Научная статья на тему 'О богослужебной традиции празднования “викториальных” торжеств (XVIII-XX века)'

О богослужебной традиции празднования “викториальных” торжеств (XVIII-XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / HOLIDAY / МОЛЕБНОЕ ПЕНИЕ / ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ / "ВИКТОРИАЛЬНЫЕ ТОРЖЕСТВА" / MOLEBNY SINGING / CHINOPOSLEDOVANIYE / "VICTORIAL CELEBRATIONS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демина Вера Николаевна

Данное исследование посвящено изучению сложившейся в России традиции празднования памятных дат, посвященных русской истории. В статье рассматривается одна из наиболее типичных форм празднования военных побед Русской Православной церковью служение Благодарственного молебна. Выявляется общая для молебнов “викториальных” торжеств структура, устанавливается преемственность чинопоследований молебнов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Divine Service Tradition of Celebration of “Victorial” Celebrations (18 th-20 th Century)

The article investigates the current in Russia the tradition of celebrating anniversaries on Russian history. The article deals with the secular and religious elements “Victorial celebrations”, reveals one of the most common forms of its serving thanksgiving. Established continuity thanksgiving rite.

Текст научной работы на тему «О богослужебной традиции празднования “викториальных” торжеств (XVIII-XX века)»

УДК 783

О БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ "ВИКТОРИАЛЬНЫХ" ТОРЖЕСТВ (ХУШ-ХХ века)

В.Н. Демина

Значение государственных праздников в современном российском обществе неуклонно возрастает. Среди них особое место принадлежит торжествам, посвященным важнейшим событиям русской истории и, прежде всего, военным победам, получившим признание и государственный статус.

В 1995 г. был принят Федеральный закон "О днях воинской славы России и памятных датах России". В нем нашли отражение наиболее значимые "Викториальные дни" дооктябрьского и советского периодов. Среди них: День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, День Народного единства, День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 1 апреля 2012 г. был принят новый Федеральный закон N 24-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах" [1].

Традиционным компонентом подобных торжеств является православное богослужение, в связи с чем чествованию военно-исторических событий внимание уделяет и церковь. В 2012 г. к празднованию годовщин побед русского оружия - 400-летия народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, 200-летия Бородинского сражения, 62-ой годовщины победы в Великой отечественной войне* - на сайтах православных приходов были размещены тексты, аудио и видеозаписи праздничных бого-

Демина Вера Николаевна - кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкального менеджмента Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский 23, e-mail: vnd-80@mail.ru, т. 8(863)2800429.

* В 2012 году церковью также отмечалось 1150-летие российской государственности и др. годовщины.

служений. В большинстве храмов по случаю праздника совершались Божественная Литургия и благодарственный молебен.

Включение православного компонента изменило структуру современных государственных празднеств, носивших в советский период откровенно политический характер**, что обусловливает необходимость их изучения. Поэтому предметом исследования настоящей статьи был избран богослужебный компонент "викториальных" торжеств.

Попытаемся установить преемственность современных "викториальных" торжеств каноническим образцам и их адаптации к новым условиям.

Задачи исследования заключаются в выявлении типичных форм современного богослужения данной разновидности в их сравнительном анализе с аналогами, созданными церковью на протяжении XVIII-XX вв.

Несмотря на наличие значительного числа трудов, посвященных праздничной культуре [2], число непосредственно связанных с кругом интересующих нас проблем невелико. Это монографии Д.Д. Зелова "Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII" и Н.А. Огарковой "Церемонии, празднества, музыка русского двора -XVIII - начало XIX века" [3], в которых представлен уникальный материал о торжествах (в том числе и "викториальных") XVII - начала XIX века. Не менее важен труд А.Е. Погосян "Петр I - архитектор рос-

Vera Dyomina - the Ph.D. of Art Criticism, the senior teacher of the Department of Musical Management at the Rostov State Conservatory (Academy) named by S.V. Ra-khmaninov, 23, Budennovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: vnd-80@mail.ru, tel. +7(863)2800429.

** В Советской России церковь продолжала сохранять и праздновать установленные ранее и вписанные в Минеи исторические даты побед русской армии: 7 января (25 декабря) - Рождество Христово, День памяти Бородинского сражения, 21 (8) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы, победа на Куликовом поле, 10 июля (27 июня) - Преподобного Самсона странноприимца, Полтавское торжество.

сийской истории" [4], в котором содержатся как важные сведения о праздновании военных побед в конце XVII - начала XVIII вв., так и их культурологическая интерпретация.

История создания и практического применения воинских чинопоследований и Служб освещена в исследованиях И.Ф. Мартынова, С.А. Ванюкова и Н.И. Погребняка [5].

К различным аспектам изучения богослужебного и певческого компонента православных воинских чинопоследований обращены исследования искусствоведов, литературоведов и богословов. Музыковедами Н.Ф. Финдейзеном, В.В. Протопоповым, Н.Ю. Плотниковой, Н.С. Серегиной рассматривается музыкальная составляющая государственных и церковных празднеств XVII -XVIII вв. [6]. Современная традиция во всей полноте богослужебного певческого канона исследована С.И. Хватовой [7].

В существующих научных исследованиях не предпринимался еще анализ круга современных официальных торжеств, посвященных датам отечественной истории, сравнение текстов современных чинопоследований и созданных ранее. Обратимся к этим, еще не изученным, сторонам отечественной праздничной традиции.

Празднование "викториальных" побед исторически связано с православной культурой. Традиция специальных служб и церемониалов, посвященных "воинским" памятным датам и восходящая к византийскому опыту, уже в эпоху Ивана Грозного приобрела государственное значение и национальный характер .

В XVIII в. Петр I, создавая "круг" государственных торжеств, также опирался как на европейские образцы официальных празднеств, так и на православный обычай [9, с. 57]**. Именно введенные им так называемые

* Иван Грозный с особой пышностью отмечал свою победу под Казанью 1552 г. В память о ней, по его приказу, был выстроен Покровский собор [8, с. 9-10].

** Он тщательно следил за осуществлением церковных служб, посвященных военным победам, о чем свидетельствуют изданные в 1702 г. тексты ектений: "О победе на супостаты христоименитому воинству, и о свобождении под игом работы их сущих правоверных христиан...", переиздавались несколько раз. В 1722 г. они были изданы с предписанием: "Во всей его императорского величества империи по городам и уездам и монастырям, во всех церквах на вечернях, утренях и литургиях читать отныне положенные в новопечатных тетрадках, о победе над супостаты. прилагательные ектеньи повседневно, и отправлять пред литургиею по прежде изданных молебных пений книжице, о той же на супостаты победе молебство..." [9, с. 561-562].

"викториальные дни" явились наиболее устойчивыми в цикле государственных празднеств, становление которых проходило на протяжении нескольких столетий.

В конце XIX в. в круг воинских чинопоследований входили "Службы благодарственные"***, посвященные памятным датам военных побед, чины благословения и освящения военного судна, воинского оружия, чин освящения воинского знамени [11].

Сохранение состава чинопоследований прослеживается благодаря публикации некоторых их вариантов в "Сборнике чино-последований войсковых казачьих обществ" ("Чин благословения воинских оружий", "Чин освящения хоругви [воинского знамени]") [12].

Одной из наиболее типичных форм празднования военных побед является благодарственный молебен [13].

Особенностью благодарственных молебнов "викториальных" торжеств являлось создание специальных молитвенных текстов. Сохранилось несколько песнопений и молитв молебнов петровского времени: стихиры благодарственного молебна "на взятие Шлиссельбурга" [14, с. 251-252])****; благодарственные молитвы: "Во дни викториальные, яко от полтавской баталии и прочие", содержащиеся в молебне: "Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии" [11, с. 78].

В XIX-XX веках создание благодарственных молебнов, посвященных воинским победам, продолжалось. "Последование благодарственного и молебного пения" в воспоминание победы над французами в войне 1812 г. было составлено в начале XIX в. Святителем Филаретом (Дроздовым) Митрополитом Московским и Коломенским [17]. Один из наиболее ранних его списков, относящихся к первой половине XIX в. - "После -дование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления церкви и державы россий-ския от нашествия галлов и с ними двадесят

*** Например, "Служба благодарственная о Полтавской победе" [10].

**** Помимо молебна специальные песнопения создавались для Служб благодарственных: цикл стихир "Стихи благодарственные Богу за взятие Слюссенбурха" [15, л. 1-4]; в той же рукописи содержатся и песнопения на победу под Лесным: цикл "Стихиры торжественных о победе над Левенгауптом под Лесным", тропарь и кондак [15, л. 10]. С.В. Буцкая определяет виды циклов стихир "На взятие Слюссенбурха" и "Победы по Лесным" как стихиры на "Господи, воззвах" [16, с. 16].

язык" - хранится в Российской государственной библиотеке [18]. Известны варианты молебна, изданные в "Последовании молебных пений" [11], а также современные электронные публикации, например, на сайтах Резекненского благочиния Латвийской Православной Церкви [19] и храма Рождества Христова г. Краснодара [20].

Это воинское чинопоследование отличается особой структурой, выделяющей его из других благодарственных молебнов. С.А. Ванюков отмечает: "Этот чин совершался после праздничной Литургии и имел некоторые особенности, не свойственные последованиям молебнов и идущие вразрез с принципами, лежащими в основе православного богослужения" [21]. Описывая их структуру, автор выделяет следующие, важные элементы чинопоследования: нехарактерный для молебнов возглас утрени (или Всенощного бдения, начинающегося вечерней): "Слава Святей"; - пение: "С нами Бог", вставленного в данный молебен, видимо, как элемент Рождественского богослужения, или под влиянием молебного пения о даровании победы; "Бог Господь" с пением в качестве первого тропаря рождественской стихиры (!) по 50-м псалме. Второй тропарь, начинается Рождественским славословием: "Слава в Вышних Богу"; Слава: тропарь Кресту; И ныне: догматик (!) 1-го гласа; паремия (Исх., 14 гл.), читаемая при наличии нескольких диаконов одним из них, а не чтецом; прокимен великий: "Кто Бог Велий"; Апостол (Евр., 329-331 зач.), Ал-лилуиарий, стихом которого является текст воскресного прокимна 7 гл. и Евангелие (Мф., 98 зач.); сугубая ектения с особыми прошениями, начинающаяся словами: "Рцем вси"; коленопреклоненная (!) молитва: "Боже Великий и Непостижимый"; пение великого славословия или гимна "Тебе Бога хвалим"; особый, уникальный праздничный отпуст "Иже во яслех вифлеемских, яко Агнец воз-легий, сопротивных же крепость, яко лев, со-крушивый, и верныя овцы Своя на путь правды, и спасения, и мира наставивый и упасый, Христос, истинный Бог наш."; возглашение многолетия императору с воинством, и вечной памяти императору Александру I [21].

Сравнение редакции чинопоследования "Последование благодарственного и молебного пения." 1812-1825 гг. [18] с современными вариантами молебна [19, 20] выявило совпадение их общей структуры и порядка следования большинства молитвенных текстов.

Тексты современных редакций молебна и упомянутой рукописи РГБ имеют некоторые разночтения. Так, вариант, разме-

щенный на сайте Резекненского благочиния Латвийской Православной Церкви, подвергся небольшим редакторским правкам: в нем заменены или изъяты фрагменты текстов с упоминанием императора. Например, в тексте ектении: "О еже благосердием и милостию призрети на Благочестивейшаго Императора нашего", заменено на "О еже благосердием и милостию призрети на победоносное воинство наше". Подобные замены присутствуют и в тексте коленопреклоненной молитвы: "И дал еси нам хребет нечестивых супостатов, воинов же наших..Г, вместо "И дал еси нам хребет нечестивых супостатов, Благочестивейшаго же царя нашего Александра Павловича венчал..." [18, л. 28]*. А также заменой первого тропаря "На Бог Го -сподь". В рукописи - "Слава в вышних Богу и на земли мир: днесь восприемлет Вифлеем СедЯщаго присно со Отцем", в опубликованном тексте - тропарь "Благодарни суще, недостойнии раби Твои, Господи...".

Сравнение рукописи с текстом молебна, опубликованным на сайте храма Рождества Христова (Краснодар), выявило более значительные разночтения.

Помимо уже отмеченных изменений, в тексте "Особых прошений" великой ек-тении нужно отметить следующие: текст молитвы "О еже благосердием и милостию призрети. . ", заменен на "О еже непреобори-му и победительну...". Также изменен порядок слов в названии молебна: "Последование благодарственного молебного пения ко Госпо -ду Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския...", вместо "Последо-вание благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа." [20].

Однако уникальная структура молебна сохранена в обеих современных редакциях.

С 2010 г. 9 мая в храмах начали служить Благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молитву для этого молебна по образцу молитвы Святителя Московского Филарета (Дроздова) из благодарственного молебна в честь победы 1812 г. написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [22]. Структура этого молебна, "певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне" [23], в целом совпадает с молебном, посвященным победе над армией Наполеона. Большинство текстов молитв также совпадает.

* Коленопреклоненная молитва в двух современных редакциях сокращена.

Отсутствует несколько разделов, отмеченных в первоначальной редакции "Последова-ния благодарственного и молебного пения..." 1812-1825 гг. [18]: пение пророчества святого пророка Исаии "С нами Бог, разумейте, язы-цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог", тропаря "Слава в Вышних Богу", прокимна великого: "Кто Бог Велий". В заключение молебна добавлены "Особые заупокойные прошения в день Победы над фашистской Германией".

Музыкальная составляющая последо-ваний благодарственных молебнов требует отдельного изучения. Из песнопений виктори-альных благодарственных молебнов XVIII в. опубликован уже упоминавшийся фрагмент стихиры "на взятие Шлиссельбурга". Для отправления чинопоследований благодарственных молебнов в XX и XXI в., вероятно, используется соответствующий раздел Обихода нотного церковного пения [24], или принятый в церковном хоре общины распев.

Таким образом, можно говорить о продолжении в наши дни установившейся в дореволюционной России практике включения в церковный календарь важных и актуальных исторических событий, их отражении в текстах специальных служб.

В современной России произошло расширение круга праздников, в числе которых восстановленные канонические модели "вик-ториального" торжества.

Способы создания текстов для входящих в них благодарственных служб и молебнов, посвященных событиям российской военной истории XX в., свидетельствуют о сохранении церковью воинских чинопоследований и о преемственности традиций.

Придание викториальным торжествам статуса государственных способствует не только объединению в празднестве представителей разных конфессий, но и формированию российской политической нации и укреплению патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон N 24-ФЗ: "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах" // Российская Газета. Федеральный выпуск. 2012. № 57464, апрель. [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/04/04/slava-dok.html.

2. См., напр.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 398 с., ил.; Огаркова Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора - XVIII - начало XIX века. СПб.: Дм. Буланин, 2004. 348 с.; Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1992. С. 329-331.

3. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII -первой половины XVIII в.: История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. М.: Едуториал УРСС, 2002. 303 с.; Огаркова Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора - XVIII - начало XIX века. СПб.: Дм. Буланин, 2004. 348 с.

4. Погосян Е.А. Петр I - архитектор российской истории. СПб.: Искусство, 2001. 424 с.

5. Мартынов И.Ф. Три редакции "Службы благодарственной о великой победе под Полтавой" // XVIII век. Сборник 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л.: Наука, 1974. С. 139-148; Ванюков С.А. Обзор истории православных воинских чино-последований // Московские епархиальные ведомости. 2002. № 9-10. [Электронный ресурс]. URL: http://vedomosti.meparh.ru/2002_9_10/obzor. doc; Погребняк Н.И. О некоторых редких молит-вословиях, связанных с отечественной войной 1812 года. Там же. URL: http://vedomosti.meparh. ru/2002_9_10/7.htm.

6. Финдейзен Н.Ф. Петровские канты // Известия Академии Наук СССР. 1927. Т. 21. № 7/8. С. 667-690; Протопопов В.В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. С. 197-249; Плотникова Н.Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от Средних веков до современности. Вып. 2. Сборник статей. М.: Композитор, 2004. С. 30-50; Серегина Н.С. Из истории русских праздников // Невские хоровые ассамблеи: Всерос. фестиваль: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. "Прошлое и настоящее русской хоровой культуры" (г. Ленинград, 18-24 мая 1981 г.) / Сост. А.С. Белоненко. М.: ВХО, 1984. С. 70-73.

7. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий. Майкоп: ИП О.Г. Магарин, 2011. 412 с.

8. Богатырев С.Н. "Лестница в небеса". Символика власти Ивана Грозного // Родина. 2004. № 12. С. 9-13.

9. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. Т. 2. Описание славяно-русских книг и типографий 1698-1725 г. СПб.: Общественная польза, 1862. 720 с.

10. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3738. [Ноты].

11. Последование молебных пений [Текст] / Синод РПЦ. СПб.: Синодальная типография, 1893. 300 с.

12. Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ. М.: Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, 2011. 48 с.

13. См.: Пономарев В.Т. Справочник православного человека: В 4 ч. Ч. 3. Обряды Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2008. 160 с.

14. См.: Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии и Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России // ПСС. В 17 т. Т. 3А. Литературные произведения и переписка. М.: Гос. муз. изд-во, 1957. С. 251-252.

15. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3750. Л. 1-4.

16. Буцкая С.Б. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII-XVIII веков: автореф. дис. ... канд. искусств. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1991. 24 с.

17. Житие Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского // Право-славие.ги. Портал Православие, 2 декабря 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie. ru/put/50209.htm.

18. РГБ. Ф. 304. Оп. II. Д. 87.

19. Последование благодарственного и молеб-ного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества еже по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, и воспоминания избавления Церкве и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык // Резекненское благочиние Латвийской Православной Церкви. Сайт Резек-ненского благочиния Латвийской Православной

Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cerkov.lv/index.

20. Последование благодарственного молебного пения ко Господу Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа или во ин день // Редакция сайта храма Рождества Христова. Сайт храма Рождества Христова г. Краснодара, 06.06.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://xpam-xpicta.ru.

21. Ванюков С.А. Обзор истории православных воинских чинопоследований.

22. Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества [Электронный ресурс] // Редакция портала "Православие и мир"; "Православие и мир". Ежедневное интернет СМИ, 7 мая, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir. ru/molitva-patriarxa-blagodarstvennaya-za-izbavlenie-otechestva.

23. Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне" // Сайт Московской патриархии. [Электронный ресурс]. URL: http://p2.patriarchia.ru.

24. Обиход нотного церковного пения [Ноты] / Челябинский рабочий. - Челябинск: Челябинский рабочий, 1992. 440 с. С. 137. Репринтное издание: Обиход нотного церковного пения. Пинск: Изд-во Полесского епархиального миссионерского комитета, 1929.

17 января 2013 г.

УДК 342.7

О СУЩНОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

К.А. Куликова

Задача построения эффективного российского государства не может быть решена, если оно не способно обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет государство как субъект, обязанный защищать права

Куликова Кристина Александровна - аспирант, ассистент кафедры конституционного и муниципального права Белгородского государственного национального исследовательского университета, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail kristina8813@rambler.ru, т. 8(4722)301211.

и свободы человека [1]. А несущий обязанности публичный субъект не может быть вне системы ответственности - политической, социальной, юридической.

По справедливому замечанию Н.В. Ви-трука, формирование социально ориентированного правового государства в условиях

Kristina Kulikova - postgraduate student, teacher of the Constitutional and Municipal Law Department at the Belgorod State National Research University, 85, Pobeda Street, Belgorod, 308015, e-mail: kristina8813@rambler.ru, tel. +7(4722)301211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.