И.А. Бронников
СОВРЕМЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ
КАК УЧАСТНИКА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
В статье представлен социополитический анализ особенностей российской Интернет-аудитории. Отмечается, что нынешняя система государственного управления нуждается в модернизации, т.к. привычные схемы управления не работают в обществе, пронизанном сетевыми коммуникациями. Об этом также свидетельствует смещение властной иерархии в сторону децентрализованных сетевых структур. Показано, что сетевая демократия является лейтмотивом современной политической коммуникации. Участие активных Интернет-пользователей способствует открытости и прозрачности процесса управления государством, а также увеличивает легитимность политической власти в обществе. Вместе с этим, работая и созидая совместно в Интернете, граждане чувствуют сопричастность общему делу, а, как известно, чувство «коллективного» сильно развито в каждом человеке.
Ключевые слова:
Интернет-аудитория, политическая активность, Интернет-технологии, сетевая демократия, электронное гражданское общество
I. Bronnikov
MODERN FEATURES OF THE RUSSIAN INTERNET AUDENCE AS A PARTICIPANT IN THE POLITICAL COMMUNICATION
Abstract
The article presents a socio-political analysis of the peculiarities of the Russian Internet audience. It is noted that the current system of government is in need of modernization, as familiar control schemes do not work in a society permeated network communications. This is also evidenced by the displacement of the power hierarchy in the direction of decentralized network structures. It is shown that the power of democracy is the keynote of modern political communication, and quantitative distribution of Internet users will lead to profound qualitative changes in politics and governance. The participation of active Internet users contributes to the openness and transparency of the process of governance, and also increases the legitimacy of political power in society. At the same time, working together to build, and the Internet, the citizens a sense of belonging to the common cause, and, as you know, a sense of "collective" strong in every human being.
Key words:
internet audience, political activity, internet technologies, network democracy, electronic civil society
Сегодня о перспективах развития всемирной сети Интернет говорят часто и много. Интернет меняет привычное мироустройство, ускоряет коммуникационные процессы, в особенности в сфере политики. Ведь человек по Аристотелю, это - существо политическое (Homo politicus). Тогда, главным мотивом социальной деятельности человека является стремление участвовать в политическом процессе.
Современные политические реалии открыто показывают возрастание роли Интернет-коммуникаций, в особенности децентрализованных и неин-ституционализированных форм взаимодействия акторов. Именно таков лейтмотив политической Интернет-коммуникации в начале XXI века.
В этой связи, проблематика исследования особенностей российской интернет-аудитории приобретает теоретическую и практическую значимость. Цель данной статьи - рассмотреть в контексте социополитического измерения основные особенности российской Интернет-аудитории.
По сути, мы становимся свидетелями открытия нового горизонта сетевых коммуникаций. Это проявляется и в течениях современной науки, и в обновлении бизнеса, и в социальных тенденциях. Не зря, глава компании Microsoft Билл Гейтс назвал это время - «временем информации на кончиках пальцах». Это проявляется в том, что:
- информация распространяется лавинообразными темпами;
- количество низводит качество транслируемых сообщений;
- затруднен мониторинг информационного пространства;
- политическая коммуникация завуалирована «псевдополитическими новостями». Цинизм - удачная находка для манипулирования;
- развлекательные шоу развивают политический сарказм в обществе.
В настоящее время любое известие имеет своё отражение в Интернете. В виртуальной среде и развиваются события решающего значения. Опыт и практика показывают [6], что именно после обсуждения актуальных политических проблем в Сети, создаются предпосылки для стремительного и эффективного взаимодействия акторов, что, в дальнейшем переносится и в реальность. При этом если наблюдается отсутствие явной обратной связи со стороны властей - требования пользователей приобретают ярко выраженный характер и процесс повторяется вновь, но уже с резонансной составляющей. Таким образом, зачатки гражданственности начинают формироваться в Интернете. Схематично это можно изобразить следующим образом:
Схема 1. Процесс формирования гражданской позиции в Сети.
Формирование собственной гражданской позиции
Поиск единомышленников и сторонников
Политическая зрелость индивида. Желан ие участвовать в политической жизни общества.
Обсуждение
проблемных
вопросов в
Интернете.
Динамическое
взаимодействие
акторов.
Активная деятельность в Сети
Практическая
политическая
ак!ивность в
Интернете: сбор
подписей;
координация
действий;
формулирование
требований к
истеблишменту.
Требования
Ї
Практическая реализация политических решений: подача петиций; общественный реюмамс; выступления; забаствоки; манифестации; флэшмобы И Т.Д.
Традиционно считается, что революционные условия складываются тогда, когда «низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». В этой связи, как отмечает В. И. Буренко: «В России ещё не сложились эффективные формы взаимодействия и диалога общественности и власти. Разногласия...стали приобретать острые митинговые формы на грани силового противостояния» [7, с. 6].
Между тем в начале XXI века доминирующей активизирующей силой общества стал Интернет. Конечно, во многом, этому способствовало становление децентрализованных неиерархических сетевых отношений. И здесь, в первую очередь, мы имеем ввиду взаимодействие в и посредством социальных сетей. К примеру, самая масштабная социальная сеть Faceebook насчитывает более 1 млрд. пользователей, Twitter - более 500 млн. пользователей, Google+ - более 400 млн. пользователей, Sina Weibo
- более 300 млн. пользователей, а также огромное количество более мелких и менее популярных социальных сетей. В России можно выделить сеть «Вконтакте» (более 180 млн. пользователей) и сеть «Одноклассники» (более 140 млн. пользователей).
Как правило, чем больше доля Интернет-аудитории, тем выше уровень Интернет-активности и наоборот. Поэтому возникает множество вопросов: как бороться с общей деполитизацией населения? что будет, если массы захотят контролировать большую политику? что есть сетевая политическая активность?
4б
Для этого необходимо проанализировать характеристики российской Интернет-аудитории как участника политической коммуникации. Статистическое отслеживание социологических данных позволило выявить особенности формирования Интернет-аудитории в России.
Сразу заметим, что для обозначения всех российских Интернет-ресурсов, расположенных в доменной зоне .su, .ru, .рф используется термин «Рунет».
Для лучшего понимания российской Интернет-аудитории и ее интереса к политике необходимо изучить ее ключевые характеристики. Мониторинг таких данных, как численность Интернет-пользователей, качественный и количественный составы аудитории Рунета, проявление политической активности в Сети, наличие собственных блогов, общение в социальных сетях, пользование государственными услугами через Сеть позволяет достоверно установить действующие в современном российском обществе тенденции.
Согласно данным, предоставленным ФОМ, по результатам опроса 30 тыс. респондентов месячная аудитория Рунета (тех, кто пользовался Интернетом хотя бы раз в месяц) по состоянию на 2002 год составляла 7,7 млн. пользователей, а данный показатель на зиму 2013 года составил 64,4 млн. пользователей. В 2003 году доля Интернет-пользователей от общего населения страны составляла около 10%, а аналогичный показатель по состоянию на зиму 2013 года достиг уже 55% [14], что свидетельствует об увеличении Интернет-аудитории в 5 раз. При сохранении такой динамики численность Интернет-пользователей в 2015 году составит более 80 млн. человек, т.е. проникновение около 70% от населения страны старше 18 лет.
Аналогичную статистику предоставляет Internet World Stats [1]. По состоянию на июнь 2012 года, годовая аудитория Интернета в России составляет 67,9 млн. человек, что составляет 47,7% проникновения среди населения страны, что в свою очередь, составляет 13,1% от общего количества пользователей Сети в Европе (по данному показателю Россия занимает лидирующее положение, на втором месте Германия с 13,0% пользователей, и замыкает тройку лидеров Великобритания с 10,2% пользователей).
Численность Интернет-пользователей зимой 2013 года в разрезе суточной, недельной и месячной аудиторией выглядит следующим образом: 43%, 53% и 55% соответственно. Как видно, разница практически нивелирована; кроме того, наблюдается положительная динамика в сторону более интенсивного использования интернет-услуг. Если рассматривать структуру пользователей по степени активности, то наблюдается существенное превосходство суточной (78% от общего количества) над недельной (17% от общего количества) и месячной (5% от общего количества) аудиториями [14].
Исходя из общего количества Интернет-аудитории в России на зиму 2013 года (64,4 млн. пользователей) можно сопоставить распределение общего количества Интернет-пользователей по регионам России (см. таблицу 1).
Таблица 1. Распределение общего числа Интернет-пользователей по регионам.
Регион Российской Федерации Кол-во пользователей, млн. чел. (РФ в целом: 64,4 млн. чел.) % от общего количества пользователей (РФ в целом: 100 %)
2002 год 2013 год 2002 год 2013 год
Центральный 3,1 18,3 36 28
Приволжский 1,2 12,7 14 20
Южный и Северо-Кавказский 1 9,3 11 15
Сибирский 1,3 8,6 15 13
Северо-Западный 1,3 6,9 15 11
Уральский 0,5 6,0 6 9
Дальневосточный 0,3 2,6 3 4
Заметим, что основное количество пользователей в Центральном регионе занимают жители Москвы и Санкт-Петербурга, что свидетельствует о высоком показателе активности горожан. Наблюдается положительные тенденции к проникновению Сети на региональном уровне, однако, интернет-пространство по-прежнему остается достаточно дифференцированным, что в свою очередь отражается и на общей активности пользователей (к примеру, широкому обсуждению в Сети все чаще подвергаются местные новости и происшествия). Основные причины такого распределения Интернет-пользователей связаны с плотностью населения в данных регионах, с политической культурой, и с развитием современной инфраструктуры. Также наблюдается снижение доли Центрального региона, что связано в первую очередь с активизацией областных центров России.
Доля «столичных» пользователей от общей аудитории Рунета по-прежнему находится на лидирующих позициях.
Наблюдая динамику структуры пользователей по данным на зиму 2013 года в Москве к Интернет-пользователям можно отнести более двух третей жителей (71%), в Санкт-Петербурге - приблизительно аналогичный показатель (70%). Через четыре года в Москве Интернетом будут пользоваться примерно восемь из каждых десяти человек (месячная аудитория составит 78%). При сохранении текущих трендов развития в Санкт-Петербурге к концу 2014 года показатели распространения Интернета довольно значительно превысят московские: месячная интернет-аудитория составит примерно 89% [15].
Общие тенденции к увеличению числа пользователей зафиксированы во всех регионах страны, а интернет-аудитория по стране в период с 20022013 гг. увеличилась в среднем в 8 раз. Более того, необходимо отметить,
что Интернет-провайдеры по охвату территории впритык приблизились к телевизионным, оказывая существенное давление на телеиндустрию.
Интересно сопоставить данные по качественному составу Интернет-аудитории. В Рунете доля «неопытных» Интернет-пользователей постепенно снижается. Если в августе 2010 года доля новичков (пользующихся Интернетом до года), составляла 17% по России, 7% в Москве и 10% в Санкт-Петербурге, то в марте 2011 года эти величины сократились до 15% в среднем по стране, 6-7% в обеих столицах, в Екатеринбурге - 10% против 13% летом 2010 года. Это значит, что аудитория Рунета прирастает преимущественно не за счёт новичков, а благодаря более активному пользованию Сетью тех, кто прежде выходил в онлайн редко, а также за счёт более мелких населённых пунктов и сёл, где только сейчас появляются реальные возможности для выхода в Сеть. Рост доли пользователей Рунета во всех группах начинается от 3 лет стажа [5].
Если сравнивать изменение социально-демографических показателей аудитории за минувший год, то активнее всего, как выяснилось, выросла в Интернете доля мужчин 45-54 лет ( + 60%), женщин старше 55 лет ( + 100%), зато почти не изменилось соотношение пользователей обоих полов от 12 до 34 лет. Активнее постигают сетевую премудрость пенсионеры, домохозяйки, безработные и простые рабочие, тогда как среди служащих, специалистов и руководителей всех уровней прирост не так велик (от 5% до 13% против 23% - 100%) [5].
Частота обращения к медиаустройствам имеет заметные различия, как в зависимости от степени урбанизированности территории, так и в зависимости от возрастной категории респондентов.
Данные ресурса «Яиметрика» находят свое подтверждение в исследовании группы социологов «Циркон», которые выявили прямую закономерность активности выхода в Сеть от возраста пользователя. Самый активный возраст в сфере Интернет-технологий в 2012 год - от 18 до 24 лет, в данном возрасте регулярно (каждый день) в Сеть выходят две трети граждан. С взрослением населения наблюдается динамика в сторону уменьшения регулярного использования Сети. По процентному соотношению выхода в Интернет доля пользователей выглядит так: 25-34 года - 60%, 3544 года - 39%, 45-54 года - 26% и старше 55 лет только 12% [19]. Обратная динамика наблюдается в части изучения новостей из печатных изданий, которыми, в основном, интересуются люди старшего возраста.
Телевидение безоговорочно занимает первое место среди респондентов, и эта динамика остается неизменной на протяжении десятилетий социологических исследований. Приведенные данные позволяют констатировать, что выход в Интернет напрямую зависит от статуса населенного пункта, его оснащенности и развитости общей инфраструктуры местности. В линейке столичный город - областной центр - райцентр - сельский
НП наблюдается динамичное уменьшение пользователей Сети. Таким образом, общее количество пользователей Интернета в столичных городах по сравнению с сельской местностью более чем в 2 раза.
В ходе анализа тенденций применения и использования Интернета в жизни россиян, наблюдается отчетливая необходимость не столько подготовки граждан к использованию современных компьютерных технологий, сколько демонстрация потенциала сетевых коммуникаций.
Поражает факт, что по данным социологических агентств на вопрос: «Пользуетесь ли вы Интернетом?» респонденты региональных населенных пунктов часто отвечают «никогда». В этой связи видится необходимым:
- повышение открытости процесса управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- увеличение уровня информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных институтов;
- создание открытого бесконтрольного информационного поля;
- повышение компьютерной грамотности населения.
Прежде всего, реализацию этих принципов следует проводить в региональной и сельской структурах.
Немаловажным фактором, увеличивающим активность пользователей в Сети, является мобильный доступ, который решает функции связи там, где другие методы недоступны. По данным исследования компании J'son & Partners Consulting по состоянию на конец 2012 г. в России проникновение мобильного Интернета составляет 46% (что на 12% больше по сравнением с 2011 г.). По прогнозам, к концу 2016 года суммарный трафик мобильной передачи данных в России достигнет 3 160 Пбайт, увеличившись в 6 раз по сравнению с 2012-м. Проникновение мобильного веб-доступа в РФ приблизительно в два раза превышает среднемировой показатель, но уступает результату пяти государств Западной Европы (Испания, Италия, Великобритания, Германия, Франция), а также США, Японии и Южной Кореи. Активная абонентская база пользователей мобильного интернет-доступа на смартфонах выросла на 88% по сравнению с 2011 годом, достигнув 22,5 млн. человек. Планшетники для подключения к Сети используют 2,5 млн. россиян, а их средний месячный трафик равен 450 Мб [2].
Мобильная аудитория Интернета более молодая и активная: если просто в Интернет постепенно начинают выходить представители старшего возраста и пенсионеры (29% старше 45 лет), то пользователей мобильного веба среди людей за 45 - лишь 2%. Вчетверо меньше граждан 25-44 лет пользуются мобильным Интернетом, зато среди 12-24-летних таковых чуть больше половины. Впрочем, пользователей Интернета в целом среди них практически вдвое больше. Тем не менее, тенденция роста пользовательской активности даже среди старшего поколения распро-
страняется и на мобильный доступ: за минувший год граждан РФ 45 лет и старше пользователями Интернета стало на 23% больше, а пользователей мобильного Интернета - на 61%. Хотя в абсолютном выражении пользователи Интернета по-прежнему лидируют [12].
Данные о сетевой активности интернет-аудитории в России также могут свидетельствовать об особенностях аудитории. Согласно данным, представленным РШметрика: 87% пользователей посвящают своё время в сети информационно-поисковым сервисам, 61% - развлекательным, 46% социальным и 17% - финансовой деятельности онлайн. Самые популярные виды сетевой активности Рунета: новости (77,4%), e-mail (62,3%), прогноз погоды (60,5%), поисковые сервисы (48,5%) [22].
Столь высокий интерес пользователей к новостным сайтам в Интернете не отражает существующее отношение к политике на самом деле. Пользователи изучают новостную информацию зачастую поверхностно, не вдаваясь в подробности и анализ, а чтобы просто знать повестку дня, более того - на новостных сайтах размещается много дополнительной информации (прогноз погоды, курсы валют, спорт), на которую и тратится основное время.
Опрос, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2012 года свидетельствует, что только 40% россиян интересуется политикой, а число тех, кто уделяет ей минимум внимания зависит от частоты выхода в Сеть. В частности, среди тех, кто выходит в Сеть эпизодически интерес к политике оказывают 34%, а среди тех, кто пользуется Интернетом раз в неделю уже 36% [4].
В этой связи, к политике проявляют интерес люди предпенсионного и пенсионного возраста, высокообразованные, сторонники непарламентских партий, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга. Политика не имеет практически никакого значения для сельских жителей, граждан моложе 35 лет, малообразованных.
Схожую закономерность отмечают эксперты аналитического центра Юрия Левады. Исследования показывают, что на мировоззрение человека оказывает влияние не пользование Интернетом как таковым, а доверие и регулярное обращение к профессиональным интернет-изданиям и аналитическим сайтам. Те, кто заходит в Сеть, ищут там, прежде всего развлечений и общения, а не серьезную информацию. Большинство пользователей вообще аполитичны и не симпатизируют никаким партиям, движениям или политикам. Людей, которые используют Интернет для того, чтобы разобраться в происходящем, немного - не более 6% на всю страну [10].
Важно отметить, что несмотря на то, что Интернет предоставляет широкие возможности, совсем неочевидно, что он является панацеей, способной избавить от существующих проблем. В этой связи, соглашаясь с П. Норрис заметим: «Политический Интернет функционирует скорее как
способ дополнительного вовлечения и так уже вовлечённых в сферу политики граждан» [3, р. 22].
Для того, чтобы подчеркнуть общее пассивное отношение населения к политической жизни, приведем социологические данные отношения россиян к политике. Итак, наблюдается следующая закономерность: если в 2001 году интересующихся политикой было 43% от всех опрошенных, в 2005 году 39%, в 2011 году 37%, а в 2012 году 44% [21]. Таким образом, согласно данным ФОМ, более половины населения перестаёт участвовать и проявлять внимание к общественно-политической деятельности.
Схема 2. Динамика интереса россиян к политике.
Снижение интереса россиян к политике свидетельствует об общей деполитизации населения, что в свою очередь выражается в сокращении числа приверженцев всех идейно-политических образований России. Нарастающая пропаганда аполитичности в СМИ приводит к тому, что граждане больше интересуются вопросами, касающимися природных катастроф, криминальной сферы и светской жизни артистов.
Так, 65% россиян не хотели бы разбираться в политике, устройстве и закономерностях политической жизни, а 91% граждан вообще не хотели бы заниматься политикой [17].
Немаловажное значение в осознании ценности Интернета в качестве способа политической коммуникации имеет уровень образованности населения, оснащенность компьютерной техникой и среднемесячный доход. В частности, высокообразованным пользователям компьютер служит
источником информации и помощником в работе, а малообразованным -развлечением или же подспорьем в учебе.
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они используют компьютер для выхода в Интернет (57% малообразованных против 86% высокообразованных) и работы (29% против 65%). Малообразованные более склонны сообщать, что слушают музыку или смотрят фильмы (57% против 29% высокообразованных), играют (29% против 13%) либо учатся (29% против 14%) [13].
Также в Сети существует возможность для реализации чисто прагматических целей, как правило, относящихся к коммерческой сфере. Так, интересы бизнеса становятся все более очевидными в Сети (огромное количество Интернет-рекламы, баннерной рекламы).
Наиболее активно россияне пользуются компьютером у себя дома: 63% делают это практически ежедневно или даже несколько раз в день. Для сравнения, на работе с такой частотой его используют 39%, в других местах - лишь 9%. За прошедшие восемь лет россияне стали чаще пользоваться компьютером дома, и реже - на работе, у друзей или в интернет-кафе. Так, начиная с 2002 года с 54% до 9% снизилась доля тех, кто никогда не пользуется компьютером дома и с 26% до 63% выросла группа тех, кто делает это практически ежедневно. Напротив, с 16% до 42% увеличилась доля россиян, которые никогда не пользуются компьютером на рабочем месте и с 41% до 59% - тех, кто не пользуется им в других местах (например, у друзей или в интернет-кафе) [13]. Данное исследование также подтверждается цифрами, которые приводят специалисты Romir Monitoring - 67% респондентов ответили, что пользуются Интернетом дома, 40% - в офисе (на работе), 7% - в интернет-кафе [20].
Положительная динамика увеличения численности Интернет-пользователей наблюдается среди граждан, которые обладают высокими доходами. Как считает А. Маслоу, потребности человека, согласно принципу иерархии, расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных, и каждый последующий уровень становится актуальным для индивида лишь по мере удовлетворения предыдущего. Таким образом, и стремление индивида к свободному получению информации приобретает смысл лишь после удовлетворения базовых потребностей, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем дохода и политической зрелостью.
О зрелости Интернет-аудитории может служить факт размещения информации в Интернете самими участниками коммуникации. В результате события становятся не только достоянием общественности, но и получают широкий резонанс. Всё чаще звучит в повседневной жизни термин «народный ньюсмейкер». Социальные сети позволяют каждому выступать в роли «народного ньюсмейкера» - публиковать в Интернете информа-
цию (фотографии, видео, тексты) о тех или иных событиях и явлениях. Самому их продвигать, позиционировать и рекламировать.
Для наглядности приведем две диаграммы, показывающие созидание интернет-пользователей:
Схема 3. Созидание в Сети. Россия целиком.
Схема 4. Созидание в Сети. Москва и Санкт-Петербург.
Все это служит доказательством того, что Интернет в сфере политики используют в основном люди, относящие себя к среднему классу, с хорошим образованием, с потребностью самостоятельно разбираться в происходящем.
В современных условиях развития российской Интернет-среды происходит активное проникновение ИКТ в общественно-политическую реальность, что связано с трансформацией политических технологий. Сегодня власть реализует свои обязанности и соответствующие интересы (управление, подчинение, контроль), не только используя «рычаги власти», но и применяя инновационные технологические средства.
В своем выступлении на заседании Госсовета, прошедшем 24 апреля 2012 года в Кремле, Д.А. Медведев заявил: «Россия должна быть в первой десятке среди всех стран мира по уровню внедрения электронных технологий во всех сферах жизни общества. Я уверен, что мы это сделаем». Безусловно, это будет способствовать построению информационного общества в России, укреплению позиций нашей страны в мировом коммуникационном пространстве.
Как показывает опыт развития российского Интернет-общества, формирование культуры диалога происходит в двух параллельных направлениях: во-первых, реализация государственных программ в сфере ИКТ, и, во-вторых, при участии электронного гражданского общества, касающегося социальных, политических и информационных вопросов. Как видится, только симбиоз этих двух составляющих способствует реализации демократических принципов современного общества. Отметим, что именно с приходом Д.А. Медведева к власти началась повсеместная информатизация российского общества. Уже многие губернаторы и министры освоили социальные сети и активно их используют.
Увеличение и развитие Интернет-аудитории приводит к тому, что государство становится не способно справиться с возрастающими запросами и требованиями граждан без реализации принципов сетевой демократии. По сути, сетевая демократия основана на использовании Интернет-технологий для непосредственного волеизъявления граждан на всех уровнях власти. Надо сказать, что сама идея сетевой демократии коррелирует с представлениями П.А. Кропоткина об анархии как форме организации жизни социума. Как в сетевой демократии, так и в анархических идеях Кропоткина центральное место отводится самоорганизации и коллективной активности граждан. Если общество научиться координировать свои действия в политическом процессе, то, вполне вероятно, это можно будет перенести и на другие сферы (социальную, экономическую).
Заметим, что преобладание пользователей с высшим образованием свидетельствует о качественном изменении российской Интернет-аудитории и, как следствие, о её включении в политический процесс в Сети. Таким образом, в качестве перспективных направлений развития
ИКТ для России можно выделить: уменьшение уровня симуляции политического диалога; укрепление демократических основ; создание информационных площадок для двусторонней коммуникации; становление сетевой демократии; публичное проведение государственной политики в Интернете; формирование политической культуры информационного общества.
Необходимо отметить, что сегодня виртуальное пространство Рунета также наполняется значимой социально-политической информацией. Политически активные граждане всё чаще актуализируют свою деятельность в виртуальной области. Так, в Рунете представлен целый ряд социально-политических Интернет-площадок, самыми существенными из которых являются:
- Интернет-сайты научных сообществ и социально-политических организаций (например, Российская ассоциация политической науки -www.rapn.ru, политологический журнал «Полис» - www.politstudies.ru, интернет-газета «Грани.ру» - http://grani.ru; политический сайт «По-лит.ру» - www.polit.ru);
- Профессиональные сайты общественных деятелей и политологов (например, сайт М.Г. Делягина - http://delyagin.ru/, сайт С.В. Володенкова -http://g3-group.ru/about/page.php, сайт О.Ф. Шаброва - http://shabrov.info);
- Неформальная система коммуникаций в виде социальных сетей и блогов (например, блог политолога Д. Орешкина, блог публициста Л. Радзиховского, блог журналиста С. Доренко);
- Виртуальные библиотеки (например, библиотека Московского Либертариума - www.libertarium.ru/library; библиотека «Михаила Грачева» - Grachev62.narod.ru);
- Интернет-сайты социологических агентств (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр и др.);
- Сообщества, группы, личные странички в социальных сетях (Facebook, Twitter, ВКонтакте и т.д.)
Таким образом, сегодня в Сети представлен широкий спектр онлайновых площадок, посвященных социальным, политическим, социологическим и экономическим тематикам, а политическая коммуникация в социальных сетях сегодня переживает настоящий подъем.
Итак, развитие Интернет-коммуникации в России находится на стадии развития и имеет положительную динамику. По показателям 2013 г. уже 64,4 млн. человек являются пользователями Сети, из которых только 44% потенциально участвуют в политическом процессе, которые являются наиболее активной частью общества и в офлайне. В основном это образованные люди молодого и среднего возраста крупных городов России. Следует учитывать, что по мере внедрения Интернета на региональном и сельском уровнях будет происходить увеличение
численности Интернет-аудитории за счет политически пассивных граждан, тем самым реализация принципов электронного гражданского общества [8, с. 44-51] в виртуальном мире в дальнейшем зависит от политической активности сегодняшних пользователей.
Граждане, которые занимают активную политическую позицию в реальном мире, стараются претворять в жизнь идеи электронного гражданского общества. Как видится, следуя этим идеям в России возможно создание информационного общества, а также организация электронносетевой демократии.
Политическая коммуникация в Интернете активно использует различные формы. Однако властная элита, с одной стороны, в качестве приоритетной задачи заявляет обо всё большей открытости политики, но, с другой - бюрократия, используя Интернет как новый властный ресурс, противодействует открытости политического процесса на основе возможностей, создаваемых Интернет-коммуникациями.
В целом, публичная политика характеризуется трансформацией способов использования Интернет-технологий, и главным образом переходом к «электронной демократии» и «сетевой демократии». Об этом свидетельствует нарастающие требования акторов, их стремление участвовать в политическом дискурсе.
Бесспорно, что нынешняя система государственного управления нуждается в модернизации, т.к. вертикаль власти слабо функционирует в обществе, пронизанном сетевыми коммуникациями. Представленный анализ позволяет предположить, что количественное распространение Интернет-пользователей приведёт к глубоким качественным изменениям в политике и управлении. Возможно, Интернет-технологии станут базой для перехода к формам прямой демократии в нашей стране.
Литература
1. Internet Usage in Europe // Internet World Stats. [Электронный ресурс]. URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата обращения
20.03.2013).
2. J'son & Partners: уровень проникновения мобильного интернета в России в 2 раза выше среднемирового. [Электронный ресурс]. URL: http://hitech.newsru.ru/article/22jan2013/rumobtrfc (дата обращения
20.03.2013).
3. Norris P. Digital Divide? Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
4. А зачем вам Интернет? Пресс-выпуск № 2123. // Сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid = 113106 (дата обращения 20.03.2013).
5. Аудитория интернета стареет и мобилизуется // Информационный
ресурс «RUmetrika». [Электронный ресурс]. URL:
http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4678 (дата обращения 20.03.2013).
6. Бронников И.А. Метаморфозы гражданского общества // PolitBook. 2012. №2.
7. Буренко В.И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник университета (государственный университет управления). 2012. №4.
8. Буренко В.И., Бронников И.А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1.
9. Буренко В.И., Шумилов А.В. Политический класс современной России в контексте инструментального подхода // PolitBook. 2012.
10. Волков Д. Большинство интернет-пользователей аполитично и не симпатизирует никаким партиям и политикам. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/comments/2011/03/28_a_3566465.shtml (дата обращения 20.03.2013).
11. Головин Ю.А. Активизация деятельности современных СМИ в обеспечении информационной безопасности // Национальная безопасность / note bene. 2012. №4.
12. За год мобильная аудитория веба выросла на 19% // Информационный ресурс «RUметрика». [Электронный ресурс]. URL: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4706 (дата обращения 20.03.2013).
13. Зачем Вам компьютер? Пресс выпуск №1549. // Сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13710 (дата обращения 20.03.2013).
14. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013 // Сайт ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853 (дата обращения 20.03.2013)
15. К концу 2014 года численность интернет-пользователей составит
около 80 млн. человек, или 71% населения страны старше 18 лет // Сайт ФОМ. [Электронный ресурс]. URL:
http://bd.fom.ru/report/map/bntergum07/intergum0703/pressr_130611 (дата обращения 20.03.2013).
16. Крайнова К.А. Взаимодействие власти и общества в политикокоммуникативном процессе на уровне субъекта Российской Федерации // PolitBook. 2012. №4.
17. Лавриненко В.Н. Методологическое значение теории социальных интересов в исследовании современных общественных явлений // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1.
18. Ледяев В.Г. Эмпирические исследования власти в городских сообществах: проблемное поле // Политическая наука. 2011. №3.
19. Медиаповедение в России: основные тренды // На основании данных исследовательской группы «Циркон». [Электронный ресурс]. иР1: http://www.slideshare.net/fullscreen/ZirconResearchGroup/ss-13410585/9 (дата обращения 20.03.2013).
20. Мониторинг Интернета I квартал 2007 года // Сайт
«RomirMonitirung». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.romir.ru/news/res_results/354.html (дата обращения 20.03.2013).
21. Политика - притягательная и отталкивающая // Сайт ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Politika/10660 (дата обращения
20.03.2013).
22. Потребность в информации характеризует современных пользователей // Информационный ресурс <^иметрика». [Электронный ресурс]. URL: http://rumetrika.rambler.rU/review/2/4704 (дата обращения 20.03.2013).
23. Сковиков А.К. Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6.
24. Шабров О.Ф. Политические технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.