Научная статья на тему 'Проектирование образовательных программ в области информационных технологий как процесс управления знаниями'

Проектирование образовательных программ в области информационных технологий как процесс управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ирина Юрьевна, Смирнов Сергей Петрович

В статье обсуждается проблема проектирования образовательных программ высшего образования. Рассматривается актуальность учета требований работодателей, присутствующих в профессиональных стандартах Российской Федерации в области ИТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова Ирина Юрьевна, Смирнов Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательных программ в области информационных технологий как процесс управления знаниями»

Харитонова И.Ю.1, Смирнов С.П.2

1 Дзержинский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева, г. Дзержинск, к.т.н., доцент кафедры энергетики, экономики, прикладной математики, [email protected]

2 ООО МЕРА-НН, г.Дзержинск Нижегородской области, ведущий программист,

[email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

ЗНАНИЯМИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Компетенции, квалификации, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, информационная система.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается проблема проектирования образовательных программ высшего образования. Рассматривается актуальность учета требований работодателей, присутствующих в профессиональных стандартах Российской Федерации в области ИТ.

Современная эпоха — эпоха управления знаниями. Человек, с его знаниями и компетенциями становится основным фокусом информатизации. Основной рычаг управления знаниями — оценка компетенций потенциальных и существующих работников и определение вектора развития компетенций с учетом развития науки, техники и потребностей членов общества. Формирование и развитие компетенций и закрепление их через получение соответствующих квалификаций — основная задача высшей школы.

Развитие высшего профессионального образования на современном этапе характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны — стремление высшей школы сформировать у каждого студента необходимый объем знаний, обеспечивающий надежный фундамент для профессиональной и социальной состоятельности каждого выпускника, его профессиональной адаптации и возможности обучения в течение жизни. С другой стороны — желание выпускника как можно быстрее получить узко-специфические умения и знания, позволяющие с самого старта карьеры быстро найти работу.

В некоторых случаях эти две тенденции являются взаимоисключающими. Как удовлетворить и требования работодателей и сохранить положительный опыт фундаментального высшего образования, выраженный в образовательных стандартах? Но каждый университет старается в имеющихся условиях найти достойный компромисс и удовлетворить большинство из ожиданий студентов с одной стороны и выполнить социальный заказ государства с другой стороны. Эта непростая задача решается каждым образовательным учреждением в процессе проектирования и модернизации существующих образовательных программ [1].

Начиная процесс проектирования каждой образовательной программы в настоящее время, необходимо сначала выбрать соответствующие направлению подготовки профессиональные стандарты [2] и далее в процессе разработки учебных планов, рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин учитывать требования выбранных профессиональных стандартов к результатам обучения и формируемым компетенциям. Но, как показывает практика, требования к знаниям, умениям и навыкам, представленные в профессиональных стандартах, зачастую невозможно напрямую учитывать в планируемых результатах обучения конкретной дисциплины. Требуется учесть богатый опыт, накопленный академическим сообществом и аккумулированный в образовательных стандартах, который позволит, пройдя через освоение цепочки необходимы предварительных этапов (ее можно назвать «технологическиой образовательной цепочкой») по формированию базовых концепций, принципов, навыков, подойти к формированию необходимых компетенций.

Таким образом, для овладения конкретной компетенцией, соотнесенной с требованиями

работодателей, присутствующих в профессиональных стандартах ИТ-области, требуется зачастую включить ее элементы в качестве результатов обучения, планируемых для нескольких дисциплин учебного плана.

Кроме актуализации профессиональных стандартов, важно учитывать еще и региональную составляющую, и общеевропейские требования к результатам обучения и к сформировавшимся компетенциям, изложенным в соответствующих европейских документах.

Адекватная оценка регионального рынка вакансий и прогнозирование его на несколько ближайших лет является важной частью планирования эффективного обучения. Особое внимание следует уделить следующим критериям (все указанные критерии выбираются для конкретного направления подготовки):

• общее количество вакансий для выбранной специальности — позволяет оценить общую потребность в специалистах и сложность их трудоустройства;

• соотношение количества вакансий и количества резюме — позволяет обнаружить перенасыщение рынка специалистами;

• количество вакансий соответствующих заявленным знаниям и умениям выпускника без требований стажа.

Данные три параметра следует собирать для города обучения студента, для области, в которой находится этот город и для всей страны. Так как не исключена возможность переезда специалиста в случае выгодного предложения от работодателя. Также будут полезны и другие показатели, демонстрирующие тенденции рынка вакансий в целом:

Востребованность специалистов разных направлений в виде процентного соотношения количества вакансий этого направления к общему количеству — также эффективный показатель. Данный индекс следует генерировать для разных уровней детализации специальностей. Пример проведенного статистического исследования представлен на рисунке 1.

На рисунке указаны только самые популярные подкатегории. Цифрами указано общее количество вакансий в подкатегории. Hh.ru не предоставляет возможности получения суммарной статистики по отельным требуемым языкам программирования, хотя это является важным критерием для планирования обучения студентов.

На основе текущих значений востребованности компетенции, соответствующей каждому узлу этого дерева, и истории их изменения, возможно планировать соотношение изучаемых дисциплин для студентов направлений подготовки, по которым производилась выборка. При этом результат такой балансировки должен полностью удовлетворять всем учитываемым стандартам.

Работодателю, желающему принимать на стажировку студентов и пополнять свой штат за счёт выпускников, сложно определять реальный уровень компетентности студента без явного собеседования. Решать эту проблему помогает набор документов подтверждающих компетентность определённого уровня в определённой узкой области знаниями. Такими документами являются сертификаты выдаваемыми признанными экспертами области знания (Microsoft, Cisco, и т.д.). Данный сертификат выдаётся после прохождения курса читаемого сертифицированными специалистами данной области и после сдачи экзамена. В качестве примера приведём выдержку из описания сертификата MicrosoftMCSD:

• ApplicationLifecycleManagement

• (https://www.microsoft.com/learning/ru-ru/mcsd-application-lifecycle-management.aspx)

• MCSD: Application Lifecycle Management

• Solutions Developer — Всемирно признанный стандарт непревзойденного мастерства разработчиков.

Этот сертификат подтверждает профессиональные знания и умения в области управления полным циклом разработки приложений. Получение сертификата MCSD: Application Lifecycle Management свидетельствует о квалификации, достаточной для работы в таких должностях, как разработчик, специалист по приложениям и руководитель информационно-технологических проектов.

Сертификация по этой программе MCSD требует сдачи экзамена на подтверждение квалификации один раз в два года для демонстрации устойчивых умений в выбранной области.

Управление знаниями потенциальных и существующих работников необходимо осуществлять с учетом богатого европейского опыта [3], ярким представителем которого является Европейская рамка ИКТ-компетенций e-CF [4 — 6].

/ \

шеЬ инженер 60

___

Рисунок 1 Дерево вакансий с сайта ЬЬ.тза 23.09.2015

При проектировании е-СF приняли соглашение об уровне детализации описания или другими словами, делимости компетенций, позволяющей выдерживать различные структуры данных на едином уровне, который тем не менее, может быть детализирован на следующем уровне иерархии, если это будет необходимо. В отношении делимости компетенций было принято решение: компетенции составляют целостную комплексную и действующую в течение длительного периода времени концепцию, поэтому должны находиться на самом нижнем уровне делимости. Тем не менее, совсем просто определить уровень границ компетенции в отношении уровня делимости. Как результат применения здравого смысла, выявленного в результате дискуссий, эксперты e-CF выбрали прагматичный подход, основанный на том, что отдельная компетенция не должна быть ниже уровня отдельного вида умения, так как определение компетенции уже содержит в себе понятие «умения», но не может достигать уровня описания должностных обязанностей.

В e-CF содержатся компетенции, которые необходимы на рабочем месте. Всего определено 5 уровней компетенций: от уровня e-1 до уровня e-5, они соответствуют квалификационным уровням 3-8 EQF (более низкие уровни EQF 1-2 европейской рамке квалификаций) не применимы к ИКТ-сектору.

Отличительными особенностями этой структуры являются следующие показатели: • структура рамки e-CF является наиболее поздней разработкой, учитывающей лучшие

образцы существующих систем;

• все определения e-CF имеют в своей основе ИТ-стандарты отрасли, принципы Болонского процесса и последние достижения в области теорий трудовых отношений;

• e-CF служит основой для большого числа других взаимосвязанных стандартов и других международных проектов.

В сложившейся ситуации обилия разнородной информации, связанной с требованиями работодателей, наилучшим выходом было бы использование рамки квалификаций, построенной с учетом всех перечисленных документов. Это и являлось темой международного TEMPUS-проекта INARM — «Информатика и менеджмент: Квалификационные рамки в Болонском стиле», в рамках которого была разработана методология создания квалификационных рамок в области «Информатика».

Основная проблема, которая решалась в рамках данного проекта состояла в том, чтобы сопоставить эти рамки квалификаций и компетенций, отражающие не только сиюминутные требования работодателей, и образовательные стандарты, которые методически выстраивают формирование явно выраженных компетенций на основе основных, фундаментальных знаний.

Для решения этих задач было решено использовать информационную систему, основанную на Банке компетенций и квалификаций. В качестве базового элемента этой системы можно предложить описание результатов обучения, требуемых для выполнения каждой конкретной обобщенной трудовой функции. В рамках проекта, было предложено построить «Паспорта результатов обучения», где вся информация, касающаяся конкретной обобщенной трудовой функции, была систематизирована и структурирована в соответствии с европейским стандартом ECCE [7]- проект «Использование результатов обучения в инженерном образовании» ( Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement, далее ECCE) в рамках которого была разработана модель как применить понятие «результаты обучения» Болонского процесса к высшему инженерному образованию.

I Ква-ифкишонны? урознн HPK

Обоошвнные тру до вы« Htuiiii

1

: I в

п.ТАНЕРйВАНШ

Согласовала НС л бнэвес-приепш

Улраалс ¡o [та уроянси

vcrnt

Бннес-ппатро ванне

Планирован!» рэйт ILTH продуктов

Проекшрозаьше арянт сгт уры ИС

^Учебный план J

Б1. ГГрмилрозаш^ it разработка ИНН ff

в:, ;]н:?7раи[[я шстгн Ё щ

BJ. T«lL[p0B3KHÍ $

El. Piustpi ыванн г р: ли и й

В5. JOtyVK-HÍHpCMHÍÍt н

BS. Ciicií иная ннянгари! --■

С1. Полл f™3 волмонияей

с:. Лодлчнкка tírame ни R

CJ. Предоставляй» усяут FF f т

CJ. Управле ¡о it проблемам в т

Направление подготовки бакалавриата на профессиональною зсятельюсть. ^дриентиро ванною на про^здпнсальныс i* стандарты

Фундамен тарные знания Метшопо- iDiecKBc тмекнн Управлен клч^гПя

Знапля о oóaacni пркыев гння ОТ Прдктнчст-K1IÍ >>1СНИЯ Персональные качества

\05рЛ}иш гельные шиологнн

Лтичп-

.111НЫ

учебного плана

зкоиогчнкд

Осповы

тсихологня Коыф.амк г на лччкнЯ Я'ЫК

II НОСГ|] 1НКЫЙ ■IlK

Оле

EiHbT ллнн>.т1

Прошвсаствеп-нля ™ииа ИГА

Рисунок 2 Схема использования паспорта результатов обучения при проектировании рабочих программ

дисциплин

Построенная и постоянно обновляемая по предложенной в проекте INARM методологии секторальная рамка [8-10]] позволит, за счет классификации результатов обучения по подсекторам, каждому необходимому результату обучения сопоставить соответствующую образовательную технологию и соответствующий блок учебного плана. Схема такого использования представлена на рисунке 2. Это может значительно упростить процесс

модернизации существующих и создания новых образовательных программ в каждом высшем образовательном учреждении.

Создание информационной системы, аккумулирующей всесторонние требования к выпускнику высшего учебного заведения, которая бы помогла при проектировании образовательных программ, явилось логическим продолжением работы, начатой в проекте INARM.

Принципы и алгоритмы, используемые в информационной системе, можно продемонстрировать на примере создаваемого в настоящий момент Банка компетенций и квалификаций Нижегородской области, который позволит каждой заинтересованной стороне (работодателям, образовательным учреждениям и гражданам, выстраивающим свою профессиональную траекторию) иметь самые современные сведения о необходимых работодателям компетенциях и возможностях регионального рынка труда.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3dtuzlQ4c / [электронный ресурс];

2. Профессиональные стандарты РФ в области информационных технологий / http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php [электронный ресурс];

3. Сухомлин В.А, Международные образовательные стандарты в области информационных пехнологий / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 1 (37) 2012;

4. ГОСТ Р 16234-1 Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 Часть 1. Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии;

5. ГОСТ Р 16234-2 ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ 2.0 Часть 2 Руководство по использованию европейской рамки ИКТ-компетенций;

6. ГОСТ Р 16234-3 Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 Часть 3 Создание e-CF — соединение методологических основ и опыта экспертов;

7. ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement /

8. Харитонова И.Ю., Сергеев С.Ф. Анализ профессиональных стандартов российской федерации в области икт как подготовительный этап построения секторальной рамки квалификаций «Информатика — Менеджмент» / Вестник ГУУ № 19, 2014;

9. Харитонова И.Ю., Сергеев С.Ф. Роль рамок квалификаций/компетенций в формировании образовательных программ ИКТ направлений подготовки высшего профессионального образования / / Вестник ГУУ № 19, 2014;

10. Харитонова И.Ю. Использование профессиональных стандартов РФ в области ИКТ и европейской рамки ИКТ-компетенций при разработке рамки квалификаций для области Информатика / Международный научно-исследовательский журнал, № 10, 2014.

11. Сухомлин В.А., Андропова Е.В. Диверсификация программ профессиональной подготовки в международных образовательных стандартах в области информационных технологий // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2013, № 1. — С. 73-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.