Священник Михаил Зазвонов
Служение специализированных молебнов как форма миссионерской деятельности на приходе (миссионерский проект)
Приходские мероприятия по служению молебна о женщине перед рождением ребенка Актуальность проекта. В перинатальный период женщина особенно уязвима перед современным секулярным обществом. Свободное отношение к прерыванию беременности, частота разрыва супружеских отношений именно в данный период, повышенная критичность в восприятии окружающего мира из-за гормональных изменений и другое — все это особенно сильно воздействует на женщину. Как следствие, мы видим высокую частоту абортов, разводов и осложнения отношений с близкими.
Даже приняв решение продолжать беременность, вынашивать ребенка, женщина крайне уязвима, незащищена и испытывает постоянный
стресс, что негативно сказывается на ее здоровье и здоровье малыша. Помощь Церкви в данное время зачастую рассматривается женщиной как единственная поддержка, и она охотно принимает ее.
Миссионерская работа именно с этой категорией паствы чрезвычайно важна:
во-первых, женщина, благодаря своему психо-эмоциональному состоянию, максимально готова к восприятию голоса Церкви;
во-вторых, просвещая будущую мать, можно надеяться, что она и детей воспитает в христианском духе; опыт показывает, что молебны для беременных всегда собирают определенное (более-менее постоянное) количество женщин, большинство из которых впоследствии участвуют вместе с детьми в церковных таинствах и обрядах, многие становятся постоянными прихожанами;
в-третьих, забота о самой незащищенной категории наших граждан в современное время — это важная форма церковного социального служения;
в-четвертых, данная работа является социально значимой, поскольку направлена на стабилизацию демографической ситуации в России и на укрепление семейных ценностей, что благоприятно скажется в сфере взаимодействия с государственными структурами и обществом;
в-пятых, данная работа способствует профилактике таких явлений, как аборт, развод и отказ от своего ребенка в родильном доме.
Цели и задачи
— Оказание душепопечительской помощи женщинам, готовящимся стать матерями, их воцерковление.
— Развитие новых форм приходской миссионерской работы.
— Налаживание более продуктивного взаимодействия между приходами Русской Православной Церкви и учреждениями здравоохранения, родовспоможения и детства.
— Привлечение прихожан, имеющих медицинское, психологическое, педагогическое, биологическое образование, к волонтерской просветительской работе.
— Создание специализированных просветительских лекториев для беременных женщин и молодых семей, с целью ознакомления с основами христианской антропологии и православной культуры.
Реализация проекта
Место. На постоянной основе данный проект можно реально осуществить лишь в приходах, где есть возможность собирать определенное количество беременных женщин. В сельских приходах проект реализуется лишь в усеченном — индивидуальном — формате. Для начала реализации проекта нужно определить его место, периодичность, исполнителей. Храм должен быть доступен для посещения беременными, чтобы проблемы с проездом не стали причиной их отказа от участия в проекте, важно наличие аудитории для проведения лекций и бесед со специалистами и священнослужителями.
Периодичность. Объявления о молебнах необходимо разместить не только при храмах, но и в учреждениях здравоохранения детства и родовспоможения (женские консультации, родильные дома, детские поликлиники, гинекологические больницы), а также в магазинах, специализирующихся на продаже детских товаров и товаров для беременных, в коммерческих клиниках, занимающихся лечением и консультированием беременных женщин.
В связи с этим важно определить четкую периодичность встреч (например, каждый вторник, каждый последний четверг месяца и т. п.) и точное время, удобное для приходской жизни на протяжении всего года (предпочтительнее в середине дня, с 13 до 15-ти часов, так как это время является промежутком между дневным и вечерним богослужениями, и удобно оно даже тогда, когда дневное богослужение бывает длительным по причине праздника или особого события).
Расписание совершения молебнов не должно нарушаться даже в важные дни для Церкви (например, Страстная седмица, Новый год), так как объявления висят не только в храме, и проинформировать обо всех изменениях вы не сможете.
Исполнители
1) В проекте участвуют священнослужители, которые понимают миссионерскую специфику проекта и необходимость снисходительного отношения к беременным женщинам, большинство из которых ранее не посещали храм, не имеют опыта молитвы, поста и подготовки к исповеди и причастию (См. Приложение I).
2) Привлекаемые специалисты: прихожане-волонтеры, имеющие психологическое, медицинское, биологическое, педагогическое образование и опыт работы с беременными или личный семейный опыт
и готовность к изучению специфики данной работы, умеющие проводить лекции или беседы (См.: Приложение II).
Для этих целей можно привлекать и специалистов из учреждений здравоохранения детства и родовспоможения (педиатров, психологов, акушеров-гинекологов), которые способны, с учетом церковного опыта и основ христианской антропологии, заниматься с беременными женщинами при храме.
Примерное содержание проповеди перед молебном — Приложение III.
Последование молебна — Приложение IV.
Приложение I
Правила о посте для кормящих и беременных
8-е правило Тимофея Александрийского говорит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».
Приложение II
Примерная тематика лекций для беременных
Формирование здорового ребенка и беременности: духовный, психологический и медицинский аспекты.
Подготовка и вхождение в роды.
Всё о родах: духовный, психологический, медицинский аспекты.
Грудное вскармливание.
Воспитание ребенка от рождения до пяти лет.
Семейные отношения: первый кризис.
Приложение III
Примерное содержание проповеди на молебне о женщине перед рождением ребенка
Женщина от Бога имеет удивительное назначение — быть матерью («Плодитесь и размножайтесь» и «Женщина спасется чадородием»).
От того, как она относится к чадородию и воспитывает детей, напрямую зависит ее духовное благоденствие.
Ни карьера, ни какие-либо другие заботы и интересы не должны затмить главное назначение женщины, цель ее жизни. Когда она чувствует под своим сердцем зарождение новой жизни, то старается быть внимательнее ко всему, желает серьезно и ответственно подойти к рождению в этот мир желанного малыша. В ней появляется инстинкт матери. Будущая мама знакомится с физиологией родов, беседует с врачом, психологом, опытными матерями, с родственниками, но нередко чувствует, что самого главного она еще не нашла.
Человек — это не только внешняя оболочка, набор клеток и нервных реакций, но, прежде всего, разумная личность, с богатым духовным миром, требующая духовной связи со своим Создателем. Именно Церковь открывает перед человеком возможность обрести цель жизни, духовный комфорт, исполнить главное предназначение.
Почему необходима духовная подготовка к родам? На этот вопрос каждая из вас (обращение к беременным женщинам) должна самостоятельно ответить, задавшись поначалу другим вопросом: «А что я хочу?».
— Конечно же, ребенка!
— Но каким он должен быть?
И здесь, в ответе, мы сталкиваемся с обычным стереотипом: «Главное, чтобы он родился здоровым».
— Это замечательно, но это не главное!
Каким бы здоровым и красивым не родился человек, — если он не умеет любить, то кроме страдания ничего не принесет своим родителям. Становится понятным, что главное в человеке — это внутреннее, духовное, то, на что не повлияешь ни техникой дыхания, ни родовой гимнастикой, ни знанием физиологии родов.
А что делать? Как подготовиться к рождению именно любящего, хорошего малыша?
Русская пословица верно замечает: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети получают то, что есть у родителей. Всё доброе и негативное. Необходимо с чистым сердцем, с чистой совестью подойти к рождению новой жизни, а это возможно только через обращение к Богу и таинствам Церкви.
Первое и самое главное — это чистая, искренняя молитва.
Мы просим Бога о помощи в рождении любящего, хорошего малыша, а также, конечно, — и здорового, и красивого. Мы помолимся и о прощении наших грехов, чтобы они не стали камнем преткновения в нашей жизни и жизни наших детей. Мы помолимся за врачей, чтобы Господь дал им силы и разум в деле родоразрешения.
Молиться нужно искренне и можно своими словами.
(Далее: совершается молебен. См.: Приложение IV)
Приложение IV
Последование молебна о женщине перед рождением ребенка
Возглас: «Благословен Бог наш...»
Хор: Аминь. «Царю Небесный.»
Священник: «Бог Господь.»
Хор: Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в родах»
Тропарь, глас 4-й:
«Мати Бога нашего, во утробе заченши Христа Жизнодавца, помощи в рождении Того не потребовала еси, темже легце разрешитися рабам твоим благослови и помози, и младенцев их во время благопотребное родитися имущих, под покров Твой, яко Матерь, молим, приими: Ты бо еси в родах Помощница, Заступница рабом Твоим». Запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас» (2 раза)
Тропарь: «Спаси от бед.», «Призри благосердием...» Запевы (3 раза)
Тропари: «Спаси от бед.», «Призри благосердием.» Малая ектенья:
Хор: кондак иконе Божией Матери «Помощница в родах»
Кондак, глас 2-й:
«Слез Евиных разрешение, пророческих писаний исполнение, от Духа Святаго Богомладенца заченшая, и во яслех Вифлеемских Того смиренно родившая, к Тебе прибегаем яко Хранительнице жен и младенцев, к Тебе воздыхаем и Тя величаем: радуйся, Благоутробная Мати, в родах Помощница».
Прокимен и Евангелие общее Богородице. (Лк. зач. 4) Запевы (3 раза) Хор: «Достойно есть.»
На сугубой ектенье добавляется прошение:
Еще молимся о рабе Божией (имярек), о еже укрепленней быти ей в час предстоящаго ея порождения, рцем вси: Господи, спаси и помилуй.
Возглас: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу
возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Иерей читает следующую молитву:
Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имярек) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О Всемилостивая Владычице Богородице, Яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца, иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем Крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепит ю силою Своею свыше.
Возглас: Яко держава Его благословена и препрославлена, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Далее иерей читает молитву ко Господу Иисусу Христу:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействем Святаго Духа, изволивый рожденну быти от Пресвятыя Девы яко Младенцу, повиену и положену быти во ясли, Сам, Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся и множитеся, и наполните землю, помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имярек), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольная и невольная грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я Аггелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя.
Возглашение: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Затем следует отпуст.
Напутствие после молебна
Сейчас мы прошли первую стадию духовной подготовки к родам — молитву, но это именно первая часть, и теперь необходимо пройти таинство исповеди и причастия.
Исповедь позволит стереть из нашей души грех, чтобы с чистой совестью подойти к родоразрешению. А причастие, как «истинное лекарство», исцелит нашу душу от тех повреждений, которые грех нанес нашей душе. Причастие соединит нас и примирит со Христом.
Для исполнения этого, второго этапа в духовной подготовке к родам нужно немногое: по уставу Церкви беременные и кормящие матери не постятся, и достаточно хотя бы один-два дня не поесть мясной пищи. Далее — утром, натощак, прийти в любой храм, где совершается Божественная литургия, и совершить эти таинства — исповеди и причастия. Накануне обязательно постарайтесь прочитать молитвы ко святому причащению. Вы найдете их в любом молитвослове.
И тогда вы не только с надеждой на профессионализм врача, но прежде всего с надеждой на Бога войдете в свое время в родильный зал. Уйдет страх, и останется тихая молитва и любовь.
Большое счастье в этот момент осознавать, что вы обращаетесь к Богу, и что рядом с вами Ангел Хранитель, к которому всегда можно мысленно воззвать простыми словами: «Помоги нам! Сохрани нас!»
Помощи Божией и радости вам!
(Священник крестом благословляет каждую беременную женщину на беременность и роды).