Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Николай Антонов
Храм Божий и церковные службы
Опубликовано: Христианское чтение. 1992. № 7. С. 103-134
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Н. Р. АНТОНОВ
ХРАМ БОЖИЙ И ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ*.
ПОРЯДОК И ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Понятие о Литургии и происхождение ее. Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом, в четверг вечером, накануне крестных Страданий. Умывши ноги своим ученикам для показания им примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «пиите от нея вси: сия бо есть Кровь моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26—28). Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24). Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине. В первое время образ и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.
Литургия всегда совершалась и будет совершаться до окончания века в Церкви Христовой, ибо через Святое Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение (по-гречески койнониа) или причастие, т. е. общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, с друг другом. О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне
* Продолжение. Начало в «Вестнике ЛДА» № 1—3 и в журнале «Христианское чтение» № 1—6 за 1991 г.
пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54—56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело если мнози: вси бо от единаго тела причащаеся» (I Кор. X, 16, 17).
Название и общее содержание Литургии. Литургия носит различные названия. Первое название — Литургия — греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, за грехи всех людей живых и умерших1. Так как Таинство Святого Причащения есть вместе с тем и благодарственная, хвалебная Богу жертва, а слово благодарить,
по-гречески обозначается словом «еи/а^ндтетт^ — эвхаристин, то Литургия называется еще Евхаристией. У нас Литургию называют обедней, вследствие совершения ее в полуденное, обеденное время и особенно вследствие того, что тело и кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Причащения, называются трапезой и вечерей Господней (1 Кор. X, 21, XI, 20). В Апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» (Деян. III, 46) и «Пасхой» (1 Кор. V, 7—8). На Литургии напоминается верующим о жизни и учении Иисуса Христа, начиная от рождения и до вознесения Его на небо, и о принесенных Им на землю спасительных благах.
Разделение Литургии. Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются. Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения, называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургией верных».
Первая часть Литургии Проскомидия или «принесение». Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», т. е. «приношением».
Веществом для Таинства Причащения служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасным, а не пресным потому, что Сам Гос-
подь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и еще потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоанна XII, 24). По внешнему виду хлеб (просфора) состоит 1) из двух частей, соединенных вместе, в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого, 2) с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления, и 3) с надписью на сторонах креста:
1с. | Хр.
Иисус Христос Победитель
Ни. Ка.
Вино должно быть виноградным и красным, т. к. Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водой, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободен-ного ребра Его истекла кровь и вода.
Для Проскомидии употребляется пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «един хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от еди-наго хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).
Общий очерк Проскомидии. После облачения2 во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику... Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем, с произнесением пророческих слов пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся... И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся. Род же его кто исповесть», священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры. Так выделяется кубическая часть просфоры и называется
Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник 1) с произнесением слов: «яко вземлется от земли живот его» (Исаии 53, 8), полагает на дискос, 2) с произнесением слов: «жрется (т. е. приносится в жертву) Агнец Божий за мирской живот и спасение» — надрезывает с противоположной стороны печати, крестообразно и 3) прободает копием, произнося при этом слова: «един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода». (Иоанна 19, 34). В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.
Из второй просфоры вынимается частица в честь и память Пре-благословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца. Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагаются по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых: за Святей-шаго Патриарха, Епархиального Архиерея, 1) за епископов, пресвитеров, диаконов и за весь священнический чин, 2) и «»служащую братию. После этого священник вынимает частицы за мирян, произнося: «помяли Господи». Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца. Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.
По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св. потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом»3, священник покрывает им дискос и Св. потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву. Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «прене-бесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить не-
осужденными в священнодействии Божественных Тайн. В заключение бывает краткий отпуст.
Схема Проскомидии. Из представленного выше образа совершения Проскомидии видно, что порядок ее ясно распадается на следующие моменты:
1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор.
4. Поставление звездицы над дискосом.
5. Покрытие Св. дискоса и потира покровами.
6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров и отпуст.
Символическое и нравоучительное значение составных частей
Проскомидии. При совершении Проскомидии священные предметы и составные ее действия имеют следующее символическое значение. Просфора — обозначает Пресвятую Деву Марию. Положение просфоры на определенном месте еще ранее поставления ее на жертвеннике — обозначает введение Божией Матери в храм Господень и пребывание ее здесь. — Перенос просфоры на жертвенник— обозначает путешествие Св. Девы и Иосифа в Вифлеем.— Изъятие из просфоры Св. Агнца — обозначает рождение Иисуса Христа от Св. Девы Марии. — Жертвенник в этот момент обозначает пещеру (или вертеп), где Христос родился, а дискос — ясли, куда Он был положен. Покровы — обозначают пелены, которыми был повит Иисус Христос (Лук. II, гл. 7); звездицу — звезду, явившуюся волхвам; кадильница и ладан — суть образы даров, принесенных Христу волхвами. — Но поелику Христос родился для того, чтобы пострадать за грехи людей и это страдание от вечности уже было предрешено Богом Отцем, следовательно, в момент вочеловечения или рождения Христа уже предуготовлялся Ему и крест, то Св. Церковь вместе с воспоминанием о рождении Спасителя соединяет воспоминание о Его страдании, смерти и погребении. По этому-то, воспоминая рождение Спасителя от Девы изъятием Агнца из просфоры, священник прободает Агнец копием, причем читаются слава пророка Исайи, пророчески указывавшие
на страдания Спасителя («Яко овча... и т. д.). В силу такого воспоминания жертвенник — обозначает Голгофу, дискос — гроб, а покровы — погребальные пелены Иисуса Христа. Хлеб для Проскомидии должен быть квасный, как бы в некотором смысле «одушевленный посредством закваски», «истинно совершенный». Соединение всех частиц вокруг Св. Агнца на дискосе обозначает всю Церковь Божию, озаглавленную Господом Иисусом Христом. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого изливается в Таинстве Св. Причащения.
Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных. Вслед за совершением Проскомидии Св. Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя — составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии — Литургия оглашенных. Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные («наставляемые»), т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения и кающиеся, а также отлученные от Св. Причастия4.
Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запом«ить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими: 1) вслух читаемыми и поемыми молитвами; 2) наблюдаемыми действиями и священными процессиями и 3) тайными, недоступными для внешнего наблюдения молитвами священника. И там и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божиих к людям и о главнейшем из них — явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же, на Литургии оглашенных верующие приглашаются особенно усердно помолиться за Государя, за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство. Обративши еще раз внимание на присутствие в составе Литургии «тайных»
молитв священника и на необходимость принимать их во внимание при ознакомлении с содержанием Литургии, перейдем к последовательному раскрытию содержания Литургии.
Общее содержание Литургии оглашенных. Совершивши Проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Св. Духа; чтобы Св. Дух «сошел и вселился в него», и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему.
1. Возгласы священника и диакона. Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови, владыко». Это значит: «благослови, владыко, начать службу и собравшимся в храме людям участвовать в молитвенном прославлении Бога». В ответ на возглас диакона, священник, творя над Престолом Евангелием образ креста, возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Свя-таго Духа, ныне и присно и во веки веков». Вот первое проявление хвалы Господу, выливающееся из уст священника.
2. Великая эктения. Затем диакон произносит великую эктению, в которой подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которых мы молимся и перечисляются наши прошения к Господу. Не безучастным к общей молитве остается и священник в алтаре. Он тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем людей, и исполнил бы их щедрот своих и богатой милости. Оканчивается эта молитва возгласом: «яко подобает Тебе всякая слава»...
3—5. Изобразительные и праздничные антифоны. Чтобы усилить благоговейное упование на Господа, сообщаемое молящимся великой эктенией, Св. Церковь пользуется 102 и 145 псалмами пророка Давида, в которых художественными, поэтическими чертами изображены благодеяния Господа народу еврейскому. Устами и словами Св. Пророка Давида Церковь приглашает сердце христианина благословить Господа («благослови, душе моя, Господа»...), очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие и полезные наши желания, избавляющего от нетления живот (жизнь) наш, указавшего путь сынам еврейским в момент выхода их из Египта. В этих псалмах Гос-
подь называется «щедрым, милостивым, долготерпеливым и многомилостивым» ... «хранящим истину в веке, творящим суд оби-димым, дающим пищу алчущим, любящим праведников, приемлющим сирот и вдов, и погубляющим путь грешных». Так как эти два псалма изображают благодеяния Божии роду человеческому, то потому (отчасти) они и называются «изобразительными», а так как они поются попеременно на двух клиросах, то называются еще и антифонами. В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые «новозаветные стихи», в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющия Ти: Аллилуиа (хвалите Бога)». В праздники Богородичные поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуиа».
6. Гимн: «Единородный Сыне». Какая бы ни была Литургия, т. е. с пением «изобразительных антифонов» или «праздничных», к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Иоанна III, 16), воплотившего от Пресвятой Богородицы и Своею Смертию победившего смерть. Это известная молитва:
Единородный Сыне и Слове Бо- Единородный Сын и Слово Бога!
жий, безсмертен сый, / и изволивый Ты, будучи бессмертен, и изволив-
спасения нашего ради/воплотитися ший для нашего спасения воплотить-
от Святыя Богородицы и Присно- ся от Святой Богородицы и Присно-
7. Малая эктения. Изобразительные псалмы и антифоны разделяются между собой малой эктенией; малая эктения произносится также и после молитвы «Единородный Сыне». Священник
девы Марии, / непреложно5 вочелове-чивыйся, / распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, / Един сый Святыя Троицы, спрослав-ляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
девы Марии, сделавшийся настоящим человеком, не переставая быть Богом, — Ты, Христе Боже, будучи распят и Своею Смертию поправший (сокрушивший) смерть (т. е. диаво-ла),—Ты, как одно из Лиц Святой Троицы, Прославляемый наравне со Отцом и Св. Духом —спаси нас.
же в течение обеих малых эктений читает молитвы об исполнении Господом полезных прошений присутствующих в храме.
Чрез пение изобразительных псалмов и в особенности торжественно величественного гимна: «Единородный Сыне» ... религиозное чувство молящихся достигает еще большей степени воодушевления, еще больше обращается к созерцанию Божественной Премудрости и Всемогущества...
8. Евангельские «Блаженства и тропари блаженны». Но истинно-христианская жизнь состоит не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в добрых делах и поступках (Матф. VIII, 21). Посему Св. Церковь предлагает вниманию молящихся Евангельские блаженства. Здесь рисуется и практический идеал истинного христианина; указывается на то, что христианин, испрашивая милостей у Бога, сам должен быть «смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа». Вслед за пением Евангельских блаженств полагается петь особые тропари, называемые «тропарями блаженными» в различном количестве, судя по празднику, и вместе с Евангельскими стихами именуемые третьим антифоном на Литургии.
9. Малый вход с Евангелием.
Во время чтения или пения Евангельских блаженств царские врата отворяются, священник берет с св. Престола Евангелие, вручает его диакону и выходит вместе с диаконом из алтаря. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется «малым входом» и означает собою явление Спасителя на проповедь. В настоящее время этот выход имеет лишь символическое значение, но в первые времена христианства он был необходим. В первенствующей церкви Евангелие хранилось не в алтаре на престоле, как теперь, а около алтаря в боковом помещении, которое называлось или едиаконицей», или «сосудохранительницей». Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители переносили его торжественно в алтарь.
При приближении к северным дверям диакон словами: «Господу помолимся»6 приглашает всех помолиться Господу, грядущему к нам. Священник тайно читает молитву, с прошением, чтобы Господь их вход сделал — входом Святых, благоволил бы послать для достойного служения Ему Ангелов, и таким образом устроил бы и здесь как бы небесное служение. Вот почему далее, благословляя вход, священник говорит: «Благословен вход Святых Твоих», а диакон, подняв Евангелие, возглашает: «Премудрость, прости».
10. Пение «Приидите поклонимся». Верующие же, взирая на Евангелие, как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, восклицают: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, (или молитвами Богородицы, или во Святых дивен сый), поющия Ти: аллилуиа».
11. Пение тропаря и кондака. К пению: «Приидите поклонимся»... присоединяется еще пение дневного тропаря и кондака для изображения воспоминаний на этот день и тех святых, которые, исполняя заповеди Христа, сами получают блаженство на небеси и служат примером для других.
Войдя в алтарь, священник в тайной молитве просит «Отца Небесного, воспеваемого Херувимами и Серафимами», принять от нас, смиренных и недостойных трисвятую песнь, простить «грехи вольные и невольные, освятить нас и дать силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни». Окончание этой молитвы: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и святому Духу, ныне и присно», священник произносит громко.
12. Возгласы диакона «Господи спаси благочестивыя». Диакон же, стоя перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Потом, став посреди Царских врат лицом к народу, возглашает «и во веки веков», т. е. оканчивает возглас священника и при этом орарем показывает на людей.
13. «Трисвятое». Верующие после этого поют «Трисвятую песнь» — «Святый Боже»7. Молитва «Святый Боже» должна теперь возбуждать чувства раскаяния в своих грехах и обращение к Богу за помилованием. Невольно в это время должны припомниться слова пр. Исайи, который видел Престол Божий, окружен-
ный Ангелами, впервые воспевшими «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», и воскликнул под впечатлением видения: — «Горе мне... я человек с нечистыми устами... и живу среди людей с нечистыми устами». (Ис. VI. 3—5). По окончании «Трисвятой песни» бывает чтение апостола.
14. Прокимен8. Чтению Апостола предшествуют возгласы: «Вонмем», «мир всем», «премудрость», «прокимен», который прочитывается псаломщиком и поется 2,5 раза певчими.
Во время чтения Апостола, диаконом совершается каждение, означающее благодать Святого Духа, с которою Апостолы пропо-ведывали и которую сообщали всем, слушающим их проповедь; священник же сидит на священническом сидении горняго места, как равный апостолам по благодати учительства.
15 и 16. Чтение Апостола и Евангелия. По прочтении Апостола поется «Аллилуиа» (трижды) и читается Евангелие. Перед Евангелием и после него поется «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе», в знак благодарения Господу, даровавшему .нам Евангельское учение. Как послания Апостолов, так и Евангелие читаются для разъяснения христианской веры и нравственности.
17. Сугубая эктения. После Евангелия следует: сугубая эктения.
18. Эктения об умерших. Тройная эктения за умерших, эктения об оглашенных, и наконец, эктения с повелением оглашенным оставить храм.
19. Эктения об оглашенных. В эктениях об оглашенных диакон молится от лица всех людей, чтобы Господь просветил оглашенных словом Евангельской истины, удостоил их Св. Крещения и присоединил их в Св. Церкви. Одновременно с диаконом и священник читает молитву, в которой просит, чтобы Господь «на высоких жи-вый» и обращающий внимание на смиренных, призрел бы и на рабов Своих оглашенных, сподобил бы их «бани пакибытия», т. е. Св. Крещения, одежды нетления и соединил бы Святой Церкви. Затем, как бы продолжая мысли этой молитвы, священник говорит возглас:
Да и тии с нами славят пречестное Чтобы и те (т. е. оглашенные) вместе и великолепное имя Твое Отца и с нами прославляли, Господи, Твое Сына, и Святаго Духа, ныне и прис- Пречестное и Величественное имя — но и во веки веков. Отца и Сына и Св. Духа, ныне и
присно и во веки веков.
8 - Зак. 412 Н3
Несомненно, что моления за оглашенных касаются и крестившихся, потому что мы, крестившиеся, очень часто грешим без раскаяния, недостаточно ясно знаем свою веру православную и присутствуем в храме без должного благоговения. В настоящее время также могут быть и подлинно оглашенные, т. е. готовящиеся ко Св. Крещению из инородцев, магометан и евреев, в пределах России, а также Японии и Китае и др. государствах, где довольно успешно, при помощи Божией, подвизаются православные миссионеры. Мы обязаны молиться и за них, так как они нуждаются в Божьем милосердии.
20. Эктения о выходе оглашенных. По окончании молитвы за оглашенных диакон произносит эктению: «елицы оглашении, изы-дите; оглашенные, изыдите; елицы оглашении, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм.
Схема или порядок Литургии оглашенных. Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:
1. Начинательные возгласы диакона и священника.
2. Великая эктения.
3. Пс. 1-й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (103) или первый антифон.
4. Малая эктения.
5. Второй изобразительный псалом (145) —«Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон.
6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
7. Малая эктения.
8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон).
9. Малый вход с Евангелием.
10. Пение «Приидите, поклонимся».
11. Пение тропаря и кондака.
12. Возглас диакона: «Господи, спаси благочестивыя».
13. Пение «Трисвятого».
14. Пение «прокимна».
15. Чтение Апостола.
16. Чтение Евангелия.
17. Сугубая эктения.
18. Эктения за усопших.
19. Эктения об оглашенных.
20. Эктения с повелением оглашенным оставить храм.
Символическое и нравоучительное значение составных частей
Литургии оглашенных. Произносимые тайно священником слова пред начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. — Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа»... выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. — Мирная эктения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. — Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в Ветхом Завете и в том числе — ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, но предчувствуемое праотцами и пророками.— Праздничные антифоны и гимн: «Единородный Сыне» — напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. — Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно христианской жизни. — Малый вход обозначает выход Спасителя на проповедь и шествование Его по городам и селениям Палестины для возвещения Царства Божия и Правды Его. Предносимый Евангелию светильник обозначает Иоанна Предтечу, который предшествовал Иисусу Христу и был, по словам Спасителя, «Светильник светящий и горящий» (Иоан. VI. 35). — Открытие Царских врат знаменует то, что «Святое Святых», т. е. Царство Небесное открыто людям учением и крестными страданиями Иисуса Христа, оживляя, в частности, слова Спасителя, сказанные им в начале земного служения: «Истинно говорю вам: Отньгне бу-
8*
115
дете видеть небо отверстым ...» (Иоан. 1, 51). — Пением «Прии-дите поклонимся» молящиеся приглашаются поклониться грядущему Господу. — В тропаре изображаются лица, получившие блаженство за исполнение заповедей Божиих, а также празднуемое событие. — Пением «Трисвятой песни» молящиеся располагаются к покаянию и к сознанию своей греховности, необходимым для нравственного роста христианина. — Чтение Апостола и Евангелия подробно излагает жизнь и учение Иисуса Христа о Боге и об отношениях к Богу и ближним, без знания чего невозможно получить спасение. Каждение между чтением Апостола и Евангелия обозначает духовное благоухание, распространившееся на земле после проповеди Христа и Апостолов. — Прокимен изображает содержание и силу следуемого за ним чтения. — Произносимый пред чтением Апостола и Евангелия возглас «мир всем» имеет особенное значение. Выражая мысль, что «Христос устранил вражду плотию своею и сотворил оббя во едино, небесная и земная» (Ефес. II, 14) этот возглас соответствует словам 3 прошения великой метении («О мире всего мира и соединении всех»). В сугубой эктении, как и в великой, перечисляются наши просьбы к Господу. — В молитве за Государя... В эктении и молитвах за оглашенных Св. Церковь приглашает уже верующих в Иисуса Христа помолиться за некрещеных, и напоминает также, что и крещеные своими пороками могут потерять благодать спасения. Три краткие эктении после сугубой эктении до Херувимской песни вместе с молитвами символизируют трехлетнее учение И. Христа на земле.
Общее содержание Литургии верных. Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее в древности могли присутствовать только верные, т. е. лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во-первых, таинственно-благодатное, силою Св. Духа Преложение или Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и, во-вторых, приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводящее в единение со Спасите-
лем, согласно Его словам: «ядый Мою плоть и пияй кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанна VI, 56). Постепенно и последовательно в ряде знаменательных действий и глубоко содержательных молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов.
Схема или порядок Литургии верных. Литургия верных состоит из следующих частей:
1. Сокращенная великая эктения.
2. Пение 1-й части «Херувимской песни» и чтение священником «молитвы великого входа».
3. Великий вход и перенос Св. Даров.
4. Пение 2-й части «Херувимской песни» и поставление Св. Сосудов на Престол.
5. 1-я просительная эктения (о «предложенных, чести. Дарех»): приготовление молящихся к освящению Даров.
6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
7. Пение Символа веры. («Двери, двери премудр, вонмем»),
8. Новое приглашение молящихся к достойному стоянию. («Станем добре»)...
9. Евхаристическая молитва. (Три части).
10. Освящение Св. Даров (во время пения: «Тебе поем»)...
11. Прославление Божией Матери («Достойно есть»)...
12. Поминовение живых и умерших, (и «всех, и вся»)...
13. Внушение священником мира, любви и единомыслия.
14. 2-я просительная эктения (об освященных честн. Дарех): приготовление молящихся к причащению.
15. Пение «молитвы Господней».
16. Возношение Св. Даров («Святая Святым»).
17. Причащение священнослужителей и «причастный» стих.
18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
19. Возглас «Спаси, Боже, люди твоя» и «Видехом Свет Истины».
20. Последнее явление Св. Даров и «Да исполнится уста наши».
21. Благодарственная эктения за Причащение.
22. Заамвонная молитва.
23. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.
24. Последнее благословение священника.
1. Сокращен. Великая эктения. Когда оканчивается Литургия оглашенных и непросвещенные, еще не крестившиеся оставляют храм (как то было в древности), диакон произносит сокращенную великую эктению. Священник же тайно читает молитву, с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы, получивши преуспеяние доброй жизни и духовное разумение, — достойно, без вины и осуждения предстоять пред Престолом, и чтобы неосужденно причаститься Св. Тайн для получения Царства Небесного. Оканчивая свою молитву, священник громко произносит:
Яко да под державою Твоею всегда Чтобы, всегда сохраняемые Твоим, храними, Тебе славу возсылаем, Господи, руководством (силою), мы Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне воссылали Тебе славу Отцу и Сыну и присно и во веки веков. и Св. Духу во всякое время, — ныне
Этим возгласом священник выражает, что только под руководством, под управлением Державного Господа мы можем сохранить свое духовное существо от зла и греха. Затем открываются Царские врата, чтобы через них пронести приготовленное вещество для Св. Евхаристии с жертвенника на Престол. Перенос приготовленного для совершения Таинства вещества с жертвенника на Престол называется «Великим входом» в отличие от «Малого входа»9.
2. Херувимская песнь. Глубокое таинственное значение великого входа, все те думы и чувства, которые он должен возбуждать в сердцах молящихся, изображаются следующею молитвою, называемою «Херувимской песнью».
Иже херувимы тайно образующе, и Мы, таинственно изображающие хе-животворящей Троице трисвятую рувимов и воспевающие животворя-песнь припевающе, всякое ныне жи- щей Троице трисвятую песнь, теперь
Хотя Херувимская песнь обыкновенно при исполнении разделяется Великим входом на две части, на самом же деле она представляет одну стройную, связную молитву, настолько цель-
и присно, и во веки веков.
тейское отложим попечение10. Яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима12 чинми. Алли-луиа, аллилуиа, аллилуиа.
отложим все житейские заботы, чтобы поднять11 Царя всех, Которого невидимо и торжественно сопровождают ангельские чины с пением «аллилуиа».
ную, что на всем ее протяжении нельзя поставить ни одной точки. Св. Церковь этой песнью делает как бы такое воззвание: «Мы, которые в момент перенесения Св. Даров таинственно напоминаем херувимов и вместе с ними поем «Трисвятую песнь» Св. Троице, в эти минуты оставим все земные заботы, всякое житейское, греховное попечение, — обновимся, очистимся душою, чтобы нам поднять Царя славы, Которого в настоящие минуты поднимают невидимо Ангельские воинства (подобно тому, как в древности воины поднимали на щитах своего царя) и песнословят», а затем и благоговейно принять, причаститься».
Во время пения певцами первой части Херувимской песни священник тайно читает молитву, в которой просит Господа сподобить его достойно совершить Св. Евхаристию. В этой молитве высказывается мысль, что Иисус Христос есть одновременно и приносимое Существо, как Св. Агнец, и приносящий Совершитель жертвы, как Небесный Первосвященник. Прочитав затем трижды с простертыми крестообразно руками (в знак усиленного моления), и молитву: «Иже херувимы», священник вместе с диаконом переходит к жертвеннику.
3. Великий вход (перенесение приготовленных Даров). Здесь, покадив Св. Дары, священник полагает на левое плечо диакона «воздух», покрывавший дискос и потир, а на главу — дискос; сам же берет Св. Чашу, и оба вместе выходят северными дверями, в преднесении подсвечника. Остановясь на солее лицом к народу, они молитвенно поминают Св. Патриарха, местного Архиерея и всех православных христиан, — «да помянет их Господь во Царствии Своем». Затем священник с диаконом возвращаются в алтарь через Царские врата.
4. 2-я часть Херувимской песни. Певчие начинают петь вторую часть Херувимской песни: «Яко да Царя». Войдя в алтарь, священник поставляет Св. чашу и дискос на Престол, снимая покровцы с дискоса и чаши, но, покрывая их одним «воздухом», который предварительно кадится фимиамом. Затем Царские врата затворяются и завеса задергивается. Во время Великого входа христиане стоят с преклоненными главами, выражая уважение к переносимым Дарам и просьбу, чтобы и их помянул Господь во Царствии
Своем. Постановление дискоса и Св. чаши на Престол и покро-вение их воздухом обозначает перенесение тела Иисуса Христа для погребения, поэтому и читаются при этом те молитвы, которые поются при выносе плащаницы в Великую пятницу («Благообразный Иосиф» и др.).
5. 1-я просительная эктения (приготовление молящихся к освящению Даров). После перенесения Св. Даров начинается приготовление священнослужителей к достойному освящению Св. Даров силою Св. Духа, а верующих к достойному присутствованию при этом освящении. Сначала читается просительная эктения, в которой, кроме обычных молений, прибавляется прошение:
О предложенных Честных Дарех, Господу помолимся.
О поставленных на Престоле и предложенных Честных Дарах, Господу помолимся.
Во время 1-й просительной эктении священник тайно читает молитву, в которой просит Господа удостоить его принести Св. Дары, жертву духовную за наши грехи неведения, и «вселить Духа благодати в нас и в предлежащий Дары сии». Оканчивается молитва возгласом:
Щедротами Единородного Сына Тво- По милости Твоего Единородного его, с ним же благословен еси, со Сына, с Которым Ты прославляешь-пресвятым, благим и животворящим ся с пресвятым, благим, подающим Твоим Духом, ныне и присно и во жизнь Св. Духом, во все вреиена. веки веков.
Словами этого возгласа Св. Церковь выражает ту мысль, что надеяться на получение благодати Св. Духа для освящения священнослужителей, молящихся и представленных честных Даров можно в силу «щедрот», т. е. милосердия Господа нашего Иисуса Христа.
6. Внушение диаконом мира и любви. После просительной эктении и возгласа, священник указывает на необходимое условие для получения благодати словами: «мир всем»; присутствующие отвечают «и духови твоему», а диакон продолжает: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»... Значит, необходимые условия для приобщения к Телу и Крови И. Христа и для получения Св. Духа это: мир и любовь друг к другу. Затем певчие поют: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и
Нераздельную». Эти слова являются продолжением возгласа диакона и тесно связаны с ним. После слов «Единомыслием испове-мы» невольно является вопрос, кого же мы будем единодушно исповедывать. Ответ: «Троицу Единосущную и Нераздельную». Внешним доказательством взаимной любви верующих в древней христианской Церкви был обычай при этих словах лобызаться друг с другом. Мужчины лобызались с мужчинами, женщины с женщинами. Ныне этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями, если они совершают Литургию соборне; пред этим они трижды поклоняются пред крестом и целуют Дискос, Потир и Престол.
7. Символ веры. Перед следующим затем моментом — исповеданием Символа веры диакон возглашает: «Двери, двери, премудростью вонмем». Возглас «двери, двери» в христианской Церкви относился к преддверникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверьми, дабы в это время не вошел кто-нибудь из оглашенных или кающихся, или вообще из лиц, не имевших права присутствовать при совершении Таинства Причащения. А слова «премудростию вонмем» относились к стоящим в храме, чтобы они заградили бы двери своей души от житейских греховных мыслей. Символ веры поется, чтобы засвидетельствовать перед Богом и Церковью, что все стоящие в храме суть верные, имеющие право присутствовать на Литургии и приступить к Причащению Св. Тайн. Во время пения Символа Веры открывается завеса Царских врат в знак того, что только под условием веры может быть для нас открыт Престол благодати, откуда мы приемлем Святые Таинства. Во время пения «Символа веры» священник берет покровец «воздух», и колеблет им воздух над Святыми Дарами, т. е. опускает и подымает покровец над ними. Это веяние воздуха означает приосенение Св. Даров силою и благодатию Св. Духа. Затем Церковь приводит молящихся к молитвенному созерцанию самого Таинства. Начинается главнейший момент Литургии — освящение Св. Даров.
8. Новое приглашение диаконом к достойному стоянию. Еще раз убеждая верующих стоять в храме с полным благоговением, диакон говорит: «станем добре, станем со страхом, вонмем, свя-
тое возношение в мире приносити», т. е. будем стоять хорошо, чинно, с благоговением и вниманием, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение. Верующие отвечают: «милость мира, жертву хваления», т. е. мы будем приносить то святое возношение, ту бескровную жертву, которая со стороны Господа есть милость, есть дар Его милосердия, данный нам, людям, в знак примирения Господа с нами, а со стороны нас (людей) есть хвалебная жертва Господу Богу за все Его благодеяния13.
Выслушав готовность верующих обратиться к Господу, свя-щеннник благословляет их именем Пресвятой Троицы: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (по-гречески — кинониа, т. е. общение) Святого Духа буди со всеми вами». Певчие, выражая священнику те же чувства, отвечают: «и со духом твоим». Священник продолжает:
Горе имеим сердца. Устремим наши сердца наверх, на
небо, к Господу.
Певчие от лица молящихся отвечают: имамы ко Господу», т. е. мы действительно вознесли сердца ко Господу и приготовились к Великому Таинству.
Приготовив себя и верующих к достойному предстоянию при совершении Св. Таинства, священник приступает к самому совершению его. По примеру Иисуса Христа, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечери, священник приглашает всех верующих к благодарению Господа возгласом: «благодарим Господа» (по-гречески—евхаристисомен).
Певчие начинают петь «достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной»14.
9. Евхаристическая молитва. В это время священник тайно читает благодарственную (евхаристическую) молитву, которая представляет одно неразрывное целое вплоть до пения хвалебной молитвы в честь Божией Матери («Достойно есть, яко воистину») и делится на три части. В первой части Евхаристической молитвы воспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям от сотворения их, например, а) сотворение мира и людей, и б) восстановление их через Иисуса Христа и другие благодеяния, «их же
вемы и их же не вемы, явленная (видимые) и неявленная». Как особенное благодеяние указывается служба Литургии вообще и совершающаяся служба в частности, которую Господь соблаговолил принимать, несмотря на то, что в эту минуту Ему на небесах предстоят архангелы и тьмы ангелов, поющих, и вопиющих, взывающих и глаголющих победную песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея». Таким образом, тот возглас священника («победную песнь поюще, вопиюще, взываю-ще и глаголюще»), который слышится перед пением «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф»... непосредственно примыкает к первой части Евхаристической молитвы. Последние слова молитвы, предшествующие возгласу священника, читаются так:
Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоять Тебе тысящи Архангелов, и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрылатии, много-очитии, возвышающийся пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних15.
Благодарим Тебя и за службу сию, которую Ты сподобил принять из рук наших, хотя Тебе предстоят тысячи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрыла-тые и многоочитые, превысшие, окрыленные, победную песнь поя, возглашая, взывая, и говоря: «Свят Господь Саваоф (Бог воинств), полны небо и земля славы Твоея»15, «Осанна в вышних! благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних».
В то время, как на клиросе поют «Свят. Свят...», священник приступает к чтению второй части Евхаристической молитвы, в которой после восхваления всех лиц Святыя Троицы, и отдельно Сына Божия — Искупителя, вспоминается, как Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения. Установление Таинства Причащения в Евхаристической молитве передано следующими словами: «Иже (т. е. Иисус Христос) пришед, и все еже о нас смотрение (попечение) исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб, во святыя Своя и пречистыя и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде Своим Учеником и Апостолом, рек: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»; подобие и чашу по вечери, глаголя: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». «Поминающе убо сию
спасительную заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, — Твоя от Твоих Тебе прино-сяще16, о всех и за вся Тебе, поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш»...
10. Освящение или Пресуществление Св. Даров. В то время, как последние слова Евхаристической молитвы (Тебе поем...) поются певчими на клиросе, священник читает третью часть этой молитвы: «Еще приносим Ти словесную17 сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем18, низпосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащия Дары сия». Затем священник произносит трижды молитву к Пресвятому Духу (Господи, иже Пресвятаго Духа и далее слова: «И сотвори убо хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего». «Аминь». «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». «Аминь». «Преложив Духом Твоим Святым19. Аминь, Аминь, Аминь».
Вот главнейший и святейший момент Литургии. В это время хлеб и вино прелагаются в истинное тело и истинную Кровь Спасителя. Священнослужители и все присутствующие в храме в благоговейном почтении творят перед Святыми Дарами земной поклон.
Евхаристия есть благодарственная жертва Богу за живых и умерших, и священник после освящения Св. Даров поминает тех, за кого принесена эта жертва, и прежде всего святых, потому что в лице святых и через святых Св. Церковь осуществляет заветное свое желание — Царство Небесное.
11. Прославление Божией Матери. Но из сонма или ряда (изрядно) всех святых — выделяется Матерь Божия; а потому и слышится возглас: «Изрядно о Преевятей, Пречистей, Преблагосло-венней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Верующие на это отвечают хвалебной песнью в Честь Божией Матери: «Достойно есть... блажити Тя Богородицу»20...
12. Поминовение живых и умерших, («и всех и вся»). Священнослужитель продолжает тайно молиться: 1) за всех усопших и 2) за живых — епископов, пресвитеров, диаконов и за всех православных христиан «в чистоте и честней жительстве пребывающих», за установленные власти и воинство, за Св. Патриарха и местного
Архиерея, на что верующие отвечают: «И всех и вся», т. е. помяни, Господи, всех верующих и мужчин, и женщин. Затем священник молится за град наш и живущих в нем.
13. Вспомянувши Церковь Небесную, единодушно прославившую Бога, он внушает единодушие и мир также и земной Церкви, возглашая: «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестнбе и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков».
14. Затем, после благословения верующих, словами: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», начинается приготовление верующих к Причащению: читается вторая просительная эктения, к которой прибавляются прошения:
О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся... Яко да человеколюбец Бог наш, прием я (их) во святый, и прене-бесный и мысленный свой жертвенник, в воню, благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
Во время второй просительной эктении священник в тайной молитве просит Господа удостоить нас причаститься Св. Тайн, этой священной и духовной трапезы для оставления согрешений и в наследие Царства Небесного.
15. Молитва Господня. За эктенией, после возгласа священника: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати», следует пение молитвы Господней. В это время диакон, стоя перед Царскими вратами, опоясывается крестообразно орарем для того, чтобы ^беспрепятственно, не опасаясь ниспадения ораря, служить священнику во время Причащения и 2) чтобы выразить свое благоговение перед Св. Дарами подражанием Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица овои крыльями (Исайи 6, 2—3).
16. Возношение Св. Даров. Затем священник вновь преподает мир верующим и, когда они, по зову диакона, преклоняют свои
Помолимся, чтобы Человеколюбивый Бог наш, приняв их (Св. Дары) в святой небесный, духовно-представляемый Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему от нас жертву, подал нам Божественную благодать и дар Св. Духа.
главы, тайно молит Господа освятить их и сподобить их неосуж-денно причаститься Св. Тайн. После сего священник, подняв с благоговением над дискосом Св. Агнец, возглашает: «Святая Святым». Смысл тот, что Св. Дары могут быть преподаны только святым. Верующие, сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, со смирением отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу (к славе) Бога Отца21. Аминь».
17. Причащение священнослужителей и «причастный» стих. Затем совершается Причащение священнослужителей для духовного назидания верующих поются молитвы, называемые «причастными стихами», (сверх того, иногда произносятся проповеди, или поются другие молитвы и псалмы, написанные в концертной музыкальной форме»).
18. По Причащении священнослужителей открываются Царские врата для Причащения мирян. Открытие Царских врат знаменует открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров — явление Иисуса Христа после воскресения. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите», и пения стиха «Благословен, грядый во имя Господне», «Бог Господь и явися нам» священник приобщает мирян Тела и Крови Спасителя посредством лжицы. Во время причащения поется известный стих: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите».
19. После причащения священник полагает вынутые частицы (из просфор) в Св. Потир, напояет их Св. Кровию, что означает очищение их страданиями Иисуса Христа от грехов, а затем благословляет всех, говоря: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние22 Твое». Певчие за народ отвечают:
Видехом свет истинный, прияхом Мы, видевши истинный свет и при-
20. Во время сего священник тайно читает стих «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», указывающий на то, что перенесение Св. Даров на жертвенник знаменует Вознесение Господне. Диакон переносит на главе Дискос на жертвенник, священник же, произнося тайно: «Благословен Бог наш», благослов-
Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельной Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть.
нявши Духа небесного, обрели истин-нуню веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас.
ляет Св. Чашей молящихся и произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Видя Спасителя возносящимся, Апостолы поклонились Ему и восхвалили Господа. То же делают и христиане, воспевая во время перенесения Даров следующую песнь:
21. При перенесении Св. Даров на жертвенник диакон кадит, обозначая фимиамом светлое облако, которое скрыло возносившегося Христа от взора учеников (Деян. 1. 9). Те же благодарственные мысли и чувства возглашаются и в последующей эктении, читающейся так: «Прости, приимше, (т. е. прямыми, — с благоговением принявши) Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа», «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию». Последнее прошение эктении: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Священник во время этой эктении свертывает Антиминс и, изобразивши Св. Евангелием крест над Антиминсом, говорит: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Перенесением Св. Даров на жертвенник и эктенией оканчивается Божественная Литургия. Тогда священник, обращаясь к верующим, говорит: «С миром изыдем», т. е. мирно, в мире со всеми выйдем из храма. Верующие отвечают: «О имени Господни, (т. е. памятуя об имени Господа) «Господи помилуй».
22. Священник после этого выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоит народ, читает молитву, называемую «Загм-вонною». В заамвонной молитве священник еще раз просит Соз-
Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причас-титися Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам: Соблюди нас во Твоей Святыни, весь день поучатися правде Твоей, Аллилуиа (3 раза).
Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных, бессмертных и подающих жизнь Тайн. Сохрани нас достойными Твоей святыни (помоги нам сохранить святость, полученную в Причащении), чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности (жить праведно, по Твоим заповедям), аллилуиа.
дателя спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, даровать мир миру, церквам, священникам, властем, воинству и всем людям. Заам-вонная молитва по своему содержанию представляет сокращение всех эктений, которые читались верующими во время Божественной Литургии.
23. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией словами :«Буди имя Господне благословенно отныне и до века», а также читается благодарственный псалом (33 псалом): «Благословлю Господа на всякое время», (при этом иногда раздается присутствующим «антидор» или остатки просфоры, из которой был вынут Агнец, для того, чтобы и не приступавшие к Причащению вкусили бы от крупиц, оставшихся от Таинственной трапезы).
24. После 33 псалма священник последний раз благословляет народ, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Наконец, обратясь лицом к народу, священник делает отпуст, в котором просит Господа, чтобы Он, как благой и человеколюбивый, по ходатайству Пречистой Своей Матери и всех Святых, спас и помиловал нас. Хор поет «многолетие» («Благочестивейшего, Самодержавнейшего»...). Молящиеся прикладываются ко Кресту.
Символическое и нравоучительное значение составных частей Литургии верных. Сокращенная великая эктения читается в знак того, что начинается новая часть Литургии. — В первой части Херувимской песни молящиеся побуждаются оставить все житейское попечение, чтобы достойно встретить Царя всех. — Великий вход знаменует шествие Иисуса Христа на вольные страдания. — Постановление Св. Сосудов на Престол означает снятие тела Господня со креста и погребение. Престол в этот момент символизирует Гефсиманский сад; антиминс — гроб Христов; покровцы — погребальную плащаницу; священник и диакон — Иосифа и Нико-дима, погребавших пречистое тело Спасителя. Каждение и фимиам — напоминают благоухание смирны, мирра и алоя, которыми было помазано Тело Христа. Оставление звездицы над дискосом —
означает печать на гробе Христа. Закрытие же Царских врат и задергивание завесы, после перенесения Св. Даров, означает приставление стражи и камня ко Гробу. — Внушение диаконом «мира и любви» напоминает, что они суть необходимые условия для принятия Тела и Крови Христовых, подобно тому, как за внутренний мир и самоотверженную любовь ко Христу Св. жены-мироносицы удостоились первыми лицезрения Иисуса Христа после воскресения. — Возглас: «двери, двери, премудростию вонмем» напоминает, что молящиеся должны закрыть двери своей души для житейских помыслов и приготовиться к духовному созерцанию того, что происходит в Алтаре за «царскими вратами». Следующее за тем открытие завесы пред пением «Символа веры» означает открытие гроба, а колебание «священником» воздуха обозначает землетрясение, бывшее в момент воскресения Иисуса Христа... — Пение Символа веры является выражением веры вселенской церкви в Воскресение Иисуса Христа; а благовест — знак торжества проповеди — о воскресении и в то же время средство напомнить отсутствующим о приближении момента — Освящения Св. Даров. — Матерь Божия торжественно прославляется Первой после освящения Св. Даров, потому что Она послужила Тайне воплощения и есть первая ходатаица наша для получения благ Евхаристии. — Пение молитвы Господней есть знак исполнения обетов о даровании хлеба насущного для души и тела, подаваемых в Таинстве причащения. — Возношение Св. Агнца есть видимый знак действительности воскресения Христова и явления Его Апостолам. — Вливание теплоты в Св. Чашу пред причащением священнослужителей знаменует жизненность и действительность воскресшего Иисуса Христа, ибо теплота, необходимое Свойство живого и животворного тела и крови23. — Предпоследнее явление Св. Даров, при пении стиха: «Благословен, грядый во имя Господне» изображает явление Спасителя после своего воскресения. — Последнее явление Св. Даров означает вознесение Иисуса Христа. Фимиам каждения знаменует светлое облако вознесения. Престол знаменует Престол Бога Отца, жертвенник — является местом сидения Сына Божия одесную Бога Отца.
9 - Зак. 412
129
Таким образом, Литургия оглашенных означает годы учения Иисуса Христа, а Литургия верных — дни страданий, воскресения и последующее пребывание Спасителя на земле до вознесения и самое вознесение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Слово литургия происходит от греческого слова «литое»— общественный, торжественный и «эргон», — дело, служба ( значит, общественное, торжественное дело или служба).
2. Облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго».
3. Словом «воздух» большой покров называется потому, что вея им на литургии во время символа веры, священник колеблет воздух. Введение воздуха объяснялось естественною необходимостью закрыть Св. Дары от насекомых. Ранее подобное назначение исполняли рипиды.
4. В древности такие оглашенные обыкновенно стояли в притворах или нарфиксах.
5. «Непреложно» — значит, что в лице И. Христа ни божество не преложилось (и переменилось) в человечество; ни человечество не перешло в божество.
6. Строго говоря, слова «Господу помолимся» должны диаконом произноситься тихо.
7. В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Например, в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую, поется:
«Елицы во Христа крестистеся, во Те, которые крестились во имя Хрис-Христа облекостеся, аллилуиа». та, во Христа и облеклись благода-
тию Христовой. Аллилуиа.
Это пение напоминает о том, что в древности к этим праздникам приурочивали крещение оглашенных. — В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сент.) и в неделю Крестопоклонную поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
8. Прокимнов вообще много. Они разделяются на прокимны литургийные и утренние; литургийные подразделяются на повседневные, воскресные и праздничные. Кроме того, особые прокимны приурочены к великопостному богослужению и богослужению от Пасхи до Троицы. Есть прокимны «Общие Святым». Все эти прокимны содержатся, между прочим, в книге: «Служебник». Вот воскресные литургийные прокимны, — различающиеся по гласам:
1 гл. — «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».
2 гл. — «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение».
3 гл. — «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви Нашему, пойте».
4 гл. — «Яко возвеличашася дела твоя, Господи, вся Премуд-ростию Сотворил еси».
5 гл. — «Ты, Господи, Сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век».
6 гл. — «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние твое».
7 гл. — «Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром».
8 гл. — «Помолитеся и воздадите Господеви Богу Нашему».
По прочтении Апостола полагается чтецу произносить еще
краткий стишок, называемый «аллилуарием».
9. Историческое происхождение Великого входа соответствует происхождению Малого входа. Как уже говорилось неоднократно, в древности устраивалось два боковых отделения (апсиды) около алтаря. В одном отделении (назыв. Диаконником или Сосудохра-нилищем) хранились Священные сосуды, одежды и книги, в том числе и Евангелия. Другое отделение (назыв. Предложением) было предназначено для принятия приношений (хлеба, вина, елея и ладана), из которых потребная часть отделялась для Евхаристии. Когда приближалось чтение Евангелия, то диаконы уходили во Сосудохранительницу или Диаконник и приносили Евангелие для чтения посреди Церкви. Равным образом пред освящением Св. Даров диаконы из Предложения приносили совершителю Ли-
тургии Дары к Престолу. Таким образом, в древности перенос хлеба и вина был практически необходим, потому что жертвенник находился не в алтаре как теперь, а в самостоятельной части храма. Теперь же Великий вход имеет больше иносказательное значение, изображая собою шествие Иисуса Христа на вольное Страдание.
10. Попечение по-гречески означает печаль, забота, пристрастие к земным благам, «попечение о них».
11. Слова «Царя всех, подымем» — переводят еще так: чтобы принять в Дарах Царя всех, переносимого с жертвенника на престол.
12. «Дориносима», по-гречески «дорифоруменон», что означает: «носимый на копьях». Такой перевод напоминает древний обычай воинов поднимать на щитах копьями своего полководца. «Дори-форумена» — значит также: «сопровождаемого в качестве почетной стражи». Вся фраза во втором переводе будет иметь смысл, что ангелы невидимо сопровождают Христа во время великого входа в качестве почетной стражи.
13. Слова «милость мира» — имеют еще другой смысл: «будем возносить в душевном мире дары дружбы, взаимной любви и жертву славословия».
14. Для возвещения лицам, неприсутствующим во Храме, о приближении важнейшего момента литургии — бывает Благовест, называемый звоном к «Достойно».
15. Слова Евхаристической молитвы, произносимые священником вслух народу, взяты из видения пророка Иезекииля (1, 4—24), Исайи (6, 3) и Ап. Иоанна Богослова (Апок. 4, 6—8). Св. Пророк Иезекииль и Иоанн Богослов в Откровении видели Престол Божий, Окруженный Ангелами — в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые немолчно восклицали. Пр. Исайя слышал, что они восклицали именно слова этой хвалебной песни: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Таким образом, и Ангелы, и люди как бы духовно соединились в прославлении Бога этой победной песнью. К этой победной песне Ангелов присоединяется еще песнь еврейских детей, которою те приветствовали Спасителя при Его торжественном вхо-
де в Иерусалим, а именно: «Осанна в вышних, Благословен гря-дый во Имя Господне, осанна в вышних».
16. По-гречески слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» означают: «Твои дары: хлеб и вино — мы Тебе, Господи, приносим вследствие всех изложенных в молитве побуждений»; согласно всему указанному (Иисусом Христом) порядку (Лук. XXIII, 19) и в благодарность за все благодеяния. В молитве из литургии св. Василия Великого, читаемой во время I просит, эк-тении, эта мысль выражается еще сравнением. Здесь читается, чтобы Господь принял бы приносимую Евхаристическую бескровную жертву так же, как Он принял: «Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамовы всеплодия, Моисеевы и Аароновы священства, Самуи-лова мирная».
17. «Словесной службой» Евхаристия называется в отличие от «деятельной» службы (через молитву и добрые дела»), потому что преложение Св. Даров выше сил человеческих, а совершается благодатию Св. Духа и священник молится, произнося соверши-тельные слова.
18. Делаем себя «милыми», угодными Богу; умиленно молимся.
19. Итак, молитва евхаристическая разделяется на три части: благодарственную, историческую и просительную.
20. В двунадесятые праздники вместо «Достойно» поется Ирмос 9 песни Канона. В ирмосе также говорится о Пресвятой Богородице, и он называется «задостойником».
21. Кроме сего, этими словами выражается мысль об общем единении всех верующих через Иисуса Христа.
22. Люди называются достоянием и собственностью И. Христа, как приобретенные Его Кровью и Страданиями (1 Петр. II, 9).
23. По ходу предыдущих изъяснений — самое Причащение священнослужителей, в особенности соборное, может обозначать неоднократные «общения» Апостолов с Иисусом Христом после Его воскресения и вкушения ими трапезы, благословенной Воскресшим Христом, а равно знак будущего вкушения верующими от плода лозного в Новом Царствии Бога Отца (Лук. XXII, 30; Матф. XXVI, 29; Марк. XIV, 25).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.