НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Н. А. Горелов
Отвечая на социальный запрос практиков, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом законе об образовании, государственных образовательных стандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации. В основу новой образовательной парадигмы положен системно-деятельностный подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении при формировании человека творческого, компетентного (homo creator). Новое содержание стандартов высшего профессионального образования нацеливает на развитие личности студента, умение решать им непарадигмальные задачи, применять знания на практике, владеть системой метапредметности. Метапредметность означает выработку таких умений у студента, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится прежде всего к методологии исследования, решению поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста или, например, организации работы с информацией и др. Применяя предметные и метапредметные знания, студент формирует целостный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социальноэкономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой. Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.
Цель любой образовательной программы - подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Цель эта не меняется, зато меняется содержание этой деятельности, а значит должна меняться и система подготовки к ней.
Господствующая в настоящее время в образовании классическая (информационная) парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, не отвечает требованиям системно-деятельностного, компетентностного подхода, поскольку те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше. В связи с этим в национальной рамке квалификаций ставится задача контекстного обучения, развития у обучающихся креативного мышления, аналитических навыков, умения создавать и синтезировать новые знания междисциплинарного характера. Сравним некоторые особенности новой парадигмы с классической или информационной (см. табл. 1).
236
Таблица 1
Сравнение некоторых особенностей классической (информационной) и системно-деятельностной парадигм
Классическая (информационная) парадигма Системно-деятельностный (рефлексно-креативный) подход
1. Сущность и основная миссия образования
Образование как подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Образование-единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
2. Знание
Знание есть продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Индивидуальные знания - персональные, личные знания, формируемые в процессе воспитания, образования, обучения и социального взаимодействия людей в обществе
3. Квалификация
Квалификация - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы Квалификация-уровень, знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности
4. Обучение
Обучение-передача обучаемому готовых образцов знаний, умений, навыков Обучение - целенапрвленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
5. Обучающиеся
Рассматриваются как субъекты познавательной деятельности, обучающиеся
6. Воспитание
Воспитание - процесс формирования активной жизненной позиции у обучаемого с целью подготовки его к выполнению социальных функций и ролей Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
7. Образовательная деятельность
Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого Деятельность по реализации образовательных программ
237
Продолжение табл. 2
8. Качество образования
Качество образования - соответствие знаний обучаемого требованиям учебного плана (по итогам экзаменационных оценок) Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
В новой парадигме меняется также позиция преподавателя в учебном процессе (см. табл. 2). Деятельности преподавателя отводится ведущая роль в развитии самоорганизации и самоконтроля, межличностного общения, партнерства, сотрудничества, гибкости и модульности содержания и форм учебного процесса, отходу от унификации, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания образования и др. С целью формирования креативного мышления, широкого использования креативных идей, инновационных решений в западных вузах читаются новые курсы - «Креативная экономика», «Критическое мышление», «Компенсационный менеджмент», «Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности», «Начала креативной деятельности» и др. Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования. Экспертами Международного аналитического бюро составлен сводный психологический портрет менеджера будущего: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам и сдержанный в своих суждениях человек.
Таблица2
Сравнительная характеристика некоторых педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах
Классическая (информационная) парадигма Новая парадигма
1. Изложение преподавателем готовых истин. 2. Работа без обратной связи («игра в одни ворота»). 3. Ориентация преподавателя на передаваемую информацию. 4. Ориентация на среднего студента. 5. Оценочные действия усвоения материала обучающимися остаются за преподавателем. 1. Готовность преподавателя изменить свою позицию. 2. Стимулирование обратной связи с обучающимися, чтение проблемных лекций. 3. Ориентация преподавателя на восприятие и понимание излагаемого материала. 4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся. 5. Преобладание самооценки и оценки со стороны группы.
Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разре-
238
шать проблемы. Чтобы быть успешными, компании должны существенно повысить инвестирование в человеческий капитал и новые технологии.
Выводы. Принятие нового закона об образовании, образовательных стандартов высшего профессионального образования, национальной рамки квалификаций Российской Федерации создает научную и правовую основу для: (а) изменения парадигмы образования, перехода от информационного к системно-деятельностному (компетентностному) подходу, базирующемуся на рефлексно-креативном обучении; (б) ориентации образования на развитие личности обучающегося, умения решать нестандартные, сложные задачи, применять знания на практике; (в) введения двухциклового обучения: бакалавриата и магистратуры, сопоставляемости степеней высшего образования, применения, наряду с внутривузовской, независимой оценки качества образования, осуществляемой в соответствии со ст. 95 Закона об образовании; (г) обеспечения соответствия знания и умения выпускников университетов требованиям не только конкретной страны, но и мировым стандартам; (д) приведения образовательных программ в соответствие с национальной рамкой квалификации Российской Федерации и формирования профессиональных стандартов.
Список литературы
1. Алан Дж. Роу. Креативное мышление / пер. с англ. Островский В.А. - М.: НТ Пресс, 2007.
2. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина-Бизнес Букс, 2007.
3. Гогац А. Бизнес + креатив: Преодолеть невидимые барьеры / пер. с англ. С.С. Гурино-вич. - Мн.: Гревцов Паблишер, 2007.
4. Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. - М.: Альпина бизнес Букс, 2006.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011.
6. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации): учеб. / под ред. проф. И.А. Максимцева. - М.: Креативная экономика, 2011. - 456 с.: ил.
7. Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
8. Попов А.И. Развитие теории управления человечскими ресурсами в трудах профессора Н.А.Горелова // Известия СПбгУэФ. - 2008. - № 4.
239