» в выпуске № 15 (2248) от 12.04.2023 был размещен материал главы ЦИК «Курултая крымскотатарского народа» (неофициальное объединение крымских татар, задача которого - избрание членов запрещенной в РФ организации «Меджлис крымскотатарского народа») З. Смедляева под заголовком «Что означает депортация и реабилитация? Примем ли мы разумные законы для нашего народа?». Автор материала критически высказывался об Указе Президента РФ от 21.04.2014 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержки их возрождения и развития», подчеркнув, что российские власти «упорно не видят крымскотатарский народ», который, как утверждалось, Москва фактически лишила государственности [Смедляев, 2023].

Публикации, направленные на формирование этнической виктимности, часто посвящены «жертвам» из числа этнической общности, отбывающим наказание за террористическую и/или экстремистскую деятельность, но в материалах СМИ представляются как «политические узники». В таких публикациях присутствуют критические замечания о ситуации в Крыму и задержаниях крымских татар, а также жалобы на тяжелые условия содержания заключенных. Статьи воздействуют на эмоции читателей, призваны вызвать у них жалость, сострадание по отношению к «жертвам», гнев и стремление восстановить справедливость. Например, в январе 2023 года появилось нескольких публикаций, в которых в позитивном ключе сообщалось о деятельности представителей запрещенной в РФ организации «Меджлис крымскотатарского народа». Так, в издании «Къырым» было опубликовано несколько материалов в поддержку первого зампредседателя Меджлиса Н. Джелялова, осужденного по делу о диверсии на газопроводе в Симферопольском районе Республики Крым. В публикации «Мы должны возродить работу, которая сделала нас нацией» авторы материала назвали осужденных по делу о диверсии на газопроводе Н. Джелялова и братьев Ахтемовых «совершенно невиновными» и подчеркнули, что крымскотатарское общество «хорошо понимает», за что их «посадили» [Мы должны возродить работу, которая сделала нас нацией, 2023]. Позже распространялась информация о тяжелых условиях их заключения, к которым среди прочих были отнесены следующие: «Заключенным запрещают смотреть в глаза сотрудникам СИЗО и заставляют заучивать гимн России» [«Крымский ветер», 2023]. В связи с этим председатель «Меджлиса» Р. Чубаров безосновательно заявил, что «российские захватчики осуществляют целенаправленную моральную и физическую пытку политзаключенных» - Н. Джелялова и братьев Ахтемовых [«Qirim.News», 2023]. Подобные материалы можно расценивать как попытку сформировать на полуострове очаги межэтнической напряженности. Изучение феномена этнической виктимности, ее конструирования у крымских татар

посредством этнических СМИ может стать перспективой дальнейшей исследовательской работы.

Выводы

Таким образом, информационная война - война ценностей, убеждений, идей; это когнитивное противостояние, в котором поле боя - разум человека. Она не только является неотъемлемой частью реальных боевых действий, но и опережает их, поскольку сражения ведутся на основе смыслов. В современных условиях особая роль в информационной войне принадлежит медиа, именно с их помощью осуществляется манипулятивное воздействие на массовое сознание, создание этноидеологических конструктов, которые влияют на восприятие ценностей и действительности реципиентом в интересах манипулятора.

В основе тактики ведения информационной войны во время СВО лежит идеологическое манипулятивное воздействие. Его цель - формирование искаженного образа действительности в интересах манипулятора, которое достигается за счет обращения к бессознательному компоненту психики реципиентов, воздействия на их эмоциональную сферу.

Анализ публикаций медиа-ресурсов противника, рассчитанных на крымскую аудиторию (СМИ-иноагент «Крым.Реалии», газета «Къырым», Телеграм-каналы «Атеш», «Крымский ветер», «Qirim.News», «Жовта стр1чка») позволил выявить основные направления конструирования реальности в период СВО: мифотворчество, формирование образа врага и этнической виктимности. Тактика ведения информационной войны рассчитана на формирование, поддержание и усиление антироссийских настроений на полуострове, а в перспективе - на дезинтеграцию российского общества и нарушение территориальной целостности российского государства. В связи с этим особенно важен переход России в информационной войне от оборонительной к наступательной позиции, идеологическая работа с населением в Крыму и на всей территории Российской Федерации с учетом этнических и конфессиональных особенностей регионов.

Библиография

Воротникова, А. М. Информационная война против России / А. М. Воротникова, Г. М. Никитин // Современные тенденции в науке : Сборник статей Международной научнопрактической конференции, Самара, 09 марта 2017 года. - Самара: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научных исследований и консалтинга», 2017. - C. 137-139

Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Основные понятия и определения: учеб. пособие. Ч. 1 / под общ. ред. проф. А. Прохожева. - М.: РАГС, 1999. - 152 с.

Клинцова М. Н. Мифотворчество в условиях информационной войны (на примере деятельности СМИ-иноагента «Крым.Реалии» во время спецоперации России по денацификации и демилитаризации Украины) / М. Н. Клинцова // Информационные войны. - 2022. - № 3(63). - С. 45-49.

Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. - 1996. - №3. - С. 76 - 80.

«Коллаборанты не могут говорить от имени народа». Съезд пророссийских крымскотатарских организаций в Крыму и реакция Меджлиса // Крым.Реалии, 06. 05. 2022. URL: https://ru.krymr.eom/a/krym-medzhlis-krymskiye-tatary-konaborant/31837045.html (дата обращения: 05.09.2023).

Мы должны возродить работу, которая сделала нас нацией // Къырым, 16. 01. 2023. URL: https://qirim.press/cur/articles/biznimilletetkenilerimizniebetcanlandrmal (дата обращения: 05.09.2023).

Письма крымчан: крымские татары ждут своего часа // Крым.Реалии, 02. 05. 2022. URL: https://ru.krymr.eom/a/krym-voyna-osvobozhdeniye-krymskiye-tatary/31823816.html (дата обращения: 05.09.2023).

Письма крымчан: «Россиефикация» Крыма продолжается // Крым.Реалии, 15. 04. 2022. URL: https://ru.krymr.eom/a/pisma-krymehan-krym-voyna-rossiya-propaganda/31805202.html

(дата обращения: 03.09.2023).

Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук, 2000. - 209 с.

Севастополь и война. Параллельная реальность в королевстве кривых зеркал. // Крым.Реалии, 2022. URL: https://ru.krymr.com/a/devyatyy-den-voyny-sevastopol-parallel-naya-realnost/31736287.html (дата обращения: 3.09.2023).

Смедляев З. Что означает депортация и реабилитация? Примем ли мы разумные законы для нашего народа? // Къырым, № 15 (2248) от 12.04.2023. - С. 3.

Телеграм-канал «Крымский ветер» // Telegram. URL: https://t.me/Crimeanwind/33255 (дата обращения: 05.09.2023).

Телеграм-канал «Qirim.News» // Telegram. URL: https://t.me/qirimnews/61015 (дата обращения: 05.09.2023).

References

Emel’yanov G.V., Strel’tsov A.A. (1999) Informatsionnaya bezopasnost’Rossii. Osnovnyye ponyatiya i opredeleniya [Information security of Russia. Basic concepts and definitions]. Moscow: RAGS Publ.

Klintsova M. N. (2022) Mifotvorchestvo v usloviyakh informatsionnoy voyny (na primere deyatel’nosti SMI-inoagenta "Krym.Realii" vo vremya spetsoperatsii Rossii po denatsifikatsii i demilitarizatsii Ukrainy) [Myth-making in the conditions of information warfare (on the example of the activities of the media-foreign agent "Crimea.Realities" during Russia's special operation on denazification and demilitarization of Ukraine)]. In: Informatsionnyye voyny [Information war] 3(63): 45-49.

«Kollaboranty ne mogutgovorit ’ ot imeni naroda». S”yezdprorossiyskikh krymskotatarskikh organizatsiy v Krymu i reaktsiya Medzhlisa (2022) ["Collaborators cannot speak on behalf of the people." Congress of pro-Russian Crimean Tatar organizations in Crimea and the reaction of the Mejlis]. URL: https://ru.krymr.com/a/krym-medzhlis-krymskiye-tatary-kollaborant/31837045.html (accessed: 05.09.2023).

Komov S.A. (1996) Informatsionnaya bor’ba v sovremennoy voyne: voprosy teorii [Information warfare in modern warfare: questions of theory]. In: Voyennaya mysl’ [Military thinking] 3: 76 - 80.

My dolzhny vozrodit’ rabotu, kotoraya sdelala nas natsiyey (2023) [We must revive the work that made us a nation]. URL:

https://qirim.press/cur/articles/biznimilletetkenilerimizniebetcanlandrmal (accessed: 05.09.2023).

Pis’ma krymchan: krymskiye tatary zhdut svoyego chasa (2022) [7. Letters from Crimeans: Crimean Tatars are waiting in the wings] URL: https://ru.krymr.com/a/krym-voyna-osvobozhdeniye-krymskiye-tatary/31823816.html (accessed: 05.09.2023).

Pis’ma krymchan: «Rossiyefikatsiya» Kryma prodolzhayetsya (2022) [Letters from Crimeans: The "Russification" of Crimea continues] URL: https://ru.krymr.com/a/pisma-krymchan-krym-voyna-rossiya-propaganda/31805202.html (accessed: 03.09.2023).

Pocheptsov G.G. (2000) Informatsionnyye voyny [Information wars]. - Moscow: Refl-book

Publ.

Sevastopol’ i voyna. Parallel’naya real’nost’ v korolevstve krivykh zerkal (2022). [Sevastopol and the war. Parallel reality in the kingdom of crooked mirrors] URL:

https://ru.krymr.eom/a/devyatyy-den-voyny-sevastopol-parallel-naya-realnost/31736287.html (accessed: 3.09.2023).

Smedlyayev Z. (2023) Chto oznachayet deportatsiya i reabilitatsiya? Primem li my razumnyye zakony dlya nashego naroda? [What does deportation and rehabilitation mean? Will we adopt reasonable laws for our people?]. In: K”yrym 15 (2248): 3.

Telegram-channel «Krymskiy veter» [Telegram channel "Crimean wind"] URL: https://t.me/Crimeanwind/33255 (accessed: 05.09.2023).

Telegram-channel «Qirim.News» [Telegram channel "Qirim.News"] URL: https://t.me/qirimnews/61015 (accessed: 05.09.2023).

Vorotnikova A. M., Nikitin G. M. (2017) Informatsionnaya voyna protiv Rossii [Information warfare against Russia] / In: Sovremennyye tendentsii v nauke. Samara: «Tsentr nauchnykh issledovaniy i konsaltinga», pp. 137-139.

Сведения об авторе

Клинцова Мария Николаевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры религиоведения и социальной антропологии философского факультета Института «Таврическая академия», Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия;

mariya.kats@gmail .com

Klintsova Mariya Nikolaevna - PhD in Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Religious Studies and Social Anthropology, Institute “Taurida Academy”, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.