СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Н А. ГОРЕЛОВ
Николаи Афанасьевич ГОРЕЛОВ — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и трудовых ресурсов СПбГЭУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В 1963 г. окончил Ленинградский государственный университет, в 1971 г. — аспирантуру ЛФЭИ им. H.Á. Вознесенского, в 1979 г. защитил докторскую диссертацию. С 1971 г. работает в СПбГЭУ.
Автор более 200 научных работ, в том числе 15 учебников и монографий.
Сфера научных интересов — экономика труда и управление человеческими ресурсами.
-Ф- -Ф- -Ф-
СМЕНА ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ*
Переход от модели homo economicus к модели nomo creator
Мир вступил в новый период своего развития — эпоху знаний и господства интеллекта. Третье тысячелетие станет эпохой интеллектуалов, творцов, креативно-ориентированных высококлассных специалистов. В России, как и в других развитых странах, формируется качественно новый социум, который базируется на интеллектуально-креативной парадигме, рассматривающей интеллект человека и ноосферу (ноосферный интеллект) в единстве и взаимосвязи духовного и материального, где разумная созидательная деятельность человека становится решающим фактором прогресса.
Интеллект человека, его творческий разум, направленный на созидание, постоянно излучает и генерирует мысли, которые представляют сгусток сверхтонких полей энергии. Одновременно человек, соответственно подготовленный, принимает мысли излучения единого информационного поля — ноосферного интеллекта. Являясь единым («целое, мыслимое как многое»), информационная система «человек — ноосфера» образует и генерирует новое качество, которое не сводится к сумме качеств ее элементов. Это качество (creativus) присуще новой модели человека, которая формируется в настоящее время.
Переход от модели «экономического человека» (homo economicus), основанной не на деятельности, а на потребительском выборе, к модели творческого человека (homo creativus) предполагает создание экономики, основанной на знаниях, формирование способности работника к генерации существенно новых форм в любом виде, которые должны быть легко распространяемы и широко используемы.
Лежащие в основе этого процесса общие закономерности эволюции систем любой природы могут быть раскрыты и использованы с помощью метанауки в образовании — методологии науки.
Отвечая на социальный запрос практики, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом Законе об образовании, федеральных государственных образовательных стандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации.
В основу новой образовательной парадигмы положен системно-деятельностный подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении при формировании ключевых компетенций.
ГРНТИ 06.01.45 © Н.А. Горелов, 2013 Статья публикуется к 80-летию профессора Николая Афанасьевича Горелова.
Компетенция — это понятие, относящееся к работе, говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен. Компетентность — это личные качества, которыми обладает работник в своей сфере деятельности, включающие: знания, умения, опыт, мотивы, поведенческие характеристики (стиль работы, образ мыслей, рабочие привычки, культуру и т. п.).
Высокий уровень профессиональной компетентности работников — базовый элемент при формировании национальных образовательных стандартов.
Рефлексно-креативное образование предполагает:
• формирование компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: знать, уметь, владеть;
• развитие обучающегося как личности;
• формирование навыков критического мышления;
• развитие умения применять знания на практике, из множества решений выбрать нужное;
• обучение умению работать в команде (проекте), рефлексно видеть ситуацию, осуществлять групповую коммуникацию;
• обучение умению выделять «параметры порядка», т. е. главное (знания должны сжиматься);
• решать непарадигмальные задачи и др.
Непарадигмальные проблемы возникают тогда, когда их решение требует знаний, которых в настоящий момент нет. То есть для решения подобных проблем необходимо создавать новые, не известные ранее знания. Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования.
В рамках международной программы качества образования была определена методология выявления и классификации компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Это инструментальные, межличностные, системные компетенции.
Инструментальные компетенции — способность к анализу и синтезу; к организации и планированию; базовые знания в различных областях; подготовка по основам профессиональных знаний, письменная и устная коммуникация; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем; принятие решений.
Межличностные компетенции — способность к критике и самокритике; умение работать в команде; навыки межличностных отношений; способность общаться со специалистами из других областей; способность работать в международной среде; приверженность этическим принципам.
Системные компетенции — способность применять знания, генерировать идеи (креативность), учиться адаптироваться к новым ситуациям; навыки лидерства; исследовательские навыки; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.
По мнению студентов, участвующих в обсуждении программы качества образования, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способность к организации и планированию деятельности; способность применять знания на практике, принимать решения, порождать новые идеи и их реализовы-вать (креативность); знание второго языка; лидерство; способность адаптироваться к новым ситуациям; развитие навыков управления информацией.
Центральной задачей создания ключевых компетенций является разработка новых оригинальных идей, получение доступа к новым знаниям, их интегрирование и применение к решаемым организацией проблемам. Поэтому на первый план выдвигается задача формирования работника творческого, креативного (homo creator), обладающего знаниями, умениями и навыками. Главным моментом, определяющим результативность креативной деятельности, являются умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное.
Эти идеи нашли отражение в новом Законе об образовании, федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной рамке квалификаций. Новое содержание политики высшего профессионального образования нацеливает обучающихся также на овладение системой метапред-метности.
Метапредметность означает выработку у студента таких умений, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится, прежде всего, к методологии науки, методам решения поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста, организации работы с информацией и др.
Традиционно формируемые уровни мышления включают:
• репродуктивный уровень — решать поставленную задачу с использованием стандартных методов и по заранее разработанным, установленным и предписанным процедурам;
• новационно-репродуктивный уровень — способность находить в рамках поставленных задач нестандартные методы их решения, выбирая наиболее эффективные процедуры.
Применяя предметные и метапредметные знания, студент получает полный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социально-экономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой. Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.
Перспективы развития интеллектуальных ресурсов в России — это стратегическая задача формирования новой, наукоемкой системы хозяйствования, в которой главная роль отводится интеллектуально-креативной деятельности по производству инновационных продуктов.
Основой успеха современной экономики является ее наукоемкость, принципиально новое содержание и результат труда. В процессе хозяйственной деятельности наукоемкой организации научное знание предстает как непрерывный поток инноваций, а общей тенденцией в развитии науки является технологизация научного мышления, его инструментализация.
Научное знание обладает неисчерпаемыми возможностями для создания новых ценностей. Поэтому меняющаяся экономика выдвигает все более высокие требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций, науковооруженности их труда. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Это касается всех сторон инновационно-креативной деятельности: поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий и сетей, особой организации труда креативных личностей и т. д.
Цель любой образовательной программы — подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Цель эта не меняется, зато меняется содержание этой деятельности, а значит, должна меняться и система подготовки к ней.
Таким образом, отличие компетентностного подхода от традиционного состоит в том, что образовательные программы и весь комплекс обучения проектируются, исходя из того, каких результатов должны достичь обучаемые, какими ключевыми компетенциями они должны овладеть. При этом главная мера успеха обучения — это освоение компетенций, а не трудозатраты или затраты времени или особенности организации учебного процесса.
Господствующая в настоящее время в образовании классическая (традиционная) парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, не отвечает требованиям систем-но-деятельностного, компетентностного подхода, поскольку те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса, устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше.
В новой парадигме ведущая роль в деятельности преподавателя отводится развитию у обучающегося ключевых компетенций, критического мышления, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания и форм учебного процесса, самоорганизации и самоконтроля, межличностного общения, партнерства, сотрудничества...
Самыми ценными для работодателей станут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы.
Отсюда следует, что в основу формирования нового типа работника должна быть положена способность к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т. п. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению. Иначе говоря, необходимы не просто знающие а владеющие определенными компетенциями специалисты. Поэтому бизнес чрезвычайно заинтересован в креативных работниках.
Это положение актуально не только для российских компаний. Так, например, американские работодатели не удовлетворены тем, что в США «бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы... Компании заявляют, что им нужны работники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором... требуется в первую
очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау...» (газета «Ведомости» от 10 апреля 2012 г.).
По мнению американского ученого Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения.
Сравним некоторые особенности классической (традиционной) и системно-деятельностной парадигм (см. табл. 1).
Таблица 1
Особенности новой и традиционной образовательных парадигм
Классическая (информационная) парадигма Системно-деятельностный (рефлексно-креативный) подход
1. Сущность и основ Образование как подготовка подрастающего поколения к жизни и труду ная миссия образования Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
2.; Рассматривается как опыт предыдущих поколений — «школа памяти». Знание — результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий Знание Знание есть продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Индивидуальные знания — персональные, личные знания, формируемые в процессе воспитания, образования, обучения и социального взаимодействия людей в обществе
3. Ква1 Квалификация — степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы шфикация Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности
4. О Обучение — передача обучаемому готовых образцов знаний, умений, навыков эучение Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
5. Обу Рассматриваются как объект педагогического воздействия, обучаемые чающиеся Рассматриваются как субъекты познавательной деятельности, обучающиеся
6. Во< Воспитание — процесс формирования активной жизненной позиции у обучаемого с целью подготовки его к выполнению социальных функций и ролей : питание Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Окончание таблицы 1
7. Образовател Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого ьная деятельность Деятельность по реализации образовательных программ
8. Качеств Качество образования — соответствие знаний обучаемого требованиям учебного плана (по итогам экзаменационных оценок) э образования Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
В новой парадигме меняется также позиция преподавателя в учебном процессе (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика некоторых педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах
№ п/п Классическая парадигма № п/п Новая парадигма
1 Изложение преподавателем готовых истин 1 Готовность преподавателя изменить свою позицию
2 Работа без обратной связи («игра в одни ворота») 2 Стимулирование обратной связи с обучающимися, чтение проблемных лекций
3 Ориентация преподавателя на передаваемую информацию 3 Ориентация преподавателя на восприятие и понимание излагаемого материала
4 Ориентация на среднего студента 4 Учет индивидуальных особенностей обучающихся
5 Оценочные действия усвоения материала обучающимися остаются за преподавателем 5 Преобладание самооценки и оценки со стороны группы
С целью формирования критического мышления у студентов, широкого использования креативных идей и инновационных решений в европейских вузах начинают читать новые курсы — «Основы креативной деятельности», «Критическое мышление», «Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности» и др.
Экспертами Международного аналитического бюро составлен сводный психологический портрет менеджера будущего: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам и не резкий в своих суждениях человек.
Отметим некоторые особенности российской и европейской систем образования.
Так, в российской системе высшего профессионального образования сложилась лекционно-семинарская система организации учебного процесса. Центром этой системы является лекция профессора, которую он читает, а студент записывает. Потом они встречаются, и студент расскажет профессору кусок его лекции (примерно 10-15 %).
В европейских вузах исчезает понятие предмета, но возникает образовательная программа. Эту образовательную программу должен сконструировать профессор. Студент выбирает из нескольких образовательных программ одну. Профессор встречается со студентами на проблемных лекциях, пытаясь активизировать деятельность студентов в ключевых компетенциях, которые формируются программой.
Недостатком такого подхода является слишком узкая специализация в образовании. В результате такой специалист, говоря словами классика, «похож на флюс — полнота его односторонняя».
Вместе с тем в настоящее время в России, как и в европейских вузах, оценка знаний студента производится на основе зачетных единиц (балльно-рейтинговой системы).
Основными целями балльно-рейтинговой системы являются:
• стимулирование повседневной систематической работы студентов;
• снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
• повышение состязательности студентов в учебе;
• оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
• создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т. д.);
• повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
• повышение академической мобильности студентов и их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг.
Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие рубежного (экзамен, зачет) и текущего (участие в семинарах, выполнение домашних заданий, сдача контрольных нормативов, компьютерное тестирование и т. п.) контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.
Текущий контроль — это постоянно осуществляемое наблюдение за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в течение семестра и учебного года. Он осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть опросы или небольшие (например, до 15 мин.) задания, выполняемые студентами на семинарских, практических и лабораторных занятиях.
Рубежный контроль осуществляется по самостоятельным разделам — учебным модулям курса и проводится по окончании изучения учебного материала модуля.
Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра должно быть проведено, как минимум, два рубежных контроля по графику (через каждую треть семестра). Рубежный контроль может проводиться в устной (в том числе по билетам) или письменной форме, а также в виде тестового контроля.
В качестве форм рубежного контроля допускается использовать коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий с отчетом (защитой) в установленный срок, а также тестирование.
Промежуточный контроль — это вид проверки знаний, предусмотренный рабочим учебным планом, который проводится в форме экзамена или зачета по учебной дисциплине.
Общая оценка знаний студента по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля.
Как видим, намечается явное сближение систем российского и европейского образования.
В главном — единство, во второстепенном — свобода.
Национальная система квалификаций
Переход России на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики и Национальной системе квалификаций.
Вопросами формирования рамок квалификаций активно занимаются в последние годы как отдельные страны, так и международные организации МОТ, OECD, ETF и др.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (HPK) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
HPK РФ разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран — участниц Болон-ского и Копенгагенского процессов.
HPK является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования
и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
HPK предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
• формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
• описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
• разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
• создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
В основу разработки HPK заложены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:
• непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
• прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
• соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
• учет мирового опыта при разработке структуры и содержания HPK.
Национальную рамку квалификаций образуют характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в HPK включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т. п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, и зависит от объема и сложности используемой информации, ин-новационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Рассмотрим в качестве примера характеристики квалификационных уровней, требующих высшего профессионального образования (см. табл. 3).
_Таблица 3
Л
и
(D «
О
а
«
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и (или) подчиненных.
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности
Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных).
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Окончание таблицы 3
7-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной), с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и (или) на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности
8-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной), с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности
9-й уровень Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков
Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории за счет учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали (см. табл. 4).
Таблица 4
Квалификационный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня
6-й уровень Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт
7-й уровень Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
8-й уровень Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и (или) практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт
9-й уровень Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и (или) дополнительное профессиональное образование. Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровнях
Например, программа МВА, программы второго профессионального образования и т. д.
Рамка квалификаций обеспечивает системный подход к содержанию квалификаций и их распределению по уровням. Это, в свою очередь, позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования и привести их в соответствие с требованиями сферы труда.
Рамка квалификаций позволяет проводить обоснованные сравнения квалификаций и дипломов, выданных в разных странах, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой миграции.
Помимо этого рамка квалификаций служит для выстраивания оптимальных траектории обучения и получения квалификаций, позволяющих гражданам как адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении. Последнее особенно важно, поскольку общество, основанное на знаниях, должно обеспечивать гражданам возможности обучения в течение всей жизни.
Рамка квалификаций является ядром национальной системы квалификаций, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Система квалификаций включает в себя перечень областей профессиональной деятельности по видам трудовой деятельности с указанием уровня квалификации; профессиональные стандарты и процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; каталог квалификаций, ранжированных по уровням, с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций); систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т. е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).
Разработка НСК в России ведется при активном участии работодателей в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ, компаний РУСАЛ, Газпром и других крупных промышленных компаний и корпораций.
Разработка отраслевых рамок квалификации
На основе Национальной рамки квалификаций РФ разрабатываются отраслевые рамки квалификации (ОРК) для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан), что позволяет:
• формировать большую трудовую мобильность;
• описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
• разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
• создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
ОРК разрабатывается на основе HPK с учетом следующих принципов:
• отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
• преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
• прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
• соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;
• описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
• описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.
Разработка ОРК является длительным процессом и предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.
Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (утв. Министерством труда и социального развития РФ).
данных областей и видов деятельности, с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.
Основные виды работ по разработке ОРК представлены в табл. 5.
Таблица 5
Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК. Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности. Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации Для каждого вида трудовой деятельности приводятся: квалификационный уровень (подуровень); описания дескрипторов; списки рекомендуемых должностей; пути достижения квалификации
Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК Сформированная ОРК
Согласование ОРК Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей Согласованная ОРК
Разработка и применение профессиональных стандартов
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 утверждены «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
В соответствии со ст. 11 Закона от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов» (п. 7)
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти.
Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями с участием образовательных организаций профессионального образования.
В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты РФ создает экспертный совет по профессиональным стандартам.
Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти.
Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством образования и науки РФ.
Профессиональные стандарты применяются:
• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Новые профессиональные стандарты должны отвечать Национальной и отраслевой рамкам квалификации.
Выводы
Принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, Национальной рамки квалификаций Российской Федерации создает научную и правовую основу для:
• обновления парадигмы образования, перехода от традиционного к системно-деятельностному (компетентностному) подходу, базирующемуся на рефлексно-креативном обучении;
• ориентации образования на развитие личности обучающегося и умение студентами решать нестандартные, сложные задачи и применять знания на практике;
• введения для всех специальностей обучения студентов курса лекций по основам креативной деятельности («Начала креативной деятельности»);
• обеспечения соответствия знания и умения выпускников университета не только требованиям конкретной страны — России, но и мировым стандартам;
• приведения образовательных программ в соответствие с «Национальной рамкой квалификации Российской Федерации» и требованиями по формированию профессиональных стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Гогац А.Р., Мондехар Р. Бизнес + креатив: Преодолеть невидимые барьеры / пер. с англ. С.С. Гуринович. Минск: Гревцов Паблишер, 2007.
3. Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Мельников О.К Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. М.: Креативная экономика, 2011.
5. Основы наукоемкой экономики (Знания — Креативность — Инновации) / под ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Максимцева. М.: Креативная экономика, 2010. 456 с.
6. Паундстоун У. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
7. Попов А.И. Развитие теории управления человеческими ресурсами в трудах профессора H.A. Горелова // Известия СПбУЭФ. 2008. № 4.
8. РоуА.Дж. Креативное мышление / пер. с англ. В. А. Островского. М.: НТ Пресс, 2007.
9. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 141271
10. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70035136/
11. URL: http://www.cvets.ru/deyatl.html